ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело № 3-18/2015
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
19 февраля 2015 года г. Чита
Забайкальский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Васильевой Т.И.,
при секретаре Батуевой А.Б.,
с участием прокурора прокуратуры Забайкальского края Чадовой Е.А.,
представителей Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края ФИО1, ФИО2,
представителей ОАО «Российские железные дороги» ФИО3, ФИО4, ФИО5,
представителей ОАО «Забайкальская пригородная пассажирская компания» ФИО6, ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Забайкальского края о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента принятия приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 16 декабря 2014 года № 633 «Об утверждении предельных (максимальных) уровней тарифов на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Забайкальского края в пределах Забайкальской железной дороги»,
установил:
приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 16 декабря 2014 года № 633 утверждены предельные (максимальные) уровни тарифов на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Забайкальского края в пределах Забайкальской железной дороги (далее – Приказ № 633). Данный нормативный правовой акт опубликован в газете «Азия-Экспресс» от 18 декабря 2014 года № 50.
Заместитель прокурора Забайкальского края обратился в Забайкальский краевой суд с заявлением о признании указанного приказа противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента принятия, ссылаясь на то, что данным приказом утвержден предельный максимальный уровень тарифа на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Забайкальского края в пределах Забайкальской железной дороги в размере, равном экономически обоснованному тарифу. При этом компенсация за счет средств субъекта Российской Федерации потерь в доходах перевозчика, выполняющих социально значимые перевозки, путем установления тарифа для населения предусмотрена не была. В связи с этим стоимость проезда для населения в пригородном сообщении по сравнению с ранее установленной повысилась на 400%, что не отвечает принципу доступности для населения услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении. Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, разработанному Минэкономразвития России, изменение тарифов на пассажирские перевозки может предусматривать ежегодный рост только на 10%.
По мнению заместителя прокурора, оспариваемым приказом определен предельный максимальный уровень тарифа, который таковым фактически не является, а представляет минимальную величину ценовых ставок, то есть минимальный тариф. В связи с этим при существующем правовом регулировании у перевозчика отсутствуют какие-либо правовые основания для снижения установленного тарифа. Положения приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края ограничивают сферу безубыточной деятельности перевозчика по осуществлению доступных перевозок, а также права граждан как потребителей, поскольку железнодорожные перевозки становятся недоступными для населения.
В судебном заседании прокурор Забайкальской краевой прокуратуры Чадова Е.А. заявленные требования поддержала, дала пояснения, аналогичные изложенным в заявлении.
Представители Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее – РСТ Забайкальского края) ФИО1, ФИО2 с заявлением заместителя прокурора не согласились, представили письменные объяснения, дополнительно пояснили, что в соответствии с пунктом 3 Положения об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2008 года № 950, Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края утверждены предельные (максимальные) уровни тарифов на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Забайкальского края в пределах Забайкальской железной дороги. При установлении данных уровней был применен основной метод государственного регулирования тарифов – метод экономически обоснованных затрат. Нормы права, согласно которым рост тарифов на перевозки железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении должен составлять в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации 10%, отсутствуют.
Принцип доступности оказываемых железнодорожным транспортом услуг в соответствии с законодательством о железнодорожном транспорте, о естественных монополиях обеспечивается посредством установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней. Способы осуществления государственного регулирования в области железнодорожного транспорта, предусмотренные Федеральным законом от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», не предусматривают обязательное предоставление перевозчику компенсаций потерь в доходах при осуществлении регулярных пассажирских перевозок. При издании приказа было соблюдено положение о согласовании перевозчику размера экономически обоснованных затрат и установлении экономически обоснованного уровня тарифа. Положения закона гарантируют право перевозчика на компенсацию потерь только в случае установления тарифов ниже экономически обоснованного уровня, а также в связи с установлением льгот и преимуществ по тарифам. Между тем Приказ № 633 льготы и преимущества по тарифам не устанавливает. Какой-либо нормы права, гарантирующей всему населению право на льготный проезд или преимущество в тарифах, в законодательстве не имеется.
