ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1903/18 от 27.11.2018 Новоалтайского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2-1903\2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Новоалтайск 27 ноября 2018 года

Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Козловой И.В.,

при секретаре Новиковой Л.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Акционерного общества «Алтайкрайэнерго» в лице Новоалтайского отделения к Ермолаевой Валентине Ильиничне о взыскании задолженности за электрическую энергию,

установил:

АО «Алтайкрайэнерго» обратилось в суд с иском к Ермолаевой В.И. о взыскании задолженности за неучтенное потребление электрической энергии за период с ДАТА по ДАТА просили взыскать <данные изъяты> (из расчета с ДАТА (дата предыдущей проверки) по ДАТА (<данные изъяты> дня). <данные изъяты> дн. *24 ч.=<данные изъяты> ч. Мощность оборудования: <данные изъяты> кВт*ч. Оплачено за период перерасчета: <данные изъяты> кВт*ч. Объем неучтенного потребления: (<данные изъяты> кВт * <данные изъяты> ч. – <данные изъяты> кВт*ч) * <данные изъяты> = <данные изъяты>, указав, что осуществляет подачу электрической энергии в жилое помещение, расположенное по АДРЕС. ДАТА при проведении проверки представителем АО «Алтайкрайэнерго» выявлено нарушение Правил эксплуатации электроустановок – отсутствие пломбы ЭСО, нарушении целостности пломбировочного материала, о чем составлен акт проверки состояния прибора учета НОМЕР, подписанный потребителем, прибор учета признан непригодным для расчетов. Пунктом 4.2 Договора установлено, что сохранность прибора учета определяется отсутствием следов порчи корпуса прибора или повреждением его внутреннего оборудования, а также сохранностью пломбы и знака маркировки (идентификационного номера). Признаками несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, повлекшего искажение показаний такого прибора, в том числе является повреждение пломбы, знаков визуального контроля, установленных госповерителем или исполнителем. Согласно статей 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии. Поэтому основанием для возникновения у покупателя обязательства по оплате поставленной энергии является принятие покупателем количества энергии в соответствии с данными учета. В силу пунктов 1, 3 статьи 543 ГК РФ абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов, оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией. Согласно п. «г» ст. 35 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее Правила) потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета. В силу п. 81.11 Правил прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается. При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат: целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора; наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета; отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета. Кроме, того согласно п. 1.2.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 № 6, потребитель обязан обеспечить содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями настоящих Правил, правил безопасности и других нормативно-технических документов. Обо всех дефектах или случаях отказов в работе расчетных счетчиков электрической энергии потребитель обязан немедленно поставить в известность энергоснабжающую организацию. В соответствии с пп. 4 п. 62 названного Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 при обнаружении исполнителем факта несанкционированного вмешательства в работу индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, расположенного в жилом или нежилом помещении потребителя, повлекшего искажение показаний такого прибора учета, исполнитель обязан прекратить использование показаний такого прибора учета при расчетах за коммунальную услугу и произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу для потребителя исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности имеющегося ресурсопотребляющего оборудования (для водоснабжения и водоотведения - по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период, начиная с даты несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, указанной в акте проверки состояния прибора учета, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, до даты устранения такого вмешательства. Если дату осуществления несанкционированного подключения или вмешательства в работу прибора учета установить невозможно, то доначисление должно быть произведено начиная с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором выявлено несанкционированное подключение или вмешательство в работу прибора учета. По факту выявленного несанкционированного потребления электроэнергии Ермолаевой В.И. был произведен расчет в соответствии с Постановление Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", так как на момент выявления факта несанкционированного потребления, иного расчета законодательством предусмотрено не было.

Впоследствии истец уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчика <данные изъяты> (за период с ДАТА по ДАТА (<данные изъяты> дн.). <данные изъяты> дн. *<данные изъяты> ч.=<данные изъяты> ч. Мощность оборудования: <данные изъяты> кВт*ч. Оплачено за период перерасчета: <данные изъяты> кВт*ч. Объем неучтенного потребления: (<данные изъяты> кВт * <данные изъяты> ч. - <данные изъяты> кВт*ч) * <данные изъяты> = <данные изъяты>

Представители истца по доверенности Козлова И.Г., Шкрет Н.И. в судебном заседании на требованиях настаивали по основаниям, указанным в иске, дополнительно пояснив, что акт проверки состояния прибора учета от ДАТА является достаточным основанием для начисления задолженности, так как содержит всю необходимую информацию, ответчиком подписан; изменение иска вызвано тем фактом, что в расчетном листе содержалась техническая ошибка.

