Дело №2-18/2020
74RS0019-01-2019-000948-72
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
21 июля 2020 года г.Касли
Каслинский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Тропыневой Н.М.,
при секретаре Заколяпиной Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Каслинского городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Каслинского городского поселения, администрации Каслинского муниципального района, Главному управлению лесами Челябинской области о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Каслинский городской прокурор, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением, с учетом уточненного иска, к администрации Каслинского городского поселения, администрации Каслинского муниципального района, Главному управлению лесами Челябинской области о возложении обязанности, требования мотивируя тем, что Каслинской городской прокуратурой проведена проверка по поводу функционирования несанкционированных свалок на территории <адрес>. Установлено, что в границах <адрес> имеется несанкционированная свалка отходов производства и потребления, а именно, на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, кадастровый №, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли специального назначения. Государственная собственность на указанный земельный участок не разграничена. На основании Постановления администрации Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района <адрес> (арендодатель) и ООО «<данные изъяты>» (арендатор) заключен договор аренды из земель промышленности от ДД.ММ.ГГГГ№, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером № под размещение полигона ТБО, общей площадью 109 300 кв.м.. Согласно решению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ указанного земельного участка, переданного ООО «<данные изъяты>» под размещение полигона, расторгнут. На ООО «<данные изъяты>» возложена обязанность вернуть Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района <адрес> земельный участок по акту приема-передачи. Постановлением заместителя начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава Каслинского ГОСП УФССП России по Челябинской области Долгаевой А.В. от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство по решению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ окончено в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе. Конституцией РФ установлено, что земля и все другие природные ресурсы используют и охраняются в РФ как основа жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу, соблюдать Конституцию РФ и требования, установленные соответствующими законодательными актами (ст.ст.9, 15, 58). В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Согласно п.п.1,2 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации; запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям. В соответствии со ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно ст.12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель. В соответствии со ст.11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Согласно ст.3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное; отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими; предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом. Таким образом, полномочиями по распоряжению земельным участком, расположенным по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, обладает администрация Каслинского городского поселения. Каслинским городским прокурором ДД.ММ.ГГГГ врио.главы Каслинского городского поселения внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено и удовлетворено. Вместе с тем, до настоящего времени несанкционированная свалка не ликвидирована. На основании изложенного, истец просит, возложить обязанность на администрацию Каслинского муниципального района Челябинской области, администрацию Каслинского городского поселения Челябинской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства, а именно: в соответствии с установленными действующим законодательством требованиями освободить от отходов производства и потребления земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> с координатами (кратчайшие точки)
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
возложить обязанность на Главное управление лесами Челябинской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства, а именно: в соответствии с установленными действующим законодательством требованиями освободить от отходов производства и потребления земельный участок с кадастровым номером №, с координатами (крайние точки):
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В судебном заседании представитель истца - Каслинский городской прокурор Балчугова Н.В., заявленные исковые требования, с учетом поданных уточнений, поддержала в полном объеме по указанным в иске основаниям, просила их удовлетворить.
Представители ответчика - администрации Каслинского городского поселения Егоров А.Ю. и Конюхов М.Н., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями, с учетом уточненного иска, не согласились, указали, что земельным участком с кадастровым номером № пользуется администрация Каслинского муниципального района, каких-либо нормативных документов, иных обращений от администрации Каслинского муниципального района о возврате земельного участка не направлялось. В связи с чем, поданное исковое заявление, с учетом уточненного иска, к вопросам полномочий администрации Каслинского городского поселения не относится.
В судебное заседание не явился представитель ответчика - администрации Каслинского муниципального района, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили дело рассмотреть без их участия. Ранее в судебном заседании представитель ответчика - администрации Каслинского муниципального района Сайфутдинова Е.В. с заявленными исковыми требованиями, с учетом уточненного иска, не согласилась, поскольку, данный земельный участок не является собственностью администрации Каслинского муниципального района.
Представитель ответчика - Главное управление лесами Челябинской области в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель третьего лица - Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили дело рассмотреть в их отсутствие, предоставили отзыв.
