Дело № 2-1906/2023
УИД 61RS0002-01-2023-002396-25
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 июля 2023 года г. Ростов-на-Дону
Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
судьи Губачевой В.А.,
при секретаре Холодове И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в инт. неопределенного круга лиц к Ростовскому-на-Дону электровозоремонтному заводу- филиал АО «Желдорреммаш» об обязании устранить нарушения требований законодательства о промышленной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Ростовский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры обратился в суд с настоящим иском, указав, что Ростовской транспортной прокуратурой совместно со специалистами УГЖДН Ространснадзора в марте 2023 г. проведена проверка исполнения требований законодательства о промышленной безопасности, безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности Ростовского-на-Дону электровозоремонтного завода – филиала АО «Желдорреммаш» (далее – РЭРЗ), подлежащие устранению.
Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон № 116-ФЗ) определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов (далее - ОПО) и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Согласно п. 1 ст. 3 Закона № 116-ФЗ требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Законе № 116-ФЗ, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
В силу п. 3 ст. 4 Закона № 116-ФЗ федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности устанавливают обязательные требования к деятельности в области промышленной безопасности, в том числе работникам опасных производственных объектов.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.
Работники опасного производственного объекта обязаны соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности; незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте; в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте (ч. 2 ст. 9 Закона № 116-ФЗ).
В целях установления единых технических требований к организациям всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности, осуществляющим деятельность по эксплуатации опасных производственных объектов, органами исполнительной власти Российской Федерации утверждены федеральные нормы и правила, регулирующие соответствующие направления деятельности.
Деятельность в области обеспечения промышленной безопасности на опасных производственных объектах, эксплуатирующих подъемные сооружения регламентирована федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденные приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461 (далее – ФНП).
Правила устанавливают необходимые требования к деятельности в области промышленной безопасности на ОПО, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, подъемные сооружения (далее – ПС), в том числе к работникам указанных ОПО; безопасности технологических процессов на ОПО, на которых используются ПС, в том числе к порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте.
Положения Правил распространяются на организации независимо от их организационно-правовых форм, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности ОПО, на которых используются ПС, на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
В соответствии с п. 147 ФНП эксплуатирующие организации обязаны обеспечить содержание ПС в работоспособном состоянии и безопасные условия их работы путем организации надлежащего надзора и обслуживания, технического освидетельствования и ремонта.
Согласно п. 2 ФНП требования ФНП распространяются на обеспечение промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых применяются следующие ПС и оборудование, используемое совместно с ПС: а) грузоподъемные краны всех типов; б) мостовые краны-штабелеры; в) краны-трубоукладчики; г) краны-манипуляторы; д) строительные подъемники; е) подъемники (вышки), предназначенные для перемещения людей, людей и груза (подъемники с рабочими платформами); ж) грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления; з) электрические тали; и) краны-экскаваторы, предназначенные для работы с крюком; к) сменные грузозахватные органы и съемные грузозахватные приспособления (крюки, грейферы, магниты, спредеры, траверсы, захваты, стропы), используемые совместно с ПС для подъема и перемещения грузов; л) грузовая тара, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковшей, мульдов) и в морских и речных портах; м) специальные съемные кабины и люльки, навешиваемые на грузозахватные органы кранов и используемые для подъема и транспортировки людей; н) рельсовые пути (для опорных и подвесных ПС, передвигающихся по рельсам).
Установлено, что на поднадзорной прокуратуре территории согласно свидетельству о регистрации А01-10774 от 18.08.2021 и приложению к нему в Ростехнадзоре зарегистрирован опасный производственный объект АО «Желдорреммаш», включающий в себя опасные производственные объекты: площадка мостового крана механического участка литейно-механического цеха РЭРЗ (регистрационный номер А01-10774-0074, IV класс опасности), площадка мостового крана электромашинного цеха РЭРЗ (регистрационный номер А01-10774-0076, IV класс опасности), площадка мостового крана ремонтно-механического цеха РЭРЗ (регистрационный номер А01-10774-0077, IV класс опасности), площадка мостового крана электровозосборочного цеха РЭРЗ (регистрационный номер А01-10774-0079, IV класс опасности), площадка компрессорной ЭСУ ремонтно-механического цеха РЭРЗ (регистрационный номер А01-10774-0082, IV класс опасности), площадка козлового крана транспортного цеха РЭРЗ (регистрационный номер А01-10774-0083, IV класс опасности), транспортный участок РЭРЗ (регистрационный номер А01-10774-0085, IV класс опасности), расположенные по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, пр-т. Ставского, д. 1/5, эксплуатирующих подъемные сооружения.
