Дело № 2-1904/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Петропавловск - Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Барышевой Т.В.,
при секретаре Таневской Э.С.,
с участием истца ФИО1,
третьих лиц ФИО2,
ФИО3,
представителя ответчиков ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Петропавловск - Камчатского городского округа, Управлению коммунального хозяйства и жилищного фонда Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании права пользования жилым помещением по договору социального найма, возложении обязанности заключить договор социального найма с учетом членов семьи,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, по договору социального найма с учетом членов семьи: ФИО2, ФИО3, к Управлению коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения, расположенного по указанному адресу, с учетом членов его семьи.
В обоснование исковых требований указал, что он проходил военную службу в войсковой части <данные изъяты> в должности <данные изъяты>. Общая продолжительность военной службы в календарном исчислении составляет более <данные изъяты> лет. Приказом командующего <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№ уволен с военной службы по истечению срока контракта о прохождении военной службы. В период прохождения военной службы он подавал заявление в 3 отдел ФГКУ «Восторегионжилье» о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (входящий № от ДД.ММ.ГГГГ). Решением Петропавловск-Камчатского городского суда в удовлетворении требования о постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения за счет Министерства обороны Российской Федерации отказано. На основании протокола жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№ и акта приема-передачи квартиры, утвержденного военным комиссаром Камчатского края, ему предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>, где он проживает до настоящего времени и оплачивает все жилищно-коммунальные услуги. ДД.ММ.ГГГГ подал заявление в администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа о заключении договора социального найма на указанное жилое помещение, на что Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа сообщило о том, что данное жилое помещение является муниципальной собственностью, решения о его предоставлении истцу администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа не принималось. Поскольку ранее жилое помещение находилось в ведении Минобороны РФ, а впоследствии перешло в муниципальную собственность, то к правоотношениям, возникающим из пользования указанным жилым помещением применяется режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма на основании ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». Ссылаясь на положения ч. 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и пп. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, указал, что поскольку ни он, ни члены его семьи не являются нанимателями жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения по всей территории Российской Федерации, оснований для отказа 3 отделом ФГКУ «Востокрегионжилье» в принятии его на учет нуждающихся не имелось. По сведениям ЕГРН иных жилых помещений на праве собственности или на праве собственности членов его семьи не имеется. Также указывает, что в течение длительного времени, начиная с ДД.ММ.ГГГГ г., право пользования жилым помещением ответчиками не оспаривалось. Иных зарегистрированных в жилом помещении граждан не имеется, решение о предоставлении этого жилья другим лицам собственником не принималось, ключи от него находятся у истца и членов его семьи. Кроме того, решением Петропавловск-Камчатского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ он признан прекратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, по иску бывшей супруги, в связи с чем ему было предоставлено данное жилое помещение по <адрес>. Решением Петропавловск-Камчатского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ отказано в разделе жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, вследствие чего им были приняты меры по сохранению за ним указанного жилого помещения как военнослужащим.
Определением судьи от 11 февраля 2019 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне истца привлечены ФИО2, ФИО3, на стороне ответчика – ФГКУ «Востокрегионжилье».
Истец ФИО1 в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме, пояснив, что он не оставлял добровольно жилое помещение по <адрес>, а был признан решением суда прекратившим право пользования этим жилым помещением по иску бывшей супруги. Жилое помещение по <адрес>, не является служебным жильем, оно предоставлено ему жилищной комиссией воинской части без определения основания для его предоставления и не было оформлено в связи с организационно-штатными мероприятиями. Он проживает в указанной квартире в течение длительного времени.
