Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8 сентября 2020 года с. Родино
Родинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Ожогиной Г.В.,
при секретаре Крючковой Д.В.,
с участием заместителя прокурора Родинского района Алтайского края Мошляк О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Родинского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Свободный» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Родинского района Алтайского края обратился в Родинский районный суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к ООО «Свободный» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой района в соответствии с заданием прокуратуры края проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране атмосферного воздуха, в результате которой установлено следующее. ООО «Свободный» осуществляет деятельность, связанную с загрязнением атмосферного воздуха. Так, стационарными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух являются: административное здание с котельной в с. Покровка Родинского района, ул. ФИО2, 75; объект по разведению крупного рогатого скота в с. Покровка Родинского района в 0,5 км. на северо-восток от ул. ФИО2, 75; объект по обслуживанию и хранению транспортных средств предприятия в с. Покровка Родинского района; объект по обработке зерновых культур в с. Покровка Родинского района; объект хранения и отпуска нефтепродуктов в с. Покровка Родинского района, в результате работы которых образуются: азота диоксид, зола твёрдого топлива, бенз(а)пирен, серы диоксид, азота оксид, углерода оксид, метан и т.д.
Статьей 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране
окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ)
предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели,
осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и
III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Вышеуказанная программа содержит сведения: об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников; об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения; о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля; о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации; о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
Требования к содержанию данной, порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля утверждены приказом Минприроды России от 28.02.2018 №74.
Вместе с тем, в ООО «Свободный» отсутствуют планы-графики производственного экологического контроля за охраной атмосферного воздуха и соблюдением установленных нормативов ПДВ во исполнение действующего с 01.01.2020 «ГОСТ Р 58577-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Правила установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ проектируемыми и действующими выбросов загрязняющих веществ проектируемыми и действующими хозяйствующими субъектами и методы определения этих нормативов», утвержденного приказом Росстандарта от 08.10.2019 N 888-ст, а также не разработана и не утверждена программа производственного экологического контроля в соответствии с требованиями ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7- ФЗ (в редакции с 01.01.2020).
При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий в ООО «Свободный» не проводятся мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края.
При таких обстоятельствах нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, на безопасность атмосферного воздуха.
В целях устранения нарушений прокурором района 10.04.2020 было внесено представление генеральному директору ООО «Свободный» ФИО1, которое не удовлетворено.
На основании изложенного, прокурор Родинского района Алтайского края просит суд обязать ООО «Свободный» Родинского района Алтайского края ИНН <***>, ОРГН 1172225020472, разработать и утвердить программу
производственного экологического контроля и планы-графики
производственного экологического контроля за охраной атмосферного
воздуха в отношении источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ
в атмосферный воздух, а также разработать и согласовать с Министерством
природных ресурсов и экологии Алтайского края мероприятия по
уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный
воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в отношении
источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный
воздух.
Заместитель прокурора Родинского района Алтайского края Мошляк О.А. в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме и привела доводы, изложенные в исковом заявлении. Уточнив требования просила суд установить срок исполнения заявленных требований до 01.01.2021.
Представитель ответчика ООО «Свободный» ФИО1 в судебном заседании признал исковые требования. Суду пояснил, что в ООО «Свободный» имеется программа производственного экологического контроля и планы-графики производственного экологического контроля за охраной атмосферного воздуха в отношении источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработаны мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в отношении источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, которые были разработаны и утверждены в декабре 2019 года, однако в настоящее время они не соответствуют требованиям законодательства действующего с 01.01. 2020 года. В связи с этим предприятием разрабатываются программа производственного экологического контроля и планы-графики производственного экологического контроля за охраной атмосферного воздуха в отношении источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух с соответствии с требованиями ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7- ФЗ (в редакции с 01.01.2020), на основании действующего с 01.01.2020 «ГОСТ Р 58577-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Правила установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ проектируемыми и действующими выбросов загрязняющих веществ проектируемыми и действующими хозяйствующими субъектами и методы определения этих нормативов». Полагал, что в срок до 01.01.2021 предприятие успеет привести всю вышеуказанную документацию в соответствии с действующим законодательством.
