ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-18/18 от 12.01.2017 Цивильского районного суда (Чувашская Республика)

Дело № 2-18/2018

Решение

именем Российской Федерации

12 января 2017 года г.Цивильск

Цивильский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Владимирова А.Н., при секретаре Маргушовой Т.Ю., с участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика – ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к публичному акционерному обществу «Сбербанк России» о взыскании незаконно списанных денежных средств, упущенной выгоды, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда, штрафа,

установил:

ФИО3 обратился в суд с исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, к публичному акционерному обществу «Сбербанк России» о взыскании незаконно списанных денежных средств в сумме <данные изъяты> руб., упущенной выгоды в размере <данные изъяты>. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере <данные изъяты>. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> руб., штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя. В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ между ПАО «Сбербанк России» и ФИО3 был заключен договор о вкладе «Сохраняй», в соответствии с которым вкладчик вносит <данные изъяты> руб. сроком на <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ между ПАО «Сбербанк России» и ФИО3 заключен договор о вкладе «Управляй», в соответствии с которым вкладчик вносит <данные изъяты>. путем перечисления со вклада «Сохраняй» . Также истец является держателем дебетовой карты , перевыпущенной после карты № , заблокированной по инициативе банка) № счета от ДД.ММ.ГГГГ). Указанную дебетовую карту истец получил ДД.ММ.ГГГГ, обратившись в дополнительный офис Чувашского отделения ; тогда же заключил с ООО СК «Сбербанк страхование» полис страхования «Защита средств на банковских картах», вместе с сотрудником банка подключил услугу «Мобильный банк» на телефон , осуществил вход в «Сбербанк Онлайн» для проверки списания со счета карты суммы страховой премии. Впоследствии, в этот же день ДД.ММ.ГГГГ со счета вклада на счет карты без ведома истца были перечислены денежные средства в размере <данные изъяты>. Далее с <данные изъяты> со счета карты сняли <данные изъяты>., включая комиссию банка <данные изъяты>., в это время истец находился за рулем и на телефон не отвлекался. Данные операции истец не осуществлял и поручений банку на их осуществление не давал. О том, что со счета истца были сняты денежные средства, он узнал только вечером, когда стал просматривать сообщения в телефоне. На следующий день ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратился в дополнительный офис Чувашского отделения с заявлением о несанкционированном списании денежных средств и просьбой об их возврате. Из банка поступил ответ от ДД.ММ.ГГГГ о том, что списание денежных средств со счета истца было произведено с использованием персональных средств доступа истца, и банк не имел оснований для отказа в проведении операций. Отказ банка в возврате списанных денежных средств истец считает незаконным, поскольку списание денежных средств со счетов истца являлось несанкционированным истцом, произведено без его согласия, и стало возможным в результате необеспечения банком технической защищенности банковской карты истца.

В судебное заседание истец не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель истца – ФИО1, исковые требования поддержала с учетом заявленного уточнения. Указала, что договор банковского обслуживания истцом с ответчиком не заключался, истец не присоединялся к условиям универсального договора банковского обслуживания о распоряжении банковским вкладом с помощью системы «Сбербанк Онлайн», в связи с чем операции по денежным вкладам с помощью системы «Сбербанк Онлайн» не могли производиться, истец не давал письменного распоряжения на закрытие вкладов и письменного распоряжения на перечисление денежных средств со счета банковского вклада на иные счета. На телефоне истца фирмы Нокиа отсутствует техническая возможность использования мобильных приложений, а в принадлежащем истцу Айфоне, на который он действительного установил мобильное приложение «Сбербанк Онлайн», не может использоваться система оповещений Push-уведомления, что подтверждается сведениями с официального сайта банка; смс-сообщения с оповещениями о входе в систему «Сбербанк Онлайн» на номера телефонов истца не приходили, доказательств направления истцу Push-уведомлений с такой информацией ответчиком не представлено; ответчиком не проведена надлежащим образом идентификация и аутентификация клиента при использовании мобильного приложения «Сбербанк Онлайн».