Проведенной выездной проверкой установлено, что в нарушение ч. 1 ст. 9 Закона № 116-ФЗ, подпункта «б» п. 24 ФНП на кране мостовом электрическом общего назначения 20/5-А5-28-12/14-У1 (зав. № 584, рег. № 60-6023/ПМ), кране мостовом электрическом общего назначения 50/10-А5-22,5-12,5/14-У2 (зав. № 567, рег. № 60-5996/ПМ), кране мостовом электрическом (зав.№2-1071, рег.№ 60-2372/ПМ), кране мостовом электрическом 20/5-А5-22,5-12/14-УЗ (зав. № 68.23.06, рег. № 60-6053/ПМ), кране мостовом (зав. № 40990, рег. № 60-3731/ПМ), кране мостовом крюковом двухбалочном (зав. № 9887, рег. № 60-2906/ПМ), эксплуатируемых РЭРЗ, отсутствуют результаты считывания данных с регистраторов параметров работы (счетчиков моточасов).
Пунктом 164 ФНП установлено, что ПС перечисленные в пункте 2 настоящих ФНП, должны подвергаться техническому освидетельствованию до их пуска в работу, а также в процессе эксплуатации. Объем работ, порядок и периодичность проведения технических освидетельствований определяются руководством (инструкцией) по эксплуатации ПС.
При отсутствии в руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС указаний по проведению технического освидетельствования техническое освидетельствование ПС проводится согласно настоящим ФНП.
В соответствии с п. 165, 167 ФНП в течение срока службы ПС должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию: частичному – не реже одного раза в 12 месяцев (далее – ЧТО); полному – не реже одного раза в 3 года (далее – ПТО). Техническое освидетельствование должно производится инженерно-техническим работником, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, а также при участии инженерно-технического работника, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии.
Результаты технического освидетельствования ПС записываются в его паспорт инженерно-техническим работником, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, проводившим освидетельствование, с указанием срока следующего освидетельствования (п. 189 ФНП).
Вместе с тем, проверкой записей паспорта крана мостового электрического общего назначения 20/5-А5-28-12/14-У1 (зав. № 584, рег. № 60-6023/ПМ), выявлены нарушения периодичности проведения частичного и полного технического освидетельствования ПС.
На момент проверки установлено, что в паспорте ПС сведения о проведении его ЧТО и ПТО за период с 2019 г. по настоящее время, отсутствуют.
Аналогичные нарушения выявлены проверкой паспортов крана мостового электрического общего назначения 50/10-А5-22,5-12,5/14-У2 (зав. №567, рег.№ 60-5996/ПМ), крана мостового электрического зав. № 2-1071, рег. № 60-2372/ПМ, крана мостового электрического 20/5-А5-22,5-12/14-УЗ (зав. № 68.23.06, рег. № 60-6053/ПМ), крана мостового зав. № 40990, рег. № 60-3731/ПМ и крана мостового крюкового двухбалочного (зав. № 9887, рег. № 60-2906/ПМ).
В целях устранения выявленных нарушений 21.04.2023 в адрес Ростовского-на-Дону электровозоремонтного завода – филиала АО «Желдорреммаш» внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, при проведении ремонта подвижного состава, промышленной безопасности, трудового законодательства, причин и условий им способствующих, по результатам рассмотрения которого нарушения закона в полном объеме не устранены.
Согласно поступившему в прокуратуру ответу от 26.05.2023 № 9807 Ростовским-на-Дону электровозоремонтным заводом – филиалом АО «Желдорреммаш» не устранены нарушения в части установки на ПС регистраторов параметров работы (счетчиков моточасов) и не проведено частичное и полное освидетельствование мостовых кранов. Устранение указанных нарушений запланировано на июнь 2024 г.
