Дело №2-189/2023
УИД-22RS0039-01-2023-000216-50
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Петропавловское 11 августа 2023 года
Петропавловский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Полетайкиной А.В.,
при секретаре Заздравных Л.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Алтайскому краю в лице Территориального отдела Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Алтайскому краю в г. Белокуриха, Алтайском, Быстроистокском, Петропавловском, Советском, Смоленском, Солонешенском районах в интересах неопределенного круга лиц к Индивидуальному предпринимателю Жуковой М.А. о признании действий противоправными и возложении обязанности по предоставлению необходимой и достоверной информации,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в г.Белокуриха, Алтайском, Быстроистокском, Петропавловском, Смоленском, Советском и Солонешенском районах (далее – ТО Роспотребнадзора), действуя в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к ИП Жуковой М.А. с требованиями о признании действий противоправными, возложении обязанности прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей на получение необходимой и достоверной информации о товаре путем реализации товаров без маркировки средствами идентификации либо с нарушением установленного порядка маркировки товаров.
В обоснование исковых требований указано, что согласно информации (обращение), размещенной в Государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров (далее – ГИС МТ) (http://gov.crpt.ru), ИП Жуковой М.А. осуществляется реализация товара (обувь) с нанесением средств идентификации, не зарегистрированных в системе ГИС МТ.
За период с начала осуществления наблюдения за соблюдением обязательных требований в системе ГИС МТ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ИП Жуковой М.А. установлено 9 отклонений, связанных с нанесением средств идентификации, не зарегистрированных в системе ГИС МТ. Продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 6 постановления Правительства РФ от 05.07.2019 №860 «Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом обувных товаров) установлено, что на территории Российской Федерации ввод в оборот обувных товаров без нанесения на них средств идентификации и передачи в информационную систему мониторинга сведений о маркировке обувных товаров средствами идентификации не допускается с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.9 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 №515 участник оборота товаров, обеспечивающий нанесение средств идентификации на товары, до ввода в оборот товара, направляет сведения о нанесении средств идентификации на товар в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации эмиссии. Несоответствие реализуемого товара нанесенным на него средствам идентификации свидетельствует о том, что сведения о товарах были переданы в информационную систему мониторинга с нарушением.
Каждой единице товара, введенной в оборот, присваивается уникальный код. Товары, сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации) не переданы в информационную систему мониторинга или переданы с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, считаются немаркированными.
Учитывая постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», а так же то, что действия ИП Жуковой М.А. не создали непосредственную угрозу или причинение вреда жизни, здоровью граждан, 30.01.2023 №13/3/03 было вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, в котором ей предложено не производить реализацию товаров с незарегистрированными средствами идентификации и принять меры по устранению нарушений с течение 60 дней с момента получения предостережения. Предостережение ответчиком получено лично ДД.ММ.ГГГГ.
Однако ИП Жуковой М.А. не были приняты меры по устранению нарушений и более того, допущены новые нарушения.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ИП Жуковой М.А. установлено еще 149 отклонений по реализации обувных товаров, связанных с нанесением средств идентификации, не зарегистрированных в системе ГИС МТ.
Таким образом, индивидуальным предпринимателем Жуковой М.А. осуществляется продажа товаров без маркировки средствами идентификации, тем самым нарушаются права неопределенного круга потребителей на получение необходимой и достоверной информации о товарах.
Представитель истца ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в г.Белокуриха, Алтайском, Быстроистокском, Петропавловском, Смоленском, Советском и Солонешенском районах, надлежащим образом извещенный о дата рассмотрения дела в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, требования искового заявления просил удовлетворить по доводам, изложенным в иске.
Ответчик ИП Жукова М.А., надлежащим образом извещенная о дате судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, направила в суд заявление о признании исковых требований, из содержания которого усматривается, что последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, им разъяснены и понятны.
