Дело №2-18/2020
УИД : 61RS0009-01-2019-002958-38
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 января 2020г. Азовский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Кравченко И.Г.
при секретаре Сераш Ю.В.
с участием адвоката Изотовой Е.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты населения администрации Азовского района об оспаривании решения, взыскании суммы,
УСТАНОВИЛ :
ФИО1 обратился с административным исковым заявлением к Управлению социальной защиты населения администрации Азовского района об оспаривании решения.
В ходе судебного разбирательства суд усмотрел наличие спора о праве и пришел к необходимости рассмотрения данного спора по правилам ГПК РФ.
Истец ФИО1указал, что в соответствии с Областным законом от 17.01.2005г. №-ЗС « О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области» проработав более №<данные изъяты>, он был поставлен на учёт в УСЗН, как лицо имеющее право на социальную поддержку. Он получал компенсацию расходов по ЖКУ с №.
При выходе на пенсию, обратился в орган УСЗН, и получил от специалиста УСЗН разъяснения о том, что на основании списка отдела культуры, всем преподавателям и директорам №. был присвоен статус «Специалист культуры», который не влияет на размер компенсационных выплат, как работающим, так и вышедшим на пенсию специалистам.
Истец заполнил бланк заявления о присвоении ему статуса «Специалист культуры -пенсионер». Компенсацию расходов на оплату ЖКУ он продолжал получать через почтовое отделение.
ДД.ММ.ГГГГ. истец обратился в МФЦ с заявлением о перечислении получаемой компенсации – на банковскую карту.
После чего, истец перестал получать вышеуказанную социальную льготу.
Из ответа УСЗН истцу стало известно, что в связи с несвоевременным информированием о выходе на пенсию, а также несвоевременным предоставлением списков из отдела культуры, было признано, что истец необоснованно получал социальную выплату по возмещению части расходов по оплате ЖКУ.
В связи с чем, в настоящее время, из начисляемой ему социальной выплаты происходят удержания необоснованно полученной суммы.
С проводимыми удержаниями истец не согласен.
ДД.ММ.ГГГГ. подал заявление ответчику с требованием прекратить удержания. Однако, ответчик продолжает удерживать денежные средства.
Истец не согласен с тем, что за период с ДД.ММ.ГГГГ. ему не полагалась компенсационная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Обратился в суд и просил признать незаконным решение Управления социальной защиты населения администрации Азовского района Ростовской области о производстве удержаний из начисляемой ему суммы компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере №№. |
Обязать Управление социальной защиты населения администрации Азовского района Ростовской области выплатить ему удержанные суммы компенсации расходов на оплату коммунальных услуг. Взыскать с Управления социальной защиты населения администрации Азовского района Ростовской области в его пользу компенсацию морального вреда в размере № рублей.
В ходе судебного разбирательства истец отказался от исковых требований о взыскании компенсации морального вреда.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГг. производство по делу в части исковых требований о компенсации морального вреда было прекращено.
Истец так же уточнил исковые требования в части размера незаконно удержанной, по мнению истца, суммы. Определил размер данной суммы, подлежащий взысканию в его пользу с ответчика в № рублей. А на момент вынесения решения, пересчитав сумму удержаний, считал, что ответчик необоснованно удержал у него - №.
Истец и его представитель – адвокат ФИО4 в судебное заседание явились, заявленные исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представители ответчика в судебное заседание явились, исковые требования не признали и пояснили, что истец состоит на учете в базе данных льготных категорий граждан УСЗН Азовского района Ростовской области с ДД.ММ.ГГГГ. Пользуется мерами социальной поддержки, в виде компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, в соответствии с Областным законом №-ЗС от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области». Присвоение льготного признака учета, осуществляется в соответствии с льготной категорией, указанной организацией в списках.
Порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг сельским специалистам, а также пенсионерам из их числа, определен Постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011г. № 232 «О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности». В соответствии с п. 6.7.2. Постановления №232 списки сельских специалистов, имеющих право, либо утративших право на предоставление мер социальной поддержки составляются и передаются в органы соцзащиты в срок до 1 -го числа месяца, следующего за месяцем принятия на работу или увольнения специалиста.
