К делу № 2-1903/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(не вступило в законную силу)
26 августа 2013 года г.-к.Анапа
Анапский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Кравцовой Е.Н.,
при секретаре Бурцевой М.В.,
с участием помощника Анапского межрайонного прокурора Козловой М.В., представителя администрации МО г-к.Анапа и Управления имущественных отношении администрации МО г-к.Анапа ФИО1, действующего на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Анапского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц, МО г-к.Анапа о признании незаконными действий должностных лиц органа местного самоуправления и обязании устранить нарушения закона,
У С Т А Н О В И Л:
Анапский межрайонный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц, МО г-к.Анапа обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий должностных лиц органа местного самоуправления и обязании устранить нарушения закона. В обоснование иска указал, что в ходе проверки, проведенной Анапской межрайонной прокуратурой установлен факт инициирования, подготовки и проведения исполнительным органом местного самоуправления МО город-курорт Анапа конкурса, не соответствующего закону. В соответствии с постановлением администрации МО город-курорт Анапа от 12.03.2013 № 738 принято решение о проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения с целью создания объектов социально-бытового назначения (санитарно-гигиенических модулей), необходимых и предусмотренных действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями на территории муниципального образования город-курорт Анапа. Установлен срок действия концессионного соглашения – 11 месяцев, полномочия концедента переданы УИО администрации МО город-курорт Анапа. Считает, что объектом концессионного соглашения может быть только объект недвижимости, создаваемый и (или) реконструируемый концессионером. Однако, из содержания конкурсной документации усматривается, что объект концессионного соглашения является некапитальным, возводится из металла и металлопрофиля, пластика, что предполагает его временный характер, использование в период летнего курортного сезона. В связи с чем, проведение вышеуказанного конкурса и последующее заключение концессионных соглашений является неправомерным. Кроме того, незаконным является и установление в конкурсной документации требования о наличии у претендентов паспортов опасных отходов 1-4 класса. Кроме того, п. 5 проекта концессионного соглашения передача в аренду концессионеру пляжных территорий значительной площади, явно не охватывается необходимостью осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением. В связи с чем, прокурор просит суд признать действия главы МО город-курорт Анапа по изданию постановления администрации МО город-курорт Анапа от 12.03.2013 № 738 «О проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения» - незаконными. Обязать главу МО город-курорт Анапа отменить постановление администрации МО город-курорт Анапа от 12.03.2013 № 738 «О проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения». Признать действия начальника УИО администрации МО город-курорт Анапа по изданию приказа от 15.03.2013 № 119 «Об утверждении конкурсной документации для проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения» - незаконными. Обязать начальника УИО администрации МО город-курорт Анапа отменить приказ от 15.03.2013 № 119 «Об утверждении конкурсной документации для проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения». Признать действия первого заместителя главы МО город-курорт Анапа, председателя конкурсной комиссии, начальника УИО администрации МО город-курорт Анапа по организации открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения с целью создания объектов социально-бытового назначения (санитарно-гигиенических модулей), необходимых и предусмотренных действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями на территории муниципального образования город-курорт Анапа – незаконными.
В судебном заседании помощник Анапского межрайонного прокурора заявленные требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель администрации МО г-к.Анапа и УИО администрации МО г-к.Анапа в судебном заседании с заявленными требованиями не согласен, указав на то, что доводы прокурора несостоятельны, так из аукционной документации однозначно следует, что его объектом является объект капитального строительства, что подтверждается техническим заданием на создание объекта. Сведения о некапитальном объекте в аукционной документации отсутствуют. При этом судьба недвижимого имущества неразрывно связана со судьбой земельного участка, на котором оно расположено и создание объекта концессионного соглашения предполагает передачу концессионеру в том числе прав в отношении земельного участка. Требования к претендентам на участие наличие лицензии на сбор, вывоз и утилизацию ТБО I-IV классов опасности являются технической ошибкой, которая не является основанием для не проведения торгов.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд полагает заявленные требования Анапского межрайонного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу пунктов 3, 11, 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в частности, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
По смыслу статьи 1 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» концессионные соглашения заключаются в целях привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечения эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышения качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
Согласно статье 3 Закона №115-ФЗ по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности. Объектом концессионного соглашения является недвижимое имущество. Частью 14 настоящей статьи предусмотрено, что концессионером осуществляется ввод в эксплуатацию созданного и (или) реконструированного объекта концессионного соглашения в установленном порядке (ст. 55 Градостроительного кодекса РФ).
Как следует из материалов дела, администрацией МО г-к.Анапа принято постановление от 12.03.2013г. № 738 о проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения, согласно которому в целях заключения данного соглашения является создание объектов социально-бытового назначения (санитарно-гигиенических модулей) на территории МО г-к.Анапа. Установлен срок действия концессионного соглашения 11 месяцев. Полномочия концедента переданы Управлению имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа.
