Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 августа 2021 года г. Уяр
Уярский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего Приваловой О.В.,
при секретаре Губиной В.В.,
с участием представителя истца Забара И.А. (ордер от 27.10.2020 года)
и представителя ответчика Прудько Е.Ю. (доверенность от 01.01.2021 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Суторминой Людмилы Федоровны к ПАО «Красноярскэнергосбыт» и ПАО «Россети Сибири» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Сутормина Л.Ф. обратился в суд с исковым заявлением к ПАО «Красноярскэнергосбыт», ПАО «Россети Сибири» о защите прав потребителя. В исковом заявлении и в судебном заседании лично и через своего представителя Забара И.А. требования мотивировала следующим: истец являлась собственником квартиры по адресу <адрес>. С момента покупки квартиры в доме имелось два электросчетчика и две точки учета электроэнергии № (электроплита) и №. В августе 2019 года у электросчетчика типа СА4У-И372, точка учета № (электроплита), истек поверочный интервал, прибор учета был признан не расчетным. Истец обратилась в Энергосбыт с заявлением о замене электросчетчика, ей было отказано, в связи с тем, что расчетным прибором является прибор РИМ, установленный на опоре вблизи балансовой принадлежности дома, дополнительно сообщили, что временно будут приниматься к оплате средние показания. До конца года истец оплачивала электроэнергию по средним показаниям. Установка расчетного прибора РИМ 489.18 с истцом как с потребителем не согласовывалась. Прибор установлен на опоре в 2018 году, подключен через балкон на чердаке (общем домовом имуществе) в отсутствие истца, следовательно и акт ввода (допуска) прибора РИМ в эксплуатацию Сутормина Л.Ф. не подписывала. На лицевом счете истца была переплата, которая сложилась за предыдущие годы при оплате по тарифу сверх нормы и авансовые платежи на период отпусков. В январе 2020 года истец оплатила за декабрь согласно средним показаниям, выставленным в платежном документе 1144, 08 рублей, переплата в платежном документе составляла 6588,33 рубля. 20 января 2020 года в кабинете филиала «МРСК Сибири» «Красноярскэнерго» истцу был передан пульт к прибору РИМ, с актом допуска прибора РИМ Сутормина Л.Ф. была ознакомлена. В феврале 2020 года истец получила платежный документ на сумму 14757,10 рублей. В марте 2020 года Сутормина Л.Ф. получила уведомление о том, что сумма задолженности составила 6520,86 рублей, в апреле – 17083,86 рублей. Письменно истец обратилась в «Красноярскэнергосбыт» с заявлением о том, чтобы сделали сверку и нашли ошибку, просила сделать перерасчет. Ответа не получила. Истец повторно обратилась к ответчику с заявлением о проведении выездной проверки, так как показания были завышены. 12 мая 2020 года истцу позвонили и напомнили о задолженности, указали, что при неоплате долга электричество отключат. Из ответа Энергосбыта усматривается, что 20.01.2020 года произведен допуск вновь установленного прибора учета РИМ 489,18 № с показаниями <данные изъяты> квт. Согласно акту МРСК от 20.01.2020 года точка учета № закрыта и снята с расчета с 01.01.2020 года. Поскольку расчетный прибор РИМ -489 является единственным прибором, установленным на границе балансовой принадлежности в связи с объединением вводов и показания должны приниматься только с одной точки учета. Полагает, что ответчик, используя положение самоизоляции, не проведя служебного расследования между своими структурами, допустил ошибку, что привело к увеличению оплаты за энергопотребление в несколько раз. Ответчик обратился в мировой суд о взыскании с истца задолженности. За февраль, март, апрель истец платила по 1500 рублей, исходя из средних показаний, кроме того ею была оплачена 23189,85 рублей. Полагает, что истцом было переплачено 29710,714 рубль. Полагает, что сотрудниками ПАО «МРСК Сибири» были допущены нарушения п. 154 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», выразившиеся в том, что 20.01.2020 года установленный на опоре прибор учета в присутствии потребителя визуальному осмотру не подвергался, место установки и схема подключения прибора учета, проверка направления тока в сети, состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждения на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов, соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям в части его метрологических характеристик, наличие знаков визуального контроля не проверялись. Истец не была уведомлена о том, что 20.01.2020 года будет проводиться допуск/ввод каких-либо приборов учета в ее квартире. Фактически к ней домой никто не приезжал, прибор был установлен значительно раньше, длительное время провисел на опоре, где к нему имел доступ неограниченный круг лиц. Прибор был установлен не сетевой организацией, а неизвестными лицами с нарушением процедуры. 