Представитель ответчика ФИО2 исковые требования не признал, указав, что истец ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировался не только в системе «Сбербанк Онлайн» для Айфон, но и в системе «Сбербанк Онлайн» для Андроид, ответчиком истцу направлялись пароли для регистрации, а также уведомление о состоявшейся регистрации. В дальнейшем истец самостоятельно изменил канал доставки оповещений на Push-уведомления, в связи с чем сообщения о входе в систему «Сбербанк Онлайн» направлялись не посредством смс-сообщений, а путем появления появляющихся на экране мобильного устройства всплывающих уведомлений, при этом указанные уведомления сохраняются только на устройстве пользователя; технические возможности телефонных аппаратов истца находятся вне контроля банка. В соответствии с Руководством пользователя «Сбербанк Онлайн» операции, совершаемые в мобильном приложении, не требуют дополнительного подтверждения одноразовыми паролями, используемый при входе в систему «Сбербанк Онлайн» пятизначный пароль был известен только истцу, как и направленные ранее пароли для регистрации в этой системе. Надлежащая идентификация и аутентификация клиента подтверждается протоколом проведения операций в системе «Сбербанк-Онлайн»; банком были выполнены все распоряжения клиента, обязательства перед ним, смс-соощения о произведенных операциях были доставлены на телефон истца. Заключение истцом договора банковского обслуживания подтверждается имеющимися данными по УДБО, а также в договорах о вкладе «Сохраняй» от ДД.ММ.ГГГГ и «Управляй» от ДД.ММ.ГГГГ, подписанными истцом, указано, что они заключены в рамках договора банковского обслуживания от ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.

В силу п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В силу статьи 845 Гражданского кодекса РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету (пункт 1).

Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению (пункт 3).

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 846 Гражданского кодекса РФ при заключении договора банковского счета клиенту или указанному им лицу открывается счет в банке на условиях, согласованных сторонами. Банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, обратившимся с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами.

Требования к удостоверению права распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, предусмотрены статьей 847 Гражданского кодекса РФ, согласно которой права лиц, осуществляющих от имени клиента распоряжения о перечислении и выдаче средств со счета, удостоверяются клиентом путем представления банку документов, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и договором банковского счета (пункт 1).

Договором может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными суммами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и другими документами с использованием в них аналогов собственноручной подписи (пункт 2 статьи 160), кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом (пункт 3).

Из статьи 848 Гражданского кодекса РФ следует, что банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота, если договором банковского счета не предусмотрено иное.

Согласно пункту 1 статьи 854 Гражданского кодекса РФ списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента.

Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом (пункт 2).

Ответственность банка за ненадлежащее совершение операций по счету предусмотрена статьей 856 Гражданского кодекса РФ, согласно которой в случаях несвоевременного зачисления на счет поступивших клиенту денежных средств либо их необоснованного списания банком со счета, а также невыполнения указаний клиента о перечислении денежных средств со счета либо об их выдаче со счета банк обязан уплатить на эту сумму проценты в порядке и в размере, предусмотренных статьей 395 настоящего Кодекса.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между ПАО «Сбербанк России» и ФИО3 в рамках договора банковского обслуживания от ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор о вкладе «Управляй».

На основании заявления ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ на его имя в Чувашском отделении ПАО «Сбербанк России» выпущена международная дебетовая карта , к которой в дальнейшем на основании заявления ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ подключена услуга «Мобильный банк» по номеру телефона <данные изъяты> В дальнейшем ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 к банковской карте подключил услугу «Мобильный банк» по номеру телефона <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ в дополнительном офисе Чувашского отделения ПАО «Сбербанк России» ФИО3 вместо банковской карты получена банковская карта Сбербанка России Visa Classic , к которой подключена услуга «Мобильный банк» по номерам телефона и

В заявлении на получение международной дебетовой карты Сбербанк России истец ФИО3 подтвердил факт ознакомления с Условиями использования карт, Памяткой держателя и Тарифами ОАО Сбербанк России, а также подтвердил свое согласие и обязанность их исполнять.

