ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-18/2018 от 06.02.2018 Якшур-бодьинского районного суда (Удмуртская Республика)

Дело № 2-18/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 февраля 2018 года с. Якшур-Бодья УР

Якшур-Бодьинский районный суд УР в составе:

председательствующего судьи Уткиной Н.В.,

при секретаре Кокшаровой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30 к МБДОУ Детский сад № 4 с. Якшур-Бодья, Управлению народного образования Администрации МО «Якшур-Бодьинский район» о взыскании денежной компенсации за вредные условия труда и неиспользованный дополнительный отпуск,

у с т а н о в и л:

ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30 обратились в суд с исковым заявлением к МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования муниципального образования «Якшур-Бодьинский район» о взыскании денежной компенсации за вредные условия труда и неиспользованный дополнительный отпуск.

Исковое заявление мотивировано тем, что в 2013 г. в МБДОУ детский сад № 4 с. Якшур-Бодья была проведена аттестация рабочих мест. Согласно сводной таблице классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест и компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать истцам были положены: повышенный размер оплаты труда, ежегодный дополнительный отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени. Вместе с тем, денежную компенсацию за вредные условия труда и неиспользованный дополнительный отпуск им начали начислять лишь с сентября 2016 г. Неначислением и неполучением вышеуказанных выплат были нарушены их трудовые права, установленные в соответствии со ст. 147 ТК РФ и ст. 14, ч. 4 ст. 27 Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 г.. На основании изложенного истцы просили взыскать с ответчика в их пользу денежную компенсацию за вредные условия труда и неиспользованный дополнительный отпуск за период с августа 2014 г. по август 2016 г. в следующих размерах:

ФИО1 – 8 768 руб. 90 коп.;

ФИО2 – 9 268 руб. 91 коп.;

ФИО3 – 7 366 руб. 08 коп.;

ФИО4 – 9 262 руб. 15 коп.;

ФИО5 – 7 344 руб. 05 коп.;

ФИО6 – 8 407 руб. 23 коп.;

ФИО7 -8 484 руб. 33 коп.;

ФИО8 – 8 557 руб. 98 коп.;

ФИО9 – 4 395 руб. 93 коп.;

ФИО10 – 8 172 руб. 09 коп.;

ФИО11 – 7 719 руб. 69 коп.;

ФИО12 – 7 619 руб. 68 коп.;

ФИО24 – 6 348 руб. 88 коп.;

ФИО25 – 5 015 руб. 15 коп.;

ФИО13 – 5 816 руб. 78 коп.;

ФИО14 – 7 312 руб. 95 коп.;

ФИО15 – 7 180 руб. 94 коп.;

ФИО31 – 7 063 руб. 65 коп.;

ФИО17 – 7 439 руб. 94 коп.;

ФИО18 – 7 029 руб. 92 коп.;

ФИО19 – 3 908 руб. 23 коп.;

ФИО20 – 4 700 руб. 09 коп.;

ФИО21 – 5 551 руб. 81 коп.;

ФИО22 – 5 429 руб. 12 коп.;

ФИО23 – 6 109 руб. 57 коп.;

ФИО26 – 9 567 руб. 92 коп.;

ФИО27 – 2585 руб. 51 коп.

ФИО28 – 7 788 руб. 32 коп.;

ФИО29 – 7 556 руб. 49 коп.;

ФИО30 – 7 917 руб. 49 коп.

Определением суда от 01.12.2017 г. произведена замена ненадлежащего ответчика – МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования муниципального образования «Якшур-Бодьинский район» надлежащими – МБДОУ Детский сад № 4 с. Якшур-Бодья и Управлением народного образования Администрации МО «Якшур-Бодьинский район».

Определением суда от 12.12.2017 г. исковые требования ФИО26 к МБДОУ Детский сад № 4 с. Якшур-Бодья и Управлению народного образования Администрации МО «Якшур-Бодьинский район» о взыскании денежной компенсации за вредные условия труда и неиспользованный дополнительный отпуск выделены в отдельное производство.

В судебном заседании истцы - ФИО2 (она же представитель по доверенности нижеуказанных истцов), ФИО7, ФИО20 исковые требования поддержали, просили удовлетворить, при этом пояснили, что суммы, заявленные в иске, являются компенсацией за вредные условия труда. Компенсацию за неиспользованный отпуск они не просят взыскивать. ФИО2 дополнительно указала, что аттестация рабочих мест была проведена в 2013 г. То, что она не была оформлена должным образом, их, как работников, касаться не должно. Считает, что срок исковой давности не пропущенным, поскольку истцами предпринимались меры по урегулированию спора, в том числе путем обращения в прокуратуру.