Кроме того, по информации Ростовского-на-Дону электровозоремонтного завода – филиала АО «Желдорреммаш» от 15.06.2023 № 9807 счетчики моточасов отсутствуют на 18 электромостовых кранах: заводской № 35367 (инв. № СК-2374); заводской № 40990 (инв. № СК-3731); заводской № 584 (инв. № 60-6023); заводской № 39860 (инв. № СК-2786); заводской № 68.23.06 (инв. № 60-6053); заводской № 16408 (инв. № СК-3849); заводской № 2 (инв. № СК-5712); заводской № 14369 (инв. № СК-3695); заводской № 146 (инв. № СК-2394); заводской № 3850 (инв. № СК-6038); заводской № 13269 (инв. № СК-3424); заводской № 38196 (инв. № СК-2906); заводской № 2-1071 (инв. № СК-2372); заводской № 46383 (инв. № СК-3665); заводской № 44155 (инв. № СК-3105); заводской № 567 (инв. № 60-5996); заводской № 25067 (инв. № СК-3352); заводской № 32735 (инв. № СК-2660).
Нарушение периодичности проведения технического освидетельствования подъемных сооружений допущена на 23 подъемных сооружениях, эксплуатируемых РЭРЗ.
Срок проведения частичного технического освидетельствования (не реже одного раза в 12 месяцев) нарушен на следующих подъемных сооружениях:
- электромостовой кран г/п 20/5-А5-28-12/14-У2 - заводской № 584, год выпуска – 2010 г. (инв. № 60-6023) – ЧТО проведено 09.04.2019;
- электромостовой кран г/п 10 т. - заводской № 39860, год выпуска – 1974 г. (инв. № СК-2786) – ЧТО проведено 17.07.2019;
- электромостовой кран г/п 20/5-А5-22,5-12/14-У3 - заводской № 68.23.06, год выпуска – 2011 г. (инв. № 60-6053) – ЧТО проведено 16.01.2020;
- электромостовой кран г/п 10 т - заводской № 38196, год выпуска – 1978 г. (инв. № СК-2906) – ЧТО проведено 17.07.2019;
- электромостовой кран г/п 20/5 т. - заводской № 2-1071, год выпуска – 1971 г. (инв. № СК-2372) – ЧТО проведено 07.12.2019;
- электромостовой кран г/п 5 т - заводской № 32735, год выпуска – 1967 г. (инв. № СК-2660) – ЧТО проведено 12.10.2021;
- железнодорожный кран КЖ-461 - заводской № 45 (инв. № СК-4997) – ЧТО проведено 20.04.2014.
Срок проведения полного технического освидетельствования (не реже одного раза в 3 года) нарушен на следующих подъемных сооружениях:
- электромостовой кран г/п 10 т. - заводской № 35367, год выпуска – 1970 г. (инв. № СК-2374) – ПТО проведено 04.06.1986;
- электромостовой кран г/п 20/5 т. - заводской № 40990, год выпуска – 1984 г. (инв. № СК-3731) – ПТО проведено 10.04.2013;
- электромостовой кран г/п 20/5-А5-28-12/14-У2 - заводской № 584, год выпуска – 2010 г. (инв. № 60-6023) – ПТО проведено 09.04.2018;
- электромостовой кран г/п 10 т. - заводской № 39860, год выпуска – 1974 г. (инв. № СК-2786) – ПТО проведено 26.01.2016;
- электромостовой кран г/п 20/5-А5-22,5-12/14-У3 - заводской № 68.23.06, год выпуска – 2011 г. (инв. № 60-6053) – ПТО проведено 16.01.2018;
- электромостовой кран г/п 5 т - заводской № 14369, год выпуска – 1982 г. (инв. № СК3695) – ПТО проведено 26.03.2012;
- электромостовой кран г/п 50/10 т. - заводской № 146, год выпуска – 1970 г. (инв. № СК-2394) – ПТО проведено 10.04.2013;
- электромостовой кран КМ10-А5-24,7-12,0-У2 - заводской № 3850, год выпуска – 2010 г. (инв. № СК-6038) – ПТО проведено 15.07.2017;
- электромостовой кран г/п 5 т - заводской № 13269, год выпуска – 1981 г. (инв. № СК-3424) – ПТО проведено 26.02.2002;
- электромостовой кран г/п 10 т - заводской № 38196, год выпуска – 1978 г. (инв. № СК-2906) – ПТО проведено 14.01.2014;
- электромостовой кран г/п 20/5 т. - заводской № 2-1071, год выпуска – 1971 г. (инв. № СК-2372) – ПТО проведено 15.03.2012;
- электромостовой кран г/п 50/10-А5-22,5-12,5/14-У2 - заводской № 567, год выпуска – 2010 г. (инв. № 60-5996) – ПТО проведено 10.04.2018;
- электромостовой кран г/п 5 т - заводской № 25067, год выпуска – 1978 г. (инв. № СК-3352) – ПТО проведено 15.03.2014;
- электромостовой кран г/п 5 т - заводской № 32735, год выпуска – 1967 г. (инв. № СК-2660) – ПТО проведено 04.04.2013;
- железнодорожный кран КЖ-461 - заводской № 45 (инв. № СК-4997) – ПТО проведено 20.04.2014.
