ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1904/2017 от 18.05.2017 Свердловского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 мая 2017 года г. Иркутск

Свердловский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Галата С.В.,

при секретаре Дудкиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1904/2017 по исковому заявлению Ю.Н.И. к Иркутскому почтамту ОСП УФПС Иркутской области Филиалу ФГУП «Почта России» о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

В Свердловский районный суд г. Иркутска обратился Ю.Н.И. с исковым заявлением к Иркутскому почтамту ОСП УФПС Иркутской области Филиалу ФГУП «Почта России» о взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование исковых требований указал, что <Дата обезличена> им из ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области было подано заявление на имя Уполномоченного по правам человека в РФ. Данное заявление было зарегистрировано в отделе специального учета СИЗО-1 под исх. № 10-68 и в этот же день было передано оператору почтовой связи г. Иркутска, индекс 664019 – 19.11.2015, о чем оператор связи поставил свой почтовый штамп в журнале отдела специализированного учета ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области № 518 «Учета заявлений и жалоб подозреваемых и обвиняемых». Однако указанное заявление адресату не поступило, что подтверждается ответом аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ № 46430 от 29.11.2016, которое истец получил 20.12.2016 в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Республике Бурятия. 19.01.2017 им были поданы претензии оператору почтовой связи ФГУП «Почта России» 664019 г. Иркутска по данному поводу. Однако 20.02.2017 им был получен ответ зам. начальника УФПС Иркутской области – Филиал ФКУП «Почта России» Иркутский почтамт, в котором претензия оставлена без внимания, поскольку в ответе не содержится каких-либо сведений о его претензиях. Таким образом, оператор почтовой связи не доставил заявление истца адресату в нарушение Федерального закона и Постановления Правительства РФ от 31.07.2014 № 234 «О правилах оказания услуг почтовой связи». В связи с чем оператор почтовой связи причинил истцу моральный вред, вызванный в переживании о судьбе его заявления и перепиской с аппаратом Уполномоченного по правам человека в РФ по поводу данного письма, обращением в суд, к оператору почтовой связи с претензиями.

На основании изложенного, просит суд взыскать с Иркутского почтамта ОСП УФПС Иркутской области Филиала ФГУП «Почта России» компенсацию морального вреда в размере 8000 рублей.

Истец Ю.Н.И. в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте слушания дела был извещен надлежащим образом, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.

Суд, с учетом мнения участвующих в деле лиц, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.

Представитель ответчика Иркутского почтамта ОСП УФПС Иркутской области Филиала ФГУП «Почта России» Ш.А.Г., действующий на основании доверенности от 16.02.2017, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований Ю.Н.И. возражал, считая их необоснованными, исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суду представил письменные возражения, в которых указал, что сопроводительным письмом № 1811 от 19.01.2017 из Следственного изолятора ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РБ в адрес Иркутского почтамта 04.02.2017 поступила претензия гр. Ю.Н.И. от 18.01.2017. Согласно данной претензии, Ю.Н.И. обвинил ответчика в том, что ответчик (якобы) не доставил письмо, отправленное истцом 19.11.2015 в адрес Уполномоченного по правам человека в РФ. 14.02.2017 на данную претензию ответчиком был дан ответ, согласно которому, истцу было разъяснено, что данное письмо истцом было направлено простым порядком, предоставить какую либо информацию о данном отправлении не представляется возможным. Так как, простые письма относятся к нерегистрируемым почтовым отправлениям, согласно ст. 10 «Правил оказания услуг почтовой связи», утверждённые Постановлением Правительства РФ № 234 от 31.07.2014 от 31.07.2014, принимаются без выдачи квитанции, далее направляются без приписки к сопроводительным документам, вручаются адресатам обычным порядком без росписи в получении. То есть, каким либо образом доказать -подтвердить факт вручения простой почтовой корреспонденции адресату, в силу отсутствия документов, позволяющих осуществить фактическое отслеживание движения простой письменной корреспонденции невозможно. Ссылка истца на письмо Аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ от 29.11.2016 не является доказательством того, что данное простое письмо не было получено адресатом. Поскольку, как указано выше, простые письма (по факту) относятся к нерегистрируемым почтовым отправлениям, принимаются без выдачи квитанции, далее направляются без приписки к сопроводительным документам, вручаются адресатам обычным порядком без росписи в получении. Предполагать о том, что данное письмо от 19.11.2015 было утеряно почтовой связью при отсутствии доказательств - было бы неправильным. Также, истцу было сообщено, что согласно ст. 55 ФЗ от 07.07.2013 №126 «О связи» срок предъявления претензий ограничен 6-ю месяцами со дня подачи почтового отправления либо со дня оказания услуг связи. Аналогичную норму содержит ст. 37 ФЗ от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи», согласно которой пользователь имеет право предъявить претензию в течение шести месяцев со дня подачи почтового отправления. Согласно информации, имеющейся в материалах данного гр. дела, претензия истцом была направлена 19.01.2017. То есть, за пределами срока, предусмотренного действующим законодательством.

