ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1905/2013 от 30.10.2013 Хостинского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

Дело № 2-1905/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 октября 2013 года                                                                                               г.Сочи

Судья     Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края Пилипенко Ю.А.,

при секретаре                                                                                         Рыжковой Ю.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора в интересах Российской Федерации, муниципального образования города-курорта Сочи к ООО «Южный берег Сочи» о признании действий незаконными и понуждении к устранению нарушений,

У С Т А Н О В И Л:

    Прокурор обратился суд с иском к ООО «Южный берег Сочи», в котором просил признать незаконными действия ООО «Южный берег Сочи», выразившиеся в незавершении строительства объекта капитального строительства: «Многофункциональный многоквартирный жилой комплекс» по Курортному проспекту, 108 Хостинского района г. Сочи в срок до 01.01.2013 г., установленный разрешением № от 11.03.2012 г., обязать ответчика принять меры по завершению строительства объекта капитального строительства «Многофункциональный многоквартирный жилой комплекс» по Курортному проспекту,108 Хостинского района г. Сочи в срок до 01 ноября 2013 года, установленный разрешением № от 24.04.2013 г. и обязать ООО «Южный берег Сочи» принять меры по приведению объекта капитального строительства: «Многофункциональный многоквартирный жилой комплекс» по <адрес> Хостинского района г. Сочи к единому архитектурному облику в срок, установленный соглашением от 04.03.2013 г., заключенным с администрацией г. Сочи, не позднее 01.12.2013 г..

    Определением Хостинского районного суда г. Сочи от 30 октября 2013 года, производство по делу в части обязания ответчика принять меры по завершению строительства объекта капитального строительства «Многофункциональный многоквартирный жилой комплекс» по Курортному проспекту,108 Хостинского района г. Сочи в срок до 01 ноября 2013 года, установленный разрешением № от 24.04.2013 г. прекращено, в связи с отказом истца от части исковых требований.

    В обоснование исковых требований, истец указывает, что в рамках организации и проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр 2014 года, во исполнение взятых Российской Федерацией международных обязательств, принят Федеральный закон от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи, развитии г. Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливающий нормы и обязательства специального характера. В соответствии с ч. 14 ст. 14 Закона № 310-ФЗ в целях обеспечения единства архитектурно-планировочной организации г. Сочи как места проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр на территории муниципального образования город-курорт Сочи на период до 1 июля 2014 года устанавливаются зоны особой архитектурно-планировочной организации территории. Границы зон особой архитектурно-планировочной организации территории и требования к внешнему архитектурному облику объектов капитального строительства и иных объектов, расположенных в границах таких зон, определяются органом местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи по согласованию с Госкорпорацией «Олимпстрой» и устанавливаются в правилах землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи. Одним из принципов градостроительной деятельности в соответствии со ст. 2 Градостроительного Кодекса РФ является осуществление строительства на основе Правил землепользования и застройки. Правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденными Решением Городского Собрания Сочи № 202 от 29.12.2009 г. (далее по тексту ПЗЗ) установлена зона особой архитектурно-планировочной организации территории (далее по тексту ОГК) в составе: зоны международного гостеприимства (зоны особой архитектурно-планировочной организации); территорий, прилегающих к олимпийским объектам; территорий, установленных Единой архитектурной концепцией.

Кроме того, во исполнение поручения заместителя председателя Правительства Российской Федерации № ДК-П9-2150 от 6 апреля 2010 года администрацией г. Сочи издано распоряжение № 306-р от 01.06.2010 «Об утверждении единых архитектурно-ландшафтных требований к застройке и благоустройству территории при реализации «Единой концепции архитектурного развития территории проведения XXI Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских игр 2014 года в г. Сочи». ПЗЗ и распоряжением от 01.06.2010 № 306-р при размещении объектов капитального строительства установлены общие требования к благоустройству территории, формированию единого архитектурно - ландшафтного пространства, единой цветовой среды, системы компенсирующих элементов, формированию ансамблей. При этом, согласно ч. 14.1 ст. 14 Закона № 310-ФЗ в границах зон особой архитектурно-планировочной организации территории на период с 01.01.2013 по 01.07.2014 запрещается возведение объектов капитального строительства и иных объектов, а также реконструкция объектов капитального строительства и иных объектов в случае, если такая реконструкция затрагивает внешний архитектурный облик указанных объектов. Однако, как показала проверка, указанные выше требования по приведению объектов к единому архитектурному облику в зоне ОГК не исполнены.

Установлено, что ООО «Южный берег Сочи» осуществляет строительство объекта капитального строительства: «Многофункциональный многоквартирный жилой комплекс» на земельном участке с кадастровым номером № по <адрес> на основании разрешения на строительство № № от 11.03.2012 сроком действия до 01.01.2013. По информации Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи от 20.08.2013, в соответствии с ПЗЗ земельный участок по <адрес> расположен в зоне ОГК, то есть в зоне визуального восприятия градостроительных ансамблей, где непосредственно будут пребывать многочисленные гости и участники Олимпиады. Однако, строительство указанного объекта, в срок установленный разрешением на строительство Обществом не было завершено, в связи с чем положения ч.ч. 14.1, 14.3 ст. 14 Закона № 310-ФЗ о завершении строительных работ и приведению объекта единому архитектурному облику застройщиком в установленные законом сроки не исполнены. 04.03.2013 между администрацией г. Сочи и Обществом заключено соглашение, согласно которого завершение строительства объекта и приведению его к единому архитектурному облику Общество обязано осуществить не позднее 01.12.2013. Главой г. Сочи 24.04.2013 г. срок действия разрешения на строительство № продлен до 01.11.2013 г. По информации Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи от 19.08.2013 степень готовности объекта капитального строительства: «Многофункциональный многоквартирный жилой комплекс» по <адрес> составляет 80 %, к работам по благоустройству территории в соответствии с проектной документацией и ПЗЗ застройщик не приступил. Нарушения Закона № 310-ФЗ выразившиеся в невыполнении Обществом требований по приведению расположенного в ОГК объекта капитального строительства - «Многофункциональный многоквартирный жилой комплекс» и незавершении строительных работ в установленные сроки влечет нарушение интересов Российской Федерации как законодателя в указанной сфере и как участника договора, явившегося основанием для возникновения международных обязательств государства. Статья 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» требует обязательного выполнения муниципальных правовых актов на территории муниципального образования всеми гражданами и юридическими лицами. Таким образом, невыполнение Обществом требований ПЗЗ влечет нарушение интересов муниципального образования город Сочи как одного из организаторов Олимпийских игр.

Прокурор в судебном заседании поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить, пояснив вышеизложенное.

Представители ответчика ФИО1 и ФИО2, возражали против удовлетворения требований, представив свои возражения в отзыве на исковое заявление, также пояснив, что администрацией города Сочи в течение 10 дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство принимается решение. Однако в установленный срок администрацией города Сочи разрешение либо отказ в выдаче разрешения даны не были.

Представитель администрация города Сочи ФИО3 поддержала исковые требования прокурора, просила их удовлетворить.

Представитель Госстройнадзора Краснодарского края в судебное заседание не явился, будучи извещен должным образом.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы настоящего дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как было установлено в судебном заседании и видно из материалов дела, прокуратурой города Сочи проведена проверка соблюдения законодательства о градостроительной деятельности при возведении объектов капитального строительства, расположенных в зоне особой архитектурно-планировочной организации территории и приведению их к единому архитектурному облику в связи с предстоящим проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.

В рамках организации и проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр 2014 года, во исполнение взятых Российской Федерацией международных обязательств, принят Федеральный закон от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи, развитии г. Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливающий нормы и обязательства специального характера.

В соответствии с ч. 14 ст. 14 Закона № 310-ФЗ в целях обеспечения единства архитектурно-планировочной организации г. Сочи как места проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр на территории муниципального образования город-курорт Сочи на период до 1 июля 2014 года устанавливаются зоны особой архитектурно-планировочной организации территории. Границы зон особой архитектурно-планировочной организации территории и требования к внешнему архитектурному облику объектов капитального строительства и иных объектов, расположенных в границах таких зон, определяются органом местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи по согласованию с Госкорпорацией «Олимпстрой» и устанавливаются в правилах землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи.

Одним из принципов градостроительной деятельности в соответствии со ст. 2 Градостроительного Кодекса РФ является осуществление строительства на основе Правил землепользования и застройки.

Правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденными Решением Городского Собрания Сочи № 202 от 29.12.2009 г. установлена зона особой архитектурно-планировочной организации территории в составе: зоны международного гостеприимства (зоны особой архитектурно-планировочной организации); территорий, прилегающих к олимпийским объектам; территорий, установленных Единой архитектурной концепцией.

Согласно п. 8.4 Правилами землепользования и застройки задачами установления зоны является создание индивидуальности, неповторимости и запоминаемости объектов; выявление климатических и природных особенностей города, сохранение и развитие озелененных территорий; увеличение экскурсионно-туристических объектов по всему городу; формирование на территории единого информационного, эмоционально привлекательного пространства и т.п.

Во исполнение поручения заместителя председателя Правительства Российской Федерации № ДК-П9-2150 от 6 апреля 2010 года администрацией г. Сочи издано распоряжение № 306-р от 01.06.2010 «Об утверждении единых архитектурно-ландшафтных требований к застройке и благоустройству территории при реализации «Единой концепции архитектурного развития территории проведения XXI Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских игр 2014 года в г. Сочи». Установлены общие требования к благоустройству территории, формированию единого архитектурно- ландшафтного пространства, единой цветовой среды, системы компенсирующих элементов, формированию ансамблей.

В соответствии с требованиями ч. 14.3 ст. 14 Закона № 310-ФЗ лица, являющиеся собственниками, землепользователями, землевладельцами или арендаторами земельных участков, находящихся в границах зон особой архитектурно-планировочной организации территории, за счет собственных и (или) привлеченных средств обязаны завершить строительство расположенных на них объектов капитального строительства и иных объектов, а также реконструкцию расположенных на них объектов капитального строительства и иных объектов в случае, если такая реконструкция затрагивает их внешний архитектурный облик, до 1 января 2013 года, если более ранний срок не установлен разрешениями на строительство, и привести внешний архитектурный облик указанных объектов капитального строительства и иных объектов в соответствие с установленными требованиями к внешнему архитектурному облику объектов капитального строительства и иных объектов до 1 января 2013 года.

При этом, согласно ч. 14.1 ст. 14 Закона № 310-ФЗ в границах зон особой архитектурно-планировочной организации территории на период с 01.01.2013 по 01.07.2014 запрещается возведение объектов капитального строительства и иных объектов, а также реконструкция объектов капитального строительства и иных объектов в случае, если такая реконструкция затрагивает внешний архитектурный облик указанных объектов.

В ходе проведения прокуратурой города Сочи проверки, было установлено, что ООО «Южный берег Сочи» осуществляет строительство объекта капитального строительства: «Многофункциональный многоквартирный жилой комплекс» на земельном участке с кадастровым номером № по <адрес> на основании разрешения на строительство № от 11.03.2012 сроком действия до 01.01.2013 /л.д.11/.

Как видно из письма Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи от 20.08.2013 г., в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Сочи, земельный участок предоставленный под строительство объектов капитального строительства ООО «Южный берег Сочи» по <адрес>, расположен в зоне особого градостроительного и архитектурного контроля /л.д.21/.

Однако, строительство указанного объекта, в срок установленный разрешением на строительство ООО «Южный берег Сочи» не было завершено, в связи с чем, положения ч.ч. 14.1, 14.3 ст. 14 Закона № 310-ФЗ о завершении строительных работ и приведению объекта единому архитектурному облику застройщиком в установленные законом сроки ответчиком не исполнены.

04.03.2013 между администрацией г. Сочи и ООО «Южный берег Сочи» заключено соглашение, согласно которого завершение строительства объекта и приведению его к единому архитектурному облику ООО «Южный берег Сочи» обязано осуществить не позднее 01.12.2013 г. /л.д.12-16/.

Главой города Сочи 24.04.2013 г. срок действия разрешения на строительство № продлен до 01.11.2013 г. /л.д.9/.

Как видно из письма Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи от 19.08.2013 г., «Многофункциональный многоквартирный жилой комплекс со встроенно-пристроенными помещениями обслуживаниями (МЖК №108), расположенного по адресу: <адрес>. Застройщик – ООО «Южный берег Сочи». Согласно информации управления на объекте выполнены основные железобетонные конструкции здания. Ведутся работы по отделке фасадов, внутренней отделке и благоустройству территории /л.д.23-25/.

Решением 119-й сессии Международного Олимпийского Комитета, состоявшейся в Гватемале 04.07.2007 город Сочи выбран местом проведения XXII Зимних олимпийских игр в 2014 году. Одновременно подписано трехстороннее соглашение между Российской Федерацией, МОК и Олимпийским комитетом России.

Исходя из смысла ст. 1 Закона № 310-ФЗ данный законодательный акт принят в целях регулирования отношений, возникающих в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта.

В нарушение вышеуказанных требований     Закона, выразившихся в невыполнении ООО «Южный берег Сочи» требований по приведению расположенного в ОГК объекта капитального строительства - «Многофункциональный многоквартирный жилой комплекс» и не завершение строительных работ в установленные сроки, влечет нарушение интересов Российской Федерации как законодателя в указанной сфере и как участника договора, явившегося основанием для возникновения международных обязательств государства.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с международной организацией либо с иным образованием, в письменной форме относится к международным договорам, которые подлежат выполнению Российской Федерацией в соответствии с условиями самих международных договоров, нормами международного права, Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными актами законодательства Российской Федерации.

Кроме того, в силу ст. 3 Закона № 310-ФЗ к числу организаторов Олимпийских игр и Паралимпийских игр отнесен город Сочи.

Статья 7 Федерального закона от 06.10.2003 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» требует обязательного выполнения муниципальных правовых актов на территории муниципального образования всеми гражданами и юридическими лицами.

Таким образом, невыполнение ООО «Южный берег Сочи» требований Правил землепользования и застройки влечет нарушение интересов муниципального образования город Сочи как одного из организаторов Олимпийских игр.

Суд, учитывая изложенное в совокупности, приходит к выводу, что доводы прокурора нашли свое подтверждение, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Кроме этого, согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина организациями уплачивается в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей.

В данном случае ответчик в силу закона не освобожден от обязанности несения судебных расходов, а доказательств иного суду не предоставлено, поэтому с учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что с ответчика подлежит взысканию в доход государств государственная пошлина, в сумме, от уплаты которой истец был освобожден, а именно в размере 4 000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление прокурора в интересах Российской Федерации, муниципального образования города-курорта Сочи к ООО «Южный берег Сочи» о признании действий незаконными и понуждении к устранению нарушений – удовлетворить.

Признать незаконными действия ООО «Южный берег Сочи», выразившиеся в незавершении строительства объекта капитального строительства: «Многофункциональный многоквартирный жилой комплекс» по <адрес> в срок до 01.01.2013 г., установленный разрешением № № от 11.03.2012 г..

Обязать ООО «Южный берег Сочи» принять меры по приведению объекта капитального строительства: «Многофункциональный многоквартирный жилой комплекс» по <адрес> к единому архитектурному облику в срок, установленный соглашением от 04.03.2013 г., заключенным с администрацией г. Сочи, не позднее 01.12.2013 г..

Взыскать с ООО «Южный берег Сочи»в доход государства государственную пошлину в размере 4000 рублей, перечислив указанную сумму на расчетный счет МРИ Федеральная Налоговая служба РФ №8 по Краснодарскому краю в городе Сочи, адрес взыскателя: Россия, <...> Б.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд апелляционной инстанции Краснодарского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть 05 ноября 2013 года.

Судья                                                                                                    Ю.А. Пилипенко

На момент опубликования решение не вступило в законную силу.

СОГЛАСОВАНО

Судья