Кроме того, поскольку приказом уставлены только предельные (максимальные) уровни тарифов, а предельные минимальные уровни тарифов не установлены, соответственно, он не создает дискриминационные условия по сравнению с другими перевозчиками, не ограничивает самостоятельность перевозчика и не снижает его конкурентоспособность. Стоимость проезда может быть снижена перевозчиком самостоятельно путем проведения мероприятий по оптимизации расходов на осуществление деятельности, таким образом, ОАО «Забайкальская пригородная пассажирская компания» вправе формировать стоимость перевозки пассажиров в пригородном сообщении в рамках уровней тарифов, установленного РСТ Забайкальского края.
Представители ОАО «Забайкальская пригородная пассажирская компания» ФИО7, ФИО6 заявление прокурора поддержали по изложенным в нем основаниям. Дополнительно пояснили, что общество не имеет возможности для снижения тарифа для населения ниже экономически обоснованного уровня и в связи с изданием оспариваемого приказа было вынуждено остановить движение большей части пригородных поездов, проезд в которых для большинства населения является недоступным. В настоящее время тариф для проезда населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении снижен до размера, предусматривающего 15 % рост тарифа по сравнению с предыдущим периодом, сроком на 1 месяц до решения вопроса по тарифному регулированию.
Представители ОАО «Российская железная дорога» ФИО3, ФИО4, ФИО5 требования заместителя прокурора поддержали, представили письменный отзыв на заявление, считают, что оспариваемый Приказ РСТ Забайкальского края противоречит действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу, пояснив, что согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 - 2017 годов, разработанному Минэкономразвития России, изменение тарифов на пассажирские перевозки предусматривает рост на 10%, в соответствии с вышеуказанной Концепцией развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 19 мая 2014 года № 857-р, предусмотрено ежегодное выделение средств федерального бюджета на субсидирование затрат пригородных пассажирских компаний на использование инфраструктуры в размере 25 млдр.рублей. Установленный тариф не обеспечивает доступность железнодорожного транспорта пригородного сообщения для жителей Забайкальского края. В настоящее время пригородная компания, арендующая у ОАО «Российская железная дорога» имущество для осуществления своей деятельности, арендную плату по договорам не оплачивает.
Заслушав прокурора и участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьями 45, 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с требованием о признании недействующим полностью или в части противоречащего федеральному законодательству нормативного акта субъекта Российской Федерации, если такой акт нарушает охраняемые законом права и интересы неопределенного круга лиц.
Федеральный транспорт и федеральные пути сообщения находятся в ведении Российской Федерации (пункт «и» статьи 71 Конституции Российской Федерации).
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (статья 73 Конституции Российской Федерации).
Согласно подпунктам 12, 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении; установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществления контроля над их применением.
Правовые, организационные и экономические условия функционирования железнодорожного транспорта общего пользования, основы взаимодействия организаций железнодорожного транспорта и выполняющих работы (услуги) на железнодорожном транспорте индивидуальных предпринимателей с органами государственной власти и организациями других видов транспорта, а также основы государственного регулирования в области железнодорожного транспорта общего пользования установлены Федеральным законом от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 17-ФЗ).
В соответствии со статьей 4 указанного закона в целях обеспечения баланса интересов государства, пользователей услугами железнодорожного транспорта и организаций железнодорожного транспорта общего пользования в области железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется государственное регулирование. Государственное регулирование в области железнодорожного транспорта осуществляется, в том числе, путем проведения государственной политики в области железнодорожного транспорта, регулирования в области железнодорожного транспорта в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях и антимонопольным законодательством.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 17-ФЗ предусмотрено, что тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 6).
В силу подпункта «а» пункта 4 Положения об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2008 года № 950 (далее - Положение об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов), органы регулирования участвуют в государственном регулировании и контроле деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении.
Положением о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 августа 2009 года № 643 «О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок» (далее - Положение о государственном регулировании тарифов), установлено, что государственное регулирование тарифов, сборов и платы осуществляют органы регулирования, а именно Федеральная служба по тарифам и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное регулирование тарифов, сборов и платы, в пределах их компетенции (пункты 3, 6).
