ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1905/19 от 22.04.2019 Советского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Дело № 2-1905/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 апреля 2019 года г. Липецк

Советский районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего Никулина Д.А.,

при секретаре Шевляковой Ю.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ПАО «Ростелеком» о возложении обязанности совершить действия по аннулированию необоснованно начисленной задолженности, взыскании компенсации морального вреда

У С Т А Н О В И Л:

Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к ПАО «Ростелеком», просила суд обязать ответчика совершить действия по аннулированию необоснованно начисленной задолженности в сумме 2197,54 руб., взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей. В обосновании своих требований указала, что 09.02.2017 года заключила с ответчиком Договор об оказании услуг связи № и дополнительное соглашение от 09.02.2017 года к этому Договору, пунктом 3.3. дополнительного соглашения арендная плата была установлена на 12 месяцев 1,00 руб. в месяц по условиям акции «Оборудование за рубль». В 2017 году образовалась задолженность в связи с начислением ответчиком арендной платы в сумме, несогласованной с истцом, 24.12.2017 г. стороны согласовали новую арендную плату в размере 68 руб. в месяц, что устроило истца полностью, платежи оплачивались ежемесячно. В октябре 2018 года истца уведомили об образовавшейся задолженности в сумме 900 руб. без объяснения причин. Оборудование было передано истцом в офис Ростелеком согласно акту приема-передачи от 15.11.2018 г. в неизменном, упакованном виде, 21.11.2018 году истцом было направлено заявление о расторжении договора, письмом от 29.12.2018 г. ответчик подтвердил, что договор и дополнительное соглашение от 09.02.2017 года прекратили свое действие. Истец считает выставление задолженности в сумме 2197,54 руб. неправомерным. Поскольку в добровольном порядке ответчик его претензию не удовлетворил, истец обратился в суд за судебной защитой.

В судебном заседании истец ФИО1, ее представитель по устному ходатайству ФИО2 полагала, что ее требования правомерны и подлежат удовлетворению, поддержали доводы, изложенные в исковом заявлении и возражениях на пояснения ответчика, считали, что ответчик не выполнил своих обязанностей по договору об оказании услуг, поскольку фактически истец не воспользовалась услугами «телевидение» и «интернет».

Представитель ответчика ФИО3 заявленный иск не признала, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях, указала, что ответчиком в полном объеме выполнены свои обязанности по предоставлению услуг связи, кроме того, в соответствии с ФЗ «О связи», а также «Правилами оказания услуг связи ПАО «Ростелеком» физическим лицам», оператор связи имеет право в одностороннем порядке изменить стоимость тарифа, при условии предварительного извещения абонентов и (или) пользователей через средства массовой информации и в местах работы с абонентами. С «Правилами оказания услуг связи ПАО «Ростелеком» физическим лицам», истец был ознакомлен при заключении Договора, «Правила оказания услуг связи ПАО «Ростелеком» физическим лицам» размещены на сайте ОАО «Ростелеком» по адресу: www.rt.ru, а также в центрах продаж и обслуживания. Изменения в ценовую составляющую добровольной блокировки были внесены в установленном порядке - Приказами МРФ «Центр» ПАО «Ростелеком» от 01.03.2018 года, 01.06.2018 года. После изменения тарифов на услуги ФИО1 продолжила пользоваться услугами ПАО «Ростелеком», в связи с чем, так как Договор об оказании услуг связи является публичным договором, считается, что абонент принял указанные изменения. Также представитель ответчика пояснила, что руководство Липецкого филиала ПАО «Ростелеком», в связи с лояльным отношением к своим клиентам, приняло решения о произведении перерасчета абонплаты. На настоящий момент задолженности истца составляет 2197,54 руб.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

В силу ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного либо оспариваемого права.

В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

При этом, согласно ст. 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Статьей 421 ГК РФ установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

В соответствии со ст. 9 ФЗ РФ от 26 января 1996 года «О введение в действие части второй гражданского кодекса РФ» в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК РФ, а также правами, предоставленными потребителю Законом РФ «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ними правовыми актами.

Статьей 44 ФЗ «О связи» от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ установлено, что на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключенного в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.