20.01.2020 года фактической проверки прибора учета не осуществлялось, с актом от 20.01.2020 года Сутормина была ознакомлена в офисе ПАО «Россети Сибири», что является существенным нарушением закона и влечет недействительность указанного акта. В связи с этим за период с января 2020 года по апрель 2020 года истице необходимо сделать перерасчет, поскольку она больше не является собственником жилого помещения, то в ее пользу подлежит взысканию излишне выплаченная сумма. То обстоятельство, что акт недействителен, подтверждается в том числе и действиями сотрудников ПАО «Россети Сибири», которые по заявлению Суторминой Л.Ф. 12.10.2020 года выехали и составили новый акт технологического подключения, в котором указали все необходимые сведения с соблюдением требований закона. Вследствие действий ответчиков ей причинен моральный вред, выразившийся в том, что у истца пропал сон, появился страх отключения электроэнергии на период самоизоляции, обидой, что у нее имеется задолженность по оплате. ПАО «Россети Сибири» причинен моральный вред нарушением ее прав потребителя, а ПАО «Красноярскэнергосбыт» - незаконными начислениями. С учетом измененных исковых требований, просит признать недействительным акт от 20.01.2020 года № допуска/ввода в эксплуатацию приборов учета электроэнергии, разграничения балансовой принадлежности сетей, эксплуатационной ответственности сторон и приема\передачи удаленного дисплея, взыскать с ПАО «Россети Сибири» в свою пользу денежную компенсацию морального вреда в размере 200 000 рублей, штраф в размере 50% от суммы удовлетворенных требований, взыскать с ПАО «Красноярскэнергосбыт» излишне уплаченные Суторминой Л.Ф. денежные средства в сумме 29710,71 рубль, компенсацию морального вреда в сумме 200 000 рублей, штраф в сумме 50% от суммы удовлетворенных требований.
Представитель ответчика ПАО «Красноярскэнергсбыт» Прудько Е.Ю. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Согласно представленным возражениям полагала, что нарушений процедуры допуска прибора учета РиМ № в эксплуатацию не допущено. Указанный ПУ принят в качестве расчетного. Акт от 20.01.2020 года был подписан истцом без замечаний и разногласий, если бы она не желала принимать участие в процедуре допуска прибора учета, могла бы его не подписывать. В акте прописаны все необходимые для допуска прибора учета в эксплуатацию условия, указанная мощность 15 кВт является максимально допустимой для жилых помещений, указание этой мощности в акте прав истца не нарушает. ПАО «Красноярскэнергосбыт» были даны ответы на все заявления истца, произведен перерасчет за потребленную электроэнергию. Кроме того, в случае, если оплата электроэнергии осуществляется абонентом по средним показаниям, при предоставлении показаний прибора учета перерасчет производится автоматически.
Представитель ответчика ПАО «Россети Сибири» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представил в суд возражения, согласно которым с исковыми требованиями не согласен, считает их не обоснованными. Полагает, что установка ПУ на границе раздела обеспечивает проведение измерений с минимальной величиной потерь электрической энергии от места его установки до точки поставки. Действия сетевой организации по установке ПУ на опоре, находящейся на балансе ПАО «МРСК Сибири», являются правомерными. В ходе процедуры допуска ПУ РиМ 20.01.2020 года потребителем был подписан акт допуска № без замечаний и разногласий, что свидетельствует о согласии потребителя с установкой ПУ. Факт причинения истцу вреда со стороны ПАО «Красноярскэнергосбыт» и ПАО «МРСК Сибири» отсутствует. Полагают, что требования о компенсации морального вреда не обоснованы.
Третьи лица – Дудоладов И.С., Дудоладова Ю.Н в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В силу п. 1 и п. 7 ст. 38 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Согласно статье 26 указанного закона, сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством РФ сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.
Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. N 861, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей (акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей)" - документ, составленный собственниками объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств), определяющий границы балансовой принадлежности; "акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон" - документ, составленный собственниками объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств), определяющий границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств);.
Согласно пункту 3 указанных Правил недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.
Судом установлено, что Сутормина Л.Ф. являлась собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Квартира подключена к сети энергоснабжения, услуги по передаче электроэнергии осуществляет ПАО «Красноярскэнерсбыт», услуги по обслуживанию энергосетей предоставляет ПАО «Россети Сибири» (ПАО «МРСК Сибири»).
В материалы дела представлен скриншот личного кабинета ПАО «Красноярскэнергосбыт» Суторминой Л.Ф. по адресу: <адрес>, с указанием оплат услуг по предоставлению электроэнергии за период с января по июнь 2020 года. Кроме того, представлено заявление Суторминой Л.Ф. от 20.02.2020 года, направленное посредством электронной почты в адрес ответчиков, согласно которому она просит предоставить расчеты с указанием, за какой период образовалась задолженность 6520,43 рубля, когда и на каком основании списана сумма 6208,43 рубля. Просила заменить прибор на опоре ПУ РИМ 489,18 на новый в своем присутствии квалифицированным электромонтером во избежание потерь, установить в соответствии с балансовой принадлежностью соглашением сторон. Просила сделать перерасчет и считать по среднему тарифу, установленному за предшествующие 6 месяцев. Также представлено заявление истца от 11.03.2020 года с просьбой, произвести проверку прибора ПУ, произвести перерасчет возникшей задолженности на 10 марта 2020 года; заявление Суторминой Л.Ф. от 25.08.2020 года.
Из ответа ПАО «Красноярскэнергосбыт» от 03.06.2020 года следует, что начисления по адресу: <адрес> производятся по прибору учета РиМ 489.18 № системы АИСКУЭ, установленного на границе балансовой принадлежности электрических сетей. Допуск прибора произведен 20.01.2020 года согласно акту допуска в эксплуатацию прибора учета № Также представлен ответ ПАО «Россети Сибирь» от 24.03.2020 года, согласно которому относительно расчета задолженности и оплаты потребленной электроэнергии Суторминой Л.Ф. необходимо обратиться в Заозерновское межрайонное отделение ПАО «Красноярскэнергосбыт» (с приложением отчет о показаниях ПУ); ответ ПАО «Красноярскэнергосбыт» от 09.04.2020 года с подробным расчетом начислений.
Истцом представлены квитанции за электроэнергию за февраль 2020 года, май 2020 года, июнь 2020 года, июль 2020 года, август 2020 года.
Судебным приказом от 02.06.2020 года с Суторминой Л.Ф. в пользу ПАО «Красноярскэнергосбыт» взыскана задолженность за период с 23.03.2020 года по 18.05.2020 года в сумме 8070,44 рубля и расходы по оплате госпошлины.
Согласно акту № от 20.01.2020 года представитель ПАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» и Сутормина Л.Ф. подписали настоящий акт допуска/ввода в эксплуатацию приборов учета электроэнергии, разграничения балансовой принадлежности сетей, эксплуатационной ответственности сторон и приема/передачи удаленного дисплея по адресу: <адрес> Установлен расчетный ПУ РиМ 489.18 №, показания счетчика <данные изъяты>
Одновременно составлен акт от 20.01.2020 года о закрытии точки учета в связи с объединением вводов и переводом нагрузки на другую точку учета. Указанный акт подписан Суторминой Л.Ф. лично.
В материалы дела представлены выписки из финансово-лицевого счета № за период с 01.01.2019 года по 26.05.2020 года, с 01.01.2019 года по 02.09.2020 года, а также технический паспорт ПУ РиМ 489.18.
Из акта № от 01.10.2020 года следует, что прибор учета № имеет показания <данные изъяты>, возможности протестировать ПУ нет. Акт подписан сторонами.
