ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-18/20 от 21.07.2020 Каслинского городского суда (Челябинская область)

Дело №2-18/2020

74RS0019-01-2019-000948-72

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

21 июля 2020 года г.Касли

Каслинский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Тропыневой Н.М.,

при секретаре Заколяпиной Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Каслинского городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Каслинского городского поселения, администрации Каслинского муниципального района, Главному управлению лесами Челябинской области о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Каслинский городской прокурор, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением, с учетом уточненного иска, к администрации Каслинского городского поселения, администрации Каслинского муниципального района, Главному управлению лесами Челябинской области о возложении обязанности, требования мотивируя тем, что Каслинской городской прокуратурой проведена проверка по поводу функционирования несанкционированных свалок на территории <адрес>. Установлено, что в границах <адрес> имеется несанкционированная свалка отходов производства и потребления, а именно, на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, кадастровый , категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли специального назначения. Государственная собственность на указанный земельный участок не разграничена. На основании Постановления администрации Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района <адрес> (арендодатель) и ООО «<данные изъяты>» (арендатор) заключен договор аренды из земель промышленности от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером под размещение полигона ТБО, общей площадью 109 300 кв.м.. Согласно решению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ указанного земельного участка, переданного ООО «<данные изъяты>» под размещение полигона, расторгнут. На ООО «<данные изъяты>» возложена обязанность вернуть Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района <адрес> земельный участок по акту приема-передачи. Постановлением заместителя начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава Каслинского ГОСП УФССП России по Челябинской области Долгаевой А.В. от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство по решению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ окончено в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе. Конституцией РФ установлено, что земля и все другие природные ресурсы используют и охраняются в РФ как основа жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу, соблюдать Конституцию РФ и требования, установленные соответствующими законодательными актами (ст.ст.9, 15, 58). В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Согласно п.п.1,2 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации; запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям. В соответствии со ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно ст.12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель. В соответствии со ст.11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Согласно ст.3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное; отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими; предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом. Таким образом, полномочиями по распоряжению земельным участком, расположенным по адресу: <адрес> с кадастровым номером , обладает администрация Каслинского городского поселения. Каслинским городским прокурором ДД.ММ.ГГГГ врио.главы Каслинского городского поселения внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено и удовлетворено. Вместе с тем, до настоящего времени несанкционированная свалка не ликвидирована. На основании изложенного, истец просит, возложить обязанность на администрацию Каслинского муниципального района Челябинской области, администрацию Каслинского городского поселения Челябинской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства, а именно: в соответствии с установленными действующим законодательством требованиями освободить от отходов производства и потребления земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> с координатами (кратчайшие точки)

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

возложить обязанность на Главное управление лесами Челябинской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства, а именно: в соответствии с установленными действующим законодательством требованиями освободить от отходов производства и потребления земельный участок с кадастровым номером , с координатами (крайние точки):

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

В судебном заседании представитель истца - Каслинский городской прокурор Балчугова Н.В., заявленные исковые требования, с учетом поданных уточнений, поддержала в полном объеме по указанным в иске основаниям, просила их удовлетворить.

Представители ответчика - администрации Каслинского городского поселения Егоров А.Ю. и Конюхов М.Н., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями, с учетом уточненного иска, не согласились, указали, что земельным участком с кадастровым номером пользуется администрация Каслинского муниципального района, каких-либо нормативных документов, иных обращений от администрации Каслинского муниципального района о возврате земельного участка не направлялось. В связи с чем, поданное исковое заявление, с учетом уточненного иска, к вопросам полномочий администрации Каслинского городского поселения не относится.

В судебное заседание не явился представитель ответчика - администрации Каслинского муниципального района, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили дело рассмотреть без их участия. Ранее в судебном заседании представитель ответчика - администрации Каслинского муниципального района Сайфутдинова Е.В. с заявленными исковыми требованиями, с учетом уточненного иска, не согласилась, поскольку, данный земельный участок не является собственностью администрации Каслинского муниципального района.

