К делу № 2-1908/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Новороссийск 09 сентября 2018 года
Приморский районный суд г. Новороссийска в составе:
судьи Мусиенко Н.С.,
при секретаре Запунян Р.Р.,
с участием старшего помощника прокурора г. Новороссийска Тахтенковой А.О., представителя ответчика: администрации муниципального образования г. Новороссийск - по доверенности ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам, прокурора г. Новороссийска в защиту прав и законных интересов ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, Шириной О.В., ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 к администрации муниципального образования г. Новороссийска об устранении препятствий в пользовании земельными участками,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Новороссийска обратился в суд с исками в защиту интересов ФИО2, ФИО3, ФИО12, ФИО5, ФИО6, Шириной О. В., ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 об устранении препятствий в пользовании земельными участками, в которых указал на то, что в ходе проведения проверки было выявлено бездействие администрации г. Новороссийска при проведении работ по формированию инженерной инфраструктуры на земельных участках, предназначенных для выделения многодетным семьям.
На основании определения суда с согласия сторон, в соответствии со ст. 151 ГПК РФ, исковые заявления прокурора г. Новороссийска были соединены в одно производство.
В обоснование исковых требований прокурором указано следующее.
На основании постановления администрации г. Новороссийск № 8953 от 22.11.2017г. «О предоставлении ФИО2 в аренду сроком на 20 лет земельного участка, расположенного в <адрес>, район <адрес>, участок <№>, для индивидуального жилищного строительства» в соответствии со ст. 19, 22, 28 Земельного кодекса РФ, ст. 14.1 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-K3 «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», 11.01.2018г. между управлением имущественных отношений администрации МО г. Новороссийск и ФИО2 заключен договор <№> аренды земельного участка, площадью 971 кв.м, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
На основании постановления администрации г. Новороссийск № 8954 от 22.11.2017г. «О предоставлении ФИО3 в аренду сроком на 20 лет земельного участка, расположенного в <адрес>, район <адрес>, участок <№>, для индивидуального жилищного строительства» в соответствии со ст. 19, 22, 28 Земельного кодекса РФ, ст. 14.1 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-K3 «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», 26.12.2017г. между управлением имущественных отношений администрации МО г. Новороссийск и ФИО3 заключен договор <№> аренды земельного участка, площадью 969 кв.м, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
На основании постановления администрации г. Новороссийск № 8949 от 22.11.2017г. «О предоставлении ФИО12 в аренду сроком на 20 лет земельного участка, расположенного в <адрес>, район <адрес>, участок <№>, для индивидуального жилищного строительства» в соответствии со ст. 19, 22, 28 Земельного кодекса РФ, ст. 14.1 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-K3 «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», 18.12.2017г. между управлением имущественных отношений администрации МО г. Новороссийск и ФИО12 заключен договор <№> аренды земельного участка, площадью 930 кв.м, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
На основании постановления администрации г. Новороссийск № 8934 от 22.11.2017г. «О предоставлении ФИО5 в аренду сроком на 20 лет земельного участка, расположенного в <адрес>, район <адрес>, участок <№>, для индивидуального жилищного строительства» в соответствии со ст. 19, 22, 28 Земельного кодекса РФ, ст. 14.1 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-K3 «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», 12.12.2017г. между управлением имущественных отношений администрации МО г. Новороссийск и ФИО5 заключен договор <№> аренды земельного участка, площадью 905 кв.м, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
На основании постановления администрации г. Новороссийск № 8946 от 22.11.2017г. «О предоставлении ФИО6 в аренду сроком на 20 лет земельного участка, расположенного в <адрес>, район <адрес>, участок <№>, для индивидуального жилищного строительства» в соответствии со ст. 19, 22, 28 Земельного кодекса РФ, ст. 14.1 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-K3 «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», 08.12.2017г. между управлением имущественных отношений администрации МО г. Новороссийск и ФИО6 заключен договор <№> аренды земельного участка, площадью 981 кв.м, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
На основании постановления администрации г. Новороссийск № 8955 от 22.11.2017г. «О предоставлении Шириной О.В. в аренду сроком на 20 лет земельного участка, расположенного в <адрес>, район <адрес>, участок <№>, для индивидуального жилищного строительства» в соответствии со ст. 19, 22, 28 Земельного кодекса РФ, ст. 14.1 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-K3 «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», 20.12.2017г. между управлением имущественных отношений администрации МО г. Новороссийск и Шириной О.В. заключен договор <№> аренды земельного участка, площадью 980 кв.м, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