Согласно акту проверки ПУ от 12.10.2020 года по адресу: <адрес> прибор учета РиМ 48918 пригоден для осуществления расчетов за потребленную электроэнергию, соответствует требованиям нормативно-технической документации, безучетное потребление электроэнергии отсутствует. Акт подписан Суторминой Л.Ф., представителем ПАО «Россети Сибирь» - «Красноярскэнерго». К акту приложены замечания истца. Аналогичный акт составлен 16.04.2020 года.
Энергосервисным договором от 20.10.2017 года, заключенным между ПАО «МРСК Сибири» и ПАО «Ростелеком» подтверждается, что предметом договора является осуществление энергосервисной компанией действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов (в том числе снижения технологического расхода (потерь) электроэнергии при ее передаче в электрических сетях) заказчиком.
Свидетель Б.Г.И. суду показал, что в 2018 или 2019 году Сутормина Л.Ф. попросила его посмотреть, как будут устанавливать приборы учета на опору у дома. Счетчик поставили один на двухквартирный дом, пояснили, что будут менять. Когда заменили, не знает. Устанавливали счетчик специалисты электромонтеры. Позже, 20.01.2020 года он отвозил истца в Энергосбыт или МРСК, ждал на улице. Когда она вышла, то сказала, что получила пульт на новый счетчик.
Рассматривая требование истца Суторминой Л.Ф. о признании недействительным составленного ПАО «МРСК Сибири» акта № от 20.01.2020 года, суд приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
Порядок установки прибора учета электрической энергии регулируется Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442.
В соответствии с ч. 9 ст. 11 Федерального закона 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетическую эффективности и о внесении изменении в отдельные законодательные акты РФ" собственники зданий и помещений обязаны обеспечивать оснащение их приборами учета используемых энергетический ресурсов в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 приведенного Закона потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с помощью приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно п.81(6) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 27.03.2018, с изм. от 10.07.2018) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") по результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет, а в случаях, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил, - гарантирующий поставщик, сетевая организация оформляют акт ввода прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются:
а) дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию;
б) фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию;в) тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки;
г) решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа;
д) в случае ввода прибора учета в эксплуатацию показания прибора учета на момент завершения процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы);
е) дата следующей поверки;
ж) характеристики соответствия пломб поверителя оттиску в свидетельстве о поверке и (или) записи в паспорте (формуляре) средства измерений и место установки контрольных пломб и знаков визуального контроля, установленных на день начала проверки, а также вновь установленных (если они менялись в ходе проверки);
з) результат проверки;
и) информация о присоединении прибора учета электрической энергии к интеллектуальной системе учета.
Согласно п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011, учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных приборов учета.
Согласно ч. 1 ст. 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Статья 543 ГК РФ предусматривает, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с п. 142 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 г. N 442, в качестве расчетного прибора учета принимается прибор учета, установленный и допущенный в эксплуатацию сетевой организацией (гарантирующим поставщиком) в рамках исполнения обязанностей, указанных в пункте 136 настоящего документа. Такой прибор учета становится расчетным прибором учета с даты допуска его в эксплуатацию.
В редакции на момент составления оспариваемого акта – 20.01.2020 года, п. 142 Основных положений содержал указания о том, что используемые на дату вступления в силу настоящего документа приборы учета (измерительные трансформаторы) класса точности ниже, чем указано в пунктах 138, 139 и 141 настоящего документа, и (или) обеспечивающие хранение данных о почасовых объемах потребления электрической энергии меньшее количество дней, чем указано в пунктах 139 и 141 настоящего документа, могут быть использованы вплоть до истечения установленного для них межповерочного интервала либо до момента выхода таких приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала. По истечении межповерочного интервала либо после выхода приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала, такие приборы учета подлежат замене на приборы учета с характеристиками не хуже, чем указано в пунктах 138, 139 и 141 настоящего документа.
Приборы учета класса точности ниже, чем указано в пункте 138 настоящего документа, используемые гражданами на дату вступления в силу настоящего документа, могут быть использованы ими вплоть до истечения установленного срока их эксплуатации. По истечении установленного срока эксплуатации приборов учета такие приборы учета подлежат замене на приборы учета класса точности не ниже, чем указано в пункте 138 настоящего документа.