Приказом начальника Управления от 15.03.2013 № 119 утверждена конкурсная документация для проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения.Извещение о проведении конкурса опубликовано 30.04.2013 в газете «Анапское Черноморье», а также размещено 01.05.2013 на официальном сайте в сети «Интернет» -torgi.gov.ru. Срок окончания приема заявок на участие в конкурсе установлен до 10-00 часов 18 июня 2013 года. Критериями установлены требования к объекту концессионного соглашения и его эксплуатации: наличие емкости для воды объемом не менее 5 куб.м. в сутки, септика для канализационных стоков емкость не менее 5 куб.м. в сутки, обеспечение электроэнергией, урнами для сбора мусора, наличие лицензии по сбору, использованию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса, паспортов опасных отходов 1-4 класса.
В ходе рассмотрения дела установлено, что по условиям конкурсной документации Управление обязало претендентам иметь лицензию по сбору, использованию, транспортировке отходов 1-4 класса опасности.
В соответствии с положениями Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности (пп.30 ч.1 ст.12).
В нарушение требований ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» органом местного самоуправления не был разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов, не установлено, образуются ли при осуществлении деятельности по эксплуатации объекта концессионного соглашения отходы I - IV классов опасности и какие именно.
Отсюда незаконным является и установление в конкурсной документации требования о наличии у претендентов паспортов опасных отходов 1-4 класса, поскольку не указано, паспорта каких отходов I-IV классов опасности истребуются с учетом Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом МПР РФ от 02.12.2002 N 786.
Кроме того, суд приходит к выводу о том, что включение в конкурсную документацию указанные требования приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, то есть свидетельствует о нарушении администрацией части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Кроме того, из содержания конкурсной документации усматривается, что объект концессионного соглашения является некапитальным, возводится из металла и металлопрофиля, пластика.
Поскольку объект концессионного соглашения не соответствует критериям, установленным нормами ч.1 и 14 Закона, проведение вышеуказанного конкурса и последующее заключение концессионных соглашений является неправомерным.
На основании пункта 9 статьи 3 Закона № 115-ФЗ концессионным соглашением может предусматриваться предоставление концедентом во владение и в пользование концессионера имущества, принадлежащего концеденту на праве собственности, образующего единое целое с объектом концессионного соглашения и (или) предназначенного для использования по общему назначению для осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением. В этом случае концессионным соглашением устанавливаются состав и описание такого имущества, цели и срок его использования (эксплуатации) концессионером, порядок возврата такого имущества концеденту при прекращении концессионного соглашения. Концессионным соглашением могут устанавливаться обязательства концессионера в отношении такого имущества по его модернизации, замене морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, иному улучшению характеристик и эксплуатационных свойств такого имущества.
Нормами ст.11 Закона определен порядок предоставления концессионеру и использование им земельного участка.
Земельный участок, на котором располагается объект концессионного соглашения и (или) который необходим для осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, предоставляются концессионеру в аренду (субаренду).
Из конкурсной документации следует, что для эксплуатации объекта концессионного соглашения (санитарно-гигиенического модуля) необходима отдельная благоустроенная площадка.
Между тем, указанной документацией предусмотрена передача в аренду концессионеру пляжных территорий значительной площади, явно не охватывается необходимостью осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.
Фактически, сама процедура проведения вышеуказанного конкурса и последующего заключения концессионных соглашений связана с намерениями прикрыть другую сделку, связанную с арендным использованием пляжных территорий города-курорта Анапа.
Исходя из выше изложенного суд приходит к выводу, что проведение открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения с целью создания объектов социально-бытового назначения (санитарно-гигиенических модулей), необходимых и предусмотренных действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями на территории муниципального образования город-курорт Анапа на земельных участках с кадастровыми номерами 23:37:0107002:1115, 23:37:0107002:1399, 23:37:0107002:1683, 23:37:0107001:548, 23:37:0107001:1589, 23:37:0103002:261, будет являться незаконным и повлечет за собой заключение незаконных гражданско-правовых сделок.
Руководствуясь ст.ст.194-197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Анапского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 12.03.2013 № 738 «О проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения».
Обязать главу муниципального образования город-курорт Анапа отменить постановление администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 12.03.2013 № 738 «О проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения».
Признать незаконным приказ начальника управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 15.03.2013 № 119 «Об утверждении конкурсной документации для проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения».
Обязать начальника управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа отменить приказ от 15.03.2013 № 119 «Об утверждении конкурсной документации для проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения».
Признать незаконными действия первого заместителя главы муниципального образования город-курорт Анапа, председателя конкурсной комиссии, начальника управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа по организации открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения с целью создания объектов социально-бытового назначения (санитарно-гигиенических модулей), необходимых и предусмотренных действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями на территории муниципального образования город-курорт Анапа.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Анапский городской суд Краснодарского края в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий: