ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1908/14 от 19.05.2014 Сергиево-посадского городского суда (Московская область)

  Разрешить публикацию

 ф/с Сергеева ЛВ

 Дело № 2-1908/14

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 19 мая 2014 года

 Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе:

 председательствующего судьи Сергеевой Л.В.,

 секретаре Нефёдовой Н.А.

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании действий незаконными, понуждении рассмотреть заявления и принять по ним решения в соответствии с требованиями Земельного Кодекса РФ

 УСТАНОВИЛ:

 ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Администрацию Сергиево-Посадского муниципального района с заявлением о предоставлении ей в аренду земельного участка примерной площадью <данные изъяты> кв.м., местоположение – около <адрес> для индивидуального жилищного строительства.

 ДД.ММ.ГГГГ Администрация Сергиево-Посадского муниципального района отказала ФИО1 в удовлетворении ее заявления о предоставлении участка в аренду.

 Решением Сергиево-Посадского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ отказ Администрации Сергиево-Посадского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № в предоставлении ФИО1 в аренду земельного участка примерной площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> для ИЖС признан незаконным. Администрация Сергиево-Посадского муниципального района обязана принять решение по заявлению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 15-17 дело № 2-1908/14).

 ДД.ММ.ГГГГ Администрация Сергиево-Посадского муниципального района отказывает ФИО1 в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка ( л.д. 8 дело № 2-1908/14).

 ДД.ММ.ГГГГ Администрация Сергиево-Посадского муниципального района принимает решение об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка примерной площадью <данные изъяты> кв.м., местоположение – около <адрес> ( л.д.9 дело № 2-1908/14).

 Не согласившись с действиями Администрации Сергиево-Посадского муниципального района, ФИО1 обратилась в суд заявлением о признании незаконными действий Администрации Сергиево-Посадского муниципального района об отказе в предоставлении земельного участка, выраженных в письме от ДД.ММ.ГГГГ № и отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, выраженных в письме от ДД.ММ.ГГГГ и понуждении Администрации Сергиево-Посадского муниципального района рассмотреть ее заявление от ДД.ММ.ГГГГ года, утвердить схему расположения земельного участка с выполнением процедур предусмотренных ст. 30.1, 31 ЗК РФ, п. 8.1 Положения «О порядке управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования «Сергиево-Посадский муниципальный район Московской области» в двух недельный срок.

 В судебном заседании ФИО1 требования поддержала и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в предоставлении земельного участка примерной площадью <данные изъяты> кв.м., местоположение – около <адрес>. Отказ мотивирован нахождением участка в границах охранной зоны <данные изъяты>, невозможностью формирования участка с изломанными и изрезанными границами, наличием технического заключения о прохождении коммуникаций по испрашиваемому участку, отнесение испрашиваемого участка к дому № по <адрес>. Полагала, что указанный отказ в предоставлении земельного участка в аренду является преждевременным, поскольку, администрацией Сергиево-Посадского муниципального района не выполнены требования процедур, предусмотренных ст. 30.1, 31 ЗК РФ. Полагала, что без проведения указанных процедур, Администрация Сергиево-Посадского муниципального района не вправе принимать решение об отказе в предоставлении участка в аренду либо о его предоставлении. Также пояснила, что и по существу отказ в предоставлении земельного участка в аренду является незаконным, что нашло свое отражение в решении Сергиево-Посадского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ года. Пояснила, что доказательств, подтверждающих расположение испрашиваемого земельного участка в границах охранной зоны <данные изъяты> не имеется, ссылка Администрации Сергиево-Посадского муниципального района на приказ Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ № несостоятельна, что признано решениями суда по другим делам. Также возражала против доводов Администрации Сергиево-Посадского муниципального района о невозможности формирования земельного участка со ссылкой на вклинивание, вкрапление, изломанности границ испрашиваемого участка, в связи с отсутствием каких либо утвержденных схем. Полагала, что наличие технической документации на прокладку газопровода не является основанием для отказа ей в предоставлении испрашиваемого земельного участка. Поскольку права на испрашиваемый земельный участок не зарегистрированы, утверждение Администрации Сергиево-Посадского муниципального района об отнесении испрашиваемого земельного участка к дому № считала несостоятельными.

 Поскольку порядок принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду, предусмотренный ст. ст. 30.1, 31 ЗК РФ, п. 8.1 Положения «О порядке управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования «Сергиево-Посадский муниципальный район Московской области» нарушен, просила суд признать незаконными действия Администрации Сергиево-Посадского муниципального района об отказе в предоставлении ей земельного участка незаконными, обязать Администрацию Сергиево-Посадского муниципального района рассмотреть ее заявление о предоставлении земельного участка в аренду от ДД.ММ.ГГГГ года.

 Поддержала требования о признании незаконными действий Администрации Сергиево-Посадского муниципального района об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и понуждении утвердить схему расположения земельного участка с выполнением процедур предусмотренных ст. 30.1, ст. 31 ЗК РФ.

 Пояснила, что в соответствии с административным регламентом порядка согласования схем на КПТ, отказ в предоставлении данной муниципальной услуги возможен только в случае не предоставления документов, необходимых для согласования схемы. Поскольку ЗК РФ не установлена ее обязанность, как лица, заинтересованного в приобретении земельного участка, обеспечить изготовление схемы, то отказ по данному основанию не предусмотрен.

 Просила суд требования удовлетворить в полном объеме.

 Представитель заинтересованного лица Администрации Сергиево-Посадского муниципального района по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, полагал, что имеются основания для прекращения производства по делу, предусмотренные ст. 221 ГПК РФ.

 Пояснил, что решением Сергиево-Посадского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ Администрация Сергиево-Посадского муниципального района обязана рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении земельного участка в аренду от ДД.ММ.ГГГГ года.

 ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Администрацию Сергиево-Посадского муниципального района с заявлением об исполнении решения суда от ДД.ММ.ГГГГ года, утверждении схемы расположения земельного участка. Во исполнение указанного решения, администрация Сергиево-Посадского муниципального района приняла решение об отказе ФИО1 в предоставлении земельного участка, о чем заявителю было сообщено письмом от ДД.ММ.ГГГГ года. От требований о признании отказа в предоставлении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказалась, отказ был принят судом, о чем постановлено определение от ДД.ММ.ГГГГ и производство по данному делу было прекращено. Пояснил, что письмо от ДД.ММ.ГГГГ представляет собой повторный ответ ФИО1 изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ года, от оспаривания которого она отказалась. В связи с чем просил суд, прекратить производство по делу в части оспаривания действий Администрации Сергиево-Посадского муниципального района об отказе в предоставлении земельного участка, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ года. Одновременно с этим пояснил, что письмо от ДД.ММ.ГГГГ было изготовлено для предоставления в службу судебных приставов и прекращения исполнительного производства.

 Также пояснил, что в соответствии со ст. 3 ФЗ « О введение в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных округов. Полагал, что положения ст. 209 ГК РФ, п.2 ст. 7 ЗК РФ, п.1 ст. 11.2 ЗК РФ, ч.4 ст. 34 ЗК РФ свидетельствуют о том, что утверждение схемы расположения земельного участка принимается с учетом зонирования территории, является правом, а не обязанностью Администрации Сергиево-Посадского муниципального района. Полагал, что совершение действий по утверждению схемы расположения земельного участка возможно при наличии определенных условий, который для испрашиваемого земельного участка не соблюдены, поскольку участок находится в границах зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Архитектурного ансамбля <данные изъяты>». Режим использования данной зоны предусматривает обеспечение визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде, запрещает строительство любых объектов. В связи с чем полагал, что испрашиваемый участок ограничен в обороте. Формирование испрашиваемого земельного участка приведет к нарушению положений ст. 11.9 п.6 ЗК РФ. Также пояснил, что испрашиваемый участок относится к территории, прилегающей к многоквартирному жилому дому № <адрес>. Также указал, что несформированный участок не может быть предметом спора. Полагал, что ФИО1 предъявляя рассматриваемые требования, пытается ограничить Администрацию Сергиево-Посадского муниципального района в гражданских правах, поскольку только собственнику принадлежит право распоряжения участками, тогда как Администрация приходит к выводу о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду.

 Заявитель ФИО1 в судебном заседании возражала против прекращения производства по делу, полагая, что законность действий Администрации Сергиево-Посадского муниципального района, изложенных в письме от ДД.ММ.ГГГГ не рассматривалась, в связи с чем оснований для прекращения производства по делу нет.

 Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

 В силу ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

 В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

 Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Администрацию Сергиево-Посадского муниципального района с заявлением о предоставлении ей в аренду для индивидуального жилищного строительства земельный участок примерной площадью <данные изъяты> кв.м., местоположение – около <адрес>, в чем ей было отказано. Отказы в удовлетворении ее просьбы оформлены письмами от ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года.

 Отказы в предоставлении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ мотивированы нахождением испрашиваемого участка в границах охранной зоны <данные изъяты>, невозможностью формирования участка с изломанными и изрезанными границами, наличием технического заключения о прохождении коммуникаций по испрашиваемому участку, отнесение испрашиваемого участка к дому <адрес>

 Решением Сергиево-Посадского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ отказ Администрации Сергиево-Посадского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ признан незаконным. Суд пришел к выводу, что заявление ФИО1 по существу не рассмотрено. Суд обязал Администрацию Сергиево-Посадского муниципального района рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ года.

 Во исполнение решения Сергиево-Посадского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Сергиево-Посадского муниципального района подготовлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ года, из которого усматривается, что ФИО1 отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка.

 Определением Сергиево-Посадского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по гражданскому делу по заявлению ФИО1 об оспаривании отказа Администрации Сергиево-Посадского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земельного участка прекращено в связи с отказом от требований.

 Предметом рассмотрения настоящего дела являются действия Администрации Сергиево-Посадского муниципального района об отказе в предоставлении земельного участка, выраженные в письме от ДД.ММ.ГГГГ года.

 Ответ от ДД.ММ.ГГГГ не содержит ссылок на ранее изданный документ от ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с чем, суд приходит к выводу о самостоятельности изданного акта, который влечет самостоятельные правовые последствия. При этом суд учитывает, что принятие решения от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ года, освобождало Администрацию Сергиево-Посадского муниципального района от повторного рассмотрения заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ года, несмотря на это, исходя из ответа Администрации Сергиево-Посадского муниципального района, изложенного в письме от ДД.ММ.ГГГГ года, заявление ФИО1 рассматривалось повторно и по нему было принято решение об отказе в предоставлении земельного участка.

 В соответствии со ст. 220 ГПК РФ основаниями для прекращения производства по делу является вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон.

 Поскольку действия Администрации Сергиево-Посадского муниципального района, выраженные в письме от ДД.ММ.ГГГГ не являлись предметом ранее рассматриваемых дел, судебных актов по данному вопросу не принималось, суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства представителя заинтересованного лица ФИО2 о прекращении производства по делу.

 При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемых решений (действий) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этими решениями (действиями) прав либо свобод заявителя.

 Судом установлено и не оспаривается сторонами, что право государственной собственности на испрашиваемый земельный участок не разграничено, в связи с чем, в соответствии со ст. 3 ФЗ от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение такими земельными участками осуществляется органами местного самоуправления.

 В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

 В соответствии с п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

 1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

 В силу п. 11 ст. 30 ЗК РФ в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства предварительное согласование места размещения объекта не проводится.

 Статья 31 ЗК РФ предусматривает право гражданина обратиться в муниципальный орган с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

 Поскольку ФИО1 испрашивает земельный участок под ИЖС, исходя из положений п. 11 ст. 30 ЗК РФ, устанавливающего, что предварительное согласование места размещения объекта не проводится, оснований для удовлетворения требований ФИО1 о признании действий Администрации Сергиево-Посадского муниципального района об отказе в предоставлении земельного участка по мотиву нарушения ст. 31 ЗК РФ и понуждении рассмотреть ее заявление от ДД.ММ.ГГГГ с выполнением процедуры, предусмотренной положениями ст. 31 ЗК РФ, суд не усматривает.

 В соответствии с п.3 ст. 30.1 ЗК РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

 В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

 Пунктом 4 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что строительство осуществляется на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки.

 В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся:

 1) подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений;

 2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;

 3) утверждение правил землепользования и застройки поселений;

 4) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;

 5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений;

 6) принятие решений о развитии застроенных территорий.

 Из анализа указанных норм следует, что предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства в соответствии с п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ, является правом органа местного самоуправления, самостоятельно принимающего решения по распоряжению конкретными земельными участками, находящимся в муниципальной собственности или в его ведении.

 При этом право ФИО1 инициировать процедуру предоставления земельного участка в аренду для ИЖС, должно согласовываться с правом органа местного самоуправления, осуществляющего полномочия собственника, на свободное волеизъявление по предоставлению земельного участка.

 Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что Администрацией Сергиево-Посадского муниципального района при рассмотрении заявления ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ и принятии решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду нарушений ст. 30.1 ЗК РФ допущено не было.

 Оснований для понуждения Администрации Сергиево-Посадского муниципального района опубликовать сообщение о приеме заявления о предоставлении в аренду земельного участка не имеется, поскольку нормы ст. 30.1 ЗК РФ предусматривают такое право муниципального органа, а не обязанность.

 Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что в действиях Администрации Сергиево-Посадского муниципального района об отказе в предоставлении ФИО1 земельного участка, выраженные в письме от ДД.ММ.ГГГГ не усматривается нарушение положений ст. 30.1, 31 ЗК РФ, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований суд нет.

 С учетом местоположения земельного участка, отсутствия волеизъявления Администрации Сергиево-Посадского муниципального района как распорядителя участка на его предоставления в аренду для ИЖС, суд не находит оснований для признания недействительным отказа Администрации в согласовании схемы расположения земельного участка, выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ

 При указанных обстоятельствах у суда отсутствуют основания для признания незаконным оспариваемых отказов.

 Руководствуясь ст.30.1 ЗК, 194-199, 255-258 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Заявление ФИО1 о признании действий незаконными, понуждении рассмотреть заявления и принять по ним решения в соответствии с требованиями Земельного Кодекса РФ оставить без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано в Мособлсуд в течение 1 месяца со дня его составления в окончательной форме через Сергиево-Посадский городской суд.

 Федеральный судья Л.В.Сергеева

 Решение в окончательном виде изготовлено 30.05.2014 года

 Федеральный судья Л.В.Сергеева