ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-190/2013 от 21.05.2013 Родниковского районного суда (Ивановская область)

Дело № 2-190/2013

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

21 мая 2013 года г.Родники

    Родниковский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи: Созиновой Н.А.,

при секретаре: Ващенко М.Е.,

с участием:

истца: Д.Н.Г.,

представителя истца: К.А.В.

представителя ответчиков: К.О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Д.Н.Г. к Администрации муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области», Главе Администрации муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области», Комиссии по предоставлению жилья детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на территории муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области» о признании незаконными решения комиссии и постановлений, восстановлении в льготном списке сирот, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, обязании предоставления жилого помещения,

у с т а н о в и л :

    Д.Н.Г. обратилась в суд с указанным выше иском к ответчикам, исковые требования мотивированы тем, что истица имеет статус ребенка сироты, ввиду чего на нее распространяются льготы установленные федеральным законом №159-ФЗ от 04.12.2004 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей», в частности истица полагает, что имеет право на предоставление вне очереди по договору социального найма благоустроенной квартиры, в связи с чем состояла в льготной очереди на территории муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области». Письмом от 06.02.2013 года истице было сообщено, что в соответствии с решением она была исключена из списка очередников на территории вышеуказанного муниципального образования и личное дело было направлено в администрацию МО «Парское сельское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области», для включения в списки детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жильем на территории указанного муниципального образования. Считает, что указанное решение не законно, нарушает ее права и законные интересы, поскольку после смерти матери и лишения отца родительских прав истица переехала на постоянное место жительство в город Родники к опекунам по адресу: Ивановская область, г.Родники, мкр.Южный, д.17, кв.15 (в последствии семья истицы переехала проживать по адресу: Ивановская область, г.Родники, мкр.60 лет Октября, д.2, кв.7) и до января 2009 года истица проживала и была зарегистрирована по даны адресам, то есть проживала на территории МО «Родниковское городское поселение». Учебное заведение (профессиональный лицей №46 г.Родники) истица окончила в 2007 году, то есть моментом возникновения права на предоставление ей вне очереди жилого помещения, по мнению истицы, является день окончания ею образовательного учреждения в 2007 году, когда проживала на территории МО «Родниковское городское поселение». В связи с изложенным считает, что решение о снятии ее с льготной очереди на территории МО «Родниковское городское поселение» является не законным. Просила признать решение комиссии от 25.12.2012 г. №13 и постановления главы администрации МО «Родниковское городское поселение» Родниковского муниципального района Ивановской области от 26.12.2012 г. № 297 и от 05.02.2013г. №12 незаконными. Право на предоставление истице жилого помещения вне очереди возникло в 2007 году, однако до сих пор данная обязанность не исполнена, жилое помещение не предоставлено. В связи с чем просит обязать администрацию муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области» предоставить ей на территории МО «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области» по договору социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение не ниже установленной законом Ивановской области №19 – ОЗ от 30.03.1998 года «О социальной норме площади жилья», социальной нормы жилой площади (33 кв.м).

    В судебном заседании по делу истица, заявленные исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ увеличила, просила также восстановить ее в льготном списке сирот, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Увеличенные исковые требования поддержала, по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель истицы К.А.В., увеличенные исковые требования поддержал, пояснил, что Д.Н.Г. является ребенком сиротой, обладает определенными правами, в частности на приобретение жилого помещения по договору социального найма в не очереди. Данное право возникло у нее, когда она закончила учебное заведение в 2007 году. На тот момент она была зарегистрирована и проживала в городе <адрес>. Но она была исключена из списка очередников на территории МО «Родниковского городского поселения» и направлена в администрацию МО «Парского сельского поселения». Просим признать решение комиссии по предоставлению жилья детям сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, на территории муниципального образования «Родниковское городское поселение» от 25.12.2012 года № 13 незаконным. Признать постановления Главы администрации МО «Родниковское городское поселение» от 26.12.2012 года № 207 и от 05.02.2013 года № 12 незаконным. Обязать комиссию по предоставлению жилья детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на территории муниципального образования «Родниковское городское поселение» Родниковского муниципального района Ивановской области и Главу администрации муниципального образования «Родниковское городское поселение» Родниковского муниципального района Ивановской области устранить допущенные нарушения закона, а именно включить Д.Н.Г. в список, детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а так же детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению вне очереди жилой площадью не ниже социальных норм, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а так же в учреждениях всех видов РФ, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, на территории муниципального образования «Родниковское городское поселение» Родниковского муниципального района Ивановской области. Обязать администрацию муниципального образования «Родниковское городское поселение» Родниковского муниципального района Ивановской области предоставить Д.Н.Г. на территории МО «Родниковское городское поселение» по договору социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение не ниже установленной социальной нормы жилой площади 33 квадратных метра.

