ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1902/2016 от 22.09.2016 Елизовского районного суда (Камчатский край)

дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес> края 22 сентября 2016 года

Елизовский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи ФИО1, при секретаре судебного заседания ФИО2, с участием помощника Камчатского транспортного прокурора ФИО4, представителей ответчика ФИО5, ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Камчатского транспортного прокурора, предъявленному в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному предприятию «Аэропорты Камчатки» о возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Камчатский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному предприятию «Аэропорты Камчатки» (далее – ФКП «Аэропорты Камчатки»), с учетом уточнения исковых требований в ходе судебного заседания, просил обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить спецавтотранспортом и средствами механизации для зимнего и летнего содержания аэродрома и обеспечения хозяйственной деятельности:

филиал «Аэропорт Тигиль» пескоразбрасывателем, аэродромным передвижным электроагрегатом;

филиал «Аэропорт Манилы» роторным снегоочистителем, трактором с косилкой, экскаватором, трактором вспомогательным, автосамосвалом;

филиал «Аэропорт Палана» тепловой машиной, машиной для очистки от снега посадочных огней, поливомоечной машиной, оборудованием для очистки и заливки швов, оборудованием для восстановления дефектных участков покрытия, экскаватором;

филиал «Аэропорт Пахачи» аэродромным передвижным электроагрегатом, трактором с косилкой, катком самоходным (прицепным) для уплотнения грунтовой части летного поля, оборудованием для восстановления дефектных участков покрытия, автогрейдером (прицепным грейдером), бульдозером, экскаватором, автосамосвалом;

филиал «Аэропорт Соболево» пескоразбрасывателем, аэродромным передвижным электроагрегатом;

филиал «Аэропорт Тиличики» машиной для очистки от снега посадочных огней, пескоразбрасывателем, трактором с косилкой.

В обоснование исковых требований указал, что в ходе проверки исполнения требования законодательства в области обеспечения безопасности полетов выявлены нарушения в вышеперечисленных филиалах.

Установлено, что аэродром «Тигиль», расположенный в 161 км на юг-юго запад от райцентра <адрес>, зарегистрирован в Государственном реестре гражданских аэродромов РФ за номером 3, имеет грунтовую взлетно-посадочную полосу и годен к эксплуатации воздушных судов круглый год, в светлое время суток (свидетельство о государственной регистрации аэродрома от ДД.ММ.ГГГГ); аэродром «Манилы», расположенный в 45 км западнее от райцентра <адрес>, зарегистрирован в Государственном реестре гражданских аэродромов РФ за номером 6, имеет грунтовую взлетно-посадочную полосу и годен к эксплуатации воздушных судов круглый год, в светлое время суток (свидетельство о государственной регистрации аэродрома от ДД.ММ.ГГГГ); аэродром «Палана», расположенный в 4 км юго-западнее райцентра <адрес>, зарегистрирован в Государственном реестре гражданских аэродромов РФ за номером 5, имеет искусственную взлетно-посадочную полосу в виде железнобетонного-армированного покрытия из плит ПАГ-14 и годен к эксплуатации воздушных судов круглый год, в светлое время суток (свидетельство о государственной регистрации аэродрома от ДД.ММ.ГГГГ); аэродром «Пахачи», расположенный в 168 км восточнее райцентра <адрес>, зарегистрирован в Государственном реестре гражданских аэродромов РФ за номером 7, имеет искусственную взлетно-посадочную полосу в виде покрытия из асфальтобетона и годен к эксплуатации воздушных судов круглый год, в светлое время суток (свидетельство о государственной регистрации аэродрома от ДД.ММ.ГГГГ); аэродром «Соболево», расположенный в 1,4 км северо-восточнее <адрес>, зарегистрирован в Государственном реестре гражданских аэродромов РФ за номером 5-30, имеет грунтовую взлетно-посадочную полосу и годен к эксплуатации воздушных судов, зимой, летом, днем (свидетельство о государственной регистрации аэродрома от ДД.ММ.ГГГГ); аэродром «Тиличики», расположенный в 6 км южнее <адрес>, на окраине <адрес>, зарегистрирован в Государственном реестре гражданских аэродромов РФ за номером 5-12, имеет искусственную взлетно-посадочную полосу и годен к эксплуатации воздушных судов, круглый год, круглосуточно (свидетельство о государственной регистрации аэродрома от ДД.ММ.ГГГГ).