В соответствии с пунктом 8 указанного Положения органы регулирования в пределах их компетенции устанавливают правила применения тарифов, сборов и платы, порядок опубликования и введения в действие установленных тарифов, сборов и платы и правил их применения, а также внесенных в них изменений, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Положением о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 24 апреля 2014 года № 229, установлено, что Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, законов края, нормативных правовых актов Губернатора края и Правительства края самостоятельно принимает нормативные правовые акты об установлении тарифов на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в порядке, предусмотренном нормативным правовым актом Российской Федерации (пункт 10.2.25 Положения).
Таким образом, Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края является уполномоченным органом исполнительной власти Забайкальского края по установлению тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении и, соответственно, принятию нормативных актов в данной области.
Действуя в пределах своих полномочий и с соблюдением установленного порядка, РСТ Забайкальского края издало приказ от 16 декабря 2014 года № 633, которым утверждены предельные (максимальные) уровни тарифов на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Забайкальского края в пределах Забайкальской железной дороги в размере 90 руб./ пасс.-км.Суд полагает утвержденные предельные уровни тарифов не соответствующими действующему федеральному законодательству.
ОАО «Забайкальская пригородная пассажирская компания» является единственной в Забайкальском крае коммерческой организацией, осуществляющей услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения, и в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии, чьи тарифы подлежат государственному регулированию и контролю со стороны региональных органов власти.
Федеральным законом № 17-ФЗ определены основные принципы функционирования железнодорожного транспорта, к числу которых отнесены устойчивость работы железнодорожного транспорта, доступность, безопасность и качество оказываемых услуг (часть 3 статьи 1).
Согласно указанному закону железнодорожный транспорт в Российской Федерации призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом (часть 1 статьи 1).
В целях реализации названных принципов в подпунктах «а», «б» пункта 4 Положения о государственном регулировании тарифов установлено, что государственное регулирование тарифов, сборов и платы должно осуществляться в целях создания условий для устойчивого безопасного функционирования и динамичного развития железнодорожного транспорта общего пользования, обеспечения баланса интересов организаций железнодорожного транспорта и пользователей их услугами.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона № 17-ФЗ тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте.
В соответствии с пунктом 3 Положения об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий может осуществляться посредством установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней на услуги субъектов естественных монополий и контроля за применением указанных цен (тарифов).
Тарифы, сборы и плата устанавливаются в виде фиксированных (предельных) ценовых ставок тарифов, сборов и платы. Фиксированные (предельные) ставки тарифов, сборов и платы могут устанавливаться как в виде абсолютных значений, так и в виде индексов к действующему уровню тарифов, сборов и платы (пункт 9 Положения о государственном регулировании тарифов).
Из содержания вышеперечисленных норм следует, что государственное регулирование тарифов в сфере железнодорожных перевозок в пригородном сообщении может осуществляться как посредством установления тарифов, выраженных в абсолютных величинах либо путем указания индексов к действующему уровню тарифов, сборов и платы, так и посредством установления предельных уровней тарифов путем определения их максимальных и минимальных значений.
Пунктом 17 Положения о государственном регулировании тарифов предусмотрено, что органами регулирования может устанавливаться предельный уровень тарифов, сборов и платы в виде максимальных (минимальных) величин ценовых ставок тарифов, сборов и платы. При этом указано, что минимальная величина регулируемых тарифов, сборов и платы должна обеспечивать возмещение экономически обоснованных расходов субъектов регулирования в части, зависящей от объемов выполнения работ (оказания услуг).
Согласно пункту 13 Положения о государственном регулировании тарифов, а также пункту 9 Методики расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утвержденной Приказом ФСТ РФ от 28 сентября 2010 года № 235-т/1 (далее - Методика расчета), основным методом государственного регулирования тарифов, сборов и платы является метод экономически обоснованных затрат.
Из представленного РСТ Забайкальского края заключения по расчету тарифов на услуги по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, оказываемые ОАО «Забайкальская пригородная пассажирская компания» на территории Забайкальского края в пределах Забайкальской железной дороги, на 2015 год, следует, что основным методом, выбранным для экспертизы, являлся метод экономической обоснованности затрат.