Согласно п. 1.1. Условий использования банковских карт ПАО «Сбербанк» Условия в совокупности с Памяткой Держателя карт ПАО «Сбербанк», Памяткой по безопасности при использовании карт, Заявлением на получение карты, Альбомом тарифов на услуги, предоставляемые ПАО «Сбербанк» физическим лицам, в совокупности являются заключенным между Клиентом и ПАО «Сбербанк» Договором о выпуске и обслуживании банковских карт.

Услуга «Мобильный банк» это услуга дистанционного доступа Держателя к своим счетам карт и другим сервисам Банка, предоставляемая Банком Клиенту с использование мобильной связи (по номеру(ам) мобильного(ых) телефона(ов) (п. 9.1. Условий).

Согласно п.9.10 Условий использования банковских карт ПАО «Сбербанк» подключение Держателя к услуге «Мобильный банк» осуществляется на основании Заявления на подключение к услуге «Мобильный банк» одним из следующих способов:

в подразделении Банка - на основании Заявление на получение карты, подписанного собственноручной подписью Держателя, либо Заявления на подключение к услуге «Мобильный банк» установленной Банком формы, подписанного собственноручной подпись Держателя или аналогом собственноручной подписи Держателя;

через устройство самообслуживания Банка - с использованием Карты и подтверждает вводом ПИН;

через Контактный Центр Банка - на номер телефона Держателя, зарегистрированный в Банке, при условии сообщения корректной Контрольной информации Держателя;

через систему «Сбербанк Онлайн» - на номер телефона Держателя, зарегистрированный Банке. Подключение к услуге подтверждается вводом одноразового пароля.

Предоставление Держателю услуги «Мобильный банк» осуществляется в соответствии с Договором и Руководством по использованию «Мобильного банка», размещаемым на официальном сайте Банка в сети Интернет и в подразделениях Банка (п.9.11 Условий).

Для целей получения услуги «Мобильный банк» Держатель обязан самостоятельно обеспечить поддержку функции передачи и получения SMS-сообщений и USSD-запросов на своем мобильном телефоне, а также подключение к услугам передачи и получения SMS-сообщений и USSD-запросов у соответствующего оператора мобильной связи (п.9.12 Условий).

Предоставление услуг «Мобильного банка» осуществляется на основании полученной Банком распоряжения в виде SMS-сообщения или USSD-команды, направленных с использованием средства мобильной связи с номера телефона, указанного Держателем при подключении услуги «Мобильный банк» (далее - Сообщение) (п. 9.14. Условий).

Держатель подтверждает, что полученное Банком Сообщение рассматривается Банк как распоряжение (поручение) на проведение операций по счетам карт Держателя и на предоставление других услуг Банка, полученное непосредственно от Держателя (п. 9.15 Условий).

Сообщения (электронные документы), направленные Держателем в Банк посредством услуги «Мобильный банк», имеют юридическую силу документов на бумажных носителях, заверенных собственноручной подписью Держателя, оформленных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, и порождают аналогичные им права и обязанности Держателя и Банка по настоящему Договору. Данные документы в электронной форме могут служить доказательством в суде (п. 9.16. Условий).

Банк не несет ответственности, в том числе за последствия исполнения распоряжения, переданного в Банк с использованием номера мобильного телефона Держателя, в том числе, в случае использования мобильного телефона Держателя неуполномоченным лицом (п. 9.22 Условий).

Согласно п.10.6 Условий использования банковских карт ПАО «Сбербанк» доступ Держателя к услугам системы «Сбербанк Онлайн» осуществляется при условии его успешной идентификации и аутентификации на основании идентификатора пользователя и постоянного пароля, которые Держатель может получить одним из следующих способов:

- получить через устройство самообслуживания с использованием своей основной Карты. Операция получения идентификатора пользователя и постоянного пароля подтверждается ПИН;

- самостоятельно через удаленную регистрацию на сайте Банка на странице входа в систему «Сбербанк Онлайн» с использованием своей основной Карты. Операция создания идентификатора пользователя и постоянного пароля подтверждается одноразовым паролем, который направляется на номер телефона Держателя, подключенный к услуге «Мобильный банк».

