Дело № 2-190/18 мотивированное решение изготовлено 29.01.2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 января 2018 года
Заволжский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Т.В.,
при секретаре Смирновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ярославле гражданское дело по иску Столбова Михаила Юрьевича к департаменту архитектуры и земельных отношений мэрии г. Ярославля о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство,
у с т а н о в и л:
Столбов М.Ю. обратился в суд с настоящим иском. В обоснование исковых требований указал, что является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, предоставленного для эксплуатации индивидуального жилого дома. На указанном земельном участке расположен жилой дом, состоящий из строения лит.<данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. и служебных построек <данные изъяты>. Имея намерение осуществить реконструкцию жилого дома, истец обратился к ответчику с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ№ о подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка ( далее - ГПЗУ). После получения ГПЗУ № истец обратился к ответчику с заявлением о выдаче разрешения на строительство, приложив к заявлению все необходимые документы. Письмом ДАЗО мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ№ было сообщено об отказе в выдаче разрешения на строительство, поскольку представленная истцом схема планировочной организации земельного участка не соответствует установленным требованиям. Столбов М.Ю. считает отказ незаконным, так как департаментом затребованы документы, не предусмотренные ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, также не указано: какому конкретно пункту градостроительного регламента не соответствует представленная заявителем схема планировочной организации земельного участка.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Семенова Е.Н. исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения согласно заявленному.
Представитель ответчика ДАЗО мэрии г. Ярославля по доверенности Карабанова К.Л. против удовлетворения иска возражала, пояснила, что представленная истцом в ДАЗО мэрии г. Ярославля схема планировочной организации земельного участка недооформлена, отсутствует ее утверждение застройщиком, не предусмотрены мероприятия по отводу ливневых и сточных вод, что может затронуть права третьих лиц. Также при реконструкции дома изменяются его параметры, не соблюдается расстояние от реконструируемого объекта до соседнего земельного участка, равное 3 м.
Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, Столбов М.Ю. является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, предоставленного для эксплуатации индивидуального жилого дома, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.8/. На указанном земельном участке расположен жилой дом, состоящий из строения лит.<данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. и служебных построек <данные изъяты>, также принадлежащий истцу /л.д.7/. Истец, имея намерение осуществить реконструкцию принадлежащего ему жилого дома, обратился к ответчику с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ№ о подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка /л.д.10-18/, а после получения данного документа с заявлением о выдаче разрешения на строительство /л.д.50-51/, приложив к заявлению: правоустанавливающие документы на земельный участок, ГПЗУ, схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства, копию паспорта. Письмом ДАЗО мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ№ было сообщено об отказе Столбову М.Ю. в выдаче разрешения на строительство /л.д.49/, в связи с несоответствием представленных документов требованиям ГПЗУ №, а также в связи с отсутствием документов, предусмотренных частью 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ. При этом ДАЗО мэрии г. Ярославля разъяснило заявителю, что согласно схеме планировочной организации земельного участка проектируемый дом расположен на расстоянии 1,2 метра от границы соседнего земельного участка, тогда как п. 7.1 Свода правил СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» предусматривает расстояние от границы участка до стены жилого дома не менее 3-х метров. В схеме планировочной организации земельного участка отсутствует описание мероприятий по отводу ливневых вод с земельного участка и предотвращению подтопления смежных участков, данная схема не утверждена застройщиком.
В силу пункта 2 статьи 36 ГрК РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
Исходя из пункта 5 статьи 85 ЗК РФ, земельные участки, в составе жилых зон, предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
В силу статьи 209 ГК РФ собственник вправе свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью.
Согласно статье 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.
В соответствии со статьей 263 ГК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос - при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка.
Для осуществления данных прав необходимо специальное разрешение, полученное в порядке, установленном статьей 51 Градостроительного кодекса РФ.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.
Разрешение на строительство выдается уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков.
Разрешение на строительство выдается в целях осуществления контроля за выполнением требований градостроительной документации, исходно - разрешительной проектной документацией является градостроительный план.
В соответствии с п. 11 ст. 51 ГрК РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка.
При проведении проверки документов, представленных Столбовым М.Ю. на рассмотрение, уполномоченным на выдачу разрешения органом – ДАЗО мэрии г. Ярославля выявлены нарушения, препятствующие выдаче разрешения.
В соответствии с ч. 13 ст. 51 ГрК РФ одной из причин отказа в выдаче разрешения на строительство является несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
В соответствии с п. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных ч. 7 и 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" установлены требования к содержанию проектной документации для объектов капитального строительства, где, в том числе поименованы требования к содержанию схемы планировочной организации земельного участка, требуемой для выдачи разрешения на строительство.
Согласно п. 12 "Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" схема планировочной организации земельного участка должна содержать в себе текстовую и графическую части. В текстовой части обязательно должно содержаться, в том числе технико-экономические показатели земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства; описание организации рельефа вертикальной планировкой; описание решений по благоустройству территории; обоснование схем транспортных коммуникаций, обеспечивающих внешний и внутренний подъезд к объекту капитального строительства, - для объектов непроизводственного назначения. В графической части, должна содержать схему планировочной организации земельного участка с отображением: мест размещения существующих и проектируемых объектов капитального строительства, с указанием существующих и проектируемых подъездов и подходов к ним; зданий и сооружений объекта капитального строительства, подлежащих сносу (при их наличии); решений по планировке, благоустройству, озеленению и освещению территории; этапов строительства объекта капитального строительства.
При разрешении данного вопроса необходимо исходить из того, что права собственника земельного участка на владение, пользование, распоряжение земельным участком, в том числе, и с возможностью реконструкции либо возведения на нем индивидуального жилого дома, не должны нарушать прав и законных интересов других лиц, в связи с чем вопросы относительно благоустройства соседних земельных участков, защиты их от подтопления ливневыми и сточными водами заслуживают внимания и должны быть разрешены при принятии планировочных решений.
Следовательно, представленная заявителем схема не соответствует указанным требованиям, поскольку в ней не содержится решение вопроса о благоустройстве прилегающей территории, в частности, не предусмотрены мероприятия по отводу ливневых вод /л.д.51/. Кроме того, указанная схема не утверждена застройщиком.
Довод истца о том, что в силу части 2 ст. 48 ГрК РФ осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства, судом отклоняется, как основанный на неправильном толковании данной нормы. Как было указано выше, предоставление схемы предусмотрено п. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ. Она должна соответствовать требованиям, предусмотренным п. 12 "Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".
Согласно абз. 3 п. 7.1 "СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утвержденных Приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр, в районах усадебной и садово-дачной застройки расстояния от жилых строений и хозяйственных построек до границ соседнего участка следует принимать в соответствии с СП 53.13330.
В силу Актуализированной редакции СНиП 30-02-97* минимальное расстояние от границы соседнего участка до садового дома должно быть не менее 3 м. Таким образом, жилой дом Столбова М.Ю. размещен на земельном участке с нарушением указанного норматива.
При таких обстоятельствах оснований для признания незаконным отказа ДАЗО мэрии г. Ярославля в выдаче разрешения на строительство у суда не имеется, исковые требования Столбова М.Ю. следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Столбова Михаила Юрьевича к департаменту архитектуры и земельных отношений мэрии г. Ярославля оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Заволжский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Т.В.Пивоварова