Ответственность за их формирование и подачу в орган социальной защиты населения возлагается на руководителя отдела, управления в сфере здравоохранения, культуры и т.д.
ДД.ММ.ГГГГ. в УСЗН Азовского района поступил список специалистов культуры, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки из Азовского районного отдела культуры, в который истец был включен как специалист культуры, а именно, директор учреждения культуры Круглянской детской школы искусств.
Этим же числом поступило заявление от ФИО1 установленного образца, о предоставлении мер социальной поддержки, с приложением всех необходимых документов.
В соответствии с полученными документами истцу был присвоен льготный признак учета «Специалист культуры», в соответствии с пп. 4 п.1 ст.1 вышеуказанного Закона №-ЗС.
На основании присвоенного льготного признака учета производились ежемесячные выплаты компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу <адрес>, <адрес><адрес>ДД.ММ.ГГГГ. (на срок временной регистрации) через почтовое отделение.
ДД.ММ.ГГГГ, после оформления постоянной регистрации, истец подал в УСЗН Азовского района пакет документов и заявление на предоставление мер социальной поддержки, как специалисту культуры в виде ежемесячных компенсаций на ЖКУ по адресу <адрес>, <адрес><адрес><адрес>.
Компенсационные выплаты осуществлялись ежемесячно с ДД.ММ.ГГГГ. через почтовое отделение. За период с ДД.ММ.ГГГГ никаких устных или письменных заявлений от истца в УСЗН <адрес> не поступало.
В №. истец обратился в УСЗН <адрес> с целью изменения выплатной информации. ФИО1 пояснил, что он был уволен с должности директора Круглянской детской школы искусств еще ДД.ММ.ГГГГ.
Специалист УСЗН разъяснил истцу о прекращении льготного статуса, о наличии переплаты компенсационных выплат и необходимости подать пакет документов, для оформления компенсационных выплат, как сельскому специалисту- пенсионеру.
В связи с заявленными истцом сведениями об увольнении, УСЗН Азовского района были запрошены уточняющие сведения в отделе культуры.
ДД.ММ.ГГГГ. Отделом культуры администрации <адрес> был представлен список уволенных специалистов культуры № от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому ФИО1 был уволен ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с поданным списком льготный признак учета «специалист культуры, проживающий в сельской местности», был прекращен с ДД.ММ.ГГГГ.
По мнению истца, в соответствии с абз. 55 п. 6.1.2. Постановления №, граждане, которым предоставляется компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, обязаны извещать орган социальной защиты населения о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров или прекращение выплаты компенсации не позднее чем в десятидневный срок со дня наступления указанных обстоятельств.
Заявление о предоставлении мер социальной поддержки содержит пункт, предупреждающий получателя мер социальной поддержки об обязанности известить УСЗН Азовского района обо всех возникших изменениях в 10-ти дневный срок.
ФИО1 был ознакомлен с данным пунктом, о чем свидетельствует его личная подпись в заявлении о назначении мер социальной поддержки.
Однако ни отдел культуры, ни лично истец своевременно не предоставили сведений об увольнении, что повлекло за собой нецелевое использование средств областного бюджета.
Ввиду несвоевременного информирования УСЗН об увольнении ФИО1 была излишне выплачена сумма ежемесячных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В связи с тем, что общий срок исковой давности составляет 3 года, размер переплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ. составил №. В адрес истца было направлено уведомление исх.ном. ДД.ММ.ГГГГ. об удержаниях.
В соответствии с абз.20 п.6.7. Постановления 232, суммы компенсации ЖКУ, излишне выплаченные гражданам (в связи с несвоевременным информированием о перемене места жительства, утрате права на получение компенсационных выплат и др.), подлежат удержанию из назначенной компенсации на ЖКУ.
ДД.ММ.ГГГГ. в УСЗН <адрес> от МФЦ <адрес> поступил пакет документов на имя ФИО1, в котором было представлено заявление, на предоставление мер социальной поддержки, в соответствии с Областным Законом №-ЗС от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в <адрес>».
