ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-18/2016 от 18.01.2016 Локтевского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2-18/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 января 2016г г. Горняк

Локтевский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Корчагина С.Д.,

при секретаре Назаровой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Локтевского района в интересах ФИО1 к ОАО «<адрес>энерго» о признании незаконными действий, возложение обязанности прекратить данные действия, признании незаконным договора энергоснабжения в части,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к ОАО «Алтайкрайэнерго» о признании незаконными действий, возложение обязанности прекратить данные действия. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Локтевского района по заявлению ФИО1 проведена проверка законности действий ОАО «Алтайкрайэнерго» по начислению и взиманию в многоквартирном доме платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды. Проверкой установлено, что ФИО1 проживает в <адрес>. Змеиногорским отделением ОАО «Алтайкрайэнерго» ей выставляется плата за коммунальные услуги – электроснабжение по общедомовому прибору учета, израсходованное на общедомовые нужды, пропорционально площади занимаемого ей жилого помещения, расположенного в названном многоквартирном доме.

С данными действиями ответчика ФИО1 не согласна, полагает, что данные действия нарушают ее права и права проживающих в доме лиц, т.к. жильцы не должны отвечать за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сооружений, а также компенсировать потери поставленной энергии ресурсоснабжающей организации.

Ссылаясь на положения Жилищного кодекса РФ и «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», истец указывает, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением услуг, потребляемых при использовании общего имущества многоквартирного дома) ресурсоснабжающим организациям. Ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги только в случае непосредственного управления многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях).

В остальных случаях, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей жилых помещений является … управляющая компания, условия предоставления которой коммунальных услуг определяются в договорах управления многоквартирным домом.

Таким образом, порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а начисление и взимание платы за предоставленные собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирных домов коммунальные услуги принадлежит лицу, в т.ч. ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации. Кроме того, действующее законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками и нанимателями жилых помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающей организации услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ), за исключением случаев осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (ч. 8 ст. 155 Жилищного кодекса РФ).

В силу п. 44 Правил, распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, не может превышать объем, рассчитанный из нормативов потребления услуги. Исключением является наличие соответствующего решения общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме о распределении «сверхнормативного» объема между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме. Если указанное решение не принято, то «сверхнормативный» объем коммунальной услуги исполнитель (управляющая организация, ТСЖ, ЖСК) оплачивает за счет собственных средств.

Из содержания действующего законодательства в данной области следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме. В связи с этим, отнесение на исполнителя, осуществляющего управление жилым домом, превышение объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорногопотребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг (ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ).

На основании договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО1 и директором ООО Управляющая организация «<данные изъяты>» ЛВВдалее – УО «Жилье»), услуги и выполнение работ по управлению домом, надлежащему содержанию общего имущества жилого <адрес> осуществляет УО «<данные изъяты>».

Собственниками квартир указанного жилого дома реализовано право выбора способа управления домом, принято решение о заключении договора управления с управляющей организацией. Фактов принятия на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома решений о внесении платы за коммунальную услугу – «электроснабжение» непосредственно ресурсоснабжающей организации ОАО «Алтайкрайэнерго» не выявлено, также как и фактов принятия собственниками помещений многоквартирного дома решений о распределении «сверхнормативного» объема потребленной электроэнергии между всеми помещениями, пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме.

С учетом того, что способ управления многоквартирным домом по <адрес> в <адрес> определен в соответствии с жилищным законодательством, плата за потребленное на общедомовые нужды электричество, непосредственно с жильцов многоквартирного дома, в т.ч. с ФИО1, взимается незаконно.

Противоречит вышеуказанным требованиям закона п. 5.7 Договора энергоснабжения бытового потребления от ДД.ММ.ГГГГ № №, заключенного ООО «Алтайкрайэнерго» и ФИО1, согласно которому Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме, вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом, в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные Потребителю в жилом или в нежилом помещении и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

Действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, т.к. не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем, не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.

Тот факт, что УО «Жилье» не имеет договорных отношений с ОАО «Алтайкрайэнерго» по оплате электроэнергии на общедомовые нужды, не может являться основанием по нарушению закона и прав жильцов указанного дома.

