ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1903/20 от 10.08.2020 Советского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Дело № 2-1903/2020

УИД 48RS0001-01-2020-001527-52

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 августа 2020 года город Липецк

Советский районный суд города Липецка в составе:

Председательствующего судьи Калинчевой С.Г.,

при помощнике Подколзиной Я.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кулик Ирины Викторовны к Областному казенному учреждению «Управление капитального строительства Липецкой области», Управлению строительства и архитектуры Липецкой области о признании незаконным снятие с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, восстановлении на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, обязании произвести социальную выплату,

У С Т А Н О В И Л:

Кулик И.В. обратилась в суд с иском к Областному казенному учреждению «Управление капитального строительства Липецкой области в котором просила признать незаконным снятие с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, восстановить на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты. Свои исковые требования истец Кулик И.В. обосновывала тем, что она 30 сентября 2013 года была поставлена на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат и включена в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат в рамках подпрограммы «Свой дом на 2011 – 2015 годы» под как работник бюджетного учреждения. 26 февраля 2020 года истец предоставила ответчику Областному казенному учреждению «Управление капитального строительства Липецкой области» заявление о выдаче свидетельства для получения социальной выплаты в рамках подпрограммы «Свой Дом» государственной программы Липецкой области «Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ» как участнику программы – работнику бюджетной сферы. 06 марта 2020 года в адрес истца поступило уведомление о снятии с учета и отказе в предоставлении социальной выплаты со ссылкой на п. 14 Порядка учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат по подпрограммам «Свой Дом», «Ипотечное жилищное кредитование», «Ипотечное кредитование молодых учителей» с указанием на то, что у истца был перерыв трудовой деятельности в бюджетной сфере. Данный отказ истец считает незаконным, так как, на момент снятия ее с учета она являлась работником бюджетной сферы.

В судебном заседании 25 июня 2020 года истец уточнил исковые требования и просил к ранее заявленным требованиям – обязать произвести социальную выплату. Также, в указанном судебном заседании протокольно в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, было привлечено Управление строительства и архитектуры Липецкой области.

В судебном заседании 21 июля 2020 года после перерыва 24 июля 2020 года Управление строительства и архитектуры Липецкой области было привлечено к участию в деле протокольно в качестве соответчика.

В судебном заседании истец Кулик И.В. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, просила признать незаконным снятие с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, восстановить на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, обязать произвести социальную выплату.

В судебном заседании представитель ответчика Областного казенного учреждения «Управление капитального строительства Липецкой области» по доверенности Дергунова-Прибыткова О.В. возражала против удовлетворения исковых требований, указала, что у истца имелся перерыв в трудовой деятельности как работника бюджетной сферы, кроме того, в настоящее время истец является безработным.

Представитель ответчика Управления строительства и архитектуры Липецкой области в судебное заседание не явился, о дате слушания дела были извещены своевременно и надлежащим образом, в отзыве просили рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, возражали против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что у истца имелся перерыв в трудовой деятельности в бюджетной сфере более семи месяцев, переход от одного работодателя к другому не предусмотрен Законом Липецкой области от 27 декабря 2007 года № 120-ОЗ «О социальных выплатах жителям Липецкой области на приобретение или строительство жилья» как в редакции, действовавшей на момент постановки истца на учет, так и в настоящей редакции, указали, что согласно постановлению Совмина СССР от 13 апреля 1973 года № 252 непрерывный стаж у гражданина сохраняется в течение месяца с даты увольнения от предыдущего работодателя.

Представитель третьего лица администрации Липецкой области в судебное заседание не явился, о дате слушания дела были извещены своевременно и надлежащим образом, в отзыве просили рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, возражали против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что у истца имелся перерыв в трудовой деятельности в бюджетной сфере более семи месяцев, переход от одного работодателя к другому не предусмотрен Законом Липецкой области от 27 декабря 2007 года № 120-ОЗ «О социальных выплатах жителям Липецкой области на приобретение или строительство жилья» как в редакции, действовавшей на момент постановки истца на учет, так и в настоящей редакции, указали, что согласно постановлению Совмина СССР от 13 апреля 1973 года № 252 непрерывный стаж у гражданина сохраняется в течение месяца с даты увольнения от предыдущего работодателя.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца по следующим основаниям.

