Дело № 2-18/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Целинное 17 января 2012 г.
Целинный районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи М.В.Родюковой, при секретаре С.Г.Ишниязовой, рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Луговского сельсовета Целинного района Курганской области о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
В суд обратилась ФИО2 с иском к Администрации Луговскогосельсовета о взыскании недоначисленной заработной платы, возложении обязанности установить размер оклада и взыскании компенсации морального вреда. В обоснование иска указала? что работает у ответчика с ДД.ММ.ГГГГ года. В указанный период работала в должностях специалиста сельсовета, заместителя главы администрации и с ДД.ММ.ГГГГ в должности главного специалиста сельсовета. ДД.ММ.ГГГГ была уволена. На основании решения Целинного районного суда от ДД.ММ.ГГГГ восстановлена в должности главного специалиста Луговского сельсовета. ДД.ММ.ГГГГ ей стало известно, что оплата её труда производится в меньшем размере, чем до увольнения ДД.ММ.ГГГГ. До ДД.ММ.ГГГГ на основании Распоряжения главы Администрации Луговского сельсовета по личному составу № 10 от ДД.ММ.ГГГГ за расширенный объем работы производилась доплата к заработной плате. После восстановления на работе, объем работы не уменьшился, однако указанную доплату к заработной плате не производят в связи с чем заработная плата снизилась в два раза. Просит взыскать с ответчика недоначисленную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, а также компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей. Возложить на ответчика обязанность установить ей с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную заработную плату в соответствии с решением Луговской сельской Думы № 2 от ДД.ММ.ГГГГ «Об оплате труда муниципальных служащих Администрации Луговского сельсовета», № 13 от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении структуры Администрации» с окладом <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки.
В судебном заседании истец ФИО2 поддержала исковые требования в соответствии с уточнённым исковым заявлением, поданным в суд ДД.ММ.ГГГГ и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ был заключен новый трудовой договор с окладом <данные изъяты> рублей, однако предполагала, что одновременно будут производиться дополнительные выплаты за расширенный объем работы. ДД.ММ.ГГГГ ей стало известно, что доплата за расширенный объем работы не производится. Должностные обязанности увеличились, возложены обязанности по сбору с населения денежные средства за воду, квартплату. Испытала чувство унижения после того, как узнала, что заработная плата снизилась, считает, что тем самым ей причинен моральный вред. Считает, что снижение заработной платы вызвано неприязненным отношением с главой администрации ФИО3 В соответствии с трудовым договором, заключенным ДД.ММ.ГГГГ, ей, как муниципальному служащему, должны предоставляться меры социальной защиты, в том числе достойная заработная плата. Действительно, так как объем работы большой, допускает случаи несвоевременного исполнения возложенных обязанностей, но данную ситуацию старается исправить. Считает, что ответчик должен установить именно фиксированный размер оклада, а не доплачивать ей ежемесячно.
Представитель ответчикаАдминистрации Луговского сельсовета ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что после проведения аттестации муниципальных служащих Администрации Луговского сельсовета, истцу предложено было перейти с должности заместителя главы Администрации Луговского сельсовета на должность главного специалиста сельсовета, так как высшего образования у истца не было и она не прошла аттестацию. ФИО2 добровольно написала заявление о переводе её на должность главного специалиста. Доплата за расширенный объем работы ФИО2 производилась один раз по распоряжению, в связи с тем, что в сельсоветах вводилось электронное ведение похозяйственных книг, однако истец до настоящего времени данную работу не выполнила. В последующем выяснилось, что ФИО2 недобросовестно выполняет свои должностные обязанности. Была создана комиссия по проверке делопроизводства, по результатам проверки был составлен акт, где указаны допущенные нарушения. Сложилось не доверие к истцу. Доплата более не производилась. ФИО2 имеет дисциплинарные взыскания - два выговора и одно замечание.
Представитель ответчика Администрации Луговского сельсовета ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что истце не прошла аттестацию и ей было предложено поступить в высшее учебное заведение либо перевестись на нижестоящую должность с более низкой заработной платой, с чем она и согласилась. Истец была ознакомлена с размером заработной платы на новой должности. Администрация Луговского сельсовета является дотационной организацией, финансируется из бюджета администрации Целинного района. Считает, что истцом пропущен срок для обращения в суд - три месяца, так как о размере заработной плате истцу известнос ДД.ММ.ГГГГ. Компенсация морального вреда не подлежит взысканию, так как нарушений законодательства допущено не было со стороны ответчика. Кроме того, размер заработной платы муниципальных служащих устанавливается решением представительных собраний муниципальных образований. Луговская сельская Дума ДД.ММ.ГГГГ приняла решение, согласно которому должностной оклад истца составляет <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки, и администрация сельсовета не вправе устанавливать иной размер оклада.
Представитель третьего лица Луговской сельской Думы Г в судебном заседании отношения к исковым требованиям не выразил и пояснил, что на заседании Луговской сельской Думы принято решение № 21 от ДД.ММ.ГГГГ. «О внесении изменений в решение Луговской сельской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № 2 «Об оплате труда муниципальных служащих администрации Луговского сельсовета Целинного района», был установлен оклад главному специалисту Администрации Луговского сельсовета в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки. Также главному специалисту возможна дополнительная выплата к заработной плате по распоряжению главы Администрации Луговского сельсовета.
Заслушав представителей сторон, представителя третьего лица, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд считает что исковые требования не подлежат удовлетворению.
В соответствии с ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с п. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 53 вышеназванного Федерального закона расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном местной администрацией.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Одновременно в соответствии с пунктом 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией.
Статьей 22 указанного закона определены общие принципы оплаты труда муниципального служащего, а именно плата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 22 1 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальному служащему гарантируются право на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания.
Согласно ст. 34 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Согласно ст. 4 Закона Курганской области от 30.05.2007 N 251 "О регулировании отдельных положений муниципальной службы в Курганской области" оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего, в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления, устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом. Минимальный размер должностного оклада муниципального служащего устанавливается в процентном отношении к должностному окладу главы муниципального образования, который устанавливается представительным органом муниципального образования исходя из минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с применением соответствующего коэффициента, зависящего от численности населения муниципального образования, определяемого в пределах при численности населения от 1001 человека до 1500 человек в размере от 1,295 до 1,427.
В соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. Работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
Согласно ч. 2 ст. 199 ГК РФ, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Пропуск истцом срока обращения в суд, установленного ст. 392 ТК РФ, дает право суду принять решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Из материалов дела следует, что истец работает в Администрации Луговского сельсовета с ДД.ММ.ГГГГ. Первоначально принята на должность секретаря, затем с ДД.ММ.ГГГГ избрана на должность секретаря исполкома Луговского сельского Совета, с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность специалиста Администрации Луговского сельсовета.С ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 переведена на должность заместителя главы Администрации Луговского сельсовета. В соответствии с записью № 11 трудовой книжки истца, она, с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность главного специалиста Луговского сельсовета.
Указанные обстоятельства подтверждаются также трудовыми договорами о прохождении муниципальной службы и замещении должности муниципальной службы от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, заключенными с ФИО2, должностными обязанностями заместителя главы Администрации Луговского сельсовета, утвержденными ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением главы Администрации Луговского сельсовета № 7 от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений записи в трудовую книжку ФИО2».
В соответствии с решением Луговской сельской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № 2 «Об оплате труда муниципальных служащих администрации Луговского сельсовета Целинного района» принято Положение об оплате труда муниципальных служащих в Администрации Луговского сельсовета Целинного района, которое применяется к правоотношениям возникшим с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с указанным Положением установлен должностной оклад заместителя главы Администрации Луговского сельсовета в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки (80% от должностного оклада главы).
ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ уведомлена о предстоящем сокращении штатной единицы Администрации Луговского сельсовета должности заместитель главы Администрации Луговского сельсовета, о чем имеется подпись истца в уведомлении.
В соответствии с личным заявлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением № 5 от ДД.ММ.ГГГГ главы Луговского сельсовета,истец переведена с должности заместителя главы Администрации на должность главного специалиста сельсовета с ДД.ММ.ГГГГ, с окладом <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек.
В соответствии с распоряжением Главы Администрации Луговского сельсовета № 10 от ДД.ММ.ГГГГ «О доплате за расширенный объем работы ФИО2» истцу произведена доплата за период работы с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки.
Решением Целинного районного суда Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ФИО2 была уволена с должности главного специалиста администрации Луговского сельсовета Целинного района ДД.ММ.ГГГГ. Указанным решением суда истец восстановлена в прежней должности – главного специалиста администрации Луговского сельсовета. Решение суда вступило в законную силу.
В соответствии с решением № 13 Луговской сельской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении структуры администрации» должность заместителя главы администрации Луговского сельсовета сокращена, введена должность главного специалиста администрации сельсовета, что также согласуется со штатными расписаниями Администрации Луговского сельсовета на ДД.ММ.ГГГГ и на ДД.ММ.ГГГГ, где указана должность заместителя главы администрации, на ДД.ММ.ГГГГ и на ДД.ММ.ГГГГ, где указана должность главного специалиста.
Свидетель Б в судебном заседании показала, что является депутатом Луговской сельской Думы,в ее обязанности входит ведение протокола заседаний Думы. ДД.ММ.ГГГГ Луговской сельской Думой принято решением № 2 «Об оплате труда муниципальных служащих администрации Луговского сельсовета Целинного района», которым утверждено Положение об оплате труда муниципальных служащих в Администрации Луговского сельсовета Целинного района, где установлен оклад заместителюглавы администрации Луговского сельсовета в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки и закреплены положения об оплате труда муниципальных служащих администрации Луговского сельсовета. ДД.ММ.ГГГГ году на заседании Луговской сельской Думы решался вопрос о внесении изменений в решение Луговской сельской Думы № 2 от ДД.ММ.ГГГГ, однако решение по данному вопросу не было принято.
Свидетель К в судебном заседании показал, что является мужем истца, ранее занимал должность главы Администрации Луговского сельсовета до избрания ФИО3 После увольнения истца в ДД.ММ.ГГГГ года и восстановления в прежней должности на основании решения суда, ФИО2 постоянно подвергалась со стороны главы унижениям. Домой приходит в состоянии стресса.
Свидетель Ч в судебном заседании показал, что работает начальником финансового отдела Администрации Целинного района.В ДД.ММ.ГГГГ года специалистами финансового отдела Администрации Целинного района на основании Закона Курганской области от 30.05.2007 N 251 "О регулировании отдельных положений муниципальной службы в Курганской области" разработаны общие для всех администраций муниципальных образований Целинного района нормативы формирования расходов на заработную плату на ДД.ММ.ГГГГ, где рассчитан коэффициент к размеру должностного оклада главы муниципального образования, затем ДД.ММ.ГГГГ года произведен новый расчет указанного коэффициента, в связи с изменениями размера МРОТ с ДД.ММ.ГГГГ. Другие доплаты и надбавки к заработной плате устанавливались самостоятельно муниципальными образованиями, при этом отдельные надбавки выплачиваются ежемесячно без отдельного распоряжения главы, другие, в том числе за расширенный объем работы, выплачивались на основании распоряжений Главы.
В соответствии с решением Луговской сельской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № 21 «О внесении изменений в решение Луговской сельской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № 2 «Об оплате труда муниципальных служащих администрации Луговского сельсовета Целинного района» установлен должностей оклад главному специалисту администрации Луговского сельсовета в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки.
В соответствии с п.21 указанного решения оно вступает в силу с момента обнародования и применяется к правоотношениям, возникшим с ДД.ММ.ГГГГ.
В период работы ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года она подвергалась дисциплинарным взысканиям, так ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с распоряжением № 24 от ДД.ММ.ГГГГ «О дисциплинарном взыскании ФИО2» истцу объявлено замечание по факту ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей.Также, ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения Главы Администрации Луговского сельсовета № 26 от ДД.ММ.ГГГГ «О дисциплинарном взыскании» ФИО2 объявлен выговор за отсутствие на рабочем месте более четырех часов подряд без уважительной причины.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ истец, работавшая в должности заместителя главы администрации сельсовета,переведена на должность главного специалиста сельсовета. Решением Луговской Думы от ДД.ММ.ГГГГбыл установлен размер должностного оклада заместителя главы администрации. До ДД.ММ.ГГГГ Луговской Думой решений по размеру должностного оклада принято не было. Истец ДД.ММ.ГГГГ заключила с ответчиком трудовой договор, в котором размер должностного оклада, размер надбавок, установлен. Заключенность данного трудового договора сторонами не оспаривается. Так как на момент заключения трудового договора решением Думы размер должностного оклада установлен не был, а работодатель обязан выплачивать работнику заработную плату не реже, чем каждые полмесяца, размер должного оклада и надбавок был установлен в трудовом договоре. В ДД.ММ.ГГГГ г., единожды, истцу была выплачена доплата за расширенный объем работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по распоряжению главы администрации Луговского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ №10. Истец пояснила, что не оспаривает возможности выплаты ей доплат за расширенный объем работы, а просит суд обязать ответчика установить повышенный размер оклада. В настоящее время размер должностного оклада главного специалиста Луговского сельсовета установлен решением Луговской Думы, и применяется к правоотношениям, возникшим с ДД.ММ.ГГГГРешение представительным органом принято в рамках представленных федеральным законодательством полномочий, в связи с чем, требования истца о взыскании недоначисленной заработной платы, установлении размера должностного оклада удовлетворению не подлежат. Так как нарушений законодательства ответчиком допущено не было, права истца нарушены не были, требования о компенсации морального вреда также не подлежат удовлетворению.
При вынесении решения, суд также принимает во внимание заявление представителя ответчика о пропуска срока обращения в суд по заявленным истцом требованиям об установлении размера должностного оклада, так как в судебном заседании установлено, что истец ознакомился с размером установленного должностного оклада ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, срок на обращение в суд истек ДД.ММ.ГГГГ а в суд истец обратился только ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штампом суда, т.е. с пропуском трехмесячного срока, предусмотренного законом.Так как истцом не было представлено, а в ходе судебного заседания не было добыто доказательств уважительности причин пропуска срока на обращение истца в суд, ходатайств о восстановлении срока истцом также не заявлено, то суд приходит к выводу о пропуске истцом срока обращения в суд, что является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении иска на основании ч. 2 ст. 199 ГК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации Луговского сельсовета Целинного района Курганской области о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда и возложении обязанности, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия мотивированного решения через Целинный районный суд Курганской области.
Судья М.В.Родюкова
Справка
Кассационным определением Курганского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Целинного районного суда Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 – без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу: 20.03.2012г