ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1904/17 от 22.05.2017 Рубцовского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2-1904/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 мая 2017 года Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:

Председательствующего Хоченовой Е.В.,

при секретаре Оленченко А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1, ФИО2 к ТСЖ «Гражданский» о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

Истцы ФИО1, ФИО2 обратились с иском в суд к ТСЖ «Гражданский» о защите прав потребителей. С учетом неоднократного уточнения исковых требований просили:

1. Признать действия ТСЖ «Гражданский» по обсчету собственников ..., по ..., ... за вывоз и утилизацию ТБО: на 18 рублей 18 копеек в месяцах с января 2014 года по май 2015 года (включительно); на 37 рублей 96 копеек в месяцах июнь, июль, август, сентябрь 2015 года; на 31 рубль 22 копейки в месяцах 2015 года октябрь, ноябрь, декабрь, и в месяцах 2016 года январь, февраль, март; на 28 рублей 14 копеек в месяцах апрель, май, июнь, июль 2016 года; на 48 рублей 34 копейки в августе 2016 года; на 47 рублей 84 копейки в месяцах сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2016 года; всего на сумму 1000 рублей 48 копеек незаконными;

2.Обязать ТСЖ «Гражданский» произвести перерасчет по лицевому счету <***>, собственников ..., по пер...., ... начисленных пени на незаконно начисленные суммы за вывоз и утилизацию ТБО в сторону уменьшения на 194,35 рубля, скорректировав эту сумму на день вынесения решения;

3.Обязать ТСЖ «Гражданский» с *** производить начисление за вывоз и утилизацию ТБО, исходя из норматива потребления на вывоз ТБО 0,075 куб. метра на одного проживающего в квартире человека в месяц по установленным и регулируемым тарифам в ..., в ... за 1 куб. метр и провести пересчет за вывоз и утилизацию ТБО начиная с января 2017 года по тарифу 14,729 рублей с одного проживающего в квартире человека в месяц;

4.Взыскать с ТСЖ «Гражданский» излишне оплаченные денежные средства за вывоз мусора в пользу собственников ..., по пер.Гражданский, ... размере 837,45 рублей, в том числе в пользу: ФИО3 251,65 рубля, ФИО3 585,80 рубля;

5.Взыскать с ТСЖ «Гражданский» в пользу собственников ..., по пер.Гражданский, ... штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 418,72 рубля, в том числе в пользу: ФИО3 125,82 рублей; ФИО3 292,9 рублей;

6.Взыскать с ТСЖ «Гражданский» в пользу собственников ..., по ...... компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей, в том числе в пользу: ФИО3 2500 рублей; ФИО3 500 рублей;

7. Взыскать с ТСЖ «Гражданский» в пользу собственников ..., по ...... понесенные убытки в размере 837,45 рублей, в том числе в пользу: ФИО3 251,65 рубля, ФИО3 585,80 рубля.

В обоснование требований указали, что являются собственниками жилого помещения по адресу ..., ..., ... членами ТСЖ «Гражданский». Получив в июле 2015 года от ТСЖ «Гражданский» квитанцию на оплату коммунальных услуг и содержания жилья, они обнаружили по строке «вывоз, утилизация ТБО» необоснованное увеличение начисления за трех человек, зарегистрированных в квартире, а не за двух фактически проживающих человек. Изменений в количестве проживающих в квартире не было ни в 2014 году, ни 2015 году, ни 2016 году, о чем свидетельствует указание в квитанциях количества проживающих человек в квартире - это 2 человека, зарегистрированных - 3 человека. ТСЖ «Гражданский» добровольно не стало производить перерасчет по строке «Вывоз, утилизация ТБО» из расчета за двух проживающих человек в квартире; обращения истцов ТСЖ оставило без ответа, это незаконно и ущемляет их права, как потребителя. Какое-либо решение общее собрание собственников жилья ТСЖ «Гражданский» по поводу начисления за вывоз ТБО не принимало, сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на 2014, 2015 и 2016 года не утверждало. С *** действует только один нормативный акт, устанавливающий норматив вывоза ТБО - «ГОСТ Р 51617-2000. Государственный стандарт Российской Федерации. Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия», согласно которому нормы вывоза бытовых отходов на одного человека в год для малых городов составляет 190 кг. или 900 литров, то есть 0,9 куб.м., что составляет 0,075 куб.м. с человека в месяц, который следовало применять ТСЖ при начислении платы за вывоз мусора. Решением управления ... по государственному регулированию цен и тарифов от *** был утвержден тариф на утилизацию ТБО 18,55 рубля/куб.м., который следовало применять ТСЖ при начислении платы за утилизацию мусора. Постановлением Администрации ... края от *** был утвержден тариф по вывозу твердых бытовых отходов 123,95 рубля/куб.м., который следовало применять ТСЖ при начислении платы за вывоз мусора. Согласно вышеуказанных нормативных актов по ... тариф на услуги по вывозу, утилизации твердых бытовых отходов и обслуживанию контейнерных площадок с *** по *** (21 месяц) составлял 10,69 рублей с человека (норматив накопления в месяц 0,075 куб.м. с человека х тариф 142,5руб./куб.м. (123,95руб./куб.м.+18,55руб./куб.м.=142,5руб./куб.м.) = 10,69 руб.)

