ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1905/19 от 13.05.2019 Центрального районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2-1905/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 мая 2019 года г. Калининград

Центральный районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Мишиной Т.В.,

при секретаре Андреевой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Куликовой Галины Павловны к ПАО «АЭРОФЛОТ» о взыскании компенсации морального вреда, штрафа,

УСТАНОВИЛ:

Куликова Г.П. обратилась в суд с названным выше исковым заявлением, указав в обоснование, что < Дата > между истицей и ответчиком был заключен договор воздушной перевозки пассажира путем покупки авиабилета на рейс < ИЗЪЯТО >) < Дата > в 20:10 часов. Куликова Г.П. < Дата > в 18:00 часов прибыла в аэропорт «< ИЗЪЯТО >» (терминал D) и прошла к стойке регистрации. При прохождении регистрации были проверены документы, удостоверяющие личность Куликовой Г.П., билет и багаж. Посадочный талон с указанием места выдан не был. В 18:40 часов у стойки регистрации истице сообщили, что регистрация прошла успешно, но посадочный талон ей выдать не могут и было предложено подойти через 20 минут. Впоследствии еще несколько раз Куликову Г.П. просили подождать. В < ИЗЪЯТО > часов заканчивалась регистрация на рейс и истица потребовала встречи с сотрудником ответчика, который разрешит данную ситуацию. Сотрудник ответчика сообщил Куликовой Г.П., что данным рейсом она не сможет вылететь, так как произошел технический сбой. В < адрес > Куликову Г.П. ожидал супруг после перенесенного инфаркта, которому необходим постоянный уход, поэтому истице было необходимо вылететь названным выше рейсом. Истица прошла рентген-контроль багажа. На стойке перед выходом на посадку ее билет был изъят сотрудником ПАО «АЭРОФЛОТ», поскольку у нее не было посадочного талона. Истица прошла в салон самолета с багажом, куда вскоре пришли сотрудники службы безопасности и пытались при помощи физической силы заставить ее покинуть воздушное судно, несмотря на ее отказ. Истица испытала сильнейший стресс. Членами экипажа ей была оказана медицинская помощь и напечатан посадочный талон в салоне самолета. Это было ориентировочно в 20:20 часов. После этого истица смогла воспользоваться услугами авиакомпании. Куликова Г.П. указала, что является пожилой женщиной, после дорожно-транспортного происшествия имеет разрыв сухожилий правой руки и ожидает операции. Утром < Дата > ухудшилось состояние ее здоровья: сердечный приступ, давление, усилилась боль в травмированной руке. Указала, что действиями ответчика ей причины физические и нравственные страдания. < Дата > Куликова Г.П. обратилась в ПАО «АЭРОФЛОТ» с претензией о компенсации морального вреда. < Дата > ей поступил ответ об отклонении претензии.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, Куликова Г.П. просит суд взыскать с ПАО «АЭРОФЛОТ» в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 500000 рублей, а также штраф в размере 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя.

Куликова Г.П. и ее представитель по устному ходатайству Сердитова В.А. в судебном заседании поддержали заявленные требования по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика по доверенности Пивнев С.А. возражал против удовлетворения иска. Пояснения представлены в письменных возражениях на иск.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав все доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 784 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) перевозка грузов, пассажиров, багажа осуществляется на основании договора перевозки.

Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом (ст.786 ГК РФ).

Перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами, кодексами и иными законами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок (ст.792 ГК РФ).

В соответствии с ч.1 ст.793 ГК РФ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами, кодексами и иными законами, а также соглашением сторон.

Судом установлено, что между ПАО «АЭРОФЛОТ» и Куликовой Г.П. заключен договор оказания услуг по перевозке пассажиров воздушным транспортом рейсом < ИЗЪЯТО > (перелет < Дата >) по маршруту < ИЗЪЯТО > в салоне экономического класса обслуживания путем покупки электронного билета . Стоимость электронного билета – < ИЗЪЯТО > рублей.

Вылет рейса < ИЗЪЯТО > по маршруту < ИЗЪЯТО >< Дата > в 20:10 часов. Аэропорт < ИЗЪЯТО >.

Куликова Г.П. прибыла в аэропорт заблаговременно, при прохождении регистрации посадочный талон ей выдан не был. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.