На основании постановления администрации г. Новороссийск № 8918 от 21.11.2017г. «О предоставлении ФИО7 в аренду сроком на 20 лет земельного участка, расположенного в <адрес>, район <адрес>, участок <№>, для индивидуального жилищного строительства» в соответствии со ст. 19, 22, 28 Земельного кодекса РФ, ст. 14.1 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-K3 «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», 01.12.2017г. между управлением имущественных отношений администрации МО г. Новороссийск и ФИО7 заключен договор <№> аренды земельного участка, площадью 960 кв.м, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
На основании постановления администрации г. Новороссийск № 8941 от 22.11.2017г. «О предоставлении ФИО8 в аренду сроком на 20 лет земельного участка, расположенного в <адрес>, район <адрес>, участок <№>, для индивидуального жилищного строительства» в соответствии со ст. 19, 22, 28 Земельного кодекса РФ, ст. 14.1 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-K3 «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», 14.12.2017г. между управлением имущественных отношений администрации МО г. Новороссийск и ФИО8 заключен договор <№> аренды земельного участка, площадью 960 кв.м, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
На основании постановления администрации <адрес><№> от 22.11.2017г. «О предоставлении ФИО9 в аренду сроком на 20 лет земельного участка, расположенного в <адрес>, район <адрес>, участок <№>, для индивидуального жилищного строительства» в соответствии со ст. 19, 22, 28 Земельного кодекса РФ, ст. 14.1 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-K3 «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», 14.12.2017г. между управлением имущественных отношений администрации МО г. Новороссийск и ФИО9 заключен договор <№> аренды земельного участка, площадью 938 кв.м, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
На основании постановления администрации г. Новороссийск № 8921 от 21.11.2017г. «О предоставлении ФИО10 в аренду сроком на 20 лет земельного участка, расположенного в <адрес>, район <адрес>, участок <№>, для индивидуального жилищного строительства» в соответствии со ст. 19, 22, 28 Земельного кодекса РФ, ст. 14.1 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-K3 «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», 08.12.2017г. между управлением имущественных отношений администрации МО г. Новороссийск и ФИО10 заключен договор <№> аренды земельного участка, площадью 941 кв.м, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
На основании постановления администрации <адрес><№> от 22.11.2017г. «О предоставлении ФИО11 в аренду сроком на 20 лет земельного участка, расположенного в <адрес>, район <адрес>, участок <№>, для индивидуального жилищного строительства» в соответствии со ст. 19, 22, 28 Земельного кодекса РФ, ст. 14.1 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-K3 «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», 14.12.2017г. между управлением имущественных отношений администрации МО г. Новороссийск и ФИО11 заключен договор <№> аренды земельного участка, площадью 903 кв.м, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
На момент выделения всех вышеуказанных земельных участков, они не были обеспечены инженерно-техническими коммуникациями: газовыми, электрическими, канализационными сетями, а также сетями питьевого и технического водопровода, что исключает возможность использования данных земельных участков по прямому назначению.
Прокурор просит суд обязать администрацию муниципального образования город Новороссийск устранить препятствия в пользовании земельными участками, предоставленными многодетным семьям в аренду согласно Закону Краснодарского края от 05.11.2002г. № 532-K3 «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» путем формирования инженерной инфраструктуры, а именно строительства сетей водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, также обустройства подъездных путей к вышеуказанным земельным участкам.
Старший помощник прокурора г. Новороссийска Тахтенкова А.О. в судебном заседании поддержала требования прокурора, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковых заявлениях.
Истцы ФИО2, ФИО3, ФИО12, ФИО5, ФИО6, Ширина О. В., ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 просили суд о рассмотрении гражданского дела в их интересах без их участия.
В судебном заседании представителем администрации МО г. Новороссийск по доверенности ФИО13 заявлено ходатайство о привлечении в качестве соответчиков: администрации Краснодарского края и Департамента строительства Краснодарского края (главного распорядителя средств краевого бюджета, на цели обеспечения земельных участков инженерной инфраструктуры).
Определением от 22.08.2018г. вышеуказанное ходатайство удовлетворено частично, к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: администрации Краснодарского края и Департамента строительства Краснодарского края (главного распорядителя средств краевого бюджета, на цели обеспечения земельных участков инженерной инфраструктуры), которые в судебное заседание 09 сентября 2018 года представили отзывы, обосновывающие свою позицию по делу, с ходатайством о рассмотрении дела в их отсутствие.
В судебном заседании представитель администрации МО г. Новороссийск ФИО1 возражал против удовлетворения требований прокурора г. Новороссийска, сославшись на то, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность администрации г. Новороссийск предоставить многодетной семье земельный участок, оборудованный инфраструктурой. Решение вопросов социальной поддержки многодетных семей действующим законодательством отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации, а не органа местного самоуправления. Поскольку утверждение местного бюджета относится не к компетенции администрации г. Новороссийска, а компетенции представительного органа власти – городской Думе муниципального образования г. Новороссийска, требования прокурора направлены на ограничение прав органа местного самоуправления, в связи с чем, не могут быть удовлетворены судом.
Выслушав участников дела, исследовав и оценив представленные суду доказательства, суд признает исковые требования прокурора г. Новороссийска обоснованными и законными, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05. 2012г. N600"О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" на Правительство Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность в целях улучшения жилищных условий граждан Российской Федерации, дальнейшего повышения доступности жилья и качества жилищно-коммунальных услуг разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Порядок обеспечения многодетных семей земельными участками на территории Краснодарского края регламентируется законом Краснодарского края от 26.12.2014г. N3085-КЗ "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" (далее «Закон»).
Статьей 1 Закона закреплено, что гражданин (один из родителей), имеющий трех и более детей, имеющих гражданство Российской Федерации (далее - заявитель), без торгов имеет право на предоставление ему земельного участка в собственность бесплатно в порядке, установленном настоящим Законом, с момента возникновения права собственности на построенный на этом земельном участке жилой дом, не предназначенный к разделу на квартиры (дом, пригодный для постоянного проживания), высотой не выше трех надземных этажей.
Исходя из положений ч. 3 ст. 7 Закона земельный участок предоставляется многодетной семье путем заключения договора аренды.
Как видно из постановлений администрации муниципального образования г. Новороссийск № 8953 от 22.11.2017г., № 8954 от 22.11.2017г., № 8949 от 22.11.2017г., № 8934 от 22.11.2017г., № 8946 от 22.11.2017г., № 8955 от 22.11.2017г., № 8918 от 21.11.2017г., № 8941 от 22.11.2017г., № 8942 от 22.11.2017г., № 8921 от 21.11.2017г., № 8943 от 22.11.2017г. ФИО2, ФИО3, ФИО12, ФИО5, ФИО6, Шириной О. В., ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 как многодетным матерям, предоставлены в аренду сроком на двадцать лет, земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> для индивидуального жилищного строительства, расположенные по адресу: <адрес>, район улиц <данные изъяты>.
По условиям договоров аренды земельных участков государственной собственности несельскохозяйственного назначения, заключенных между администрацией муниципального образования г. Новороссийск и ФИО2, ФИО3, ФИО12, ФИО5, ФИО6, Шириной О. В., ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, вышеуказанные земельные участки предоставлены для индивидуального жилищного строительства. Пунктом 1.2 договора установлено, что фактическое состояние участков соответствует условиям договора и целевому назначению земельного участка.
Из приложенных к исковым заявлениям материалов следует, что у арендаторов отсутствует реальная возможность использования земельных участков, предоставленных им, как многодетным матерям, для строительства индивидуальных жилых домов по причине отсутствия на земельных участках подъездных дорог, света, воды и газа. Указанные земельные участки представляют собой территорию, поросшую кустарниками и деревьями.
Доводы ответчика о том, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность администрации г. Новороссийск предоставить многодетной семье земельный участок, оборудованный инфраструктурой, а решение вопросов социальной поддержки многодетных семей действующим законодательством отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации, а не органа местного самоуправления, не могут быть приняты судом по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, относится к вопросам местного значения.
Органы исполнительной власти Краснодарского края оказывают поддержку муниципальным образованиям Краснодарского края в исполнении их полномочий по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой путем софинансирования расходных обязательств из средств краевого бюджета в рамках действующих государственных программ.
В настоящее время постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.11.2015 года № 1038 утверждена подпрограмма «Жилище» государственной программы Краснодарского края «Комплексное и устойчивое развитие Краснодарского края в сфере строительства и архитектуры» (далее - подпрограмма «Жилище»), в рамках которой предусмотрено мероприятие «Предоставление субсидий из краевого бюджета местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств по обеспечению в целях жилищного строительства земельных участков инженерной инфраструктурой, в том числе предоставленных (предоставляемых) семьям, имеющим трех и более детей, а также под жилье экономкласса и жилье из быстровозводимых конструкций (по земельным участкам, находящимся в муниципальной собственности)» (далее - мероприятие).
Порядок предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета местным бюджетам на данное мероприятие утвержден постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.03.2017 года № 187. Приказом департамента строительства Краснодарского края от 25.05.2018 № 116 утвержден порядок отбора муниципальных образований Краснодарского края по предоставлению и распределению субсидий из краевого бюджета местным бюджетам по указанному мероприятию (прилагается).
Ранее указанный порядок отбора был утвержден приказом Департамента от 10.04.2017 № 62.
Однако до 2018 года муниципальное образование город Новороссийск не обращалось в адрес Департамента с заявками на участие в отборе.
В части 3 статьи 2 Закона Краснодарского края от 26.12.2014 № 3085-K3 «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» закреплено, что земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, за исключением земельных участков, находящихся в муниципальной собственности сельских поселений, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются заявителям органами местного самоуправления городских округов, городских поселений, муниципальных районов (на территории сельских поселений, входящих в их состав).
В рассматриваемом судебном деле земельные участки предоставлены в аренду гражданам, имеющим трех и более детей, администрацией МО г. Новороссийск. При этом на момент выделения земельные участки не обеспечены инженерно-техническими коммуникациями.
В соответствии с подпунктом 24 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ система коммунальной инфраструктуры представляет собой комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.
Таким образом, возможность граждан подключить свои дома к сетям инженерно- технического обеспечения зависит от наличия таких сетей и точек подключения (технологического присоединения) к ним.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Указанные положения корреспондируют с положениями федерального законодательства в области водоснабжения, газоснабжения, дорожной деятельности.
Так, в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от своих обязательств.
Статьей 7 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» предусмотрено, что организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений и городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Статьей 13 вышеназванного закона предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, среди прочих, относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. В соответствии с ч. 1 ст. 34 указанного федерального закона дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Частью 8 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ установлено, что порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - Правила).
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что при подготовке градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, подготавливает орган местного самоуправления.
Согласно п. 5 Правил орган местного самоуправления не позднее, чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка или о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия. Для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее, чем за 45 дней до даты принятия одного из указанных решений обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства.
Из анализа вышеизложенных положений следует, что на органы местного самоуправления возложена обязанность на стадии предоставления земельных участков в собственность (аренду) принимать меры по организации инженерной инфраструктуры земельных участков и учитывать их наличие при предоставлении.
Органы исполнительной власти Краснодарского края оказывают поддержку муниципальным образованиям Краснодарского края в исполнении их полномочий по обеспечению земельных участков для многодетных семей инженерной инфраструктурой путем софинансирования расходных обязательств из средств краевого бюджета в рамках действующих государственных программ.
При изложенных обстоятельствах, и поскольку представитель ответчика не предоставил суду доказательств, подтверждающих наличие инженерной инфраструктуры, позволяющей использовать земельные участки кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> по целевому назначению, суд признает доказанным факт отсутствия инженерной инфраструктуры на указанных земельных участках.
Статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесены вопросы организации в границах городского округа электро-, тепло, газо- и водоснабжения населения, водоотведения.
Как установлено ст. 10 Закона в течение срока договора аренды земельного участка заявитель должен использовать арендуемый земельный участок в соответствии с разрешенным видом использования и разместить на нем индивидуальный жилой дом, не предназначенный к разделу на квартиры (дом, пригодный для постоянного проживания), высотой не выше трех надземных этажей. С момента возникновения права собственности на размещенный индивидуальный жилой дом у заявителя возникает право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, на котором он расположен.
В случае, если заявителем земельный участок используется не по целевому назначению в соответствии с его разрешенным использованием, ст. 11 Закона определено, что к заявителю применяется административное наказание, предусмотренное статьей 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Одновременно орган местного самоуправления расторгает договор аренды в установленном порядке, а данный земельный участок включается в Перечень.
Принимая во внимание предусмотренные Законом последствия нецелевого использования земельных участков, предоставленных многодетным семьям, суд приходит к выводу о том, что неисполнением органом местного самоуправления своей обязанности по организации в границах земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> электро-, тепло, газо- и водоснабжения, нарушает права ФИО2, ФИО3, ФИО12, ФИО5, ФИО6, Шириной О. В., ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, и членов их многодетных семей на реализацию государственных льгот по улучшению жилищных условий.
С учетом требований ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей в качестве одного из способа защиты гражданских прав пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, суд считает необходимым восстановить нарушенные права ФИО2, ФИО3, ФИО12, ФИО5, ФИО6, Шириной О. В., ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 и членов их семей, путем возложения на ответчика обязанности сформировать инженерную инфраструктуру на земельных участках, предоставленных ФИО2, ФИО3, ФИО12, ФИО5, ФИО6, Шириной О. В., ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Новороссийска удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования г. Новороссийск устранить препятствия, чинимые ФИО2 в пользовании земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты>, для индивидуального жилищного строительства, расположенным по адресу: <адрес>, район улиц <данные изъяты>, путём формирования инженерной инфраструктуры, а именно строительства сетей водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, а также обустройства подъездных путей к вышеуказанному земельному участку.
Обязать администрацию муниципального образования г. Новороссийск устранить препятствия чинимые ФИО3 в пользовании земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты>, для индивидуального жилищного строительства, расположенным по адресу: <адрес>, район улиц <данные изъяты>, путём формирования инженерной инфраструктуры, а именно строительства сетей водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, а также обустройства подъездных путей к вышеуказанному земельному участку.
Обязать администрацию муниципального образования г. Новороссийск устранить препятствия чинимые ФИО4 в пользовании земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты>, для индивидуального жилищного строительства, расположенным по адресу: <адрес>, район улиц <данные изъяты>, путём формирования инженерной инфраструктуры, а именно строительства сетей водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, а также обустройства подъездных путей к вышеуказанному земельному участку.
Обязать администрацию муниципального образования г. Новороссийск устранить препятствия чинимые ФИО5 в пользовании земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты>, для индивидуального жилищного строительства, расположенным по адресу: <адрес>, район улиц <данные изъяты>, путём формирования инженерной инфраструктуры, а именно строительства сетей водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, а также обустройства подъездных путей к вышеуказанному земельному участку.
Обязать администрацию муниципального образования г. Новороссийск устранить препятствия чинимые ФИО6 в пользовании земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты>, для индивидуального жилищного строительства, расположенным по адресу: <адрес>, район улиц <данные изъяты>, путём формирования инженерной инфраструктуры, а именно строительства сетей водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, а также обустройства подъездных путей к вышеуказанному земельному участку.
Обязать администрацию муниципального образования г. Новороссийск устранить препятствия чинимые Шириной О.В. в пользовании земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты>, для индивидуального жилищного строительства, расположенным по адресу: <адрес>, район улиц <данные изъяты>, путём формирования инженерной инфраструктуры, а именно строительства сетей водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, а также обустройства подъездных путей к вышеуказанному земельному участку.
Обязать администрацию муниципального образования г. Новороссийск устранить препятствия чинимые ФИО7 в пользовании земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты>, для индивидуального жилищного строительства, расположенным по адресу: <адрес>, район улиц <данные изъяты>, путём формирования инженерной инфраструктуры, а именно строительства сетей водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, а также обустройства подъездных путей к вышеуказанному земельному участку.
Обязать администрацию муниципального образования г. Новороссийск устранить препятствия чинимые ФИО8 в пользовании земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты>, для индивидуального жилищного строительства, расположенным по адресу: <адрес>, район улиц <данные изъяты>, путём формирования инженерной инфраструктуры, а именно строительства сетей водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, а также обустройства подъездных путей к вышеуказанному земельному участку.
Обязать администрацию муниципального образования г. Новороссийск устранить препятствия чинимые ФИО9 в пользовании земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты>, для индивидуального жилищного строительства, расположенным по адресу: <адрес>, район улиц <данные изъяты>, путём формирования инженерной инфраструктуры, а именно строительства сетей водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, а также обустройства подъездных путей к вышеуказанному земельному участку.
Обязать администрацию муниципального образования г. Новороссийск устранить препятствия чинимые ФИО10 в пользовании земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты>, для индивидуального жилищного строительства, расположенным по адресу: <адрес>, район улиц <данные изъяты>, путём формирования инженерной инфраструктуры, а именно строительства сетей водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, а также обустройства подъездных путей к вышеуказанному земельному участку.
Обязать администрацию муниципального образования г. Новороссийск устранить препятствия чинимые ФИО11 в пользовании земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты>, для индивидуального жилищного строительства, расположенным по адресу: <адрес>, район улиц <данные изъяты>, путём формирования инженерной инфраструктуры, а именно строительства сетей водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, а также обустройства подъездных путей к вышеуказанному земельному участку.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Приморский районный суд г. Новороссийска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.С. Мусиенко