Представитель ответчиков К.О.В., действующая на основании доверенности, пояснила, что в 1992 году у истицы умерла мама, а в 1995 году отец был лишен родительских прав по решению суда. Истица на тот момент, по представленной справке Главой администрации МО «Парское сельское поселение» была зарегистрирована по адресу: <адрес>. Получив данные сведения, администрация увидела, что сирота была выявлена в деревне Кузьмино. Было принято решение об исключении ее из списка по городу Родники, и передаче дела с постановкой на учет в администрацию МО «Парское сельское поселение».

Представитель третьего лица - Департамента социальной защиты населения Ивановской области в судебное заседание не явился, согласно представленному заявлению, дело просил рассмотреть в свое отсутствие. Из письменного отзыва на иск следует, что с заявленными исковыми требованиями не согласен. Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» изменены условия и порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа. В целях реализации указанного закона внесены необходимые изменения в Закон Ивановской области от 14.03.1997 № 7-03 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области» (далее - Закон № 7-03). Изменения вступили в силу с 01.01.2013.

В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства и детства. В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и её субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъектов РФ по предметам, отнесённым к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта РФ. В соответствии со статьёй 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ, в том числе решение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Частью 8 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8.1. Закона № 7-03 Ивановская область передает в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Дети Ивановской области» на 2009-2013 годы органам местного самоуправления городских округов и поселений, входящих в состав территорий муниципальных районов, государственные полномочия по однократному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Таким образом, выделение средств областного бюджета на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам социального найма с 01.01.2013 действующим законодательством не предусмотрено.

Средства на реализацию передаваемых полномочий предоставляются местным бюджетам из областного бюджета в виде субвенций. Распределение субвенций городским округам и поселениям, входящим в состав территорий муниципальных районов, утверждается законом Ивановской области об областном бюджете на соответствующий год. Размеры субвенций городским округам и поселениям, входящим в состав территорий муниципальных районов, определяются в соответствии с методикой, являющейся приложением к Закону № 7-03.

Размер субвенции, предоставляемой бюджету городского округа, поселения, входящих в состав территории муниципальных районов, зависит от численности детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории соответствующего городского округа, поселения, входящих в состав территории муниципального района, включенных в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона № 7-0З.

В соответствии со строкой 17.3. мероприятий программы «Дети Ивановской области» на 2009-2013 годы, утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 24.09.2008 № 244-п на предоставление жилых помещений детям-сиротам детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилы помещений предусмотрено 102842,0 тыс. руб.

Утверждение расходов на вышеуказанные цели определяется Законом Ивановской области о бюджете, при этом согласно части 1 статьи 8.2. Закона Ивановской области о 14.03.1997 № 7-03 органы местного самоуправления городских округов и поселений входящих в состав территорий муниципальных районов, вправе дополнительно использовать собственные материальные и финансовые средства для осуществлена переданных им государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренные уставом муниципального образования.

Центральный исполнительный орган государственной власти Ивановской области, проводящий государственную политику и осуществляющий межотраслевое управление и координацию, а также функциональное регулирование в сфере социальной защиты населения, на основании данных, предоставляемых его территориальными органами, органами местного самоуправления городских округов и поселений, входящих в состав территорий муниципальных районов, для установления очередности предоставления жилья и расчета размера субвенции, указанной в статье 8.1 Закона № 7-03 формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи. 8 Закона № 7-03.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Закона № 7-03 и достигшие возраста 14 лет, место жительства которых находится на территории Ивановской области.

Очередность лиц, включенных в список, определяется в соответствии, с датой рождения. При совпадении даты рождения очередность определяется в алфавитном порядке фамилий, а для лиц, включенных в список и поставленных на учет в органах местного самоуправления городских округов и поселений, входящих в состав территорий муниципальных районов, в качестве нуждающихся в жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма до 1 января 2013 года - в соответствии с датой постановки на учет.

На 15.04.2013 ни Администрацией МО «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области», ни Администрацией Парского сельского поселения данные на Д.Н.Г., необходимые для включения ее в список, не представлены.

Представитель третьего лица – ТОСЗН по Родниковскому муниципальному району в судебное заседание не явился, согласно представленному заявлению, дело просил рассмотреть в свое отсутствие. Возражений по иску не представлено.