В силу ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Невыполнение требований законодательства о промышленной безопасности не обеспечивают безопасную эксплуатацию опасных производственных объектов, эксплуатируемых заводом и состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий, что может повлечь негативные последствия в виде аварий, чрезвычайных ситуаций, в результате которых может быть причинен вред жизни и здоровью работников.
Принятые меры прокурорского реагирования, предусмотренные Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», не привели к устранению нарушений закона, иные полномочия прокурора исчерпаны, единственным действенным способом является судебное понуждение к устранению нарушений в установленный срок.
Ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен перечень способов защиты гражданских прав, к числу которых относится, в том числе, пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и изменения правоотношения.
Положениями п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц. Исковое заявление Ростовского транспортного прокурора подано в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, задействованных в производственной деятельности Ростовского-на-Дону электровозоремонтного завода – филиала АО «Желдорреммаш» и эксплуатирующих подъемные сооружения, круг которых в результате периодических изменений кадрового состава является неопределённым.
Таким образом, Ростовским-на-Дону электровозоремонтным заводом – филиалом АО «Желдорреммаш» нарушаются права на жизнь, здоровье и безопасное перемещение неопределенного круга лиц.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит суд обязать Ростовский-на-Дону электровозоремонтный завод – филиал АО «Желдорреммаш», расположенный по адресу: пр-т. Ставского, д. 1/5, г.Ростов-на-Дону в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о промышленной безопасности, а именно:
- провести частичное техническое освидетельствование с внесением записи в паспорт подъемного сооружения следующим электромостовым кранам: заводской № 584 (инв. № 60-6023); заводской № 39860 (инв. № СК-2786); заводской № 68.23.06 (инв. № 60-6053); заводской № 38196 (инв. № СК-2906); заводской № 2-1071 (инв. № СК-2372); заводской № 32735 (инв. № СК-2660) и железнодорожному крану КЖ-461 - заводской № 45 (инв. № СК-4997);
- провести полное техническое освидетельствование с внесением записи в паспорт подъемного сооружения следующим электромостовым кранам: заводской № 35367 (инв. № СК-2374); заводской № 40990 (инв. № СК-3731); заводской № 584 (инв. № 60-6023); заводской № 39860 (инв. № СК-2786); заводской № 68.23.06 (инв. № 60-6053); заводской № 14369 (инв. № СК3695); заводской № 146 (инв. № СК-2394); заводской № 3850 (инв. № СК-6038); заводской № 13269 (инв. № СК-3424); заводской № 38196 (инв. № СК-2906); заводской № 2-1071 (инв. № СК-2372); заводской № 567 (инв. № 60-5996); заводской № 25067 (инв. № СК-3352); заводской № 32735 (инв. № СК-2660) и железнодорожному крану КЖ-461 - заводской № 45 (инв. № СК-4997);
- установить регистраторы параметров работы (счетчики моточасов) на 18 электромостовых кранах: заводской № 35367 (инв. № СК-2374); заводской № 40990 (инв. № СК-3731); заводской № 584 (инв. № 60-6023); заводской № 39860 (инв. № СК-2786); заводской № 68.23.06 (инв. № 60-6053); заводской № 16408 (инв. № СК-3849); заводской № 2 (инв. № СК-5712); заводской № 14369 (инв. № СК-3695); заводской № 146 (инв. № СК-2394); заводской № 3850 (инв. № СК-6038); заводской № 13269 (инв. № СК-3424); заводской № 38196 (инв. № СК-2906); заводской № 2-1071 (инв. № СК-2372); заводской № 46383 (инв. № СК-3665); заводской № 44155 (инв. № СК-3105); заводской № 567 (инв. № 60-5996); заводской № 25067 (инв. № СК-3352); заводской № 32735 (инв. № СК-2660).