Статьей 45 ФЗ «О связи» установлено, что договор об оказании услуг связи, заключаемый с гражданами, является публичным договором. Условия такого договора должны соответствовать правилам оказания услуг связи.

В силу ч. 1 ст. 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.

Статьей 28 ФЗ «О связи» установлено, что тарифы на услуги связи устанавливаются оператором связи самостоятельно, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.

В силу ст. 426 ГК РФ, а также ст. 45 ФЗ «О связи» договор об оказании услуг связи, заключаемый с физическими лицами, является публичным договором. Условия такого договора должны соответствовать Правилам оказания услуг связи

Согласно п.п. 17, 22 Правил оказания услуг связи по передаче данных, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.01.2006 года № 32: услуги связи по передаче данных оказываются на основании возмездного договора. Договор, заключаемый с гражданином, является публичным договором. Договор заключается на неопределенный срок. По желанию заявителя с ним может быть заключен срочный договор.

В соответствии с п.п. 24, 47 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 9 декабря 2014 г. N 1342, оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю услуги телефонной связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, правилами, лицензией и договором, а также имеет право изменять действующие тарифы на услуги телефонной связи с извещением об этом абонентов через сайт оператора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Изменение договора, заключенного в письменной форме, может оформляться путем заключения дополнительного соглашения в письменной форме либо путем совершения абонентом конклюдентных действий.

Согласно п. 17 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 года № 575: договор на оказание телематических услуг связи заключается путем осуществления конклюдентных действий или в письменной форме в 2 экземплярах, один из которых вручается абоненту. Порядок осуществления конклюдентных действий, а также их перечень устанавливаются офертой.

Оказание телематических услуг связи с предоставлением доступа к сети передачи данных с использованием абонентской линии осуществляется на основании договора, заключенного в письменной форме (п. 18 Правил).

Договор, заключаемый с гражданином в целях пользования телематическими услугами связи для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, является публичным договором и заключается на неопределенный срок. По желанию заявителя с ним может быть заключен срочный договор (п. 21 Правил).

На основании п. 26 Правил оказания телематических услуг связи: оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, Правилами оказания телематических услуг связи, лицензией и договором, извещать абонента (пользователя) в местах работы с абонентами (пользователями), через свой сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) информационные системы об изменениях тарифов и (или) тарифных планов для оплаты телематических услуг связи не менее чем за 10 дней до введения новых тарифов и (или) тарифных планов.

Согласно п. 3.2.3 «Правил оказания услуг связи ПАО «Ростелеком» физическим лицам» оператор имеет право самостоятельно устанавливать и/или изменять Тарифные планы, отдельные тарифы на Услуги, определять иные ценовые условия предоставления Услуг, при условии извещения Абонента не менее чем за 10 (десять) дней о введении указанных изменений путем размещения соответствующей информации на сайте ПАО «Ростелеком» по адресу: www.rt.ru в центрах продаж и обслуживания абонентов Оператора.

Таким образом, из системного анализа приведенных правовых норм следует, что Оператор, оказывающий на основании публичного договора гражданину (физическому лицу) различные виды услуг связи и телематических услуг (в том числе: телевидение, интернет, телефон) имеет право в одностороннем порядке изменить стоимость оказываемых услуг, предварительно уведомив об этом абонента путем размещения информации на сайте компании - оператора или в офисах продаж (центрах работы с клиентами).

Судом установлено, что 09.02.2017 года между истцом ФИО1 и ПАО «Ростелеком» был заключен Договор № Об оказании услуг связи.

В этот же день между сторонами подписано «Дополнительное соглашение об оказании услуг «Интерактивное телевидение», «Домашний интернет» на условиях акции «Большой интернет региональный 1».