В период с *** по *** (17 месяцев) ТСЖ «Гражданский» начисляло плату за вывоз ТБО, исходя из двух фактически проживающих человек по тарифу 19 рублей 78 копеек с человека, выставляло вместо нормы 0,075 куб.м. вывоза бытовых отходов на одного человека в месяц, 0,139 куб.м. на одного человека в месяц (19,78x0,075:10,69=0,139), норма и тариф завышены на 85 % (0,139:0,075х100%=185% и 19,78:10,69x100% =185%), в связи, с этим был произведен обман и обсчет потребителя на сумму 309 рублей 06 копейки (18,18x17=309,06), это незаконно и ущемляет права истцов, как потребителя.

Начиная с *** по *** (4 месяца) ТСЖ «Гражданский» в квитанциях по строке «Вывоз, утилизация ТБО», начисляя по тарифу 19 рублей 78 копеек с человека, выставляло, вместо нормы 0,075 куб.м. вывоза бытовых отходов на одного человека в месяц, - завышенный объем 0,139 куб.м., к тому же, необоснованно начисляло истцам за трех человек, зарегистрированных в квартире, а не за двух фактически проживающих человек, указанных в платежных документах, в связи, с этим был произведен обман и обсчет потребителя на сумму 151 рублей 84 копейки (37,96x4=151,84), это незаконно и ущемляет права истцов, как потребителя.

Постановлением администрации ... от *** Постановление Администрации ... края от *** было отменено и был утвержден новый тариф по вывозу твердых бытовых отходов
с *** 168,96 руб./куб.м., который следовало применять ТСЖ при начислении платы за вывоз мусора.

В связи с этим по ... тариф на услуги по вывозу, утилизации твердых бытовых отходов и обслуживанию контейнерных площадок с *** изменился и составляет 14,06 рублей с человека (норматив накопления в месяц 0,075 куб.м.
с человека х тариф 187,51 руб./куб.м. Начиная с *** по *** (6 месяцев) ТСЖ «Гражданский» в квитанциях по строке «Вывоз, утилизация ТБО», начисляя по тарифу 19 рублей 78 копеек с человека, выставляло, вместо нормы 0,075 куб.м. вывоза ТБО на одного человека в месяц, 0,105 куб.м. (19,78 х 0,075 : 14,06 = 0,105), норма и тариф завышены на 40% (0,105:0,075х100%=140% и 19,78:14,06х100%=140%), к тому же, необоснованно начисляло за трех человек, зарегистрированных в квартире, а не за двух фактически проживающих человек, указанных в. платежных документах, в связи, с этим был произведен обман и обсчет потребителя всего на сумму 187 рублей 32 копейки (31,22x6=187,32), это незаконно и ущемляет права истцов, как потребителя.

