ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1909/17 от 07.09.2017 Центрального районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2-1909/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 сентября 2017 года г. Калининград

Центральный районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Мишиной Т.В.,

при секретаре Коржовой Т.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к администрации городского округа «Город Калининград», ООО «ФИНБАЛТ», третье лицо – Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному строительству Правительства Калининградской области, о признании незаконным разрешения на строительство многоквартирного жилого дома,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратились в суд с вышеназванным исковым заявлением, в котором просят признать незаконным и отменить выданное ООО «ФИНБАЛТ» < Дата > комитетом архитектуры и строительства администрации городского округа «Город Калининград» разрешение на строительство -RU на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: < адрес >. В обоснование исковых требований указывают на то, что ФИО1 является собственницей индивидуального жилого дома < адрес >, ФИО4 – собственница индивидуального жилого дома < адрес >, ФИО3 на праве собственности принадлежит доля в праве на жилой дом < адрес >, ФИО2 зарегистрирована и проживает в индивидуальном жилом доме < адрес >. Земельные участки, под указанными домами, граничат либо находятся в непосредственной близости от земельного участка с кадастровым номером по < адрес >. < Дата > комитетом архитектуры и строительства администрации ГО «город Калининград» выдано ООО «ФИНБАЛТ» разрешение на строительство -RU многоквартирного жилого дома на данном земельном участке. Истцы полагают, что разрешение на строительство выдано в противоречие с Генеральным планом города, утвержденным решением городского Совета депутатов г. Калининграда от < Дата >, Правилами землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», с нарушением Градостроительского кодекса РФ. В соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» земельный участок с кадастровым номером находится в зоне малоэтажной застройки исторических районов (индекс зоны ЖИ), которая предполагает застройку низкой плотности, предельная этажность застройки – 3 этажа плюс мансарда. Также Правилами землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» предусмотрено, что в районах сохранившейся исторической застройки параметры строительных изменений недвижимости принимаются индивидуально для каждого исторического района, при этом этажность застройки принимается не выше существующей, с сохранением стилистики и локального масштаба исторической застройки. Согласно ГПЗУ от < Дата > предельная этажность застройки земельного участка с кадастровым номером три этажа с мансардой, этажность застройки должна приниматься не выше существующей с сохранением стилистики и локального масштаба существующей исторической застройки. Между тем, как следует из заключения от < Дата > негосударственной экспертизы проектной документации объекта капитального строительства «Многоквартирный жилой дом» по адресу: < адрес >, проведенной ООО «Международный Центр Экспертизы Проектов» город Санкт-Петербург, а также из оспариваемого разрешения на строительство, ООО «ФИНБАЛТ» предполагается осуществление строительства < ИЗЪЯТО >-квартирного < ИЗЪЯТО >-ти этажного жилого дома, в том числе < ИЗЪЯТО > этажа надземных и < ИЗЪЯТО > этажа подземных. В нарушение требований ГПЗУ от < Дата > высота запроектированного многоквартирного дома от поверхности планировки до верха конька кровли составит < ИЗЪЯТО > м. Таким образом, подлежащий постройке многоквартирный дом по высоте и этажности превышает высоту принадлежащих истцам домов, расстояние между многоквартирным домом и домами истцов составляет < ИЗЪЯТО > м, в связи с чем многоквартирный дом будет отбрасывать тень на дома и участки истцов, что повлечет нарушение инсоляции и невозможность использовать земельные участки по назначению.

ФИО1, ФИО2, представитель истцов по доверенностям ФИО5, представитель ФИО1 по доверенности ФИО6, представитель ФИО4 по доверенности ФИО7 исковые требования поддержали, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно ФИО5 пояснила, что в силу положений ст. 51 ГрК РФ разработанная застройщиком проектная документация на предполагаемое строительство должна соответствовать заявленным в ГПЗУ параметрам разрешенного строительства, а также параметрам строительства, заявленным в Правилах землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» (далее – ПЗЗ). В соответствии с требованиями ГПЗУ от < Дата >, а также ПЗЗ, установленных для зоны ЖИ этажность застройки принимается не выше существующей с сохранением стилистики и локального масштаба существующей исторической застройки, предельная этажность застройки – 3 этажа с мансардой, зона предназначена для застройки низкой плотности преимущественно малоэтажными жилыми домами. Из содержания заключения от < Дата > негосударственной экспертизы проектной документации не следует, что вопросы этажности и высоты зданий по всему кварталу проверялись экспертизой на предмет соответствия ГПЗУ. Из заключения архитектора ФИО8, произведенного на основании измерения размеров домов в пределах кадастрового участка, выполненных ООО «ГЕОИД ЗЕМ» < Дата >, визуальной оценки квартала и инженерно-топографическом плане, выданном МП Городской центр Гиодезии < Дата >, строящийся многоквартирный дом запроектирован с нарушением пунктов и статей ПЗЗ и ГПЗУ, что разрушает сложившуюся историческую застройку, ее локальный масштаб, уникальность архитектурной композиции и исторической ценности. Согласно краткому описанию ООО «ГЕОИД ЗЕМ» кадастровый квартал застроен одно-двухэтажными жилыми домами с мансардами на одну две квартиры с приусадебными участками. Высота домов от земли до конька составляет < ИЗЪЯТО >< ИЗЪЯТО > м, площадь застройки домов находится в пределах < ИЗЪЯТО >-< ИЗЪЯТО > кв.м, т.е. средняя величина «локального масштаба» данного квартала составляет по этажности – < ИЗЪЯТО > этажа с мансардой, по высоте – < ИЗЪЯТО > м, по площади – < ИЗЪЯТО > кв.м. В то время как согласно проектной документации высота подлежащего строительству дома составляет по коньку крыши < ИЗЪЯТО > м., до конька башни – < ИЗЪЯТО > м, площадь застройки дома – < ИЗЪЯТО > кв.м. В соответствии с нормативами градостроительного проектирования ГО «Город Калининград», утвержденными решением городского Совета депутатов Калининграда о < Дата >, квартал < адрес > входит в зону Н6 – историческую территорию города, застроенную соответственно индивидуальными жилыми домами и малоэтажными жилыми домами, где предусмотрена максимальная плотность населения до < ИЗЪЯТО >/га. Проектной документацией строящегося многоквартирного дома предусмотрено проживание < ИЗЪЯТО > человек, следовательно плотность населения на 1 га составит < ИЗЪЯТО > человек. Нормативные показатели плотности застройки территориальных зон в соответствии с СП 42.13330.2011 актуальная редакция СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» составляют коэффициент застройки – < ИЗЪЯТО >, коэффициент плотности застройки – < ИЗЪЯТО >. В соответствии с проектной документацией коэффициент застройки объекта составляет – < ИЗЪЯТО >, а коэффициент плотности застройки объекта – < ИЗЪЯТО >. Поскольку проектная документация не соответствует перечисленным выше требованиям ГПЗУ и ПЗЗ в отношении параметров разрешенного строительства, выданное ответчику разрешение на строительство является незаконным.

