ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1901/2012 от 17.05.2013 Тындинского районного суда (Амурская область)

  Дело № г.

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

17 мая 2013 года        г. Тында

Тындинский районный суд Амурской области в составе

председательствующего судьи Тотмяниной М.В.,

при секретаре Абрамовой А.В., с участием истца ФИО14

представителя ответчика ОАО «ДЭК Амурэнергосбыт» и третьего лица ООО «УК Агат» ФИО2 ФИО5

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО15 к ОАО «ДЭК» Амурэнергосбыт», третьему лицу 000 «УК Агат» о признании незаконной установку общедомового прибора учета электроэнергии на общедомовые нужды (ОДН) и признании незаконным начисление ответчиком платы за электроэнергию на общедомовые нужды (ОДН),

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что ему как собственнику квартиры в <адрес> в <адрес>, начиная с 2011 г., Тындинское отделение ОАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт», далее Ответчик, начисляет плату за электроэнергию на общедомовые нужды, считая, что данные начисления незакон_ны, он их не оплачивает. ДД.ММ.ГГГГ в его адрес Ответчик направил Уведомление, если рас_ходы по оплате электроэнергии на общедомовые нужды не будут оплачены до ДД.ММ.ГГГГ, то подачу электроэнергии в его квартиру, либо ограничат, либо прекратят. Считает, что действия Ответчика по ограничению или прекращению в обеспечении его квартиры электроэнергией нарушают действующее законодательство, т.к. по оплате за потреблённую электроэнергию по квартире у него задолженности нет.

В соответствие с и. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений обязаны вносить плату за коммунальные услуги управляющей организации. Управляющей организацией, обслужи_вающей <адрес>, является ООО УК «Агат», находящееся по адресу: <адрес> бульвар. 7а. тел. <***>.

Оплата электроэнергии на общедомовые нужды является коммунальной услугой, и как отмечено в п. 7.1. ст. 155 ЖК РФ вносится на счет управляющей компании, если на общем собрании собственников помещений дома не принято решение об оплате указанной услуги ресурсоснабжающей организации. Собрание жильцов <адрес> но данно_му вопросу не проводилось, поэтому данную коммунальную услугу необходимо оплачивать управляющей компании.

В соответствии с п. 4 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307 (далее Правила предоставления коммунальных услуг), коммунальные услуги предоставля_ются гражданам, проживающим в жилых или многоквартирных домах, на основании догово_ра, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполните_лем с собственником соответствующего жилого помещения. При выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией последняя должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов на основании подпунктов 2 и 3 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ и пунктов 3, 6 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг.

В соответствии с п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг, исполнитель обя_зан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры, необходимые для предос_тавления коммунальных услуг потребителям. В п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг определено, что электроснабжение является одним из видов коммунальных услуг, а исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, пре_доставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использовани_ем которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

Исполнителем может быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредст_венном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организа_ция, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. В свою очередь, ресурсоснабжающая организация определена как юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.

Согласно письму Минрегионразвития РФ от 20.03.2007 № 4989-СК/07 «О применении пункта 3 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом соб_ственников жилья (жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным по_требительским кооперативом), ресурсоснабжающая организация не может быть исполните_лем коммунальных услуг.

В пункте 89 «Правил функционирования розничных рынков в переходный период ре_формирования электроэнергетики», утвержденные постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 г. говорится, что исполнитель коммунальных услуг (управляющая компания) на основании договора энергоснабжения приобретает электрическую энергию у энергосбы_товой организации в целях использования на общедомовые нужды (освещение и иное об_служивание с использованием электроэнергии межквартирных лестничных клеток, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации по_терь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.

Таким образом, управляющие организации, осуществляющие управление многоквар_тирными домами, являясь исполнителями, обязаны заключать договоры на поставку такого коммунального ресурса, как электрическая энергия, необходимого для предоставления ком_мунальной услуги - электроснабжения, с ресурсоснабжающей организацией. Соответственно и бремя расходов за пользование электроэнергией на ОДН с поставщиком электроэнергии -ресурсоснабжающей организацией, прежде всего, должна нести управляющая компания.