Начиная с *** по *** (4 месяца), ТСЖ «Гражданский» начисляло по строке «Вывоз, утилизация ТБО», исходя из двух фактически проживающих человек, начисляя по тарифу 28 рублей 13 копеек с человека, выставляло к оплате - 0,15 куб.м. (28,13 х 0,075 : 14,06 = 0,15), норма и тариф завышены на 100%, т.е. в 2 раза (0,15:0,075х100%=200 и 28,13:14,06х100%=200%), в связи, с этим был произведен обман и обсчет потребителя на сумму 112 рублей 56 копейки (28,14x4=112,56), это незаконно и ущемляет права истцов, как потребителя.

Начиная с *** (5 месяцев) ТСЖ «Гражданский», вместо нормы 0,075 куб.м. вывоза бытовых отходов на одного человека в месяц применила методику начисления по строке «Вывоз, утилизация ТБО» с квадратного метра квартиры, начисляя по строке «Вывоз, утилизация ТБО» по тарифам: в августе 0,912 рублей с кв.м., а в сентябре, в октябре, ноябре и декабре 0,906 рублей с кв.м. Так, вместо положенного по нормативу 28 рубля 12 копейки в месяц, в августе 2016 г. ответчик начислил за вывоз мусора 76 рублей 46 копеек, в связи, с этим был произведен обман и обсчет потребителя на сумму 48 рублей 34 копейки; в сентябре, октябре, ноябре, декабре 2016 г. ответчик начислил за вывоз мусора 75 рублей 96 копеек - был произведен обман и обсчет потребителя на сумму 47 рублей 84 копейки в месяц. Итого за 5 месяцев ТСЖ «Гражданский» произвело обман, обсчет потребителя за вывоз ТБО в размере 239 рублей 70 копеек (48,34+47,84x4=239,7). Применение ТСЖ методики начисления вывоза мусора, исходя из квадратных метров площади жилого помещения, является незаконной и ущемляющей права, как потребителя. Всего ТСЖ был произведен обман и обсчет потребителей на сумму 1000 рублей 48 копейки. ТСЖ «Гражданский», не желая считаться с законами, начисляет оплату за вывоз ТБО с нарушением устанавливающих и регулирующих законов, тем самым обсчитывая потребителя в свою пользу. За период с *** по ***: ТСЖ должно было начислить 87 рублей 78 копеек; ТСЖ начислило 1871 рубль 26 копейки. Итого за 36 месяцев ТСЖ «Гражданский» произвело обсчет членов ТСЖ, как потребителей за вывоз ТБО на 1000 рубля 48 копейки (1871,26-870,78=1000,48); это без учета сумм, которые ещё будут незаконно начислены ТСЖ, с *** до даты фактического пересчета; это незаконно. Таким образом, истцы считают, что действия ТСЖ «Гражданский, выраженные в начисление платы по строке «Вывоз, утилизация ТБО», являются незаконными: с января 2014 года по апрель 2016 года по тарифу 19,78руб. с 1 человека; с апреля 2016 года по июль 2016 года по тарифу 28,13 руб. с 1 человека; с августа 2016 года по тарифу 0,912 и 0,90 рублей.; с июня 2015 года по март 2016 года с количества 3 зарегистрированных человек, а не с 2 проживающих человек в квартире собственника. Все вышеуказанные изменения в начислениях ТСЖ «Гражданский» по строке «Вывоз, утилизация ТБО», с *** по текущий день, - это изменения тарифов, единиц измерения и объема потребления, привели к обсчету нас на 1000 рублей 48 копеек. Истцы выполнили свои обязательства по оплате начислений по строке «Вывоз, утилизация ТБО», оплатив 1708,23 рублей, нанося себе убытки, в размере 837,45 рублей (1708,23-870,78). К тому же, на суммы, незаконно списанные на оплату вывоза ТБО, из средств уплаченных за содержание жилого помещения, за коммунальные услуги и резервный фонд, ТСЖ начисляло пени. За период с *** по ***, истцы оплатили за вывоз мусора 1708,23 рублей, а должны 870 руб.78 коп. Незаконные ежемесячные списание за вывоз мусора денежных средств, из средств, уплаченных за содержание жилого помещения, коммунальные услуги и резервный фонд; увеличили начисление пени на 194 рубля 35 коп. (85,52+108,83=194,35 согласно расчету с *** на ***, день подачи этого иска), без учета даты фактического пересчета), это незаконно. Эти начисления и их ежемесячные списания увеличивают убытки каждый месяц на величину незаконно начисленной суммы и начисленного пени на эту сумму, уплата которых приносит истцам убытки, а ТСЖ незаконные доходы в размере 837 рублей 45 копейки, (1708,23-870,78=837,45). Предъявляя к оплате незаконно начисленные суммы, ТСЖ «Гражданский» является лицом по вине, которого, у истцов при выполнение обязательств по оплате услуг, возникли убытки, для возмещение которых ТСЖ обязано произвести пересчет или вернуть излишне уплаченные суммы. Истцы считают, что ТСЖ «Гражданский» должно компенсировать нанесенный моральный вред в сумме 3000 рублей. Истцы обращались к ответчику с претензиями, отправленными заказным письмом и на электронную почту ТСЖ «Гражданский», в которых содержалась просьба произвести перерасчет с *** по *** по строке «Вывоз ТБО», из расчета двух проживающих человек, по установленному нормативу потребления и тарифу и суммы начисленной пени. ТСЖ «Гражданский» проигнорировало обращения, оставило без ответа. ТСЖ в добровольном порядке не удовлетворило требования истцов, они имеют право на получение взыскиваемого с ТСЖ штрафа, в размере пятидесяти процентов от суммы 837,45 рублей (837,45х50%=418,72) на 418,72 рубля, расчет составлен на ***, это без учета сумм, ещё незаконно начисленных до даты фактического пересчета.

