Дело № 2-1901/2021 (УИД 13RS0023-01-2021-003833-37)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Саранск 15 ноября 2021 г.
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
в составе:
судьи Ионовой О.Н.,
при секретаре Цибеевой И.О.,
с участием:
истца ФИО1,
ответчика Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области,
представителя ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности от 01 апреля 2021 г. №13-ИВ/4205,
ответчика Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия,
представителя ответчика ФИО3, действующей на основании доверенности от 09 августа 2021 г. №09-12-06/20-7941,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, Управлению Федерального казначейства по Республике Мордовия о взыскании невыплаченного сохраняемого денежного содержания, компенсации,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (далее по тексту МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области), Управлению Федерального казначейства по Республике Мордовия (далее по тексту УФК по Республике Мордовия) о взыскании невыплаченного сохраняемого денежного содержания.
В обоснование иска указано, что в период с 05 сентября 2019 г. по 10 февраля 2021 г. истец находился в трудовых отношениях с МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области в должности заместителя руководителя. Уведомлением №13-ИВ/856 от 26 января 2021 г. истец был уведомлен о том, что замещаемая им штатная должность сокращается с 01 апреля 2021 г. 28 января 2021 г. им было дано письменное согласие на досрочное расторжение служебного контракта с 10 февраля 2021 г.
Истец указывает, что согласно приказа № 18-К от 03 февраля 2021 г., 10 февраля 2021 г. служебный контракт с ним был расторгнут в соответствии с пунктом 8.2. части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 № 79-ФЗ, при увольнении им был получен следующий расчет:
- 14 216,84 рублей - заработная плата за период с 01 февраля 2021 г. по 10 февраля 2021 г.;
- 43 043,47рублей - денежная компенсация за неиспользованный отпуск;
- 399 134,64 рублей - компенсация в размере четырех месячных денежных содержаний;
- 53 313, 15 рублей - сохраняемое денежное содержание, исчисленное пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении (за период с 11 февраля 2021 г. по 31 марта 2021г.).
Не согласившись с вышеуказанным расчётом в части выплаты сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально срока предупреждения об увольнении, истцом 10 февраля 2021 г., было подано заявление о перерасчете размера денежного содержания.
Истец указывает, что согласно полученного ответа от 24 февраля 2021 г. за №13-ИВ/2428, ответчики посчитали расчет верным, сославшись на п.п 2, 5 Постановления Правительства Российской Федерации №562 и письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 октября 2018 г. №18-4/В-615, указав, что при расчете в спорной части были учтены только выплаты, предусмотренные пп. «а»- «г» п. 2 Постановления Правительства РФ №562.
С данным расчетом истец не согласен, полагает, что поскольку уволен он был в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ, что соответствует пп. «д» пункта 1 (при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) вышеуказанных правил, то применяться при расчете сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении должны исключительно пункты 2 и 8 правил Постановления №562.
С учетом пункта 2 и пункта 8 правил Постановления №562 расчет денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении (за период с 11 февраля 2021 г. по 31 марта 2021 г.) должен содержать:
1. выплаты в соответствии с пп. «а»-«г» п.2 правил в сумме 33 765 рублей (данный расчет подтверждён ответчиком);
2. 1/12 премий за выполнение особо важных и сложных заданий, материальная помощь и единовременные выплаты при предоставлении отпуска, начисленные за 12 календарных месяцев, предшествующие дню увольнения (с 01 февраля 2020 г. по 31 января 2021 г.) в сумме 66 018,66 рублей:
- квартальные премии за выполнение особо важных и сложных заданий - в апреле 2020 г.- 130 000 рублей, в июле 2020 г. -125 000 рублей, в октябре 2020 г. - 100 000 рублей, в декабре 2020 г. - 400 000 рублей;
- материальную помощь при рождении ребенка в июне 2020 г. - 18 612 рублей;
- единовременную выплату при отпуске в мае 2020 г. - 18 612 рублей.
По мнению истца, общая сумма сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально срока предупреждения об увольнении составляет 157 553,15 рублей, согласно представленного расчета. С учетом выплаченной суммы в размере 53 313,15 рублей, сумма задолженности по выплате сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально срока предупреждения об увольнении составляет 104 240 рублей.
Кроме того, истец полагает, что за нарушение сроков выплаты расчета при увольнении, с ответчиков подлежит взысканию денежная компенсация в размере 7 176, 92 рублей, согласно представленного расчета.