Размер платы за коммунальные услуги в силу ст. 157 Жилищного кодекса РФ рассчитывается исходя из объёма потребляемых услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённых органами местного самоуправления.

Порядок определения размера платы за коммунальные услуги установлен Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, где п.п. 15 и 16 предусмотрено, что при наличии в помещениях индивидуальных приборов учёта размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных приборов учета. Размер платы за элек_троснабжение рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих органи_заций в порядке, определённом законодательством РФ.

Он всю потреблённую электроэнергию в квартире оплачивал своевременно и задолженности не имеет. В нарушение ст.ст. 451. 452 Гражданского кодекса РФ между ним и ответ_чиком не заключено соглашение об изменении условий договора электроснабжения, по_скольку имеют место существенные изменения договора, связанные с дополнительной опла_той.

Ответчиком нарушены требования действующею гражданского законодательства о собственности. Не имея на то полномочия, он установил в действующую электрическую сеть в доме, являющуюся собственностью много_квартирного дома, прибор учёта, не согласовав эти действия с собственниками помещений. Тем самым, Ответчик нарушил требования п. 10 ст. 13 Федерального закона № 26-ФЗ от 23.11.2009 г. «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесе_нии изменений в отдельные законодательные акты РФ», где отражено, что ресурсоснабжающие организации в срок до 01.07.2010 г. обязаны предоставить собственникам жилых поме_щений, лицам, предоставляющим их интересы, предложения об оснащении многоквартир_ных домов приборами учёта. Обязанность по установке общедомовых приборов учёта у соб_ственников жилых помещений возникает с 01.01.2012 г. Установленный общедомовой при_бор учёта должен быть зарегистрирован уполномоченным органом по установленной форме.

В соответствие с ч. 1 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставить потребителю необходимую информацию о товаре (работе, услуге), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Приказом Минрегиона РФ № 178 от 16.04.2010 г. «Об утверждении примерной формы предложения об оснащении приборами учёта используемых энергетических ресурсов», утверждён порядок обращения организации к конкретному гражданину для дачи согласия на оборудование общедомовым либо индивидуальным прибором учёта энергоресурсов.

В соответствии со ст. 37 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель обязан оплатить оказанные ему услуги в порядке и сроки, которые установлены договором с испол_нителем услуг. Ответчик в его адрес предложение не направлял, счёт за установленный прибор не выставлял.

На основании изложенного, ответчик не имеет право, как начислять ему расходы на общедомовые нужды по электроэнергии, так и взыскивать их.

Просит признать незаконной установку прибора учёта электроэнергии на общедомовые ну_жды в <адрес> в <адрес>, проведённой Тындинским отделением ОАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт».

Признать незаконным начисления но оплате за электроэнергию на общедомовые нужды, проведённые Тындинским отделением ОАО «ДОК» «Амурэнергосбыт».

Запретить Ответчику в дальнейшем начислять ему как собственнику жилого помещения и взимать с него как собственника указанного жилого помещения плату за электро_энергию, потреблённую на ОДН многоквартирного лома.

Обязать Ответчика демонтировать незаконно установленный прибор учета электро_энергии на общедомовые нужды.

Впоследствии истец неоднократно уточнял исковые требования, согласно последним уточненным исковым требованиям от ДД.ММ.ГГГГ, истец просит признать незаконными действия Ответчика, Тындинского отделения ОАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт», по неисполнению императивных норм действующего законодательства в части прекращения начисления платы за потреблённую электроэнергию на общедомовые нужды (ОДН) за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Произвести перерасчёт платежей за потреблённую электроэнергию по его квартире и исключить задолженность по ОДН за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Запретить Ответчику в дальнейшем начислять плату ему за потреблённую электро_энергию на ОДН и выставлять квитанции к оплате. Внести частное определение в адрес прокурора г. Тында о проведении проверки не_законных действий Ответчика, злостно нарушающего действующие императивные нормы законодательства и взятые на себя обязательства.

Из письменного возражения ответчика ОАО «ДЭК» следует, что установка общедомового прибора учета законна. ОАО «ДЭК» является гарантирующим поставщиком электрической энергии и обязано заключить договор энергоснабжения с любым обратившимся лицом.