Истец ФИО1 в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования в полном объеме.

Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, требования поддержал.

Представитель ТСЖ «Гражданский» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

В силу ч.ч. 2, 6.2 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании: платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

Судом установлено, что истцы ФИО1 и ФИО2 являются собственниками на праве общей совместной собственности жилого помещения – ... по ... городе ..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности.

Управление многоквартирным домом, расположенным по пер. Гражданский, 27, осуществляет ТСЖ «Гражданский», что не оспаривается сторонами.

По смыслу ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Согласно ч. 1, 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Исходя из пп. «д» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, содержание общего имущества включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.

В соответствии с п. 2 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 № 155, «твердые и жидкие бытовые отходы» - отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт помещений и др.).

В силу п.10 Правил, цена услуг по вывозу бытовых отходов, сроки оказания этих услуг, порядок и форма оплаты (наличная или безналичная) определяются соглашением между исполнителем и потребителем. Цена услуг не может быть выше устанавливаемой или регулируемой соответствующими государственными органами.

Цена услуг по вывозу бытовых отходов, а также иные условия договора об оказании этих услуг устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными нормативными актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (п. 11 Правил).

Согласно Методике планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства, утвержденной Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 23.02.1999 № 9 предусмотрено, что для определения платы за вывоз мусора установлена оплата в кубических метрах бытовых отходов.

В период спорных правоотношений до 01.07.2015 действовал ГОСТ Р 51617-2000 «Государственный стандарт Российской Федерации. Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия», которым рекомендованы нормы вывоза бытовых отходов для малых городов 190 кг или 900 литров на человека в год, следовательно, норма вывоза бытовых отходов на одного человека в месяц составляет 0,075 куб.м.

Документ утратил силу с 30.06.2015 в связи с изданием "ГОСТ Р 51617-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Коммунальные услуги. Общие требования" (утв. Приказом Росстандарта от 11.06.2014 № 544-ст).

Между тем, поскольку до настоящего времени нормативы вывоза бытовых отходов в установленном законом порядке действующим законодательством не установлены, формально продолжают действовать и соответственно подлежат применению нормативы вывоза бытовых отходов, рекомендованные ГОСТом Р 51617-2000 «Государственный стандарт Российской Федерации. Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия».

Согласно п. 2.6 Порядка сбора, вывоза, утилизации и переработки твердых отходов производства и потребления в границах муниципального образования г. Рубцовск Алтайского края, утвержденного Постановлением Администрации города Рубцовска от 30.05.2014 № 2307, норма накопления твердых бытовых отходов – количество твердых бытовых отходов, образующихся в единицу времени (сутки, месяц, год).