Огласив исковое заявление, выслушав представителя ответчика Ш.А.Г., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно преамбуле Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг).

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пп. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.

С учетом положений ст. 39 Закона «О защите прав потребителей» к отношениям, возникающим из договоров об оказании отдельных видов услуг с участием гражданина, последствия нарушения условий которых не подпадают под действие главы III Закона, должны применяться общие положения Закона «О защите прав потребителей», в частности о праве граждан на предоставление информации (ст. ст. 8 - 12), об ответственности за нарушение прав потребителей (ст. 13), о возмещении вреда (ст. 14), о компенсации морального вреда (ст. 15), об альтернативной подсудности (п. 2 ст. 17), а также об освобождении от уплаты государственной пошлины (п. 3 ст. 17) в соответствии с пп. 2 и 3 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Защита гражданских прав, в соответствии со ст. 12 ГК РФ осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; … прекращения или изменения правоотношения; …иными способами, предусмотренными законом.

В силу ст.3 ГПК РФ, ст. 12 ГК РФ способы защиты подлежат применению судом, когда установлено нарушение прав и законных интересов лица, требующего их применения.

Согласно п. 2 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор страхования, как личного, так и имущественного), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.

В соответствии со ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Согласно ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

На основании ст.1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п.45 Постановления от 28.06.2012 года №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Согласно доводам искового заявления 06 ноября 2015 года истцом Ю.Н.И. из ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области было подано заявление на имя Уполномоченного по правам человека в РФ. Данное заявление было зарегистрировано в отделе специального учета СИЗО-1 под исх. № 10-68 и в этот же день было передано оператору почтовой связи г. Иркутска, индекс 664019 – 19.11.2015, о чем оператор связи поставил свой почтовый штамп в журнале отдела специализированного учета ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области № 518 «Учета заявлений и жалоб подозреваемых и обвиняемых». Однако указанное заявление адресату не поступило. В связи с чем, считает, что ответчиком ненадлежащим образом были оказаны почтовые услуги, что причинило ему нравственные страдания.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ст. 19 Федерального закона № 176-ФЗ от 17.07.1999 года «О почтовой связи», права пользователей услуг почтовой связи защищаются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О связи", Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», гражданским законодательством Российской Федерации, правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 34 ФЗ «О почтовой связи», за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.

В соответствии со ст. ст. 12, 15, 91 УИК РФ, п. п. 49, 50 гл. XII Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста РФ от 3 ноября 2005 года № 205 (с последующими изменениями), осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества.

Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 были утверждены «Правила оказания услуг почтовой связи» (далее Правила).

Согласно п. 49 Правил получение и отправление осужденными за счет собственных денежных средств писем и телеграмм без их ограничения производится только через администрацию исправительного учреждения.

Из материалов дела следует, что 19.11.2015 Ю.Н.И. направил письменное почтовое отправление в адрес Уполномоченного по правам человека в РФ, которое было зарегистрировано администрацией ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области в журнале № 518 учета заявлений и жалоб подозреваемых и обвиняемых, а также в реестре на отправленную корреспонденцию через почтовое отделение, в котором имеется штамп ФГУП «Почта России» о принятии корреспонденции на отправку.

Вместе с тем, как следует из ответа Аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ № 46430-12 от 29.11.2016, сообщение № 38/1/6-ю-68, направленное Ю.Н.И.<Дата обезличена>, в Аппарат Уполномоченного по правам человека в РФ не поступало. При этом Ю.Н.И. указано на необходимость предоставить копии документов, подтверждающих отправку обращения из СИЗО-1 г. Улан-Удэ (реестры почтовых отправлений), а также указать 14-значный трек-номер, предоставляемый ФГУП «Почта России» (при его наличии) для поиска почтового отправления.

Согласно п. 10 Правил оказания услуг почтовой связи по совокупности признаков, определяющих порядок и условия приема, обработки, перевозки и доставки (вручения), почтовые отправления подразделяются на следующие категории:

а) простые (в том числе пересылаемые в форме электронного документа) - принимаемые от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемые (вручаемые) адресату (его уполномоченному представителю) без его расписки в получении, а в случае простых почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой VI настоящих Правил;

б) регистрируемые (заказные, в том числе пересылаемые в форме электронного документа, обыкновенные, с объявленной ценностью (почтовое отправление, принимаемое с оценкой стоимости вложения, определяемой отправителем) - принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его уполномоченному представителю) с его распиской в получении, а в случае заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой VI настоящих Правил.