Правоотношения, возникающие при предоставлении социальных выплат на приобретение или строительство жилья в Липецкой области, регулируются нормами Закона Липецкой области от 27 декабря 2007 года № 120-ОЗ «О социальных выплатах жителям Липецкой области на приобретение или строительство жилья».

В силу статьи 2 приведенного Закона (в редакции, действующей на дату принятия истца на учет) участник программы «Свой Дом» или «Свой Дом на 2011 - 2015 годы» - гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории области, нуждающийся в улучшении жилищных условий, основным местом работы которого является работа в территориальных органах федеральных исполнительных органов государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти области, государственных органах области, исполнительных органах государственной власти области, органах местного самоуправления, автономных, бюджетных или казенных учреждениях, государственных фондах, расположенных на территории области, изъявивший желание приобрести (построить) жилье в рамках программы «Свой Дом», «Свой Дом на 2011 - 2015 годы».

В действующей редакции Закона указано, что участниками подпрограммы «Свой Дом» - работниками бюджетной сферы являются также граждане, признанные участниками областных целевых программ «Свой Дом», «Свой Дом на 2011 – 2015 годы».

Положением части 1 статьи 3 Закона (в редакции, действующей на дату принятия истца на учет) предусмотрены социальные выплаты участникам программ, которые предоставляются на:

- приобретение или строительство жилья;

- погашение целевого займа (кредита) на приобретение или строительство жилья при рождении (усыновлении) ребенка;

- компенсацию части процентной ставки по целевым займам (кредитам) на приобретение или строительство жилья;

- субсидирование первоначального взноса при оформлении ипотечного кредита.

Согласно статье 7 приведенного Закона (в редакции, действующей на дату принятия истца на учет) к категориям граждан, имеющих право стать участниками программ, относятся: граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории области, отвечающие в совокупности следующим условиям:

граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории области, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, основным местом работы которых является работа в территориальных органах федеральных исполнительных органов государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти области, государственных органах области, исполнительных органах государственной власти области, органах местного самоуправления, автономных, бюджетных или казенных учреждениях, государственных фондах, расположенных на территории области, изъявившие желание приобрести (построить) жилье с использованием ипотечного кредита (целевого займа);

граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории области, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, основным местом работы которых является работа в территориальных органах федеральных исполнительных органов государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти области, государственных органах области, исполнительных органах государственной власти области, органах местного самоуправления, автономных, бюджетных или казенных учреждениях, государственных фондах, расположенных на территории области, изъявившие желание приобрести (построить) жилье на условиях программ.

Из пункта 2 Порядка учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат по областным целевым программам «Свой Дом», «Свой Дом на 2011 - 2015 годы», «Ипотечное жилищное кредитование», «Ипотечное жилищное кредитование на 2011 - 2015 годы», «Ипотечное кредитование молодых учителей на 2012 - 2016 годы» (Приложение № 4 к Закону Липецкой области от 27 декабря 2007 года № 120-ОЗ, в редакции, действующей на дату принятия истца на учет) следует, что для постановки на учет граждане, имеющие право на получение социальной выплаты, представляют в Учреждение (органы местного самоуправления) заявление по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку с предъявлением документов, удостоверяющих личность гражданина и членов его семьи, и приложением следующих документов:

- выписки из домовой книги и финансового лицевого счета по месту регистрации;

- справки с места работы гражданина с указанием источника финансирования заработной платы (для граждан, желающих стать участниками программ «Свой Дом», «Свой Дом на 2011 - 2015 годы», «Ипотечное жилищное кредитование», «Ипотечное жилищное кредитование на 2011 - 2015 годы»);

- справки с места работы гражданина с указанием источника финансирования заработной платы, вида реализуемых образовательных программ, занимаемой должности, стажа педагогической работы (для граждан, желающих стать участниками программы «Ипотечное кредитование молодых учителей на 2012 - 2016 годы»);

- трудового договора, содержащего обязательство гражданина отработать не менее 5 лет учителем государственных, муниципальных образовательных учреждений, расположенных на территории области, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, с даты предоставления социальной выплаты на субсидирование первоначального взноса по ипотечному кредиту (для граждан, желающих стать участниками программы «Ипотечное кредитование молодых учителей на 2012 - 2016 годы»);

- справки федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности у гражданина и членов его семьи (справка предоставляется на каждого члена семьи) с отметкой о совершенных сделках за пять предшествующих лет;

- справки органа государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности на всех членов семьи.

Пунктом 8 приведенного Порядка установлены основания отказа в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат, в случаях если:

- представленные документы свидетельствуют об отсутствии у гражданина права на получение социальной выплаты в соответствии с настоящим Законом;

- документы, представленные для постановки на учет, по форме или содержанию не соответствуют нормативным правовым актам Российской Федерации и области;

- в представленных документах содержатся недостоверные сведения.

Отказ в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат, может быть обжалован в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 14 Порядка, граждане снимаются с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат, в случае:

- подачи по месту учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат, заявления о снятии с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат;

- утраты оснований, дающих право на получение социальной выплаты;

- выезда на постоянное место жительства за пределы Липецкой области;

- получения в установленном порядке социальных выплат на приобретение или строительство жилого помещения;

- выявления в представленных ими документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат, а также неправомерных действий Учреждения (органов местного самоуправления), органов государственной власти, организаций, финансируемых из федерального и областного бюджетов, при решении вопроса о принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат.

Исходя из пункта 15 Порядка снятие с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат, осуществляется Учреждением (органами местного самоуправления).

Приказ (акт) о снятии с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат, должен быть принят Учреждением (органами местного самоуправления) в течение месяца со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия такого решения.

Постановлением администрации Липецкой области от 28 декабря 2010 года утверждена областная целевая программа «Свой дом на 2011 - 2015 годы».

Судом установлено, что на основании заявления Кулик И.В. от 18 сентября 2013 года и приложенных к нему документов приказом Областного бюджетного учреждения «Управление капитального строительства Липецкой области» -пр от 30 сентября 2013 года истец поставлена на учет в качестве лица, имеющего право на получение социальных выплат по областной целевой программе «Свой дом на 2011-2015 годы».

Согласно уведомлению Областного бюджетного учреждения «Управление капитального строительства Липецкой области» от 04 октября 2013 года истец поставлена на учет под .

Из выписки из приказа Областного казенного учреждения «Управление капитального строительства Липецкой области» -пр от 04 марта 2020 года следует, что Кулик И.В. снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат.

Согласно уведомлению Областного казенного учреждения «Управление капитального строительства Липецкой области» от 06 марта 2020 года, Кулик И.В. снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с утратой оснований, дающих право на получение социальной выплаты, а именно: в период нахождения на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат у нее имеется перерыв трудовой деятельности в бюджетной сфере.

Удовлетворяя исковые требования, суд исходит из следующего.

В соответствии с трудовой книжкой Кулик И.В. на основании приказа от 10 января 2012 года с 11 января 2012 года работала в <данные изъяты>» в стоматологической поликлинике в должности <данные изъяты>, что также находит свое подтверждение в справке, выданной работодателем истца от 11 сентября 2013 года .

Согласно трудовой книжке приказом от 07 апреля 2017 года с 08 апреля 2017 года трудовой договор Кулик И.В. с <данные изъяты>» был расторгнут по инициативе работника.

Как пояснила Кулик И.В. расторжение договора было вызвано на тот момент необходимостью нахождения с ребенком.

Из трудовой книжки следует, что 22 ноября 2017 года истец была принята на должность <данные изъяты> в <данные изъяты>».