Согласно п. 154 Основных положений в редакции на момент составления оспариваемого акта от 20.01.2020 года, в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета.
По окончании проверки в местах и способом, которые определены в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба (далее - контрольная пломба) и (или) знаки визуального контроля.
Контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются сетевой организацией, а в случае если сетевая организация не явилась в согласованные дату и время проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию, контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), участвующим в процедуре допуска. Установленную гарантирующим поставщиком контрольную пломбу и (или) знаки визуального контроля сетевая организация вправе заменить при проведении первой инструментальной проверки.
Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются:
дата, время и адрес проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию;
фамилия, имя и отчество уполномоченных представителей лиц, которые в соответствии с пунктом 152 настоящего документа принимают участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию и явились для участия в указанной процедуре;
лица, которые в соответствии с пунктом 152 настоящего документа принимают участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию, но не принявшие в ней участие;
характеристики прибора учета и измерительных трансформаторов, входящих в состав измерительного комплекса (при их наличии), заводской номер и состояние прибора учета и измерительных трансформаторов, входящих в состав измерительного комплекса (при их наличии), допуск которого в эксплуатацию осуществляется, его показания на момент завершения процедуры допуска;
решение о допуске прибора учета в эксплуатацию или об отказе в допуске прибора учета в эксплуатацию с указанием причин такого отказа. В случае отказа в таком допуске в акте указываются необходимые мероприятия (перечень работ), выполнение которых является обязательным условием для допуска прибора учета в эксплуатацию;
наименование организации, представитель которой осуществил установку контрольных пломб и (или) знаков визуального контроля, его фамилия, имя и отчество, а также описание мест на приборе учета и измерительных трансформаторах, входящих в состав измерительного комплекса (при их наличии), в которых установлены контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля, их индивидуальные номера - в случае принятия решения о допуске прибора учета в эксплуатацию;
лица, отказавшиеся от подписания акта допуска прибора учета в эксплуатацию либо несогласные с указанными в акте результатами процедуры допуска, и причины такого отказа либо несогласия;
результаты проведения измерений в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию (при наличии);
дата следующей поверки.
Акт допуска прибора учета в эксплуатацию составляется в количестве экземпляров, равном числу приглашенных лиц, и подписывается уполномоченными представителями приглашенных лиц, указанных в абзацах пятом, седьмом - девятом пункта 152 настоящего документа, которые приняли участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию.
Если в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию будет установлено несоблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и (или) о техническом регулировании к прибору учета и (или) к правилам его установки, и (или) требований, установленных настоящим разделом, то в допуске в эксплуатацию такого прибора учета отказывается с указанием причин отказа. Устранение нарушений в таком случае должно осуществляться за счет лица, осуществившего установку приборов учета.
В случае неявки для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию лиц из числа лиц, указанных в пункте 152 настоящего документа, которые были уведомлены о дате и времени ее проведения, процедура допуска проводится без их участия представителем сетевой организации и (или) гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), который явился для участия в процедуре допуска. Лицо, составившее акт допуска прибора учета в эксплуатацию, обязано в течение 2 рабочих дней со дня проведения такой процедуры направить копии такого акта лицам из числа лиц, указанных в пункте 152 настоящего документа, не явившимся для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию.
Лицо, не явившееся для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию, вправе осуществить проверку правильности допуска прибора учета в эксплуатацию и в случае выявления нарушений, допущенных при допуске прибора учета в эксплуатацию, инициировать повторную процедуру допуска прибора учета в эксплуатацию с компенсацией собственнику прибора учета понесенных им расходов, вызванных повторным допуском прибора учета в эксплуатацию.
Для точек присоединения к объектам электросетевого хозяйства напряжением свыше 1 кВ по итогам процедуры допуска в эксплуатацию прибора учета, установленного (подключенного) через измерительные трансформаторы, составляется паспорт-протокол измерительного комплекса. Паспорт-протокол измерительного комплекса должен содержать в том числе описание прибора учета и измерительных трансформаторов (номер, тип, дату поверки), межповерочный интервал, расчет погрешности измерительного комплекса, величину падения напряжения в измерительных цепях трансформатора напряжения, нагрузку токовых цепей трансформатора тока. Паспорт-протокол измерительного комплекса должен находиться у собственника прибора учета, входящего в состав измерительного комплекса, и актуализироваться по мере проведения инструментальных проверок.
