ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-19 от 28.02.2012 Бежецкого городского суда (Тверская область)

                                                                                    Бежецкий городской суд Тверской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Бежецкий городской суд Тверской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        дело № 2-19/2012 год

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Бежецкий городской суд Тверской области

в составе председательствующего судьи Ильиной Г.В.,

при секретаре Максимовой Е.В.,

с участием прокурора Григорьевой Е.В.,

представителя ответчика ГУ – Управления пенсионного фонда РФ в  (межрайонное)  по доверенности Устимова М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Бежецке 28 февраля 2012 года гражданское дело по иску прокурора  в интересах Осиповой В.И. к ГУ- Управлению пенсионного фонда РФ в  (межрайонное)  и ГУ- отделению Управления пенсионного фонда РФ по  о включении периода в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,

у с т а н о в и л:

Прокурор  в порядке ч.1 ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах Осиповой В.И. к Управлению пенсионного фонда РФ в  (межрайонное)  (далее по тексту – УПФ) и Управлению пенсионного фонда РФ по  о включении периода в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, ссылаясь в их обоснование на то, что в прокуратуру  обратилась Осипова В.И. с заявлением по факту несогласия с протоколом заседания Комиссии по рассмотрению реализации пенсионных прав граждан в части не засчитывания в ее стаж работы период работы с *** по *** в Специализированном доме для одиноких престарелых, дающей право па досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Прокуратурой  проведена проверка по обращению ФИО5, в ходе которой установлено, что *** комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ в  (межрайонного)  принято решение не засчитывать в стаж работы ФИО5 период работы с *** по *** в Специализированном доме для одиноких престарелых в должности медицинской сестры в связи с тем, что Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, предусмотрены лишь врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. На основании имеющихся материалов начальником УПФ РФ *** принято решение № об отказе в установлении пенсии Осиповой В.И.Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999г. №1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до *** в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6.09.1991г. №464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего постановления. Правила, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до *** Аналогичные положения содержатся в Правилах исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (утв. постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1066) согласно которым, в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списком должностей, работа в которых насчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее именуется - Список), утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066, а также в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, и др. независимо от ведомственной подчиненности.В соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (утв. постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1066) в указанный список входят «Учреждения социального обслуживания» а именно: дом-интернат для престарелых и инвалидов, специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов; дом милосердия и др. Согласно записям трудовой книжки Осиповой В.И. последняя с *** по *** работала участковой медицинской сестрой в  участковой больнице , *** была переведена на должность палатной медицинской сестры; *** в связи с реорганизацией  участковой больницы переведена на работу в Специальный дом для одиноких престарелых на должность палатной медицинской сестры; *** переведена в порядке перевода на должность медицинской сестры Специального дома для одиноких и престарелых ; *** Специальный дом для одиноких и престарелых переименован в Дом-интернат для престарелых и инвалидов. Осипова В.И. была переведена в него и продолжает работать в качестве медицинской сестры.Согласно распоряжению главы  от 24.1 1.1997 г. № 515-р «Об утверждении Положения о специальном доме для одиноких престарелых и штатного расписания по специальному дому для одиноких престарелых», в соответствии с приказом Минсоцзащиты России № 180 от 11.10.1993 г. утверждено положение о специальном доме для одиноких престарелых и штатное расписание по специальному дому для одиноких престарелых согласно приложениям № 1, № 2.Согласно п. 1-2, п. 6, п.9 Положения о специальном доме для одиноких престарелых (приложение к распоряжению  № 515-р от 24.11.1997 г.), Специальный дом для одиноких престарелых (далее СДОП) организуется на базе Отрадновской участковой больницы, СДОП предназначается для проживания одиноких престарелых  и нуждающихся в социальном уходе. Штаты СДОП определяются в зависимости от объема оказываемой медико-социальной помощи и в пределах фонда заработной платы в соответствии с примерным штатным расписанием. Деятельность СДОП регламентируется настоящим положением, действующим законодательством, приказами и указаниями вышестоящего органа специальной защиты населения. В соответствии с разделом «Задачи и функции специального дома для одиноких престарелых» указанного Положения основной задачей СДОП является выполнение доступной социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста, страдающим хроническими заболеваниями. В соответствии с поставленной задачей СДОП осуществляется прием и размещение престарелых, квалифицированный уход за престарелыми, социальное обслуживание престарелых, наблюдение за состоянием здоровья престарелых. Кроме того СДОП обеспечивает первую экстренную и неотложную помощь; своевременный перевод больных престарелых при обострении хронических заболеваний, ухудшении их состояния в лечебное учреждение; периодические врачебные осмотры; питание, в том числе диетическое, в соответствии с врачебными рекомендациями. Указанные в Положении о Специальном доме для одиноких и престарелых нормы указывают, что данное учреждение оказывает социальные услуги и является учреждением социального обслуживания. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 г. №195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в РФ социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Согласно ч.1,2 ст.З указанного Закона социальные службы - это предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица; социальные услуги - действия по оказанию отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством РФ, клиенту социальной службы помощи, предусмотренной настоящим Федеральным законом. Согласно п. 11 ч.1 ст. 17 Закона учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются специальные дома для одиноких престарелых. 17.09.2001 г. главой  вынесено постановление № 123 «О переименовании специального дома для одиноких престарелых в дом-интернат для престарелых и инвалидов», согласно которому указанный дом был переименован в «Дом-интернат для престарелых и инвалидов», Осипова В.И. переведена в «Дом-интернат для престарелых и инвалидов» в качестве медицинской сестры. Согласно объяснениям свидетелей (работников Специального дома для одиноких престарелых, а затем «Дома-интерната для престарелых и инвалидов») ФИО4, ФИО6, ФИО7, самой Осиповой В.И.-функции и должностные обязанности медицинских сестер, в частности Осиповой В.И. с момента работы ее в Специальном доме для одиноких и престарелых, а затем «Доме-интернате для престарелых и инвалидов», не изменились, в ее обязанности входило и входит оказание доврачебной помощи, раздача таблеток больным, перевязки, уколы, вызов скорой помощи, до приезда скорой помощи оказание первой медицинской помощи и др. На основании вышеизложенного, в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" с *** исчисление сроков пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения производится в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего постановления. Согласно Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (утв. постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1066) в указанный список входят «Учреждения социального обслуживания» а именно: дом-интернат для престарелых и инвалидов, специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов. Несвоевременное переименование Специального дома для одиноких престарелых в соответствующее указанному списку наименование «Дом-интернат для престарелых и инвалидов» не зависело от работника и является упущением работодателя. Таким образом, на основании указанных положений период работы Осиповой В.И. медицинской сестрой с *** по *** необходимо включить в ее страж работы. В ходе проверки заявления Осиповой В.И. установлено, что включение указанного стажа работы в качестве медицинской сестры в Специальном доме для одиноких престарелых необходимо ей для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, в соответствии с пп.2 п.1 ст.27 Федерального Закона от 17.12.2001 г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и соответственно получения в последующем досрочной пенсии. От включения в стаж Осиповой В.И. ее работы в качестве медицинской сестры в Специальном доме для одиноких престарелых в период времени с *** по *** зависит возникновение у нее права на досрочное получение пенсии. Данный факт может быть установлен судом на основании показаний Осиповой В.И. и свидетелей, архивных справок и иных документов, выданных в установленном порядке органами государственной власти и уполномоченными организациями. В соответствии с подпунктом 29 постановления Правительства РФ от 24.07.2002 года № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» при утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний двух или более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина. Каждый человек имеет право на получение пенсии. Право человека получать пенсию в соответствии с фактически отработанным трудовым стажем не может быть ущемлено из-за недобросовестного заполнения необходимых в последующем для получения пенсии документов, в частности работодателем Осиповой В.И.Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту. В соответствии со ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Просил установить тождество между организацией Специальный дом для одиноких престарелых и МУ дом-интернат для престарелых и инвалидов , включить в пенсионный стаж работы Осиповой В.И. дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» период работы с *** по ***

Определениями от *** и *** были приняты уточненные исковые требования прокурора , согласно которым он просит включить в пенсионный стаж работы Осиповой В.И., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период её работы с *** по ***, а периоды нахождения её на больничном листе по беременности и родам с *** по *** и нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с *** по *** в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца.