Исходя из изложенных материалов дела, суд приходит к выводу, что на момент принятия Кулик И.В. на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат по областной целевой программе «Свой дом на 2011- 2015 годы», истец полностью соответствовала всем предъявляемым законом требованиям.

На момент вынесения приказа Областного казенного учреждения «Управление капитального строительства Липецкой области» -пр от 04 марта 2020 года, которым Кулик И.В. была снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат, истец также являлась работником бюджетного <данные изъяты> в котором работала в должности <данные изъяты>.

Таким образом, на момент вынесения оспариваемого приказа основания для снятия истца с учета отсутствовали.

При этом, несмотря на то, что трудовой договор Кулик И.В. с <данные изъяты> был расторгнут приказом от 07 апреля 2017 года, истец имела намерение сохранить трудовые отношения с бюджетным учреждением, остаться на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат по областной целевой программе «Свой дом на 2011-2015 годы», о чем свидетельствует тот факт, что 22 ноября 2017 года истец была принята на должность <данные изъяты> в <данные изъяты>

Кроме того, тот факт, что с 12 марта 2020 года приказом от 11 марта 2020 года Кулик И.В. уволена по сокращению штата работников с должности <данные изъяты> в <данные изъяты>» и в настоящее время с 24 марта 2020 года зарегистрирована в качестве безработной в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения ОКУ «Липецкий городской центр занятости населения» не свидетельствует о том, что истец не имел намерение продолжать работу в бюджетной сфере.

Также, суд учитывает, что Закон Липецкой области от 27 декабря 2007 года № 120-03 как в редакции, действовавшей на момент постановки истца на учет, так и в ныне действующей редакции, не регламентирует порядок и сроки перевода (перехода) от одного работодателя к другому.

Согласно пункту 2 Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утвержденному постановлением Совмина СССР от 13 апреля 1973 года № 252, при прекращении трудового договора непрерывный стаж у гражданина сохраняется в течение месяца с даты увольнения от предыдущего работодателя. Согласно статье 423 Трудового кодекса Российской Федерации впредь до приведения законов и иных нормативных правовые актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу».

С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о незаконности приказа Областного казенного учреждения «Управление капитального строительства Липецкой области» -пр от 04 марта 2020 года о снятии Кулик И.В. с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты по областной целевой программе «Свой дом».

В связи с чем, суд приходит к выводу, о признании незаконным приказа -пр от 04 марта 2020 года Областного казенного учреждения «Управление капитального строительства Липецкой области» в части снятия Кулик И.В. с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат по подпрограмме «Свой Дом», необходимости восстановления Кулик И.В. на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат по подпрограмме «Свой Дом» государственной программы Липецкой области «Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ» с даты принятия на учет на основании заявления от 18 сентября 2013 года, обязании Управления строительства и архитектуры Липецкой области и Областного казенного учреждения «Управление капитального строительства Липецкой области произвести социальную выплату Кулик И.В. по подпрограмме «Свой Дом» государственной программы Липецкой области «Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ» в течение трех месяцев с даты вступления настоящего решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным приказ -пр от 04 марта 2020 года Областного казенного учреждения «Управление капитального строительства Липецкой области» в части снятия Кулик Ирины Викторовны с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат по подпрограмме «Свой Дом».

Восстановить Кулик Ирину Викторовну на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат по подпрограмме «Свой Дом» государственной программы Липецкой области «Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ» с даты принятия на учет на основании заявления от 18 сентября 2013 года.

Обязать Управление строительства и архитектуры Липецкой области и Областное казенное учреждение «Управление капитального строительства Липецкой области произвести социальную выплату Кулик Ирине Викторовне по подпрограмме «Свой Дом» государственной программы Липецкой области «Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ» в течение трех месяцев с даты вступления настоящего решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий С.Г. Калинчева

Мотивированное решение

в соответствии со ст. 108 ГПК РФ

изготовлено 17 августа 2020 года.