Дело 2-1902/2021
26RS0002-01-2021-001737-32
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 мая 2021 года г. Ставрополь
Ленинский районный суд г. Ставрополя Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Савиной О.В.;
при секретаре Нестеренко Е.А.;
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края гражданское дело по исковому заявлению Бадулина Артема Владимировича к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю, межрайонному регистрационно-экзаменационному отделу ГИБДД г. Лермонтов ГУ МВД России по Ставропольскому краю о признании добросовестным приобретателем и регистрации транспортного средства за новым собственником,
установил:
Бадулин А.В. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю, межрайонному регистрационно-экзаменационному отделу ГИБДД г. Лермонтов ГУ МВД России по Ставропольскому краю о признании добросовестным приобретателем и регистрации транспортного средства за новым собственником.
В обоснование исковых требований указано, что 21 октября 2020 года, нотариусом Предгорного районного нотариального округа Ставропольского края Российской Федерации, на основании ст. 1142 Гражданского кодекса РФ истцу Бадулину А.В. выдано свидетельство о праве на наследство по закону 26 АА 4284712, зарегистрированного в реестре № <номер обезличен>, (наследственное дело № 193/2017), на основании которого он принял наследство от умершей 31 января 2017 года его мамы Бадулиной З.П., в виде автомобиля марки «Мерседес Бенц 230», модификация (тип) транспортного средства легковой седан, идентификационный номер <номер обезличен>, 1997 года выпуска, двигатель № 30010728, кузов № <номер обезличен>, цвет черный, регистрационный знак <номер обезличен>, состоящего на учете в МРЭО ГИБДД г. Лермонтова, принадлежащего наследодателю на праве собственности на основании дубликата паспорта транспортного средства <номер обезличен>, выданного МРЭО МВД Республики Ингушетия 28 сентября 2012 года и свидетельства о регистрации <номер обезличен>, что подтверждается справкой, выданной 21 июля 2020 года № 91/780 РЭО ГИБДД ОМВД России по г. Ессентуки (настоящее свидетельство подтверждает возникновение права собственности на автомобиль).
В установленный законом срок, истец обратился в МРЭО ГИБДД г. Лермонтова Межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел ГИБДД г. Лермонтова ГУ МВД России по Ставропольскому краю для постановки на учет полученного в наследство автомобиля. Однако ему отказали в перерегистрации транспортного средства, в связи с запретом на снятие с учета.
30 октября 2020 года истец обратился с письменным заявлением в Межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел ГИБДД г. Лермонтова ГУ МВД России по Ставропольскому краю.
24 ноября 2020 года (исх. № 3/282607776603) истцу был дан ответ за подписью начальника межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения г. Лермонтова, что согласно данных Федеральной информационной системы Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ФИС ГИБДД-М) за Бадулиной З.П. с 08.11.2012 года зарегистрирован автомобиль «Мерседес Бенц 230», 1997 года выпуска, цвет черный, идентификационный номер <номер обезличен>, кузов № <номер обезличен>, двигатель № <номер обезличен>, зарегистрированный на основании паспорта транспортного средства <номер обезличен>, выданный 28.09.2012 года в МРЭО ГИБДД по Республике Ингушетия, в особых отметках данного ПТС есть отметка о его выдаче в замен <номер обезличен>, а также о замене кузова. В связи с проведенной проверкой установлено, что сведений о таможенном оформлении кузова автомобиля «Мерседес Бенц 230», либо автомобиля с <номер обезличен>, в Центральной базе данных «Автоконтроль» ГНИВЦ ФТС России, а также в информационных ресурсах, предоставляемых системой межведомственного электронного взаимодействия отсутствуют и указанные факты свидетельствуют о том, что <номер обезличен> с указанием реквизитов автомобиля «Мерседес Бенц 230», 1997 года выпуска, цвет черный, <номер обезличен>, кузов № <номер обезличен>, двигатель № <номер обезличен>, был выдан МРЭО ГИБДД МВД по Республике Ингушетия без оснований, предусмотренных действующим на тот момент законодательства РФ, либо на основании подложных документов. Отсутствие на вышеуказанный автомобиль документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения препятствует истцу совершению с ним регистрационных действий, а следовательно и допуску его к участию в дорожном движении на территории РФ.