Представитель ответчика - Главное управление лесами Челябинской области в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель третьего лица - Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили дело рассмотреть в их отсутствие, предоставили отзыв.

Представитель третьего лица - ООО «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В силу ч.1 ст.113 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

Положениями ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено право суда рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины неявки неуважительными.

На основании вышеизложенного суд, считает возможным в соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Иные вопросы местного значения, предусмотренные ч.1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч.3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В соответствии с п.14 ч.1, ч.4 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов; органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируются Федеральным законом от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Согласно ст.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ст.4 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

На основании п.1 ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно п.1 и 2 ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, па водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилетающих к городским и сельским поселениям.

В соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:

создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии со ст.13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст.12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно ч.2 ст.13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;

3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

В соответствии с п.3.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля ассенизации. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.

В силу п.3.4 СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих» не допускается образование свалок бытового и крупногабаритного мусора на дворовых территориях, открытых участках территории населенных пунктов и участках открытой природы, прилегающих к населенным пунктам.

Согласно статье 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов: не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В судебном заседании установлено, что Каслинской городской прокуратурой проведена проверка по поводу функционирования несанкционированных свалок на территории <адрес>. В ходе проверки, Каслинской городской прокуратурой было установлено, что в границах Каслинского городского поселения имеется несанкционированная свалка отходов производства и потребления, а именно на земельном участке с кадастровым номером расположенном по адресу: <адрес>

Однако, в ходе судебного разбирательства было установлено, что земельный участок, с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>, нельзя признать несанкционированной свалкой отходов производства и потребления, поскольку указанный земельный участок стоит на учете в ЕГРН с видом разрешенного использования - под размещение полигона ТБО; категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; площадью 109300+/-579 кв.м., границы земельного участка установлены в соответствии с действующим законодательством.

Так, согласно, представленного в материалы дела, постановления от ДД.ММ.ГГГГ администрации г.Касли и района Челябинской области, Муниципальному предприятию «<данные изъяты>» из земель администрации <адрес> был предоставлен в постоянное пользование земельный участок общей площадью 10,93 га под городскую свалку твердых бытовых отходов, расположенный <адрес> Постановлено Комитету по земельным ресурсам и землеустройству района произвести отвод земельного участка на местности, выдать МП ПМОКХ государственный акт на право постоянного пользования земельным участком. Руководство МП ПМОКХ обязано содержать в надлежащем санитарном состоянии земельный участок и прилегающую к нему территорию.

На основании вышеуказанного постановления Муниципальному предприятию «Каслинское <данные изъяты>» был выдан Государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, площадью 10,93 га в границах, указанных на чертеже для городской свалки твердых бытовых отходов.

Во исполнение вышеназванного, Главой администрации г.Касли и района ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление «Об изъятии земельного участка из землепользования Каслинского опытного лесхоза и передаче его МП ПМОКХ под городскую свалку», согласно которого, из землепользования Каслинского опытного лесхоза был изъят земельный участок общей площадью 10,93 га прочих земель в <адрес> и передан под городскую свалку ТБО муниципальному предприятию «<данные изъяты>» в постоянное пользование.

Согласно постановления от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного Главой г.Касли и Каслинского района Челябинской области «О переоформлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование МУП «КЖЭКУ» <адрес>, Муниципальному унитарному предприятию «<данные изъяты> под городскую свалку твердых бытовых отходов, был передан земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель и иного специального назначения в постоянное (бессрочное) пользование общей площадью 10,93 га, расположенной по адресу: <адрес>, переданный ранее муниципальному предприятию «Каслинское <данные изъяты>» постановлением главы администрации г.Касли и района от ДД.ММ.ГГГГ.

В последствии, Главой Каслинского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление «О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование администрации Каслинского городского поселения в <адрес>», согласно которого, администрации Каслинского городского поселения в постоянное (бессрочное) пользование был предоставлен земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, кадастровый , общей площадью 109 300 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, под размещение полигона ТБО.

