ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1902/17 от 09.01.2018 Синарского районного суда г. Каменск-Уральского (Свердловская область)

гражданское дело № 2-1902/2017

В окончательном виде решение изготовлено 09 января 2018 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Каменск-Уральский Свердловской области

28 декабря 2017 г.

Синарский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе председательствующего судьи Доевой З.Б., при секретаре Климовой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1902/2017 по иску ФИО1 к акционерному обществу «ГАЗЭКС», обществу с ограниченной ответственностью «Квартал» о взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами,

установил:

ФИО1 обратилась с иском к АО «ГАЗЭКС» о взыскании неосновательного обогащения в сумме 112 680 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 13 580 руб., возложении обязанности заключить договор аренды сетей газоснабжения с уплатой ФИО1 арендных платежей в размере 3 130 руб. в месяц.

В обоснование заявленных требований указано, что (дата) на основании договора купли-продажи ФИО1 приобрела сеть газоснабжения протяженностью 92,46 м по адресу: <адрес>. Ответчик АО «ГАЗЭКС» производит поставку природного газа на основании договоров, заключенных с жильцами дома по <адрес>. Факт пользования ответчиком АО «ГАЗЭКС» сетью газоснабжения истца подтверждается перепиской истца с АО «ГАЗЭКС» от (дата), (дата), актом разграничения балансовой принадлежности газораспределительных сетей от (дата) между истцом и ответчиком АО «ГАЗЭКС». Предложения о заключении договора аренды газопровода для транспортировки газа направлялись истцом ответчику АО «ГАЗЭКС» (дата) и (дата), вместе с тем остались без ответов.

Ссылаясь на то, что ответчик АО «ГАЗЭКС» использует принадлежащую ей сеть газоснабжения, не оплачивая такое пользование, что для нее как физического лица не может быть установлен соответствующий тариф, ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском.

В последующем, после проведения судебной экспертизы, ФИО1 уточнила заявленные требования, просила взыскать в свою пользу неосновательное обогащение в сумме 50 386 руб. 96 коп., расходы по оплате судебной экспертизы в сумме 23 000 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 7 204 руб. 90 коп., расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2 617 руб. 76 коп., возложить обязанность заключить договор аренды сетей газоснабжения с уплатой ФИО1 арендных платежей в размере 1 222 руб. 87 коп. в месяц.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО «Квартал», в качестве третьих лиц Управление ФАС по Свердловской области, АО «Уральские газовые сети».

Апелляционным определением от (дата) определение суда от (дата) о направлении настоящего дела по подсудности в Краснотурьинский городской суд Свердловской области отменено, дело направлено в Синарский районный суд г. Каменска-Уральского для рассмотрения по существу.

Определением от (дата) принят отказ ФИО1 от заявленных требований в части возложения обязанности заключить договор аренды сетей газоснабжения с уплатой ФИО1 арендных платежей в размере 1 222 руб. 87 коп. в месяц.

В судебном заседании представители истца ФИО1 – ФИО2 и ФИО3 заявленные уточненные требования поддержали, на удовлетворении уточненного иска о взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами, судебных расходов настаивали. Дополнительно указали, что для истца как физического лица не может быть установлен тариф на услуги по транспортировке газа по сети газоснабжения. Также полагали, что спорный газопровод не может быть отнесен к внутридомовому газовому оборудованию многоквартирного дома.