Указывает, что паспорт транспортного средства выданный МРЭО ГИБДД МВД по Республике Ингушетия не может являться подложным документом, только по причине отсутствия копии документов, в связи с уничтожением данных по истечению срока хранения документов в Центральной базе данных «Автоконтроль» ГНИВЦ ФТС России.
С 2012 года и по настоящее время вышеуказанный автомобиль не находится в розыске, не заявлен в угон, не снят с учета, не утилизирован.
Согласно проверки истории регистрации в ГИБДД по <номер обезличен> указаны периоды владения транспортным средством с 27.08.2012 по 28.09.2012 - физическое лицо, с 08.11.2012 по настоящее время - физическое лицо. Последняя операция - выдача взамен утраченных или пришедших в негодность государственных регистрационных знаков, регистрационных документов, паспортов транспортных средств (замена г/н с <номер обезличен>). По указанному VIN (номер кузова или шасси) не найдена информация о розыске транспортного средства. Информация о наложении ограничения: первое ограничение - дата наложения ограничения: 21.07.2014 г., регион инициатора ограничения: Ставропольский край, кем наложено ограничение: ОВД или иные правоохранительные органы, вид ограничения: запрет на снятие с учета, основание: запрос № 40445, телефон инициатора: 000000, ключ ГИБДД: <номер обезличен>; второе ограничение - дата наложения ограничения: 21.07.2014 г., регион инициатора ограничения: Ставропольский край, кем наложено ограничение: ОВД или иные правоохранительные органы, вид ограничения: запрет на снятие с учета, основание: запрос N 40444, телефон инициатора: 000000, ключ ГИБДД: 26#904564005; третье ограничение - дата наложения ограничения: 21.07.2014 г., регион инициатора ограничения: Ставропольский край, кем наложено ограничение: ОВД или иные правоохранительные органы, вид ограничения: запрет на снятие с учета, основание: запрос В ФТС ПО СМЭВ, телефон инициатора: 000000, ключ ГИБДД: 26#904564007.
Кроме того появилось еще одно ограничение с 2012 года не имеющее отношение к данному автомобилю: информация о наложении ограничения, Марка (модель) ТС: нет данных, год выпуска ТС: 1997 г, дата наложения ограничения: 14.05.2020 г., регион инициатора ограничения: Республика Ингушетия, кем наложено ограничение: судебный пристав, вид ограничения: запрет на регистрационные действия, основание: документ: 144844101/0620 от 14.05.2020, Пешхоев Рашид Сулейманович, СПИ: 26201006562110, ИП: 17016/20/06020-ИП от 16.04.2020, телефон инициатора: 78734623653, ключ ГИБДД: 6#8Р235295092.
Вышеуказанные запросы МРЭО ГИБДД г. Лермонтова, а именно: запрос № 40445, № 40444 и запрос в ФТС ПО СМЭВ по истечении срока хранения не найдены.
Указывает, данное транспортное средство на момент регистрации за Бадулиной З.П. от 8.10.2012 года в МРЭО ГИБДД (г. Лермонтов) проверялось, в розыске не находилось, при постановке на учет по месту жительства и сведения на угон (хищение) автомашины ГИБДД проверялись. В отношении собственника никаких материалов о привлечении к административной, либо уголовной ответственности не установлено.
Регистрационный отдел при отказе в регистрации истцу как наследнику - новому собственнику автомобиля «Мерседес Бенц 230», применил нормы Федерального закона «О безопасности дорожного движения» (ч. 3 ст. 15) согласно которым регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
МРЭО ГИБДД г. Лермонтов установлено и не прекращено право собственности за Бадулиной З.П., с 08.11.2012 года, автомобиль «Мерседес Бенц 230», 1997 года выпуска, цвет черный, VIN <номер обезличен>, кузов № <номер обезличен>, двигатель № 112941*30010728, зарегистрированный на основании паспорта транспортного средства 06НА473953, выданный 28.09.2012 года в МРЭО ГИБДД по Республике Ингушетия, подтверждается <номер обезличен>.