Эксплуатацию аэродромов осуществляет ФКП «Аэропорты Камчатки», которое в соответствии с Сертификатами соответствия № ФАВТ КЧ.А.01.00267 от 09.08.2013г., № ФАВТ КЧ.А.01.00262 от 09.08.2013г, № ФАВТ КЧ.А.01.00286 от 05.11.2013г, № ФАВТ КЧ.А.01.00265 от 09.08.2013г, № ФАВТ КЧ.А.01.00266 от 09.08.2013г, № ФАВТ КЧ.А.01.00264 от 09.08.2013г., выданными Камчатским межрегиональным территориальным управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, осуществляет в филиалах аэродромное обеспечение.

Держатель сертификата обязан в течение всего срока действия выданного сертификата соответствия поддерживать филиалы на уровне предписанных сертификационных требований. Вместе с тем, проведенной проверкой установлено, что при осуществлении аэропортовой деятельности по аэродромному обеспечению полетов воздушных судов, вышеперечисленные филиалы не располагают для зимнего и летнего содержания аэродрома необходимым спецавтотранспортом и средствами механизации (т.1 л.д.4-9, 103-108, т.2. л.д.4-9, 93-101, т.3. л.д.4-9, 96-101, т.4 л.д.100-101).

В судебном заседании представитель Камчатского транспортного прокурора ФИО4 исковые требования, с учетом их уточнений в ходе судебного заседания, поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчика ФКП «Аэропорты Камчатки» ФИО5, ФИО3 исковые требования не признали по основаниям, изложенным в отзыве на иск (л.д.229-232 т.3) и пояснили, что необходимость приобретения вышеуказанного спецавтотранспорта и средств механизации существовала лишь при сертификации, но поскольку в настоящее время сертификация отменена данные требований ФАП не применяются. Кроме того, срок действия сертификатов, выданных 9.08.2013г. на день рассмотрения дела истек.

Представитель третьего лица Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по дальневосточному <адрес> Федеральной службы по надзору в сфере транспорта государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу в судебное заседание не явился, извещен. В письменном отзыве на иск указал на обоснованность заявленных требований (л.д.1-6 т.4).

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Часть 2 статьи 49 Воздушного кодекса Российской Федерации предусматривает, что эксплуатацию аэродрома гражданской авиации, вертодрома гражданской авиации и их соответствие требованиям федеральных авиационных правил обеспечивает оператор, которым признается лицо, владеющее аэродромом гражданской авиации или вертодромом гражданской авиации на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании и эксплуатирующее такой аэродром или такой вертодром в целях обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов.

Требования к оператору аэродрома гражданской авиации, вертодрома гражданской авиации устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Статьей 8 Воздушного кодекса РФ установлено, что аэродромы подлежат обязательной сертификации. Операторы аэродромов гражданской авиации осуществляют свою деятельность при наличии выданного документа, подтверждающего соответствие операторов требованиям федеральных авиационных правил.

В соответствии со ст. 8 ВК РФ приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ утверждены федеральные авиационные правила «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил».

Понятие аэропортовой деятельности определено Приказом Федеральной службы воздушного транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ, которым утверждены Федеральные авиационные правила «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов воздушных судов». Пункт 1.3. приказа предусматривает, что аэропортовая деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов на внутренних и международных воздушных линиях Российской Федерации включает в себя, в том числе: эксплуатационное содержание и текущий ремонт аэродромных покрытий, водоотводных и дренажных систем, грунтовой части летного поля, внутриаэропортовых дорог и привокзальной площади; обеспечение спецмашинами и средствами механизации работ по эксплуатационному содержанию аэродрома и восстановительному ремонту искусственных покрытий; эксплуатацию грузоподъемных машин и механизмов; техническое обслуживание и ремонт спецмашин, средств механизации, технологического оборудования.

Пункты 2.2, 2.3, 2.4, 2.5 указанных Правил устанавливают требования и обязанности по содержанию имущества аэропортов лицами, осуществляющими аэропортовую деятельность, в том числе, наличие у лица аэродромной службы и службы спецавтотранспорта; наличие утвержденного плана мероприятий по содержанию и ремонту аэродрома; наличие специального транспорта и механизмов для зимнего, летнего содержания аэропорта, выполнения эксплуатационного содержания и восстановительного ремонта аэродромных покрытий; наличие сертификационных материалов (мастики, эмали и т.д.) для эксплуатационного содержания и проведения восстановительного ремонта искусственных покрытий аэродрома. В пункте 2.4.2 Правил указана номенклатура спецавтотранспорта и средств механизации которыми должно располагать лицо, осуществляющее аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов воздушных судов.