Представитель истца ФИО6 в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика ФИО7 в судебном заседании исковые требования признала, не возражала против удовлетворения исковых требований.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.
Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон № 116-ФЗ) определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов (далее - ОПО) и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
В соответствии со ст. 2 Закона № 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 226-ФЗ, от 04.03.2013 N 22-ФЗ). Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности:
I класс опасности - опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности;
II класс опасности - опасные производственные объекты высокой опасности;
III класс опасности - опасные производственные объекты средней опасности;
IV класс опасности - опасные производственные объекты низкой опасности. (п. 3 введен Федеральным законом от 04.03.2013 N 22-ФЗ). Присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре. (п. 4 введен Федеральным законом от 04.03.2013 N 22-ФЗ). Руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 3 Закона № 116-ФЗ требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Законе № 116-ФЗ, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
В силу п. 3 ст. 4 Закона № 116-ФЗ федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности устанавливают обязательные требования к деятельности в области промышленной безопасности, в том числе работникам опасных производственных объектов.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.
Работники опасного производственного объекта обязаны соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности; незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте; в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте (п. 2 ст. 9 Закона № 116-ФЗ).
В целях установления единых технических требований к организациям всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности, осуществляющим деятельность по эксплуатации опасных производственных объектов, органами исполнительной власти Российской Федерации утверждены федеральные нормы и правила, регулирующие соответствующие направления деятельности.
Деятельность в области обеспечения промышленной безопасности на опасных производственных объектах, эксплуатирующих подъемные сооружения регламентирована федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденные приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461 (далее – ФНП).
Правила устанавливают необходимые требования к деятельности в области промышленной безопасности на ОПО, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, подъемные сооружения (далее – ПС), в том числе к работникам указанных ОПО; безопасности технологических процессов на ОПО, на которых используются ПС, в том числе к порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте.
Положения Правил распространяются на организации независимо от их организационно-правовых форм, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности ОПО, на которых используются ПС, на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
В соответствии с п. 147 ФНП эксплуатирующие организации обязаны обеспечить содержание ПС в работоспособном состоянии и безопасные условия их работы путем организации надлежащего надзора и обслуживания, технического освидетельствования и ремонта.
Согласно п. 2 ФНП требования ФНП распространяются на обеспечение промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых применяются следующие ПС и оборудование, используемое совместно с ПС: а) грузоподъемные краны всех типов; б) мостовые краны-штабелеры; в) краны-трубоукладчики; г) краны-манипуляторы; д) строительные подъемники; е) подъемники (вышки), предназначенные для перемещения людей, людей и груза (подъемники с рабочими платформами); ж) грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления; з) электрические тали; и) краны-экскаваторы, предназначенные для работы с крюком; к) сменные грузозахватные органы и съемные грузозахватные приспособления (крюки, грейферы, магниты, спредеры, траверсы, захваты, стропы), используемые совместно с ПС для подъема и перемещения грузов; л) грузовая тара, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковшей, мульдов) и в морских и речных портах; м) специальные съемные кабины и люльки, навешиваемые на грузозахватные органы кранов и используемые для подъема и транспортировки людей; н) рельсовые пути (для опорных и подвесных ПС, передвигающихся по рельсам).
Из материалов дела следует, что в марте 2023 г. Ростовской транспортной прокуратурой совместно со специалистами УГЖДН Ространснадзора проведена проверка исполнения требований законодательства о промышленной безопасности, безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности Ростовского-на-Дону электровозоремонтного завода – филиала АО «Желдорреммаш», подлежащие устранению.