Бадулина З.П. приобрела вышеуказанный автомобиль, ранее принадлежащий Саутиеву Х.Х., еще до приобретения данного автотранспортного средства в нем была произведена замена агрегатов и изменение конструкции транспортного средства. Даже вновь собранный автомобиль имеет вид «Мерседес Бенц 230», 1997 года выпуска, цвет черный.
Кем конкретно был изготовлен якобы подложный ПТС не указывается МРЭО ГИБДД г. Лермонтова при отказе истцу в регистрации - Саутиевым Х.Х., либо Бадулиной З.П., оригинал ПТС находится в (г. Зерноград) МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области с 19.09.1998 года.
Выявление нарушений в оформлении паспорта транспортного средства не может являться безусловным основанием для лишения добросовестного приобретателя, собственника правомочий по пользованию и распоряжению своим имуществом в соответствии с его предназначением.
Таким образом, считает что сам по себе факт возможной подделки паспорта транспортного средства, будучи основанием для отказа в регистрации либо анулирования государственной регистрации транспортного средства в соответствии с п. 3 и п. 51 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, не может выступать непреодолимым препятствием для восстановления регистрационного учета транспортного средства - при условии установления его соответствия требованиям безопасности дорожного движения.
Данный автомобиль неоднократно проходил технический осмотр и застрахован ОСАГО и на момент осмотров находился в технически исправном состоянии. Техническое состояние автомобиля соответствовало и соответствует требованиям ГОСТ Р 51709-2001 "Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки".
Неисправности, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств согласно Правилам дорожного движения РФ, отсутствуют. Данный автомобиль не представляет угрозы для безопасности дорожного движения и может быть допущен к эксплуатации на дорогах общего пользования.
Заинтересованными лицами право собственности на указанный автомобиль не оспорено, все основные документы подтверждающие право собственности не признавались недействительным. Истец, либо его умершая мать Бадулина З.П. не являлись лицами, причастными к первоначальной постановке на учет транспортного средства Саутиевым Х.Х., истец добросовестно приобрел спорный автомобиль в собственность.
Учитывая, что с регистрацией транспортного средства не связывается приобретение права собственности на транспортное средство, так как она производится только в целях их учета и допуска к дорожному движению, то запрет на снятие с учета либо аннулирование государственной регистрации транспортного средства препятствует осуществлению принадлежащих заявителю прав собственника в отношении принадлежащего истцу спорного транспортного средства, в связи с чем исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При таких обстоятельствах органы ГИБДД должны зарегистрировать транспортное средство при наличии решения суда.
Регистрация автомобиля, принадлежащего Бадулиной З.П., была произведена на основании договора купли-продажи и ПТС был выдан подлинный, поэтому Бадулиной З.П. регистрация автомобиля была проведена в установленном законом порядке.
Указывает, что данные обстоятельства являются основанием для восстановления нарушенных прав собственника и регистрационного учета транспортного средства автомобиля «Мерседес Бенц 230», 1997 года выпуска, цвет черный, <номер обезличен>, двигатель № <номер обезличен>, г/н <номер обезличен>, с выдачей новых регистрационных документов.
Просит суд признать добросовестным приобретателем автомобиля марки «Мерседес Бенц 230», модификация (тип) транспортного средства легковой седан, идентификационный номер <номер обезличен>, 1997 года выпуска, двигатель № 30010728, кузов № <номер обезличен>, цвет черный, регистрационный знак <номер обезличен>, снять с регистрационного учета и поставить на регистрационный учет автомобиль марки Мерседес Бенц 230», модификация (тип) транспортного средства легковой седан, идентификационный номер <номер обезличен>, 1997 года выпуска, двигатель № 30010728, кузов № <номер обезличен>, цвет черный, регистрационный знак <номер обезличен>, зарегистрировав его на собственника Бадулина Артема Владимировича, обязать МРЭО ГИБДД г. Лермонтова межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел ГИБДД г. Лермонтова ГУ МВД России по Ставропольскому краю, в лице Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю (ГУ МВД России по Ставропольскому краю), совершить регистрационные действия в виде восстановления регистрационного учета транспортного средства автомобиля марки «Мерседес Бенц 230», модификация (тип) транспортного средства легковой седан, идентификационный номер <номер обезличен>, 1997 года выпуска, двигатель № 30010728, кузов № <номер обезличен>, цвет черный, регистрационный знак <номер обезличен> с выдачей новых регистрационных документов и паспорта транспортного средства.