Согласно, представленной в материалы дела кадастровой выписки о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, с кадастровым номером предыдущий кадастровый ), находящийся примерно в <адрес>», имеет разрешенное использование/назначение: под размещение ТБО, общую площадь 109 300 кв.м., вид права: государственная собственность, правообладатель: РФ, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

В дальнейшем, администрация Каслинского муниципального района, руководствуясь п.14 ч.1 ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», решением Собрания депутатов Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении изменений и дополнений в Положение об организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Каслинского муниципального района», приняла постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком администрации Каслинского городского поселения», согласно которого, было прекращено право администрации Каслинского городского поселения на постоянное (бессрочное) пользование земельным участком из земель промышленности… и иного специального назначения, кадастровый , общей площадью 109 300 кв.м., расположенным по адресу: <адрес> под размещение полигона ТБО, зарегистрированного в Управление Федеральной регистрационной службы по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, запись регистрации .

Решением Совета депутатов Каслинского городского поселения второго созыва <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден «Генплан <адрес>. Корректировка», согласно которому, твердые бытовые отходя должны вывозится на объект размещения ТКО, расположенный за городской чертой, на расстоянии <адрес>. Также, проектом генерального плана предусмотрено: сбор твердых бытовых отходов осуществляется в контейнеры, установленные на специально отведенных площадках, с последующим вывозом для утилизации; твердые бытовые отходы вывозятся на объект размещения ТКО, расположенный за городской чертой, на расстоянии <адрес>

Согласно, представленного в материалы дела, постановления, вынесенного администрацией Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, Обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» был предоставлен в аренду земельный участок под размещение полигона ТБО, из земель промышленности и иного специального назначения, сроком на 5 лет, кадастровый , общей площадью 109 300 кв.м., по адресу: <адрес>

На основании постановления администрации Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, между администрацией Каслинского муниципального района, в лице Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района (арендодатель) и ООО «<данные изъяты>» (арендатор) был заключен договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель и иного специального назначения, с кадастровым номером , общей площадью 109 300 кв.м., находящийся по адресу: <адрес>, под размещение полигона ТБО, сроком на 5 лет, в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно акта приемки-передачи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, арендодатель передал, а арендатор принял в натуре в установленных границах, в соответствии с постановлением администрации Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, площадью 109300 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в аренду, под размещение полигона ТБО. Земельный участок был передан без права изменения его целевого назначения. Арендатор претензий по площади, качеству, состоянию и границам земельного участка, не имел.

В последствии, решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Муниципальным образованием «Каслинский муниципальный район» в лице Комитета по управлению имуществом и земельным отношением администрации Каслинского муниципального района и ООО «<данные изъяты>», был расторгнут, суд обязал ООО «<данные изъяты>» вернуть Комитету по управлению имуществом и земельным отношением администрации Каслинского муниципального района земельный участок с кадастровым номером по акту приема-передачи.

Во исполнение решения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, арендатор - ООО «<данные изъяты>» по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ передало (возвратило) арендодателю - Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района, в лице председателя Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района ННВ, земельный участок, с кадастровым номером , находящийся по адресу: <адрес> под размещение полигона ТБО, общей площадью 109300 кв.м.. Однако, земельный участок, указанный выше, был передан в ненадлежащем санитарном состоянии, на земельном участке находится большое количество мусора, шлагбаум, строение.

О том, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером является действующим полигоном под размещение ТБО, свидетельствует Постановление Правительства Челябинской области от 18 июня 2014 года №268-П «Об утверждении Порядка ведения регионального кадастра отходов Челябинской области», согласно которого, на учете в региональном реестре объектов размещения отходов производства и потребления <адрес> содержатся сведения о свалке под размещение ТБО в <адрес>, общей площадью 10,93 га, объект является действующим, местоположение объекта: <адрес>, наименование собственника, арендатора, пользователя - Каслинский муниципальный район.

Указанное, также согласуется с ч.3 ст.3.3 Закона Челябинской области №421-ЗО от 29 ноября 2012 года (в ред. от 04.10.2019 года) «Об отходах производства и потребления», согласно которой, объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 01 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов до 01 января 2023 года.