Расстояние между строящимся многоквартирным домом и длиной стороной жилого дома < адрес >, принадлежащего ФИО1, согласно проектной документации составляет < ИЗЪЯТО > м, что не соответствует требованиям п. 7.1 СП 42.13330.2011 актуальная редакция СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Согласно представленному экспертному решению от < Дата >, изготовленному ФБУ Калининградская ЛСЭ Минюста России, данное нарушение влечет за собой затенение земельного участка по адресу: < адрес >. Согласно письма ФГБУ «Судебно-экспертного учреждения федеральной пожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория по Калининградской области» (исх. от < Дата >) ИЖД по адресу: < адрес > имеет IV степень огнестойкости и соответствует классу конструктивной пожарной безопасности С3, в связи с чем расстояние между указанным домом и строящимся многоквартирным домом должно быть < ИЗЪЯТО > м, тогда как по проекту оно составляет < ИЗЪЯТО > м. Из представленного заключения от < Дата > негосударственной экспертизы проектной документации видно, что экспертиза инженерно-геодезических, инженерно-гидрометеорологических, инженерно-экологических и инженерно-геотехнических изысканий не проводилась в нарушение приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624, а также постановления Правительства РФ от19.01.2006 № 20. Таким образом, проектная документация не соответствует требованиям СП 42.13330.2011 актуальная редакция СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» в части расстояний между строящимся многоквартирным домом и уже существующей застройкой, а также приведенным приказу Минрегиона РФ и постановлению Правительства РФ, выданное разрешение на строительство не может быть законным.

Кроме того, представитель истцов выразила несогласие с выводами, содержащимися в заключении эксперта от < Дата >, выполненного экспертами АНО «ЭКСКО» на основании определения Центрального районного суда г. Калининграда от 14.06.2017. В частности ею указано на то, что в заключении имеется предупреждение об уголовной ответственности только одного специалиста – ФИО15, тогда как второй специалист ФИО9 об уголовной ответственности не предупреждался. Руководитель АНО «ЭКСКО» не вправе был разъяснять экспертам их права и обязанности, поскольку АНО «ЭКСКО» не является государственным судебно-экспертным учреждением. Эксперты в нарушение ст. 85 ГПК РФ самостоятельно собирали материалы для проведения экспертизы. Экспертами не произведены поверочные расчеты инсоляции жилого дома и земельного участка. Кроме того, приведены нормативные требования по инсоляции введенные изменением от < Дата >, тогда как проект разрабатывался при действии других нормативов. Согласно списка использованной литературы эксперты руководствовались недействующими на момент проведения экспертизы законами и постановлениями. Выводы экспертов о соответствии посадки строящегося дома проекту основаны на результатах измерений, которые выполнены цифровым лазерным дальномером, сведения о поверке которого в заключении отсутствую. Кроме того замеры осуществлялись от фундамента строящегося дома до ограждения смежного земельного участка, однако границы земельного участка на местности экспертом не выносились. На стр. 8 заключения приведен п. 7.1. СП 42.13330.2011, однако при анализе данного пункта экспертами допущена ошибка в трактовке длиной и торцевой стороны одноквартирного жилого дома . Таким образом между существующим и строящимся зданием необходимо применять норму бытового разрыва как между длинными сторонами жилых зданий, что составляет < ИЗЪЯТО > м, фактически запроектировано < ИЗЪЯТО > м. На стр. 11,12 указан размер площадки для разворота пожарной техники < ИЗЪЯТО > м, однако размер площадки по проекту не указан. Отражена лишь длина разворота < ИЗЪЯТО > м. На стр. 13 заключения указано, что на территориях жилых домов, прилегающих к земельному участку с кадастровым номером , отсутствуют организованные детские или спортивные площадки. Однако на стр. 7 заключения отражено, что на придомовой территории строящегося дома планируется детская площадка и спортивная площадка, но не исследовано соответствует ли их размещение нормам инсоляции согласно требованиям СанПин 2.2.1/2.1.1.1076-01. К заключению эксперта от < Дата > не приложен документ о наличии у ФИО15 высшего профессионального образования в области строительства, имеются лишь свидетельство, сертификат и удостоверение о повышении квалификации.