Истец Бадулин А.В., извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие с участием его представителя по доверенности.
Представитель истца Бадулина А.В., поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика ГУ МВД России по СК, действующая по доверенности Молибога Е.В., в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменные возражения, в которых просила суд в удовлетворении исковых требований Бадулина А.В. отказать в полном объеме. Полный текст письменных возражений приобщен к материалам дела.
Представитель ответчика МРЭО ГИБДД г. Лермонтов, извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, письменные возражения, в которых просил суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Полный текст письменных возражений приобщен к материалам дела.
Представитель третьего лица центрального информационно-технического таможенного управления, извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Также представил письменные пояснения по делу, в которых указал, что в компетенцию ЦИТТУ в соответствии с Положением не входят полномочия по подтверждению или опровержению факта таможенного оформления транспортного средства, а также по правовой оценке добросовестности приобретения транспортного средства Бадулиным А.В., полный текст письменных пояснений по делу приобщен к материалам дела.
Представитель третьего лица УГИБДД МВД по Республике Ингушетия, извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, уважительных причин своей не явки суду не представил.
Суд с учетом положений ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствие со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.
На основании ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что согласно свидетельству о праве на наследство по закону от 21.10.2020 года 26АА4284712 наследником имущества Бадулиной З.П., умершей 31.01.2017 года, является ее сын истец Бадулин А.В. Наследство состоит из автомобиля марки «Мерседес Бенц 230», модификация (тип) транспортного средства легковой седан, идентификационный номер <номер обезличен>, 1997 года выпуска, двигатель № 30010728, кузов № <номер обезличен>, цвет черный, регистрационный номер <номер обезличен>, состоящего на учете в МРЭО ГИБДД г. Лермонтова, принадлежащего наследодателю на праве собственности на основании дубликата паспорта транспортного средства 06 НА <номер обезличен> выданного МРЭО МВД Республики Ингушетия 28.09.2012 года, и свидетельства о регистрации ТС 26 23 721815 (л.д. 18).
В соответствии с положениями ст. 1152 ч. 4 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации. На основании изложенного, спорный автомобиль является наследственным имуществом после смерти Бадулиной З.П., Бадулин А.В. является наследником по завещанию после смерти Бадулиной З.П., указанный автомобиль принадлежит Бадулину А.В. со дня открытия наследства.
30 октября 2020 года истец Бадулин А.В. обратился в МРЭО ГИБДД г. Лермонтова для постановки на учет полученного в наследство автомобиля.
Из ответа МРЭО ГИБДД г. Лермонтов от 24.11.2020 года следует, что согласно данных Федеральной информационной системы Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее «ФИС ГИБДД-М») <номер обезличен><номер обезличен>, двигатель 112941* 30010728, наследником имущества которого является Бадулин А.В. Одним из оснований к совершению регистрационных действий послужил паспорт транспортного средства <номер обезличен>, выданный 28.09.2012 г. в МРЭО ГИБДД МВД по Республике Ингушетия. В особых отметках вышеуказанного паспорта транспортного средства имелись отметки о его выдаче взамен паспорта транспортного средства <номер обезличен>, а также о замене кузова. Проведенной проверкой установлено, что сведений о таможенном оформлении кузова автомобиля «Мерседес Бенц 230», либо автомобиля с VIN <номер обезличен> кузов <номер обезличен>, в Центральной базе данных «Автоконтроль» ГНИВЦ ФТС России, а также в информационных ресурсах, предоставляемых системой межведомственного электронного взаимодействия, отсутствуют. Указанные выше факты свидетельствуют о том, что паспорт транспортного средства <номер обезличен> с указанием реквизитов автомобиля «Мерседес Бенц 230», год выпуска 1997, цвет черный, <номер обезличен>, кузов <номер обезличен>, двигатель 112941*30010728, был выдан МРЭО ГИБДД МВД по Республике Ингушетия без оснований, предусмотренных действующим на тот момент законодательства Российской Федерации, либо на основании подложных документов. В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. Из данной нормы следует, что отсутствие документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, препятствует его регистрации. Таким документом является паспорт транспортного средства, подтверждающий техническую безопасность автомобиля, отсутствие на автомобиле «Мерседес Бенц 230», год выпуска 1997, цвет черный, <номер обезличен>, кузов <номер обезличен>, двигатель <номер обезличен> документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения препятствует совершению с ним регистрационных действий, а, следовательно, и допуску его к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации (л.д. 16-17).