Ответчик Ермолаева В.И. и ее представитель Шестакова И.А. в судебном заседании иск не признали. В письменных возражениях на иск представитель ответчика Шестакова И.А. указала, что исковые требования удовлетворению не подлежат, т.к. грубо нарушены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, которыми в п. 2. предусматривают 2 вида нарушения законного режима потребления электрической энергии

"бездоговорное потребление электрической энергии" - самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение 2 месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей;

"безучетное потребление" - потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).

В соответствии с пунктом 4.2 договора энергоснабжения бытового потребителя НОМЕР, устанавливает, что сохранность прибора учета определяется отсутствием следов порчи корпуса прибора или повреждением его внутреннего оборудования, а также сохранностью пломбы и знака маркировки (идентификационного номера).

Вместе с тем нарушение не всякой пломбы свидетельствует о безучетном потреблении. Так, шкафы приборов учета и вводно-распределительных устройств не являются приборами учета и при отсутствии доказательств, подтверждающих совершение ответчиком действий, направленных на искажение данных приборов учета, и доказательств неисправности приборов учета и нарушения целостности пломб на приборах учета факт отсутствия пломбы на дверце шкафчика не подтверждает безучетное потребление электроэнергии ответчиком. Правилами учета электрической энергии, утвержденными Министерством топлива и энергетики РФ 19.09.1996 дано определение средств учета: средства учета - совокупность устройств, обеспечивающих измерение и учет электроэнергии (измерительные трансформаторы тока и напряжения, счетчики электрической энергии, телеметрические датчики, информационно-измерительные системы и их линии связи) и соединенных между собой по установленной схеме. Правила устройства электроустановок, утвержденные Приказом Минэнерго России от 08.07.2002 № 204 в п. 1.5.13 предусматривают, что каждый установленный расчетный счетчик должен иметь на винтах, крепящих кожух счетчика, пломбы с клеймом госповерителя, а на зажимной крышке - пломбу энергоснабжающей организации. Данное положение подтверждено при допросе специалиста ФИО6, работающего в Ростехнадзоре, который пояснил, что электрический счетчик должен был быть опломбирован, пломбы госповерителя, как на представленном электрическом счетчике, а также должна быть пломбы сетевой организации на вводном автомате и клемной крышке электрического счетчика, для исключения несанкционированного вмешательства в работу электрического счетчика. П. 1.5.29. Правил устройства электроустановок, утвержденные Приказом Минэнерго России от 08.07.2002 № 204 устанавливает, что счетчики должны устанавливаться в шкафах, камерах комплектных распределительных устройствах (КРУ. КРУП), на панелях, щитах, в нишах, на стенах, имеющих жесткую конструкцию. Допускается крепление счетчиков на деревянных, пластмассовых или металлических щитках. Высота от пола до коробки зажимов счетчиков должна быть в пределах 08-1,7 м. Допускается высота менее 0.8 м, но не менее 0,4 м. В соответствии с актом проверки состояния приборов учета от ДАТАНОМЕР (электросчетчик НОМЕР, заводской НОМЕР)нарушена целостность опломбировочного материала на щите учета. Щит учета не является прибором учета, в связи с этим ссылка ответчика о нарушении сохранности приборов учета ничем документально не подтверждена. Указание в акте проверки состояния приборов учета от ДАТАНОМЕР на отсутствие пломб на вводном автомате, клейменой крышке необоснованно, т.к. согласно акту приемки учета электроэнергии бытового абонента НОМЕР от ДАТА они не устанавливались на прибор учета (электросчетчик НОМЕР, заводской НОМЕР), на приборе учета в момент ввода в эксплуатацию стояла только пломба госповерителя, ее нарушение актом проверки не установлено; не установлено время возникновения нарушения целостности опломбировочного материала щита учета. Указание на дату предыдущей проверки ДАТА опровергается показаниями ответчика, показаниями свидетелей ФИО8, ФИО9, ФИО10, фотоматериалами. Ответчик настаивает, что данный опломбировочный материал был поврежден сотрудником сетевой организации эл.монтером ФИО13ДАТА при открывании щита прибора учета. При допросе специалист ФИО6, работающий в Ростехнадзоре, пояснил, что такое нарушение целостности опломбировочного материала возможно при открывании щита учета.