Прокурор просит признать незаконными действия ОАО «Алтайкрайэнерго» по начислению и взиманию с ФИО1 платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды в <адрес>, обязать ответчика прекратить совершение указанных действий. Признать незаконным п. 5.7 Договора энергоснабжения бытового потребления от 15.10.2013г № Г0003915, заключенного ООО «Алтайкрайэнерго» и ФИО1

В судебном заседании прокурор Соболев С.О. заявленные в интересах гражданина исковые требования подтвердил в полном объеме, поддерживает данные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просит их удовлетворить.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, была уведомлена надлежаще, причин неявки не сообщила. Судом определено продолжить рассмотрение дела в отсутствие материального истца ФИО1, в чьих интересах обратился в суд прокурор, в порядке ст. 167 ГПК РФ признав причину неявки ФИО1 неуважительной.

Представитель ответчика ФИО2 требования истца не признал, показал, что согласно п. 40 Постановления Правительства № 354 от 06.05.2011г «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме, независимо от избранного способа управления данным домом, в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за потребленные им услуги и плату за коммунальные услуги при использовании общедомового имущества. Обязанность данной оплаты коммунальных услуг и оплате электроэнергии, израсходованной в местах общего пользования многоквартирного дома, возложена на собственника жилого помещения в силу закона. При отсутствии договора на энергоснабжение многоквартирного дома между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией имеются договорные отношения между жильцами и «ОАО «Алтайкрайэнерго». Собственники жилых помещений обязаны нести бремя содержания общего имущества дома. Права ФИО1 не нарушаются. Действия по начислению и взиманию платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, являются законными. Полагает необходимым отказать прокурору в удовлетворении заявленного иска.

Представитель 3–го лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - ООО Управляющая организация «Жилье» в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежаще, причин неявки не сообщил, отложить рассмотрение дела или рассмотреть дело в его отсутствие не просил. Судом, с учетом мнения участников, определено продолжить рассмотрение дела в отсутствие представителя 3-го лица.

Выслушав объяснения участников, изучив доводы искового заявления прокурора и материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

Как следует из поданной ФИО1 на имя прокурора Локтевского района жалобы /л.д. 5/, ОАО «Алтайэнерго» незаконно взымает с нее денежные средства за оплату электроэнергии, потребленной на места общего пользования, просит принять меры прокурорского реагирования.

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ. рождения, уроженка <адрес>, согласно паспорта гражданина РФ /л.д. 5, оборот), с ДД.ММ.ГГГГг зарегистрирована по месту жительства по адресу<адрес>, является нетрудоспособным инвалидом второй группы /л.д. 6/..

Согласно условий заключенного ОАО «Алтайкрайэнерго» (далее ЭСО) с ФИО1, как с Потребителем, проживающим по адресу: <адрес>, Договора энергоснабжения бытового потребителя № Г № от ДД.ММ.ГГГГ, объем фактически получаемой Потребителем на расчетный период электрической энергии определяется на основании показаний прибора учета (п. 4.1 Договора). Также пункт 4.1 Договора указывает, что для определения объема электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды многоквартирного дома, используется, в том числе, коллективный (общедомовой) прибор учета.

Потребитель обязуется оплачивать ЭСО фактически полученный объем электроэнергии, определяемый в соответствии с разделом 4 настоящего Договора (п. 3.1 Договора).

Пункт п. 5.7 Договора указывает, что Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме, вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом, в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные Потребителю в жилом или в нежилом помещении и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

Изменение настоящего Договора совершается в форме дополнительных соглашений к настоящему Договору, подписываемых уполномоченными представителями сторон. Сторона, получившая предложение об изменении настоящего договора, обязана дать ответ другой стороне не позднее 30 дней после получения предложения (п. 8.2 Договора).

В соответствии с п. 2.4 Договора, Исполнитель (ОАО «Алтайкрайэнерго») при наличии коллективного (общедомового) прибора учета обязан ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета.

Согласно п. 2.14 Договора, Исполнитель обязан предоставлять Потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые Потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленной электроэнергии по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) потребленной электроэнергии, в т.ч. об объемах (количестве) электроэнергии, предоставленной на общедомовые нужды.

Согласно договора на управление многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 8-11/, ФИО1, как собственник <адрес> заключила договор с Управляющей организацией <данные изъяты>» на предмет оказания Управляющей организацией услуг и выполнение работ по управлению домом, надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества жилого дома, сбору, вывозу и утилизации твердых и жидких бытовых отходов.

Пункт 3.3.8 указанного договора предусматривает, что Собственник обязан своевременно и в полном объеме в срок до 10 числа месяца, следующего за расчетным месяцем, производить оплату: за управление домом; текущее содержание и текущий ремонт общего имущества жилого дома; за сбор, вывоз и утилизацию твердых и жидких бытовых отходов в размере, утвержденном общим собранием собственников.

Согласно п. 6.1 Договора, договор вступает в силу с 01.01.2010г и заключается сроком на 5 лет. Изменение и досрочное расторжение Договора осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, оформляется путем подписания дополнительного соглашения к Договору, является его неотъемлимой частью (п. 6.3 Договора).

Положения п. 6.4 Договора предусматривают условия его пролонгации на тот же срок и на тех же условиях при отсутствии письменного решения Собственников, принятого на общем собрании, либо заявления Управляющей организации о прекращении данного договора.

Договор подписан Сторонами – УО ООО «<данные изъяты>» и ФИО1, сведений об его изменении или расторжении сторонами в судебное заседание не представлено. Сведений о составлении какого-либо соглашения об изменении условий данного договора, либо его прекращении сторонами в настоящее судебное заседание не представлено.

Таким образом, на настоящее время данный договор является пролонгированным на тот же срок и на тех же условиях.

В своем сообщении на имя прокурора <адрес> /л.д. 7/ директор ООО УО «<данные изъяты>» ЛВВ. сообщает, что многоквартирный <адрес> находится на обслуживании в ООО «Жилье» на основании договора управления многоквартирным домом. С 01.09.2012г ООО «Жилье» начисление оплаты за электроэнергию, необходимую для освещения мест общего пользования и общедомовые нужды, не производит Указанный пункт исключен из Приложенмия к Договору управления многоквартирным жилым домом. Решение о внесении платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужд, непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, на общем собрании собственников МКД не принимался.

Статья 153 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) возлагает на собственников и нанимателей помещений обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ч. 4 ст.154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату, в том числе, за электроснабжение.

Управление управляющей организацией является одним из способов управления многоквартирным домом, который может быть избран собственниками (ч. 2 ст. 161 ЖК РФ).

Вопрос о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домах регулируется «Правилами», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354.

В соответствии с п. 40 «Правил», потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

В силу ч. 7 ст. 155 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного ч. 7.1 названной статьи.

Положения ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ (в ред. от 29.06.2015г № 176-ФЗ) определяют, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях:

- при непосредственном управлении многоквартирным домом;

- в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления;

- в жилых домах (домовладениях).

В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.

Из изложенного следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.

Кроме того, жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (часть 7.1 статьи 155 ЖК РФ), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 ст. 155 ЖК РФ).

Согласно п. 1 утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2012г № 253 «Требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг» (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.10.2015г № 1112), настоящий документ определяет требования, предъявляемые к управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищно-строительному, жилищному кооперативу и иному специализированному потребительскому кооперативу (далее - исполнитель) при осуществлении ими расчетов с ресурсоснабжающими организациями и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор) соответственно за ресурсы, поставляемые по заключаемым указанными лицами договорам энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) (далее - договор ресурсоснабжения), необходимые для предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилых домов (далее - потребители) коммунальной услуги соответствующего вида, и за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ресурсы).

Пункт 2 данных Требований указывает, что настоящий документ не применяется при осуществлении расчетов за те виды коммунальных услуг, которые предоставлены в жилые и нежилые помещения и в отношении которых в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям и региональному оператору.

Поступившие исполнителю от потребителей в счет оплаты коммунальных услуг денежные средства, подлежащие перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций и регионального оператора (далее - платежи потребителей), перечисляются этим организациям способами, которые определены в договоре ресурсоснабжения, договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и которые не противоречат законодательству Российской Федерации (п. 4 Требований).

Как установлено в судебном заседании, между ООО «<данные изъяты>» и ОАО «Алтайкрайэнерго» договора (соглашения) на взимание платы с собственников помещений МКД за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды не имеется.

Таким образом, из системного анализа указанных положений действующего законодательства следует, что начислять и взимать плату за предоставление жителям многоквартирных домов электрической энергии, потребляемой при использовании общего имущества в многоквартирном доме, правомочна только управляющая организация, осуществляющая управление таким домом.

Положения ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ носят императивный характер, не предусматривают исключений и не могут изменяться по своему усмотрению ни сторонами договора ресурсоснабжения, ни общим собранием собственников помещений.

Пункт 13 «Правил» возлагает обязанность по предоставлению коммунальных услуг, в том числе на управляющую организацию путем заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.

Управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией (п.14 «Правил»).

Ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида, в том числе собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих «Правил», - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих «Правил».

Таким образом, в случае заключения собственниками многоквартирного дома договора на его управление с управляющей организацией, последней принимаются меры в части обеспечения потребителей соответствующими услугами, в том числе электроснабжения, посредством заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями.

Порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.

Кроме того, жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (ч. 8 ст. 155 Жилищного кодекса РФ).

В силу п. 44 «Правил», распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, не может превышать объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги. Исключением является наличие соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о распределении "сверхнормативного" объема между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме. Если указанное решение не принято, то "сверхнормативный" объем коммунальной услуги исполнитель (управляющая организация, ТСЖ, ЖСК) оплачивает за счет собственных средств.

Из нормативного содержания взаимосвязанных положений ч.ч. 1, 2.1, 2.3 ст. 161 и ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме. В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ).

Аналогичная позиция по данному вопросу изложена также в Определении Верховного Суда РФ от 23 июня 2015г № 8-КГПР15-2 по делу по иску Рыбинского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Ярославская сбытовая компания» о признании незаконными действий по начислению и взиманию с нанимателей и собственников помещений многоквартирных домов городского округа <адрес> платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, и понуждении к прекращению совершения указанных действий, а также в Определении Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГг №-КГПР15-9 по делу по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 к ОАО «<данные изъяты>» о признании незаконными действий по начислению платы за потребленную на общедомовые нужды электроэнергию, взыскании денежных средств и компенсации морального вреда.

В судебном заседании установлено, что собственниками жилых помещений в <адрес> в установленном законом порядке, в т.ч. и истцом ФИО1 - с ДД.ММ.ГГГГ заключен договор с управляющей организацией – ООО Управляющая организация «Жилье», которая предоставляла жильцам дома коммунальные услуги, взимает плату за данные услуги.

При этом, в порядке, предусмотренном положениями п. 6.3 заключенных с собственниками жилого <адрес> «Договоров управления многоквартирным домом № по <адрес>», изменение условий договора не производилось ООО УО «<данные изъяты>» путем заключения дополнительных соглашений с собственниками жилых помещений указанного дома.

Сведений о наличии указанных изменений Договоров управления, наличии дополнительных Соглашений с собственниками жилья в жилом <адрес> в судебном заседании сторонами не представлено.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что отсутствие между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией договора на предоставление услуг по энергоснабжению, не может являться основанием для неисполнения управляющей компанией возложенных на нее обязанностей и не свидетельствует о намерении собственников помещений многоквартирного дома осуществлять оплату коммунальных услуг непосредственно ресурсоснабжающей организации.

Решение общего собрания собственников жилых помещений по данному вопросу отсутствует.

Наличие, либо отсутствие действующего договора между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией правового значения при разрешении настоящего спора не имеет, так как обязанности, связанные с отношениями в рамках начисления оплаты за электроэнергию на общедомовые нужды ресурсоснабжающей организацией, не влияют на последующие правоотношения, связанные с исполнением «Договора управления многоквартирным домом № по <адрес>».

Положениями действующего законодательства ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.

