Дело № 2-1903/2021
25RS0002-01-2021-002269-13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 ноября 2021 года г. Владивосток
Фрунзенский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Богут Е.Б., при ведении протокола помощником судьи Бичуковым А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации г. Владивостока (третьи лица – ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России, ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России) о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с названным исковым заявлением, в обоснование указав, что, на сновании договора дарения от дата и свидетельства о государственной регистрации права от дата истец является собственником жилого дома, общей площадью 53,4 кв.м., инвентарный номер №, <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>. Согласно сообщения Управления муниципальной собственности Администрации г. Владивостока от дата№ объект недвижимого имущества – одноквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, был внесен в реестр муниципального имущества дата на основании постановления администрации г. Владивостока от дата№ «Об отнесении к муниципальной собственности и постановке на баланс объектов жилищного фонда инженерных сетей ТОФ». Указанный жилой дом ранее числился по адресу: <адрес>.
Согласно сообщения Управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от дата№, в ходе работы комиссии по передаче жилого фонда Тихоокеанского флота в муниципальную собственность были выявлены разночтения: жилой дом истца указывался по адресу: <адрес>; <адрес>. Согласно списку улиц <адрес>, в целях упорядочения нумерации застройки, данному жилому дому подтверждается почтовый адрес: <адрес>.
С целью оформления своих прав на земельный участок, на котором расположен жилой дом, истец обратился в администрацию г. Владивостока с заявлением об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>.
дата распоряжением № УГА администрации г. Владивостока утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>, площадью 2055 кв.м. ФИО1 для дальнейшей эксплуатации жилого дома (<адрес>), в том числе площадью 2000 кв.м. согласно приложению №, площадью 50 кв.м. согласно приложению №. На основании данного распоряжения был сформирован земельный участок, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир – жилой дом. Почтовый адрес ориентира: <адрес>.
Согласно справке РИСОГД ПК от дата№ земельный участок с кадастровым номером № расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1), основным видом разрешенного использования является: для индивидуального жилищного строительства.
Истец обращался с заявлениями о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером № в Департамент земельных и имущественных отношений, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений», Министерство обороны РФ, УМС <адрес>.
Письмом от дата№ управлении сообщило, что испрашиваемый земельный участок входит в границы кадастрового квартала №, на территории которого находятся объекты недвижимого имущества военного городка № (<адрес>). В соответствии с передаточным актом № от дата объекты недвижимости военного городка № переданы из федеральной собственности в собственность муниципального образования <адрес>, включая земельный участок, необходимый для использования передаваемых объектов. До настоящего времени проведение межевых работ с целью уточнения границ, передаваемого земельного участка не осуществлялось.
Письмом Управления от дата№ истцу отказано в предоставлении испрашиваемого участка, поскольку земельный участок расположен в границах земельного участка с кадастровым номером №, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации и право постоянного (бессрочного) пользования. Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованием земельного законодательства. В Учреждении отсутствуют документы, подтверждающие согласование Министерства обороны Российской Федерации на образование земельного участка с кадастровым номером №.
Письмом от дата№ УМС <адрес> отказано истцу в предоставлении земельного участка по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок в собственности Владивостокского городского округа не находится.
В соответствии с приказом заместителя министра обороны РФ « 146 от дата «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования <адрес>» из федеральной собственности в собственность муниципального образования <адрес> переданы объекты недвижимого имущества, в том числе земельный участок, необходимый для использования передаваемых объектов военного городка №.
Полагая, что право муниципальной собственности Владивостокского городского округа на рассматриваемый земельный участок возникло с момента принятия решения о передаче этого имущества из федеральной собственности в собственность муниципального образования <адрес>, если границы передаваемого вместе с объектом недвижимости земельного участка не определены в установленном законом порядке, границы такого земельного участка определяются по фактическому использованию, просит признать за ним право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для дальнейшей эксплуатации жилого дома (лит. А), расположенного по адресу: <адрес>.
Истец в судебное заседание не явился, направил в суд своих представителей.
В судебном заседании представители истца ФИО5, ФИО6 и ФИО7 на заявленных требованиях настаивали. Пояснили, что надлежащим ответчиком по делу является администрация г. Владивостока.
Представитель администрации г. Владивостока ФИО8 исковые требования не признала по доводам отзыва, пояснила, что администрация г.Владивостока является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку спорный земельный участок не находится в собственности муниципального образования. Просила в иске отказать.
Представители третьих лиц ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России и ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России полагали исковые требования не подлежащими удовлетворению, указали, что истцом выбран неверный способ защиты, процедура согласования земельного участка не соблюдена.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Судом установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности № за ФИО1 зарегистрировано право собственности на жилой дом, общей площадью 53,4 кв.м., инв. №, <адрес>, адрес объекта: <адрес>, кадастровый номер объекта №, на основании договора дарения от дата.