Истец считает, что по имеющимся основаниям паспорт транспортного средства, выданный МРЭО ГИБДД МВД по Республике Ингушетия не может являться подложным документом, только по причине отсутствия копии документов, в связи с уничтожением данных по истечению срока хранения документов в Центральной базе данных «Автоконтроль» ГНИВЦ ФТС России. С 2012 года и по настоящее время вышеуказанный автомобиль не находится в розыске, не заявлен в угон, не снят с учета, не утилизирован, в связи с чем просит суд признать Бадулина А.В. добросовестным приобретателем, а также обязать ответчика совершить регистрационные действия в виде восстановления регистрационного учета транспортного средства автомобиля марки «Мерседес Бенц 230», модификация (тип) транспортного средства легковой седан, идентификационный номер <номер обезличен>, 1997 года выпуска, двигатель № 30010728, кузов № <номер обезличен>, цвет черный, регистрационный знак <номер обезличен> с выдачей новых регистрационных документов и паспорта транспортного средства, а также совершить регистрационные действия в отношении истца.
Из ответа на запрос Северо-Кавказской оперативной таможни от 15.03.2021 года следует, что согласно АС «Автотранспорт» ПЗ «Оперативная отчетность» ФТС России отсутствуют сведения о таможенном оформлении автомобиля «Мерседес Бенц 230», VIN <номер обезличен>
Согласно ответу на запрос Центрального информационно-технического таможенного управления от 01.04.2021 года, сведений о транспортном средстве с идентификационным номером <номер обезличен>, номером двигателя 30010728, номером кузова <номер обезличен>, регистрационным знаком <номер обезличен> в ЦБД ЕАИС таможенных органов по состоянию на 01.04.2021 не найдено. Для выполнения данного письма применялся контекстный поиск информации, который заключается в поиске неформализованных сведений в текстовых данных электронных копий ДТ (ГТД) по идентификационному номеру, указанному в письме (л.д. 101).
Из письменных пояснений Центрального информационно-технического таможенного управления от 06.04.2021 года следует, что в соответствии с приказом ГТК России от 22.12.1997 № 746 «О порядке формирования первичных, региональных и центральной баз данных транспортных средств, оформленных таможенными органами» оформление таможенными органами транспортных средств с выдачей паспортов транспортных средств или паспортов шасси транспортных средств осуществляется с 01.10.1997. Сведения о транспортных средствах поступают от должностных лиц таможенных органов в автоматизированную систему учета и контроля транспортных средств (далее - АС «Авто-Транспорт»), которая является компонентом центральной базы данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов. Назначением АС «Авто-Транспорт» является обеспечение функций сбора, контроля, хранения сведений о таможенных операциях, проведенных в отношении транспортных средств, поступающих от таможенных органов. Согласно п.п. 2 и п.п. 5 п. 11 Положения о Центральном информационно-техническом таможенном управлении, утвержденного приказом ФТС России от 20.02.2017 № 260 (далее - Положение), ЦИТТУ осуществляет в установленной сфере деятельности полномочия по обеспечению администрирования централизованных информационных систем и баз данных, внедрению программных средств, их сопровождения и модернизации, совершенствованию информационно-коммуникационных технологий, предоставлению государственных услуг и исполнению таможенными органами государственных функций в части обеспечения функционирования централизованных информационных ресурсов и ИПС ЕАИС ТО; обеспечению непосредственно в ЦИТТУ, а также в ФТС России эксплуатации (бесперебойного функционирования) компонентов ЕАИС ТО и их взаимодействия с информационными системами других федеральных органов исполнительной власти. Таким образом, ЦИТТУ обеспечивает администрирование и эксплуатацию баз данных таможенных органов, в том числе АС «Авто-Транспорт». Отсутствие какой-либо информации о транспортном средстве в АС «Авто-Транспорт» не может служить основанием для утверждения о не прохождении таможенного оформления в связи со случаями вероятных ошибок при вводе данных должностными лицами таможенных органов. В компетенцию ЦИТТУ в соответствии с Положением не входят полномочия по подтверждению или опровержению факта таможенного оформления транспортного средства, а также по правовой оценке добросовестности приобретения транспортного средства Бадулиным А.В.