При отсутствии доказательств принятия собственниками помещений многоквартирного <адрес> решения о внесении платы по услуге энергоснабжения непосредственно ресурсоснабжающей организации, а также сведений об изменении собственниками жилых помещений указанного дома способа управления многоквартирным домом (п.п. 7, 7.1 ст.155 ЖК РФ), суд приходит к выводу об отсутствии у ОАО «Алтайкрайэнерго» законных оснований для начисления и сбора платы за электрическую энергию, потребленную, в том числе на общедомовые нужды гражданами в указанном многоквартирном доме.

С учетом изложенного, исковые требования прокурора о признании незаконными действий ОАО «Алтайкрайэнерго» по начислению и взиманию с ФИО1 платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды в <адрес>, обязании ответчика прекратить совершение указанных действий, признаются судом законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Прокурором заявлено также исковое требование о признании незаконным п. 5.7 Договора энергоснабжения бытового потребления от ДД.ММ.ГГГГ № №, заключенного между ООО «Алтайкрайэнерго» и ФИО1

В соответствии с п. 5.7 Договора, оспариваемым прокурором, Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит: за коммунальные услуги, предоставленные Потребителю в жилом или в нежилом помещении; за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее – коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

С учетом вышеуказанных выводов суда о признании незаконными действий ОАО «Алтайкрайэнерго» по начислению и взиманию с ФИО1 платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды в <адрес>, обязании ответчика прекратить совершение указанных действий, судом принимается во внимание, что согласно условий п. 3.3.8 заключенного ФИО1 с Управляющей организацией <данные изъяты>» договора на управление многоквартирным домом от 22.12.2009г, действующего и на настоящий момент, Собственник (ФИО1) обязана своевременно и в полном объеме в срок до 10 числа месяца, следующего за расчетным месяцем, производить оплату за текущее содержание и текущий ремонт общего имущества жилого дома.

Исходя из содержания оспариваемого прокурором п. 5.7 Договора энергоснабжения, указание на обязанность Потребителя вносить плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее – коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды) не обязывает Потребителя вносить данную плату за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации.

Также энергоснабжающая организация, исходя из вышеуказанных положений действующего законодательства, не вправе определять условия оплаты полученных Потребителем коммунальных услуг без согласия Потребителей на оплату данных услуг непосредственно ресурсоснабжающей организации, т.к. право на определение порядка оплаты представленных коммунальных услуг принадлежит управляющей организации, каковой ОАО «Алтайкрайэнерго» не является.

При условии заключения ФИО1 с Управляющей организацией «Жилье» договора на управление многоквартирным домом от 22.12.2009г, действующего и на настоящий момент, Собственник (ФИО1) обязана своевременно и в полном объеме в срок до 10 числа месяца, следующего за расчетным месяцем, производить оплату за текущее содержание и текущий ремонт общего имущества жилого дома.

При этом порядок данной оплаты определяется договором с Управляющей организацией, регулируется положениями гражданского законодательства в данной области и не может быть установлен ресурсоснабжающей организацией.

С учетом изложенного, исковые требования прокурора в данной части также подлежат удовлетворению.

При удовлетворении судом заявленных прокурором требований, в соответствии с положениями ч. 1 ст. 98, ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина в сумме 600 руб., подлежит взысканию в доход местного бюджета с ответчика, не освобожденного от уплаты данной государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Локтевского района в интересах ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконными действия ОАО «Алтайкрайэнерго» по начислению и взыманию с ФИО1 платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды в <адрес>, обязав ОАО «Алтайкрайэнерго» прекратить действия по начислению и взиманию с ФИО1 платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды в <адрес>.

Признать незаконным п. 5.7 Договора энергоснабжения бытового потребления от ДД.ММ.ГГГГ № № заключенного ООО «Алтайкрайэнерго» и ФИО1

Взыскать с ОАО «Алтайкрайэнерго» в доход МО «Локтевский район Алтайского края» государственную пошлину в сумме <данные изъяты> коп.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Локтевский районный суд.

Судья С.Д. Корчагин

Копия верна:

Судья С.Д. Корчагин

Решение не вступило в законную силу.

Разрешаю разместит на сайт суда.

И.о. председателя суда Н.В. Девятко