Представитель третьего лица - Департамента финансов Ивановской области в судебное заседание не явился, согласно представленному отзыву, дело просил рассмотреть в свое отсутствие. Из письменного отзыва на иск следует, что в силу пункта 1 статьи 8.1 Закона Ивановской области от 14.03.1997 № 7-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области» Ивановская область передала органам местного самоуправления городских округов и поселений, входящих в состав территорий муниципальных районов, государственные полномочия по однократному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с частями 3, 5 статьи 140 Бюджетного кодекса РФ, пунктами 2, 3, 4 статьи 8.1 Закона Ивановской области от 14.03.1997 № 7-03 средства на реализацию переданных полномочий предоставлялись местным бюджетам из областного бюджета в виде субвенций, распределение которых определяется в соответствии с методикой, являющейся приложением к данному закону, и утверждается законом Ивановской области об областном бюджете на соответствующий год.

Согласно таблице № 18 Приложения № 11 к Закону Ивановской области от 24.12.2012 № 120-03 «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» Родниковскому городскому поселению на 2013 год были выделены субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Дети Ивановской области» на 2009 - 2013 годы» в размере 2 125 200 рублей.

Таким образом, обеспечение жильем Д.Н.Г. является полномочием Родниковского городского поселения.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

    Из свидетельства о рождении Д.Н.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, следует, что родителями истицы являются Д.Г.Н. и Д.Н.В. (л.д.138).

Судом установлено, что Д.Н.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей. Согласно копии свидетельства о смерти №, выданного ДД.ММ.ГГГГ о.ЗАГС г.Родники Ивановской области - мать истицы, Д.Н.В., умерла ДД.ММ.ГГГГ Решением Родниковского районного суда Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ Д.Г.Н. в отношении несовершеннолетней Д.Н.Г. лишен родительских прав (л.д.143).

     Постановлением Главы администрации Родниковского района Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ Д.Н.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, назначен опекун, К.С.Н. (л.д.142).

     Согласно копии свидетельства о смерти №, выданного ДД.ММ.ГГГГ о.ЗАГС <адрес> - Д.Г.Н. умер ДД.ММ.ГГГГ г.

    Д.Н.Г. до ДД.ММ.ГГГГ проживала и была зарегистрирована по адресу: <адрес>, д.Кузьмино, <адрес> (л.д.148).

    Согласно сообщению начальника ОНД <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ произошел пожар (л.д.197).

    Согласно выписке из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищно-бытовой комиссии районной администрации рассматривалось ходатайство ТОСЗН о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Д.Н.Г. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, оставшейся без попечения родителей. По результатам рассмотрения было решено признать Д.Н.Г. нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д.183).

    Согласно справки «Госучет» от ДД.ММ.ГГГГ № за Д.Н.Г. жилого дома, квартиры не значится, проживает по адресу: <адрес> <адрес> (квартира К.С.Н.) (л.д.211, 212).

Судом установлено, что за Д.Н.Г., как лицом, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как до назначения опекуна, так и после не было закреплено какого-либо жилого помещения.

Согласно книги учета граждан нуждающихся в улучшении жилья Д.Н.Г., учащаяся ПУ – 46, проживающая по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ поставлена в льготную очередь (л.д.73-74).

    Согласно аттестату об основном общем образовании Д.Н.Г. в 2003 году в средней общеобразовательной школе №4 г.Родники Ивановской области получила основное общее образование (л.д.15).

    С 2003 года по 2006 год Д.Н.Г. проходила обучение в ПУ №46 г.Родники (л.д.18).

С 2006 года по 2007 год Д.Н.Г. проходила обучение в ПУ №46 г.Родники (л.д.17).

После окончания обучения, жилым помещением обеспечена не была.

Постановлением администрации МО «Родниковское городское поселение» от 17.12.2010 года № 102 Д.Н.Г. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (л.д.145).

    Постановлением администрации МО «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области» от 26.12.2012 г. №207 Д.Н.Г. исключена из списка детей сирот, подлежащих обеспечению вне очереди жилой площадью. Постановлено личное дело Д.Н.Г. направить в администрацию Филисовского сельского поселения для включения в списки детей-сирот, нуждающихся в обеспечении жильем на территории Филисовского поселения (л.д.9).

Постановлением администрации МО «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области» от 05.02.2013 г. №12 в п.2 Постановления администрации МО «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области» от 26.12.2012 г. №207 внесены изменения, из которых следует, что личное дело Доброхотовой Н.Г. направить в администрацию Парского сельского поселения для включения в списки детей-сирот, нуждающихся в обеспечении жильем на территории Парского поселения (л.д.10).

Как следует из протокола заседания Комиссии по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на территории муниципального образования «Родниковское городское поселение» от 25.12.2012 г. №13 и пояснений представителя ответчиков, основанием для исключения из списка детей-сирот, нуждающихся в обеспечении жильем на территории Родниковского городского поселения, Д.Н.Г. явилось то обстоятельство, что право на внеочередное обеспечение жильем у Д.Н.Г. возникло тогда, когда она была зарегистрирована на территории другого муниципального образования, то и обязанность по обеспечению жильем лежит на том муниципальном образовании, где возникло право (л.д.51-54).