Основывая свои требования на положениях Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Постановления Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 г. № 562, статей 22, 180, 236, 391 Трудового кодекса Российской Федерации, истец просил суд взыскать с МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области и УФК по Республике Мордовия в его пользу:
- невыплаченное сохраняемое денежное содержание, исчисленное пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении за период с 11 февраля 2021 г. по 31 марта 2021 г. в размере 104 240 рублей;
- сумму процентов (денежную компенсацию) за невыплаченное в срок сохраняемое денежное содержание, исчисленное пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении за период с 11 февраля 2021 г. по 31 марта 2021 г. в размере 7 176,92 рублей.
С учетом неоднократных уточнений исковых требований, принятых судом на основании части 1 статьи 39 ГПК Российской Федерации, истец просит суда взыскать солидарно с МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области и УФК по Республике Мордовия в его пользу:
- невыплаченное сохраняемое денежное содержание, исчисленное пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении за период с 11 февраля 2021 г. по 31 марта 2021 г. в размере 104 240 рублей.
- сумму процентов (денежную компенсацию) за невыплаченное в срок сохраняемое денежное содержание, исчисленное пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении за период с 11 февраля 2021 г. по 31 марта 2021 г. в размере 7 176,92 рублей;
- сумму процентов (денежную компенсацию) за невыплаченное в срок сохраняемое денежное содержание, исчисленное пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении за период с 31 августа 2021 г. по день исполнения решения суда, начисляемые на сумму невыплаченного сохраняемого денежного содержания, исходя из одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от выплаченных в срок сумм за каждый день задержки.
В судебное заседание истец ФИО1 не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежаще судебными повестками, о причинах неявки суду не сообщил, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
При таких обстоятельствах и на основании части 5 статьи 167 ГПК Российской Федерации, согласно которой стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда, суд рассматривает дело в отсутствие не явившегося истца, поскольку им представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель ответчика МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области ФИО2 против удовлетворения исковых требований возразила по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление, где, в частности, указывает, что в соответствие с приказом МТУ Росимущества от 04 сентября 2019 г. №86-к истец был назначен на должность заместителя руководителя. Приказом от 03 февраля 2021 г. №18-к служебный контракт с истцом расторгнут, ФИО1 освобожден от занимаемой должности и уволен с гражданской службы с 10 февраля 2021 г. в связи с сокращением должностей гражданской службы. В целях определения основных положений при осуществлении территориальными органами Федерального казначейства полномочий Росимущества по начислению выплат и оплате труда, иных выплат и связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, ведению бюджетного учета, включая составление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных учреждений, подведомственных Росимуществу, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, а также обеспечение представления такой отчетности в соответствующие государственные органы, между Росимуществом и Федеральным казначейством достигнуто соглашение от 29 декабря 2018 г. №01-13/282. В рамках указанного соглашения полномочия МТУ Росимущества по начислению выплат и оплате труда, иных выплат и связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, ведению бюджетного учета, включая составление бюджетной отчетности, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, а также обеспечение представления такой отчетности в соответствующие государственные органы соглашением от 29 декабря 2018 г. переданы УФК по Республике Мордовия. Таким образом, все начисления, полагаемые истцу при освобождении от занимаемой должности в связи с сокращением должностей гражданской службы, осуществлялись исключительно УФК по Республике Мордовия в соответствие с имеющимися полномочиями. По этим основаниям просила в иске отказать.