Представитель ФИО4 по доверенности ФИО7 в дополнение к указанным пояснениям, поставил под сомнение законность приобретения ООО «ФИНБАЛТ» земельного участка с кадастровым номером , указав на то, что с соответствующим заявлением он обратился в правоохранительные органы.

ФИО3, ФИО4 в суд не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежаще.

Представитель администрации городского округа «Город Калининград» по доверенности ФИО10 против удовлетворения исковых требования возражала, представила письменный отзыв, из которого следует, что в силу положений ч. 11 ст. 51 ГрК РФ орган местного самоуправления в течение 10 дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. При этом в соответствии с п. 13 в выдаче разрешения на строительство может быть отказано только при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка. При поступлении в комитет архитектуры и строительства администрации городского округа «Город Калининград» заявления ООО «ФИНБАЛТ» от < Дата > о выдаче разрешения на строительство отделом разрешительных документов проведена проверка наличия документов в соответствии с ч. 7 ст. 51 Гр К РФ, а также проверка соответствия проектной документации требованиям ГПЗУ от < Дата >. По результатам проверки оснований для отказа в выдаче разрешения на строительства, предусмотренные ч. 13 ст. 51 ГрК РФ, а также п. 2.9.2. Административного регламента установлено не было. В соответствии с п. 5 ст. 48 ГрК РФ лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов. Проектная документация на строительство многоквартирного жилого дома по адресу: < адрес >, выполнена ИП ФИО11, имеющим свидетельство о допуске к работам по проектированию объектов капитального строительства, выданное НП СРО «Управление проектировщиков Северо-Запад». В силу положений ст. 49 ГрК РФ проектная документация на строительство данного многоквартирного дома подлежит экспертизе. Соответствующее положительное заключение от < Дата > негосударственной экспертизы проектной документации было представлено. Согласно ч. 5 ст. 49 ГрК РФ предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов. Согласно выводам негосударственной экспертизы проектная документация соответствует требованиям технических регламентов, требованиям к содержанию разделов проектной документации, а также результатам инженерных изысканий. Пунктом 2.2.2. ГПЗУ от < Дата >, а также ст. 41.1 Правил землепользования и застройки ГО «Город Калининград», утвержденных решением окружного Совета депутатов г. Калининграда от 29.06.2009 № 146, установлена предельная этажность застройки зоны ЖИ – 3 этажа с мансардой. При этом многоквартирные жилые дома с этажностью 1-3 этажа+мансарда относятся к основному виду разрешенного использования расположенных в данной зоне земельных участков. Статьей 1 ПЗЗ установлены такие понятия как «этажность здания» и «количество этажей». Этажность здания - количество надземных этажей, в том числе технический этаж (высотой более 1,8 м), мансардный, а также цокольный этаж, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 м; количество этажей - количество всех этажей, включая подземный, подвальный, цокольный, надземный, технический мансардный и другие. На основании ст. 41.1 ПЗЗ для соответствующих зон устанавливается допустимая этажность здания. В оспариваемом разрешении на строительство указано общее количество этажей – < ИЗЪЯТО >, количество подземных этажей – < ИЗЪЯТО >, что не противоречит приведенным нормам права и ГПЗУ от < Дата >.

Представитель ООО «ФИНБАЛТ» по доверенности ФИО12 против удовлетворения иска возражала, дала пояснения, аналогичные пояснениям представителя администрации городского округа «Город Калининград». Кроме того, указала, что ГПЗУ от < Дата > не содержит каких-либо требований и ограничений по установлению высоты возводимого здания за исключением этажности. В связи с мнением Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному строительству Правительства Калининградской, высказанным в письме исх. от < Дата > относительно этажности строящегося многоквартирного дома, ООО «ФИНБАЛТ» были внесены изменения в проектную документацию, которыми предусматривается опускание конька кровли на < ИЗЪЯТО > м (в осях < ИЗЪЯТО >) с сохранением угла наклона кровли за счет опускания прогонов и маурэрлатов в точках перегиба плоскостей кровли. Второй уровень мансарды запроектирован с понижением, т.е. как антресоль, также в уровне антресолей исключены мансардные окна. Кроме того, пояснила, что поскольку в ходе судебного разбирательства выяснилось, что дом < адрес > в нарушение строительных правил имеет IV степень огнестойкости и соответствует классу конструктивной пожарной безопасности С3, ООО «ФИНБАЛТ» были внесены изменения в проектную документацию в части расстояния между строящимся домом и указанным индивидуальным домом, данное расстояние увеличено до < ИЗЪЯТО > м. Такие изменения в проектной документации не требуют получения нового разрешения на строительство или внесения изменений в уже выданное разрешение на строительство. Полагает, что права и интересы истцов не нарушены.

Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному строительству Правительства Калининградской своего представителя в суд не направило, о дате, времени и месте судебного заседания извещено надлежаще, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Из отзыва на исковое заявление следует, что после корректировки проектной документации многоквартирного дома по адресу: < адрес >, в части высоты мансардного этажа (второй уровень мансарды запроектирован с понижением, т.е. как антресоль, в уровне антресолей исключены мансардные окна), данная проектная документация соответствует требованиям ГПЗУ № от < Дата > и разрешению на строительство -RU от < Дата >. Просят учитывать это мнение при вынесении решения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что ФИО1 является собственницей индивидуального жилого дома < адрес >, расположенного на земельном участке с кадастровым номером площадью < ИЗЪЯТО > кв.м. (т.1 л.д. 11-12).

ФИО4 на праве собственности принадлежит < ИЗЪЯТО > доли в квартире < адрес > (т. 1 л.д. 13).

ФИО3 на праве собственности принадлежит < ИЗЪЯТО > доли в праве на жилой дом < адрес > (т. 1 л.д. 217).

ФИО2 зарегистрирована по месту жительства по адресу: < адрес > (т. 1 л.д. 210-211).

< Дата > комитетом архитектуры и строительства администрации городского округа «Город Калининград» выдано ООО «ФИНБАЛТ» разрешение на строительство -RU многоквартирного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: < адрес > (т. 1 л.д. 14-16).

Земельный участок с кадастровым номером площадью < ИЗЪЯТО > кв.м., категория земель: земли населенных пунктов – деловое управление, принадлежит ООО «ФИНБАЛТ» на праве собственности на основании договора купли-продажи земельного участка от < Дата >, о чем в ЕГРП < Дата > сделана запись регистрации (выписка из ЕГРП от < Дата > – т. 2 л.д. 163).

Из схемы застройки квартала (т. 1 л.д. 118) усматривается, что земельные участки, на которых распложены жилой дом < адрес > (ФИО1) и жилой дом < адрес > (ФИО3), являются смежными по отношению к земельному участку с кадастровым номером . Другие земельные участки, на которых расположены дома < адрес > (ФИО4) в < адрес > и < адрес > (ФИО2) таковыми не являются.

В соответствии со ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Статьей 12 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

В силу положений ст. 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, могут быть признаны судом недействительными в случае, если они не соответствуют закону или иным правовым актам и нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица.

В обоснование заявленных исковых требований о признании незаконным разрешения на строительство -RU от < Дата > истцы ссылаются на нарушение своего права на благоприятные условия проживания, а именно на не соблюдение требований действующего законодательства в части высоты строящегося здания, расстояний между строящимся домом и существующей застройкой, на нарушение инсоляции домов и земельных участков истцов. Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства данные обстоятельства не нашли своего подтверждения.

Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В силу положений ч. 11 ст. 51 ГрК РФ орган местного самоуправления в течение 10 дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводит проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка; выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Согласно с п. 13 ст. 51 ГрК РФ в выдаче разрешения на строительство может быть отказано только при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.

Согласно разрешению на строительство -RU от < Дата > ООО «ФИНБАЛТ» получило разрешение на строительство на земельном участке с кадастровым номером по адресу: < адрес >, многоквартирного жилого дома, количеством этажей < ИЗЪЯТО >, в том числе подземных этажей – < ИЗЪЯТО >.

В силу положений ст. 49 ГрК РФ проектная документация на строительство данного многоквартирного дома подлежит экспертизе.

Согласно ч. 5 ст. 49 ГрК РФ предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

Положительное заключение от < Дата > негосударственной экспертизы проектной документации подготовлено ООО «Международный Центр Экспертизы Проектов» и представлено застройщиком органу местного самоуправления, что следует из раздела 2 разрешения на строительство и не оспаривается сторонами.

Согласно выводам негосударственной экспертизы проектная документация соответствует требованиям технических регламентов, требованиям к содержанию разделов проектной документации, а также результатам инженерных изысканий.

В соответствии с ГПЗУ от < Дата > земельный участок с кадастровым номером расположен в зоне ЖИ – зона малоэтажной застройки исторических районов.

Согласно ст. 41.1 Правил землепользования и застройки ГО «Город Калининград», утвержденных решением окружного Совета депутатов г. Калининграда от 29.06.2009 № 146 (далее – ПЗЗ), данная зона предназначена для застройки низкой плотности преимущественно малоэтажными жилыми домами в исторических районах, допускается размещение объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, преимущественно местного значения, иных объектов согласно градостроительным регламентам.

Застройка малоэтажных исторических районов осуществляется с учетом ограничений, определенных проектом зон охраны объектов культурного наследия, иными документами ограничений по условиям охраны объектов культурного наследия (статьи 39, 42).

«Многоквартирные жилые дома 1-3 этажа + мансарда» включены в перечень основных видов разрешенного использования земельных участков, расположенных в зоне ЖИ.

ГПЗУ от < Дата > предусмотрены следующие параметры разрешенного строительства.

В районах сохранившейся исторической застройки параметры строительных изменений недвижимости принимаются индивидуально для каждого исторического района с учетом регламентов ст. 42 ПЗЗ. Этажность застройки принимается не выше существующей, с сохранением стилистики и локального масштаба существующей исторической застройки.

Предельная этажность застройки зоны – 3 этажа с мансардой.

Вспомогательные строения, за исключением гаражей, расположенных на участках индивидуальных жилых домов, размещать перед основными строениями со стороны улиц не допускается.