Представитель ответчика АО «ГАЗЭКС» ФИО4 полагала требования к АО «ГАЗЭКС» не подлежащими удовлетворению по доводам, изложенным в ранее представленных письменных отзывах на иск, в которых указано, что АО «ГАЗЭКС» не осуществляет пользование газопроводом истца, поскольку данный газопровод относится к внутридомовому газовому оборудованию многоквартирного жилого дома по <адрес>. Фасадный газопровод истца предназначен исключительно для газоснабжения многоквартирного жилого дома по <адрес>, граница балансовой принадлежности сетей АО «ГАЗЭКС» и ФИО1 определена по изолирующему фланцевому соединению Ду80мм на фасаде данного многоквартирного дома. Также указано, что из определения внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме следует, что внешней границей внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме является место присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения. При этом, сеть газораспределения – это единый производственно-технический комплекс, включающий в себя наружные газопроводы, сооружения, и предназначенный для транспортировки природного газа от отключающего устройства, установленного на выходе из газораспределительной станции, до отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления (в том числе сети газопотребления жилых зданий). Сеть газопотребления – это единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя наружные и внутренние газопроводы, сооружения, газоиспользующее оборудование и предназначенные для транспортировки природного газа от отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления, до отключающего устройства перед газоиспользующим оборудованием. Техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования многоквартирного жилого дома по <адрес> от места соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлении газопровода многоквартирного дома к внутриквартирному газовому оборудованию, осуществляло ОАО «Уральские газовые сети» по договору, заключенному с ООО «Квартал». В настоящее время такой договор заключен между ответчиками. Также указано, что АО «ГАЗЭКС» осуществляет поставку газа абонентам жилого дома по <адрес>, при этом в силу пункта 3 Правил № 549 поставка газа – это действия, обеспечивающие подачу природного газа по газораспределительной сети до границы раздела собственности на газораспределительные (присоединенные) сети. В письме от (дата)-СК/14 Минрегион РФ разъяснил, что граница раздела собственности определяется по месту подключения газопроводов многоквартирного дома к газораспределительной (присоединенной) сети. Как указано в возражениях, местом подключения внутридомового газового оборудования многоквартирного дома <адрес> является изолирующее фланцевое соединение Ду80мм на фасаде данного дома. Кроме того, указано, что розничные цены на природный газ установлены для АО «ГАЗЭКС» на условиях франко-потребитель и учитывают все расходы по доставке газа до потребителя, а также по обеспечению надлежащего технического состояния газовых сетей, приборов и оборудования, кроме внутридомового газового оборудования, в связи с чем, по мнению ответчика, в расчет розничной цены на газ для населения входят только расходы по транспортировке газа по газораспределительной сети вплоть до места присоединения к ней внутридомового газового оборудования. Таким образом, ответчик полагает, что спорный газопровод относится к сети газопотребления многоквартирного жилого дома по <адрес>, является составной частью многоквартирного дома и не входит в состав сети газораспределения, с использованием которой ответчик, имея розничную цену на природный газ, реализуемый населению, осуществляет поставку газа абонентам многоквартирного дома, следовательно, ответчик не осуществляет пользование спорным газопроводом. Также указано на несогласие с произведенным истцом расчетом неосновательного обогащения, поскольку при определении суммы неосновательного обогащения необходимо исходить из объема средств, которые могли быть заложены ФАС России в тариф АО «ГАЗЭКС» на транспортировку газа, и следовательно, в розничную цену на газ, реализуемый населению в спорный период для компенсации затрат, по поставке газа и техническому обслуживанию газопровода, принадлежащего истцу. Полагает, что неосновательное обогащение ответчика за счет истца не может быть определено, исходя из предполагаемой арендной платы, поскольку квалификация возникших между истцом и ответчиком отношений как неосновательное обогащение в виде сбережения арендных платежей от использования газопровода истца, а не сбереженных денежных средств в виде затрат, связанных с оказанием услуг по транспортировке газа по газопроводу истца, является обходом предусмотренного законодательством тарифного регулирования в сфере отношений газоснабжения. Указано, что расходы по доставке газа абонентам дом по <адрес>, а также расходы по обеспечению надлежащего технического состояния газопровода истца, не включены в предельную розничную цену на газ. В связи с изложенным указано, что жители многоквартирного дома по <адрес> не оплачивали и не оплачивают АО «ГАЗЭКС» услуги по доставке газа по фасадному газопроводу истца, в том числе аренду данного газопровода, в связи с чем АО «ГАЗЭКС» не извлекало и не извлекает доходов, не получало и не получает какой-либо выгоды в связи с наличием у истца в собственности газопровода, расположенного на фасаде многоквартирного дома. Кроме того, указано, что являются ошибочными ранее данные объяснения представителя АО «ГАЗЭКС» о получении каких-либо доходов. Также указано, что истец в силу действующего законодательства не может являться собственником внутридомового газового оборудования.

Представитель ответчика ООО «Квартал» ФИО5 в судебное заседание не явилась, направила письменный отзыв, в котором просила рассмотреть дело в свое отсутствие, относительно заявленных требований указано, что между ответчиками заключен договор на обслуживание наружного газопровода протяженностью 118 м, который включает в себя спорный газопровод истца. Также указано, что ООО «Квартал» не осуществляет поставку газа собственникам помещений, не ведет расчеты за поставленный газ, поставку газа осуществляет АО «ГАЗЭКС». Полагала ООО «Квартал» ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель третьего лица АО «Уральские газовые сети» ФИО6 против удовлетворения иска к АО «ГАЗЭКС» возражал, поддержав позицию по делу указанного ответчика. Дополнительно указал, что истец как физическое лицо не может получить тариф на транспортировку газа, но вправе создать юридическое лицо и защитить тариф в установленном порядке, полагал, что истец, подавая настоящий иск, действует в обход установленного порядка. В ранее представленных письменных пояснениях указано, что между АО «Уральские газовые сети» и ООО «Квартал» был заключен договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования многоквартирного дома, по условиям которого АО «Уральские газовые сети» приняло на себя обязательство по проведению технического обслуживания и ремонту внутридомового газового оборудования, в том числе многоквартирного дома по <адрес>. Границей эксплуатационной принадлежности исполнитель и заказчик определили – по месту соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью, которым является изолирующее фланцевое соединение Ду80мм.

Представитель третьего лица Управление ФАС по Свердловской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом. В ранее направленном письменном мнении указал, что поскольку истец является участником системы газоснабжения, для определения размера платы за пользование принадлежащим ей газопроводом, она должна обратиться в уполномоченный орган для установления тарифа по транспортировке газа.

Заслушав объяснения представителей истца, представителя ответчика АО «ГАЗЭКС», представителя третьего лица АО «Уральские газовые сети», исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено и следует из материалов дела, что истец ФИО1 является собственником сооружения – сети газоснабжения, назначение: нежилое, общей протяженностью трассы 92,46 м, инвентарный , литер 4, 5, расположенной по <адрес>, с кадастровым номером . Право собственности зарегистрировано в установленном порядке (дата) на основании договора купли-продажи от (дата).

Из материалов регистрационного дела, представленных на запрос суда Краснотурьинским отделом Управления Росреестра по Свердловской области, следует, что ФИО1 приобрела указанные сети газоснабжения у ФИО2 за 3 000 руб. по договору купли-продажи, заключенному (дата).

ФИО2, в свою очередь, приобрел данные сети газоснабжения по договору купли-продажи /СЭ от (дата) за 12 500 руб. у ОАО «МРСК Урала». Переход права собственности был зарегистрирован в установленном порядке (дата).

ОАО «МРСК Урала» являлось собственником указанных сетей газоснабжения (право собственности зарегистрировано в установленном порядке (дата)) на основании передаточного акта к договору о присоединении ОАО «Свердловэнерго» к ОАО «МРСК Урала», утвержденного решением общего собрания акционеров ОАО «Свердловэнерго» от (дата).

Право собственности ОАО «Свердловэнерго» было зарегистрировано в установленном порядке (дата) на основании Постановления Главы муниципального образования <адрес> от (дата), Акта Государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от (дата), Акта Государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от (дата).

Согласно акту разграничения балансовой принадлежности газораспределительных сетей от (дата) с приложенной к нему схемой, утвержденных ОАО «Уральские газовые сети» и ФИО1, согласованной границей раздела балансовой принадлежности является изолирующее фланцевое соединение Ду 80 мм на фасаде <адрес>. Таким образом, сети газораспределения, находящиеся в собственности ОАО «Уральские газовые сети» до границы балансовой принадлежности, представляют собой Единый комплекс газоснабжения <адрес> (совокупность зданий и сооружений), инвентарный № , газопровод Клубная, 3 (участок газопровода низкого давления, протяженность 38,46 м, литер 237, свидетельство о государственной регистрации права серия 66 АЕ от (дата)). Сети газораспределения, находящиеся в собственности ФИО1, от границы балансовой принадлежности, представляют собой сеть газоснабжения <адрес> (инвентарный , литер 4, 5, свидетельство о государственной регистрации права серия от (дата)).

(дата) ФИО2 обратился в ЗАО «ГАЗЭКС» с предложением о приобретении в собственность указанных сетей газоснабжения, или заключении договора аренды сетей газоснабжения, или заключении договора транспортировки газа.

В ответ на указанное предложение ЗАО «ГАЗЭКС» указало на отсутствие заинтересованности в приобретении прав на сети газоснабжения, а также на то, что затраты на содержание данных сетей газоснабжения не включены в тариф ЗАО «ГАЗЭКС» на поставку газа для населения. Кроме того, указано, что для заключения договора на транзитную транспортировку газа собственнику сетей газоснабжения необходимо защитить тариф на услуги по транспортировке газа в транзитном потоке и установить узел учета расхода газа на принадлежащей заявителю транзитной сети газоснабжения.