Истцы - ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Представитель ответчика - УНО Администрации МО «Якшур-Бодьинский район» - ФИО32, действующая на основании распоряжения Администрации МО «Якшур-Бодьинский район» от 12.10.2015 г., она же представитель по доверенности третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрации МО «Якшур-Бодьинский район», привлеченной к участию в деле определением суда от 25.12.2017 г., против удовлетворения исковых требований возражала, сославшись на письменные возражения по исковым требованиям.

В данных возражениях указано, что истцами установлены и обозначены в виде фиксированных сумм требования о взыскании неначисленной и невыплаченной надбавки за вредные условия труда и компенсации за дополнительный отпуск за период с 2014 по 2016 год. В свою очередь, на основании уточненной информации о расчете суммы компенсации за работу во вредных условиях (исходя из 4% от начисленной заработной платы работника за месяц), предоставленной МКУ «ЦБ учреждений образования» суммы, заявленные в исковых требованиях, содержат лишь предполагаемые размеры компенсации за работу во вредных условиях, без учета компенсации за дополнительный отпуск. Это связано с тем, что в соответствии с ч.3 ст. 126 ТК РФ не допускается замена денежной компенсацией ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. В данном случае денежная компенсация за все неиспользованные отпуска может быть выплачена работникам лишь в порядке ст. 127 ТК РФ – при увольнении. Однако в силу ст.ст. 114, 122 и 124 ТК РФ за работниками сохраняется право на использование всех отпусков, которые не были им своевременно предоставлены. Ежегодные отпуска за предыдущие рабочие периоды могут предоставляться либо в рамках графика отпусков на очередной календарный год, либо по соглашению между работником и работодателем. Соответственно, требования истцов о выплате денежной компенсации за неиспользованные дополнительные отпуска не подлежат удовлетворению.

В отношении остальных исковых требований считают, что истцами допущен пропуск срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора, установленного ст. 392 ТК РФ, в соответствии с которым работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм.

В иске истцы заявляют предполагаемый срок выплаты компенсационных выплат за работу во вредных условиях труда с августа 2014 г. по август 2016 г. При этом выплата именно с августа 2014 г. истцами ничем не мотивирована, хотя предполагаемый срок выплаты установить достоверно невозможно в связи с тем, что процедура аттестации рабочих мест не была проведена в полном объеме, который предполагался действовавшим Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н.

Работы по проведению аттестации рабочих мест осуществлялись ООО «Анкониан» на основании договора о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда от 03.06.2013 г. № 84. Согласно подписанному сторонами акту выполненных работ к договору работы были выполнены в полном объеме. Дальнейшая процедура завершения аттестации должна была проводиться в учреждении, в том числе совместно с профсоюзной организацией учреждения.

В нарушение п. 44 Порядка аттестации отчет об аттестации был сформирован не в полном объеме, не рассмотрен аттестационной комиссией в течение десяти календарных дней с даты его поступления. Работодателем в течение десяти рабочих дней с даты поступления указанного протокола и отчета об аттестации не издан приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации, работники не ознакомлены под роспись с результатами аттестации их рабочих мест.

С 1 января 2014 г. вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда, которая должна проводиться в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ. Соответственно результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, оформленные после 31.12.2013 г., использоваться не могут. Таким образом, приказ о завершении аттестации должен был быть издан не позднее 31.12.2013 и предполагаемым днем выплаты компенсации за вредные условия труда следует считать 1 января 2014 г.. С учетом допущенных аттестационной комиссией нарушений на 1 января 2014 г. работникам не было известно об установленных вредных условиях, но за оспариваемый период все работники знакомились с тарификацией, а также всем работникам ежемесячно предоставлялись расчетные листы, в которых отражены составляющие заработной платы, что свидетельствует о своевременном начислении и выплате истцам заработной платы, а также о том, что они не были лишены возможности своевременно проверить правильность и полноту начислений и обратиться в суд за защитой своего права в установленный ст. 392 ТК РФ срок.

