Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт. Уни, <адрес>ДД.ММ.ГГГГ
Унинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Фоминых С.М., с участием помощника прокурора <адрес> Вершинина Д.О., при секретаре Шалыгиной Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к <адрес>ному союзу потребительских обществ об устранении нарушений в части квотирования рабочих мест и создания таких рабочих мест для инвалидов,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором указал, что в результате проведенной прокуратурой района проверки соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на территории <адрес>, в части квотирования рабочих мест и создания таких мест для инвалидов, установлено, что в соответствии со ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 174-ФЗ «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов на территории <адрес>», <адрес>ному союзу потребительских обществ (Унинский райпотребсоюз) установлена квота для трудоустройства инвалидов в количестве 6 человек, однако в настоящее время по квоте трудоустроен один человек.
Инвалидам гарантируется государственная поддержка в соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации. Из анализа законодательства следует, что квотирование – это дополнительная гарантия государства по трудоустройству отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Квотирование производится для приема на работу лиц с ограниченной трудоспособностью (инвалидов). Таким образом, данные меры носят характер государственной поддержки и направлены на защиту социально уязвимой категории граждан от безработицы. Статьей 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Унинский райпотребсоюз зарегистрирован в качестве юридического лица, является некоммерческой организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность, постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых он создан. Согласно штатному расписанию на перио<адрес> года в Унинском райпотребсоюзе числятся 153,4 штатные единицы. Из представленных письменных объяснений председателя следует, что в учреждении не созданы и не выделены рабочие места для инвалидов в пределах квоты – трудоустроен один инвалид, при установленной квоте 6 человек. Таким образом, в Унинском райпотребсоюзе – организации с численностью работников более 101 человека, рабочие места для инвалидов в полном объеме не созданы и не выделены. Бездействие Унинского райпотребсоюза по обеспечению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты нарушает и препятствует реализации конституционных прав неопределенного круга инвалидов на труд и социальную защиту от безработицы, поскольку инвалиды относятся к лицам с ограниченными физическими возможностями и испытывают трудности в поиске работы.
Просит признать незаконным бездействие Унинского райпотребсоюза по обеспечению мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты и обязать ответчика обеспечить рабочие места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты.
В судебном заседании помощник прокурора Вершинин Д.О. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – <адрес> союза потребительских обществ ФИО4 исковые требования прокурора <адрес> признала в полном объеме, подтвердив признание иска письменным заявлением, при этом указала в отзыве на иск, что среднесписочная численность работников ее предприятия на данный момент составляет 138 человек.
Третье лицо – КОГКУ Центр занятости населения <адрес>, надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного заседания, в суд своего представителя не направили, дело рассмотрено без участия их представителя.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным принять признание иска от представителя ответчика – <адрес> союза потребительских обществ – ФИО4, так как это не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации, в том числе, обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются гарантии социальной защиты.
В соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ "О занятости населения в Российской Федерации", государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 25 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов.
Согласно ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ "Об утверждении Порядка установления квоты в организациях для приема на работу инвалидов на территории <адрес>", квота для трудоустройства инвалидов устанавливается организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности в соответствии с федеральным и областным законодательством (п. 2.1 постановления). Среднесписочная численность работников организаций определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Федеральной службы государственной статистики (п. 2.2). Организациям со среднесписочной численностью работников от 101 до 300 человек устанавливается минимальная квота для приема на работу инвалидов в размере 4% к среднесписочной численности работников (п. 2.3).
В судебном заседании установлено, что <адрес> союз потребительских обществ зарегистрирован в качестве юридического лица, является некоммерческой организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность, постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых он создан.
Согласно информации Унинского райпотребсоюза, среднесписочная численность работников данной организации в настоящее время составляет 138 человек.
Согласно информации КОГКУ ЦЗН <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, размер квоты для трудоустройства инвалидов в Унинском райпотребсоюзе составляет 6 человек (л.д. 7).
В настоящее время Унинским райпотребсоюзом количество трудоустроенных инвалидов по квоте составляет 1 человек.
Таким образом, в Унинском райпотребсоюзе – организации со среднесписочной численностью работников более 101 человека, рабочие места для инвалидов в полном объеме не созданы и не выделены. Бездействие Унинского райпотребсоюза по обеспечению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты нарушает и препятствует реализации конституционных прав неопределенного круга инвалидов на труд и социальную защиту от безработицы, поскольку инвалиды относятся к лицам с ограниченными физическими возможностями и испытывают трудности в поиске работы. Поскольку, согласно пояснениям представителя ответчика среднесписочная численность работников по возглавляемую ей предприятию меняется в силу тяжелого финансового состояния предприятия, суд приходит к выводу об обязании ответчика обеспечить рабочие места для трудоустройства инвалидов именно в пределах установленной квоты от среднесписочной численности работников, как это установлено действующим законодательством, а не от штатного расписания, на что ссылается истец, не указывая при этом конкретное количество таких квотированных рабочих мест.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к <адрес>ному союзу потребительских обществ об устранении нарушений в части квотирования рабочих мест и создания таких рабочих мест для инвалидов – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие <адрес> союза потребительских обществ по обеспечению мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты.
<адрес> союз потребительских обществ обеспечить рабочие места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Унинский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения.
Судья С.М. Фоминых