Представитель ответчиков Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО4, действующая на основании доверенностей, исковые требования полагала не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, согласно которым жилое помещение по адресу: <адрес>, принадлежит Петропавловск-Камчатскому городскому округу на праве муниципальной собственности. Основанием возникновения муниципальной собственности является распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2001 г. № 514-р и акт приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ Согласно копии поквартирной карточки в указанном жилом помещении зарегистрированных граждан не имеется. Истец имеет временную регистрацию в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Как следует из ст. 49 ЖК РФ, ключевым основанием для заключения договора социального является приобретение статуса малоимущего гражданина, признанного по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимся в жилых помещениях. Малоимущими являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. ФИО1 малоимущим не признан, на учете граждан нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма не состоит. Администрацией решение о предоставлении ФИО1 жилого помещения по <адрес> на условиях договора социального найма не принималось. Ссылка истца на ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» несостоятельна. Как следует из п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2011 г. № 4-П по делу о проверке конституционности ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ, введение в законодательство нормы указанной ст. 7 было обусловлено задачей защиты прав именно тех граждан, которые после передачи органам местного самоуправления общежитий, ранее принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), выполнявшим в отношении указанных граждан функцию и наймодателя, и работодателя оказались пользователями жилых помещений, принадлежащих другому наймодателю, не являющемуся их работодателем. Изменение правового режима таких помещений обусловлено передачей зданий, в которых они расположены, в ведение органов местного самоуправления, когда проживающие в них граждане оказываются пользователями жилых помещений, принадлежащих наймодателю, который не является их работодателем. Сообразно с этим определяется и дальнейшая судьба правоотношений, возникших ранее в связи с наймом жилых помещений в общежитии. Передача спорного жилого помещения в собственность Петропавловск-Камчатского городского округа была произведена в ДД.ММ.ГГГГ г., а заседание жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ФИО1 жилого помещения состоялось в ДД.ММ.ГГГГ г., то есть после введения в действие Жилищного кодекса РФ. Согласно решению Петропавловск-Камчатского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №, в период прохождения военной службы ФИО1 и его семья были обеспечены жилым помещением по адресу: <адрес>, то есть истцом было реализовано право на обеспечение жилым помещением на условиях, предусмотренных Федеральным законом «О статусе военнослужащих». Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, распределялось жилищной комиссией войсковой части <данные изъяты> для временного проживания на период прохождения военной службы. Истцом договор найма служебного жилого помещения оформлен не был. По окончании контракта истец должен был сдать жилое помещение, однако, до настоящего момента истцом ключи от квартиры не сданы.
Третье лицо ФИО2 в судебном заседании полагала требования истца подлежащими удовлетворению, пояснив, что стаж военной службы ее супруга составляет <данные изъяты> лет, участвовал в боевых действиях, имеет награды и в настоящее время остался без жилья. Автомобиля и дачи у них не имеется, жилья нет, родители пожилые, а они супругом находятся в предпенсионном возрасте.
Третье лицо ФИО3 в судебном заседании также полагала требования истца подлежащими удовлетворению.
Третье лицо ФГКУ «Востокрегионжилье» о времени и месте рассмотрения дела извещено, в судебном заседании его представитель участия не принимал.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего дела, а также материалы гражданских дел №№, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы, обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, вместе с тем, Конституция Российской Федерации закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.ч. 2ч.ч. 2 и 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее – ЖК РФ), вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Пунктом 3 статьи 2 ЖК РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Частью 1 ст. 92 ЖК РФ установлено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, служебные жилые помещения.
Согласно ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Введение в законодательство нормы статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 3 июля 2007 г. № 425-О-О, было обусловлено задачей защиты прав именно тех граждан, которые после передачи органам местного самоуправления общежитий, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), выполнявшим в отношении указанных граждан функцию и наймодателя, и работодателя, оказались пользователями жилых помещений, принадлежащих другому наймодателю, не являющемуся их работодателем. Соответственно, распространяя на жилые помещения в общежитиях правовой режим социального найма и тем самым фактически предрешая вопрос о правовом режиме самих зданий, в которых они находятся, федеральный законодатель преследовал цель устранить неопределенность правовых последствий передачи этих зданий в ведение органов местного самоуправления (постановление Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2011 г. № 4-П).
Аналогичной нормы, касающейся служебных жилых помещений, ни ЖК РФ, ни Вводный закон не содержат.
Тем не менее, исходя из аналогии закона (статья 7 ЖК РФ) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным и муниципальным предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениями и использовавшихся в качестве служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, также должны применяться нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 г., утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 г.).
Соответственно, нормы ЖК РФ, регулирующие порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма, к возникшим правоотношениям применению не подлежат.
В связи с этим с гражданами, проживающими в жилом помещении, в отношении которого произошло изменение правового режима в силу закона, должен быть заключен договор социального найма независимо от того, состоят они на учете нуждающихся в жилых помещениях или нет.