Требование к ограждению земельного участка: со стороны улиц ограждение должно быть прозрачным, характер ограждения и его высота должны быть единообразны на протяжении одного квартала с обеих сторон улицы.

Для всех хозяйственных строений высота от уровня земли: до верха плоской кровли – не более 04 м., до конька скатной кровли – не более 07 м.

Минимальные расстояния: от здания до красной линии улиц – 05 м, от здания до красной лини проездов – 03 м, от прочих построек (бань, гаражей и др.) до соседнего участка – 01 м. Минимальное расстояние от окон жилых комнат до стен соседнего дома и хозяйственных построек, расположенных на соседних земельных участках – 06 м, минимальное расстояние от границы земельного участка до: основного строения – 03 м, хозяйственных и прочих строений – 01 м, открытой стоянки – 01 м, отдельно стоящего гаража – 01 м. Минимальное расстояние от основных строений до отдельно стоящих хозяйственных и прочих строений в соответствии с требованиями СНиП 2.07.01-89* - 08 м. Минимальная площадь земельного участка, образуемого для строительства жилого дома (жилого блока) блокированной застройки – 250 кв.м. Минимальный отступ зданий от красных линий – 05 м (кроме зоны Ж-5); минимальный отступ зданий, строений, сооружений от границ смежных земельных участков – 03 м.

Ограничения использования земельного участка по условиям использования территории по экологическим условиям и нормативному режиму хозяйственной деятельности; ограничения в использовании земельного участка по условиям охраны объектов культурного наследия не установлены.

Из пояснений представителя администрации ГО «Город Калининград», письменных пояснений Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному строительству Правительства Калининградской области следует, что проектная документация многоквартирного жилого дома по адресу: < адрес >, с учетом внесенных в нее изменений в части этажности жилого дома, которыми предусматривается опускание конька кровли на < ИЗЪЯТО > м (в осях < ИЗЪЯТО >) с сохранением угла наклона кровли за счет опускания прогонов и маурэрлатов в точках перегиба плоскостей кровли; второй уровень мансарды запроектирован с понижением, т.е. как антресоль, также в уровне антресолей исключены мансардные окна, соответствует ГПЗУ от < Дата >, поскольку высота дома определяется как три этажа и мансарда.

Статьей 1 ПЗЗ установлены понятия «этажность здания» и «количество этажей». Этажность здания - количество надземных этажей, в том числе технический этаж (высотой более 1,8 м), мансардный, а также цокольный этаж, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 м; количество этажей - количество всех этажей, включая подземный, подвальный, цокольный, надземный, технический мансардный и другие.

Статьей 41.1 ПЗЗ для соответствующих зон устанавливается допустимая этажность зданий. Для зоны ЖИ установлена предельная этажность застройки - 3 этажа с мансардой.

Таким образом, ни ГПЗУ от < Дата >, ни Правилами землепользования и застройки не установлены иные ограничения по мимо этажности, в отношении высоты строящегося объекта.

В оспариваемом разрешении на строительство указано общее количество этажей – < ИЗЪЯТО >, количество подземных этажей – < ИЗЪЯТО >, что не противоречит приведенным нормам права и ГПЗУ от < Дата >.

Поставив под сомнение выводы, содержащиеся в положительном заключении от < Дата > негосударственной экспертизы проектной документации, истцы заявили ходатайство о назначении судебной строительно-технической экспертизы. Определением суда от < Дата > данное ходатайство удовлетворено, производство экспертизы поручено АНО «ЭКСКО». На разрешение эксперта поставлен вопрос о соответствии расположения строящегося многоквартирного жилого дома по адресу: < адрес > на земельном участке с кадастровым номером , действующим градостроительным, строительно-техническим, санитарно-техническим, пожарно-техническим, техническим регламентам и иным нормативным техническим документам?

Заключением Эксперта от < Дата > дана краткая характеристика строящегося здания на основании Раздела 3 «Архитектурные решения» проектной документации: назначение здания – многоквартирный жилой дом, здание двух секционное < ИЗЪЯТО > в плане, с подземной автостоянкой, техническим этажом и чердаком. Площадь застройки – < ИЗЪЯТО > кв.м. Количество этажей – < ИЗЪЯТО > в том числе < ИЗЪЯТО > подземных: автостоянка и техэтаж для прокладки коммуникаций. Этажность – < ИЗЪЯТО > (< ИЗЪЯТО > этажа плюс мансардный). Высота здания: по коньку крыши максимальная < ИЗЪЯТО > м, до конька башни, расположенной на углу здания – < ИЗЪЯТО > м.

Указаны параметры разрешенного строительного изменения объектов недвижимости для зоны ЖИ:

Предельная этажность застройки: в соответствии с ПЗЗ - < ИЗЪЯТО > этажа и мансарда, по проекту - < ИЗЪЯТО > этажа и мансарда; минимальное расстояние от здания до красной линии улиц: в соответствии с ПЗЗ -< ИЗЪЯТО > м, по проекту – < ИЗЪЯТО > м; минимальное расстояние от здания до границы соседнего земельного участка: в соответствии с ПЗЗ – < ИЗЪЯТО > м., по проекту – < ИЗЪЯТО > м; минимальное расстояние от окон жилых комнат до стен соседнего дома и хозяйственных построек, расположенных на соседних земельных участках: в соответствии с ПЗЗ – < ИЗЪЯТО > м., по проекту – < ИЗЪЯТО > м; минимальное расстояние от границ земельного участка до основного строения в соответствии с ПЗЗ – < ИЗЪЯТО > м, по проекту – < ИЗЪЯТО > м, до хозяйственных и прочих строений, открытой стоянки в соответствии с ПЗЗ < ИЗЪЯТО > м, по проекту < ИЗЪЯТО > м до въезда в подземный паркинг < ИЗЪЯТО > м.

Положениями ст. 41.1 ПЗЗ приводятся две нормы по ограничению этажности зоны ЖИ:

В районах сохранившейся исторической застройки параметры строительных изменений недвижимости принимаются индивидуально для каждого исторического района с учетом регламентов статьи 42 настоящих Правил. Этажность застройки принимается не выше существующей, с сохранением стилистики и локального масштаба существующей исторической застройки.

Предельная этажность застройки зоны - 3 этажа с мансардой.

Согласно ст. 42 ПЗЗ ограничения, налагаемые на объекты капитального строительства, которые не являются объектами культурного наследия, распространяются на указанные объекты, которые расположены в границах зон, определенных на карте статьи 39 настоящих Правил.

Экспертом в заключении приведен фрагмент Карты зон с особыми условиями использования территорий по условиям охраны объектов культурного наследия (приложение № 2 к ПЗЗ) согласно которой квартал, в котором расположен земельный участок с кадастровым номером в зоны, определенные на карте не попадает. В связи с изложенным суд не может принять во внимание доводы истцов в указанной части относительно высотности объекта строительства – здания по < адрес >, и представленное в подтверждение данных доводов заключение архитектора ФИО13, а также архитектурно-градостроительное исследование квартала, выполненное ИП ФИО14 по заказу ФИО2

Давая оценку соответствия объекта строительства градостроительным нормам, эксперты, ссылаясь на положения п. 7.1. СП 42.13330.2011, согласно которому между длинными сторонами жилых зданий следует принимать расстояния (бытовые разрывы): для жилых зданий высотой 2-3 этажа – не менее 15 м; 4 этажа – не менее 20 м; между длинными сторонами и торцами этих же зданий с окнами из жилых комнат – не менее 10 м, указали на то, что расстояние между строящимся жилым домом и торцом жилого < адрес > планируется < ИЗЪЯТО > м, что меньше рекомендованного.

Вместе с тем, этим же пунктом приведенных СП предусмотрено, что в условиях реконструкции и в других сложных градостроительных условиях указанные расстояния могут быть сокращены при соблюдении норм инсоляции, освещенности и противопожарных требований, а также обеспечении непросматриваемости жилых помещений (комнат и кухонь) из окна в окно.

В экспертном заключении установлено, что непросматриваемость жилых помещений дома < адрес > из окна в окно предусмотрена посадкой декоративных деревьев.

Экспертами была проведена проверка норм инсоляции, где было установлено, что строящееся здание будет оказывать влияние на инсоляцию жилого дома < адрес >. На южную часть здания выходят окна одного жилого помещения первого этажа, которое имеет еще 4 окна на восток. Окна пяти жилых комнат второго и мансардного этажей ориентированы на запад и восток. Согласно расчетам, произведенным при разработке проектной документации инсоляция дома < адрес > имеет следующую продолжительность: 1 этаж: помещение 4ж южное и восточные окна суммарно 3 часа 24 минуты; 2 этаж: помещение 3ж – 3 часа 00 минуты, помещение 5ж – 00 часов 37 минут, помещение 7ж – 04 часа 20 минут: мансарда: помещение 3ж – 04 часа 30 минут, помещение 4ж – 04 часа 27 минут. Таким образом, нормы инсоляции жилых помещений жилого дома < адрес > выполняются в 5 из 6 жилых комнат. Аналогичные расчета в проектной документации показали, что для жилого дома < адрес > соблюдаются во всех жилых помещениях.

Согласно п. 3.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 продолжительность инсоляции в жилых зданиях должна быть обеспечена не менее чем в одной комнате 1-3-комнатных квартир и не менее чем в двух комнатах 4-х и более комнатных квартир.

Нарушений санитарно-гигиенических норм инсоляции помещений жилых домов по < адрес >, на которые оказывают влияние строящийся дом, не выявлено.

В судебном заседании эксперт ФИО15 пояснила, что в заключении не делались повторные расчеты инсоляции, поскольку такие расчеты были произведены специалистом при разработке проектной документации, приведенная методика расчета соответствует рекомендуемой СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01, в этой связи эксперты сочли нецелесообразным дублировать имеющиеся расчеты. Также эксперт указала на то, что в заключении указаны как нормы инсоляции, действующие на период разработки проекта, так и нормы, введенные с < Дата >, сокращающие период, в который устанавливается нормативная продолжительность инсоляции. Изменение норм не повлияло на выводы эксперта.

По вопросу инсоляции территории в экспертном заключении указано, что СП 42.13330.2011 (п.14.21) по инсоляции территории ссылается на нормы, приведенные в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01. Однако указанный СанПин не регламентирует продолжительность инсоляции территории частных домов. В силу положений п. 5.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 требования к инсоляции установлены только для территорий детских игровых площадок, спортивных площадок жилых домов; групповых площадок дошкольных учреждений; спортивной зоны, зоны отдыха общеобразовательных школ и школ-интернатов; зоны отдыха ЛПУ стационарного типа.

На территории жилых домов, прилегающих к исследуемому объекту, организованные детские или спортивные площадки отсутствуют.

Представленный истцами акт экспертного исследования от < Дата >, выполненный ФБУ Калининградская ЛСЭ Минюста России, по вопросу инсоляции земельного участка с кадастровым номером по адресу: < адрес >, судом не может быть принят во внимание по следующим причинам.

В соответствии с выводами данного исследования в случае строительства многоквартирного жилого дома по адресу: < адрес >, среднее время инсоляции земельного участка по адресу: < адрес > составит 2 часа 30 минут, что не соответствует требованиям СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» (п. 4.1.6). Вместе с тем СП 30-102-99 находится в списке неактуальных редакций сводов правил Госстроя России (№ 290) Перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений (перечень утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и торговли РФ от 30.03.2015 № 365). Кроме того, такая инсоляция земельного участка не препятствует его использованию по назначению - под существующий индивидуальный жилой дом и строительство бани.

При оценке соответствия объекта строительства противопожарным нормам эксперты пришли к следующему.

Согласно СП 4.13130.2013 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) – нормированное расстояние между зданиями, строениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара. Противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения.

Противопожарный разрыв устанавливается в зависимости от классификации зданий по пожарной опасности.

Согласно разделу 9 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» проектной документации, строящееся здание имеет следующие характеристики по пожарной классификации: Степень огнестойкости – II. Класс конструктивной пожарной опасности – С0. Класс функциональной пожарной опасности – Ф 1.3 – жилые многоквартирные дома, предусмотрены помещения: Ф 5.1. – водомерный узел, электрощитовая, вентиляционные; Ф 5.2. (подземная автостоянка, КУИ).

Ближайшее соседнее к строящемуся дому здание находится с северной стороны – индивидуальный жилой дом < адрес >, двухэтажный с мансардой современной постройки. Технический паспорт указанного дома в материалах дела отсутствует и по запросу эксперту не представлен, поэтому классификация приводится по данным проектной документации (раздел 9 лист 6): степень огнестойкости – III, класс конструктивной пожарной опасности – С0, класс функциональной пожарной опасности – Ф 1.4 одноквартирные жилые дома.

Здания не имеют конструкций, выполненных из горючих материалов, выступающих более чем на 1 м.

В соответствии с п. 5.3.2. СП 4.13130.2013 исходя из степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности указанных выше зданий, минимальное расстояние между ними должно быть не менее 6 м. В случае установления степени огнестойкости и класса пожарной опасности < адрес > ниже указанных, минимальный противопожарный разрыв увеличивается до 8 м. Проектной документацией расстояние между указанными зданиями предусмотрено 9 м. Для административного здания < адрес > данное расстояние составляет 12 м, т.е. превышает необходимое. При такой ситуации эксперты пришли к выводу о соблюдении требований противопожарных норм.

Возражая против выводов экспертов в указанной части, представитель истцов, ссылаясь на письмо ФГБУ «Судебно-экспертного учреждения федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория по Калининградской области» исх. от < Дата >, указывает на то, что индивидуальный жилой < адрес > имеет IV степень огнестойкости и соответствует классу конструктивной пожарной безопасности С3, в связи с чем расстояние между этим домом и строящимся многоквартирным домом в соответствии с СП 4.13130.2013 должно составлять 10 м.

Допрошенная в ходе судебного разбирательства эксперт ФИО15 пояснила, что при определении степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной безопасности индивидуального жилого дома < адрес > эксперты исходили, в том числе, из того, что дом является современной постройкой, эксплуатируется, значит введен в эксплуатацию в установленном законом порядке, в связи с чем должен соответствовать строительным, санитарным, противопожарным нормам и правилам, в том числе СП 4.13130.2012 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты", утв. приказом МЧС России от 21.11.2012 N 693.

Согласно п. 6.5.6. СП 4.13130.2012 одноквартирные жилые дома, в том числе блокированные (класс функциональной пожарной опасности Ф1.4), должны отвечать следующим требованиям: в домах высотой три этажа основные конструкции должны соответствовать требованиям, предъявляемым к конструкциям зданий III степени огнестойкости; предел огнестойкости внутриквартирных перегородок не регламентируется. Класс конструктивной пожарной опасности дома должен быть не ниже С2. Таким образом, индивидуальный жилой дом < адрес >, не соответствует требованиям приведенного СП 4.13130.2012.

Аналогичные пояснения были даны и представителем ООО «ФИНБАЛТ». Согласно письму Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Калининградской области от < Дата > на запрос ООО «ФИНБАЛТ», индивидуальный жилой дом < адрес > не соответствует требованиям пожарной безопасности, установленным СНиП 21-01.97* и НПБ 106-95, действовавшим по состоянию на < Дата > год, т.е. в период, когда дом был введен в эксплуатацию (согласно свидетельству о государственной регистрации права (т. 1 л.д. 11) основанием для регистрации права собственности ФИО1 на индивидуальный жилой дом < адрес > послужил акт государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от < Дата >, постановление главы администрации Октябрьского района г. Калининграда от < Дата >). Поскольку данные обстоятельства были выявлены только в ходе судебного разбирательства, ИП ФИО11 по заданию заказчика - ООО «ФИНБАЛТ», внес следующие изменения в проектную документацию по объекту «Многоквартирный жилой дом по < адрес >»: наружная самонесущая стена здания в осях «< ИЗЪЯТО >» в техническом этаже, < ИЗЪЯТО > этажах сдвинута в сторону оси «< ИЗЪЯТО >» на < ИЗЪЯТО > м. В результате корректировок минимальное расстояние от существующего индивидуального жилого дома < адрес > до стены проектируемого многоквартирного жилого дома увеличено до < ИЗЪЯТО > м, что соответствует требованиям СП 4.13130.2013. Выдачу нового разрешения на строительство, в связи с такой корректировкой проектной документации действующее законодательство не предусматривает. Доводы истцов в указанной части являются ошибочными.

По вопросу соблюдения требований к проездам и подъездам к зданиям эксперты пришли к следующим выводам.

Подъезд к многоквартирному жилому дому < адрес > предусмотрен со стороны дворового фасада и с < адрес >, что соответствует требованиям п. 8.3. СП 4.13130.2013, согласно которому допускается предусматривать подъезд пожарных автомобилей только с одной стороны к зданиям и сооружениям в случаях меньшей высоты, чем указано в пункте 8.1 (28 метров).

Согласно п. 8.6. СП 4.13130.2013 ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее:

- 3,5 метров - при высоте зданий или сооружения до 13,0 метров включительно;

- 4,2 метра - при высоте здания от 13,0 метров до 46,0 метров включительно.

Ширина проезда для пожарной техники по проекту предусмотрена < ИЗЪЯТО > м при максимальной высоте здания с башней < ИЗЪЯТО > м.

Расстояние от внутреннего края проезда до стены здания или сооружения должно быть для зданий высотой до 28 метров включительно - 5 - 8 метров (п. 8.8. СП 4.13130.2013). По проекту со стороны < адрес > данное расстояние предусмотрено < ИЗЪЯТО > м, со стороны дворового фасада – < ИЗЪЯТО > м.

В соответствии с п. 8.13 СП 4.13130.2013 тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 x 15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров. По проекту от стены дома до въезда в подземный паркинг < ИЗЪЯТО > м, разворот пожарных машин предусмотрен в сторону детской площадки, длина разворота < ИЗЪЯТО > м, протяженность тупикового проезда менее < ИЗЪЯТО >.

В ответ на возражения истцов в указанной части эксперт ФИО15 в судебном заседании пояснила, что форма разворотной площадки для пожарной техники законом не регламентируется. Площадка должна обеспечивать возможность разворота такого рода техники, т.е. иметь два направления по 15 м. В данном случае эти требования соблюдены.

По результатам экспертных исследований эксперты пришли к выводу, что расположение строящегося многоквартирного жилого дома по адресу: < адрес >, на земельном участке с кадастровым номером , соответствует действующим градостроительным и санитарным нормам, требованиям пожарной безопасности.

Назначение объекта, высотность здания, расстояние от красных линий, жилых домов и других строительных объектов, площадь участка, плотность застройки, размещение стояночных мест, элементов нормативного благоустройства соответствуют нормам, установленным Градостроительным регламентом городского округа «Город Калининград».

Размещение здания по < адрес > по противопожарным разрывам и требованиям к проездам и подъездам к зданиям соответствует нормам Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.

Нарушений требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий» для жилых домов по < адрес >, на которые оказывает влияние строящийся дом, не выявлено.

Суд полагает возможным данное Заключение Эксперта от < Дата >, с учетом исправленных в нем технических описок (исх. от < Дата >), принять во внимание и использовать при разрешении заявленных исковых требований как одно из доказательств по делу. Вопреки доводов истцов оба эксперта, проводившие судебную строительно-техническую экспертизу – ФИО15 и ФИО9 предупреждены об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, о чем имеются их подписи в заключении. Также к заключению приложены документы о профессиональной подготовке обоих экспертов. Поскольку экспертиза проводилась комиссионо экспертами одной специальности, суд находит несостоятельными доводы истцов об отсутствии у экспертов необходимого профессионального образования. Также являются несостоятельными доводы истцов о нарушении экспертами норм ст. 85 ГПК РФ, запрещающей экспертам самостоятельно собирать материалы для проведения экспертизы, поскольку определением суда от 14.06.2017 на ООО «ФИНБАЛТ» была возложена обязанность на период производства экспертизы обеспечить доступ экспертов на земельный участок с кадастровым номером по адресу: < адрес >, а также предоставить проектную документацию, касающуюся объекта исследования. Другие доводы, изложенные представителем истцов в ходатайстве о назначении повторной строительно-технической экспертизе, были исследованы судом выше и им дана соответствующая оценка.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что представленная ООО «ФИНБАЛТ» проектная документация соответствует требованиям к строительству, установленным ГПЗУ от < Дата >, разрешенному использованию земельного участка, оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, предусмотренных ст. 51 ГрК РФ, у администрации ГО «Город Калининград» не имелось. Анализируя указанные выше обстоятельства в совокупности, основываясь на приведенных нормах права, суд приходит к выводу о том, что оспариваемым разрешением на строительство -RU от < Дата > права и охраняемые законом интересы истцов не нарушены, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение 01 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, т.е. с 14.09.2017.

Судья Т.В. Мишина