Дело № 2-18/14
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 января 2014 года Углегорский городской суд
Сахалинской области
В составе: председательствующего судьи Ю.С.Калашниковой
при секретаре Е.А.Никитиной
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Углегорского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Углегорского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу организовать предоставление юридическим и физическим лицам муниципальных услуг в электронной форме в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
22 ноября 2013 года Углегорский городской прокурор обратился с указанным иском в Углегорский городской суд, в обоснование которого указал, что Углегорской городской прокуратурой на основании задания прокуратуры Сахалинской области от 28.10.2013 года № 7/2-11-2013 о проведении проверки соблюдения требований законодательства о государственных и муниципальных услугах проведена проверка, в результате которой было установлено, что требования Закона № 210-ФЗ администрацией Углегорского городского поселения не выполняются в полном объеме, что подтверждается актом об отсутствии на официальном сайте администрации Углегорского городского поселения возможности к доступу гражданам и организациям к государственным и муниципальным услугам, что нарушает права широкого круга лиц – граждан и организаций, на открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободного доступа к такой информации, на минимизирование личного контакта государственного или муниципального служащего и заявителя с тем, чтобы исключить возможность установления коррупционной связи, на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
До начала судебного разбирательства от Углегорского городского прокурора Видоменко Ю.Н. поступило уточнение исковых требований, просит обязать администрацию Углегорского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области организовать предоставление юридическим и физическим лицам муниципальных услуг в электронной форме в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в срок до 01.06.2014 года. Отказывается от исковых требований о признании незаконным бездействия администрации Углегорского городского поселения Сахалинской области.
Определением Углегорского городского суда от 13.01.2014 производство по делу в части признания незаконным бездействия администрации Углегорского городского поселения прекращено.
В судебном заседании старший помощник прокурора Неволин Д.Е. поддержал уточненные исковые требования, дал пояснения соответствующие доводам искового заявления.
В судебное заседание вызывался и не явился представитель администрации Углегорского городского поселения, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом. Согласно заявлению от 13.01.2014 признают исковые требования Углегорского городского прокурора частично, в части возложения обязанности в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу организовать предоставление юридическим и физическим лицам муниципальных услуг в электронной форме в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», просят установить срок для исполнения требований до 01 июня 2014 года. Ходатайствуют о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Руководствуясь ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав пояснения прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 3,6 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на принципах открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободного доступа к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами, а также достоверности информации и своевременности ее предоставления.
Согласно ч.ч. 1,2,3,4, ст. 8 указанного Федерального закона №149-ФЗ, граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом другими федеральными законами. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, от должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
Доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну) не может быть ограничен.
Пунктом 1 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее по тексту - Федеральный закон № 8-ФЗ) установлено, что к информации о деятельности органов местного самоуправления относится информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий органами местного самоуправления организациями, подведомственными органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы организации. К информации о деятельности органов местного самоуправления относятся также муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.
В соответствии с п.2 ст.6 Федерального закона № 8-ФЗ, доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться, в том числе, путем размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет».
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона № 8-ФЗ, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет", указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.
Частями 1,2 ст.13 Федерального закона № 8-ФЗ установлен перечень информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, подлежащей обязательному размещению в сети Интернет.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О противодействии коррупции» основные направления государственной политики в области противодействия коррупции определяются Президентом Российской Федерации.
Пунктом «в» ч. 8 Национальной стратегии противодействия коррупции, утверждённой Указом Президента РФ от 13.04.2010 №460 (ред. от 13.03.2012), одним из направлений реализации национальной стратегии противодействия коррупции признано внедрение в деятельность органов местного самоуправления инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии управленческих решений, а также обеспечивающих электронное взаимодействие органов местного самоуправления с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг.
Внедрение в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления возможности предоставления гражданам и организациям услуг в электронной форме признано минимизировать личный контакт государственного или муниципального служащего и заявителя с тем, чтобы исключить возможность установления коррупционной связи.
С целью реализации указанных основных направлений антикоррупционной политики государства принят Федеральный закон от 27.07.2010 №210-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.
Согласно п.6 ст.4 Закона №210-ФЗ одним из принципов предоставления услуг является возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также е в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации по выбору заявителя.
В соответствии с п.п. 1-3 ст.5 Закона №210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления услуги; на получение полной, актуальной достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем услуги в электронной форме (п.2 ч.1. ст.6 закона №210-ФЗ).
Федеральным законодателем предоставлен значительный срок для обеспечения реализации требований Закона №210-ФЗ. Так согласно ч.ч. 1,3,4 ст.29 Закона №210-ФЗ, административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Сведения о муниципальных услугах должны быть включены в муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее 1 июля 2011 года.
Переход на предоставление муниципальных услуг в электронной форме органами местного самоуправления осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми органом местного самоуправления.
Пунктом 1.2. ч.4 ст. 29 Закона № 210-ФЗ предусмотрено обеспечение реализации не позднее 1 июля 2012 года органами местного самоуправления требований п.3 ч.1 и п.1 ч.2 ст.6, п.2 ч.1 ст.7 указанного Федерального закона в отношении документов и информации, используемых в рамках предоставления услуг. Указанный срок (не позднее 1 июля 2012 года) является общим для всех исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для обеспечения перехода на межведомственное информационное взаимодействие.
Как установлено в судебном заседании, администрацией Углегорского городского поселения требования Закона № 210-ФЗ в полной мере не исполняются.
Как следует из акта проверки от 12.11.2013 года, на официальном сайте администрации Углегорского городского поселения в сети Интернет http://ugp.admsakhalin.ru ресурс «Предоставление муниципальных услуг в электронном виде» не работает, услуга отсутствует. Положение об официальном сайте отсутствует.
Законодатель не ставит право заявителя получать, а обязанность органов местного самоуправления – предоставлять муниципальные услуги в электронной форме в зависимость от наличия или отсутствия у органов местного самоуправления возможности организовать функционирование сети интернет. Для решения указанного организационного вопроса федеральным законодателем предоставлялось достаточное время. Таким образом, с учетом установленных обстоятельств суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора и их удовлетворении.
Предложенный прокурором срок устранения выявленных нарушений – до 01 июня 2014 года суд находит разумным и достаточным для исполнения решения суда.
В соответствии с подпунктами 9 и 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истец и ответчик от уплаты государственной пошлины освобождены, следовательно, в силу ч.4 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина взысканию по данному делу не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Углегорского городского прокурора Сахалинской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Углегорского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области - удовлетворить.
Обязать администрацию Углегорского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области организовать предоставление юридическим и физическим лицам муниципальных услуг в электронной форме в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в срок до 01 июня 2014 года.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Углегорский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения суда.
Председательствующий судья Ю.С.Калашникова