Распоряжением УГА администрации <адрес> от дата№ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу <адрес>, площадью 2 055 кв.м. ФИО1 для дальнейшей эксплуатации жилого дома (<адрес>) в том числе: площадью 2 000 кв.м. согласно приложению №; площадью 55 кв.м. согласно приложению №.
дата земельный участок, площадью 2 000 кв.м поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера №.
Истец обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность в Департамент земельных и имущественных отношений <адрес> края.
Письмом от дата№ Департаментом отказано в предоставлении земельного участка по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок входит в состав земель Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно приказу заместителя Министра обороны Российской Федерации от дата№ «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования <адрес>», земельный участок с местоположением: <адрес> (п.114 приложения к Приказу) был передан в муниципальную собственность.
В соответствии с ч.1 ст.19 Земельного кодекса РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от дата N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от дата N 423-ФЗ) безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат здания, сооружения (в том числе сети инженерно-технического обеспечения), жилые помещения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, жилых помещений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся: в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков).
В части 3 статьи 2 данного закона указано, что границами военных городков являются границы земельных участков, используемых для размещения соответствующих воинских частей (подразделений), соединений, военных образовательных учреждений высшего профессионального образования, иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной охраны и других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В случае, если границы земельного участка, указанного в пункте 2 части 1 и части 3 настоящей статьи, не определены в установленном законом порядке, границы такого земельного участка определяются по фактическому использованию (ч. 4 ст. 2).
Отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанное в части 1 настоящей статьи военное недвижимое имущество и (или) отсутствие его государственного учета, отсутствие установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации границ земельных участков, указанных в пункте 2 части 1 и части 3 настоящей статьи, не является препятствием для принятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность (ч. 5 ст. 2).
Согласно ч. 10 ст. 3 указанного закона в случае, если указанные в пункте 1 части 8 настоящей статьи права на передаваемое из федеральной собственности военное недвижимое имущество не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, право собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на такое имущество, а также право федеральной собственности на перечисленные в пункте 4 части 2 настоящей статьи объекты и образованные под такими объектами земельные участки считается возникшим с даты принятия предусмотренного частью 1 настоящей статьи решения.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Учитывая изложенное, передача в муниципальную собственность администрации г. Владивостока объектов жилого фонда ТОФ, в том числе военного городка №, без передачи земельного участка, занятого соответствующими объектами, порождает правовую неопределенность в судьбе земельного участка, что недопустимо.
Таким образом, право муниципальной собственности на земельный участок, необходимый для использования передаваемых объектов недвижимости военного городка № возникло с принятием решения – Приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации от дата№ «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования <адрес>».
При таких обстоятельствах, довод представителя администрации г. Владивостока о том, что администрация г. Владивостока является ненадлежащим ответчиком, поскольку земельный участок не находится в собственности муниципального образования, суд находит необоснованным.
Статьей 273 ГК РФ определено, что при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 35 ЗК РФ, ч. 3 ст. 552 ГК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования; на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В силу указанных норм покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.
В связи с этим, в силу приведенных выше норм, к ФИО1, являющегося собственником жилого дома, перешло право на земельный участок, занятый таким домом и необходимый для его использования.
Техническим паспортом на жилой дом по состоянию на дата подтверждены доводы истца о границах испрашиваемого им земельного участка, его конфигурация и размер.
Границы фактического использования земельным участком были приняты во внимание и при принятии УГА администрации г. Владивостока распоряжения от дата№ «Об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>, гр. ФИО1 для дальнейшей эксплуатации жилого дома (<адрес>)».
В последующем, дата указанный земельный участок площадью 2 000 кв.м. был поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера №.
Таким образом, на данный момент спорный земельный участок имеет характеристики, позволяющие определить его в качестве индивидуально определенной вещи, что в силу ст. 6 Земельного кодекса РФ позволяет ему выступать в качестве объекта земельных отношений.
Никаких возражений по размеру земельного участка администрация г. Владивостока не заявляла.
При таких обстоятельствах, признание за истцом права собственности на индивидуально определенный земельный участок, необходимый для использования принадлежащего ему на праве собственности жилого дома, устраняет правовую неопределенность в судьбе земельного участка.
В связи с изложенным, доводы представителя ответчика о том, что требования заявлены истцом к ненадлежащему ответчику судом отклоняются, как основанные на неверном толковании норм материального права.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать за ФИО1 право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2 000 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для дальнейшей эксплуатации жилого дома (<адрес>), расположенного по адресу <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня составления мотивированного решения - 12.11.2021.
Судья Е.Б. Богут