Гражданское дело № 2-190/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 июля 2020 года аул Хабез
Хабезский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего судьи Туаршева А.Р.,
при секретаре судебного заседания Баловой Т.В.,
с участием прокурора Чагарова А.А.,
истца ФИО1,
представителя ответчика – Управления труда и социального развития администрации Хабезского муниципального района Карачаево – Черкесской Республики ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Хабезского районного суда Карачаево-Черкесской Республики гражданское дело по исковому заявлению Хабезского межрайонного прокурора Карачаево-Черкесской Республики поданного в интересах ФИО1 к Управлению труда и социального развития администрации Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконными действия выразившиеся в выплате компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг без учета члена его семьи и обязании произвести перерасчет и выплатить ежемесячную денежную компенсацию за расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг с учетом всех членов его семьи,
У С Т А Н О В И Л:
Хабезский межрайонный прокурор Карачаево-Черкесской Республики поданного в интересах ФИО1 обратился в Хабезский районный суд Карачаево-Черкесской Республики с исковым заявлением к Управлению труда и социального развития администрации Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконными действия выразившиеся в выплате компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг без учета члена его семьи и обязании произвести перерасчет и выплатить ежемесячную денежную компенсацию за расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг с учетом всех членов его семьи.
В обоснование своих исковых требований Хабезский межрайонный прокурор Карачаево-Черкесской Республики указал, что проведенной проверкой по жалобе ФИО1 установлено, что ФИО1 является инвалидом 2 группы, причина инвалидности – военная травма, полученная при исполнении служебных обязанностей в органах внутренних дел. ФИО1 является получателем мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
ФИО1 является собственником домовладения, расположенного по адресу<адрес>, что подтверждается домовой книгой, согласно которой, кроме него, совместно с ним проживает сын ФИО3. ФИО1 устно обратился в Управление труда и социального развития Хабезского муниципального района с просьбой произвести перерасчет компенсационных выплат на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50% в соответствии со ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах» с учетом совместно проживающих членов его семьи. Ответчик без основательно отказал ФИО1, сославшись, на то, что его сыну исполнилось 18 лет, он не может пользоваться компенсациями по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 50%.
На основании изложенного, истец просит признать незаконными действия Управления труда и социального развития администрации Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, выразившиеся в выплате ФИО1 компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг без учета члена его семьи, обязать Управление труда и социального развития администрации Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики произвести перерасчет и выплатить ФИО1 ежемесячную денежную компенсацию за расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг с учетом всех членов их семьи: сына – ФИО3.
В судебном заседании прокурор Чагаров А.А. поддержал заявленные требования и просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Лицо, в чьих интересах подано исковое заявление ФИО1 поддержал исковые требования, по основаниям изложенным в иске.
Представитель ответчика – Управления труда и социального развития администрации Хабезского муниципального района Карачаево – Черкесской Республики ФИО2 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям изложенным в письменном отзыве по существу иска, считая, что действующее законодательство не распространяет на перечисленного в исковом заявлении лица, меры социальной поддержки по оплате ЖКУ.
Представитель третьего лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства труда и социального развития Карачаево – Черкесской Республики в судебное заседание не явился, просила рассмотреть данное гражданское дело без их участия, в связи с невозможностью обеспечить явку их представителя. Вместе с тем, ранее представил в суд возражение на исковое заявление, из которого следует, что Министерства труда и социального развития Карачаево – Черкесской Республики считает требования прокурора необоснованными по следующим обстоятельствам. ФИО1 является инвалидом 2 группы, причина инвалидности военная травма, полученная при исполнении служебных обязанностей в органах внутренних дел и является получателем мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Меры социальной поддержки, установленные для инвалидов войны, являются расходными обязательствами Российской Федерации, следовательно органы государственной власти субъекта Российской Федерации не уполномочены на самостоятельное определение круга лиц, имеющих право на получение льгот из средств федерального бюджета. Соответственно при назначении меры социальной поддержки и определении круга лиц необходимо исходить из требований Федерального законодательства, прописанного в СК РФ с учетом позиций отраженных в Жилищном законодательстве. В соответствии со ст. СК РФ членами семьи признаются супруги, родители и дети, а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, и другие родственники. В соответствии с п. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении супруги, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи, в связи с чем, просил отказать в удовлетворении исковых требований Хабезского межрайонного прокурора.
Суд, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в целях рассмотрения гражданского дела в разумные сроки, с учетом мнения сторон, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося участника судебного разбирательства.
Выслушав прокурора, лица, в чьих интересах подано исковое заявление, представителя ответчика, исследовав письменные материалы гражданского дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из материалов дела, ФИО1 является инвалидом второй группы, бессрочно, причина инвалидности – военная травма, полученная при исполнении служебных обязанностей в органах внутренних дел, что подтверждается, справкой серии №№ от ДД.ММ.ГГГГ, а также удостоверением инвалида о праве на льготы серия №№ от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 является получателем мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно данным похозяйственной книги №, л/сч. № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 зарегистрирован и проживает в <адрес>., совместно с ним помимо супруги ФИО4, проживает сын – ФИО3, что также подтверждается данными по домовой книге и сведениями об их регистрации по указанному адресу.
ФИО1 обратился в Управление труда и социального развития Хабезского муниципального района с просьбой произвести перерасчет компенсационных выплат на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50% в соответствии со ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах» с учетом совместно проживающих членов его семьи. Управление труда и социального развития Хабезского муниципального района отказал ФИО1, сославшись, на то, что указанная мера социальной поддержки не выплачивается членам семьи.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах» в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
Согласно ст. 14 Закона «О ветеранах» определено, инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов, платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, которая предоставляется лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей инвалидов войны, совместно с ними проживающим, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг (подпункт 8 пункта 1).
В целях реализации мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Карачаево-Черкесской Республике, в виде ежемесячной денежной выплаты (далее - Порядок).
Порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Карачаево – Черкесской Республике, в виде ежемесячной денежной выплаты (далее-Порядок) определяет условия и правила предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – ЕДВ), предусмотренной нормативно-правовыми актами, в том числе федеральными законами от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах».
Пунктом 2 Порядка установлено, что гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с федеральными и республиканскими нормативно-правовыми актами, укзанными в пункте 1 настоящего Порядка, ЕДВ предоставляется при наличии постоянной регистрации по месту жительства в Карачаево – Черкесской Республике.
Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ следует, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 2 ст. 31 ЖК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации.
В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
При вышеуказанных обстоятельствах, требования прокурора к Управлению труда и социального развития администрации Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики обоснованы и основаны на нормах закона, в связи с чем, подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В силу п.п. 8 п. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 НК РФ, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
В соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 и п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков, в связи с чем, судебных расходов, связанных с рассмотрением дела, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Хабезского межрайонного прокурора Карачаево-Черкесской Республики поданного в интересах ФИО1 к Управлению труда и социального развития администрации Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконными действия выразившиеся в выплате компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг без учета члена его семьи и обязании произвести перерасчет и выплатить ежемесячную денежную компенсацию за расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг с учетом всех членов его семьи – удовлетворить.
Признать незаконными действия Управления труда и социального развития администрации Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, выразившиеся в выплате ФИО1 компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг без учета члена его семьи.
Обязать Управление труда и социального развития администрации Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики произвести перерасчет и выплатить ФИО1 ежемесячную денежную компенсацию за расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг с учетом всех членов их семьи: сына – ФИО3.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики через Хабезский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Хабезского районного суда
Карачаево-Черкесской Республики А.Р. Туаршев
Мотивированное решение изготовлено
в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ
Гражданское дело № 2-190/2020