Истица Осипова В.И. *** в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания уведомлена своевременно и надлежащим образом, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие в связи с удаленностью места жительства и отсутствием транспорта. Из её объяснений в судебном заседании *** следует, что она с *** года работала медицинской сестрой в  участковой больнице. График работы – сутки через трое. В ее обязанности входило выполнение врачебных медицинских назначений. ***  участковая больница была переименована в Специальный дом для одиноких престарелых. Писала ли она заявление о переводе ее в Специальный дом для одиноких престарелых, не помнит, но после переименования учреждения должностные обязанности и график ее работы остались прежними. Потом еще несколько раз учреждение переименовывалось, но работников, в том числе и её, в известность об этом не ставили, узнавали об этом при смене вывесок на здании. График работы изменился только два года назад. Когда она приступила к работе, *** или ***., она не помнит. Просит исковые требования прокурора  удовлетворить в полном объеме.

 будучи о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, на судебное разбирательство не явился. Представитель прокурора  по доверенности старший помощник Бежецкого межрайонного прокурора Григорьева Е.В. в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика ГУ- Управления пенсионного фонда РФ в  (межрайонного)  Устимов М.Н. просил в удовлетворении исковых требований отказать, пояснил, что Осипова В.И. обратилась в пенсионный фонд *** с заявлением о назначении пенсии по старости на льготных основаниях в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ». При определении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, строго руководствуются Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства РФ №781 от 29 октября 2002 года. Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан период работы Осиповой В.И. с *** по *** не зачтен в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Согласно спискам должностей и Правилам от *** и *** предусмотрено учреждение: «Дом интернат для престарелых и инвалидов». «Специальный дом для одиноких и престарелых» как учреждение здравоохранения не предусмотрен. При рассмотрении вопросов об отнесении учреждения к учреждениям здравоохранения, применяется Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 03 ноября 1999 года №395. Названной номенклатурой учреждение «Специальный дом для одиноких престарелых» не предусмотрен. Оспариваемый период истца в должности медсестры Специального дома для одиноких престарелых не подлежит зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью, поскольку вышеуказанными списками данное учреждение не предусмотрено. В соответствии со справкой ГУ « дом-интернат для престарелых и инвалидов системы социальной защиты населения »  от *** Осипова работала в данном учреждении с учетом всех переименований в должности медицинской сестры на полную ставку. Из представленной справки усматривается, что в оспариваемый период работы имел место отпуск без сохранения зарплаты с *** по ***, включение которого в специальный стаж действующим пенсионным законодательством не предусмотрено. Таким образом, Осипова не имеет законного права на зачет данного периода с *** по *** в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Вопрос об установлении тождества между учреждением «Специальный дом для одиноких престарелых» и учреждением «Дом-интернат для престарелых и инвалидов» Управлением ПФР не рассматривался, так как пенсионный фонд в соответствии с действующим законодательством не наделен таким правом. Право установления тождества профессий и организаций предоставлено Министерству здравоохранения и социального развития РФ.

Представитель ответчика ГУ- отделение Управления пенсионного фонда РФ в  в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлены своевременно и надлежащим образом, представили заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя УПФ РФ по  и исключении их из числа ответчиков.

Представитель третьего лица Департамента социальной защиты населения  в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен заранее и надлежащим образом, возражений по сути заявленных требований не представили, ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявили.

Выслушав участников процесса, мнение прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.

Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Статьей 7 ФЗ РФ №173- ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года установлено, что право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с подп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях» в редакции Федерального закона от 30.12.2008 года № 319-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 Закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Пунктом 2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Согласно п.1-2 ст.19 вышеуказанного Закона трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных п.4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

При этом в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды работы до *** засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии со ст.81 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР N 464 от 06.09.1991 года, или согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 года.

В соответствии с п.2 постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №464 один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до *** может быть исчислен в указанном льготном порядке.

Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, в редакции постановления Правительства РФ №130 от 19.02.2001г. предусмотрена должность медицинской сестры, палатной медицинской сестры, относящаяся к среднему медицинскому персоналу в учреждениях социального обслуживания: дом-интернат для престарелых и инвалидов и специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов.

Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет от 06 сентября 1991 года №464 право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью предоставляется среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности в лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждениях всех форм собственности.

Согласно п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с под.11 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы - лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.

Установлено, что *** Осипова В.И. обратилась в Бежецкое отделение пенсионного фонда РФ с заявлением о назначении ей трудовой пенсии. Решением пенсионного органа № от *** в назначении такой пенсии истице было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа в 25 лет. *** Осипова В.И. обратилась в прокуратуру  с заявлением о проведении проверки решения пенсионного фонда РФ в  (межрайонное)  о невключении в стаж периода её работы с *** по *** в должности медицинской сестры Специального дома для одиноких престарелых (л.д.7, 23).

Из материалов дела усматривается, что Осипова В.И. (до брака Смирнова) работала:

1. с *** по *** в должности фельдшера  медпункта  ЦРБ, в том числе с *** по *** находилась на больничном по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком;

2. с *** по *** в должности помощника санитарного врача ;

3. с *** по *** в должности заведующей хозяйством  детского сада;

4. с *** по *** в должности воспитателя ясельной группы  детского сада;

5. с *** по *** в должности медицинской сестры  детского сада;

6. с *** по *** в должности медицинской сестры  участковой больницы;

7. с *** по *** в должности палатной медицинской сестры  участковой больницы;

8. с *** по *** в связи с реорганизацией  участковой больницы переведена на работу в Специальный дом для одиноких престарелых на должность палатной медицинской сестры;

9. с *** переведена на должность медицинской сестры Специального дома для одиноких престарелых;

10. с *** по *** в должности медицинской сестры в МУ «Дом-интернат для престарелых и инвалидов» в ;

9. с *** по настоящее время в должности медицинской сестры в ГУ « дом-интернат для престарелых и инвалидов системы социальной защиты населения » .

Согласно протоколу заседания комиссии ГУ - Управления пенсионного фонда РФ в  (межрайонное)  № от *** Осиповой В.И. засчитано в стаж её работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии периоды: ***-*** как 1 год за 1 год и 3 месяца; ***-*** как 1 год за 1 год – больничный лист по беременности и родам; ***-*** в календарном исчислении 1 года за 1 год отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет; ***-*** как 1 год за 1 год и 3 месяца (очередной отпуск); ***-*** в календарном исчислении 1 год за 1 год отпуск по уходу за ребенком до 3 лет; ***-*** как 1 год за 1 год и 3 месяца; ***-*** как 1 год за 1 год и 3 месяца; ***-*** в календарном исчислении 1 год за 1 год; *** – *** в календарном исчислении 1 год за 1 год.

В стаж Осиповой В.И. не засчитаны следующие периоды: с *** по *** не значится в лицевых счетах по неустановленной причине; с *** по *** в должности медсестры и воспитателя в детском саду; *** по *** в должности старшей медсестры и воспитателя в детском саду; *** по *** в Специальном доме для одиноких престарелых; *** по ***, с *** по *** административные отпуска (л.д.24-25).

Из трудовой книжки Осиповой В.И. усматривается, что она *** принята на работу в должности фельдшера  медпункта  ЦРБ. Между тем, из протокола заседания пенсионной комиссии № от *** и акта № от *** документарной проверки факта работы видно, что приказом № п.6 от *** Осипова В.И. принята на работу в  медпункт  ЦРБ с ***. Данный акт составлен специалистом-экспертом отдела в  УПФР в  (межрайонное)  ФИО1 в присутствии бухгалтера по расчету с рабочими и служащими МУ ЦРБ  ФИО2 (л.д.44-46, 132). С учетом изложенного суд полагает, что трудовой стаж Осиповой В.И. необходимо исчислять с ***.

Из сообщения ГУ - отделения пенсионного фонда РФ по  следует, что период работы с *** по *** в должности медицинской сестры Специального дома для одиноких престарелых не подлежит зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью, поскольку списком должностей и учреждений, в который засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и Номенклатурой учреждений здравоохранения данное учреждение не предусмотрено. Специальный стаж Осиповой В.И. по состоянию на *** составляет 20 лет 5 мес. 13 дней (л.д.26).