Представитель третьего лица - ООО «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В силу ч.1 ст.113 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Положениями ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено право суда рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины неявки неуважительными.
На основании вышеизложенного суд, считает возможным в соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Иные вопросы местного значения, предусмотренные ч.1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч.3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В соответствии с п.14 ч.1, ч.4 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов; органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируются Федеральным законом от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно ст.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ст.4 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
На основании п.1 ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно п.1 и 2 ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, па водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилетающих к городским и сельским поселениям.
В соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии со ст.13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст.12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно ч.2 ст.13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
В соответствии с п.3.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля ассенизации. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.
В силу п.3.4 СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих» не допускается образование свалок бытового и крупногабаритного мусора на дворовых территориях, открытых участках территории населенных пунктов и участках открытой природы, прилегающих к населенным пунктам.
Согласно статье 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов: не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В судебном заседании установлено, что Каслинской городской прокуратурой проведена проверка по поводу функционирования несанкционированных свалок на территории <адрес>. В ходе проверки, Каслинской городской прокуратурой было установлено, что в границах Каслинского городского поселения имеется несанкционированная свалка отходов производства и потребления, а именно на земельном участке с кадастровым номером № расположенном по адресу: <адрес>
Однако, в ходе судебного разбирательства было установлено, что земельный участок, с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, нельзя признать несанкционированной свалкой отходов производства и потребления, поскольку указанный земельный участок стоит на учете в ЕГРН с видом разрешенного использования - под размещение полигона ТБО; категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; площадью 109300+/-579 кв.м., границы земельного участка установлены в соответствии с действующим законодательством.
Так, согласно, представленного в материалы дела, постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ администрации г.Касли и района Челябинской области, Муниципальному предприятию «<данные изъяты>» из земель администрации <адрес> был предоставлен в постоянное пользование земельный участок общей площадью 10,93 га под городскую свалку твердых бытовых отходов, расположенный <адрес> Постановлено Комитету по земельным ресурсам и землеустройству района произвести отвод земельного участка на местности, выдать МП ПМОКХ государственный акт на право постоянного пользования земельным участком. Руководство МП ПМОКХ обязано содержать в надлежащем санитарном состоянии земельный участок и прилегающую к нему территорию.
На основании вышеуказанного постановления Муниципальному предприятию «Каслинское <данные изъяты>» был выдан Государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, площадью 10,93 га в границах, указанных на чертеже для городской свалки твердых бытовых отходов.
Во исполнение вышеназванного, Главой администрации г.Касли и района ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление № «Об изъятии земельного участка из землепользования Каслинского опытного лесхоза и передаче его МП ПМОКХ под городскую свалку», согласно которого, из землепользования Каслинского опытного лесхоза был изъят земельный участок общей площадью 10,93 га прочих земель в <адрес> и передан под городскую свалку ТБО муниципальному предприятию «<данные изъяты>» в постоянное пользование.
Согласно постановления от ДД.ММ.ГГГГ№, вынесенного Главой г.Касли и Каслинского района Челябинской области «О переоформлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование МУП «КЖЭКУ» <адрес>, Муниципальному унитарному предприятию «<данные изъяты> под городскую свалку твердых бытовых отходов, был передан земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель и иного специального назначения в постоянное (бессрочное) пользование общей площадью 10,93 га, расположенной по адресу: <адрес>, переданный ранее муниципальному предприятию «Каслинское <данные изъяты>» постановлением главы администрации г.Касли и района от ДД.ММ.ГГГГ№.
В последствии, Главой Каслинского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление № «О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование администрации Каслинского городского поселения в <адрес>», согласно которого, администрации Каслинского городского поселения в постоянное (бессрочное) пользование был предоставлен земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, кадастровый №, общей площадью 109 300 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, под размещение полигона ТБО.