В ОАО «ДЭК» обратилось ООО «Управляющая компания Агат» с заявлением на за_ключение договора энергоснабжения на многоквартирные жилые дома г.Тында, в том числе на жилой многоквартирный <адрес> по у л. <адрес> <адрес>.

В соответствии со ст.539 ГК РФ, договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

В соответствии с п.62 Основных положений розничных рынков электрической энергии, договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) заклю_чается в письменной форме, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 64 настоя_щего документа. Лицо, намеревающееся заключить договор энергоснабжения (договор куп_ли-продажи (поставки) электрической энергии), направляет гарантирующему поставщику заявку о заключении соответствующего договора с указанием планируемого объема потребления электрической энергии (мощности) и приложением документов, подтвер_ждающих выполнение следующих условий, необходимых для его заключения: технологиче_ское присоединение энергопринимающих устройств потребителя к электрической сети сете_вой организации в установленном порядке; обеспечение учета электрической энергии; над_лежащее техническое состояние энергопринимающих устройств потребителя, удостоверен_ное федеральным органом исполнительной власти по государственному энергетическому надзору (для заявителей с присоединенной мощностью энергопринимающих устройств свыше 100 кВт).

Во исполнение указанных правовых положений обеспечено наличие двух общедомовых приборов учета Меркурий 230AR-03-C № 04494316, и Меркурий 230AR-03-C № 044942463 (акт проверки средств учета от 02.03.2010), при этом ОАО «ДЭК» не осуществляло их уста_новку.

ООО «Управляющая компания Агат» является управляющей компанией, обслуживаю_щей в т.ч. жилой <адрес> и действует в интересах собственников помещений многоквартирного жилого дома.

Факт установки общедомового прибора учета не противоречит нормам права, не нару_шает права жильцов. Исполнение законной обязанности ООО «Управляющая компания Агат» по обеспечению учета потребления электроэнергии не может рассматриваться как наруше_ние прав граждан. Наоборот, в целях заключения договора энергоснабжения в интересах граждан, обеспечена установка общедомового прибора учета без возложения расходов на жильцов, поставлялась электроэнергия в многоквартирный дом, в том числе в места общего пользования.

Заявляя требования о признании незаконной установку общедомового прибора учета, истец указывает о допущенных нарушениях.

Между тем, указанный довод основан на ошибочном толковании норм права, процедура установки ОДПУ не нарушена.

Статья 44 ЖК РФ определяет полномочия общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Ни прямо, ни косвенно здесь не предусмотрена необходимость согласовывать с собственниками многоквартирных жилых домов вопрос об увеличении количества и стоимости общедомового имущества (вопрос об установке общедомовых приборов уче_та). Это объясняется тем, что установка прибора учета коммунального ресурса является обязанностью и не зависит от волеизъявления собственников. В результате установки ОДПУ количество и стоимость общедомового имущества не уменьшились. А наоборот, уве_личились, что не может рассматриваться как нарушение прав жильцов.

Таким образом, установка общедомового прибора учета (любым лицом) не нарушает права граждан, а наоборот освобождает их от возложенной законом обязанности по установке общедомового прибора учета, в том числе избавляет от временных и материальных затрат.

Президиум Амурского областного суда указал (абзац последний страницы 4, абзац вто_рой страницы 5 Постановления): «... добровольная безвозмездная установка общедомовых приборов учета электроэнергии в многоквартирных домах ведет к освобождению потре_бителей от расходов по выполнению возложенной на них законом обязанности, что со_ответствует их интересам. С учетом данного обстоятельства формальное нарушение процедуры согласования с собственниками жилых помещений в многоквартирных домах ус_тановки общедомовых приборов учета электроэнергии не свидетельствует о нарушении их прав».

В Письме Минрегионразвития РФ от 18 июня 2007 года № 11356-ЮТ/07 отмечено: «из установленного приложением № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг порядка расчетов следует, что при определении размера платы за коммунальные услуги учитываются показания коллективных (общедомовых) приборов учета. Следовательно, в составе платы за коммунальные услуги оплачиваются коммунальные ресурсы, потребляемые в помещениях общего пользования.... Количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов ос_вещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входя_щего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно Правилам предоставле_ния коммунальных услуг и Правилам установления нормативов должно оплачиваться в со_ставе платы за коммунальную услугу "электроснабжение"».