С актом проверки состояния приборов учета от ДАТА Ермолаева В.И. ознакомлена, не согласна, после получения письма с расчетом, обращалась к начальнику Новоалтайского отделения АО «<данные изъяты>» ФИО7 с заявлением, прилагала копию акта осмотра электроплиты от ДАТА, что электроплита не работает, не может быть устройством, принимающим электроэнергию. Сам факт нарушения целостности пломбы на шкафе учета не означает факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, непонятно, как контролер, не обладающий специальными знаниями, путем визуального осмотра установил, что произошло несанкционированное вмешательство в работу прибора учета и что прибор учета непригоден для расчетов. Согласно свидетельству о поверке от ДАТА ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Алтайском крае и Республике Алтай» счетчик электрической энергии признан пригодным к применению в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений до ДАТА. Согласно заключению эксперта НОМЕР от ДАТА лаборатории судебной строительно-технической экспертизы, счетчик электрической энергии <данные изъяты>НОМЕР исправен, находится в работоспособном состоянии, признаков стороннего вмешательства в прибор учета не выявлено; вмешательство в прибор учета с помощью магнита, путем ослабления болтов напряжения, путем подключения напрямую нагрузки к проводам не установлено ни одним из представленных истцом доказательств, поэтому не может рассматриваться как способ несанкционированного вмешательства в работу прибора учета. Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (Основные положения), указывают на два контрольных мероприятия, требующих предварительного уведомления потребителя: контрольное снятие показаний (п. 170) и проведение проверки приборов учета (п. 177). В обоих случаях необходимость уведомления о дате и времени контрольного мероприятия обусловлена отсутствием свободного доступа к прибору учета электроэнергии. Данные пункты нарушены сотрудниками АО «Алтайкрайэнерго». П. 192 Основных положений устанавливает, что по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес: гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление; лица, осуществившего бездоговорное потребление. Факт безучетного потребления электрической энергии может быть выявлен в том числе при проведении проверки состояния приборов учета, а также в ходе проведения осмотра прибора учета перед его демонтажем.

Согласно п. 193 Основных положений в акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться: данные: о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии; о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии; о приборах учета на момент составления акта; о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления; объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; замечания к составленному акту (при их наличии). При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация)), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии. Отказ указанного лица от подписания акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а также его отказ присутствовать при составлении акта должен быть зафиксирован с указанием причин отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, составленном в присутствии 2 незаинтересованных лиц. В соответствии с п. 194 Основных положений расчет объема безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии (мощности) осуществляется сетевой организацией в соответствии с пунктами 195 или 196 настоящего документа соответственно в течение 2 рабочих дней со дня составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии на основании материалов проверки (акта о неучтенном потреблении электрической энергии, акта предыдущей проверки приборов учета), а также на основании документов, представленных потребителем, осуществляющим безучетное потребление (обслуживающим его гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией)), или лицом, осуществляющим бездоговорное потребление электрической энергии. Расчет объема безучетного потребления электрической энергии (мощности) направляется сетевой организацией гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающему потребителя, осуществляющего безучетное потребление, вместе с актом о неучтенном потреблении электрической энергии в срок, установленный пунктом 192 настоящего документа.