Согласно, представленной в материалы дела кадастровой выписки о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ№, земельный участок, с кадастровым номером №предыдущий кадастровый №), находящийся примерно в <адрес>», имеет разрешенное использование/назначение: под размещение ТБО, общую площадь 109 300 кв.м., вид права: государственная собственность, правообладатель: РФ, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В дальнейшем, администрация Каслинского муниципального района, руководствуясь п.14 ч.1 ст.15 ФЗ № «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», решением Собрания депутатов Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении изменений и дополнений в Положение об организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Каслинского муниципального района», приняла постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ «О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком администрации Каслинского городского поселения», согласно которого, было прекращено право администрации Каслинского городского поселения на постоянное (бессрочное) пользование земельным участком из земель промышленности… и иного специального назначения, кадастровый №, общей площадью 109 300 кв.м., расположенным по адресу: <адрес> под размещение полигона ТБО, зарегистрированного в Управление Федеральной регистрационной службы по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, запись регистрации №.
Решением Совета депутатов Каслинского городского поселения второго созыва <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ был утвержден «Генплан <адрес>. Корректировка», согласно которому, твердые бытовые отходя должны вывозится на объект размещения ТКО, расположенный за городской чертой, на расстоянии <адрес>. Также, проектом генерального плана предусмотрено: сбор твердых бытовых отходов осуществляется в контейнеры, установленные на специально отведенных площадках, с последующим вывозом для утилизации; твердые бытовые отходы вывозятся на объект размещения ТКО, расположенный за городской чертой, на расстоянии <адрес>
Согласно, представленного в материалы дела, постановления, вынесенного администрацией Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№, Обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» был предоставлен в аренду земельный участок под размещение полигона ТБО, из земель промышленности и иного специального назначения, сроком на 5 лет, кадастровый №, общей площадью 109 300 кв.м., по адресу: <адрес>
На основании постановления администрации Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№, между администрацией Каслинского муниципального района, в лице Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района (арендодатель) и ООО «<данные изъяты>» (арендатор) был заключен договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель и иного специального назначения, с кадастровым номером №, общей площадью 109 300 кв.м., находящийся по адресу: <адрес>, под размещение полигона ТБО, сроком на 5 лет, в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акта приемки-передачи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, арендодатель передал, а арендатор принял в натуре в установленных границах, в соответствии с постановлением администрации Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№, земельный участок, площадью 109300 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в аренду, под размещение полигона ТБО. Земельный участок был передан без права изменения его целевого назначения. Арендатор претензий по площади, качеству, состоянию и границам земельного участка, не имел.
В последствии, решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Муниципальным образованием «Каслинский муниципальный район» в лице Комитета по управлению имуществом и земельным отношением администрации Каслинского муниципального района и ООО «<данные изъяты>», был расторгнут, суд обязал ООО «<данные изъяты>» вернуть Комитету по управлению имуществом и земельным отношением администрации Каслинского муниципального района земельный участок с кадастровым номером № по акту приема-передачи.
Во исполнение решения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, арендатор - ООО «<данные изъяты>» по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ передало (возвратило) арендодателю - Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района, в лице председателя Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района ННВ, земельный участок, с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес> под размещение полигона ТБО, общей площадью 109300 кв.м.. Однако, земельный участок, указанный выше, был передан в ненадлежащем санитарном состоянии, на земельном участке находится большое количество мусора, шлагбаум, строение.
О том, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № является действующим полигоном под размещение ТБО, свидетельствует Постановление Правительства Челябинской области от 18 июня 2014 года №268-П «Об утверждении Порядка ведения регионального кадастра отходов Челябинской области», согласно которого, на учете в региональном реестре объектов размещения отходов производства и потребления <адрес> содержатся сведения о свалке под размещение ТБО в <адрес>, общей площадью 10,93 га, объект является действующим, местоположение объекта: <адрес>, наименование собственника, арендатора, пользователя - Каслинский муниципальный район.
Указанное, также согласуется с ч.3 ст.3.3 Закона Челябинской области №421-ЗО от 29 ноября 2012 года (в ред. от 04.10.2019 года) «Об отходах производства и потребления», согласно которой, объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 01 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов до 01 января 2023 года.
