ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1907/2014 от 08.07.2014 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2-1907/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 июля 2014 года, г. Пермь,

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Копылова-Прилипко Д.А.,

при секретаре Заниной М.В., с участием:

представителя истца – старшего помощника прокурора г. Перми – Салахиевой Э.Г., предъявившей служебное удостоверение,

истца Белобородовой О.В.,

представителя ответчика – Кочегаровой Д.Ф., на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.27/,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Перми в защиту прав и законных интересов Белобородовой О.В. и ФИО1 к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по городу Перми о признании решения незаконным, возложении обязанности назначить и выплатить пособие по уходу за ребенком,

У с т а н о в и л:

Прокурор г. Перми, действующий в интересах Белобородовой О.В., несовершеннолетнего ФИО1, обратился в суд с иском к ТУ Министерства социального развития Пермского края по городу Перми (далее по тексту – Территориальное управление), просит:

- признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении Белобородовой О.В. пособия по уходу за ее ребенком ФИО1ДД.ММ.ГГГГ г.р. до достижения им возраста полутора лет за период ДД.ММ.ГГГГ;

- возложить обязанность на Территориальное управление назначить и выплатить Белобородовой О.В. пособие по уходу за ребенком за ребенком до полутора лет за период ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование требований прокурор указал, что Белобородова О.В. обращалась в Территориальное управление с заявлением о назначении ей пособия по уходу за ребенком - ФИО1ДД.ММ.ГГГГ г.р. – до достижения им возраста 1.5 лет. В удовлетворении заявления Белобородовой О.В. было отказано по причине отсутствия документов, подтверждающих проживание на территории РФ, а именно, регистрации по месту жительства. Данный отказ противоречит действующему законодательству и нарушает право заявителя на получение пособия, поскольку согласно п.п. «о» п. 54 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н (далее по тексту – Порядок) в перечень документов, необходимых для назначения и выплаты ежемесячного пособия, входит документ, подтверждающий совместное проживание на территории Российской Федерации ребенка с одним из родителей. Таким образом, заявитель, безусловно, не обязан в подтверждение проживания на территории РФ предоставить документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства. Кроме того, как следует из ст. 3 закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания месту жительства в пределах РФ, вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также для исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом; граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, при этом регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ. Белобородова О.В., на момент подачи заявления в Территориальное управление не имела регистрацию по месту проживания, однако, к заявлению приложила копию решения Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ о признании за ней (Белобородовой О.В.) права пользования жилым помещением, <Адрес>, и основанием для регистрации её по указанному месту жительства с даты вступления решения в законную силу, а также приложила копию решения Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ, которым, отказано в выселении Белобородовой О.В. из указанного помещения. Назваными решениями подтверждается, что Белобородова О.В. с рождения проживала по <Адрес>. Таким образом, полагает, что оспариваемый отказ Территориального управления и рекомендация об обращении заявительницы в суд для установления факта проживания на территории г. Перми в период ДД.ММ.ГГГГ, являются необоснованными.

В судебном заседании прокурор на заявленных требованиях настаивала в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Белобородова О.В. просила исковые требования удовлетворить в полном объеме, указав, что факт ее проживания на территории РФ в спорный период, установлен вступившим в законную силу решением суда. Кроме того, имеется домовая книга, в которой запись о её (Белобородовой О.В. – прежняя фамилия - Шипицина) проживании по <Адрес> внесена с момента рождения. Ребенок ФИО1 родился и проживает в Ленинском районе г. Перми, свидетельство о рождении на ФИО1 получено в Ленинском районе г. Перми.

Представитель ответчика против удовлетворения заявленных требований возражала по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск /л.д.26/, согласно которым, ДД.ММ.ГГГГ в отдел по Ленинскому району Территориального управления с заявлением о назначении и выплате единовременного пособия при рождении ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет ФИО1 обратилась Белобородова О.В. Из представленных документов следовало, что Белобородова О.В. обладает правом на ежемесячное пособие по уходу за ребенком (п.п. «д» п.39 Порядка). В соответствии с п.п. «в» п. 59 Порядка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается за счет средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке Фонду социального страхования РФ. Согласно письма ГУ Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ от ДД.ММ.ГГГГ, пособие назначается с момента рождения ребенка за период проживания на территории РФ, подтвержденные регистрацией лица, осуществляющего уход за ребенком по месту временного пребывания либо по месту жительства. В случае перерыва в регистрации по месту жительства (пребывания) лица, осуществляющего уход, за соответствующие периоды отсутствия документального подтверждения факта проживания на территории РФ, пособие не назначается. Документом, подтверждающим факт проживания на территории РФ, является удостоверение личности гражданина с отметкой о регистрации по месту жительства или месту пребывания. Удостоверение личности предъявляется получателем в орган социальной защиты населения при обращении с заявлением о назначении пособия. На основании представленных документов, Белобородовой О.В. назначены пособия по уходу за ребенком за период ДД.ММ.ГГГГ. Ссылки на решение Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ несостоятельны, поскольку оно вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, а ДД.ММ.ГГГГ Белобородова О.В. была зарегистрирована по месту жительства, соответственно, с этого момента у неё возникло право на получение пособия по уходу за ребенком. Истцу было предложено установить факт проживания на территории РФ за период с ДД.ММ.ГГГГ в судебном порядке, после чего - повторно обратиться в Территориальное управление. При названных обстоятельствах, полагает, что решение от ДД.ММ.ГГГГ является законным.