(дата) представитель ФИО1 – ФИО2 обратился к ООО «Квартал» с предложением о приобретении сети газоснабжения, на что получил ответ об отсутствии у ООО «Квартал» намерения выкупать данную сеть газоснабжения.

(дата) представитель ФИО1 – ФИО3 обратилась в АО «ГАЗЭКС» с письменным предложением о заключении договора аренды сетей газоснабжения или выкупа данных сетей. Ответ на данное обращение получен не был.

Из материалов дела также следует и ответчиком АО «ГАЗЭКС» в ходе рассмотрения дела не оспаривалось, что АО «ГАЗЭКС» осуществляет поставку газа потребителям – абонентам многоквартирного жилого дома по <адрес>, а также взимает плату за поставленный газ по розничным ценам для населения.

Также судом установлено и сторонами не оспаривалось, что газ потребителям доставляется, в том числе, по сети газоснабжения, принадлежащей ФИО1 При этом представитель ответчика АО «ГАЗЭКС» утверждает, что поскольку принадлежащие ФИО1 сети газоснабжения относятся к внутридомовому газовому оборудованию многоквартирного дома по <адрес> (граница балансовой принадлежности сетей АО «ГАЗЭКС» и ФИО1 определена по изолирующему фланцевому соединению Ду80мм на фасаде многоквартирного дома) и не входят в состав сети газораспределения, пользование данной сетью АО «ГАЗЭКС» не осуществляется.

Соглашаясь с требованиями иска ФИО1 к АО «ГАЗЭКС» и отклоняя доводы возражений ответчика АО «ГАЗЭКС», суд исходит из следующего.

Согласно Правилам пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410, внутридомовое газовое оборудование в многоквартирном доме – являющиеся общим имуществом собственников помещений газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующее оборудование (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, коллективные (общедомовые) приборы учета газа, а также приборы учета газа, фиксирующие объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению;

Вместе с тем, спорные сети газоснабжения, исходя из материалов регистрационного дела (л.д. 138-196 тома 1), к общему имуществу многоквартирного дома по <адрес> никогда не относились, их собственником в настоящее время является физическое лицо истец ФИО1 Кроме того, как следует из тех же материалов регистрационного дела, при регистрации перехода права собственности от ОАО «МРСК Урала» к ФИО2 Краснотурьинским отделом Управления Росреестра по Свердловской области выяснялся вопрос о принадлежности указанных сетей к общему имуществу многоквартирного дома (уведомление о приостановлении регистрации от (дата) на срок до (дата)), все сомнения регистратора были устранены и переход права собственности на спорные сети был зарегистрирован в установленном порядке (дата). Данные сведение регистрирующего органа никем в установленном порядке не оспорены, а потому их достоверность не может быть поставлена под сомнение.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»:

газоснабжение – одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа;

система газоснабжения – имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа;

газораспределительная система – имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям;

газотранспортная организация – организация, которая осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях;

поставщик (газоснабжающая организация) – собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющие поставки газа потребителям по договорам;

потребитель газа – лицо, приобретающее газ для собственных бытовых нужд, а также собственных производственных или иных хозяйственных нужд.

Газораспределительная система представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям на соответствующей территории Российской Федерации, независим от Единой системы газоснабжения и региональных систем газоснабжения и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации основаниях. Организация – собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием. Газораспределительные системы контролируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 7 приведенного Федерального закона).

Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации в области газоснабжения осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным законом «О Правительстве Российской Федерации», в том числе, утверждает правила поставок газа, правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению, правила охраны магистральных трубопроводов, газораспределительных сетей и других объектов систем газоснабжения, порядок доступа независимых организаций к газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок использования газа в качестве топлива, правила ограничения подачи (поставки) и отбора газа, перечень потребителей, в том числе организаций, которые имеют преимущественное право пользования газом в качестве топлива и поставки газа которым не подлежат ограничению или прекращению (далее – неотключаемые потребители); устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению в соответствии с льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.Статьей 21 указанного Федерального закона установлено, что оказание услуг по транспортировке газа по трубопроводам осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. При государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по транспортировке газа учитываются экономически обоснованные затраты и прибыль, а также уровень обеспечения организаций – собственников систем газоснабжения финансовыми средствами на расширение добычи газа, сети газопроводов и подземных хранилищ газа.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 № 162 «Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации» (далее – Правила № 162) установлено:

газотранспортная система – система газопроводов, соединяющая производителя газа и потребителя газа, включающая магистральные газопроводы, газопроводы-отводы, газораспределительные сети, находящиеся у газотранспортной, газораспределительной организации или покупателя в собственности или на иных законных основаниях;

транспортировка газа – перемещение и передача газа по газотранспортной системе.

Утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549 Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее – Правила № 549) регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа (далее – договор), в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.

В силу пункта 2 Правил № 549 поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется исходя из следующих принципов:

а) обеспечение бесперебойности и безопасности поставки газа;

б) поставка газа по фактической потребности;

в) государственное регулирование розничных цен на газ, потребляемый населением, в том числе тарифов на его транспортировку;

г) применение энергосберегающих технологий при использовании газа.

Согласно пункту 3 Правил № 549:

поставщик газа – газоснабжающая организация, являющаяся стороной договора, на которой лежит обязанность подать абоненту газ надлежащего качества;

абонент – сторона договора, обязанная принять поставленный газ и оплатить его. Абонентом может выступать физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или юридическое лицо (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный кооператив), приобретающее газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению;

поставка газа – выполнение поставщиком газа обязательств, вытекающих из договора, выражающееся в совершении совокупности действий, обеспечивающих подачу природного газа по газораспределительной сети либо сжиженного углеводородного газа из резервуарной или групповой баллонной установки до границы раздела собственности на газораспределительные (присоединенные) сети, определенной в установленном порядке.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

Согласно пункту 2 Правил № 354:

внутридомовые инженерные системы – являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), мусороприемные камеры, мусоропроводы;

исполнитель – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;

коммунальные услуги – осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами;

коммунальные ресурсы – холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;

потребитель – собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги;

ресурсоснабжающая организация – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод);

централизованные сети инженерно-технического обеспечения – совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отведения сточных вод из внутридомовых инженерных систем).

В соответствии с пунктом 4 Правил № 354 потребителю могут быть предоставлены в числе прочих коммунальные услуги в виде газоснабжения, то есть снабжения газом, подаваемым по централизованным сетям газоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также продажа бытового газа в баллонах.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации», которые определяют принципы формирования цен на газ, добываемый на территории Российской Федерации, и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации по магистральным газопроводам и газораспределительным сетям, а также порядок определения размера платы за технологическое присоединение и стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину.

Согласно пункту 2 Основных положений:

потребитель газа – лицо, приобретающее газ для собственных бытовых нужд, а также собственных производственных или иных хозяйственных нужд;

независимая газотранспортная организация – организация, оказывающая услуги по транспортировке газа по газопроводам, принадлежащим ей на праве собственности или на ином законном основании, а также являющаяся независимой от организаций – собственников систем газоснабжения (Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения) и организаций – собственников газораспределительных систем;

регулируемый вид деятельности – вид деятельности, при выполнении которого расчеты за поставляемый газ (услуги по его транспортировке), услуги по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям газораспределения осуществляются исходя из цен и тарифов, регулируемых государством;

цена на газ, тарифы на услуги по транспортировке газа, плата за снабженческо-сбытовые услуги – система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за поставляемый газ, оказываются услуги по его транспортировке или приобретению;

регулируемая оптовая цена на газ – утвержденная в установленном порядке цена на газ (или цена на газ, определяемая на основе утвержденной федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) формулы цены на газ, предусматривающей достижение равной доходности поставок газа на внешний и внутренний рынки и учитывающей стоимость альтернативных видов топлива), по которой он должен реализовываться поставщиками газа (газоснабжающими организациями) непосредственно потребителям газа или организациям для дальнейшей продажи потребителям газа:

на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта;

на входе в газораспределительные сети (в случае отсутствия в схеме поставки газа магистральных газопроводов);

на входе в приемную емкость, технологически связанную с газораспределительными сетями или с сетями потребителя газа, для последующего хранения сжиженного природного газа и его регазификации (в случае применения в процессе поставки технологий по сжижению газа)

Из пункта 4 Основных положений следует, что государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат, в числе прочего, тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям; размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа его поставщиками (при регулировании оптовых цен на газ); розничные цены на газ, реализуемый населению.

Согласно пункту 2 Главы 2 Постановления РЭК Свердловской области от 24.05.2017 № 35-ПК «Об утверждении розничных цен на природный газ, реализуемый населению Свердловской области» (вступило в силу с 01.07.2017) розничные цены установлены на условиях франко-потребитель и учитывают все расходы по доставке газа до потребителя, а также по обеспечению надлежащего технического состояния газовых сетей, приборов и оборудования, кроме внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, независимо от того, на чьем балансе они находятся.

Из анализа вышеприведенных положений в совокупности следует, что исполнитель (поставщик газа – АО «ГАЗЭКС») обязан подать потребителям (абонентам многоквартирного дома по <адрес>) коммунальный ресурс (газ) надлежащего качества, обеспечив при необходимости надлежащее оформление пользования сетями третьих лиц (заключение договоров на пользование сетями газоснабжения, газопроводами с включением стоимости за такое пользование в услуги по поставке газа потребителям). А поскольку судом установлено, что спорные сети газоснабжения не относятся к внутридомовому газовому оборудованию, доводы ответчика АО «ГАЗЭКС» о том, что данные сети им не используются для поставки газа потребителям (абонентам многоквартирного жилого дома по <адрес>), суд находит несостоятельными.

ООО «Квартал» поставщиком коммунального ресурса – газа, не является, а потому не может быть признано надлежащим ответчиком по рассматриваемому спору. Тот факт, что договор на обслуживание спорной сети газоснабжения заключен с ООО «Квартал» правового значения для рассматриваемого дела не имеет.

Также судом отклоняются доводы ответчика АО «ГАЗЭКС» о том, что истец, заявляя настоящий иск, действует в обход предусмотренного законодательством тарифного регулирования в сфере отношений газоснабжения, поскольку, учитывая круг лиц, участвующий в настоящем деле, а также круг лиц, с которыми может быть заключен договор на транспортировку, на возникшие правоотношения положения Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» не распространяются. При этом, суд полагает ошибочным толкование представителем АО «ГАЗЭКС» пункта 2 Главы 2 Постановления РЭК Свердловской области от 24.05.2017 № 35-ПК «Об утверждении розничных цен на природный газ, реализуемый населению Свердловской области».

Так, из материалов дела следует, что истец ФИО1 обращалась в уполномоченный орган для установления тарифа на транспортировку газа по сетям газоснабжения (л.д. 229 тома 2).

В ответ на данное обращение ФАС России сообщила, что Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», Постановлением правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 «О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации» предусмотрено установление тарифов только в отношении организаций (л.д. 206 тома 2).

В ответе на судебный запрос ФАС России также указала, что услуги по транспортировке газа оказываются только газораспределительными организациями по установленному тарифу для данной организации (л.д. 35-37 тома 3).

Кроме того, представитель третьего лица АО «Уральские газовые сети» ФИО6 подтвердил в своих объяснениях, что истец как физическое лицо не может получить тариф на транспортировку газа, но вправе создать юридическое лицо и защитить тариф в установленном порядке.

Таким образом, учитывая, что государственному регулированию подлежат услуги по транспортировке газа, при этом такая транспортировка газа может осуществляться только газораспределительными организациями, ФИО1 не осуществляет эксплуатацию сети газоснабжения, а является лишь собственником спорного участка сети газоснабжения, по которому ответчик АО «ГАЗЭКС» производит поставку коммунального ресурса потребителям (абонентам многоквартирного дома по <адрес>), следовательно, истец не обладает специальным статусом организации коммунального комплекса, газораспределительной организации и не имеет законных оснований для обращения с требованием об установлении для нее соответствующего тарифа.

Таким образом, обязанность поставщика произвести возмещение истцу за использование его имущества (участка сети газоснабжения) возникает вне зависимости от наличия утвержденного в отношении собственника сети тарифа на транспортировку газа.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

В силу пункта 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.

В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам.

В ходе рассмотрения дела ответчик АО «ГАЗЭКС» не оспаривал факт подачи газа в многоквартирный дом по <адрес> через сети газоснабжения истца, а также то, что газоснабжение данного многоквартирного дома посредством каких-либо иных сетей невозможно.

Таким образом, ответчик АО «ГАЗЭКС» в целях поставки коммунального ресурса – газа использовал участок сети газоснабжения истца и получал с жителей дома денежные средства за поставку ресурса, при этом доказательства, свидетельствующие о наличии у АО «ГАЗЭКС» законных оснований для использования спорной сети газоснабжения, в материалах дела отсутствуют.

В силу статьи 1102 и пункта 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации потерпевший – лицо, владеющее на законных основаниях сетями, которые неосновательно использовались другими лицами (приобретателями) для подачи коммунального ресурса (газа), вправе потребовать от этих лиц возмещения того, что они сберегли вследствие такого пользования сетями, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило. При этом, по смыслу указанных норм и с учетом положений статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, потерпевший вправе потребовать возмещения либо стоимости использования приобретателями соответствующих сетей в целях исполнения своих обязательств по снабжению газом, либо стоимости услуг по передаче газа по этим сетям.

Следовательно, собственник сети вправе требовать от поставщика возмещения затрат, связанных с использованием его имущества в соответствии с правилами статей 1102, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В качестве обоснования размера неосновательного обогащения истец указала на заключение эксперта ООО «<*****>» ФИО от (дата), подготовленного на основании определения суда от (дата) о назначении по делу судебной экспертизы, согласно которому сумма арендной платы за пользование сетями газоснабжения истца в период с (дата) по (дата) составила 50 386 руб. 96 коп.

Суд соглашается с представленным заключением эксперта ФИО, предупрежденного об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, не доверять которому у суда нет оснований, и приходит к выводу об удовлетворении требований ФИО1 к АО «ГАЗЭКС» о взыскании неосновательного обогащения в сумме 50 386 руб. 96 коп.

Доказательств иного размера платы за пользование сетью газоснабжения, принадлежащей истцу, в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиками не представлено.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.

Учитывая, что о неосновательном пользовании спорными сетями ответчик знал еще с (дата), суд полагает, что проценты за пользование чужими денежными средствами подлежат взысканию с указанной в исковом заявлении даты – (дата), с учетом ежемесячного внесения платы.

Представленный истцом с уточненным иском расчет процентов за пользование чужими денежными средствами за период с (дата) по (дата) судом проверен и подлежит уточнению, исходя из расчетов эксперта ФИО (стр. 35 заключения эксперта, л.д. 67 тома 2), согласно которым в период с (дата) по (дата) арендная плата за 1 месяц составляла 1 042 руб. 18 коп., за период с (дата) по (дата) – 1 353 руб. 77 коп., за период с (дата) по (дата) – 1 395 руб. 34 коп., за период с (дата) по (дата) – 1 222 руб. 87 коп.

Таким образом, за период с (дата) по (дата) сумма процентов составит 222 руб. 08 коп. (вместо 288 руб. 46 коп.), исходя из того, что в феврале 2015 г. будет просроченной арендная плата за январь 2015 г., которая согласно заключению эксперта составляет 1 042 руб. 18 коп. Аналогично подлежит перерасчету плата за период с (дата) по (дата), которая составит 165 руб. 80 коп., вместо 170 руб. 86 коп., а также за период с (дата) по (дата), которая составит 44 руб. 31 коп., вместо 38 руб. 84 коп.

Исходя из изложенного, размер процентов за пользование чужими денежными средствами за период с (дата) по (дата) составит 7 138 руб. 93 коп., которые также подлежат взысканию с ответчика АО «ГАЗЭКС» в пользу истца.

В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из частичного удовлетворения требований (на 99,89%) уплаченная при подаче иска (с учетом уточнений требований) государственная пошлина и понесенные истцом расходы на оплату судебной экспертизы (л.д. 4, 5 тома 1, л.д. 186 тома 2) в размере 24 922 руб. 77 коп. подлежат взысканию с ответчика АО «ГАЗЭКС» в пользу истца.

При этом, истцу подлежит возврату излишне уплаченная государственная пошлина в размере 2 037 руб. 24 коп.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление ФИО1 к акционерному обществу «ГАЗЭКС» о взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами – удовлетворить частично.

Взыскать с акционерного общества «ГАЗЭКС» в пользу ФИО1 неосновательное обогащение в сумме 50 386 руб. 96 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 01.03.2014 по 30.05.2017 в сумме 7 138 руб. 93 коп., судебные расходы в сумме 24 922 руб. 77 коп.

В остальной части иска отказать.

В удовлетворении требований к обществу с ограниченной ответственностью «Квартал» отказать.

Вернуть ФИО1 излишне уплаченную государственную пошлину в размере 2 037 руб. 24 коп.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде с подачей апелляционной жалобы через Синарский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области.

Судья З.Б. Доева