Решением Совета депутатов Каслинского муниципального района пятого созыва <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема территориального планирования (корректировка) Каслинского муниципального района, согласно п.6.4 указанного решения на территории <адрес> расположен земельный участок с кадастровым номером , предназначенный под размещение полигона ТБО. Из п.6.5.1 решения следует, что схемой территориального планирования Каслинского муниципального района предусмотрено строительство полигонов твердых бытовых отходов на месте существующих свалок, в том числе, <адрес>

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.

Несмотря на то, что распоряжение спорным земельным участком в силу закона осуществляется органом местного самоуправления муниципального района, Советом депутатов Каслинского городского поселения ДД.ММ.ГГГГ за вынесено решение «Об утверждении «Генплана <адрес>. Корректировка», согласно которого, твердые бытовые отходы вывозятся на объект размещения ТКО, расположенный за городской чертой, на расстоянии <адрес>

Во исполнение мероприятий по охране окружающей среды, утвержденных «Генпланом <адрес>.Корректировка», администрацией Каслинского городского поселения ДД.ММ.ГГГГ было подано обращение в Министерство экологии <адрес> о включении мусорного полигона, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый в целевую программу «Рекультивации мусорных полигонов».

Из ответа Министерства экологии Челябинской области от 07 октября 2019 года №01/11499 на указанное обращение следует, что Министерство экологии Челябинской области реализует мероприятия по рекультивации свалок путем предоставления субсидии городским округам в рамках Государственной программы «Охрана окружающей среды Челябинской области» на 2018-2025 годы.

Пунктом 7 Указа Президента РФ от 07 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» поставлена задача по ликвидации всех несанкционированных свалок в границах городов к 2024 году. Критерии отбора, определенные в Условиях предоставления и методике расчета субсидии местным бюджетам на рекультивацию земельных участков, нарушенных размещением ТКО, и ликвидацию объектов накопленного экологического вреда в 2019-2024 годах, сформированы во исполнение первостепенных целей и задач Указа Президента РФ - рекультивации свалок, размещенных в границах городских округов.

В настоящее время разработаны изменения в приложение №20 в Государственной программе, предусматривающие возможность предоставления муниципальным районам субсидии на рекультивацию свалок в случае размещения свалок в границах городского поселения.

Проект государственной программы направлен на согласование в установленном порядке.

В настоящее время Приказом Министерства экологии Челябинской области от 13.07.2020 года №520 утвержден план реализации государственной программы Челябинской области «Охрана окружающей среды Челябинской области» на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, согласно которого, в государственную программу включено мероприятие «Реализация регионального проекта «Чистая страна», в том числе предоставление субсидий местным бюджетам на рекультивацию земельных участков, нарушенных размещением ТКО, и ликвидацию объектов накопленного экологического вреда».

В связи с чем, оснований полагать, что земельный участок, с кадастровым номером является несанкционированной свалкой отходов производства и подлежащий освобождению от отходов производства и потребления, как незаконно занятый, не имеется, поскольку спорный земельный участок был изъят из землепользования Каслинского опытного лесхоза специально под городскую свалку размещения ТБО, полигон является действующим и состоит в региональном реестре объектов размещения отходов производства.

Согласно части первой статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств;

В соответствии с частью 2 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, то есть представлены сторонами. Разрешая гражданско-правовой спор в условиях конституционных принципов состязательности и равноправия сторон и связанного с ними принципа диспозитивности, осуществляя правосудие как свою исключительную функцию (часть 1 статьи 118 Конституции Российской Федерации), суд не может принимать на себя выполнение процессуальных функций сторон.

В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.