Пунктом 10.7 Условий использования банковских карт ПАО «Сбербанк» установлено, что операции в системе «Сбербанк Онлайн» Держатель подтверждает одноразовыми паролями, которые вводятся при совершении операции в системе «Сбербанк Онлайн». Одноразовые пароли Держатель может получить:

- через устройство самообслуживания Банка с использованием своей основной Карты Банка. Операция получения одноразовых паролей подтверждается ПИН;

- в SMS-сообщении, отправленном на номер мобильного телефона, подключенного Держателем к услуге «Мобильный банк» (при выборе данного способа получения одноразового пароля в системе «Сбербанк Онлайн»).

Необходимость подтверждения операции одноразовым паролем и тип одноразового пароля для подтверждения операции определяет Банк и доводит данную информацию до Держателя путем отображения информации в системе «Сбербанк Онлайн» при совершении операции.

<адрес> ФИО3 зарегистрировался в системе «Сбербанк Онлайн» и произвел вход в нее. При этом вход в систему «Сбербанк Онлайн» был осуществлен с использованием пароля, направленного истцу посредством смс-сообщения на мобильные номера телефонов и

Также ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО3 зарегистрировался в приложениях Сбербанк Онлайн для Android и Сбербанк Онлайн для iPhone, о чем он был проинформирован посредством направления на мобильные номера телефонов и соответствующего смс-уведомления. При этом регистрация произведена посредством пароля регистрации, направленного истцу посредством смс-сообщения на мобильные номера телефонов и . Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ истцом был изменен канал доставки оповещений при работе в системе «Сбербанк Онлайн» на Push, о чем он был проинформирован посредством направленного на мобильные номера телефонов и соответствующего смс-уведомления.

ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. через мобильное приложение Сбербанк Онлайн для Android была совершена операция по переводу денежных средств в размере <данные изъяты> руб. с комиссией <данные изъяты> руб. с карты на карту третьего лица.

ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. в системе Сбербанк Онлайн была совершена операция по переводу денежных средств в размере <данные изъяты> руб. с вклада на свою карту . Согласно руководству пользователя услуги Сбербанк Онлайн подтверждение данной операции дополнительными паролями по SMS не требуется.

ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. в системе Сбербанк Онлайн была совершена операция по переводу денежных средств в размере <данные изъяты> руб. с вклада на свою карту .

ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. через мобильное приложение Сбербанк Онлайн для Android была совершена операция по переводу денежных средств в размере <данные изъяты> руб. с комиссией <данные изъяты> руб. с карты на карту третьего лица.

ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. в системе Сбербанк Онлайн была совершена операция по переводу денежных средств в размере <данные изъяты> руб. с вклада на свою карту .

ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. в системе Сбербанк Онлайн была совершена операция по переводу денежных средств в размере <данные изъяты> руб. с вклада на свою карту .

ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. через мобильное приложение Сбербанк Онлайн для Android была совершена операция по переводу денежных средств в размере <данные изъяты> руб. с комиссией <данные изъяты> руб. с карты на карту третьего лица.

ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. в системе Сбербанк Онлайн была совершена операция по переводу денежных средств в размере <данные изъяты> руб. с вклада на свою карту .

ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. через мобильное приложение Сбербанк Онлайн для Android была совершена операция по переводу денежных средств в размере <данные изъяты> руб. с комиссией <данные изъяты> руб. с карты на карту третьего лица.

ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в системе Сбербанк Онлайн была совершена операция по переводу денежных средств в размере <данные изъяты> руб. с вклада на свою карту .

ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. через мобильное приложение Сбербанк Онлайн для Android была совершена операция по переводу денежных средств в размере <данные изъяты> руб. с комиссией <данные изъяты> руб. с карты на карту третьего лица.

ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. в системе Сбербанк Онлайн была совершена операция по переводу денежных средств в размере <данные изъяты> руб. с вклада на свою карту .

ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. в системе Сбербанк Онлайн была совершена операция по переводу денежных средств в размере <данные изъяты> руб. с вклада на свою карту .

ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. через мобильное приложение Сбербанк Онлайн для Android была совершена операция по переводу денежных средств в размере <данные изъяты> руб. с комиссией <данные изъяты> руб. с карты на карту третьего лица.

Согласно Руководству пользователя Сбербанк онлайн, система «Сбербанк онлайн» - это автоматизированная система обслуживания клиентов Сбербанка России через Интернет. Система позволяет клиентам получать подробную информацию об их банковских продуктах (вклады, карты, кредиты), совершать платежи, оплачивая, в частности, коммунальные услуги, мобильную и городскую связь, Интернет и цифровое телевидение. С помощью системы можно пополнять счета электронных кошельков, совершать платежи по произвольным реквизитам, переводы между вкладами и банковскими картами, переводить средства клиентам Сбербанка и других банков.

Для работы с системой «Сбербанк онлайн» необходимо иметь банковскую карту ПАО «Сбербанк России», подключенную к услуге «мобильный банк». Для входа в систему используется идентификатор пользователя (логин) и пароль. Помимо этого клиент для подтверждения осуществления банковской операции по своим счетам в системе «Сбербанк онлайн» получает одноразовый пароль. Одноразовый пароль клиент банка получает на мобильный телефон либо может получить его через устройства самообслуживания банка.

В соответствии с Руководством пользователя «Сбербанк онлайн» операции, совершаемые в мобильном приложении, не требуют дополнительного подтверждения одноразовыми паролями. После отправки запроса на перевод средств, для подтверждения перевода система «Сбербанк Онлайн» выводит на экран приложения реквизиты операции и предлагает пользователю внимательно проверить реквизиты платежа и, при отсутствии расхождений, подтвердить платеж.

Доводы ФИО3 о том, что он не совершал операций по переводу денежных средств, опровергаются материалами дела, поскольку для совершения банковской операции банк не обладает информацией ни о логине, ни пароле клиента, а также не имеет информации о паролях для подтверждения операций. Данная информация предоставляется банком исключительно клиенту, сотрудники банка доступа к ней не имеют. При этом клиентам настоятельно рекомендуется не сообщать данную информацию третьим лицам, в том числе сотрудникам банка.

Для осуществления банковской операции третьим лицом, оно должно обладать сведениями (логином, паролем, одноразовым паролем подтверждения операции), которые ему может предоставить только сам клиент. При этом банк не несет ответственности за использование денежных средств клиента в случае предоставления данных сведений клиентом постороннему лицу либо в случае компрометации клиентом данных сведений, в результате которой она становится известной третьим лицам.

В соответствии с п.10.8 Условий использования банковских карт ПАО «Сбербанк России» держатель карты соглашается с тем, что постоянный и одноразовый пароли являются аналогом собственноручной подписи. Электронные документы, подтвержденные постоянным и/или одноразовым паролем, признаются банком и держателем равнозначными документам на бумажном носителе и могут служить доказательством в суде.

При этом, в соответствии с п.10.9 Условий, держатель соглашается с получением услуг посредством системы «Сбербанк онлайн» через сеть Интернет, осознавая, что сеть Интернет не является безопасным каналом связи, и соглашается нести финансовые риски и риски нарушения конфиденциальности, связанные с возможной компрометацией информации при ее передаче через сеть Интернет.

Довод представителя истца о не направлении банком ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ смс-собщений о входе в мобильное приложение «Сбербанк Онлайн» и об отсутствии в связи с этим доказательств надлежащей идентификации и аутентификации клиента при входе в мобильное приложение «Сбербанк Онлайн», судом признается несостоятельным, поскольку оповещение о входе в Сбербанк Онлайн в соответствии с п.3.6 Руководства по использованию Сбербанк Онлайн осуществляется посредством выбранного самим истцом канала оповещения Push, а согласно п.10.8 Условий использования банковских карт ПАО «Сбербанк России» документальным подтверждением факта оказания клиенту услуги, совершения клиентом операции/действия является протокол проведения операции/действия в автоматизированной системе банка, подтверждающий корректную идентификацию и атентификацию клиента (в том числе, использование клиентом аналога собственноручной подписи) и оказание услуги, совершение операции/действия в такой системе.