В соответствии с пунктом 59 Административного регламента (утвержден приказом МВД России от 07.08.2013 № 605) изменение регистрационных данных транспортных средств возможно в связи с изменением цвета, а также с внесением изменений в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, на основании свидетельств о соответствии транспортных средств, с внесенными в их конструкцию изменениями требованиям безопасности.
Приказом МВД России от 07.12.2000 № 1240 утвержден Порядок контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в ГИБДД МВД Российской Федерации, согласно которому определены действия должностных лиц при выдаче данных свидетельств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 № 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств» (далее - Технический регламент) определен порядок оценки соответствия находящихся в эксплуатации транспортных средств, в случае внесения изменений в их конструкцию.
Пунктом 80 Технического регламента определено, что внесение изменений в конструкцию подразумевает действия, связанные с изменением конструктивных параметров, оказывающих влияние на характеристики конкретного, ранее зарегистрированного в Госавтоинспекции транспортного средства, а именно его тормозной системы, рулевого управления, обзорности внешнего пространства водителя и т.д.
Таким образом, обязательным требованием к транспортным средствам в конструкцию которых вносятся изменения, является их регистрация в Госавтоинспекции, подтвержденная наличием регистрационных документов и государственных регистрационных знаков.
При замене кузовов легковых автомобилей или рам грузовых, где кузова или рамы являются основными элементами конструкции базовых транспортных средств, на кузова или рамы, ранее входившее в состав других транспортных средств, которым были присвоены идентификационные номера полнокомплектных транспортных средств, происходит фактическая подмена транспортных средств, на автомобили, которые не зарегистрированы в установленном порядке.
В данном случае, для совершения регистрационных действий предоставляются автомобили, регистрация которых в Госавтоинспекции, с использованием паспортов транспортных средств, ранее выданных на другие транспортные средства, невозможна.
Таким образом, подобные транспортные средства возможно отнести ко вновь произведенным транспортным средства, для которых существует порядок выдачи паспортов транспортных средств.
Порядок выдачи паспортов транспортных средств определен Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (далее - Положение о ПТС), утвержденным приказом МВД России, Минпромэнерго России и Минэкономразвития России от 23.07.2005 № 496/192/134.
В соответствии с пунктами 4 и 5 Положения о ПТС бланки паспортов транспортных средств выдаются подразделениями Госавтоинспекции организациям и гражданам, осуществляющим свою предпринимательскую деятельность и являющимися изготовителями транспортных средств, при наличии документов, удостоверяющих соответствие транспортных средств требованиям Технического регламента (одобрение типа транспортного средство или свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства).
Фактическая замена кузовов или рам транспортных средств, являющихся основными элементами конструкции базовых транспортных средств, не подпадает под процедуру внесения изменений в конструкцию ранее зарегистрированных транспортных средств, а является сборкой иных транспортных средств, которые могут быть допущены к регистрации в Госавтоинспекции при наличии свидетельств о безопасности конструкции вновь произведенных транспортных средств, в связи с чем отказы в совершении подобных регистрационных действий, вынесенные должностными лицами Госавтоинспекции, правомерны.
Согласно разъяснениям ФКУ НИЦ БДД МВД России от 21.02.12 г. № 13/ц-5-1269, замена на автомобилях, зарегистрированных в Госавтоинспекции, агрегатов (двигателя, кузова, рамы, кабины) в общем случае является изменением конструкции транспортного средства и требует выполнения процедур, установленных порядком контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в ГИБДД МВД России, утвержденным указанным выше приказом МВД России. При этом не является внесением изменений в конструкцию транспортного средства одновременная замена двигателя, рамы, кузова транспортного средства, данная процедура является скрытым видом самостоятельной сборки транспортного средства.
В соответствии с требованиями приказа МВД России от 7 декабря 2000 г. № 1240 «Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору», к изменению конструкции транспортного средства относится: исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения.