Суд учитывает, что спорный период имел место до установления нового правового режима назначения досрочных трудовых пенсий работникам здравоохранения, установленного ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», вступившего в законную силу с 1 января 2002 г. В связи с этим при разрешении настоящего дела суд полагает необходимым руководствоваться конституционным принципом правовой определённости и предсказуемости законодательной политики в целях обеспечения государственных гарантий в сфере пенсионного обеспечения и, в частности, реализации истцом прав, приобретённых в соответствии с ранее действовавшим законодательством. В связи с этим доводы представителя ответчика о необходимости оценки приобретённого истцом спорного стажа в соответствии с законодательством, вступившим в действие после этого периода, и фактически ограничивающим конституционное право истца на социальное обеспечение, не могут быть приняты во внимание.

В соответствии с п.9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 Федерального закона периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Из представленных документов усматривается, что  на основании распоряжения главы  №-р от ***  участковая больница перепрофилирована в Специальный дом для одиноких престарелых, утверждено положение и штатное расписание (л.д.15, 17), *** специальный дом для одиноких престарелых переименован в дом-интернат для престарелых и инвалидов  (л.д.118), постановлением № от *** дом-интернат для престарелых и инвалидов зарегистрирован в качестве юридического лица (л.д.22), приказом Департамента социальной защиты населения  № от *** Муниципальное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения «Дом-интернат для престарелых и инвалидов» переименован в Государственное учреждение « дом-интернат для престарелых и инвалидов системы социальной защиты населения »  (л.д.38).

Согласно приказу № от *** по специальному дому для одиноких престарелых в  Осипова В.И. принята на работу с *** год в порядке перевода на должность среднего медицинского персонала на 1,0 ставку медсестры по 4 разряду (л.д.28).

Из приказа Минсоцзащиты России №180 от 11 октября 1993 года следует, что в целях совершенствования медико - социальной помощи содержащимся на государственном обеспечении престарелым гражданам и инвалидам, находящимся на постельном режиме или передвигающимся в пределах палаты с посторонней помощью утверждено Временное положение о доме - интернате (отделении) милосердия для престарелых и инвалидов. Министерствам социальной защиты населения республик в составе РФ, комитетам, департаментам, главным управлениям, управлениям и отделам социальной защиты населения органов исполнительной власти рекомендовано создавать дома - интернаты (отделения) милосердия за счет организации новых домов - интернатов и отделений при действующих домах - интернатах различных типов. Управлению стационарных учреждений социального обслуживания поручено установить контроль за ходом организации домов - интернатов (отделений) милосердия и оказывать необходимую помощь территориям в проведении этой работы.

Из положения о Специальном доме для одиноких престарелых (далее –СДОП), являющегося приложением к распоряжению главы  №515-р от 24.11.1997г. следует, что он предназначается для проживания одиноких престарелых  и нуждающихся в социальном уходе, источником финансирования данного дома являются бюджетные средства, средства органов социальной защиты и отчислений от пенсий. Основной задачей СДОП является выполнение доступной социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста, страдающими хроническими заболеваниями. СДОП осуществляет прием и размещение престарелых, квалифицированный уход за престарелыми, социальное обслуживание престарелых, наблюдение за состоянием здоровья престарелых, оказание первой экстренной и неотложной медицинской помощи, периодические врачебные осмотры, своевременный перевод больных престарелых при обострении хронических заболеваний, ухудшении их состояния в лечебное учреждение (л.д.18). Штатным расписанием СДОПа предусматривалось три ставки медицинской сестры (л.д.19). Из Устава муниципального стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения «Дома-интерната для престарелых и инвалидов» от *** следует, что дом-интернат является медико-социальным учреждением, предназначен для постоянного, временного проживания престарелых граждан, инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медико-социальном обслуживании, реабилитационных услугах, финансируется за счет бюджетных средств. Основными целями деятельности учреждения являются осуществление социальной защиты проживающих в учреждении, осуществление мероприятий реабилитационного, медицинского, социального и лечебно-трудового характера, организация ухода и надзора за проживающими, их отдыха и досуга, проведение лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий, оказание специализированной медицинской помощи (л.д.29-37).