На поднадзорной прокуратуре территории согласно свидетельству о регистрации А01-10774 от 18.08.2021 и приложению к нему в Ростехнадзоре зарегистрирован опасный производственный объект АО «Желдорреммаш», включающий в себя опасные производственные объекты: площадка мостового крана механического участка литейно-механического цеха РЭРЗ (регистрационный номер А01-10774-0074, IV класс опасности), площадка мостового крана электромашинного цеха РЭРЗ (регистрационный номер А01-10774-0076, IV класс опасности), площадка мостового крана ремонтно-механического цеха РЭРЗ (регистрационный номер А01-10774-0077, IV класс опасности), площадка мостового крана электровозосборочного цеха РЭРЗ (регистрационный номер А01-10774-0079, IV класс опасности), площадка компрессорной ЭСУ ремонтно-механического цеха РЭРЗ (регистрационный номер А01-10774-0082, IV класс опасности), площадка козлового крана транспортного цеха РЭРЗ (регистрационный номер А01-10774-0083, IV класс опасности), транспортный участок РЭРЗ (регистрационный номер А01-10774-0085, IV класс опасности), расположенные по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, пр-т Ставского, д. 1/5, эксплуатирующих подъемные сооружения.
Проведенной выездной проверкой установлено, что в нарушение ч. 1 ст. 9 Закона № 116-ФЗ, подпункта «б» п. 24 ФНП на кране мостовом электрическом общего назначения 20/5-А5-28-12/14-У1 (зав. № 584, рег. № 60-6023/ПМ), кране мостовом электрическом общего назначения 50/10-А5-22,5-12,5/14-У2 (зав. № 567, рег. № 60-5996/ПМ), кране мостовом электрическом(зав. №2-1071, рег. № 60-2372/ПМ), кране мостовом электрическом 20/5-А5-22,5-12/14-УЗ (зав. № 68.23.06, рег. № 60-6053/ПМ), кране мостовом (зав. № 40990, рег. № 60-3731/ПМ), кране мостовом крюковом двухбалочном (зав. № 9887, рег. № 60-2906/ПМ), эксплуатируемых РЭРЗ, отсутствуют результаты считывания данных с регистраторов параметров работы (счетчиков моточасов).
Пунктом 164 ФНП установлено, что ПС перечисленные в пункте 2 настоящих ФНП, должны подвергаться техническому освидетельствованию до их пуска в работу, а также в процессе эксплуатации. Объем работ, порядок и периодичность проведения технических освидетельствований определяются руководством (инструкцией) по эксплуатации ПС.
При отсутствии в руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС указаний по проведению технического освидетельствования техническое освидетельствование ПС проводится согласно настоящим ФНП.
В соответствии с п. 165, 167 ФНП в течение срока службы ПС должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию: частичному – не реже одного раза в 12 месяцев (далее – ЧТО); полному – не реже одного раза в 3 года (далее – ПТО). Техническое освидетельствование должно производится инженерно-техническим работником, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, а также при участии инженерно-технического работника, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии.
Результаты технического освидетельствования ПС записываются в его паспорт инженерно-техническим работником, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, проводившим освидетельствование, с указанием срока следующего освидетельствования (п. 189 ФНП).
Вместе с тем, проверкой записей паспорта крана мостового электрического общего назначения 20/5-А5-28-12/14-У1 (зав. № 584, рег. № 60-6023/ПМ), выявлены нарушения периодичности проведения частичного и полного технического освидетельствования ПС.
На момент проверки установлено, что в паспорте ПС сведения о проведении его ЧТО и ПТО за период с 2019 г. по настоящее время, отсутствуют.
Аналогичные нарушения выявлены проверкой паспортов крана мостового электрического общего назначения 50/10-А5-22,5-12,5/14-У2 (зав. №567, рег. № 60-5996/ПМ), крана мостового электрического зав. № 2-1071, рег. № 60-2372/ПМ, крана мостового электрического 20/5-А5-22,5-12/14-УЗ (зав. № 68.23.06, рег. № 60-6053/ПМ), крана мостового зав. № 40990, рег. № 60-3731/ПМ и крана мостового крюкового двухбалочного (зав. № 9887, рег. № 60-2906/ПМ).
В целях устранения выявленных нарушений 21.04.2023 в адрес Ростовского-на-Дону электровозоремонтного завода – филиала АО «Желдорреммаш» внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, при проведении ремонта подвижного состава, промышленной безопасности, трудового законодательства, причин и условий им способствующих, по результатам рассмотрения которого нарушения закона в полном объеме не устранены.
Согласно поступившему в прокуратуру ответу от 26.05.2023 № 9807 Ростовским-на-Дону электровозоремонтным заводом – филиалом АО «Желдорреммаш» не устранены нарушения в части установки на ПС регистраторов параметров работы (счетчиков моточасов) и не проведено частичное и полное освидетельствование мостовых кранов. Устранение указанных нарушений запланировано на июнь 2024 г.