Судом установлено, что квартира № по <адрес>, площадью 29,8 кв.м., является муниципальной собственностью на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2001 г. № 514-р и акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№.
По сообщению председателя комитета по управлению жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ указанное жилое помещение, являющееся муниципальной собственностью, не относится к специализированному жилищному фонду (л.д. 108).
Согласно справке военного комиссара <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№, ФИО1 проходил военную службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 35).
Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№, жилое помещение общей площадью 29,9 кв.м. по <адрес> было распределено жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты> (л.д. 13), которая, в свою очередь, распределила это жилье ФИО1 с учетом члена семьи – супруги И. (выписка из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№) с возложением обязанности в течение месяца произвести оформление жилой площади в <данные изъяты> ОМИС (л.д. 14).
ФИО1 принял указанное жилое помещение по акту приема-передачи от предыдущего нанимателя Ю. (л.д. 15).
Согласно свидетельству о заключении брака, ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ФИО2 заключен брак, супругой оставлена фамилия ФИО5 (л.д. 54).
Решением Петропавловск-Камчатского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, установлен факт нахождения ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на иждивении ФИО1 (л.д. 58-61).
Согласно уведомлениям от ДД.ММ.ГГГГ№, сведения о зарегистрированных правах ФИО1, ФИО2 и ФИО3 на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют (л.д. 121-123), тем самым доводы истца в этой части подтверждаются материалами дела.
Согласно поквартирной карточке, в жилом помещении по <адрес> в настоящее время зарегистрированных лиц не имеется (л.д. 107).
Вместе с тем, применение положений статьи 7 Закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ возможно в отношении граждан, проживающих в специализированном жилищном фонде, который ранее принадлежал государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям) и был предоставлен гражданам в связи с наличием трудовых правоотношений с данными предприятиями (учреждениями), а впоследствии передан в собственность муниципального образования.
Между тем спорное жилое помещение было предоставлено истцу в качестве служебного жилого помещения после передачи многоквартирного дома в собственность Администрации г. Петропавловска-Камчатского в ДД.ММ.ГГГГ г.
Таким образом, жилое помещение предоставлено ФИО1 для временного проживания в период нахождения его в муниципальной собственности, после его предоставления правовой статус жилого помещения не изменялся, в связи с чем правовых оснований для применения к спорным правоотношениям положений статьи 7 Закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ, и признания за истцом права пользования жилым помещением на условиях социального найма у суда не имеется.
Доводы истца о том, что спорное жилое помещение не является служебным жильем и предоставлено жилищной комиссией воинской части без определения основания для его предоставления подтверждается материалами дела, но само по себе не свидетельствует о возникновении у него права пользования указанным жилым помещением по договору социального найма.
С учетом особого характера правоотношений, связанных с прохождением военной службы и ее спецификой, нормы, регламентирующие вопросы обеспечения жильем военнослужащих, содержатся в Федеральном законе от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», вступившем в силу 01 января 1998 г.
Судом установлено, что ФИО1 в период его прохождения военной службы реализовал свое право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, получив по месту прохождения военной службы жилье, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 47,10 кв.м. Данное жилое помещение предоставлено ему на основании списка о распределении, выписки из решения от ДД.ММ.ГГГГ№ и договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Петропавловск-Камчатской КЭЧ, на состав семьи из 3 человек – самого истца, его супруги ФИО9 и сына М.
Указанное жилое помещение осталось в пользовании семьи ФИО1, а именно его бывшей супруги ФИО9 и сыновей М., и ФИО11 При этом истец добровольно отказался от права пользования данным жилым помещением, распорядившись своими жилищными правами по своему усмотрению, что подтверждается вступившим в законную силу решением Петропавловск-Камчатского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ
Решением ФГКУ «Востокрегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО1 отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на состав семьи их 3 человек – его самого, супруги ФИО2, иждивенца ФИО3 на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ в связи с представлением документов, не подтверждающих право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 94).
В письме от ДД.ММ.ГГГГ№ ФГКУ «Востокрегионжилье» сообщило о принятом решении ФИО1, указывая, что он ранее реализовал свое право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, получив по месту прохождения военной службы жилье, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 47,10 кв.м. В силу ч. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в случае обеспечения военнослужащих и членов их семей жилыми помещениями по избранному месту жительства они обязаны представить документы о сдаче жилых помещений федеральному органу власти, в которых предусмотрена военная служба, и снятии с регистрационного учета по прежнему месту службы (л.д. 93).