В силу положений ч. 1, 2 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии со ст. 173 ГПК РФ, признание иска ответчиком заносится в протокол судебного заседания и подписывается истцом, ответчиком или обеими сторонами. В случае, если признание иска выражено в адресованном суду заявлении в письменной форме, это заявление приобщается к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.
Суд счел возможным на основании ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело при имеющейся явке.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.46 Закона Российской Федерации №2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей», уполномоченный орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №322, является федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, защиты прав потребителей.
Согласно пункту 5.1.2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №322), в компетенцию данного федерального органа исполнительной власти входит, помимо прочего, федеральный государственный надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.
Пунктом 6 постановления Правительства РФ от 05.07.2019 №860 «Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом обувных товаров) установлено, что на территории Российской Федерации ввод в оборот обувных товаров без нанесения на них средств идентификации и передачи в информационную систе6му мониторинга сведений о маркировке обувных товаров средствами идентификации не допускается с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.9 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 №515 участник оборота товаров, обеспечивающий нанесение средств идентификации на товары, до ввода в оборот товара, направляет сведения о нанесении средств идентификации на товар в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации эмиссии. Несоответствие реализуемого товара нанесенным на него средствам идентификации свидетельствует о том, что сведения о товарах были переданы в информационную систему мониторинга с нарушением.
Согласно п. 26 правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 № 515) (далее – Правила) участники оборота товаров, определенные правилами маркировки отдельных товаров, в отношении которых вводится обязательная маркировка, представляют информацию о выводе из оборота товаров в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации выбытия, предоставляемых и обслуживаемых оператором на безвозмездной основе.
Код маркировки - уникальная последовательность символов, формируемая оператором, состоящая из кода идентификации и кода проверки; код идентификации - последовательность символов, представляющая собой уникальный номер экземпляра товара (п. 2 Правил).
Таким образом, каждой единице товара, введенной в оборот, присваивается уникальный код.
Товары, сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации) не переданы в информационную систему мониторинга или переданы с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, считаются немаркированными (п. 10 Правил).
В судебном заседании установлено, что в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований, проведенного в соответствии с п.4 ст.20, пп.1 ст. 56, ст.74 Федерального закона РФ от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», пп.22, 35 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 №1005, приказом Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю от 17.01.2023 №12 «Об осуществлении наблюдения за соблюдением обязательных требований в «Государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров» (ГИС МТ) за непродовольственной продукцией», согласно информации (обращение), размещенной в Государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров (далее – ГИС МТ) (http://gov.crpt.ru), ИП Жуковой М.А. осуществляется реализация товара (обувь) с нанесением средств идентификации, не зарегистрированных в системе ГИС МТ.За период с начала осуществления наблюдения за соблюдением обязательных требований в системе ГИС МТ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ИП Жуковой М.А. установлено 9 отклонений, связанных с нанесением средств идентификации, не зарегистрированных в системе ГИС МТ. Продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ИП Жуковой М.А. установлено еще 149 отклонений по реализации обувных товаров, связанных с нанесением средств идентификации, не зарегистрированных в системе ГИС МТ.
Таким образом, индивидуальным предпринимателем Жуковой М.А. осуществлялась продажа товаров без маркировки средствами идентификации, тем самым нарушались права неопределенного круга потребителей на получение необходимой и достоверной информации о товарах.
Согласно предисловию к Закону РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Под продавцом понимается организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.
В силу ст.8 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В данном случае, размещение необходимой информации дополнительно регулируется постановлением Правительства РФ от 05.07.2019 № 860 «Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров» (далее Правила).
П.11 Правил, представление участниками оборота обувных товаров информации в информационную систему мониторинга осуществляется с использованием стандартных протоколов передачи данных и разработанных оператором информационной системы мониторинга интерфейсов электронного взаимодействия путем обмена электронными документами (заявление, уведомление, квитанция и прочее), формат которых определяется оператором информационной системы мониторинга и размещается на официальном сайте оператора информационной системы мониторинга в сети "Интернет".