По результатам проведенной экспертизы был установлен экономически обоснованный тариф на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в размере 89,65 руб./ 10 пасс.-км.
Таким образом, величина предельного максимального уровня тарифов соответствует с учетом округления размеру экономически обоснованного тарифа.
Поскольку предельный минимальный уровень тарифа не может быть ниже экономически обоснованного, то можно сделать вывод о том, что установленный регулятором предельный (максимальный) уровень тарифа является единственно возможным при соблюдении принципа безубыточности деятельности перевозчика.
При таком положении подлежат отклонению доводы представителей РСТ Забайкальского края о том, что ОАО «Забайкальская пригородная пассажирская компания» наделены правом самостоятельно формировать стоимость перевозки пассажиров в пригородном сообщении в рамках установленного оспариваемым приказом предельных уровней тарифа, так как его деятельность при снижении тарифа ниже уровня экономически обоснованного станет убыточной.
В целях определения ключевых принципов организации, регулирования и финансирования деятельности комплекса пригородных пассажирских перевозок, позволяющих обеспечить потребности населения в качественном пригородном сообщении и создать условия для устойчивого развития этого сегмента отрасли железнодорожного транспорта, распоряжением Правительства РФ от 19 мая 2014 года № 857-р утверждена Концепция развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом.
Одними из основных стратегических целей развития комплекса пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом для государства являются повышение качества услуг пригородного пассажирского сообщения, обеспечение необходимого уровня доступности пригородных перевозок для населения страны при заданных параметрах качества и безопасности.
При осуществлении субъектом регулирования железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении на территории одного субъекта Российской Федерации регулирующий орган применяет цены (тарифы) на продукцию (услуги) естественных монополий, индексы инфляции, индексы изменения цен производителей промышленной продукции, определенные прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации или прогнозом социально-экономического развития соответствующего субъекта Российской Федерации, в котором субъектом регулирования осуществляются такие перевозки и доведенные на текущий период и период регулирования (пункт 11 Методики расчета).
Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов, разработанному Министерством экономического развития РФ, изменение тарифов на пассажирские перевозки предусматривает рост ежегодно на 10%.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года № 312-ЗЗК «Об организации транспортного обслуживания населения на маршрутах пригородного и межмуниципального сообщения на территории Забайкальского края» организация перевозок пассажиров и багажа воздушным транспортом в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении осуществляется по единым нормам и правилам, установленным законодательством Российской Федерации, настоящим Законом края и иными нормативными правовыми актами Забайкальского края.
Действовавшим в предыдущий период приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 24 марта 2014 года № 78 «Об установлении тарифов на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Забайкальского края в пределах Забайкальской железной дороги» тариф для населения был определен в размере 22 руб./ 10 пасс.-км (1 зона). Согласно оспариваемому приказу – 90 руб./ 10 пасс.-км (1 зона).
Таким образом, тариф, установленный РСТ Забайкальского края, превысил ранее установленный более чем на 300%, что не соответствует действующему федеральному законодательству.
Согласно представленным в материалы дела производственно-финансовым показателям ОАО «Забайкальская пригородная пассажирская компания» за 25 дней 2014 и 2015 годов пассажирооборот в 2015 году по отношению к 2014 году составил 4,7%, доходы – 31,7%.
Из этого следует, что тарифы, установленные приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 16 декабря 2014 года № 633, не позволяют обеспечить доступность железнодорожного транспорта пригородного сообщения для жителей Забайкальского края, поскольку превышает размер тарифа предыдущего года более чем на 10%, что ведет к снижению общего числа пассажиров, а в дальнейшем к полному прекращению оказания услуги по проезду в поездах пригородного сообщения.