Протоколом проведения операции в автоматизированной системе «Сбербанк Онлайн» подтверждается успешная идентификация и аутентификация клиента – ФИО3

Информация об осуществленных спорных операциях была доведена до истца сразу после их совершения путем направления на мобильный номер телефона соответствующих смс-уведомлений. Направление истцу банком указанных уведомлений подтверждается как представленной ответчиком выгрузкой из «Мобильного банка» смс-сообщений, направленных на мобильный номер телефона , так и указание на это обстоятельство самим истцом в исковом заявлении.

Поскольку по карте, принадлежащей истцу, была подключена услуга «Мобильный банк» к указанным истцом номерам, суд приходит к выводу о том, что списание денежных средств со счета истца было осуществлено предусмотренным договором способом, в соответствии с установленными банком правилами и договором, а поэтому у банка имелись основания полагать, что распоряжение на снятие денежных средств дано уполномоченным лицом, установленные банковскими правилами и договором процедуры позволяли банку идентифицировать выдачу распоряжения уполномоченными лицами.

Возможные противоправные действия третьих лиц являются основанием для гражданско-правовой ответственности по обязательствам вследствие причинения вреда либо неосновательного обогащения, но не гражданско-правовой ответственности ответчика за несоблюдение (ненадлежащее соблюдение) условий заключенного сторонами договора.

Доказательств, подтверждающих, что снятие денежных средств произведено в результате неправомерных действий банка, суду не представлено, как не представлено и доказательств нарушения условий договора банком по использованию банковской карты.

Довод представителя истца о том, что договор банковского обслуживания истцом с ответчиком не заключался судом отклоняется как противоречащий материалам дела, в частности представленным ответчиком данным по УДБО, где указан номер договора – , дата открытия – ДД.ММ.ГГГГ, статус – действующий, мобильный телефон – , а также имеющимся в подписанном истцом договоре от ДД.ММ.ГГГГ о вкладе «Управляй» указании, что он заключен в рамках договора банковского обслуживания от ДД.ММ.ГГГГ.

Также суд не принимает ссылку истца на положения ст. 9 Федерального закона от 27 июня 2011 года №161-ФЗ «О национальной платежной системе».

Согласно п. 15 ст. 9 данного Федерального закона в случае, если оператор по переводу денежных средств исполняет обязанность по уведомлению клиента - физического лица о совершенной операции в соответствии с частью 4 настоящей статьи и клиент - физическое лицо направил оператору по переводу денежных средств уведомление в соответствии с частью 11 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств должен возместить клиенту сумму указанной операции, совершенной без согласия клиента до момента направления клиентом - физическим лицом уведомления. В указанном случае оператор по переводу денежных средств обязан возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента, если не докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа, что повлекло совершение операции без согласия клиента - физического лица.

Между тем, из материалов дела усматривается, что списание денежных средств истца происходило после входа в систему «Сбербанк Онлайн» и успешной идентификация и аутентификация клиента – ФИО3, в связи с чем у банка не было оснований полагать, что операции были совершены без согласия клиента, а потому не подлежат возврату денежные средства, списанные со счета истца.

Кроме того, положения Гражданского кодекса Российской Федерации, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статья 3 ГК РФ), подлежат истолкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 ГК РФ.

Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

С учетом вышеизложенных обстоятельств при списании денежных средств со счета истца банк исходил из добросовестности и соответствующего поведения истца, ожидаемого от него как владельца банковской карты, отвечающего за ее сохранность.

При изложенных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований ФИО3 о взыскании с ответчика списанных денежных средств.

Поскольку требования истца о взыскании упущенной выгоды, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда, штрафа являются производными от требования о взыскании с ответчика списанных денежных средств, неправомерные действия со стороны ответчика отсутствуют, то эти требования также удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 196-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО3 к публичному акционерному обществу «Сбербанк России» о взыскании незаконно списанных денежных средств, упущенной выгоды, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда, штрафа, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Цивильский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий, судья А.Н. Владимиров

Решение изготовлено в окончательной форме 17 января 2018 года