Пункт 195 Основных положений устанавливает, что объем безучетного потребления электрической энергии определяется с применением расчетного способа, предусмотренного п... "а" п. 1 приложения № 3 к настоящему документу. При этом в отношении потребителя, при осуществлении расчетов за электрическую энергию с которым используется ставка за мощность, помимо объема безучетного потребления электрической энергии также определяется величина мощности, приобретаемой по договору, обеспечивающему продажу электрической энергии (мощности), и величина мощности, оплачиваемой в части услуг по передаче электрической энергии, исходя из почасовых объемов потребления электрической энергии, определяемых в соответствии с пп. "б" п. 1 приложения № 3 к настоящему документу. Объем безучетного потребления электрической энергии (мощности) определяется с даты предыдущей контрольной проверки прибора учета (в случае если такая проверка не была проведена в запланированные сроки, то определяется с даты, не позднее которой она должна была быть проведена в соответствии с настоящим документом) до даты выявления факта безучетного потребления электрической энергии (мощности) и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии. Стоимость электрической энергии в определенном в соответствии с настоящим пунктом объеме безучетного потребления включается гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в выставляемый потребителю (покупателю) счет на оплату стоимости электрической энергии (мощности), приобретенной по договору, обеспечивающему продажу электрической энергии (мощности), за тот расчетный период, в котором был выявлен факт безучетного потребления и составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии. Указанный счет также должен содержать расчет объема и стоимости безучетного потребления. Потребитель (покупатель) обязан оплатить указанный счет в срок, определенный в договоре, обеспечивающем продажу электрической энергии (мощности). С даты составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии объем потребления электрической энергии (мощности) и объем оказанных услуг по передаче электрической энергии определяются в порядке, предусмотренном требованиями п. 166 настоящего документа к расчету объемов потребления электрической энергии (мощности) и оказанных услуг по передаче электрической энергии для случая непредоставления показаний прибора учета в установленные сроки начиная с 3-го расчетного периода. Пункт 84 Основных положений устанавливает, что стоимость электрической энергии (мощности) в объеме выявленного безучетного потребления электрической энергии (далее - стоимость объема безучетного потребления) рассчитывается и взыскивается гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) с потребителя по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии, составленного в соответствии с разделом X настоящего документа. Стоимость объема безучетного потребления по договору энергоснабжения (купли- продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) рассчитывается по ценам на электрическую энергию (мощность), определяемым и применяемым в соответствии с настоящим документом за расчетный период, в котором составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии, а также условиями договора. Стоимость объема бездоговорного потребления и стоимость объема безучетного потребления населением определяются исходя из регулируемых цен (тарифов), установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для населения и приравненных к нему категорий потребителей и применяемых для расчетного периода, в котором составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии. Таким образом, основанием для начисления стоимости безучетного потребления является выявленный факт такого безучетного потребления, который фиксируется не актом проверки, а актом о неучтенном потреблении электрической энергии. Однако акт о неучтенном потреблении электрической энергии не был составлен, поэтому оснований для начисления стоимости безучетного потребления нет. Ссылка истца, что акт проверки и является актом о безучетном потреблении энергии является необоснованной, т.к. противоречит п. 176 Основных положений.

Сетевая организация передает гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), в случае если он не участвовал в проведении проверки, копии актов проверки расчетных приборов учета в течение 3 рабочих дней после их составления. Результатом проверки является заключение о пригодности расчетного прибора учета для осуществления расчетов за потребленную (произведенную) на розничных рынках электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по передаче электрической энергии, о соответствии (несоответствии) расчетного прибора учета требованиям, предъявляемым к такому прибору учета, а также о наличии (об отсутствии) безучетного потребления или о признании расчетного прибора учета утраченным. В акте проверки приборов учета должны быть указаны: дата, время и адрес проведения проверки, форма проверки и основание для проведения проверки: лица, принявшие участие в проверке; лица, приглашенные в соответствии с п. 171 настоящего документа для участия в проверке, но не принявшие в ней участие; характеристики и место установки проверяемого расчетного прибора учета (измерительного трансформатора, в случае если прибор учета входит в состав измерительного комплекса или систему учета), показания прибора учета на момент проверки и дата истечения межповерочного интервала прибора учета (измерительного трансформатора); характеристики и место установки контрольных пломб и знаков визуального контроля, установленных на момент начала проверки, а также вновь установленных (если они менялись в ходе проверки); результат проверки; характеристики используемого при проведении проверки оборудования, в случае если проводится инструментальная проверка; лица, отказавшиеся от подписания акта проверки либо несогласные с указанными в акте результатами проверки, и причины такого отказа либо несогласия. В данном случае актом проверки состояния прибора учета НОМЕР от ДАТА установлен результат проверки - непригодность прибора учета для осуществления расчетов, отсутствие пломбы ЭСО на щите учета и вынесено предписание о смене электросчетчика в нарушение п. 142 Постановления Правительства № 442 от 04.05.2012, которое предусматривает, что замена счетчика электрической энергии предусмотрена для приборов учета с истекшим межпроверочным интервалом, выхода прибора учета из строя или его утраты.