Кроме того, с 1 сентября 2016 г. работникам стало известно о том, что они работают во вредных условиях труда, так как в соответствии с тарификацией на 01 сентября 2016 г., ознакомление с которой удостоверено подписями работников, компенсационная надбавка за вредные условия работодателем была установлена. Минимальный размер доплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4% оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, установленных для различных видов работ с нормальными условиями труда, который установлен п. 8 постановления Администрации МО «Якшур-Бодьинский район» от 02.03.2016 г. № 268 «О внесении изменений в Положение об оплате труда работников муниципальных бюджетных, казенных образовательных организаций и иных учреждений, подведомственных Управлению народного образования Администрации МО «Якшур-Бодьинский район. Решение об осуществлении указанных выплат в 2016 г. было принято в связи с тем, что при проверке двух образовательных учреждений района по вопросу выплаты компенсации за работу во вредных условиях труда прокурором Якшур-Бодьинского района было вынесено представление об устранении нарушений трудового законодательства в части выплат и предоставления дополнительных отпусков работникам; руководители данных учреждений были привлечены к дисциплинарной ответственности.

Истцам компенсационные выплаты за вредные условия труда осуществлялись с 1 сентября 2016 г. до 30 ноября 2017 г., затем были отменены в связи с утверждением результатов специальной оценки труда, не установившей вредные условия труда для данных сотрудников. За указанный период им всем предоставлены дополнительные отпуска. Вместе с тем, несмотря на свою осведомленность об отсутствии выплат в предыдущий (оспариваемый) период, исковое заявление подано лишь 18 октября 2017 г., т.е. со значительным пропуском установленного ст. 392 ТК РФ срока.

Представитель ответчика - МБДОУ Детский сад № 4 с. Якшур-Бодья – ФИО26, действующая на основании Устава, разрешение исковых требований оставила на усмотрение суда.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты)

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии с материалами дела истцы являются работниками .... со следующего времени:

ФИО1 (...) - с 2007 г.;

ФИО2 (...) – с 1982 г.;

ФИО3(...) – с 2015 г.

ФИО4 (...) – с 2002 г.;

ФИО5 (...) – с 1999 г.;

ФИО6 (...) – с 2001 г.;

ФИО7 (...) – с 2011 г.;

ФИО8 (...) – с 1982 г.;

ФИО9 (...) – с 2002 г.;

ФИО10 ...) – с 1985 г.,

ФИО11 (...) – с 2004 г.;

ФИО12 (...) – с 2008 г.;

ФИО24 (...) – с 2015 г.;

ФИО25 (...) – с 2000 г.;

ФИО13 (...) – с 1982 г- 2016 г.;

ФИО14 (...) – с 1980 г.;

ФИО15 (...) – с 1986 г.;

ФИО16 ...) – с 1986 г.;

ФИО17 (...) – с 1989 г.;

ФИО18 (...) – с 1987 г.;

ФИО19 (...) – с 2006 г.;

ФИО20 (....) – с 2013 г.;

ФИО21 ...) – с 2008 г.;

ФИО22 (...) – с 2012 г.;

ФИО23 (...) – с 1988 г.;

ФИО27 (...) – с 2000 г.;

ФИО28 (...) - с 2007 г.;

ФИО29 (...) – с 2008 г.;

ФИО30 (...) – с 2007 г.

Согласно п. 7 Постановления Правительства УР от 28.09.2009 N 283 "О введении новых систем оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений Удмуртской Республики" органам местного самоуправления в Удмуртской Республике рекомендовано установить системы оплаты труда работников муниципальных бюджетных, автономных и казенных учреждений в соответствии с настоящим постановлением и иными нормативными правовыми актами Правительства Удмуртской Республики, регулирующими вопросы оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений Удмуртской Республики.

В соответствии с Положением об установлении систем оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений Удмуртской Республики, утв. Постановлением Правительства УР от 28.09.2009 N 283 системы оплаты труда работников устанавливаются с учетом:

1) Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов;

3) государственных гарантий по оплате труда;

4) рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

5) перечня видов выплат компенсационного характера и порядка их установления в бюджетных, автономных и казенных учреждениях Удмуртской Республики;

6) перечня видов выплат стимулирующего характера и порядка их установления в бюджетных, автономных и казенных учреждениях Удмуртской Республики;

7) положений об оплате труда работников бюджетных и казенных учреждений Удмуртской Республики по видам экономической деятельности, утверждаемых Правительством Удмуртской Республики. Указанные положения носят для государственных бюджетных и казенных учреждений Удмуртской Республики обязательный характер, для государственных автономных учреждений Удмуртской Республики - рекомендательный характер;

8) мнения представительного органа работников.

