ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1907/2021 от 21.06.2021 Уфимского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2-1907/2021

03RS0064-01-2021-001536-58

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 июня 2021 года г. Уфа

Уфимский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Насыровой Г.Р.,

при секретаре Валеевой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору к ФИО1 ФИО9, ФИО1 ФИО10 о возложении обязанности предоставить доступ в жилое помещение,

у с т а н о в и л:

истец Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору обратился с иском к ответчикам ФИО2, ФИО3 о возложении обязанности предоставить доступ в жилое помещение.

Иск мотивирован тем, что на основании распоряжения заместителя председателя - главного государственного жилищного инспектора Госкомитета РБ по жилищному и строительному надзору ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ была назначена внеплановая проверка в отношении ФИО2, ФИО3, собственников жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>, с целью выполнения функций по надзору и контролю за соблюдением перепланировки и (или) переустройства жилого помещения.

Для проведения мероприятий по контролю на предмет соблюдения правил пользования жилым помещением в адрес истца направлялись уведомления об обеспечении доступа в жилое помещение, однако доступ в жилое помещение предоставлен не был.

В исковом заявлении истец просит суд обязать ответчиков предоставить доступ должностным лицам Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору для проведения проверки на предмет выявления нарушенных требований содержания и использования, а также незаконного переустройства жилого помещения по адресу: <адрес>.

Ответчики Н-вы, не явившиеся на судебное заседание, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились и не сообщили о причинах неявки.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 167 ГПК РФ.

В судебном заседании представитель истца ФИО4 иск поддержала в полном объеме, заявленные требования подтвердила, просила удовлетворить по доводам, изложенными в исковом заявление.

Суд, заслушав пояснения представителя истца, проверив материалы дела, исследовав и оценив доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Установлено, что 25 декабря 2019 года в адрес Государственной жилищной инспекции РБ от собственника многоквартирного <адрес> поступило обращение о проведении проверки законности перепланировки, возведенного собственниками <адрес>.

В связи с указанным обращением инспекцией была инициирована проверка жилого помещения по адресу: <адрес>, на предмет соблюдения правил пользования жилыми помещениями, порядка переустройства и перепланировки, о чем издано распоряжение Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору от ДД.ММ.ГГГГ.

Собственниками указанного жилого помещения по адресу: <адрес>, являются ответчики Н-вы, что подтверждается выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ истцом ответчикам было направлено уведомление о проведении проверки со сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, и необходимости обеспечить доступ в квартиру.

Однако, доступ в жилое помещение ответчиками обеспечен не был.

Согласно адресной справке отдела адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции МВД по РБ ответчик ФИО2 зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: РБ, <адрес>, д. <адрес>, <адрес>.

Согласно адресной справке отдела адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции МВД по РБ ответчик ФИО3 зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: РБ, Уфа, <адрес>.

В соответствии со ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ), «Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору», утвержденному постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2014 года № 616, Госкомитет РБ по жилищному и строительному надзору является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции функциональное регулирование и реализацию полномочий в сферах регионального государственного жилищного надзора, регионального государственного строительного надзора, лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензионного контроля, государственного контроля в установленной сфере деятельности.

Согласно пункту 4 Положения Госкомитет РБ по жилищному и строительному надзору осуществляет следующие полномочия:

осуществляет региональный государственный жилищный надзор;

осуществляет контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Республики Башкортостан, соответствием жилых помещений жилищного фонда Республики Башкортостан установленным санитарным и техническим правилам н нормам, иным требованиям законодательства, включая государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов жилищного фонда;

- рассматривает обращения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан по вопросам, входящим в компетенцию Госкомитета РБ, принимает по ним решения в установленный срок;

- организует и проводит в пределах установленных полномочий проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований законодательства в установленной сфере деятельности.

Предметом проверки, в соответствии с ч. 4 ст. 20 ЖК РФ, является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, указанных в ч. 1 ст. 20 ЖК РФ, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 26 декабря 2011 года № 504 «О разработке и утверждении республиканскими органами исполнительной власти административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг», приказом Госкомитета РБ по жилищному и строительному надзору от 09.08.2017 года № 460 утвержден административный регламент исполнения Госкомитетом РБ государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора в Республике Башкортостан (далее - административный регламент).

Согласно п. 3.6.2 административного регламента одним из оснований для проведения внеплановой выездной проверки в отношении граждан является поступление в Госкомитет РБ обращений и заявлений граждан, юридических лиц, информации от органов власти о фактах нарушения гражданами обязательных требований.

В соответствии с п. 3.6.11 административного регламента внеплановые выездные проверки в отношении граждан проводятся на основании распоряжения Госкомитета РБ.

В силу изложенных норм, Государственный комитет РБ по строительному и жилищному надзору имеет право требовать обеспечение доступа в жилое помещение для проведения проверки на предмет наличия либо отсутствия перепланировки в квартире ответчика, такое право имеется у инспекции в силу прямого указания в законе.

Порядок проведения внеплановой проверки урегулирован Приказом Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору от 09.08.2017 № 460 «Об утверждении Административного регламента исполнения Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора в Республике Башкортостан», в соответствии с которым внеплановая выездная проверка проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности. Внеплановая выездная проверка в отношении гражданина проводится по месту нахождения жилого помещения гражданина.

Согласно п. 3.6.13 административного регламента уведомление направляется гражданину заказным письмом с уведомлением о вручении, телеграммой с уведомлением о вручении, посредством электронной почты (при наличии адреса электронной почты) либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование вручения уведомления адресату.

Таким образом, порядок уведомления собственника о предстоящей проверке был исполнен сотрудниками государственного комитета, извещение направлялось ответчику ФИО2 по адресу: РБ, <адрес>, д. <адрес>, <адрес> ответчику ФИО3 по адресу: РБ, Уфа, <адрес> по адресу квартиры, находящейся в собственности ответчиков: РБ, <адрес>.

Из материалов дела установлено, что ответчики извещены как по фактическому месту жительства, так и по адресу квартиры, собственниками которой они являются, что не противоречит требованиям административного регламента.

При этом ответчики уклоняются от проведения проверки на предмет нарушения правил пользования жилым помещением, добровольно предоставить квартиру для осмотра отказываются, о чем свидетельствуют акт проверки Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору от 18 февраля 2021 года № ЦО-21-2794-395.

Суд также принимает во внимание, что Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору обратился в суд по вопросу о предоставлении доступа в жилое помещение ответчиков 09 апреля 2021 года, при этом ответчики возражения о том, чтобы в квартире был проведен осмотр, не представили, не проявили добровольного волеизъявления для дачи согласия на осмотр жилого помещения.

Кроме того, право допуска в квартиру, принадлежащую ответчикам на праве собственности, в силу закона обусловлено тем, что это необходимо для профилактики и предупреждения аварийных ситуаций, то есть необходимостью обеспечения безопасного проживания жильцов в многоквартирном доме.

С учетом изложенного, поскольку действия ответчиков препятствуют Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору исполнить установленные законом обязанности по проведению обследования жилого помещения, суд полагает заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору к ФИО1 ФИО12, ФИО1 ФИО11 о возложении обязанности предоставить доступ в жилое помещение, удовлетворить.

Обязать ФИО1 ФИО13, ФИО1 ФИО14 предоставить доступ должностным лицам Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору для проведения проверки на предмет выявления нарушенных требований содержания и использования, а также незаконного переустройства жилого помещения по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Уфимский районный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Г.Р. Насырова.

Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.