Кроме того, исходя из лицевой карты потребителя за период ДАТА - ДАТА видно, что как при работе счетчика электрической энергии до выявления нарушения целостности опломбировочного материала, так и после установления нового счетчика электрической энергии объем потребленной энергии не изменился, что свидетельствует об отсутствии безучетного потребления электрической энергии.

Выслушав участников процесса, допросив свидетелей, проведя судебную экспертизу, исследовав материалы дела, суд полагает в иске отказать по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ДАТА между ОАО «Алтайкрайэнерго» (ЭСО) и Ермолаевой В.И. (покупатель, потребитель) заключен договор энергоснабжения НОМЕР, согласно которому ЭСО обязуется подавать покупателю электроэнергию, а покупатель обязуется оплачивать принятую электроэнергию в соответствии с условиями настоящего договора.

Пунктом 3.6 данного Договора установлено, что потребитель обязуется обеспечить сохранность прибора учета и пломб, своевременную госповерку или замену неисправных приборов учета; пунктом 4.2 данного Договора установлено, что сохранность прибора учета определяется отсутствием следов порчи корпуса прибора или повреждением его внутреннего оборудования, а также сохранностью пломбы и знака маркировки (идентификационного номера) (л.д.27).

Согласно акту проверки состояния прибора учета НОМЕР от ДАТА представителями ОАО «СК Алтайкрайэнерго» проведена проверка средств учета по АДРЕС, по результатам которой установлено, что прибор учета - счетчик электрической энергии <данные изъяты>, ДАТА не пригоден для осуществлении расчета, т.к. щиток не герметичен – отсутствует смотровое стекло; отсутствуют пломбы ЭСО на клемной крышке, вводном автомате до электросчетчика, на щите учета, пломба ЭСО сорвана (нарушена опломбировочная проволока, рекомендовано приобрести счетчик эл.энергии с жк-дисплеем (л.д. 26).

Указание ОАО «СК Алтайкрайэнерго» ответчиком выполнены, ДАТА введен в эксплуатацию новый счетчик (л.д. 163).

В судебном заседании пояснениями сторон установлено, что представителями АО «Алтайкрайэнерго» была установлена лишь одна пломба – на щите учета. Данное обстоятельство подтверждено актом НОМЕР от ДАТА, согласно которому установлена лишь одна пломба на щите учета (л.д. 48), о чем утверждает ответчик и с чем согласился в судебном заседании представитель истца, доказательств иному нет. Таким образом, следует исходить из нарушения именно данной пломбы, установленной представителями АО «Алтайкрайэнерго» ДАТА на щите учета.

В соответствии с п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу ч. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике утверждает правила оптового рынка и основные положения функционирования розничных рынков.

Согласно п. 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее – Основных положений), в редакции действовавшей на момент проверки, под «безучетным потреблением» понимается потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).

Согласно п.п. 168, 172 Основных положений, сетевая организация проводит проверку приборов учета.

Согласно п. 173 Основных положений, проверки расчетных приборов учета осуществляются в плановом и внеплановом порядке.

Плановые проверки приборов учета осуществляются сетевой организацией на основании плана - графика проведения проверок расчетных приборов учета, разработанного сетевой организацией и согласованного с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в порядке, указанном в п. 174 настоящего документа. В плане-графике проведения проверок расчетных приборов учета должны быть указаны точки поставки электрической энергии, в отношении которых проводится проверка, дата и время проведения проверки с учетом режима работы объекта и форма проверки.

Основанием для проведения внеплановой проверки приборов учета является:

полученное от гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего точки поставки, расположенные в границах объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, заявление о необходимости проведения внеплановой проверки приборов учета в отношении обслуживаемых им точек поставки, но не более чем 10 процентов точек поставки, планируемых сетевой организацией к проверке в соответствии с указанным планом-графиком в этом же расчетном периоде;

полученное от потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)) которого непосредственно или опосредованно присоединены к сетевой организации, заявление о необходимости проведения внеплановой проверки в отношении его точек поставки;

выявление факта нарушения сохранности пломб и (или) знаков визуального контроля при проведении осмотра состояния расчетного прибора учета перед его демонтажем, осуществляемым в порядке, установленном настоящим разделом.