Из содержания данного Соглашения следует, что абонент выбрал услуги по специальному тарифному плану «Большой интернет региональный 1», в силу которого предоставляются основные услуги:

- предоставление услуги «Домашний интернет» на скорости доступа по направлению к абоненту с 9.00 до 23.00 до 50 Мбит/с, с 23.00 до 9.00 до 100 Мбит/с, установлена стоимость во время Промо-периода в размере 0,25 руб. в месяц, после Промо-периода в размере 338 руб. в месяц,

- предоставление услуги «Интерактивное телевидение» в составе пакета телеканалов «Легкий», установлена стоимость во время Промо-периода в размере 0,25 руб. в месяц, после Промо-периода в размере 160 руб. в месяц,

- предоставление во временное владение и пользование ТВ-оборудования (ТВ-приставки «Стандарт»), установлена стоимость во время Промо-периода в размере 0,25 руб. в месяц, после Промо-периода в размере 1 руб. в месяц,

- предоставление во временное владение и пользование оборудования (модема VDSL, роутера ADSL, роутера FTTb, оптического модема с опцией/без опции WI-FI), установлена стоимость во время Промо-периода в размере 0,25 руб. в месяц, после Промо-периода в размере 1 руб. в месяц.

Установлена стоимость пакета услуг во время Промо-периода в размере 1 рубль в месяц, после Промо-периода в размере 500 рублей в месяц (п.3.2 Соглашения).

Согласно п. 1.7 Соглашения Промо-период – период, в течение которого Абоненту – участнику Акции Услуги предоставляются на специальных условиях, и составляет 1 (один) полный календарный месяц плюс месяц подключения Пакета услуг.

Согласно п. 1.6 Соглашения «Период участия в акции» - минимальный период, в течение которого Абонент обязуется пользоваться подключенным на условиях Акции Пакетом Услуг, составляющий 24 (двадцать четыре) календарных месяца с момента подключения Пакета Услуг.

Согласно п. 3.4 Соглашения при подключении пакета услуг, абоненту автоматически подключается сервис «Управление просмотром» услуги «Интерактивное телевидение» на время Промо-периода. Плата за пользование сервисом «Управление просмотром» во время Промо-периода включена в ежемесячную плату за услугу «Интерактивное телевидение» в составе пакета услуг в течение всего срока Промо-периода. По истечению Промо-периода сервис «Управление просмотром» тарифицируется по базовым тарифам. Заявка на отключение сервиса «Управление просмотром» в течение Промо-периода может быть подана абонентом любым доступным способом, при этом отключение произойдет в первого числа календарного месяца, следующего за месяцем подачи заявки на отключение.

Согласно копии лицевого счета истца по состоянию на декабрь 2018 года и Акту сверки расчетов по состоянию на 01.03.2019 года стоимость услуги «Управление просмотром» за период с апреля по июль 2017 года составляла 60 руб. в месяц.

В силу п. 3.10 Соглашения в случае досрочного расторжения Договора об оказании услуг связи или настоящего Соглашения по инициативе абонента до истечения полного срока Периода участия в Акции, Абонент оплачивает разницу между Специальным тарифным планом и Базовым тарифом за весь фактический срок оказания Абоненту Пакета услуг по Акции (за каждый полный/неполный месяц, в том числе месяц подключения и месяц отключения). Разница рассчитывается от стоимости услуги «Домашний Интернет» 440 руб. в месяц.

В пункте 12 Договора, заключенного между сторонами, указано, что во всем остальном, что не урегулировано Договором, Абонент и ПАО «Ростелеком» руководствуются Правилами оказания услуг связи ПАО «Ростелеком» физическим лицам, являющимися приложением к договору и его неотъемлимой частью, а также ФЗ «О связи» и иными нормативными правовыми актами, регулирующими соответствующие отношения. Правила оказания услуг связи ПАО «Ростелеком» физическим лицам размещены на сайте ПАО «Ростелеком» по адресу: www.rt.ru, а также в центрах продаж и обслуживания ПАО «Ростелеком».