В соответствии с п. 2.4.2 Правил лицо, осуществляющее аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов воздушных судов, должно располагать определенной номенклатурой спецавтотранспорта и средств механизации, в частности: для зимнего содержания аэродрома ветровой машиной, машиной для очистки от снега посадочных огней, машиной для распределения химреагентов, пескоразбрасывателем, аэродромным передвижным электроагрегатом; для летнего содержания аэродрома и восстановительного ремонта искусственных покрытий – поливомоечной машиной, трактором с косилкой, маркировочной машиной, электромагнитным очистителем, для обеспечения хозяйственной деятельности – бульдозером.

Пунктом 4 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении федеральных авиационных правил «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил» установлено, что ранее выданные сертификаты соответствия аэропорта действуют до указанного в них срока.

В соответствии с пунктом 44 Федеральных авиационных правил «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ оператор аэродрома гражданской авиации должен располагать спецавтотранспортом и средствами механизации для выполнения своих функций в течение всего объявленного периода работы.

Как следует из материалов дела, Федеральное казенное предприятие «Аэропорты Камчатки» создано в целях обеспечения деятельности аэропортов и аэропортового обслуживания авиационных перевозок и авиационных работ на территории <адрес>. Основными видами деятельности указаны: аэропортовая деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты; аэропортовая деятельность по обеспечению авиационной безопасности; аэропортовая деятельность по аэродромному обеспечению; аэропортовая деятельность по инженерно-авиационному обеспечению и ремонту авиационной техники и иные виды деятельности.

По сертификату соответствия № ФАВТ КЧ.А.01.00267 от ДД.ММ.ГГГГ ФКП осуществляет в филиале «Аэропорт Тиличики» вид деятельности аэродромное обеспечение. Пунктом 4 приложения к указанному Сертификату установлено, что аэродромное обеспечение в филиале «Аэропорт Тиличики» включает в себя: обеспечение спецмашинами и средствами механизации работ по эксплуатационному содержанию аэродрома и восстановительному ремонту покрытий (л.д. 62-66 т.1).

По сертификату соответствия № ФАВТ КЧ.А.01.00262 от ДД.ММ.ГГГГ ФКП осуществляет в филиале «Аэропорт Манилы» вид деятельности аэродромное обеспечение. Пунктом 9 приложения к указанному Сертификату установлено, что аэродромное обеспечение в филиале «Аэропорт Манилы» включает в себя: обеспечение спецмашинами и средствами механизации работ по эксплуатационному содержанию аэродрома и восстановительному ремонту покрытий (т. 1 л.д. 157-160).

По сертификату соответствия № ФАВТ КЧ.А.01.00286 от ДД.ММ.ГГГГ ФКП «Аэропорты Камчатки» осуществляет в филиале «Аэропорт Соболево» вид деятельности аэродромное обеспечение. Пунктом 4, 9 приложения к указанному Сертификату установлено, что аэродромное обеспечение в филиале «Аэропорт Соболево» включает в себя: обеспечение спецмашинами и средствами механизации работ по эксплуатационному содержанию аэродрома (т. 2 л.д. 59-61).

По сертификату соответствия № ФАВТ КЧ.А.01.00265 от ДД.ММ.ГГГГ ФКП «Аэропорты Камчатки» осуществляет в филиале «Аэропорт Пахачи» вид деятельности аэродромное обеспечение. Пунктом 9 приложения к указанному Сертификату установлено, что аэродромное обеспечение в филиале «Аэропорт Пахачи» включает в себя: обеспечение спецмашинами и средствами механизации работ по эксплуатационному содержанию аэродрома и восстановительному ремонту покрытий (т. 2 л.д. 150-153).

По сертификату соответствия № ФАВТ КЧ.А.01.00266 от ДД.ММ.ГГГГ ФКП «Аэропорты Камчатки» осуществляет в филиале «Аэропорт Тигиль» вид деятельности аэродромное обеспечение. Пунктом 4 приложения к указанному Сертификату установлено, что аэродромное обеспечение в филиале «Аэропорт Тигиль» включает в себя: обеспечение спецмашинами и средствами механизации работ по эксплуатационному содержанию аэродрома и восстановительному ремонту покрытий (т. 3 л.д. 61-64).

По сертификату соответствия № ФАВТ КЧ.А.01.00264 от ДД.ММ.ГГГГ ФКП «Аэропорты Камчатки» осуществляет в филиале «Аэропорт Палана» вид деятельности аэродромное обеспечение. Пунктом 4, 9 приложения к указанному Сертификату установлено, что аэродромное обеспечение в филиале «Аэропор Палана» включает в себя: обеспечение спецмашинами и средствами механизации работ по эксплуатационному содержанию аэродрома и восстановительному ремонту покрытий (т. 3 л.д. 153-155).

Пунктом 4 приказа Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении федеральных авиационных правил «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил» установлено, что ранее выданные сертификаты соответствия аэропорта действуют до указанного в них срока.