Выслушав пояснения зам.прокурора Родинского района О.А. Мошляк, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Федеральный закон от 04.05.1999
№96-ФЗ) атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных или иных помещений. При этом вредным (загрязняющим) веществом признается любое химическое вещество или смесь веществ, в том числе радиоактивных, и микроорганизмов, которые поступают в атмосферный воздух, содержатся и (или) образуются в нем и которые в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека.
Данные положения законодательства РФ корреспондируют с нормами международного права (ст. 1 Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г.; ст. 1 Венской конвенции об охране озонового слоя 1985 г.).
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об
охране атмосферного воздуха» производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.
Статьей 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране
окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ)
предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели,
осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и
III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Программа производственного экологического контроля содержит сведения: об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников; об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения; о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля; о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации; о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля утверждены приказом Минприроды России от 28.02.2018 №74.
ООО «Свободный» осуществляет деятельность, связанную с
загрязнением атмосферного воздуха. Так, стационарными источниками
выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух являются:
административное здание с котельной в с. Покровка Родинского района, ул.
ФИО2, 75; объект по разведению крупного рогатого скота в с. Покровка
Родинского района в 0,5 км. на северо-восток от ул. ФИО2, 75; объект по
обслуживанию и хранению транспортных средств предприятия в с. Покровка
Родинского района; объект по обработке зерновых культур в с. Покровка
Родинского района; объект хранения и отпуска нефтепродуктов в с. Покровка
Родинского района, в результате работы которых образуются: азота диоксид,
зола твёрдого топлива, бенз(а)пирен, серы диоксид, азота оксид, углерода
оксид, метан и т.д.
Согласно свидетельства о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № DOQGNZGG от 2019-12-26 административное здание с котельной, расположенное по адресу: 659787, <...> поставлено на государственный учет в региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду эксплуатируемого объекта и ему присвоен код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду 01- 0222 – 004649 –П и III-й категории негативного воздействия на окружающую среду (л.д. 10).
Согласно свидетельства о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № DOQGNZFY от 2019-12-26 объект по разведению крупного рогатого скота, расположенный по адресу: 659787, Алтайский край, Родинский район, с. Покровка, в 0,5 км на северо-восток от ул. ФИО2, 75 поставлено на государственный учет в региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду эксплуатируемого объекта и ему присвоен код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду 01- 0222 – 004652 –П и III-й категории негативного воздействия на окружающую среду (л.д. 11).
Согласно свидетельства о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № DOQGNZFD от 2019-12-26 объект по разведению крупного рогатого скота, расположенный по адресу: 659787, Алтайский край, Родинский район, с. Покровка, поставлено на государственный учет в региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду эксплуатируемого объекта и ему присвоен код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду 01- 0222 – 004653 –П и III-й категории негативного воздействия на окружающую среду (л.д. 12).
Согласно свидетельства о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № DOQGNZGS от 2019-12-26 объект по обработке зерновых культур, расположенный по адресу: 659787, Алтайский край, Родинский район, с. Покровка, поставлено на государственный учет в региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду эксплуатируемого объекта и ему присвоен код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду 01-0222–004651–П и IV-й категории негативного воздействия на окружающую среду (л.д. 13).
Согласно свидетельства о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № DOQGNZGM от 2019-12-26 объект хранения и отпуска нефтепродуктов, расположенный по адресу: 659787, Алтайский край, Родинский район, с. Покровка, поставлено на государственный учет в региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду эксплуатируемого объекта и ему присвоен код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду 01-0222–004650–П и IV-й категории негативного воздействия на окружающую среду (л.д. 14).
19.05.2019 генеральным директором ООО «Свободный» ФИО1 утвержден Проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (л.д.15-16).
Согласно санитарно-эпидемиологического заключения № 22.01.14.000.Т.000550.06.19 от 17.06.2019 Проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу ООО «Свободный» (объекты согласно приложения) соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (л.д. 17-18).
27.12.2019 между ООО «Экология» и ООО «Свободный» заключен договор на оказание возмездных услуг, согласно которого ООО «Экология» обязуется разработать Программу производственного экологического контроля в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28.02.2018 № 74 и сдать результат ООО «Свободный» (л.д. 19-21).