В соответствии с п. 3.2.5 Порядка размер оплаты услуг (работ) определяется исходя из действующих тарифов или по соглашению сторон при заключении договоров. Оплата услуг (работ) производится за счет средств собственников помещений многоквартирных жилых домов, которые будут пользоваться (пользуются) контейнерными и бункерными площадками, мусороприемными камерами.

Из выше изложенного следует, что услуги по сбору, вывозу, утилизации твердых бытовых отходов и обслуживанию контейнерных стоянок оплачиваются исходя из объемов накоплений. При этом, действующим законодательством зависимость оплаты услуг от площади помещений в доме в отношении населения не установлена. Объем накоплений, применяемых при расчете, определяется по норме, установленной законодательством.

Таким образом, оплата по договору, заключенному в интересах потребителей, производится исходя из норм накоплений твердых бытовых отходов рекомендованных ГОСТом 0,075 куб.м., рассчитанного на одного проживающего человека, вне зависимости от площади помещений с учетом тарифа, определяемого органом местного самоуправления.

Истцы мотивируют свои требования тем, что со стороны ответчика имеет место обсчет и обман истцов как потребителей, при начислении платы по строке «вывоз и утилизация твердых бытовых отходов», что связано с не применением установленной методики начисления.

В материалы дела истцами представлены копии платежных документов на оплату жилищно-коммунальных услуг по адресу: пер. ...... за период с января 2014 года по апрель 2017 года из содержания которых усматривается следующее.

В период с 01.01.2014 по 31.05.2015 начисление платы за жилое помещение, расположенное по пер. Гражданский, 27-50 в г. Рубцовске производилось ответчиком исходя из расчета на 2-х проживающих в размере 19,78 руб./чел.; в период с 01.06.2015 по 30.09.2015 исходя из расчета на 3-х проживающих в размере 19,78 руб./чел.; в период с 01.10.2015 по 31.03.2016 исходя из расчета на 3-х проживающих в размере 19,78 руб./чел.; в период с 01.04.2016 по 31.07.2016 исходя из расчета на 2-х проживающих в размере 28,13 руб./чел.; в период с 01.08.2016 по 31.12.2016 исходя из кв.м. площади жилого помещения по тарифам в августе 0,912 руб./кв.м.; с сентября по декабрь 0,906 руб./кв.м.; в период с января 2017 года по апрель 2017 года исходя из кв.м. площади жилого помещения по тарифам в январе 2017 г. - 0,906 руб./кв.м., в феврале 2017 г. - 0,900 руб./кв.м., в марте 2017 года - 0,937 руб./кв.м., в апреле 2017 г. - 0,917 руб./кв.м.

Основываясь на нормах действующего законодательства, с учетом рекомендованной нормы вывоза и утилизации твердых бытовых отходов, тарифов на вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов, установленных на территории г. Рубцовска, истцами, расчетным путем, определен тариф за услуги по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов подлежащий применению в спорные периоды: в период с 01.01.2014 по 30.09.2015 в размере 10,69 руб./чел. при объеме потребления 0,075 куб.м.; с 01.10.2015 по 31.12.2016 в размере 14,06 руб./чел. при объеме потребления 0,075 куб.м.; с 01.01.2017 по 30.04.2017 в размере 14,729 руб./чел. при объеме потребления 0,075 куб.м. и соответственно произведен расчет размера платы, подлежащий начислению ежемесячно в спорный период.

Частью 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

В соответствии с ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты.

Согласно п. 11 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации при временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемых исходя из норматива потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и случаях, утвержденных Правительством Российской Федерации.

Исходя из п. 86 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 при временном, то есть 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно п.п. «д», «е» п. 4 настоящих Правил.

В силу ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота и иными обычно предъявляемыми требованиями.

В жилом помещении по адресу: пер. ..., ..., помимо ФИО1 и ФИО2 зарегистрирована ...

Однако, по сообщению истцов, а кроме того, согласно справке Посольства Российской Федерации в Великобритании от ***, ... фактически не проживала на территории Российской Федерации с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** и, с *** по настоящее время, проживает в ...