Следует обратить внимание, что и при отсутствии общедомового прибора учета, по_требители обязаны оплачивать стоимость электроэнергии на общедомовые нужны исхо_дя из нормативов потребления согласно п.48 Правил предоставления № 354: при отсутст_вии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, пре_доставленную на общедомовые нужды, определяется в соответствии с формулами 10 и 15 приложения N 2 к настоящим Правилам. Отсутствие ОДПУ не освобождает бытовых потребителей от оплаты электроэнергии, потребленной в местах общего пользования.

Исковое требование ФИО3 в части демонтирования общедомового прибора учета затрагивает права третьих лиц - жителей <адрес>, ко_торым в случае удовлетворения иска и демонтажа ОДПУ будет начисляться плата исхо_дя из нормативов потребления.

Истец в нарушение ст. 10 ГК РФ злоупотребляет правом на судебную защиту. Цель иска - получение выгодного для истца судебного акта, позволяющего потреблять электро_энергию в местах общего пользования и не оплачивать ее.

ОАО «ДЭК производит расчет платы за электрическую энергию бытовым потребителям на основании агентского договора с управляющей компанией.

Учитывая, что в рассматриваемом деле «управляющей организацией» является ООО «Управляющая компания Агат», последнее для граждан является продавцом электроэнер_гии.

Исполнитель коммунальной услуги электроснабжения - ООО «Управляющая компания Агат» покупает электрическую энергию у гарантирующего поставщика ОАО «ДЭК» на осно_вании п.89 Правил функционирования -Исполнитель коммунальных услуг на основании дого_вора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соот_ветствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанима_телям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов комму_нальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды.. . Указанное согласовано в п. 1.1. договора энергоснабжения № ТУООЭ0001120 от ДД.ММ.ГГГГ.

ОАО «ДЭК» не является прямым продавцом электроэнергии для жителей многоквар_тирных домов. По отношению к многоквартирному дому № по <адрес> ОАО «ДЭК» является ресурсоснабжающей организацией.

Правомерность же начисления платы за коммунальную услугу электроснабжения в многоквартирных домах подтверждается тем, что ОАО «ДЭК» действует в интересах исполнителя коммунальной услуги электроснабжения ООО «УК Агат» на основании агентского договора от ДД.ММ.ГГГГ № ДЭК-20-13/161 (в редакции доп.соглашения от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которому ООО «УК Агат» (Принципал) поручает, а ОАО «ДЭК» (Агент) принимает на себя обязательство осуществлять от имени и за счет Принципала действия по получению платы за потребленную электрическую энергию от собственников и нанимателей жилых по_мещений включающие в себя комплекс работ по учету, начислению, приему платежей и взы_сканию задолженности с потребителей коммунальных услуг, проживающих в многоквартир_ном жилищном фонде (Приложение 1) в порядке, предусмотренном действующим законода_тельством РФ, а также, производить расчет объема электроэнергии, потребленной при ис_пользовании общего имущества многоквартирного жилого дома собственниками и нанима_телями нежилых помещений и предоставлять указанные сведения Принципалу для само_стоятельного взыскания.

Здесь следует обратить внимание на правомочие ОАО «ДЭК» «осуществлять действия от имени Принципала», т.е. от имени ООО «УК Агат». Именно это обосновывает правомерность начисления платы и дальнейшее предъявление квитанций на оплату ФИО16. от имени ООО «УК Агат» в лице ОАО «ДЭК». При указанном обстоятельстве несостоятельно утвер_ждение истца о том, что квитанции не могут предъявляться от имени ОАО «ДЭК».

Таким образом, правомерность начисления и взыскания платы за коммунальную услугу электроснабжения в многоквартирном доме ФИО17 подтверждается тем, что ОАО «ДЭК» действовало и действует в интересах управляющей компании.

На основании изложенного, просят суд в удовлетворении исковых требованиях ФИО18 к ОАО «ДЭК» отка_зать в полном объеме.

Из возражения представителя ООО «УК «Агат» следует, что ООО «Управляющая компания Агат» считает заявленные исковые требования незаконными, необоснованными, и как следствие, не подлежащими удовлетворению ввиду нижеследующего: установка общедомового прибора учета произведена во исполнение требований действующего законодательства

В соответствии со ст. 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Во исполнение вышеуказанной нормы права, ООО «Управляющая компания Агат» в ОАО «ДЭК» было подано заявление о заключении договора энергоснабжения.

В соответствии со ст. 539 ГК РФ, п. 62, 89 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 года № 530, действующих до 04.05.2012 г. (далее - Основные положения № 530), обеспечение учета является существенным условием договора энергоснабжения, т.е. должно быть обеспечено до заключения договора или в иные сроки и в порядке определенным соглашением сторон.

Во исполнение указанных правовых положений ООО «УК Агат», согласно акту от 02.03.2010 г., была произведена установка общедомовых приборов учета Меркурий 230AR-03-C № 04494316, Меркурий 230AR-O3-C №044942463.

При этом, довод истца о нарушении процедуры установки приборов учета, ввиду несогласованности данных действий с собственниками помещений многоквартирного дома видится несостоятельными, поскольку в силу ст. 44 ЖК РФ, определяющий полномочия общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, вопросы об установке общедомовых приборов учета не отнесены к компетенции собрания собственников жилья. Указанное, прежде всего, обусловлено тем, что установка прибора учета коммунального ресурса является обязанностью и не зависит от волеизъявления собственников.

Так, в соответствии с п. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Обязанность ответчика но оплате электроэнергии, в том числе, потребленной па ОДН предусмотрена действующим законодательством

В соответствии со ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

Согласно абз. 2 п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных, Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее Правила, утвержденные ПП РФ №307), действовавших до 01.09.2012 г., собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы.. . электрической энергии... исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество).. . электрической энергии... определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.

В соответствии с п. 23 Правил, утвержденных ПП РФ № 307, при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном приборами учета определяется для электроснабжения в соответствии с пп. 1 п. 3 приложения №2 к настоящим Правилам, именно по формуле 9, в расчете которой учитываются показания как индивидуального так и коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме.

О необходимости включения платы за электроэнергию, потребленную на ОДН в состав платы за коммунальную услугу «электроснабжение» свидетельствуют и разъяснения Министерства регионального развития РФ, отраженные в Письме от 18.06.2007 г. № 11356-ЮТ.

Обязанность абонента оплачивать электроэнергию, потребляемую на ОДН вытекает также из императивных норм права, предусмотренных ст. 39,153 ЖК РФ.

Таким образом, довод истца об отсутствии задолженности за электроэнергию, ввиду оплаты данной коммунальной услуги на основании показаний только индивидуальных приборов учета, противоречит нормативно-правовой действительности.

Начисление платы ОАО «ДЭК» за электроэнергию потребляемой, в том числе, на ОДН законно.

Учитывая, что в рассматриваемых правоотношениях «управляющей организацией» является ООО «Управляющая компания Агат», последнее для граждан является продавцом электроэнергии.

Исполнитель коммунальной услуги электроснабжения - ООО «Управляющая компания Агат» покупает электрическую энергию у гарантирующего поставщика ОАО «ДЭК» на основании п. 89 Правил функционирования - Исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (эпергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовыс нужды.. . Указанное, согласовано в п. 1.1. договора энергоснабжения № ТУООЭ0001120 от 01.01.2010 г.

Изложенное свидетельствует о том, что ОАО «ДЭК» в отношениях с жильцами многоквартирного дома <адрес> г.Тында выступает исключительно в качестве ресурсоснабжающей организацией.

Начисления же ОАО «ДЭК» платы за электроснабжение в многоквартирных домах обусловлено положениями агентского договора № ДЭК-20-13/161 от 01.01.2010 года (в редакции доп. соглашения от01.07.2011 г.) заключенного ресурсоспабжающей организацией с исполнителем коммунальных услуг - ООО «Управляющая компания Агат», в соответствии с гл. 52 ГК РФ. Так, согласно п. 1.1. данного договора, Принципал (ООО «УК Агат») поручает, а Агент (ОАО «ДЭК») принимает на себя обязательство осуществлять от имени и за счет Принципала действия по получению платы за потребленную электрическую энергию от собственников и нанимателей жилых помещений включающие в себя комплекс работ по начислению, приему платежей и взысканию задолженности с потребителей коммунальных услуг, проживающих в многоквартирном жилищном фонде (приложение 1), в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ, а также, производить расчет объема электроэнергии, при использовании общего имущества многоквартирного жилого дома собственниками и нанимателями нежилых помещений и предоставлять указанные сведения Принципалу для самостоятельного взыскания.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что, начисление ОАО «ДЭК» платы за потребленную на ОДН электроэнергию осуществляется в интересах исполнителя коммунальной услуги электроснабжения - ООО «Гарант», в связи с чем, совпадение в одном лице ресурсоснабжающей организации с исполнителем коммунальной услуги не происходит. Следует обратить внимание, что об указанном, информирует содержание выставляемых ОАО «ДЭК» квитанций: «Исполнитель коммунальных услуг: ООО «УК Агат» (676282, обл. Амурская, <адрес>. б-р Московский, <адрес> А) в лице Тындинского отделения филиала ОАО «ДЭК» «Амурэпергосбыт».

Довод истца о нарушении действиями ОАО «ДЭК» ч. 7.1. ст. 155 ЖК РФ, учитывая дату заключения агентского договора (01.01.2010 г.), а также ч. 1 ст. 6 ЖК РФ, согласно которой акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным правоотношениям, возникшим после введения его в действие, видится несостоятельным, ввиду вступления таковой в силу лишь с 18.06.2012г.

Таким образом, действия ОАО «ДЭК» по начислению и приему платы за потреблённую электроэнергию непосредственно от нанимателей и собственников жилых домов, обслуживаемых управляющей компанией - ООО «УК Агат», являются правомерными.

Просят суд отказать ФИО3 в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Истец ФИО3 в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал, просил суд удовлетворить их в полном объеме, суду пояснил, что основанием искового заявления являются незаконные действия со стороны ответчиков, по выставлению квитанций по оплате электроэнергии потребленной на общедомовые нужды и требования по оплате этих услуг, которые фактически должна оплачивать управляющая компания. Он изначально не доплачивал ОДН по элекроэнергии, потому что не то лицо выставляло платежи на электроэнергию на общедомовые нужды. Должна выставлять платежи управляющая компания, а не компания, которая является по отношению к нему ресурсоснабжающей организацией. Прямые договоры заключены с ним как с жильцом дома с поставщиком электроэнергии ОАО «ДЭК», в лице Тындинского отделения. Считает, что ресурсоснабжающая организация к этим начислениям не имеет никакого отношения. В договоре электроснабжения заключенном между ОАО «ДЭК» и ООО «УК Агат» указано в п. 1.4, что стороны обязуются руководствоваться настоящим договором и действующим законодательством, в случае принятия нормативно правового акта, регулирующего вопросы электроэнергетики, в том числе, устанавливающий иной, по сравнению с настоящим договором порядок организации отношений сторон, стороны принимают нормативно правовые акты к исполнению со дня вступления их в законную силу. То есть с момента введения п. 7.1 ст. 155 ЖК РФ с 17.06.2011 года выставлять платежи обязана была управляющая компания, но это не сделано до настоящего времени. В декабре 2012 года управляющим компаниям была дана команда исключить из оплаты коммунальных платежей 97 копеек, которые шли на квадратный метр по электроэнергии по дому, но коммунальные платежи наоборот повысились. Ответчик хочет взыскать с него уже заплаченные деньги вторично, но это незаконно.

Представитель ответчика ОАО "ДЭК Амурэнергосбыт" и третьего лица ООО «УК Агат» ФИО2 ФИО9 в судебном заседании просила суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, суду пояснила, что начисление и взимание платы происходит на законных основаниях, на основании агентского договора заключенного между ОАО «ДЭК» и ООО «УК Агат» от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с главой 52 ГК РФ. Согласно предмету указанного договора ОАО «ДЭК» действует от имени и в интересах исполнителя коммунальных услуг, что свидетельствует о том, что совпадения в одном лице ресурсоснабжающей организации с исполнителем услуг не происходит. Агентский договор ни кем не признан недействительным, ничтожным, он действует и действовал ранее согласно ГК РФ. Что касается доводов о двойном взимании платы за ОДН, ОАО «ДЭК» и ООО «УК Агат» не нашли свое подтверждение в ходе судебного заседания, были представлены тарифы управляющей компании из которых видно, что плата за общедомовое потребление электроэнергии в тариф не входит. Когда собственники помещений многоквартирных жилых домов выбирают способ управления, по сути, они делегируют свои полномочия по управлению имуществом с ООО «УК Агат». В полномочия любой управляющей компании входит в силу ст.61 ЖК РФ обязанность обеспечить предоставление коммунальных услуг, это основная функция управляющей компании.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, и дав им юридическую оценку исходя из требований ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

2)управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В судебном заседании установлено, что ФИО19 является собственником <адрес>, расположенная в доме <адрес> в городе Тынде, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Управляющей организацией многоквартирного дома <адрес> в городе Тынде избрана -ООО «УК «Агат».

В соответствии с п. 22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.07.2008 N 549, от 29.07.2010 N 580, от 06.05.2011 N 354 (ред. 27.08.2012)) при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета (п. 22 в ред. Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354).

Согласно п. 23 указанных Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется: для электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам, где размер платы (руб.) за электроснабжение определяется по определенной формуле.

Таким образом, указанными Правилами предусмотрена возможность начисления исполнителем коммунальных услуг оплаты за представленные гражданам коммунальные услуги- «Электроэнергию общедомовое потребление», установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, с расчетом данных о фактически поставленных ресурсоснабжающей организацией ресурсов, исходя из показаний приборов общедомового учета.

Согласно п. 1 ст. 13 Закона № 261-ФЗ от 23.11.2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В соответствии с п. 61 Основных положений функционирования розничных рынков электриче_ской энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530, действующих до 04.05.2012 г., гарантирующий поставщик электроэнергии обязан за_ключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему потребителем, точки поставки которого находятся в зоне деятельности гарантирующего поставщика и энергопринимающие устройства которого в установленном порядке присоединены к объектам электросетевого хозяйства, или с любым обратившимся к нему покупате_лем, действующим в интересах такого потребителя.

ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» заключило договор энергоснабжения № ТУООЭ0001120 от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «УК «Агат» в силу которого ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» обязуется осуществлять продажу электрической энергии и мощности через привлеченных третьих лиц Покупателю-ООО «УК «Агат», в том числе для целей энергоснабжения потребителей Покупателя (собственники и наниматели жилых помещений многоквартирных домов) для использование на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии и мощности обеспечить безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением электрической энергии.

Указанным договором предусмотрена обязанность Покупателя обеспечить коммерческий учет потребляемой энергии в соответствии с действующим законодательством РФ, в том числе, путем установки коллективного (общедомового) прибора учета в течение 30 дней с момента заключения договора. (п. 3.1.1)

Во исполнение указанных правовых положений обеспечено наличие двух общедомовых приборов учета Меркурий 230AR-03-C № 04494316, и Меркурий 230AR-03-C № 044942463 (акт проверки средств учета от 02.03.2010).

С учетом перечня приведенных доказательств суд приходит к выводу о том, что общедомовой прибор учета электроэнергии в многоквартирном жилом <адрес>, расположенном по <адрес> установлен в соответствии с требованиями законодательства.

Доводы истца о том, что Управляющая компания не имела право устанавливать приборы учета, ввиду несогласованности данных действий с собственниками помещений многоквартирного дома, не состоятелен, поскольку в силу ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющий полномочия общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, вопросы об установке общедомовых приборов учета не отнесены к компетенции собрания собственников жилья. Указанное, прежде всего, обусловлено тем, что установка прибора учета коммунального ресурса является обязанностью и не зависит от волеизъявления собственников.