Истец, как держатель сертификата обязан в течение всего срока действия выданного сертификата соответствия поддерживать вышеперечисленные филиалы на уровне предписанных сертификационных требований.

Как следует из акта проверки исполнения ФКП «Аэропорты Камчатки» федерального законодательства при осуществлении аэропортовых видов деятельности, а также поисковом и аварийно-спасательном обеспечении полетов, проведенной Камчатской транспортной прокуратурой от ДД.ММ.ГГГГг. установлено, что при осуществлении аэропортовых видов деятельности в филиале «Аэропорт Тиличики» отсутствует машина для очистки от снега посадочных огней, пескоразбрасыватель, трактор с косилкой, разбрасыватель минеральных удобрений, автокран; в филиале «Аэропорт Манилы» отсутствует роторный снегоочиститель, пескоразбрасыватель, трактор с косилкой, разбрасыватель минеральных удобрений, бульдозер, экскаватор, автокран, трактор вспомогательный, автосамосвал, автобус; в филиале «Аэропорт Соболево» отсутствует пескоразбрасыватель, аэродромный передвижной электроагрегат, разбрасыватель минеральных удобрений, экскаватор, автокран, автобус; в филиале «Аэропорт Пахачи» отсутствует тепловая и ветровая машина, машина для распределения химреагентов, пескоразбрасыватель, оборудование для определения коэффициента сцепления, аэродромный передвижной электроагрегат, машина и оборудование для обработки и удаления обледенения с искусственных покрытий аэродрома, поливомоечная машина, трактор с косилкой, маркировочная машина, электромагнитный очиститель, разбрасыватель минеральных удобрений, каток самоходный для уплотнения грунтовой части летного поля, оборудования для очистки и заливки швов, оборудование для восстановления дефектных участков покрытия, автогрейдер, бульдозер, экскаватор, автокран, автосамосвал, автобус; в филиале «Аэропорт Тигиль» отсутствуют пескоразбрасыватель, аэродромный передвижной электроагрегат, разбрызгиватель минеральных удобрений, экскаватор, автокран, автобус; в филиале «Аэропорт Палана» отсутствует тепловая машина, машина для очистки от снега посадочных огней, поливомоечная машина, разбрасыватель минеральных удобрений, каток самоходный для уплотнения грунтовой части летного поля, оборудование для очистки и заливки швов, оборудование для восстановления дефектных участков покрытия, бульдозер, экскаватор, автокран (л.д.34-36 т.1).

Принимая во внимание, что вышеперечисленные филиалы ФКП «Аэропорты Камчатки» в нарушение требований действующего законодательства не обеспечены необходимым спецтранспортом и средствами механизации, суд приходит к выводу, что требования Камчатского транспортного прокурора, с учетом их уточнений в судебном заседании, подлежат удовлетворению в полном объеме.

Изменениями, внесенными Федеральным Законом № 253-ФЗ от 21.07.2014г. обязательная сертификация аэропортов отменена, но согласно ст.8 ВК РФ введена обязательная сертификация аэродрома и операторов аэродромов гражданской авиации. Находящаяся в аэропортах спецтехника и средства механизации должны обеспечивать поддержание летного поля аэродрома в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а также организацию и проведение аварийно-спасательных и противопожарных работ.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика расходы по уплате госпошлины.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

обязать Федеральное казенное предприятие «Аэропорты Камчатки» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить спеавтотранспортом и средствами механизации для зимнего и летнего содержания аэродрома и обеспечения хозяйственной деятельности:

филиал «Аэропорт Тигиль» пескоразбрасывателем, аэродромным передвижным электроагрегатом;

филиал «Аэропорт Манилы» роторным снегоочистителем, трактором с косилкой, экскаватором, трактором вспомогательным, автосамосвалом;

филиал «Аэропорт Палана» тепловой машиной, машиной для очистки от снега посадочных огней, поливомоечной машиной, оборудованием для очистки и заливки швов, оборудованием для восстановления дефектных участков покрытия, экскаватором;

филиал «Аэропорт Пахачи» аэродромным передвижным электроагрегатом, трактором с косилкой, катком самоходным (прицепным) для уплотнения грунтовой части летного поля, оборудованием для восстановления дефектных участков покрытия, автогрейдером (прицепным грейдером), бульдозером, экскаватором, автосамосвалом;

филиал «Аэропорт Соболево» пескоразбрасывателем, аэродромным передвижным электроагрегатом;

филиал «Аэропорт Тиличики» машиной для очистки от снега посадочных огней, пескоразбрасывателем, трактором с косилкой.

Взыскать с ФКП «Аэропорты Камчатки» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Т.А. Бецелева