Согласно Перечню выплат компенсационного характера и порядка их установления в бюджетных автономных и казенных учреждениях УР, утв. Постановлением Правительства УР от 28.09.2009 N 283 в их число входят в числе прочих выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (доплаты, надбавки, повышающие коэффициенты). Пунктом 4 названного перечня предусмотрено, что выплаты работникам бюджетных, автономных, казенных учреждений Удмуртской Республики, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в соответствии со статьей 147 Трудового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

Согласно п. 7 Требований по разработке положений об оплате труда работников бюджетных, казенных учреждений Удмуртской Республики по видам экономической деятельности, утв. Постановлением Правительства УР от 28.09.2009 N 283 компенсации работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке и на условиях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, по результатам специальной оценки условий труда. В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливаются. Решение о введении соответствующих выплат принимается учреждением в пределах фонда оплаты труда бюджетного, автономного, казенного учреждения Удмуртской Республики. Если до вступления в силу Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (до 1 января 2014 года) в установленном порядке была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, для установления работникам компенсационных мер, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, используются результаты данной аттестации.

В соответствии договором о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, заключенным 03.06.2013 г. между МБДОУ Детский сад № 4 с. Якшур-Бодья в лице директора ФИО26 и ООО «Анкониан» в лице представителя С.А.А. в указанном образовательном учреждении была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. Результаты аттестации отражены в сводной таблице классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда и компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам. Согласно данной таблице должность заведующей детским садом, воспитателя детского сада, помощника воспитателя, повара, дворника, машиниста по стирке, кастелянши, рабочего по обслуживанию зданий, грузчика, подсобного рабочего по общему классу условий труда отнесена к классу 3.1, в связи с чем указано на необходимость установления повышенного размера оплаты труда, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и сокращенной продолжительности рабочего времени.

Согласно п. 3 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н (далее – Порядок), действовавшему на момент проведения аттестации, результаты аттестации используются, в том числе в целях установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда.

Пункт 44 указанного Порядка предусматривал, что результаты аттестации оформляются аттестационной комиссией в виде отчета об аттестации, к которому прилагаются:

приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации;

перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда, образец которого предусмотрен приложением N 1 к Порядку;

карты аттестации рабочего места по условиям труда, образец которой предусмотрен приложением N 2 к Порядку, оформленные в соответствии с Рекомендациями по заполнению карты аттестации рабочего места по условиям труда согласно приложению N 3 к Порядку, с протоколами измерений и оценок;

сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, образец которой предусмотрен приложением N 6 к Порядку;

сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам, образец которой предусмотрен приложением N 7 к Порядку;

план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда <*>, образец которого предусмотрен приложением N 8 к Порядку;

протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый), образец которого предусмотрен приложением N 9 к Порядку;

сведения об аттестующей организации, образец которых предусмотрен приложением N 10 к Порядку, с приложением копии документов на право проведения измерений и оценок аттестующей организацией (аттестат аккредитации с приложением, устанавливающим область аккредитации испытательной лаборатории; копии уведомления о включении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по аттестации);

протоколы заседаний аттестационной комиссии;

заключение(я) по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии);

предписание(я) должностных лиц о выявленных нарушениях Порядка (при наличии).

Аттестационная комиссия рассматривает отчет об аттестации в течение десяти календарных дней с даты его поступления, подписывает протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый) и передает его вместе с отчетом об аттестации работодателю (его представителю).

Работодатель в течение десяти рабочих дней с даты поступления указанного протокола и отчета об аттестации подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации, а также знакомит работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места.

В своих возражениях представители ответчиков – ФИО32 и ФИО26 указали на то, что в нарушение установленного порядка отчет об аттестации был сформирован не в полном объеме, не рассмотрен аттестационной комиссией в установленные сроки, приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации не издан, работники с результатами аттестации рабочих мест не ознакомлены. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

В связи с принятием Федеральных законов от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", с 1 января 2014 года аттестация рабочих мест по условиям труда заменена на специальную оценку условий труда.

Пунктом 4 ст. 27 названного ФЗ "О специальной оценке условий труда» установлено, что в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком.

Поскольку как указано выше, результаты аттестации надлежащим образом не были оформлены, оснований для начисления и выплаты компенсации за вредные условия труда, а также предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска не имелось.

В соответствии с имеющимися в материалах дела тарификациями на 01.09.2013 г., 01.09.2014 г. 01.09.2015 г., а также расчетными карточками доплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в состав оплаты труда истцов за указанный в исковом заявлении период включена не была. С тарификациями истцы ознакомлены под роспись.