Руководствуясь положениями ст.ст. 541, 543 ГК РФ, ст. 26 ФЗ-35 «Об электроэнергетике», п. 2,3 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", п. 142, 154 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд полагает, что используемый в расчетах за потребленную электроэнергию в ранее принадлежащей истцу квартире по адресу: <адрес> прибор учета, является собственностью сетевой организации, установлен на опоре ВЛ-0,4 кВ, что соответствует точке поставки, указанной в документах о технологическом присоединении энергопринимающих устройств истца, был переведен из контрольного в расчетный 20.01.2020 года в присутствии истца, акт истцом подписан собственноручно, возражений в акте не имеется. Точкой поставки электроэнергии в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности является опора ВЛ-0,4, на которой установлен прибор учета истца. Согласно оспариваемому акту, а также акту от 12.10.2020 года, прибор учета соответствует требованиям расчетного, технически исправен и продолжает эксплуатироваться.
Суд отклоняет доводы истца о том, что прибор учета был установлен на опоре ВЛ-0,4 кВ, находящейся на другом земельном участке, значительно ранее его допуска, что нарушает права истца, поскольку прибор учета истца установлен работниками сетевой организации в месте наиболее приближенном к границе балансовой принадлежности, где имелась техническая возможность для установки, что не нарушает прав истца, так как балансовая принадлежность, эксплуатация и замена вышедшего из строя прибора учета в настоящее время согласно действующему законодательству является ответственностью сетевой организации, независимо от места установки такого расчетного прибора учета.
Таким образом, суд полагает, что произведенный ответчиком ПАО «Россети Сибирь» ввод в эксплуатацию прибора учета РиМ 489.18 и использование его показаний для расчета оплаты потребленной электроэнергии истцом не нарушает права истца как потребителя на получение достоверных данных потребленной энергии и ее оплаты в реальных объемах.
Оспариваемый акт от 20.01.2020 года № составлен в соответствии с действующим законодательством. В акте оговорены все необходимые условия, прибор учета признан пригодным для расчетов за потребленную электроэнергию, в акте имеются подписи сторон, Сутормина Л.Ф. не указала замечаний по допуску в эксплуатацию прибора учета.
В связи с этим суд приходит к выводу, что требования истца о признании недействительным акта от 20.01.2020 года № допуска/ввода в эксплуатацию приборов учета электроэнергии, разграничения балансовой принадлежности сетей, эксплуатационной ответственности сторон и приема/передачи удаленного дисплея удовлетворению не подлежат.
Разрешая требования истца к ПАО «Красноярскэнергосбыт» о взыскании излишне уплаченной денежной суммы в размере 29 710 рублей 71 копейки суд приходит к выводу, что данные требования не могут быть удовлетворены, поскольку начисления за потребленную электроэнергию произведены в соответствии с показаниями прибора учета, истцом не приложен расчет взыскиваемой суммы, который мог бы быть проверен судом для сравнения с расчетом ответчика ПАО «Красноярскэнергосбыт».
Поскольку в удовлетворении основных требований истцу отказано, требования Суторминой Л.Ф., предъявленные к ПАО «Россети Сибири» и к ПАО «Красноярскэнергосбыт» о взыскании компенсации морального вреда, штрафа также не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Суторминой Людмилы Федоровны к ПАО «Россети Сибири» о признании недействительным акта от 20.01.2020 года № допуска/ввода в эксплуатацию приборов учета электроэнергии, разграничения балансовой принадлежности сетей, эксплуатационной ответственности сторон и приема/передачи удаленного дисплея, взыскании денежной компенсации морального вреда в размере 200 000 рублей и штрафа и к ПАО «Красноярскэнергосбыт» о взыскании излишне уплаченной денежной суммы в размере 29 710 рублей 71 копейка, денежной компенсации морального вреда в размере 200 000 рублей и штрафа отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Уярский районный суд в течение месяца со дня принятия мотивированного решения.
Председательствующий: Привалова О.В.
Мотивированное решение изготовлено .