Обязанность по предоставлению в информационную систему мониторинга предусмотренной настоящими Правилами информации, передаваемой в составе универсальных передаточных документов и универсальных корректировочных документов, исполняется участником оборота обувных товаров путем направления таких универсальных передаточных документов и универсальных корректировочных документов оператору электронного документооборота на основании заключенного между ними договора, который должен предусматривать следующее:
передача подписанных обеими сторонами сделки универсальных передаточных документов, универсальных корректировочных документов участника оборота обувных товаров оператором электронного документооборота в информационную систему мониторинга осуществляется в режиме реального времени;
передача оператором электронного документооборота участнику оборота обувных товаров уведомлений (квитанций) оператора информационной системы мониторинга, указанных в пункте 16 настоящих Правил, осуществляется в режиме реального времени;
датой исполнения обязанности участника оборота обувных товаров по представлению сведений в информационную систему мониторинга считается дата получения универсального передаточного документа, универсального корректировочного документа оператором информационной системы мониторинга;
ответственность за корректность сведений, содержащихся в универсальных передаточных документах и универсальных корректировочных документах несет участник оборота обувных товаров, а за неизменность и своевременность передачи в информационную систему мониторинга универсальных передаточных документов, универсальных корректировочных документов, представленных участником оборота обувных товаров, несет оператор электронного документооборота.
В соответствии с п.12 Правил электронные документы, направляемые участниками оборота обувных товаров в информационную систему мониторинга, должны быть подписаны усиленной электронной подписью участника оборота обувных товаров, за исключением случаев передачи:
а) сведений о продаже обувных товаров, передаваемых участниками оборота обувных товаров в электронной форме в составе фискальных документов в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники;
б) сведений, передаваемых участниками оборота обувных товаров в электронной форме с использованием устройств регистрации эмиссии кодов маркировки.
Таким образом, ИП Жуковой М.А. допущены нарушения прав потребителей неопределенного круга лиц на получение необходимой и достоверной информации о товарах.
В соответствии с положениями пп. 7 ч. 4 ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривают, в том числе и обращение в суд с заявлениями в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей.
На основании п. 8.19 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю, утвержденное Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения от 10.07.2012 г. №754, Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю осуществляет федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, в том числе, предъявляет иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
В соответствии с ч.3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Учитывая вышеизложенное, заявленные Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю исковые требования подлежат удовлетворению.
Выявленные нарушения в сфере реализации товаров без маркировки средствами идентификации, нарушают права неопределенного круга лиц потребителей на получение необходимой и достоверной информации о товарах.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании п.3 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, суд взыскивает с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, государственную пошлину в размере 300 рублей 00 копеек.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Алтайскому краю в лице Территориального отдела Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Алтайскому краю в г. Белокуриха, Алтайском, Быстроистокском, Петропавловском, Советском, Смоленском, Солонешенском районах в интересах неопределенного круга лиц к Индивидуальному предпринимателю Жуковой М.А. (ИНН №, ОГРН №) о признании действий противоправными и возложении обязанности по предоставлению необходимой и достоверной информации удовлетворить.
Признать противоправными действия Индивидуального предпринимателя Жуковой М.А. осуществляющей розничную реализацию товаров (обувь), в части нарушения прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации о товаре путем реализации товаров без маркировки средствами идентификации либо с нарушением установленного порядка маркировки товаров.
Обязать Индивидуального предпринимателя Жукову М.А. прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей на получение необходимой и достоверной информации о товарах, направленные на реализацию товаров (обуви) без маркировки средствами идентификации либо с нарушением установленного порядка маркировки товаров.
Взыскать с Индивидуального предпринимателя Жуковой М.А. государственную пошлину, от уплаты которой истец был освобожден, в размере 300 (триста) рублей в доход местного бюджета.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Петропавловский районный суд Алтайского края.
Решение суда в окончательной форме принято 17 августа 2023 года.
Судья А.В. Полетайкина