Дело № 2-18/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3 февраля 2015 года п. Дубровка
Дубровский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Бузинской В.С.,
с участием помощника прокурора Дубровского района Брянской области Асташевского А.В.,
при секретаре Антошиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Дубровского района Брянской области (в порядке ст. 45 ГПК РФ) в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Дубровского района Брянской области и муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Рековичская основная общеобразовательная школа» (далее МБОУ «Рековичская ООШ») Дубровского района Брянской области о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
28 ноября 2014 года прокурор Дубровского района Брянской области обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Дубровского района Брянской области и МБОУ «Рековичская СОШ» Дубровского района Брянской области, ссылаясь в обоснование своих требований на то, что прокуратурой Дубровского района Брянской области в ходе проведенной проверки исполнения законодательства о противодействии терроризму установлено, что здание МБОУ «Рековичская СОШ» Дубровского района Брянской области не оборудовано системой телевизионного наблюдения, а также каналом передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны). Данное обстоятельство свидетельствует о том, что в учреждении образования не ведутся мероприятия, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений, нарушаются требования, предъявляемые к системам физической защиты и охраны детей, находящихся в учреждении, так как отсутствует система телевизионного видеонаблюдения, а также канал передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны), что не позволяет обеспечить постоянный контроль и предупреждение террористических актов. Нарушение антитеррористического законодательства является реальной угрозой жизни и здоровью неопределенного круга лиц в случае угрозы совершения террористического акта, а также значительно снижает уровень антитеррористической защищенности образовательного учреждения.
В связи с изложенным прокурор Дубровского района Брянской области просил суд обязать администрацию Дубровского района Брянской области провести финансирование мероприятий по установке системы видеонаблюдения и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) в здании МБОУ «Рековичская СОШ» Дубровского района Брянской области, расположенном по адресу: <адрес>, а также обязать МБОУ «Рековичская СОШ» Дубровского района Брянской области установить систему видеонаблюдения и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) в здании МБОУ «Рековичская СОШ» Дубровского района Брянской области, расположенном по адресу: <адрес>.
24 декабря 2014 года прокурор Дубровского района Брянской области уточнил исковые требования в части наименования образовательного учреждения: вместо МБОУ «Рековичская СОШ» Дубровского района Брянской области – МБОУ «Рековичская ООШ» Дубровского района Брянской области.
Определением Дубровского районного суда Брянской области от 24.12 2014 г. произведена замена ответчика: МБОУ «Рековичская СОШ» Дубровского района Брянской области на МБОУ «Рековичская ООШ» Дубровского района Брянской области.
В судебном заседании помощник прокурора Дубровского района Брянской области Асташевский А.В. исковые требования с учетом их уточнения поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Дубровского района Брянской области ФИО1 (доверенность от 19.02.2014 г.) не признала уточненные исковые требования прокурора Дубровского района Брянской области, а также пояснила, что нормы, закрепленные в нормативно-правовых актах, на которые ссылается прокурор Дубровского района Брянской области в исковом заявлении, носят рекомендательный, а не обязательный характер. На сегодняшний день в образовательных учреждениях Дубровского района Брянской области, в том числе и в МБОУ «Рековичская ООШ», предприняты все необходимые меры по обеспечению противодействия терроризму. Работники и учащиеся образовательного учреждения проинструктированы и ознакомлены с планом действий в случае возникновения угрозы террористического акта либо иного действия, угрожающего жизни и здоровью учащихся и сотрудников учреждения. Ежедневно проводятся осмотры здания и прилегающей к нему территории. В школе организовано круглосуточное дежурство, установлена пожарная сигнализация, имеется стационарный телефон, а также эвакуационные выходы.
Представители ответчика – МБОУ «Рековичская ООШ» Дубровского района Брянской области ФИО2 (доверенность от 10.12.2014 г.) и директор школы ФИО3 не признали уточненные исковые требования прокурора Дубровского района Брянской области, полностью поддержав позицию представителя администрации Дубровского района Брянской области ФИО1
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Департамента образования и науки Брянской области в судебное заседание не явился, директор Департамента ФИО4 представил письменные возражения на исковое заявление и доверил суду рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие своего представителя.
Представитель третьего лица – Жуковского МОВО – филиала ФГКУ «УВО УМВД РФ по Брянской области» ФИО5 (доверенность № от 29.01.2015 г.) поддержал уточненные исковые требования прокурора Дубровского района Брянской области в части установки в образовательном учреждении канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны), вопрос по установке системы видеонаблюдения полагал разрешить на усмотрение суда. При обследовании учреждения его предложения носили рекомендательный характер.
Суд, выслушав лиц, участвующих по делу, изучив и исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
Требованиями ст. 2 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В соответствии со статьями 20 и 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» под терроризмом понимается идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.
Пункты 7 и 13 ст. 2 вышеуказанного Федерального закона указывают на отдельные основные принципы противодействия терроризму, такие, как приоритет мер предупреждения терроризма; соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
В целях противодействия терроризму и экстремизму необходима реализация эффективных мер, направленных на обеспечение готовности сил и средств к ситуационному реагированию на возникающие террористические угрозы, минимизацию и ликвидацию последствий их проявлений, осуществление комплексного подхода к профилактике терроризма и экстремизма, выявление и снижение негативного влияния условий и факторов, способствующих возникновению проявлений терроризма и экстремизма. К числу мер по противодействию терроризма и экстремизма относится создание и поддержание необходимого уровня защищенности объектов.