В судебном заседании представитель ответчика УФК по Республике Мордовия ФИО3 против удовлетворения исковых требований возразила по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление, где, в частности указывает, что согласно приложению №1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2020 г. №153 «О передаче Федеральному казначейству полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им казенных учреждений» Управление осуществляет полномочия МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению. ФИО1 уволен в соответствии с п.8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В связи с увольнением, и согласно приказу об увольнении МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, истцу произведены выплаты: денежная компенсация за неиспользованные 14,33 календарных дней ежегодного оплачиваемого отпуска; компенсация в размере денежного содержания; дополнительная компенсационная выплата в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении за период с 11 февраля 2021 г. по 31 марта 2021 г. Расчет выплат произведен в соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ и Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007г. №562. При этом компенсация в размере месячного денежного содержания за 4 месяца при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы начислена и выплачена истцу в соответствии с п. 8 Правил №562. Порядок расчета дополнительной компенсации в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, установленной частью 7 статьи 31 Федерального закона №79-ФЗ, Правилами № 562 не урегулирован. Вместе с тем, Минтруд России, в письме от 15 октября 2018 г. № 18-4/В-615, направленном в адрес Федерального казначейства, разъясняет, что для большинства случаев, когда за гражданским служащим предусмотрено сохранение денежного содержания как за фактически отработанное время (в том числе на период получения дополнительного профессионального образования, нахождения в командировке, отстранения от должности), Правилами № 562 (пункт 5) установлено, что при расчете сохраняемого денежного содержания учитываются оклад денежного содержания, ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, а также ежемесячное денежное поощрение. В соответствии с пунктом 5 Правил №562 истцу ФИО1 произведено начисление сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении. По этим основаниям просила в иске отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту ТК Российской Федерации), трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 129 ТК Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее Федеральный закон №79-ФЗ) установлены правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона №79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Пунктами 3.1, 3.2 статьи 37 Федерального закона №79-ФЗ предусмотрено, что в случае расторжения служебного контракта, в том числе, при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, а также дополнительно выплачивается компенсация за пятый и шестой месяцы со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при наличии установленных Законом оснований.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона №79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона №79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007г. №562 в соответствии с подпунктом «б» пункта 13 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона №79-ФЗ, денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а)ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д)премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Абзацем первым пункта 8 Правил определено, что в случае, предусмотренном подпунктом «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно абзацу второму пункта 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а»- «г» пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д»- «ж» пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
Согласно приложению № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2020 г. №153 «О передаче Федеральному казначейству полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им казенных учреждений» УФК осуществляет полномочия МТУ по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению.
В целях определения основных положений при осуществлении территориальными органами Федерального казначейства полномочий Росимущества по начислению выплат и оплате труда, иных выплат и связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, ведению бюджетного учета, включая составление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных учреждений, подведомственных Росимуществу, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, а также обеспечение представления такой отчетности в соответствующие государственные органы, между Росимуществом и Федеральным казначейством достигнуто соглашение от 29 декабря 2018 г. №01-13/282.
В рамках указанного выше соглашения полномочия МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области по начислению выплат и оплате труда, иных выплат и связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, ведению бюджетного учета, включая составление бюджетной отчетности, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, а также обеспечение представления такой отчетности в соответствующие государственные органы соглашением от 29 декабря 2018 г. переданы УФК по Республике Мордовия.
При рассмотрении дела установлено, что в соответствие с приказом МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области от 04 сентября 2019 г. №86-к ФИО1 был назначен на должность заместителя руководителя.
Уведомлением №13-ИВ/856 от 26 января 2021 г., ФИО1 уведомлен о том, что замещаемая им штатная должность сокращается с 01 апреля 2021 г.
28 января 2021 г. истцом, в соответствии с частью 7 статьи 31 Федерального закона N79-ФЗ, дано письменное согласие на досрочное расторжение служебного контракта с 10 февраля 2021 г.
Из приказа №18-к от 03 февраля 2021 г. «Об увольнении ФИО1» следует, что служебный контракт расторгнут, ФИО1 освобожден от замещаемой должности заместителя руководителя и уволен с гражданской службы с 10 февраля 2021 г. в соответствии с пунктом 8.2. части 1 статьи 37 Федерального закона №79-ФЗ, в связи с сокращением должностей гражданской службы. УФК по Республике Мордовия поручено произвести ФИО1 выплаты денежной компенсации за неиспользованные 14,33 календарных дней ежегодного оплачиваемого отпуска, компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания, дополнительную компенсационную выплату, в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечении срока предупреждения об увольнении за период с 11 февраля 2021 г. по 31 марта 2021 г.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что при увольнении истцом ФИО1 был получен следующий расчет:
- 14 216,84 рублей - заработная плата за период с 01 февраля 2021 г. по 10 февраля 2021 г.;
- 43 043,47рублей - денежная компенсация за неиспользованный отпуск;
- 399 134,64 рублей - компенсация в размере четырех месячных денежных содержаний;
- 53 313, 15 рублей- сохраняемое денежное содержание, исчисленное пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении за период с 11 февраля 2021 г. по 31 марта 2021 г.
Не согласившись с вышеуказанным расчётом в части выплаты сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально срока предупреждения об увольнении, истцом, на имя руководителя МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, 10 февраля 2021 г. было подано заявление о перерасчете размера денежного содержания.
Из писем руководителя МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области и заместителя руководителя УФК по Республике Мордовия, соответственно от 24 февраля 2021 г. за №13-ИВ/2428 и от 19 февраля 2021 г. №09-12-06/13-1830, следует, что произведенный истцу расчет в части выплаты сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально срока предупреждения об увольнении был осуществлен на основании п.п 2, 5 Постановления Правительства Российской Федерации №562 и письма Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 октября 2018 г. № 18-4/В-615, при расчете в спорной части были учтены выплаты, предусмотренные пп. «а»- «г» п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации №562, расчет является верным.
Суд соглашается с позицией ответчиков, исходя из следующего.
Как указывалось выше, ФИО1 уволен в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона №79-ФЗ.
Согласно представленного расчета, в связи с увольнением и согласно приказу об увольнении МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, истцу произведены выплаты: денежная компенсация за неиспользованные 14,33 календарных дней ежегодного оплачиваемого отпуска; компенсация в размере денежного содержания; дополнительная компенсационная выплата в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении (за период с 11 февраля 2021 г. по 31 марта 2021 г.). Расчет выплат произведен в соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ и Правилами.
При этом компенсация в размере месячного денежного содержания за 4 месяца при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы начислена и выплачена истцу в соответствии с пунктом 8 Правил.
Порядок расчета дополнительной компенсации в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, установленной частью 7 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ, Правилами не урегулирован.
Из разъяснений, содержащимся в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 октября 2018 г. № 18-4/В-615 следует, что в соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ в случае расторжения служебного контракта в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднением государственного органа гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания.
Частью 7 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ также предусмотрено, что представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт до истечения минимального двухмесячного срока уведомления о предстоящем увольнении, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.
По мнению Минтруда России данные выплаты имеют разную правовую природу и, как следствие, разный порядок расчета.
Так, компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания выплачивается всем гражданским служащим при увольнении по сокращению или в связи с упразднением органа, т.е. при увольнении по инициативе представителя нанимателя, и призвана сгладить неблагоприятные последствия в связи с вынужденной (неминуемой) утратой заработка, работы. При этом данная компенсация установлена в фиксированном размере и ее расчет не привязан к какому-либо периоду сохранения заработка.
В отличие от этой выплаты дополнительная компенсация выплачивается при обоюдном согласии сторон служебного контракта досрочно расторгнуть государственно-служебные отношения и направлена на получение гражданским служащим тех средств, которые он бы гарантированно получил в случае продолжения замещения должности гражданской службы до даты истечения срока уведомления о предстоящем увольнении.
Следует также отметить, что в отличие от трудового законодательства Российской Федерации, которым предусмотрено понятие среднего заработка работника и для всех случаев его исчисления (как при сохранении заработка на определенный период, так и при выплате пособий и компенсаций) предусмотрен обязательный учет всех предусмотренных системой оплаты труда видов выплат, применяемых у работодателя, независимо от источников этих выплат, на гражданской службе понятие среднего денежного содержания не применяется, а для различных случаев исчисления денежного содержания предусмотрен к учету разный состав выплат.
Так, порядок расчета денежной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания установлен в пункте 8 Правил. Порядок расчета дополнительной компенсации Правилами не урегулирован.
Однако для большинства случаев, когда за гражданским служащим предусмотрено сохранение денежного содержания как за фактически отработанное время (в том числе на период получения дополнительного профессионального образования, нахождения в командировке, отстранения от должности), Правилами (пункт 5) установлено, что при расчете сохраняемого денежного содержания учитываются оклад денежного содержания, ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, а также ежемесячное денежное поощрение.
Как отмечалось выше, дополнительная компенсация по своей природе схожа с выплатами, осуществляемыми гражданским служащим в связи с сохранением денежного содержания за определенный период как за фактически отработанное время, в связи с чем, руководствуясь принципом аналогии права, расчет данной компенсации следует производить в порядке, установленном пунктом 5 Правил.
Суд считает необоснованными доводы истца о том, что содержащиеся в названном письме Минтруда Российской Федерации разъяснения не могут быть взято во внимание, так как носят рекомендательный характер, письмо не является нормативным правовым актом, обязательными к исполнению, по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N610 утверждено Положение о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации (далее также - Положение).
Согласно пункту 1 Положения, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Согласно Положению, на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Министерство самостоятельно принимает нормативные правовые акты, в т.ч.: рекомендации по разработке федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников учреждений (включая рекомендации по дифференциации уровней оплаты труда в зависимости от квалификации и сложности выполняемых работ, порядку определения и размерам выплат компенсационного характера, а также порядку определения выплат стимулирующего характера и критериев их установления).
Учитывая, что на Министерство труда Российской Федерации, как на федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере труда, суд считает необходимым при разрешении данного спора учитывает содержащиеся в письме Минтруда России от 15 октября 2018 г. № 18-4/В-615 разъяснения.
Довод истца о применении к рассматриваемым правоотношениям положения статей 180, 139 ТК Российской Федерации судом отклоняется исходя из следующего.
Частью 3 статьи 180 ТК Российской Федерации установлено, что работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения срока, указанного в части второй настоящей статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника. исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.
Согласно статье 139 ТК Российской Федерации, для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.
Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
Вместе с тем, статьей 73 Федерального закона N79-ФЗ предусмотрено, что Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
Частью 7 статьи 31 Федерального закона N 79-ФЗ установлено, что Представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт до истечения срока, указанного в части 2 настоящей статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.
При этом порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 г. № 562.
Согласно части 1 статьи 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Установив фактические обстоятельства дела и оценив представленные доказательства в соответствии с приведенными правовыми нормами, суд приходит к мнению, что расчет сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения истца об увольнении за период с 11 февраля 2021 г. по 31 марта 2021 г. ФИО1 был произведен правильно, указанная сумма истцу выплачена своевременно и в полном размере, что им не оспаривается, в связи с чем оснований для взыскания невыплаченного сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении за период с 11 февраля 2021 г. по 31 марта 2021 г. в размере в размере 104 240 рублей не имеется.
Порядок расчета сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении предложенный истцом ФИО1 поставит работников, с которыми не подписано соглашение о досрочном расторжении контракта и которые указанный период времени отработают, в неравные условия, что противоречит принципу равнозначности оплаты за равноценный труд.
При указанных обстоятельствах, суд отказывает истцу ФИО1 в удовлетворении исковых требований к МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области и УФК по Республике Мордовия о взыскании невыплаченного сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении за период с 11 февраля 2021 г. по 31 марта 2021 г. в размере 104 240 рублей
А поскольку в удовлетворении основного требования отказано, не подлежит удовлетворению и требование о взыскании процентов (денежной компенсации) за невыплаченное в срок сохраняемое денежное содержание, исчисленное пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении за период с 11 февраля 2021 г. по 31 марта 2021 г.
В силу части 1 статьи 88 ГПК Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
По общему правилу, установленному частью 1 статьи 98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных части 2 статьи 96 указанного кодекса. В случае если иск удовлетворен частично, указанные в этой статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В соответствии с частями 1,2 статьи 103 ГПК Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
При отказе в иске издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, взыскиваются с истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены.
Вместе с тем, в целях предоставления дополнительных гарантий гражданам при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, и обеспечения их права на судебную защиту при рассмотрении судом споров по таким требованиям, в статье 393 ТК Российской Федерации установлено исключение из общего правила о распределении судебных расходов.
В соответствии с названной нормой Трудового кодекса Российской Федерации при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.
В пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что по смыслу подп. 1 п. 1 ст. 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 393 ТК Российской Федерации работники при обращении в суд с исками о восстановлении на работе, взыскании заработной платы (денежного содержания) и иными требованиями, вытекающими из трудовых отношений, освобождаются от уплаты судебных расходов.
Исходя из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению, оснований для перераспределения судебных расходов не имеется.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия,
решил:
исковые требования ФИО1 к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, Управлению Федерального казначейства по Республике Мордовия о взыскании невыплаченное сохраняемое денежное содержание, исчисленное пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении за период с 11 февраля 2021 г. по 31 марта 2021 г. в размере 104 240 рублей, процентов (денежной компенсации) за невыплаченное в срок сохраняемое денежное содержание, исчисленное пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении за период с 11 февраля 2021 г. по 31 марта 2021 г., оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.
Судья Ленинского районного
суда г. Саранска Республики Мордовия О.Н. Ионова
Мотивированное решение принято 22 ноября 2021 г.
Судья - О.Н. Ионова
1версия для печатиДело № 2-1901/2021 ~ М-2270/2021 (Решение)