ДД.ММ.ГГГГ. из отдела культуры администрации <адрес> поступил список № от ДД.ММ.ГГГГ., подтверждающий работу ФИО1<данные изъяты>. На основании пакета документов и списка, с ДД.ММ.ГГГГ. ему был присвоен льготный признак учета <данные изъяты> в соответствии с пп. 6 п.1 ст.1 вышеуказанного Закона 274-ЗС.
С ДД.ММ.ГГГГ. из начисленных заявителю компенсационных выплат удерживается излишне полученная сумма компенсации.
ДД.ММ.ГГГГ. в УСЗН <адрес> от МФЦ <адрес> поступил очередной пакет документов и заявление на предоставление мер социальной поддержки от ФИО1, также отделом культуры администрации <адрес> был представлен список, подтверждающий право на предоставления мер социальной поддержки в соответствии с льготным признаком учета <данные изъяты>
Согласно представленному списку № от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 работал в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно поступившим документам с ДД.ММ.ГГГГ. истцу присвоен <данные изъяты>».
Из начисленных компенсационных выплат с ДД.ММ.ГГГГ. удерживается переполученная компенсация на ЖКУ.
Представители ответчика просили отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему :
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 состоит на учете в базе данных льготных категорий граждан УСЗН <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
Пользуется мерами социальной поддержки, в виде компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, в соответствии с Областным законом № от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в <адрес>».
С ДД.ММ.ГГГГ. он имел льготный признак учета – « Специалист культуры» в соответствии с пп.4 п.1 ст.1 Областного закона №-ЗС « О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в <адрес>»
С ДД.ММ.ГГГГ. истец имел льготный признак учета « педагогический работник- пенсионер» в соответствии с пп.7 п.1 ст.1 Областного закона №-ЗС « О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в <адрес>»
На основании вышеназванного Областного закона, а именно положений ст.3 сельским специалистам предоставляются меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере № в виде ежемесячных денежных выплат.
Данная мера социальной поддержки предоставлялась ФИО1 до ДД.ММ.ГГГГ. В то время как ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 был уволен, и стал неработающим пенсионером.
Ответчиком было принято решение об излишне уплаченных истцу выплатах за период с ДД.ММ.ГГГГ. в размере № и об удержании данных излишне уплаченных сумм из мер социальной поддержки, которые ФИО1 получает как « педагогический работник- пенсионер».
В настоящее время ответчиком из выплат, относящихся к мерам социальной поддержки категории граждан - педагогический работник-пенсионер, к которой относится истец, производятся удержания. Всего произведено удержаний на сумму №.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Правовые гарантии социальной защиты в виде установления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих на территории Ростовской области установлены положениями Областного закона Ростовской области от 17.01.2005 N 274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области" в том числе, право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг для специалистов культуры, а так же для педагогических работников-пенсионеров.
Порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг сельским специалистам, а так же пенсионерам из их числа, определен постановлением Правительства Ростовской области от 15 декабря 2011 г. N 232 « О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности».
Согласно п.6.1.2 вышеназванного Порядка при обращении гражданина, претендующего на предоставление компенсации расходов по оплате жилого помещения, в том числе взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и коммунальных услуг, с письменным заявлением орган социальной защиты населения муниципального образования Ростовской области письменно уведомляет гражданина о сведениях, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг и которые подлежат запросу в рамках межведомственного взаимодействия. Орган социальной защиты населения муниципального образования Ростовской области или МФЦ (в случае подачи заявления через МФЦ) в рамках межведомственного информационного взаимодействия, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных, запрашивает в электронном виде или на бумажном носителе, в случае нахождения в распоряжении у государственных органов, органов местного самоуправления, подведомственных им организаций, документы (сведения), необходимые для назначения и предоставления мер социальной поддержки.
В соответствии с положениями ст. 3 Областного закона Ростовской области от 17.01.2005 N 274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области" списки граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, составляются отделами, управлениями органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания населения, ветеринарии, на территории которых проживают указанные граждане, и передаются в органы социальной защиты населения муниципальных районов.
Согласно положениям п.6.1.2 Постановления Правительства РО от 15.12.2011 N 232 "О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления" граждане, которым предоставляется компенсация расходов по оплате жилого помещения, в том числе взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и коммунальных услуг, обязаны извещать орган социальной защиты населения муниципального образования Ростовской области о наступлении обстоятельств, указанных в абзаце пятьдесят третьем настоящего подпункта и влекущих изменение размеров или прекращение выплаты компенсации, не позднее чем в десятидневный срок со дня наступления указанных обстоятельств.