Исходя из существа заявленных исковых требований Каслинского городского прокурора, суд считает, что оснований для удовлетворения заявленных требований в части возложения обязанности на администрацию Каслинского городского поселения и администрацию Каслинского муниципального района освобождения от отходов производства и потребления земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, не имеется и в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

При этом, суд исходя из предмета и оснований заявленных требований, для представления дополнительных доказательств, в том числе и их уточнения, неоднократно откладывал рассмотрение дела, однако стороной истца каких-либо требований к администрации Каслинского городского поселения или администрации Каслинского муниципального района связанных с возложением обязанностей по рекультивации земельных участков, предоставленных под ТБО, или приведения земельного участка, на котором размещено ТКО, в соответствие с действующим законодательством, не заявлялось.

Также, Каслинской городской прокуратурой, при проведении проверки, было выявлено, что имеет место расположение несанкционированной свалки отходов производства и потребления, вблизи земельного участка, с кадастровым номером

Согласно, представленной в материалы дела информации о земельном участке с кадастровым номером , последний граничит с землями лесного фонда <адрес>.

В соответствии с выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, расположены на земельном участке с кадастровым номером категория земель: земли лесного фонда; вид разрешенного использования - для ведения лесного хозяйства.

Согласно статье 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ).

Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, возмещение вреда окружающей среде, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.

В силу части 1 статьи 4 Лесного кодекса РФ участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.

Согласно частям 1 и 3 статьи 60.12 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года N7-ФЗ и другими федеральными законами. Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от 10 января 2002 года N7-ФЗ.

Так, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.

Согласно пункту 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 26-П пункт 24 части 1 статьи 16 Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" признан не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку содержащееся в нем положение - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не предполагает возложение на органы местного самоуправления городских округов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих городских округов, без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.

Из вышеуказанных положений действующего законодательства в их правовой взаимосвязи следует, что в том случае, когда несанкционированные свалки бытовых отходов находятся на лесных участках в составе земель лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, на органы местного самоуправления не может быть возложена обязанность по их ликвидации за счет средств местного бюджета без наделения указанных органов соответствующими государственными полномочиями.

В соответствии с Положением о Главном управлении лесами Челябинской области, утвержденным Постановлением Губернатора Челябинской области 22 декабря 2006 года №385, Главное управление лесами Челябинской области является органом исполнительной власти Челябинской области. Основной задачей Управления является реализация на территории Челябинской области государственной политики в сфере лесных отношений. Функции Управления закреплены в Главе 3 вышеуказанного постановления.

Анализируя приведенные выше положения закона и установленные функции Главного управления лесами Челябинской области, суд приходит к выводу о том, что Управление является уполномоченным органом в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, в чьи полномочия входит, в том числе, организация охраны и защиты от негативного воздействия и загрязнения бытовыми отходами земельного участка лесного фонда, организация ликвидации последствий таких загрязнений.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что несанкционированная свалка, расположенная на земельном участке, с кадастровым номером , в координатах (крайние точки):

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

создает потенциальную экологическую опасность в виде загрязнения атмосферного воздуха, почвы, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, особенно населения, проживающего в непосредственной близости от несанкционированной свалки, а также приводит к пожароопасной ситуации.

Поскольку несанкционированная свалка была выявлена на земельном участке лесного фонда, находящемся в федеральной собственности, не переданном по договору аренды, она подлежит ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке леса, с возложением исполнения указанных обязанностей на Главное управление лесами Челябинской области.

В судебном заседании установлено, что на день рассмотрения дела в суде земельный участок с кадастровым номером (в границах указанных ранее), от отходов производства и потребления в добровольном порядке и в соответствии с требованиями законодательства не освобожден, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в части возложения обязанности на Главное управление лесами Челябинской области освободить от отходов производства и потребления земельный участок с кадастровым номером (в координатах, указанных ранее).

На основании ст.204 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным установить ответчику срок для исполнения решения суда - шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Каслинского городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Каслинского городского поселения, администрации Каслинского муниципального района, Главному управлению лесами Челябинской области о возложении обязанности, - удовлетворить частично.

Возложить на Главное управление лесами Челябинской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обязанность по освобождению от отходов производства и потребления земельный участок с кадастровым номером , с координатами:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований, - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца с даты вынесения решения в окончательной форме, через Каслинский городской суд Челябинской области.

Председательствующий судья: Тропынева Н.М.