Техническим регламентом «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 720 от 10.09.2009 г. определены основные понятия: «базовое транспортное средство» - транспортное средство которое в целом, или его кузов, или шасси были использованы для создания другого транспортного средства; «тип транспортного средства (шасси)» - транспортные средства (шасси) с одинаковыми конструктивными признаками, зафиксированными в техническом описании, изготовленные одним производителем.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» от 15.11.1995 г № 196 допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
В связи с тем, что автомобиль «Мерседес Бенц 230», год выпуска 1997, цвет черный, идентификационный номер (<номер обезличен>, является продуктом самостоятельной сборки из отдельных узлов и агрегатов, не имеющего соответствующего документа о допуске транспортного средства к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации, то для выдачи паспорта транспортного средства, являющимся согласно пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» обязательным условием допуска транспортного средства к участию в дорожном движении, является проведение обязательной сертификации или декларирование соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В соответствии с решением Верховного суда Российской Федерации от 06.10.2011 г. № ГКПИ 11-1343 следует, что государственная регистрация транспортных средств в подразделениях ГИБДД, предусмотренная Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» от 15.11.1995 г. № 196 (пункт 3 статьи 15) как обязательное условие для осуществления собственниками принадлежащих им имущественных прав на автомобили, а именно для использования в дорожном движении, в определенной степени
ограничивает субъективное право собственности. Однако такое
ограничение нельзя рассматривать как недопустимое, поскольку оно
направлено на защиту здоровья, прав и законных интересов как самих
собственников, так и других лиц, в том числе права на обеспечение
эффективного противодействия преступлениям и другим правонарушениям, связанным с использованием транспортных средств, а сами по себе регистрационные действия, осуществляемые подразделениями ГИБДД, являются формой административного контроля с целью соблюдения конституционных прав граждан и гарантирования их имущественных интересов.
В целях реализации Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», техническим регламентом определено, что оценка соответствия типов транспортных средств (шасси) осуществляется перед выпуском их в обращение и проводится в форме одобрения типа. Номер одобрения типа транспортного средства (одобрения типа шасси) вносится в паспорт транспортного средства (шасси) каждого транспортного средства (шасси), относящегося к типу, в отношении которого установлено соответствие требованиям данного технического регламента. В паспорт транспортного средства (шасси) вносятся все особые отметки по ограничению в применении транспортного средства (шасси), содержащиеся в одобрении типа транспортного средства (одобрении типа шасси). Наличие в паспорте транспортного средства (шасси) номера одобрения типа транспортного средства (одобрения типа шасси) является необходимым условием для выпуска транспортного средства (шасси) в обращение. Приказом МВД России, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 23 июня 2005 г. N 496/192/134 утверждены образец паспорта транспортного средства и Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, предусматривающие наличие в паспортах транспортных средств строки 17 «Одобрение типа ТС» и регламентирующие порядок ее заполнения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» от 15.11.1995 года № 196, транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев, и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 главы 4 Федерального Закона «О техническом регулировании» № 184 от 27 декабря 2002 г., обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах принятия декларации о соответствии, либо обязательной сертификации.
В соответствии с пунктом 23 главы 4 Федерального Закона «О техническом регулировании» обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.
Порядок сертификации механических транспортных средств и прицепов, составных частей их конструкций и предметов дополнительного оборудования установлен главой II Постановления госкомитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации «О совершенствовании механических транспортных средств и прицепов» № 19 от 01.04.1998 г. настоящий порядок устанавливает процедуры подготовки и проведения оценки соответствия транспортных средств указанных в пункте 3 главы I данного Постановления, а также составных частей их конструкций и предметов дополнительного оборудования, выпускаемых действующими на территории Российской Федерации организациями и индивидуальными предпринимателями, а также ввозимых на эту территорию с целью реализации и последующей эксплуатации на дорогах общего пользования.
