УИД: 32RS0018-02-2021-000195-21
Дело № 2-190/2-2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 июня 2021 года с. Гордеевка
Красногорский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Пальшина Ю.С.,
при секретаре Сиваковой Е.М.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Гордеевского района Брянской области Самусь А.И.,
представителя ответчика – Администрации Гордеевского района Брянской области в лице представителя Хроленко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Гордеевского района Брянской области, поданного в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к администрации Гордеевского района Брянской области, о возложении обязанности совершить действия по постановке артезианской скважины, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, на государственный кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности на указанный объект,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Гордеевского района Брянской области обратился с иском, в котором указал, что проведенной прокуратурой района проверкой исполнения администрацией Гордеевского района требований законодательства о муниципальной собственности, выявлены нарушения действующего законодательства. Установлено, что на территории Гордеевского района имеется артезианская скважина, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, которая в настоящее время не эксплуатируется, что подтверждается информацией об объектах ЖКХ и ВКХ на территории Гордеевского муниципального района. Указанная артезианская скважина состоит в реестре муниципальной собственности муниципального образования, однако на кадастровый учет не поставлена. Осуществление деятельности по водоснабжению населения, юридически невозможно без постановки на кадастровый учет в установленном законом порядке артезианских скважин и земельных участков, на которых они расположены, а также без регистрации права собственности на указанные объекты недвижимого имущества. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о данном объекте свидетельствует о ненадлежащем осуществлении органами местного самоуправления полномочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, что приводит к ненадлежащему содержанию и эксплуатации указанного объекта водоснабжения, препятствует осуществлению контроля за техническим состоянием, а в случае его несоответствия предъявляемым требованиям, приведению в надлежащее состояние или ликвидации, указанной артезианской скважины, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан и влечет за собой опасность возникновения чрезвычайных ситуаций.
В судебном заседании помощник прокурора Гордеевского района Брянской области уточнил заявленные требования и просил суд лишь обязать ответчика совершить действия по постановке вышеуказанной артезианской скважины на государственный кадастровый учет.
Представитель ответчика администрации Гордеевского района Брянской области исковые требования признал частично, пояснил, что артезианская скважина, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в настоящее время эксплуатируется и содержится в технически исправном состоянии. Для проведения работ по постановке на кадастровый учет артезианской скважины, требующих межевания земельного участка и подготовки технического плана скважины в бюджете района на 2021 год не заложена смета расходов.
Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика администрации Гордеевского района Брянской области, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Гордеевского района проведена проверка исполнения администрацией Гордеевского района требований законодательства о муниципальной собственности, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства. Установлено, что на территории Гордеевского района имеется артезианская скважина, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, которая в настоящее время не эксплуатируется, что подтверждается информацией об объектах ЖКХ и ВКХ на территории Гордеевского муниципального района. Указанная артезианская скважина состоит в реестре муниципальной собственности муниципального образования, однако на кадастровый учет не поставлена. Осуществление деятельности по водоснабжению населения, юридически невозможно без постановки на кадастровый учет в установленном законом порядке артезианских скважин и земельных участков, на которых они расположены, а также без регистрации права собственности на указанные объекты недвижимого имущества. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о данном объекте свидетельствует о ненадлежащем осуществлении органами местного самоуправления полномочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, что приводит к ненадлежащему содержанию и эксплуатации указанного объекта водоснабжения, препятствует осуществлению контроля за техническим состоянием, а в случае его несоответствия предъявляемым требованиям, приведению в надлежащее состояние или ликвидации, указанной артезианской скважины, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан и влечет за собой опасность возникновения чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со ст.12, 132 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, а также решают вопросы местного значения.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу требований частей 3 и 4 указанной статьи к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Иные вопросы местного значения, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу требований ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, предоставленном для регистрации.
Согласно ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу требований ч.ч. 1 и 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ) предусмотрено, что государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно ч. 3 ст. 69 Федерального закона № 218-ФЗ в Едином государственном реестре недвижимости обязательна государственная регистрация прав на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, или совершенной после дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1 ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ предусмотрено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
Согласно ч.ч.1, 2 ст. 8.1 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Установлено, что на территории Гордеевского района имеется артезианская скважина, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, что подтверждается информацией об объектах ЖКХ и ВКХ на территории Гордеевского муниципального района.
Так, в силу ст. 5 Водного Кодекса Российской Федерации и ст. 4 Закона об охране окружающей среды водоносные горизонты относятся к подземным водным объектам, являются недрами и подлежат охране как объекты охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 22 Закона о недрах на пользователя недр возложена обязанность обеспечения требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона РФ «О водоснабжении и водоотведении», собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Из информации Администрации Гордеевского района следует, что на территории Гордеевского муниципального района расположены следующие артезианские скважины в т.ч. в <адрес>.
Согласно данным Управления Росреестра по Брянской области №КУВИ-002/2021-30598999 от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрированных прав на артезианскую скважину, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> не имеется.
Администрацией Гордеевского муниципального района каких-либо мер организационного и практического характера, направленных по постановке на кадастровый учет артезианской скважины не принято.
Указанная артезианская скважина состоит в реестре муниципальной собственности муниципального образования, однако на кадастровый учет не поставлена.
Таким образом, не принятие мер по постановке на кадастровый учет артезианской скважины, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, приводит к ненадлежащему содержанию и эксплуатации указанного объекта водоснабжения, препятствует осуществлению контроля за техническим состоянием, а в случае его несоответствия предъявляемым требованиям, приведению в надлежащее состояние или ликвидации, указанной артезианской скважины, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан и влечет за собой опасность возникновения чрезвычайных ситуаций.
Исковое заявление прокурора подано в суд в пределах полномочий, предусмотренных п. 1 ст. 45 ГПК РФ, а также положений Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации», поскольку требования направлены в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в жилищно-коммунальной сфере.
Учитывая изложенное, суд находит требования прокурора Гордеевского района Брянской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом суд, в порядке ст. 204 ГПК РФ, считает необходимым установить срок для постановки на кадастровый учет артезианской скважины в течении 9 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Гордеевского района Брянской области, поданного в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к администрации Гордеевского района Брянской области обязать совершить действия по постановке артезианской скважины, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, на государственный кадастровый учет, удовлетворить.
Обязать администрацию Гордеевского района совершить предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» действия по постановке артезианской скважины, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, на государственный кадастровый учет в течении девяти месяцев со дня вступления в силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Красногорский районный суд в течении месяца, с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья Пальшин Ю.С.