Заслушав прокурора, истца и представителя ответчика, изучив материалы дела, материалы гражданского дела , рассмотренного Ленинским районным судом г. Перми (далее по тексту – Дело ), суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с преамбулой федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», настоящий федеральный закон устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Согласно п.1 ч.1 ст. 1; п.3,4 ч.1 ст. 3; ч.2 ст. 3; ч.1 ст. 11; п.1 ч.1 ст. 13; ч.1 ст. 14 федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», действие настоящего Федерального закона распространяется на граждан Российской Федерации, проживающих на территории Российской Федерации (п.1 ч.1 ст. 1).

Настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды государственных пособий: единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком (п.3,4 ч.1 ст. 3).

Порядок и условия назначения и выплаты указанных государственных пособий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в части, не определенной настоящим Федеральным законом. Порядок предоставления информации, необходимой для назначения и выплаты единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, гражданам, имеющим право на получение этих пособий, а также органам, осуществляющим назначение и выплату указанных пособий, определяется Правительством Российской Федерации (ч.2 ст. 3).

Право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее (ч.1 ст. 11).

Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют: матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком (п.1 ч.1 ст. 13).

Лицам, указанным в абзацах втором - пятом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, за исключением матерей, уволенных в период отпуска по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет (ч.1 ст. 14).

Согласно п.1; п.п. «в,д» п.2; п.п. «а» п.3; п.5; п.п. «а,е» п.28; п.39; п.п. «о» п.54 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н, настоящий Порядок устанавливает правила назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (далее - пособия) (п.1).

В соответствии с настоящим Порядком гражданам, имеющим детей, назначаются и выплачиваются следующие виды пособий: в) единовременное пособие при рождении ребенка; д) ежемесячное пособие по уходу за ребенком (п. «в,д» п.2.

Пособия назначаются и выплачиваются следующим категориям лиц: гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации (п.п. «а» п.3).

Лица, имеющие право на получение пособий, их законные представители или доверенные лица в целях получения пособий обращаются в организации, назначающие указанные пособия, с заявлением и документами, предусмотренными настоящими Порядком, необходимыми для получения пособий (п.5).Для назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка представляются: заявление о назначении пособия; копия документа, удостоверяющего личность, с отметкой о выдаче вида на жительство или копия удостоверения беженца (для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, а также для беженцев) - в случае, если назначение и выплата пособия осуществляются органом социальной защиты населения (п.п. «а,е» п.28).

Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют: матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком) (п.п. «д» п.39);

Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком указанными лицами представляются документы, предусмотренные пунктом 54 настоящего Порядка … (п.39).

Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком представляются: документ, подтверждающий совместное проживание на территории Российской Федерации ребенка с одним из родителей либо лицом, его заменяющим, осуществляющим уход за ним, выданный организацией, уполномоченной на его выдачу, - для лиц, указанных в подпунктах "д" и "е" пункта 39 настоящего Порядка (п.п. «о» п. 54).

Как установлено в судебном заседании, Белобородова О.В. является лицом, имеющим право на получение единовременного пособия при рождении ДД.ММ.ГГГГ у неё ребенка – ФИО1 и лицом, имеющим право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, что подтверждается паспортом /л.д.12/, свидетельством о рождении /л.д.13/, свидетельством о регистрации по месту жительства /л.д.14/, возражениями Территориального управления на иск /л.д.26/.

ДД.ММ.ГГГГ Белобородова О.В. обратилась в отдел по Ленинскому району ТУ Министерства социального развития Пермского края по городу Перми с заявлением о назначении и выплате единовременного пособия при рождении и ежемесячного пособия по уходу за ребенком /л.д.11/, к заявлению приложила копии решений Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.15-15об./, от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.16-16об./, копию апелляционного определения от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.17-18об./, что подтверждается доводами искового заявления и ответчиком не оспаривается.

Письмом Территориального управления от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.8-8об./, Белобородовой О.В. сообщено, что истцом был представлен полный пакет документов, в т.ч., свидетельство о регистрации по месту пребывания в г. Перми с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и паспорт гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства в г. Перми с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, за период ДД.ММ.ГГГГ было назначено пособие при рождении и пособие по уходу за ребенком. За период ДД.ММ.ГГГГ пособие не назначено, т.к. не подтвержден факт проживания на территории РФ, рекомендовано установить данный факт в судебном порядке и затем повторно обратиться в Территориальное управление, при этом, ответчик ссылался на письмо ГУ Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Ответ аналогичного содержания был дан ДД.ММ.ГГГГ прокурору г. Перми /л.д.9/, в связи с его обращением в Территориальное управление /л.д.7,9-10/.

Исследовав представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае, Территориальным управлением незаконно отказано Белобородовой О.В. в предоставлении пособия по уходу за ребенком в возрасте до 1.5 лет за период ДД.ММ.ГГГГ, поскольку, согласно п.п. «о» п. 54 Порядка, вместе с остальными документами, заявитель обязан в уполномоченный орган представить документ, подтверждающий совместное проживание на территории РФ ребенка с одним из родителей либо лицом, его заменяющим, осуществляющим уход за ним, выданный организацией, уполномоченной на его выдачу.

Таким образом, ни названый Порядок ни федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», не содержат императивных положений о том, что документами, подтверждающими факт совместного проживания ребенка и его родителя, являются документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт), а при его отсутствии – решение суда, которым будет установлен факт постоянного проживания гражданина в соответствующий период времени (в рассматриваемом случае – в период ДД.ММ.ГГГГ).

Наоборот, действующий Порядок, а также Административный регламент по предоставлению государственной услуги по назначению и выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком через органы социальной защиты населения, утвержденный Приказом Минсоцразвития Пермского края от 17.07.2011 г. N СЭД-33-01-02-142 и Приказ Министерства социального развития Пермского края от 14.09.2006 N 304 «О создании территориального управления Министерства социального развития Пермского края по городу Перми», дают Территориальному управлению право проверять на основании представленных документов в каждом конкретном случае, подтвержден ли факт постоянного проживания заявителя и его ребенка на территории РФ.

Суд считает, что Белобородовой О.В. соответствующие документы, подтверждающие факт проживания совместно с ребенком ФИО1, были предоставлены в Территориальное управление, а именно, были предоставлены судебные акты: копии решений Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.15-15об./, от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.16-16об./, копия апелляционного определения от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.17-18об./. Названными судебными актами установлено, что помещение <Адрес> является жилым помещением, ранее являлось служебным помещением, оно (здание) включено в Единый реестр муниципальной собственности г. Перми. Белобородова О.В. (прежня фамилия «Шипицына» - л.19 Дела ) является членом семьи ФИО2 (лицу, которому было предоставлено данное жилое помещение) и она (Белобородова О.В.) постоянно проживает по <Адрес> с момента рождения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ. Данное помещение является постоянным местом жительства Белобородовой О.В. Указанные обстоятельства также подтверждаются выпиской из домовой книги /л.д.34/.

Таким образом, Белобородовой О.В. были предоставлены документы, анализ которых, позволяет сделать вывод о том, что в т.ч., в период времени ДД.ММ.ГГГГ Белобородова О.В. постоянно проживала по <Адрес>. Доказательств того, что истец выехала из названного жилого помещения не представлено (ст. 56 ГПК РФ).

Действительно, гражданин РФ обязан регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства, и обязан регистрировать совместно проживающих с ним детей, поскольку, согласно ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Вместе с тем, согласно ч.1 ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Таким образом, регистрация по месту жительства (пребывания) служит одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту жительства, но не является единственным таким доказательством, поскольку регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ.

Согласно п.1,2 ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, а местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

Факт постоянного проживания Белобородовой О.В. и, соответственно её ребенка, по <Адрес> подтвержден вышеуказанными судебными актами, в связи с чем, у Территориального управления отсутствовали основания для отказа в назначении и выплате истцу ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет за период ДД.ММ.ГГГГ, при этом, ссылки ответчика на письмо ГУ Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ № 05-35/05/33377 от 12.06.2009 г. суд не может признать состоятельными, поскольку данное письмо не является источником права, оно не содержит правовые нормы, а отказ в выплате пособия, должен быть основан на действующем законе и любые рекомендации, в т.ч., письма уполномоченных органов, не могут содержать доводы и требования, которые противоречат закону.

Разрешая требования прокурора, с учётом правил ч.3 ст. 196 ГПК РФ, суд учитывает, что ответчик не оспаривает право на получение Белобородовой О.В. пособия в период ДД.ММ.ГГГГ, а указывает лишь на отсутствие документов, подтверждающих факт постоянного проживания истца на территории РФ.

При названных обстоятельствах, с учётом того, что факт постоянного проживания Белобородовой О.В. совместно с ФИО1 является установленным, следует признать незаконным решение Территориального управления от ДД.ММ.ГГГГ и следует возложить на ответчика обязанность назначить и выплатить Белобородовой О.В. пособие по уходу за ребенком до полутора лет за период ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Признать незаконным решение Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по городу Перми от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении Белобородовой О.В. пособия по уходу за её ребенком ФИО1 до достижения им возраста полутора лет за период ДД.ММ.ГГГГ.

Возложить на Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по городу Перми обязанность назначить и выплатить Белобородовой О.В. пособие по уходу за ребенком до полутора лет за период ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Судья: Копылов-Прилипко Д.А.