В соответствии с п. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацито на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Кроме того, Минрегион России, Письмом от 31.03.2011 года № 7589-ИБ/14 сообщил, «...если с потребителей (граждан) не будет взиматься дополнительная плата, связанная со стоимостью соответствующего прибора учета и работ по его установке, то действия направленные на ликвидацию безучетного потребления электрической энергии не противоречат требованиям Федерального закона от 23.1.2009г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Изложенное свидетельствует о том, что безвозмездная установка ООО «УК Агат» общедомового прибора учета произведена ООО «УК Агат» во исполнение требований действующего законодательства, а также исключительно в интересах собственников помещений многоквартирного <адрес>, в силу чего, не может рассматриваться как нарушающая права и законные интересы истца.

Доводы истца о том, что ресурснабжающая организация ОАО «ДЭК» не вправе взимать плату непосредственно с собственников жилья, не могут приняты судом, поскольку в силу ч. 15 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Из материалов дела следует, что между ОАО «ДЭК» Амурэнегосбыт и ООО «УК Агат» заключен агентский договор, по которому ООО «УК Агат» уполномочило ОАО «ДЭК» на начисление и сбор платежей за коммунальные услуги. Таким образом, ОАО «ДЭК» Амурэнергосбыт является платежным агентом и имеет право на взимание коммунальных услуг.

Вместе с тем, то обстоятельство, что ответчик является одновременно и ресурсоснабжающей организацией не свидетельствует о незаконности взимания коммунальных платежей, поскольку при начислении и приеме платежей за электроэнергию ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» Амурэнегосбыт действует как платежный агент, а не как ресурсоснабжающая организация.

Начисление и взимание платы за потребленную электроэнергию на ОДН, производятся на законных основаниях, а именно на основании действующего Агентского договора.

Согласно Агентскому договору, ОАО "ДЭК Амурэнергосбыт" действует от имени и в интересах Управляющей компании.

Доводы истца о том, что он оплачивает потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды дважды, так как начисляется плата за общедомовые нужды и одновременно плата за ОДН входит в состав платы за содержание общего имущества, не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), что предусмотрено п. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Исходя из представленных ООО «УК «Агат» тарифов на содержание общедомового имущества многоквартирного жилого дома по ООО «УК «Агат» с 01.01.2010 года в наименовании работ и услуг статья расходов на электроэнергию потребленную на ОДН не включена.

Решение о выборе управляющей организации ООО «УК «Агат» истцом не оспаривались в судебном порядке.

Жильцы <адрес>, заключив договор управления многоквартирным домом с ООО «УК ТЭК-2», по сути делегировали управляющей компании свои полномочия по управлению им.

Положения агентского договора № ДЭК-20-13/161 от 01.01.2010 года, заключенного ресурсоснабжающей организацией с исполнителем коммунальных услуг - ООО «УК «Агат» соответствует действующему законодательству.

В соответствии со ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

Несоответствие установленной платы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, как того требуют положения ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истцом не доказано.

Других доказательств суду представлено не было, а в соответствии с ч. 2 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Ходатайство истца об отложении рассмотрения данного гражданского дела и невозможностью его закончить, по причине того, что необходимо получить ответ с УФАС по Амурской области, по его заявлению на проверку соответствия антимонопольному законодательству Российской Федерации агентского договора, заключенного между Тындинским отделением ОАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт» и ООО УК «Агат» в судебном заседании было отклонено, поскольку в компетенцию УФАС не входит признание договоров недействительными, данное решение является компетенцией суда. В исковом заявлении ФИО20 требований о признании Агентского договора недействительным не предъявлял.

Исследовав представленные письменные доказательства, и дав им юридическую оценку исходя из требований ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что исковые требования истца удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требованиях ФИО21 к ОАО «ДЭК» Амурэнергосбыт», третьему лицу ООО «УК Агат» о признании незаконной установку общедомового прибора учета электроэнергии на общедомовые нужды (ОДН) и признании незаконным начисление ответчиком платы за электроэнергию на общедомовые нужды (ОДН) - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Тындинского

районного суда подпись М.В. Тотмянина

Решение принято в окончательной форме 22 мая 2013 года.