Из представленных ответчиком пояснений следует, что в связи с техническим сбоем в системе на рейсе < ИЗЪЯТО > количество забронированных пассажиров превышало количество кресел: компоновка < ИЗЪЯТО >, забронировано < ИЗЪЯТО >, двум пассажирам рейса, в том числе Куликовой Г.П. было отказано в перевозке. Куликова Г.П. обратилась на стойку регистрации в 18:50 часов, на тот момент свободных кресел на борту воздушного судна не было. Ей были принесены извинения, диспетчер ГРПП ООПП зарегистрировал ее на Priority List и направил в офис оперативного обслуживания для получения компенсации и переоформления авиабилета. Однако последняя за получением компенсации и переоформлением билета не обратилась, а самовольно прошла в стерильную зону и в 19:50 часов обратилась на выход на посадку. Куликова Г.П. предъявила диспетчерам, осуществлявшим посадку на рейс, маршрутную квитанцию электронного авиабилета. Диспетчерами было разъяснено, что без посадочного талона проход на борт воздушного судна запрещен, однако Куликова Г.П., оттолкнув диспетчера, самовольно проследовала в телетрап и на борт воздушного судна. На борт прибыли сотрудники полиции и сотрудники авиационной безопасности. Куликова Г.П. настаивала взять ее на рейс. Диспетчером было сообщено командиру воздушного судна о наличии на борту пассажира без посадочного талона. Поскольку на посадку рейса не явились < ИЗЪЯТО > зарегистрированных пассажиров и < ИЗЪЯТО > мест оказались свободны по решению командира воздушного судна Куликова Г.П. была принята к перевозке. В 20:10 часов пассажир Куликова Г.П. была зарегистрирована, выпущены новые документы и рейс был отправлен.

Данные обстоятельства также подтверждаются отчетом о производственной деятельности за смену, объяснительными диспетчера ФИО5 и диспетчера ФИО6, списком пассажиров рейса < ИЗЪЯТО > с указанием времени прохождения контроля посадки (Куликова Г.П. - 8:11:28 (20:11 МСК).

В соответствии с Общими правилами воздушных перевозок пассажиров багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82 для перевозки пассажира, багажа перевозчик обеспечивает проведение регистрации пассажиров и оформления багажа (п.77). Пассажир допускается к перевозке при наличии билета, оформленного должным образом (п.78). Пассажир должен заблаговременно, не позднее установленного перевозчиком времени прибыть к месту регистрации пассажиров и оформления багажа для прохождения установленных процедур регистрации и оформления багажа (п.80). Регистрация пассажиров и оформление багажа на рейсы в аэропорту заканчивается не ранее чем за 40 минут до времени отправления воздушного судна по расписанию или по плану (графику) чартерных перевозок (п.81). При регистрации пассажира в аэропорту или в пункте регистрации, расположенном за пределами аэропорта, пассажиру выдается посадочный талон (п.84). Пассажир должен прибыть к выходу на посадку на борт воздушного судна не позднее времени окончания посадки на рейс указанного в посадочном талоне. Посадка пассажира на борт воздушного судна производится при предъявлении пассажиром посадочного талона на соответствующий рейс (п.90).

Правила воздушных перевозок пассажиров и багажа ПАО «АЭРОФЛОТ» (далее – Правила) содержат аналогичные положения (раздел 6.1.), при этом указанными правилами предусмотрено, что регистрация пассажиров и оформление багажа в аэропорту заканчивается за 40 минут до времени отправления воздушного суда, при онлайн-регисрации, мобильной регистрации и регистрации в киоске самостоятельной регистрации – за 45 минут до вылета рейса. При регистрации в аэропорту пассажиру выдается посадочный талон, при других видах регистрации посадочный талон распечатывается пассажиром самостоятельно либо на стойке регистрации в аэропорту не позднее чем за 45 минут до вылета рейса. Время окончания посадки указывается в посадочном талоне. В случае с истицей время окончания посадки – 19.30 часов.

Из ответа ПАО «АЭРОФЛОТ» от < Дата > на запрос суда следует, что в соответствии с информацией, предоставленной департаментом наземного обеспечения перевозок ПАО «АЭРОФЛОТ» Куликова Г.П. была поставлена в лист ожидания регистрации на рейс < ИЗЪЯТО > от < Дата >< ИЗЪЯТО > в 18.50 МСК, посадочный талон выдан в 20.10 МСК.

В соответствии с ч.1 ст.107 Воздушного кодекса РФ перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза в следующих случаях:

1) нарушение пассажиром, грузовладельцем, грузоотправителем паспортных, таможенных, санитарных и иных установленных законодательством Российской Федерации требований в части, касающейся воздушной перевозки, при международных воздушных перевозках также правилами, определенными соответствующими органами государства вылета, назначения или транзита;

2) отказ пассажира, грузовладельца, грузоотправителя выполнять требования, предъявляемые к ним федеральными авиационными правилами;

3) если состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими документами, а равно создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц. Перевозчик не вправе относить услуги, указанные в пунктах 7 и 8 статьи 106.1 настоящего Кодекса, к особым условиям воздушной перевозки;

4) отказ пассажира воздушного судна оплатить провоз своего багажа в размере и на условиях, которые предусмотрены договором воздушной перевозки пассажира;

5) отказ пассажира воздушного судна оплатить перевоз следующего с ним ребенка, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 3 пункта 2 статьи 106;

6) нарушение пассажиром воздушного судна правил поведения на борту воздушного судна, создающее угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также невыполнение пассажиром воздушного судна распоряжений командира воздушного судна, предъявленных в соответствии со статьей 58 настоящего Кодекса;

7) наличие в ручной клади, а также в багаже, грузе запрещенных к воздушной перевозке предметов или веществ.