В соответствии п. 6.7 Постановления Правительства РО от 15.12.2011 N 232 "О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления" суммы компенсации на ЖКУ, излишне выплаченные гражданам (в связи с несвоевременным информированием о перемене места жительства, изменении состава семьи, утратой права на получение компенсации на ЖКУ и в других случаях), подлежат удержанию из назначенной компенсации на ЖКУ. В случае утраты права на предоставление компенсации на ЖКУ возмещаются гражданином-получателем добровольно. В случае отказа гражданина от добровольного возврата излишне полученных средств они могут быть взысканы органами социальной защиты населения муниципальных образований в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Соответственно, в случае несвоевременного информирования гражданином органа социальной защиты населения об увольнении речь может идти о взыскании излишне выплаченных гражданину сумм компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
При этом органу социальной защиты населения необходимо получить согласие гражданина на удержание из назначенной по новому основанию, как педагогическому работнику -пенсионеру компенсации по оплате жилищных и коммунальных услуг излишне полученных сумм компенсации.
Если гражданин отказывается добровольно возвратить излишне полученные средства, то вопрос о возможности взыскания органами социальной защиты населения с гражданина излишне полученных средств подлежит разрешению в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательным выяснением причин несвоевременного информирования гражданином органа социальной защиты населения об изменении обстоятельств, дающих право на получение мер социальной поддержки.
Удержание Управлением социальной защиты населения Азовского района с ФИО1, полученных им за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумм ежемесячной денежной компенсации в полном объеме и в связи с этим неполучение им с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время причитающихся ежемесячных денежных выплат суд расценивает как фактический отказ Управления социальной защиты населения Азовского района в предоставлении истцу мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищных и коммунальных услуг за спорный период, гарантированных ему областным законодательством как педагогическому работнику-пенсионеру в соответствии с пп.7 п.1 ст.1 Областного закона РФ « О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области».
В связи с чем, суд признает действия ответчика по удержанию сумм ежемесячной денежной выплаты в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время незаконными.
Кроме того, указывая на то, то удержание излишне уплаченных сумм производилось на основании решения УСЗН, ответчик данного решения в суд не предоставил, так же как не представил решения о том, что УСЗН установило наличие излишне выплаченных ФИО1 сумм компенсации расходов на оплату ЖКУ. В связи с чем, суд лишен возможности установить каким должностным лицом данные решения приняты, предусматривают ли полномочия должностного лица согласно нормативным документам право принятия таких решений, проверить правильность расчета излишне выплаченной суммы.
В связи с чем, суд находит требования истца о признании незаконным решения ответчика о наличии излишне уплаченных истцу сумм, а так же решения об удержании суммы переплаты из начисляемых сумм компенсации расходов на оплату ЖКУ являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В результате произведенных истцом расчетам, которые не оспорил ответчик, на момент разрешения спора с ФИО1 было удержано №. Суд приходит к выводу о том, что данная незаконно удержанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
В соответствии со ст.98, 100 ГПК РФ, руководствуясь принципом разумности, с учетом сложности заявленного спора, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию расходов по оплате услуг представителя в сумме №.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ :
Исковые требований ФИО1 к Управлению социальной защиты населения администрации <адрес> об оспаривании решения, взыскании суммы удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления социальной защиты населения администрации <адрес> о наличии излишне выплаченных ФИО1 сумм компенсации расходов на оплату коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ. в размере №.
Признать незаконным решение Управления социальной защиты населения администрации <адрес> о производстве удержаний из начисляемой суммы компенсации расходов на оплату коммунальных услуг ФИО1 излишне выплаченных сумм в размере №.
Взыскать с Управления социальной защиты населения администрации <адрес> в пользу ФИО1 незаконно удержанные № а так же компенсацию расходов по оплате услуг представителя в размере №
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Азовский городской суд в течение месяца с момента изготовления мотивированной части решения.
Судья:
Мотивированная часть решения изготовлена 22 января 2020г.