Таким образом, с момента создания *** Специальный дом для одиноких престарелых являлся учреждением социального обслуживания, относился к органам социальной защиты населения. Вследствие реорганизации данного дома в *** году в Дом-интернат для престарелых и инвалидов функции и его назначение не изменились, что подтверждается уставом дома-интерната.

*** с истицей Осиповой В.И. заключен трудовой договор, согласно которому она работает в ГУ « дом-интернат для престарелых и инвалидов» в должности медицинской сестры (л.д.70-73).

Из должностной инструкции палатной медицинской сестры по ГУ « дом-интернат для престарелых и инвалидов» следует, что палатная медицинская сестра наблюдает за состоянием больного, физиологическими отправлениями, сном, о выявленных изменениях докладывает врачу, сообщает врачу об ухудшении состояния проживающего, выполняет врачебные назначения, оказывает первую доврачебную помощь и т.д. Истица Осипова В.И. с данной инструкцией ознакомлена (л.д.39, 50).

Из оглашенных в порядке ст.180 ГПК РФ показаний свидетелей ФИО3, ФИО7, ФИО4 следует, что в начале *** годов они работали в  участковой больнице. Осипова В.И. в это время работала медицинской сестрой. График их работы - сутки через трое по 24 часа. ***  участковая больница была переименована в Специальный дом для одиноких и престарелых. Они остались работать в том же здании и на прежних должностях. В связи с переименованием учреждения их должностные обязанности не изменялись, новые должностные обязанности в отношении них не разрабатывались. Должностные обязанности Осиповой В.И. за весь период ее работы в Специальном доме для одиноких и престарелых не изменялись, она раздавала таблетки больным, делала уколы, выполняла назначения лечащего врача, работала с инструментами, осуществляла стерилизацию, оказывала доврачебную помощь. Позже было еще одно переименование в дом – интернат для престарелых и инвалидов, о котором они узнали при смене вывески на учреждении. В настоящее время работодатель составляет трудовой договор, они в нем расписываются. Раньше они расписывались за изменения в заработной плате. Осипова – дисциплинированный работник, имеет поощрения и грамоты.

Оснований не доверять показаниям указанных свидетелей у суда не имеется, они последовательны и согласуются с письменными материалами дела.

Нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, регулирующим порядок установления тождества является его постановление от 11 июля 2002 г. N516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Положением пункта 2 постановления закреплена процедура тождества профессий, должностей, организаций (структурных подразделений), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименование.

Поскольку при определении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеет значение работа, выполняемая в должностях и учреждениях, предусмотренных соответствующими списками, то при рассмотрении вопросов об установлении тождественности профессиональной деятельности при изменении организационно-правовой формы учреждений фактически речь будет идти о тождестве профессий, должностей и организаций.

Согласно Положению о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N321, указанным Министерством принимаются акты об установлении тождества профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), работа в которых засчитывается в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.

Изложенное, дает основание для вывода, что работодатель вправе обратиться в зависимости от ведомственной подчиненности в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, наделенный полномочиями в сфере образования, который готовит документы (приказы, положения, уставы и другие), подтверждающие тождественность должностей, профессий и организаций (структурных подразделений) для представления в соответствующее отраслевое министерство, выступающее субъектом инициативы по установлению тождества.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации после оценки представленных документов по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации издает приказ об установлении соответствующего тождества.

Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N319-ФЗ предусмотрено, что такой порядок установления тождественности профессиональной деятельности распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года, тогда как период, по которому Осиповой В.И. отказано в назначении льготной пенсии затрагивает правоотношения до 2002 года.

Поскольку в судебном заседании сторонами не представлена инструкция по должностным обязанностям Осиповой В.И. в период работы в Специальном доме для одиноких престарелых в связи с утратой, то суд закладывает в основу решения показания допрошенных свидетелей, согласно которым в должностные обязанности Осиповой В.И. как в Специальном доме для одиноких престарелых, так и в доме-интернате для престарелых и инвалидов входили одинаковые функции по уходу за проживающими в доме- интернате. Сторонами не оспаривался тот факт, что инструкция по должностным обязанностям палатной медсестры утрачена не по вине Осиповой В.И. Из её объяснений следует, что как в Специальном доме для одиноких престарелых, так и после его реорганизации в МУ дом-интернат для престарелых и инвалидов ее обязанности медицинской сестры остались прежними, то есть характер работы не изменился, и такие ее объяснения в судебном заседании не опровергнуты.

Материалами дела установлено, что Осипова В.И. с *** по настоящее время работает в одном и том же учреждении, относящемся к учреждениям социального обслуживания, при этом имели место неоднократные изменения его организационно-правовой формы, поэтому суд полагает установить тождество между организацией Специальный дом для одиноких престарелых и Муниципальным стационарным учреждением социального обслуживания системы социальной защиты населения «Дом-интернат для престарелых и инвалидов ».

Согласно справке, уточняющей особый характер работы, Осипова В.И. с *** по *** находилась в административном отпуске (л.д.27), что не оспаривалось и самой Осиповой В.И., поэтому суд считает необходимым исключить указанный период из стажа работы Осиповой В.И., дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку в этот период ей заработная плата не начислялась и соответственно отчисления в пенсионный фонд не производились.

Таким образом, ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в  (межрайонное)  надлежит обязать включить в стаж работы Осиповой В.И., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», период ее работы с *** по ***, исчислив период ее работы с *** по *** как 1 год работы за 1 год и 3 месяца, с *** по *** и с *** по *** в календарном исчислении.

Проверяя законность отказа ответчика по включению в специальный стаж истицы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период ее нахождения в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком в льготном исчислении, суд исходит из следующего.

До введения в действие Закона РФ от 25.09.1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗОТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения на больничном листе по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Лишь с принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст.167 КЗОТ РФ). Данным законом статья 167 КЗОТ РФ была изложена в новой редакции.

Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет.

Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗОТ РФ (в редакции Закона РСФСР с 01 января 1977 года по 31 августа 1980 года), период нахождения женщины на больничном листе по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

Кроме того, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст.27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Истица Осипова В.И. имеет дочь – *** года рождения, в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком она находилась с *** по ***, в период её работы в должности заведующей (фельдшера)  медпунктом. При этом время работы в названной должности до *** ответчиком включено в специальный стаж Осиповой В.И. на льготных условиях, то есть 1 год работы за 1 год и 3 месяца.

Из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от *** следует, что Осиповой В.И. зачтен период отпуска по беременности и родам и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с *** по *** (л.д.24-25).

При таких обстоятельствах, исходя из приведенных выше правовых норм, периоды нахождения Осиповой В.И. в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет соответственно с *** по *** и с *** по *** подлежат зачислению в трудовой стаж Осиповой В.И. на льготных условиях как 1 год за 1 год и 3 месяца.

С учетом льготного исчисления указанного периода работы Осиповой её стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на дату обращения в пенсионный фонд – *** суммарно составляет 25 лет.

Назначение, перерасчет размера и выплата трудовых пенсий, контроль за правильностью оформления документов, представляемых для назначения, перерасчета трудовых пенсий, осуществляется ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в  (межрайонное) , которое является юридическим лицом. Управление Пенсионного фонда РФ по  в соответствии с Положением обеспечивает организацию работы по назначению, перерасчету и выплате пенсий, поэтому является ненадлежащим ответчиком по делу и в удовлетворении иска к данному ответчику следует отказать.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора  удовлетворить частично.

Установить  тождество между организацией Специальный дом для одиноких престарелых  и Муниципальным стационарным учреждением социального обслуживания системы социальной защиты населения «Дом-интернат для престарелых и инвалидов с ».

Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в  (межрайонное)  включить в трудовой стаж работы Осиповой В.И., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды её работы с *** по *** в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца, с *** по *** и с *** по ***- в календарном исчислении.

Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в  (межрайонное)  засчитать в трудовой стаж работы Осиповой В.И., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», период нахождения в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком с *** по *** в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца.

В удовлетворении остальной части исковых требований- отказать.

В удовлетворении исковых требований к ГУ- отделение Управления пенсионного фонда РФ по  отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца в Тверской областной суд с подачей жалобы через Бежецкий городской суд со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: