ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-18/2014 от 03.03.2014 Адамовского районного суда (Оренбургская область)

  № 2-18/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 03 марта 2014 года пос. Адамовка

 Адамовский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Бобылевой Т.В.,

 при секретаре судебного заседания Назымок О.В.,

 с участием: помощника прокурора Адамовского района Ткаченко И.П.,

 представителей ответчика администрации МО Адамовский поссовет Борникова В.В. и Макаримова Р.К.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Адамовского района в защиту интересов ФИО1 к администрации МО Адамовский поссовет об обязании оборудовать вход в подъезд подъезда многоквартирного жилого дома устройством для спуска и подъема инвалидной коляской- пандусом,

 У С Т А Н О В И Л:

 Прокурор Адамовского района в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к ООО «ЖЭК» <адрес> об обязании в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать вход в подъезд и лестничный марш 1 и 2 этажа 1 подъезда многоквартирного жилого дома № 1 «б», расположенного по <адрес> в <адрес> устройством для спуска и подъема инвалидной коляски.

 В обоснование иска указал, что в прокуратуру Адамовского района обратился ФИО1, являющийся инвалидом 1 группы в связи с наличием ограничений, препятствующих его беспрепятственному передвижению. В ходе проверки установлено, что ФИО1 является инвалидом 1 группы, может передвигаться только при помощи инвалидной коляски. В собственности ФИО1 имеется помещение №5, расположенное в квартире коммунального заселения №4, <адрес> в <адрес>. Вход в подъезд жилого дома, где проживает ФИО1 оборудован ступенями, жилое помещение расположено на втором этаже. Таким образом, ФИО1 лишён возможности свободно передвигаться.

 Определением Адамовского районного суда от 11.12.2013г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация МО Адамовский поссовет и администрация МО <адрес>.

 В последующем, прокурор Адамовского района исковые требования уточнил, просил обязать администрацию МО Адамовский поссовет в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать вход в подъезд и лестничный марш 1 и 2 этажа 1 подъезда многоквартирного жилого дома № 1 «б», расположенного по <адрес> в <адрес> устройством для спуска и подъема инвалидной коляски- пандусом.

 В обоснование уточненного иска указал, что в соответствии со ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» IIравительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно -правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

 Таким образом, здание №1б, расположенное по <адрес> в <адрес> относится к объекту, в котором необходимо предусматривать беспрепятственный доступ инвалидов, в том числе использующих кресла-коляски.

 Органами местного самоуправления Адамовского района указанные положения законодательства не соблюдаются: вход в подъезд и лестничный марш 1 и 2 этажа 1 подъезда многоквартирного жилого дома №1 б, расположенного по <адрес> в <адрес> не оборудован приспособлением для спуска и подъема инвалидной коляски. Отсутствие каких-либо технических приспособлений для беспрепятственного доступа в здание дома ФИО1, использующего кресло- коляску, ограничивает его возможность вести независимый образ жизни, нарушает права инвалида на обеспечение равных с другими гражданами возможностей реализации гражданских и других прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией РФ. Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о необходимости предъявления исковых требований к администрации МО Адамовский поссовет.

 В последующем, прокурор Адамовского района исковые требования уточнил и просил обязать администрацию МО Адамовский поссовет в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать вход в подъезд № 1 многоквартирного жилого дома № 1 «б», расположенного по <адрес> в <адрес> устройством для спуска и подъема инвалидной коляски – пандусом.

 В судебном заседании помощник прокурора Адамовского района Ткаченко И.П. уточненные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить по изложенным в иске основаниям и обстоятельствам.

 Истец ФИО1 будучи извещённым надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, что подтверждается заявлением.

 Представители ответчика администрации МО Адамовский поссовет Борников В.В. и Макаримов Р.К. уточненные исковые требования признали и против их удовлетворения не возражали.

 Исследовав материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд приходит к следующему.

 В соответствии со ст. 15 Федерального закона « О защите социальных прав инвалидов в Российской Федерации», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно- правовых форм создают условия инвалидам ( включая инвалидов, использующих кресла- коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры ( жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

 Государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

 В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

 Согласно положениям указанного Федерального закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены и жилые здания.

 Таким образом, здание жилого дома № 1 «б», расположенного по <адрес> в <адрес> относится к объектам социальной инфраструктуры, в котором необходимо предусматривать беспрепятственный доступ инвалидов, включая инвалидов, использующих кресла-коляски на основании приложения №2 к программе «Доступная среда» на 2013-2015 годы, областной целевой программы, утверждённой постановлением Правительства Оренбургской области от 29.08.2012 г. № 740-пп.

 Согласно п. 6 РДС 35-201-99 "Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры", утвержденных Постановлением Госстроя РФ и Минтруда РФ от 22 декабря 1999 года №74/51, разработанного в целях выполнения требований Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ и Градостроительного кодекса Российской Федерации, последовательность работ по созданию для инвалидов условий доступности к существующим и не предполагаемым к реконструкции объектам социальной инфраструктуры определяется в целевых программах формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, которые разрабатываются во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. №1449 местными органами социальной защиты населения (или по их заказу) с участием органов архитектуры и градостроительства, а также других заинтересованных органов (здравоохранения, культуры, народного образования и др.) на основе реально сложившихся социальных и градостроительных условий и исходя из учета мнений общественных объединений инвалидов.

 Согласно требованиям Строительных норм и правил СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", принятых Постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 года №73, при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения (п.1.1).

 Требования настоящего документа распространяются только на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участков или отдельные помещения, доступные для МГН: входные  узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также их информационное и инженерное обустройство (п.1.2).

 Проектные решения объектов, доступных для МГН, должны обеспечивать:

 досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;

 безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда;

 своевременное получение МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе и т.д.;

 удобство и комфорт среды жизнедеятельности (п.1.4).

 Проектные решения объектов, доступных для инвалидов, не должны ограничивать условия жизнедеятельности других групп населения, а также эффективность эксплуатации зданий.

 С этой целью рекомендуется, как правило, проектировать адаптируемые к потребностям инвалидов универсальные элементы зданий и сооружений, используемые всеми группами населения (п.1.5).

 Согласно приложению А, универсальный элемент - это элемент, проектируемый с учетом возможного использования всеми категориями населения, в том числе МГН.

 В здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием (п.3.13).

 Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261 (п.3.14).

 Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов (п.3.17).

 Таким образом, санитарные нормы и правила 35-01-2001«Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утверждённые постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно –коммунальному комплексу от 16 июля 2001 года №73, в части общих требования к зданиям, сооружениям и их участкам предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости – другими средствами подъёма.

 В соответствии со ст.ст.36,46 Федерального закона «О техническом регулировании», ст.ст. 4, 8, 46 Градостроительного кодекса РФ, ст.ст. 6-8 Федерального закона №19 ГФЗ от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», нормы ГОСТов и СНиПов являются обязательными к применению.

 Согласно материалов дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом 1 группы бессрочно, что подтверждается справкой медико- социальной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ года, использует кресло-коляску.

 В судебном заседании установлено, что прокуратурой Адамовского района в ходе проверки на предмет соблюдения требований законодательства о беспрепятственном доступе инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, по заявлению ФИО1, установлено, что администрацией МО Адамовский поссовет не соблюдаются требования действующего законодательства : вход в подъезд №1 многоквартирного жилого дома №1 б, расположенного по <адрес> в <адрес> не оборудован приспособлением для спуска и подъема инвалидной коляски- пандусом, что ограничивает ФИО1, использующего кресло-коляску, его право на беспрепятственный доступ в здание жилого дома, где он проживает и нарушает права инвалида на обеспечение равных с другими гражданами возможностей реализации гражданских и других прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией РФ.

 Согласно заключению строительно- технической экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ г., проведенной ИП оценщиком ФИО7 на основании определения Адамовского районного суда от 22.01.2014г., для спуска и подъёма инвалидной коляски у входа в подъезд №1 жилого дома №1 «б», расположенного по <адрес> в <адрес>, возможно установить устройство пандуса. При этом, требуется переоборудование и внесение изменений в конструкцию входа, поскольку наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учётом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Установить устройство для спуска и подъёма инвалидной коляски на лестничном марше, ведущим на второй этаж подъезда указанного жилого дома, невозможно, поскольку в соответствии с требованиями СниП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», ширина марша лестниц, доступных МГН, должна быть, не менее 1,35 м. Максимальная высота одного подъёма (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м. при уклоне не более 8%. В ходе замеров было выявлено, что марш имеет ширину 1,1 м., высота подъёма одного марша составляет до 1,65 м., поэтому в данном случае уклон при устройстве не соответствует допустимым 10%. В связи с чем, переоборудования и внесения изменений в конструкцию лестничного марша, ведущего на 2 этаж, указанного подъезда, не требуется, поскольку уклон пандуса не соответствует 10%, предусмотренными СниП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». В случае установления устройства-пандуса для спуска и подъёма инвалидной коляски, препятствий для свободного доступа граждан в подъезд создано не будет, однако в случае установления такого устройства на лестничный марш 1 и 2 этажа, такие препятствия возникнут, поскольку уменьшится пропускная способность лестничных маршей, которые не соответствуют современным требованиям, а также в соответствии с требованиями строительных норм и СниП 21-01-97 при пожаре.

 Согласно ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

 Учитывая изложенное, суд полагает, что требования прокурора Адамовского района об обязании администрации МО Адамовский поссовет в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать вход в подъезд № 1 многоквартирного жилого дома № 1 «б», расположенного по <адрес> в <адрес> устройством для спуска и подъема инвалидной коляски- пандусом, подлежат удовлетворению.

 Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 Исковые требования прокурора Адамовского района удовлетворить.

 Обязать администрацию МО Адамовский поссовет в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать вход в подъезд № 1 многоквартирного жилого дома № 1 «б», расположенного по <адрес> в <адрес> устройством для спуска и подъема инвалидной коляски – пандусом.

 Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Адамовский районный суд <адрес> в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

 Мотивированное решение изготовлено 03.03.2014  года.

 Судья :