Настоящий порядок не распространяется на следующие транспортные средства, условия регистрации и допуска к эксплуатации которых регламентируются другими нормативными правовыми актами: тихоходные, конструктивная скорость которых не превышает 25 км/ч; бывшие в эксплуатации (в употреблении), то есть ранее зарегистрированные для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации или территории других стран; ранее зарегистрированные в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации при внесении изменений в их конструкцию; поставляемые только в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
Порядок включает в себя подачу и рассмотрение соответствующей заявки, испытания сертифицируемой продукции, проверку производства, выдачу и регистрацию «сообщения, касающегося официального утверждения по типу конструкции транспортного средства», или сертификата соответствия, или «одобрения типа транспортного средства», осуществление инспекционного контроля, за сертифицированной продукцией.
Настоящий порядок полностью соответствует процедуре официального утверждения по типу конструкции транспортного средства, предусматриваемой Женевским Соглашением 1958 г. (вводная часть в ред. Изменения № 1, утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 10.12.2007 г. №3453).
Для рассмотрения документов на составные части конструкции транспортного средства необходимо предоставить информацию подтверждающую, что данные составные части конструкции являются бывшими в употреблении (эксплуатации) полнокомплектного транспортного средства, зарегистрированного в установленном порядке в подразделениях ГИБДД МВД РФ для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, или являлись составными частями конструкции транспортного средства, зарегистрированного в установленном порядке для участия в дорожном движении на территории других страх, либо сертификат соответствия на вышеуказанные составные части конструкции транспортного средства.
Согласно определения Верховного суда Российской Федерации от 29.11.2011 г. № КАС11-672, использование автотранспортных средств
соединено с повышенной опасностью для окружающих и требует
специального регулирования. В связи с этим Федеральным законом «О
безопасности дорожного движения», исходящим из приоритета жизни и
здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, и из
приоритета ответственности государства за обеспечение безопасности
дорожного движения над ответственностью граждан и связанной с этим
необходимости осуществления адекватного контроля, установлены
правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения с тем,
чтобы не допустить эксплуатацию транспортных средств, технически
неисправных и не отвечающих установленным стандартам и техническим
нормам в данной области.
В настоящее время с 01.01.2020 вступил в действие Федеральный закон «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 № 283-ФЗ в соответствии со статьей 20 которого запрещается совершение регистрационных действий: в случае невозможности идентификации транспортного средства вследствие подделки, сокрытия, изменения и (или) уничтожения маркировки транспортного средства и (или) маркировки основного компонента транспортного средства; в случае замены имеющего маркировку основного компонента транспортного средства на аналогичный компонент, не имеющий маркировки, если это препятствует идентификации транспортного средства, или на аналогичный компонент, имеющий идентификационный номер другого транспортного средства.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. Из данной нормы следует, что отсутствие документа удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, препятствует его регистрации, таким документом является паспорт транспортного средства, подтверждающий техническую безопасность автомобиля.
Отсутствие на автомобиле «Мерседес Бенц 230» 1997 года выпуска, цвет черный, <номер обезличен>, двигатель <номер обезличен> документа удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения препятствует совершению с ним регистрационных действий, а следовательно, и допуску его к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации.
Суд в связи с вышеизложенным, приходит к выводу, что действия МРЭО ГИБДД г. Лермонтова ГУ МВД России по Ставропольскому краю правомерны и осуществлены в рамках имеющихся полномочий, полностью соответствуют нормам приведенных Федеральных законов и нормативно-правовых актов, не нарушают прав и законных интересов заявителя и не противоречат Федеральным законам или другим нормативным правовым актам, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований Бадулина А.В. не имеется.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Бадулина Артема Владимировича к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю, межрайонному регистрационно-экзаменационному отделу ГИБДД г. Лермонтова ГУ МВД России по Ставропольскому краю о признании добросовестным приобретателем автомобиля марки «<номер обезличен>, зарегистрировав его на собственника Бадулина Артема Владимировича, обязании МРЭО ГИБДД г. Лермонтова межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел ГИБДД г. Лермонтова ГУ МВД России по Ставропольскому краю, в лице Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю (ГУ МВД России по Ставропольскому краю), совершить регистрационные действия в виде восстановления регистрационного учета транспортного средства автомобиля марки «Мерседес Бенц 230», модификация (тип) транспортного средства легковой седан, идентификационный номер <номер обезличен> с выдачей новых регистрационных документов и паспорта транспортного средства, - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 31 мая 2021 года.
Судья О.В. Савина