Вышеизложенное свидетельствует, что при принятии РСТ Забайкальского края приказа от 16 декабря 2014 года № 633 не были учтены вышеперечисленные положения федерального законодательства, индекс изменения тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом, определенный Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год, а также не учтены такие принципы государственного регулирования как обеспечение доступности услуг железнодорожного транспорта для населения, обеспечение баланса интересов государства, пользователей услугами железнодорожного транспорта и организаций железнодорожного транспорта общего пользования.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 7 марта 1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», а также абзацем пятым утвержденного указанным постановлением Перечня услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок по перевозкам пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщения Российской Федерации (железными дорогами) при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 13 Положения о государственном регулировании тарифов при установлении тарифов, сборов и платы с учетом необходимости обеспечения доступности услуг железнодорожного транспорта для населения, а также конкурентоспособности экономики страны допускается применение перекрестного субсидирования в отношении регулируемых тарифов, сборов и платы, а также при необходимости определяются меры по компенсации потерь в доходах субъекта регулирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанной выше Концепцией развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом предусмотрено осуществление в части пригородного комплекса ежегодное выделение средств федерального бюджета на субсидирование затрат пригородных пассажирских компаний на использование инфраструктуры в размере 25 млрд. рублей.
Согласно части 1 статьи 14 Закона № 312-ЗЗК в целях организации транспортного обслуживания населения на маршрутах пригородного и межмуниципального сообщения на территории Забайкальского края органами государственной власти Забайкальского края осуществляется государственная поддержка деятельности перевозчиков. Одной из форм государственной поддержки деятельности перевозчиков является предоставление юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, выполняющим социально значимые перевозки водным, автомобильным транспортом в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения части затрат или недополученных доходов, возникающих при выполнении социально значимых перевозок (пункт 2 части 2 статьи 14).
В целях осуществления государственной поддержки деятельности юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальных предпринимателей, выполняющих социально значимые перевозки водным, автомобильным транспортом в межмуниципальном и пригородном сообщении, железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, воздушным транспортом в межмуниципальном сообщении, постановлением Правительства Забайкальского края от 18 апреля 2014 года № утвержден Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальным предпринимателям, выполняющим социально значимые перевозки водным, автомобильным транспортом в межмуниципальном и пригородном сообщении, железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, воздушным транспортом в межмуниципальном сообщении.
Таким образом, на федеральном и региональном уровне предусмотрена государственная поддержка перевозчиков, выполняющих социально значимые перевозки железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, путем предоставления субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения части затрат или недополученных доходов, возникающих при выполнении социально значимых перевозок.
Оспариваемый нормативный правовой акт был принят РСТ Забайкальского края без учета указанных положений, поскольку не позволяет перевозчику рассчитывать на компенсацию затрат, возникающих при выполнении социально значимых перевозок.
Исходя из вышеизложенного следует, что приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 16 декабря 2014 года № 633 «Об утверждении предельных (максимальных) уровней тарифов на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Забайкальского края в пределах Забайкальской железной дороги», установивший предельный максимальный уровень тарифов на уровне экономически обоснованного тарифа, фактически исключает в случае осуществления перевозчиком безубыточной деятельности возможность установления для населения доступной стоимости на услуги железнодорожного транспорта в пригородном сообщении. Данное правовое регулирование направлено на освобождение бюджета Забайкальского края от дополнительных расходов путем отнесения их на счет перевозчика в случае использования тарифов ниже экономически обоснованных либо потребителей услуг при их предоставлении по экономически обоснованным тарифам.
Вместе с тем, в обоих случаях действующее правовое регулирование приводит к нарушению баланса интересов в области железнодорожного транспорта общего пользования и прекращению в целом оказания населению услуги по перевозке железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, что является недопустимым, не соответствующим целям государственного регулирования тарифов в рассматриваемой сфере и нарушающим права граждан.
В связи с нерешенностью вопроса об установлении тарифов с учетом приведенных выше принципов доступности услуги и ее безубыточности, соблюдения баланса интересов государства, потребителей услуг и организаций, осуществляющих перевозку пассажиров, суд полагает возможным признать оспариваемый нормативный правовой акт противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента его принятия.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление заместителя прокурора Забайкальского края удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 16 декабря 2014 года № 633 «Об утверждении предельных (максимальных) уровней тарифов на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Забайкальского края в пределах Забайкальской железной дороги».
Сообщение о решении суда по настоящему делу опубликовать в газете «Азия-Экспресс».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Забайкальский краевой суд.
Судья Т.И. Васильева
Решение в окончательной форме изготовлено 24.02.2015.