10.04.2020 зам.прокурора Родинского района О.А. Мошляк в соответствием с решением прокурора Родлинского района Алтайского края от 12.02.2020 № 56 проверка в ООО «Свободный» Родинского района Алтайского края по соблюдению требований законодательства об охране атмосферного воздуха. Проверкой установлено, что в ООО «Свободный» отсутствуют планы-графики производственного экологического контроля за охраной атмосферного воздуха и соблюдением установленных нормативов ПДВ во исполнение действующего с 01.01.2020 «ГОСТ Р 58577-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Правила установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ проектируемыми и действующими хозяйствующими субъектами и методы определения этих нормативов», утвержденного приказом Росстандарта от 08.10.2019 N 888-ст, а также не разработана и не утверждена программа производственного экологического контроля в соответствии с требованиями ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ (в редакции с 01.01.2020) (л.д. 5-6).
Согласно ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Приказом Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края от 23.09.2013 N 110 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по согласованию мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проводимых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
В нарушение названных требований в ООО «Свободный» мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края, при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий, не проводятся.
10.04.2020 прокурором Родинского района Алтайского края в адрес ООО «Свободный» было внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды и атмосферного воздуха (л.д. 7-8), которым предприятию предписывалось безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры района, принять исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений законодательства, причин и условий, способствующих им, а также рассмотреть вопрос о наличии оснований для привлечения к дисциплинарной ответственности за допущенные нарушения виновных лиц.
Вместе с тем требования прокурора Родинского района ООО «Свободный» в установленный срок не выполнило, планы-графики производственного экологического контроля за охраной атмосферного воздуха и соблюдением установленных нормативов ПДВ во исполнение действующего с 01.01.2020 «ГОСТ Р 58577-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Правила установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ проектируемыми и действующими выбросов загрязняющих веществ проектируемыми и действующими хозяйствующими субъектами и методы определения этих нормативов», утвержденного приказом Росстандарта от 08.10.2019 N 888-ст отсутствуют, а также не разработана и не утверждена программа производственного экологического контроля в соответствии с требованиями ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ (в редакции с 01.01.2020).
Постановлением № 62/20/0638 о назначении административного наказания от 23.06.2020 генеральный директор ООО «Свободный» ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.7 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей (л.д. 28-30).
Доказательств того, что к моменту рассмотрения дела ООО «Свободный разработал и утвердил планы-графики производственного экологического контроля за охраной атмосферного воздуха и соблюдением установленных нормативов ПДВ во исполнение действующего с 01.01.2020 «ГОСТ Р 58577-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Правила установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ проектируемыми и действующими выбросов загрязняющих веществ проектируемыми и действующими хозяйствующими субъектами и методы определения этих нормативов», утвержденного приказом Росстандарта от 08.10.2019 N 888-ст отсутствуют, а также программу производственного экологического контроля в соответствии с требованиями ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ (в редакции с 01.01.2020) стороной ответчика в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
Информация о том, что ответчик с 26.12.2019 (дата постановки на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду) обращался в Минприроды Алтайского края по вопросу согласования мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, а материалах дела отсутствует.
Из вышеизложенного следует, что ООО «Свободный» мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (на объектах III и IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды), согласованные с Минприроды Алтайского края отсутствуют и не проводятся.
При таких обстоятельствах нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на безопасность атмосферного воздуха.
С учетом вышеизложенного, а также учитывая признание представителем ответчика заявленных исковых требований, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В связи с удовлетворением исковых требований, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 333.19 НК РФ при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера размер государственной пошлины составляет 300 рублей.
Таким образом, с ООО «Свободный» в бюджет в доход бюджета Родинского района Алтайского края подлежит к взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 173, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Родинского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Свободный» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха удовлетворить.
Обязать ООО «Свободный» Родинского района Алтайского края ИНН <***>, ОРГН 1172225020472, разработать и утвердить программу
производственного экологического контроля и планы-графики
производственного экологического контроля за охраной атмосферного
воздуха в отношении источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ
в атмосферный воздух, а также разработать и согласовать с Министерством
природных ресурсов и экологии Алтайского края мероприятия по
уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный
воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в отношении
источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный
воздух в срок до 01.01.2021.
Взыскать с ООО «Свободный» Родинского района Алтайского края в доход бюджета Родинского района Алтайского края государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Родинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 11 сентября 2020 года.
Председательствующий Г.В. Ожогина