Пунктом 13 Договора установлено, что подписанием настоящего Договора Абонент подтверждает свое личное ознакомление и согласие со всеми его условиями, с Правилами оказания услуг связи ПАО «Ростелеком» физическим лицам, являющимися неотъемлимой частью Договора, в том числе размещенными на сайте ПАО «Ростелеком» по адресу: www.rt.ru, а также в центрах продаж и обслуживания ПАО «Ростелеком», с действующими Тарифами/тарифными планами, примечаниями к ним и условиями их применения, с условиями Акции, указанной в п. 7 договора (в случае заключения договора на условиях Акции), в том числе со специальными Тарифами на услуги связи, со стоимостью Оборудования и размера арендного платежа на передаваемое Оборудование (в случае предоставления Оборудования в аренду), а также подтверждает, что до него в понятной, доступной форме и в полном объеме жоведены сведения об основных потребительских свойствах предоставляемых ПАО «Ростелеком» услуг, ценах/тарифах на услуги, тарификации соединений, стоимость Оборудования и размера арендного платежа за его предоставление, порядке и сроках расчетов, правилах и условиях оказания и использования услуг, информация об ПАО «Ростелеком», терртории обслуживания иная необходимая информация, в том числе предусмотренная п.п. 17 и 56 Правил оказания услуг телефонной связи (утв. Постановлением Правительства РФ № 1342 от 09.12.2014 г.), п. 14 Правил оказания телематических услуг связи (утв. Постановлением Правительства РФ № 575 от 10.09.2007 г.), п. 15 Правил оказания услуг связи по передаче данных (утв. Постановлением Правительства РФ № 32 от 23.01.2006 г.) и п. 11 Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания (утв. Постановлением Правительства РФ № 785 от 22.12.2006 г.).

Договор об оказании услуг связи и Дополнительное Соглашение к нему подписано Абонентом ФИО1

Свою подпись в названных документах ФИО1 не оспаривала.

Факт подключения услуг (инсталляции) по адресу: <адрес>, подтверждается нарядом № по заявке № , сведениями выгрузки показаний сертифицированной автоматизированной системы «Старт», свидетельскими показаниями сотрудника ПАО «Ростелеком» ФИО4, который пояснил, что продемонстрировал работоспособность услуги Абоненту на оборудовании ПАО «Ростелеком», претензий со стороны абонента не было.

Как усматривается из материалов дела, по заявлению ФИО1 с апреля 2017 года по ноябрь 2018 года предоставлена услуга бронирование. С апреля 2017 года по февраль 2018 года стоимость услуги составляла 86 руб., с марта 2018 года - 150 руб., с июня по ноябрь 2018 года по 150 руб. за каждую услугу (интернет и телевидение), указанные обстоятельства сторонами в суде не оспаривались.

Изменения в ценовую составляющую добровольной блокировки (бронирование) были внесены в установленном порядке - Приказами МРФ «Центр» ПАО «Ростелеком» от 19.02.2018 года с 01.03.2018 года, и от 13.03.2018 года с 01.06.2018 года.

22.11.2018 года по заявлению ФИО1 договор расторгнут, в связи с чем в соответствии с п. 3.10 дополнительного соглашения об оказании пакета услуг от 09.02.2017 года к договору об оказании услуг связи № в ноябре 2018 года произведено доначисление за досрочный выход из акции – в размере разницы между специальным тарифом за Интернет (338 руб.) и базовым тарифом за интернет (440 руб.) за весь фактический срок оказания пакета услуг по акции, всего в сумме – 2919,50 руб.

В подтверждение своих доводов истец представила в суд квитанции об оплате услуг, представитель ответчика представила копию лицевого счета истца по состоянию на декабрь 2018 года и Акт сверки расчетов по состоянию на 01.03.2019 года, указанные в них сведения сторонами в суде не оспаривались.

Как усматривается из материалов дела, за оказанные ответчиком услуги ФИО1 всего оплатила 1936,66 руб., что сторонами в суде не оспаривалось. ПАО «Ростелеком» производил начисления за оказанные услуги. Кроме того, ответчиком ПАО «Ростелеком» дважды производились перерасчеты в сторону уменьшения задолженности в ноябре 2017 года на сумму 2618,20 руб. и в декабре 2018 года на сумму 1911,96 руб.

Таким образом, в судебном заседании нашел подтверждения тот факт, что ответчик ПАО «Ростелеком» выполнил свои обязанности по предоставлению услуг связи, сотрудник ПАО «Ростелеком» осуществил подключение по адресу: <адрес>, а истец ФИО1 со своей стороны вносила платежи в счет оплаты предоставленных услуг.

По состоянию на декабрь 2018 года задолженность за период с февраля 2017 года по ноябрь 2017 года с учетом перерасчета в ноябре 2017 года на сумму 2618,20 руб. была истцом полностью погашена, что сторонами в суде не оспаривалось. За период с декабря 2017 года по ноябрь 2018 года ответчик ПАО «Ростелеком» начислял истцу плату за услугу бронирование:

- с декабря 2017 года по февраль 2018 года в сумме 86 руб.

- с марта 2018 года по май 2018 года в сумме 150 руб.

- с июня 2018 года по октябрь 2018 года в сумме 300 руб.

- за неполный месяц ноябрь 2018 года в сумме 290 руб.

Всего в сумме: 2498 руб.

За указанный период истец ФИО1 оплатила 1308 руб., что сторонами в суде не оспаривалось. Таким образом, задолженность по состоянию на ноябрь 2018 года составляла 1190 руб. В связи с расторжением договора по инициативе абонента ПАО «Ростелеком» произведено доначисление за досрочный выход из акции в сумме 2919,50 руб., поскольку период акции составляет 24 месяца, а договор между сторонами действовал в течение 22 месяцев.

Судом принимается во внимание расчет начислений за досрочный выход из акции в сумме 2919,50 руб., составленный ПАО «Ростелеком» принимается судом, поскольку он составлен в соответствии с п. 3.10 Дополнительного соглашения от 09.02.2017 г., сторонами в суде не оспаривался.

Таким образом, общая сумма задолженности на момент расторжения договора составила 4109,50 руб. (1190 руб. + 2919,50 руб.), ответчиком производен перерасчет в сторону уменьшения задолженности в декабре 2018 года на сумму 1911,96 руб., в связи с чем общий размер задолженности составил 2197,54 руб.

Правовых оснований для признания данных действий ответчика незаконными у суда не имеется.

То обстоятельство, что ответчик в добровольном порядке, производил перерасчеты абонплаты, не может привести суд к иным выводам и признать действия ответчика незаконными, что исключает удовлетворение требований ФИО1 в данной части.

Также являются правомерными действия ответчика, увеличившего с марта 2018 года размер ежемесячного платежа добровольной блокировки (бронирование). Изменения в ценовую составляющую добровольной блокировки (бронирование) были внесены в установленном порядке - Приказами МРФ «Центр» ПАО «Ростелеком» от 19.02.2018 года с 01.03.2018 года, и от 13.03.2018 года с 01.06.2018 года, уведомления об указанных изменениях были размещены на официальном сайте ПАО «Ростелеком» в разделе «Новости» 16.02.2018 г. и 16.03.2018 г. соответственно.

Настаивая на удовлетворении своих требований, истец ФИО1 указывала на то, что услуга ей не оказывалась, поскольку по указанному в договоре адресу идут ремонтные работы и не установлено оборудование, фактически услуги по предоставлению телевидения и интернет ответчиком не оказаны.

Однако, суд, проанализировав представленные доказательства и приведенные выше правовые нормы, не может согласиться с истцом, и находит его доводы, основанными на неправильном толковании условий Договора и Правил оказания услуг. В данном случае ответчик ПАО «Ростелеком» выполнил свои обязанности по предоставлению услуг связи, сотрудник ПАО «Ростелеком» осуществил подключение по адресу, указанному в договоре, что подтверждается материалами дела. Кроме того, истец ФИО1 в период действия договора об оказании услуг связи на протяжении длительного периода времени с февраля 2017 года по август 2018 года оплачивала услуги связи по договору.

Таким образом, суд не находит оснований удовлетворения требований ФИО1 в части возложения на ответчика обязанности совершить действия по аннулированию необоснованно начисленной задолженности в сумме 2197,54 руб.

А коль скоро, суд не нашел оснований для удовлетворения основных требований ФИО1, то у суда нет оснований и для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда, так как нарушений прав истца, как потребителя услуг, судом не установлено.

В соответствии со ст. 15 ФЗ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

При таких обстоятельствах, суд полагает правомерным отказать истцу в компенсации морального вреда, так как вины со стороны ответчика не усматривает.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ПАО «Ростелеком» о возложении обязанности совершить действия по аннулированию необоснованно начисленной задолженности, взыскании компенсации морального вреда, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Д.А. Никулин

Мотивированное решение изготовлено 29 апреля 2019 года.