На момент осуществления регистрации пассажира Куликовой Г.П. на рейс < ИЗЪЯТО > от < Дата >< ИЗЪЯТО > в 18.50 МСК из данного перечня случаев возможности перевозчику в одностороннем порядке расторгнуть договор не применим ни один случай, в связи с чем суд полагает, что у ответчика не имелось оснований к одностороннему расторжению договора с Куликовой Г.П.

В ходе судебного разбирательства установлено и не оспаривается сторонами, что Куликова Г.П. < Дата >, в соответствии с Правилами, заблаговременно прибыла в аэропорт < ИЗЪЯТО >< адрес > для получения услуги авиаперевозки рейсом < ИЗЪЯТО >, время отправления в 20:10. Был выявлен технический сбой в системе и установлено превышение забронированных пассажиров в связи с чем двум пассажирам, в том числе Куликовой Г.П. было отказано в перевозке и истица была направлена для получения компенсации и переоформления авиабилета.

Ответчик в отзыве на иск указал, что на момент обращения Куликовой Г.П. на стойку регистрации в 18:50 часов свободных кресел на борту воздушного судна не было.

Вместе с тем, ко времени вылета данного рейса (20:10 МСК) на борту имелось < ИЗЪЯТО > свободных мест, т.е. на момент окончания регистрации и посадки пассажиров в самолет ответчику было известно о наличии свободных мест, а также о наличии в листе ожидания пассажира Куликовой Г.П. Однако при такой ситуации Куликовой Г.П. не был выдан посадочный талон и не была предоставлена возможность перелета по маршруту < ИЗЪЯТО >, рейсом < ИЗЪЯТО >, на который истицей был приобретен билет. Посадочный талон был выдан по решению командира воздушного судна в 20:10 МСК, уже после прохода Куликовой Г.П. на борт самолета.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Согласно ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Куликова Г.П. обращалась в ПАО «АЭРОФЛОТ» о предоставлении компенсации, ее претензия была рассмотрена и < Дата > в ее удовлетворении было отказано.

Вместе с тем, анализируя изложенное в совокупности, суд приходит к выводу о наличии вины в действиях ответчика, поскольку Куликовой Г.П. было отказано в предоставлении услуги авиаперелетапри наличии возможности ее предоставления.

Доводы ответчика об отсутствии оснований для взыскания компенсации морального вреда ввиду противоправных действий самой истицы (самовольный проход на борт воздушного судна без посадочного талона), а также ввиду того, что истица в итоге совершила перелет на том рейсе, на котором и должна была лететь, суд находит несостоятельными, поскольку истице было отказано в предоставлении услуги перевозки в период ее регистрации на рейс при отсутствии к тому законных оснований. Последующее поведение истицы не лишало ответчика права применить к ней санкции, предусмотренные разделом 7.2 Правил, чего сделано не было, напротив капитаном ВС было принято решение о выпуске для истицы посадочного талона с целью возможности совершения ею перелета рейсом < ИЗЪЯТО > от < Дата >< ИЗЪЯТО >. Данное обстоятельство учитывается судом при определении размера компенсации морального вреда.

Обосновывая степень нравственных и физических страданий Куликова Г.П. указала, что находится в преклонном возрасте, в сложившейся ситуации она испытала сильный стресс, что спровоцировало боли в травмированной руке. < Дата > ей пришлось вызывать скорую помощь в связи с повышением артериального давления. Кроме того, ее переживания были усугублены тем, что дома (в < адрес >) ее ожидал супруг, < ИЗЪЯТО >, ранее перенесший < ИЗЪЯТО >, которому нельзя волноваться.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд принимает во внимание приведенные выше обстоятельства, тот факт, что в ходе судебного разбирательства представителем ответчика истице принесены извинения, основываясь на принципе разумности, полагает возможным взыскать с ПАО «АЭРОФЛОТ» в пользу Куликовой Г.П. компенсацию морального вреда в размере < ИЗЪЯТО > рублей.

В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф в размере < ИЗЪЯТО > рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере < ИЗЪЯТО > рублей.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Куликовой Г.П. удовлетворить частично.

Взыскать с ПАО «АЭРОФЛОТ» в пользу Куликовой Галины Павловны компенсацию морального вреда 20000 рублей, штраф в размере 10000 рублей, а всего 30000 рублей.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с ПАО «АЭРОФЛОТ» в доход местного бюджета государственную пошлину < ИЗЪЯТО > рублей.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение 01 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, т.е. с 20.05.2019.

Судья Т.В. Мишина