Финансовое обеспечение противодействия терроризму осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов РФ, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов (п. 40 Концепции противодействия терроризму РФ, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 г.). Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом РФ и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (п. 42 указанной Концепции).
В соответствии с ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно пункту 5 части 1 ст. 9 названного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно п. 6.48 Строительных норм и правил (СНиП) 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 г. № для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать помещения для охраны с установкой систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112».
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Дубровского района Брянской области была проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму в образовательном учреждении – МБОУ «Рековичская ООШ» Дубровского района Брянской области, расположенном по адресу: <адрес>.
В ходе проведенной проверки было установлено, что руководством вышеуказанного образовательного учреждения не проводятся мероприятия, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений, а именно, здание образовательного учреждения не оборудовано системой телевизионного наблюдения, а также каналом передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) – (л.д. 5).
В соответствии с п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий; к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального Закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В судебном заседании установлено, что согласно уставу МБОУ «Рековичская ООШ» Дубровского района Брянской области учредителем образовательного учреждения является муниципальное образование «Дубровский район», имущество учреждения является муниципальной собственностью.
Согласно акту обследования объекта на предмет технической укрепленности и антитеррористической защищенности от 14.08.2014 г. МБОУ «Рековичская ООШ» Дубровского района Брянской области рекомендовано в учреждении усилить пропускной режим, установить видеонаблюдение, провести инструктаж с педагогами, учащимися и техническим персоналом, установить тревожную сигнализацию (л.д. 16).
Из письма № от 21.10.2014 г. заместителя начальника Жуковского МОВО-филиала ФГКУ «УВО УМВД России по Брянской области», направленного на имя и.о. главы администрации Дубровского района Брянской области, усматривается, что в целях обеспечения общественной безопасности образовательных учреждений Жуковским МОВО было предложено администрации Дубровского района Брянской области рассмотреть вопрос о возможности оборудования школ и дошкольных учреждений, расположенных на территории Дубровского района, охранной и тревожной сигнализацией. Для оборудования данный системы требуется лишь исправный мобильный телефон и сим-карта с положительным балансом (л.д. 7-8).
Согласно материалам дела и показаниям представителей ответчиков в образовательном учреждении МБОУ «Рековичская ООШ» Дубровского района Брянской области проводятся мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности и безопасности воспитанников, обучающихся, работников образовательного учреждения, а именно, издан приказ «Об антитеррористической защищенности» (л.д. 35-36), согласно которому разработан план мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности (л.д. 37), разработана инструкция по противодействию терроризму и действиям в экстремальных ситуациях для работников учреждения (л.д. 38-46). Работники и учащиеся образовательного учреждения проинструктированы и ознакомлены с планом действий в случае возникновения угрозы террористического акта либо иного действия, угрожающего жизни и здоровью учащихся и сотрудников учреждения. Ежедневно проводятся осмотры здания и прилегающей к нему территории. В школе организовано круглосуточное дежурство, установлена пожарная сигнализация, имеется стационарный телефон, а также эвакуационные выходы.
Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании помощник прокурора Дубровского района Брянской области в обоснование заявленных требований неоднократно ссылался на нормативно-правовые акты, нормами которыми предусмотрена установка в образовательных учреждениях системы телевизионного наблюдения и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны), однако он не представил доказательств, может ли быть установлена в здании учреждения система видеонаблюдения, имеется ли в учреждении помещение, предусмотренное для установки данной системы, предусмотрен ли штатным расписанием работников обслуживающий персонал системы видеонаблюдения.
Представители МБОУ «Рековичская ООШ» Дубровского района Брянской области и администрации Дубровского района Брянской области пояснили, что специально-оборудованного помещения для установки камер видеонаблюдения в учреждении нет и штатом работников школы не предусмотрен обслуживающий персонал камер видеонаблюдения.
В судебном заседании установлено, что для установки в здании образовательного учреждения канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) необходимы стационарный или мобильный телефоны. На сегодняшний день в учреждении имеется стационарный телефон и индивидуальные мобильные телефоны у работников школы.
С учетом изложенных обстоятельств, суд считает возможным частично удовлетворить уточненные исковые требования прокурора Дубровского района Брянской области и обязать администрацию Дубровского района Брянской области провести финансирование мероприятий по установке канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) в здании МБОУ «Рековичская ООШ» Дубровского района Брянской области, расположенном по адресу: <адрес>, и обязать МБОУ «Рековичская ООШ» Дубровского района Брянской области установить канал передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) в здании вышеуказанного образовательного учреждения, поскольку отсутствие канала передачи тревожных сообщений создает угрозу для жизни и здоровья учащихся образовательного учреждения. В остальной части исковых требований прокурору Дубровского района Брянской области суд считает необходимым отказать за необоснованностью исковых требований.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Частично удовлетворить уточненные исковые требования прокурора Дубровского района Брянской области (в порядке ст. 45 ГПК РФ) в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Дубровского района Брянской области и муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Рековичская основная общеобразовательная школа» Дубровского района Брянской области о понуждении к совершению действий.
Обязать администрацию Дубровского района Брянской области провести финансирование мероприятий по установке канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) в здании муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Рековичская основная общеобразовательная школа» Дубровского района Брянской области, расположенном по адресу: <адрес>.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Рековичская основная общеобразовательная школа» Дубровского района Брянской области установить канал передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) в здании муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Рековичская основная общеобразовательная школа» Дубровского района Брянской области, расположенном по адресу: <адрес>.
В остальной части исковых требований прокурору Дубровского района Брянской области отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Дубровский районный суд Брянской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья В.С. Бузинская