Пунктом 1 статьи 15 ФЗ от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок реализации права на жилище определен в статьях 15 и 23 Закона.
Приведенные нормативные акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права (например, право на дополнительную площадь), так и дополнительные обязанности (например, обязанность по сдаче ранее полученного жилья).
В соответствии с требованиями части 4 статьи 52 Жилищного кодекса РФ при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье должны быть предоставлены документы, предоставляющие право состоять на учете. Военнослужащие при постановке на учет подают заявление с приложением к нему документов, позволяющих определить возможность не только постановки на учет, но и возможность дальнейшего обеспечения жильем от Минобороны России.
Таким образом, из положений ст. ст. 15 и 23 Закона "О статусе военнослужащих" следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 01 января 1998 г., осуществляется путем предоставления за счет Министерства обороны Российской Федерации жилья для постоянного проживания в период военной службы (после первых пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Вместе с тем, предоставляя определенной Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на Министерство обороны Российской Федерации обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать предоставленное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение.
Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
При этом, если военнослужащий распорядился, ранее занимаемым жилым помещением, предоставленным ему в связи с военной службой, в том числе и путем отказа от права пользования в пользу членов своей семьи, и не может его сдать в установленном порядке, то он, по общему правилу, не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий посредством предоставления жилого помещения Министерством обороны.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абзаце 2 пункта 27 Постановления от 29 мая 2014 г. № 8 "О практике применения законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснил, что если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.
В связи с чем, если военнослужащий не сдал ранее полученное от Министерства обороны РФ жилье, то оснований требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма, в порядке определяемом ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" он не имеет, даже по истечении сроков, предусмотренных ст. 53 Жилищного кодекса РФ.
В силу п. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 обратился в администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением о заключении с ним договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с учетом членов семьи – супруги ФИО2 и падчерицы ФИО3 (л.д. 17).
ДД.ММ.ГГГГ Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа отказало истцу в заключении договора социального найма указанного жилого помещения на основании того, что данное жилье является муниципальной собственностью, решение о его предоставлении истцу на условиях договора социального найма не принималось, в связи с чем ему было предложено освободить в добровольном порядке занимаемое жилое помещение (л.д. 12).
Как следует из материалов дела и пояснений представителя ответчиков, решения о предоставлении истцу жилого помещения на условиях договора социального найма администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа не принималось.
Проживание истца в течение длительного периода в указанном жилом помещении, которое, как указывается истец, не оспаривалось ответчиками в установленном законом порядке, не может служить основанием для удовлетворения его требований.
Представленные истцом в судебное заседание в обоснование своих требований квитанции об оплате фактически потребленных им и его семьей коммунальных услуг и содержания жилого помещения по адресу: <адрес>, основанием для возникновения у истца права на жилое помещение по социальному найму не является.
Поскольку истец в настоящее время не проходит военную службу, он вправе претендовать на получение жилого помещения по договору социального найма на общих основаниях в установленном законом порядке, но каких-либо доказательств, подтверждающих отнесение истца к категории лиц, имеющих право на получение жилого помещения на таких условиях, в судебное заседание им не представлено.
Пояснения третьего лица ФИО2, данные в судебном заседании, о том, что ее супруг ФИО1, учитывая его многолетний стаж военной службы, участие в боевых действиях, наличие наград, остался без жилого помещения, в настоящее время находятся в предпенсионном возрасте, суд принимает во внимание, однако, какого-либо правового значения для разрешения настоящего дела указанные обстоятельства не имеют.
Таким образом, учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что правовых оснований для признания за истцом и членами его семьи права пользования спорным жилым помещением, на условиях социального найма с возложением обязанности заключения договора социального найма в настоящее время не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска ФИО1 к Администрации Петропавловск - Камчатского городского округа, Управлению коммунального хозяйства и жилищного фонда Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, на условиях социального найма с учетом членов семьи ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; возложении обязанности на Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда Администрации Петропавловск-Камчатского городского округу заключить договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, с учетом членов семьи отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 02 апреля 2019 г.
Председательствующий Т.В. Барышева
Подлинник решения находится в деле
Петропавловск-Камчатского городского суда
Камчатского края № 2-1904/2019