Кроме того, по информации Ростовского-на-Дону электровозоремонтного завода – филиала АО «Желдорреммаш» от 15.06.2023 № 9807 счетчики моточасов отсутствуют на 18 электромостовых кранах: заводской № 35367 (инв. № СК-2374); заводской № 40990 (инв. № СК-3731); заводской № 584 (инв. № 60-6023); заводской № 39860 (инв. № СК-2786); заводской № 68.23.06 (инв. № 60-6053); заводской № 16408 (инв. № СК-3849); заводской № 2 (инв. № СК-5712); заводской № 14369 (инв. № СК-3695); заводской № 146 (инв. № СК-2394); заводской № 3850 (инв. № СК-6038); заводской № 13269 (инв. № СК-3424); заводской № 38196 (инв. № СК-2906); заводской № 2-1071 (инв. № СК-2372); заводской № 46383 (инв. № СК-3665); заводской № 44155 (инв. № СК-3105); заводской № 567 (инв. № 60-5996); заводской № 25067 (инв. № СК-3352); заводской № 32735 (инв. № СК-2660).
Нарушение периодичности проведения технического освидетельствования подъемных сооружений допущена на 23 подъемных сооружениях, эксплуатируемых РЭРЗ.
Срок проведения частичного технического освидетельствования (не реже одного раза в 12 месяцев) нарушен на следующих подъемных сооружениях:
- электромостовой кран г/п 20/5-А5-28-12/14-У2 - заводской № 584, год выпуска – 2010 г. (инв. № 60-6023) – ЧТО проведено 09.04.2019;
- электромостовой кран г/п 10 т. - заводской № 39860, год выпуска – 1974 г. (инв. № СК-2786) – ЧТО проведено 17.07.2019;
- электромостовой кран г/п 20/5-А5-22,5-12/14-У3 - заводской № 68.23.06, год выпуска – 2011 г. (инв. № 60-6053) – ЧТО проведено 16.01.2020;
- электромостовой кран г/п 10 т - заводской № 38196, год выпуска – 1978 г. (инв. № СК-2906) – ЧТО проведено 17.07.2019;
- электромостовой кран г/п 20/5 т. - заводской № 2-1071, год выпуска – 1971 г. (инв. № СК-2372) – ЧТО проведено 07.12.2019;
- электромостовой кран г/п 5 т - заводской № 32735, год выпуска – 1967 г. (инв. № СК-2660) – ЧТО проведено 12.10.2021;
- железнодорожный кран КЖ-461 - заводской № 45 (инв. № СК-4997) – ЧТО проведено 20.04.2014.
Срок проведения полного технического освидетельствования (не реже одного раза в 3 года) нарушен на следующих подъемных сооружениях:
- электромостовой кран г/п 10 т. - заводской № 35367, год выпуска – 1970 г. (инв. № СК-2374) – ПТО проведено 04.06.1986;
- электромостовой кран г/п 20/5 т. - заводской № 40990, год выпуска – 1984 г. (инв. № СК-3731) – ПТО проведено 10.04.2013;
- электромостовой кран г/п 20/5-А5-28-12/14-У2 - заводской № 584, год выпуска – 2010 г. (инв. № 60-6023) – ПТО проведено 09.04.2018;
- электромостовой кран г/п 10 т. - заводской № 39860, год выпуска – 1974 г. (инв. № СК-2786) – ПТО проведено 26.01.2016;
- электромостовой кран г/п 20/5-А5-22,5-12/14-У3 - заводской № 68.23.06, год выпуска – 2011 г. (инв. № 60-6053) – ПТО проведено 16.01.2018;
- электромостовой кран г/п 5 т - заводской № 14369, год выпуска – 1982 г. (инв. № СК3695) – ПТО проведено 26.03.2012;
- электромостовой кран г/п 50/10 т. - заводской № 146, год выпуска – 1970 г. (инв. № СК-2394) – ПТО проведено 10.04.2013;
- электромостовой кран КМ10-А5-24,7-12,0-У2 - заводской № 3850, год выпуска – 2010 г. (инв. № СК-6038) – ПТО проведено 15.07.2017;
- электромостовой кран г/п 5 т - заводской № 13269, год выпуска – 1981 г. (инв. № СК-3424) – ПТО проведено 26.02.2002;
- электромостовой кран г/п 10 т - заводской № 38196, год выпуска – 1978 г. (инв. № СК-2906) – ПТО проведено 14.01.2014;
- электромостовой кран г/п 20/5 т. - заводской № 2-1071, год выпуска – 1971 г. (инв. № СК-2372) – ПТО проведено 15.03.2012;
- электромостовой кран г/п 50/10-А5-22,5-12,5/14-У2 - заводской № 567, год выпуска – 2010 г. (инв. № 60-5996) – ПТО проведено 10.04.2018;
- электромостовой кран г/п 5 т - заводской № 25067, год выпуска – 1978 г. (инв. № СК-3352) – ПТО проведено 15.03.2014;
- электромостовой кран г/п 5 т - заводской № 32735, год выпуска – 1967 г. (инв. № СК-2660) – ПТО проведено 04.04.2013;
- железнодорожный кран КЖ-461 - заводской № 45 (инв. № СК-4997) – ПТО проведено 20.04.2014.