При этом судом из представленных доказательств установлено, что указанное заявление было направлено Ю.Н.И. простым почтовым отправлением.

Таким образом, подтвердить либо опровергнуть факт вручения простой почтовой корреспонденции адресату в силу отсутствия документов, позволяющих осуществить фактическое отслеживание движения простой письменной корреспонденции невозможно.

В соответствии с пунктом 32 Правил, порядок доставки почтовых отправлений, адресованных в адрес юридического лица определяется договором между ним и оператором почтовой связи. В ячейки абонентских почтовых шкафов, почтовые абонентские ящики, ячейки абонементных почтовых шкафов, почтовые шкафы опорных пунктов опускаются в соответствии с указанными на них адресами, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи:

а) простые почтовые отправления;

б) извещения о регистрируемых почтовых отправлениях и почтовых переводах;

в) извещения о простых почтовых отправлениях, размеры которых не позволяют опустить их в ячейки почтовых шкафов;

г) простые уведомления о вручении почтовых отправлений и выплате почтовых переводов.

Согласно п. 34 Правил почтовые отправления и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи в течение 30 дней со дня поступления почтового отправления в объект почтовой связи. Срок хранения почтовых отправлений и почтовых переводов может быть продлен по заявлению отправителя или адресата (его уполномоченного представителя).

По истечении установленного срока хранения не полученная адресатами (их уполномоченными представителями) простая письменная корреспонденция передается в число невостребованных почтовых отправлений.

В соответствии с абз. 2 п. 40 Правил невостребованные письменные сообщения подлежат изъятию и уничтожению.

Таким образом, поскольку письмо в адрес Уполномоченного по правам человека в РФ Ю.Н.И. было направлено простым почтовым отправлением, то есть без выдачи квитанции, сведения на момент рассмотрения дела о вручении, либо не вручении почтового отправления Аппарату Уполномоченного по правам человека в РФ отсутствуют, отследить движение указанного отправления не представляется возможным, в связи с чем, суд приходит к выводу, что истцом в нарушение требований ч. 1 ст. 56 ГПК РФ не представлены доказательства, подтверждающие факт ненадлежащего исполнения оператором почтовой связи своих обязательств по доставке почтовой корреспонденции.

Кроме того, как следует из п. 23 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» до подачи искового заявления в суд обязательный претензионный порядок урегулирования споров предусмотрен в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения оператором связи обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи (пункт 4 статьи 55 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи»), а также в связи с перевозкой пассажира, багажа, груза или в связи с буксировкой буксируемого объекта внутренним водным транспортом (пункт 1 статьи 161 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации).

Согласно п. 4 ст. 55 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи, пользователь услугами связи до обращения в суд предъявляет оператору связи претензию.

Претензии предъявляются в следующие сроки: 2) в течение шести месяцев со дня отправки почтового отправления, осуществления почтового перевода денежных средств - по вопросам, связанным с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтового отправления, невыплатой или несвоевременной выплатой переведенных денежных средств;

Кроме того, согласно ст. 37 Федерального закона от 17.07.1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи», претензии в связи с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением либо утратой почтового отправления предъявляются в течение шести месяцев со дня подачи почтового отправления.

В силу п. 54 Правил, в претензии должны быть указаны вид и категория почтового отправления, номер квитанции, дата и место приема, место назначения, объявленная ценность, адрес и полное наименование адресата, а также данные предъявленного документа, удостоверяющего личность заявителя.

При этом указанная претензия была направлена в адрес ответчика только 18.01.2017, то есть по истечении 6-месячного срока для направления претензии в ФГУП «Почта России». Доказательств уважительности пропуска срока направления претензии суду не представлено.

Таким образом, поскольку в ходе судебного разбирательства не нашел своего подтверждения факт ненадлежащего оказания услуг по направлению почтовой корреспонденции ответчиком Иркутским почтамтом ОСП УФПС Иркутской области Филиала ФГУП «Почта России», оснований для взыскания компенсации морального вреда в пользу Ю.Н.И. не имеется.

Оценив вышеизложенные доказательства, каждое в отдельности и в их совокупности, дав им тщательную оценку, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Ю.Н.И. не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Ю.Н.И. к Иркутскому почтамту ОСП УФПС Иркутской области Филиалу ФГУП «Почта России» о взыскании компенсации морального вреда в размере 8000 рублей - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Свердловский районный суд г. Иркутска.

Председательствующий Галата С.В.

Решение изготовлено 25 мая 2017 года