Истцами ежемесячно, исходя из выставляемых ТСЖ «Гражданский» платежных документов производилась оплата жилищно-коммунальных услуг, в том числе по строке «вывоз и утилизация твердых бытовых отходов» из расчета на 2-х проживающих вместо начисленного на 3-х, что подтверждается представленными в материалы дела платежными документами и ответчиком не оспорено.

Размер платы по строке «вывоз, утилизация твердых бытовых отходов» заявленный истцами ко взысканию, судом проверен, исходя из платежных документов, составленных ответчиком и предъявленных истцам, является верным, стороной ответчика не оспорен, контррасчет ответчиком не представлен, в связи с чем, судом взят за основу.

В связи с чем, учитывая вышеизложенное, суд полагает, что денежные средства в размере, заявленном истцами в сумме 837, 45 руб., подлежат взысканию с ответчика, с учетом положений ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, определенном истцами: в пользу истца ФИО1 в сумме 251,65 руб., в пользу ФИО2 в сумме 585,80 руб., поскольку до настоящего времени, указанные денежные средства не возвращены ответчиком истцам, не произведен перерасчет за счет указанных сумм по оплате иных коммунальных услуг, несмотря на соответствующие претензии истца ФИО1, направленные в адрес ответчика.

Поскольку в период с января 2017 года по апрель 2017 года начисление по строке «вывоз и утилизация твердых бытовых отходов» производилось, исходя из квадратного метра площади, что противоречит действующему законодательству, требование иска о проведении перерасчета платы за указанный период является обоснованным и подлежит удовлетворению судом.

В связи с неполной и соответственно несвоевременной оплатой начисленных сумм (за 2-х проживающих вместо начисленного за 3-х) по строке «вывоз и утилизация твердых бытовых отходов» за указанный период ответчиком начислялась пеня, которая в соответствии с расчетом истца на дату рассмотрения настоящего гражданского дела по существу составляет 249,69 руб.

Судом также проверен расчет пени, представленный истцом, который является верным, стороной ответчика не оспорен, контррасчет пени на дату рассмотрения иска ответчиком не представлен, в связи с чем, судом взят за основу.

Как следует из пояснений истца ФИО1, оплата пени истцами не производится, что не опровергнуто стороной ответчика.

В связи с чем, суд полагает, что требования истцов об обязании ТСЖ «Гражданский» произвести перерасчет пени по лицевому счету собственников ... по ... ФИО1, ФИО2, уменьшив сумму пени на 249, 69 руб. подлежат удовлетворению.

При этом, исходя из положений ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривающей способы защиты гражданских прав, по мнению суда, необходимость в признании указанных действий ответчика по обсчету истцов незаконными, отсутствует, поскольку заявленные требования, по сути, являются основанием заявленных требований о взыскании излишне уплаченных сумм по строке «вывоз и утилизация твердых бытовых отходов», перерасчете сумм пени. В связи с чем, в указанной части требование иска удовлетворению не подлежит.

Разрешая требование п. 3 просительной части иска, об обязании ответчика с 01.01.2017 производить начисление за вывоз и утилизацию ТБО, исходя из норматива потребления на вывоз ТБО 0,075 куб.м. на одного проживающего в квартире в месяц по установленным и регулируемым тарифам в г. Рубцовске, в Алтайском крае за 1 куб.м. на будущее время суд также соглашается с позицией истцов, как основанной на законе и полагает, что требование иска в указанной части подлежит удовлетворению, поскольку законодателем до настоящего времени не утверждены иные нормативы вывоза и утилизации твердых бытовых отходов, кроме рекомендованных ГОСТом Р 51617-2000 «Государственный стандарт Российской Федерации. Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия». Соответственно до изменения законодательства, регулирующего данные правоотношения при начислении платы за вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов необходимо исходить из норматива потребления на вывоз бытовых отходов в размере 0,075 куб.м. на одного человека в месяц.

При разрешении требований иска о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда, штрафа, суд полагает необходимым в указанной части отказать по следующим основаниям.

Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», регулирует отношения, возникающие между потребителями и исполнителями услуг при их оказании и предусматривает право потребителя требовать компенсации морального вреда в случае оказания услуги ненадлежащего качества и (или) нарушения сроков оказания такой услуги, а кроме того предусматривает взыскание с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.

Как следует из искового заявления, основанием требования о взыскания компенсации морального вреда, штрафа явился факт обсчета истца как потребителя за оказанные услуги за вывоз твердых бытовых отходов, в связи с неверным установлением порядка начисления.

Вместе с тем, исчисление ответчиком размера платы по строке «вывоз и утилизация твердых бытовых отходов» само по себе как таковой услугой в смысле, заложенном законодателем в Закон «О защите прав потребителей», не является.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что данный спор вытекает из имущественных правоотношений, основанных на нормах Жилищного кодекса Российской Федерации, на которые Закон «О защите прав потребителей» не распространяется.

В связи с чем, суд полагает, что требования истцов о взыскании компенсации морального вреда и, соответственно, о взыскании штрафа в силу прямого указания закона не подлежат удовлетворению, поскольку законодатель не предусматривает право собственника жилого помещения требовать компенсации морального вреда при нарушении его имущественного права.

Кроме того, в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцами не представлено доказательств, подтверждающих факт причинения истцам физических или нравственных страданий в результате установленных действий ответчика.

Требование иска о возмещении ответчиком истцам убытков также не может быть признано обоснованным и не подлежит удовлетворению в силу положений норм ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с действующим законодательством возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, поэтому лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать, во-первых, факт нарушения права, во-вторых, наличие и размер понесенных убытков, в-третьих, причинную связь между нарушением права и возникшими убытками. При этом отсутствие хотя бы одного из указанных условий ответственности, в данном случае, дает суду основания для отказа в удовлетворении иска.

Исходя из существа и характера спора, заявленных к разрешению судом требований, нарушенное право истцов было восстановлено путем взыскания с ответчика излишне оплаченных истцами денежных средств по строке «вывоз и утилизация твердых бытовых отходов» в размере 837,45 руб., обязании произвести перерасчет с уменьшением пени. Таким образом, факт несения истцами убытков в размере излишне оплаченных денежных средств по строке «вывоз и утилизация твердых бытовых отходов» в сумме 837,45 руб. по мнению суда с их стороны не доказан. При этом, применение мер двойной ответственности законом не предусмотрено.

Согласно ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Истцом ФИО1 в ходе рассмотрения по делу представлено ходатайство о взыскании с ответчика в ее пользу судебных расходов на оплату услуг ООО «Ростелеком-розничные системы» за предоставление детализации счета в размере 44 руб.

Однако обоснованность и необходимость несения указанных расходов в рамках настоящего спора истцом не доказана, а судом указанная необходимость не усматривается.

В силу положений ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации взысканию с ответчика в доход муниципального образования «...» подлежит государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден при подаче иска в размере 700 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1, ФИО2 удовлетворить частично.

Обязать ТСЖ «Гражданский» произвести перерасчет по лицевому счету собственников квартиры № ... расположенной по адресу г.... ФИО1 и ФИО2, уменьшив пени на сумму 249 рублей 69 копеек.

Взыскать с ТСЖ «Гражданский» в пользу ФИО1 излишне оплаченные денежные средства по услуге «вывоз и утилизация ТБО» в размере 251 рубль 65 копеек.

Взыскать с ТСЖ «Гражданский» в пользу ФИО2 излишне оплаченные денежные средства по услуге «вывоз и утилизация ТБО» в размере 585 рублей 80 копеек.

Обязать ТСЖ «Гражданский» производить начисления по услуге «вывоз и утилизация ТБО» собственникам квартиры № ... ФИО1 и ФИО2, исходя из норматива потребления на вывоз ТБО 0,075 куб.м. на одного проживающего в квартире человека.

Обязать ТСЖ «Гражданский» произвести перерасчет сумм по лицевому счету собственников квартиры № ... ФИО1 и ФИО2, оплаченных по строке «вывоз и утилизация твердых бытовых отходов» за период с января 2017 года по апрель 2017 года включительно.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с ТСЖ «Гражданский» в доход муниципального образования «Город Рубцовск» государственную пошлину в размере 700 рублей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Рубцовский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Е.В. Хоченова