Решением Совета депутатов Каслинского муниципального района пятого созыва <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена схема территориального планирования (корректировка) Каслинского муниципального района, согласно п.6.4 указанного решения на территории <адрес> расположен земельный участок с кадастровым номером №, предназначенный под размещение полигона ТБО. Из п.6.5.1 решения следует, что схемой территориального планирования Каслинского муниципального района предусмотрено строительство полигонов твердых бытовых отходов на месте существующих свалок, в том числе, <адрес>
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.
Несмотря на то, что распоряжение спорным земельным участком в силу закона осуществляется органом местного самоуправления муниципального района, Советом депутатов Каслинского городского поселения ДД.ММ.ГГГГ за № вынесено решение «Об утверждении «Генплана <адрес>. Корректировка», согласно которого, твердые бытовые отходы вывозятся на объект размещения ТКО, расположенный за городской чертой, на расстоянии <адрес>
Во исполнение мероприятий по охране окружающей среды, утвержденных «Генпланом <адрес>.Корректировка», администрацией Каслинского городского поселения ДД.ММ.ГГГГ было подано обращение в Министерство экологии <адрес> о включении мусорного полигона, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № в целевую программу «Рекультивации мусорных полигонов».
Из ответа Министерства экологии Челябинской области от 07 октября 2019 года №01/11499 на указанное обращение следует, что Министерство экологии Челябинской области реализует мероприятия по рекультивации свалок путем предоставления субсидии городским округам в рамках Государственной программы «Охрана окружающей среды Челябинской области» на 2018-2025 годы.
Пунктом 7 Указа Президента РФ от 07 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» поставлена задача по ликвидации всех несанкционированных свалок в границах городов к 2024 году. Критерии отбора, определенные в Условиях предоставления и методике расчета субсидии местным бюджетам на рекультивацию земельных участков, нарушенных размещением ТКО, и ликвидацию объектов накопленного экологического вреда в 2019-2024 годах, сформированы во исполнение первостепенных целей и задач Указа Президента РФ - рекультивации свалок, размещенных в границах городских округов.
В настоящее время разработаны изменения в приложение №20 в Государственной программе, предусматривающие возможность предоставления муниципальным районам субсидии на рекультивацию свалок в случае размещения свалок в границах городского поселения.
Проект государственной программы направлен на согласование в установленном порядке.
В настоящее время Приказом Министерства экологии Челябинской области от 13.07.2020 года №520 утвержден план реализации государственной программы Челябинской области «Охрана окружающей среды Челябинской области» на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, согласно которого, в государственную программу включено мероприятие «Реализация регионального проекта «Чистая страна», в том числе предоставление субсидий местным бюджетам на рекультивацию земельных участков, нарушенных размещением ТКО, и ликвидацию объектов накопленного экологического вреда».
В связи с чем, оснований полагать, что земельный участок, с кадастровым номером № является несанкционированной свалкой отходов производства и подлежащий освобождению от отходов производства и потребления, как незаконно занятый, не имеется, поскольку спорный земельный участок был изъят из землепользования Каслинского опытного лесхоза специально под городскую свалку размещения ТБО, полигон является действующим и состоит в региональном реестре объектов размещения отходов производства.
Согласно части первой статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств;
В соответствии с частью 2 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, то есть представлены сторонами. Разрешая гражданско-правовой спор в условиях конституционных принципов состязательности и равноправия сторон и связанного с ними принципа диспозитивности, осуществляя правосудие как свою исключительную функцию (часть 1 статьи 118 Конституции Российской Федерации), суд не может принимать на себя выполнение процессуальных функций сторон.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.
Исходя из существа заявленных исковых требований Каслинского городского прокурора, суд считает, что оснований для удовлетворения заявленных требований в части возложения обязанности на администрацию Каслинского городского поселения и администрацию Каслинского муниципального района освобождения от отходов производства и потребления земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, не имеется и в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
При этом, суд исходя из предмета и оснований заявленных требований, для представления дополнительных доказательств, в том числе и их уточнения, неоднократно откладывал рассмотрение дела, однако стороной истца каких-либо требований к администрации Каслинского городского поселения или администрации Каслинского муниципального района связанных с возложением обязанностей по рекультивации земельных участков, предоставленных под ТБО, или приведения земельного участка, на котором размещено ТКО, в соответствие с действующим законодательством, не заявлялось.
Также, Каслинской городской прокуратурой, при проведении проверки, было выявлено, что имеет место расположение несанкционированной свалки отходов производства и потребления, вблизи земельного участка, с кадастровым номером №
Согласно, представленной в материалы дела информации о земельном участке с кадастровым номером №, последний граничит с землями лесного фонда <адрес>.
В соответствии с выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, расположены на земельном участке с кадастровым номером № категория земель: земли лесного фонда; вид разрешенного использования - для ведения лесного хозяйства.
Согласно статье 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ).
Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, возмещение вреда окружающей среде, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
В силу части 1 статьи 4 Лесного кодекса РФ участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.
Согласно частям 1 и 3 статьи 60.12 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года N7-ФЗ и другими федеральными законами. Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от 10 января 2002 года N7-ФЗ.
Так, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.
Согласно пункту 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 26-П пункт 24 части 1 статьи 16 Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" признан не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку содержащееся в нем положение - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не предполагает возложение на органы местного самоуправления городских округов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих городских округов, без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.
Из вышеуказанных положений действующего законодательства в их правовой взаимосвязи следует, что в том случае, когда несанкционированные свалки бытовых отходов находятся на лесных участках в составе земель лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, на органы местного самоуправления не может быть возложена обязанность по их ликвидации за счет средств местного бюджета без наделения указанных органов соответствующими государственными полномочиями.
В соответствии с Положением о Главном управлении лесами Челябинской области, утвержденным Постановлением Губернатора Челябинской области 22 декабря 2006 года №385, Главное управление лесами Челябинской области является органом исполнительной власти Челябинской области. Основной задачей Управления является реализация на территории Челябинской области государственной политики в сфере лесных отношений. Функции Управления закреплены в Главе 3 вышеуказанного постановления.
Анализируя приведенные выше положения закона и установленные функции Главного управления лесами Челябинской области, суд приходит к выводу о том, что Управление является уполномоченным органом в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, в чьи полномочия входит, в том числе, организация охраны и защиты от негативного воздействия и загрязнения бытовыми отходами земельного участка лесного фонда, организация ликвидации последствий таких загрязнений.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что несанкционированная свалка, расположенная на земельном участке, с кадастровым номером №, в координатах (крайние точки):
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
создает потенциальную экологическую опасность в виде загрязнения атмосферного воздуха, почвы, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, особенно населения, проживающего в непосредственной близости от несанкционированной свалки, а также приводит к пожароопасной ситуации.
Поскольку несанкционированная свалка была выявлена на земельном участке лесного фонда, находящемся в федеральной собственности, не переданном по договору аренды, она подлежит ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке леса, с возложением исполнения указанных обязанностей на Главное управление лесами Челябинской области.
В судебном заседании установлено, что на день рассмотрения дела в суде земельный участок с кадастровым номером № (в границах указанных ранее), от отходов производства и потребления в добровольном порядке и в соответствии с требованиями законодательства не освобожден, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в части возложения обязанности на Главное управление лесами Челябинской области освободить от отходов производства и потребления земельный участок с кадастровым номером № (в координатах, указанных ранее).
На основании ст.204 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным установить ответчику срок для исполнения решения суда - шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Каслинского городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Каслинского городского поселения, администрации Каслинского муниципального района, Главному управлению лесами Челябинской области о возложении обязанности, - удовлетворить частично.
Возложить на Главное управление лесами Челябинской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обязанность по освобождению от отходов производства и потребления земельный участок с кадастровым номером №, с координатами:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований, - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца с даты вынесения решения в окончательной форме, через Каслинский городской суд Челябинской области.
Председательствующий судья: Тропынева Н.М.