В соответствии с п. 174 Основных положений сетевая организация уведомляет ежемесячно, до 25-го числа текущего месяца, гарантирующего поставщика (энергосбытовую, энергоснабжающую организацию) о включенных в разработанный ею план - график проведения проверок расчетных приборов учета на следующий месяц точках поставки потребителей (производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках), обслуживание которых осуществляет такой гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) и которые расположены в границах объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления.

При получении заявления о необходимости проведения внеплановой проверки приборов учета, если такое заявление содержит описание причин, обусловивших проведение такой проверки, сетевая организация в соответствии с п. 175 Основных положений обязана не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявления организовать проведение внеплановой проверки приборов учета с приглашением ее инициатора и заинтересованных сторон.

Результаты проверки приборов учета в соответствии с п. 176 Основных положений сетевая организация оформляет актом проверки расчетных приборов учета, который подписывается сетевой организацией и лицами, принимавшими участие в проверке. Акт составляется в количестве экземпляров по числу лиц, принимавших участие в проверке, по одному для каждого участника. При отказе лица, принимавшего участие в проверке, от подписания акта, в нем указывается причина такого отказа.

При этом в акте проверки приборов учета должны быть указаны: дата, время и адрес проведения проверки, форма проверки и основание для проведения проверки; лица, принявшие участие в проверке; лица, приглашенные в соответствии с п. 171 настоящего документа для участия в проверке, но не принявшие в ней участие; характеристики и место установки проверяемого расчетного прибора учета (измерительного трансформатора, в случае если прибор учета входит в состав измерительного комплекса или систему учета), показания прибора учета на момент проверки и дата истечения межповерочного интервала прибора учета (измерительного трансформатора); характеристики и место установки контрольных пломб и знаков визуального контроля, установленных на момент начала проверки, а также вновь установленных (если они менялись в ходе проверки); результат проверки; характеристики используемого при проведении проверки оборудования, в случае если проводится инструментальная проверка; лица, отказавшиеся от подписания акта проверки либо несогласные с указанными в акте результатами проверки, и причины такого отказа либо несогласия.

Согласно п. 177 Основных положений в случае если для проведения проверки приборов учета сетевой организации требуется допуск к энергопринимающим устройствам потребителя (объекту по производству электрической энергии (мощности)), то сетевая организация за 5 рабочих дней до планируемой даты проведения проверки уведомляет потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) о дате и времени проведения такой проверки, а также о последствиях ее недопуска к расчетным приборам учета. При несогласии потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) с предложенными датой и (или) временем проведения проверки этот потребитель (производитель электрической энергии (мощности) на розничном рынке) направляет сетевой организации предложение об иных дате и (или) времени, после чего стороны обязаны согласовать иные дату и (или) время.

В случае недопуска потребителем (производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке) сетевой организации к расчетным приборам учета в согласованные дату и время сетевая организация повторно направляет потребителю (производителю электрической энергии (мощности) на розничном рынке) уведомление с указанием даты и времени проведения проверки расчетных приборов учета, а также информацию о последствиях ее недопуска к таким приборам учета.

По факту проверки, в случае выявления безучетного потребления, в силу п. 192 Основных положений, сетевая организация составляет акт о неучтенном потреблении, который не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление; лица, осуществившего бездоговорное потребление.

Согласно п. 193 Основных положений, в акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться данные: о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии; о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии;

о приборах учета на момент составления акта; о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления; объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; замечания к составленному акту (при их наличии).

При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация)), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии. Отказ лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а также его отказ присутствовать при составлении акта должен быть зафиксирован с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, составленном в присутствии 2 незаинтересованных лиц.

Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами при рассмотрении настоящего спора, помимо самого факта безучетного потребления, являются также установление порядка соблюдения проведения проверки прибора учета, в том числе надлежащего извещения потребителя о проведении проверки и его присутствия при составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии.

Пояснения сторон и материалы дела свидетельствуют о том, что процедура проведения проверки была нарушена.

Доказательств уведомления потребителя о проведении проверки и о составлении акта о безучетном потреблении согласно требованиям Основных положений истцом не представлено.

