ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1901/2021 от 16.09.2021 Минусинского городского суда (Красноярский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Минусинский городской суд Красноярского края в составе

Председательствующего судьи Сергеева Ю.С.

при помощнике судьи Надешкиной А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к администрации г. Минусинска о понуждении совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился в Минусинский городской суд с иском к администрации г. Минусинска, в котором просит обязать ответчика предоставить ему по договору найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет жилое помещение площадью не менее 33 кв.м., с допусками установленными ч. 14 ст. 17 Закона Красноярского края от 02 ноября 2000 № 12-961 «О защите прав ребёнка» (не менее 22 и не более 42 кв.м.).

Свои требования мотивирует тем, что он относится к лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать - ФИО5 умерла 30.07.1993г., отец – ФИО6 умер 12.12.1995г.

Постановлением администрации <адрес> края от 06.02.1996г. «Об определении несовершеннолетних в детские государственные учреждения и о закреплении жилой площади» истец был определен на полное государственное обеспечение в детский дом «Светлячок» в <адрес>. Постановлением администрации <адрес> от 27.03.1998г. -п над истцом установлена опека, опекуном назначен ФИО1. Опекун ФИО1 в интересах несовершеннолетнего опекаемого обращался в органы опеки и попечительства администрации <адрес> с устным заявлением о постановке истца на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, однако, в постановке на учет было отказано в устной форме по причине закрепления за опекаемым жилого помещения по адресу: <адрес>1. При обследовании указанного жилого помещения было выявлено, что оно не пригодно для проживания, и постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Наличие закрепленного жилого помещения лишало истца права на постановку на соответствующий учет и получение жилого помещения в соответствии с законом. В настоящее время ФИО3 проживает в г. Минусинске. В связи с тем, что до настоящего времени жилого помещения ФИО3 предоставлено не было, просит суд обязать ответчика устранить указанное нарушение.

Истец ФИО3, представитель истца ФИО4, в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, дополнительно пояснив, что жилое помещение, закрепленное за истцом, признано аварийным и подлежащим сносу. В связи с тем, что в настоящее время истец проживает в г. Минусинске исковые требования предъявлены к администрации г. Минусинска. Письменного обращения в администрацию г. Минусинска о предоставлении жилого помещения не было, так как опекуну истца в устной форме было разъяснено об отказе в постановке на учет.

Представитель ответчика администрации г. Минусинска в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил.

Представитель Министерства образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явился, о дате, времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представив письменный отзыв на заявленные требования, согласно которому постановка на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения носит заявительный характер. В целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением дети-сироты до достижения 23 лет должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений, посредством письменного обращения в соответствующие органы. ФИО3 с соответствующим заявлением не обращался, объективных и уважительных причин, препятствующих обращению ситца в компетентные органы по вопросу включения в список, не представлено. Просит в удовлетворении требований отказать.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что истец ФИО7, родился ДД.ММ.ГГГГ, его родителями являлись ФИО9 и ФИО10.

Согласно свидетельства о перемени имени от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13), ФИО7 перемени фамилию, имя и отчество на ФИО3.

Из материалов дела следует, что ФИО3 остался без попечения родителей, его мать ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец – ФИО6 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14-16).

Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний ФИО8определен на полное государственное обеспечение в детское госучреждение. За ФИО8 закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>1 (л.д.10).

Постановлением администрации <адрес>-п от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11) над несовершеннолетним ФИО2 установлена опека, в качестве опекуна назначен ФИО1

Из ответа на запрос администрации <адрес> края, а также представленной копии постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу.

При рассмотрении дела судом установлено, что истец в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей, над ним была установлена опека. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, не опровергаются стороной ответчика.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

В судебном заседании было установлено, что истец ФИО3 не обращался с письменным заявлением в администрацию г. Минусинска о включении его в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением, по причине устного отказа опекуну в постановке на учет опекаемого в связи с наличием закрепленного за несовершеннолетним жилым помещением.

Постановлением администрации г. Канска жилое помещение, закрепленное за ФИО3, признано аварийным и подлежащим сносу.

Иное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения ФИО3 не предоставлялось.

Учитывая установленные обстоятельства и указанные положения закона, доводы сторон и представленные ими доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования истца, предъявленные к администрации г. Минусинска, являются обоснованными и правомерными.

Поскольку постоянным местом жительства истца является г. Минусинск, жилое помещение должно быть предоставлено ему на территории г. Минусинска администрацией этого муниципального образования.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО3 к администрации г. Минусинска о понуждении совершить действия удовлетворить.

Обязать администрацию г. Минусинска предоставить ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет площадью не менее 33 кв.м., с допусками, установленными ч.14 ст. 17 Закона Красноярского края от 2 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда.

Председательствующий:

Мотивированный текст решения суда изготовлен 23 сентября 2021 года