С учетом наличия реальной угрозы нарушений законодательства в сфере законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного траснпорта, промышленной безопасности, создания условий надежного и устойчивого функционирования объектов железнодорожного транспорта требуют от субъектов транспортной деятельности безусловного исполнения положений действующего законодательства о промышленной безопасности, в связи с чем, суд находит заявленные исковые требования законными, обоснованными и подлежащим удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ суд считает возможным установить срок один год со дня вступления в законную силу решения суда, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Обязать Ростовский-на-Дону электровозоремонтный завод – филиал АО «Желдорреммаш», расположенный по адресу: пр-т. Ставского, д. 1/5, г.Ростов-на-Дону в течение 1 (одного) года с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о промышленной безопасности, а именно:
- провести частичное техническое освидетельствование с внесением записи в паспорт подъемного сооружения следующим электромостовым кранам: заводской № 584 (инв. № 60-6023); заводской № 39860 (инв. № СК-2786); заводской № 68.23.06 (инв. № 60-6053); заводской № 38196 (инв. № СК-2906); заводской № 2-1071 (инв. № СК-2372); заводской № 32735 (инв. № СК-2660) и железнодорожному крану КЖ-461 - заводской № 45 (инв. № СК-4997);
- провести полное техническое освидетельствование с внесением записи в паспорт подъемного сооружения следующим электромостовым кранам: заводской № 35367 (инв. № СК-2374); заводской № 40990 (инв. № СК-3731); заводской № 584 (инв. № 60-6023); заводской № 39860 (инв. № СК-2786); заводской № 68.23.06 (инв. № 60-6053); заводской № 14369 (инв. № СК3695); заводской № 146 (инв. № СК-2394); заводской № 3850 (инв. № СК-6038); заводской № 13269 (инв. № СК-3424); заводской № 38196 (инв. № СК-2906); заводской № 2-1071 (инв. № СК-2372); заводской № 567 (инв. № 60-5996); заводской № 25067 (инв. № СК-3352); заводской № 32735 (инв. № СК-2660) и железнодорожному крану КЖ-461 - заводской № 45 (инв. № СК-4997);
- установить регистраторы параметров работы (счетчики моточасов) на 18 электромостовых кранах: заводской № 35367 (инв. № СК-2374); заводской № 40990 (инв. № СК-3731); заводской № 584 (инв. № 60-6023); заводской № 39860 (инв. № СК-2786); заводской № 68.23.06 (инв. № 60-6053); заводской № 16408 (инв. № СК-3849); заводской № 2 (инв. № СК-5712); заводской № 14369 (инв. № СК-3695); заводской № 146 (инв. № СК-2394); заводской № 3850 (инв. № СК-6038); заводской № 13269 (инв. № СК-3424); заводской № 38196 (инв. № СК-2906); заводской № 2-1071 (инв. № СК-2372); заводской № 46383 (инв. № СК-3665); заводской № 44155 (инв. № СК-3105); заводской № 567 (инв. № 60-5996); заводской № 25067 (инв. № СК-3352); заводской № 32735 (инв. № СК-2660).
Взыскать с Ростовский-на-Дону электровозоремонтный завод – филиал АО «Желдорреммаш» (ИНН 7715729877) в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Решение в окончательной форме изготовлено 24 июля 2023 года.