Постановлением Администрации МО «Якшур-Бодьинский район» от 02.03.2016 г. № 268 внесены изменения в Положение об оплате труда работников муниципальных бюджетных, казенных образовательных организаций и иных учреждений, подведомственных Управлению народного образования Администрации МО «Якшур-Бодьинский район», в соответствии с которыми минимальный размер доплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4% оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, установленных для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Компенсация за вредность в размере 4% включена в состав доплаты истцов с 01.09.2016 г., что подтверждается соответствующей тарификацией, с которой истцы также ознакомлены. Как следует из показаний ФИО32 решение об осуществлении указанных выплат в 2016 г. было принято в связи с тем, что прокурором по итогам проверки двух образовательных учреждений района было вынесено представление об устранении нарушений трудового законодательства в части выплат и предоставлении дополнительных отпусков работникам. Компенсационные выплаты осуществлялись с 1 сентября 2016 г. по 30 ноября 2017 г., затем были отменены в связи с утверждением результатов специальной оценки труда, не установившей вредные условия труда данных сотрудников. За указанный период им предоставлены дополнительные отпуска.

Указанные доводы представителя ответчика подтверждаются данными сводной ведомости результатов проведения специальной оценки условий труда в МБДОУ Детский сад № 4 с. Якшур-Бодья, в соответствии с которой в указанном образовательном учреждении отсутствуют рабочие места с вредными (опасными) условиями труда, работа на которых дает право на повышенный размер оплаты труда, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенную продолжительность рабочего времени и т.д.

Кроме того, как указано выше, представителями ответчиков было заявлено о пропуске истцами срока исковой давности на обращение в суд за разрешением трудового спора.

В соответствии с ч. 1 ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Федеральным законом от 03 июля 2016 года N 272-ФЗ ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации была дополнена частью 2, согласно которой за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Статья 392 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03 июля 2016 года N 272-ФЗ) вступила в силу 03 октября 2016 года и, соответственно, применяется к спорным правоотношениям, возникшим после этой даты.

Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 17.03.2004 года N 2 (в редакции от 24.11.2015 года) разъяснил, что при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора (п. 56).

Обосновывая нарушение права на получение указанной выплаты, истцы ссылаются на поведенную в 2013 г. аттестацию рабочих мест и ее результаты, отраженные в сводной таблице. Между тем, как было установлено в ходе рассмотрения дела, результаты данной аттестации нельзя считать надлежащим образом оформленными и, следовательно, нет оснований полагать о возникновении у истцов за указанный период права на получение соответствующих доплат. Доплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда истцам в спорный период не назначалась и не начислялась, о чем им было известно в течение всего периода, о котором заявлено в иске.

Таким образом, ссылаясь на результаты аттестации 2013 г., о нарушении права на получение денежной компенсации за вредные условия труда и права на дополнительный отпуск, истцы могли и должны были узнать при ежемесячном получении заработной платы. Следовательно, к требованиям о взыскании спорной доплаты за период с августа 2014 года по август 2016 года подлежит применению срок исковой давности, составляющий три месяца.

Более того, 01.09.2016 года истцы под роспись были ознакомлены с тарификациями, в которых указан процент за вредность и размер выплаты. В суд же с настоящим иском истцы обратились 18.10.2017 года, то есть с пропуском трехмесячного срока для обращения в суд с такими требованиями, установленного статьей 392 Трудового кодекса. Обстоятельства, свидетельствующие о наличии уважительных причин пропуска данного срока, не установлены.

Доводы истца ФИО2 о том, что они обращались к начальнику УНО с заявлением о проведении перерасчета и выплате компенсации, направляли запрос директору МКУ «Централизованная бухгалтерия» о предоставлении расчета денежной компенсации не свидетельствует об уважительности причин пропуска срока исковой давности, так как данное обстоятельство не препятствовало своевременной подаче иска в суд. Указанные органы не являются органами досудебного рассмотрения трудовых споров и обращение к ним не приостанавливает и не прерывает течение установленного законом процессуального срока на обращение в суд.

Пропуск срока, установленного законом для обращения в суд за защитой нарушенного трудового права, является, как указано в статье 199 Гражданского кодекса РФ, самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30 к МБДОУ Детский сад № 4 с. Якшур-Бодья, Управлению народного образования Администрации МО «Якшур-Бодьинский район» о взыскании денежной компенсации за вредные условия труда и неиспользованный дополнительный отпуск - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР через Якшур-Бодьинский районный суд УР в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.В. Уткина