Для проведения проверки прибора учета потребителя Ермолаевой В.И. требовался доступ к энергопринимающим устройствам потребителя, поскольку прибор учета находится в помещении гаража, во дворе дома имеется собака.

В нарушение п. 177 Основных положений Ермолаева В.И. не была уведомлена о дате и времени проведения проверки, это нарушило ее права, так как, впустив представителей истца в помещение гаража, не смогла присутствовать и видеть происходящее, вынуждена была удерживать собаку. Настаивает, что пломбу сорвал Свидетель №1, возможно, не заметив ее внизу щита, но до его появления в указанном гараже пломба была на месте. Данное обстоятельство ответчик доказывал в судебном заседании показаниями свидетелей. Свидетель ФИО8, соседка Ермолаевой В.И., подтвердила присутствие пломбы на ящике (щите) прибора в середине ДАТА. Свидетель ФИО9, муж Ермолаевой В.И., подтвердил факт наличия пломбы на щите учета ДАТА. Свидетель ФИО10, дочь Ермолаевой В.И., подтвердила факт наличия пломбы на щите учета ДАТА. По ходатайству ответчика приняты меры по приводу в судебное заседание свидетеля Свидетель №1, уклоняющегося от добровольной явки, который пояснил, что обстоятельств, связанных с составлением указанного акта не помнит за давностью, но пломбу не срывал.

Как поясняет ответчик, она сразу заявила о несогласии с актом проверки, однако ей представители истца разъяснили, что негативных последствий не будет, ей требуется лишь заменить счетчик, поэтому она подписала акт по их просьбе, однако позже получила расчет, с которым не согласна.

Из акта проверки состояния прибора учета от ДАТА видно, что в нем не предусмотрено ни графы, ни места для объяснений потребителя, потребителю не предложено дать объяснения.

Таким образом, истцом в нарушение требований Основных положений не была исполнена обязанность по извещению потребителя, права потребителя нарушены.

Как установлено, после получения расчета Ермолаева В.И. сразу обратилась к начальнику Новоалтайского отделения истца с заявлением, изложив в нем обстоятельства составления акта проверки состояния прибора учета от ДАТА также, как указывает о них суду (л.д.74).

В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Необходимость предоставления суду доказательств сторонам неоднократно разъяснялась, предлагалось представить дополнительные доказательства.

Иные доказательства суду не представлены.

Установлено, что акт о безучетном потреблении в нарушение п. 193 Основных положений не составлялся.

Доводы представителя истца о «достаточности» акта проверки состояния прибора учета от ДАТА не основаны на Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТАНОМЕР, противоречат им. Кроме того, в нарушение п. 176 Основных положений акт не содержит сведений о способе и месте осуществления безучетного потребления электрической энергии; о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления; объяснения лица, осуществляющего безучетное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; замечания к составленному акту (при их наличии). Таким образом, акт проверки состояния прибора учета от ДАТА не является актом о безучетном потреблении электрической энергии и не содержит указанных в п. 192 Основных положений необходимых сведений, которые должны быть указаны в акте о безучетном потреблении электрической энергии: о способе и месте осуществления безучетного потребления электрической энергии; о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления; объяснения лица, осуществляющего безучетное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; замечания к составленному акту (при их наличии).

Поскольку акт о безучетном потреблении электрической энергии в нарушение п. 193 Основных положений не составлялся и потребитель при этом не присутствовал, постольку права потребителя, лишенного возможности принять участие в проверке и заявить возражения в ходе ее проведения, а также дать свои объяснения по факту выявленных нарушений, существенно нарушены.

Данный факт подтверждается и тем обстоятельством, что ответчику не предоставлен расчетный лист в окончательной редакции требований истца. Так, истцу с нарушением установленных Основными положениями сроков направлялся расчетный лист на сумму <данные изъяты> (л.д. 25, 68) и не направлялся на сумму <данные изъяты> (л.д. 70), и сумму <данные изъяты> (л.д. 66). Таким образом, материалы дела содержат три разных расчетных листа, что при отсутствии акта о неучтенном потреблении является нарушением прав потребителя. Тем более, что потребитель был лишен возможности заявить и о выходе из строя плиты электрической (л.д. 231) и об объеме оплаченной им электроэнергии. Суд полагает, что размер оплаченной потребителем электроэнергии, по-разному указанный в расчетных листах, не является технической ошибкой, не влияющей, по мнению истца, на права потребителя. Отсутствие акта о неучтенном потреблении лишило ответчика возможности оспорить его в установленном порядке. Само по себе то обстоятельство, что акт проверки состояния прибора учета подписан Ермолаевой В.И., не свидетельствует о ее согласии с его содержанием.

Кроме того в соответствии со ст. 56 ГПК РФ на истце лежала обязанность представить доказательства вмешательства в работу прибора учета, повлекшего искажение его показаний. Однако такие доказательства истцом не представлены.

Истец пояснял, что ответчик имел возможность воздействовать на прибор учета магнитом, ослаблением (затем закручиванием) болтов напряжения, подключением напрямую нагрузки к проводам.

Для разрешения указанных вопросов судом назначена судебная трассологическая экспертиза.

Согласно выводам, изложенным экспертом ООО «<данные изъяты>» в заключении НОМЕР от ДАТА, счетчик электрической энергии <данные изъяты>НОМЕР является исправным и находится в работоспособном состоянии. Признаков стороннего вмешательства в указанный прибор учета не выявлено. Признаки вмешательства в работу прибора учета в виде магнита при отсутствии стекла на защите прибора и при вскрытом щите прибора, при ослаблении (затем закручивании) болтов напряжения, подключении напрямую нагрузки к проводам могут быть выявлены не всегда, а только в момент воздействия вышеперечисленных факторов. Представленный на исследование щит, установленный на внешней стене дома, является щитом счетчика электрической энергии, выполняющим свои функции, заданные заводом изготовителем. В лицевой карте потребителя оплата потребленной электроэнергии отражена помесячно с ДАТА по ДАТА. В этот период до замены прибора учета среднее потребленное количество электроэнергии за месяц - <данные изъяты> кВт, после замены счетчика среднее потребление за аналогичный период ДАТА<данные изъяты> кВт в месяц. Исходя из вышеизложенного, наиболее вероятно, что то обстоятельство, как до выявления нарушения целостности пломбы, так и после установления нового счетчика, объем потребленной энергии не изменился, может свидетельствовать об отсутствии факта потребления электрической энергии помимо счетчика электрической энергии (л.д.184).

Из исследовательской части заключения эксперта следует, что корпус счетчика электрической энергии <данные изъяты>НОМЕР повреждений не имеет, скрепляющие корпусные части пломбировочные канаты с пломбами Госповерителя повреждений не имеют, клемная колодка повреждений не имеет; соединения обрывов и слабо затянутых соединений не выявлено, катушки токовых трансформаторов не повреждены. Пломбы и пломбировочные канаты на болтах, скрепляющих корпусные части счетчика, не повреждены.

Таким образом, истец не доказал факт совершения ответчиком действий, направленных на вмешательство в работу прибора учета, либо иных действий, приведших к искажению данных о фактическом объеме потребления электрической энергии, не доказал факт безучетного потребления электроэнергии.

Как указано выше, факт наличия и способ безучетного потребления электроэнергии ни в акте проверки состояния прибора учета, ни в акте о безучетном потреблении не указаны, а предположения представителей ответчика опровергнуты заключением судебной экспертизы.

Доводы представителя ответчика о том, что само по себе отсутствие пломбы на щите прибора учета является основанием к выводу о безучетном потреблении и к расчету ее оплаты по порядку, установленному для целей безучетного потребления, противоречат требованиям Основных положений.

Установление факта отсутствия пломбы на дверце щита, а также составление акта проверки состояния прибора учета в соответствии с положениями Правил N 442 не является безусловным основанием для применения к потребителю особого порядка расчета, предусмотренного для случаев безучетного потребления, ввиду недоказанности совершения потребителем действий, направленных на вмешательство в работу прибора учета, равно как действий, приведших к искажению данных о фактическом объеме потребления электрической энергии.

Вследствие чего данный акт не может являться основанием для расчета объема безучетного потребления электрической энергии и предъявления потребителю требования о его оплате.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Акционерному обществу «Алтайкрайэнерго» в лице Новоалтайского отделения в иске отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья И.В. Козлова