По правилам ч. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Согласно ч. 2 ст. 56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий должны содержать основания снятия с такового учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 ст. 56 ЖК РФ.

Из представленного в материалы дела протокола заседания Комиссии по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на территории муниципального образования «Родниковское городское поселение» от 25.12.2012 г. №13 не усматриваются основания, явившиеся поводом для снятия истца с жилищного учета, а суждение о возникновении права на внеочередное обеспечение жильем у Д.Н.Г., когда та была зарегистрирована на территории другого муниципального образования и обязанность по обеспечению жильем соответственно лежит на том муниципальном образовании, где возникло это право, на материалах дела не основано.

Каких-либо доказательств относительно наличия в представленных Д.Н.Г. документах сведений, не соответствующих действительности, послуживших основанием для принятия ее на учет, ответчиками в суд не представлено.

При таких обстоятельствах суд признает решение Комиссии по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на территории муниципального образования «Родниковское городское поселение» от 25.12.2012 г. №13, Постановление главы администрации МО «Родниковское городское поселение» Родниковского муниципального района Ивановской области от 26.12.2012 г. №297 об исключении из списка детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительство), не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению вне очереди жилой площадью Д.Н.Г. и Постановление главы администрации МО «Родниковское городское поселение» Родниковского муниципального района Ивановской области от 05.02.2013 г. №12 о внесении изменений в Постановление главы администрации МО «Родниковское городское поселение» Родниковского муниципального района Ивановской области от 26.12.2012 г. №297 об исключении из списка детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительство), не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению вне очереди жилой площадью Д.Н.Г., незаконными.

Учитывая положения ст.258 ГПК РФ, суд считает возможным возложить на Комиссию по представлению жилья детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на территории муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области» и Главу администрации МО «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области» обязанность устранить допущенные нарушения прав истицы – обязать восстановить Д.Н.Г. на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в льготном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 25 Всеобщей Декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.

В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (ч. 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3).

Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ к категориям граждан, которым по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, относятся иные категории граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

К иным категориям относятся дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

П. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, действовавший до 01.01.2013г., предусматривали предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Как следует из преамбулы указанного Закона, а также ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Из анализа вышеназванных норм закона следует, что гарантируемая социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа вышеуказанного возраста. Социальная поддержка данным лицам будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан. При этом, Закон предполагает правовую определенность в отношении данной категории граждан.

При этом, как указал Конституционный Суд РФ в определении от 05 марта 2009 N 376-О-П, предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49 и ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).

Из вышеизложенного следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях при подтверждении объективной нуждаемости в жилом помещении имеют право на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи.

Указанная правовая позиция Конституционного Суда РФ подтверждена вступившим в законную силу с 01.01.2013 Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действие положений которого распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Следовательно, право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма Д.Н.Г., состоящая на учете нуждающихся в жилом помещении, возникло с момента окончания в 2007 году ПУ №46 г.Родники.

При таких обстоятельствах истица, как лицо из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, состоящая на учете нуждающихся в жилом помещении, имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма.

Не может быть учтен довод представителя ответчиков относительно того, что в настоящее время внеочередной порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшиеся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, законом не предусмотрен, поскольку основан на неверном толковании норм материального права.

Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 8 ФЗ N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства.

Аналогичную норму содержит ст.8 Закона № 7-ОЗ, в которой также указано, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Ивановской области и относятся к расходным обязательствам Ивановской области.

Частью 1 ст. 8 ФЗ N 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 8.1 Закона № 7-ОЗ органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Ивановской области наделены государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договору социального найма. Средства на реализацию передаваемых полномочий предоставляются местным бюджетам из областного бюджета в виде субвенций. Распределение субвенций городским округам и поселениям, входящим в состав территорий муниципальных районов, утверждается законом Ивановской области об областном бюджете на соответствующий год.

Из изложенного выше в совокупности следует, что предоставление жилья лицам из числа детей-сирот вне очереди по договорам социального найма непосредственно после окончания их пребывания в образовательном учреждении гарантируется государством, а наличие, либо отсутствие денежных средств в бюджете соответствующего уровня; объем, выделенных субвенций, имеющаяся очередность лиц, льготной категории не может служить основанием для нарушения жилищных прав истца.

Следовательно, исковые требования подлежат удовлетворению частично.

    Руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковое заявление Д.Н.Г. удовлетворить частично.

Признать незаконным решение комиссии по предоставлению жилья детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на территории муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области» от ДД.ММ.ГГГГ №13.

Признать незаконным Постановление главы администрации МО «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области» от 26.12.2012 года №207 и от 05.02.2013 года №12.

Обязать Комиссию по представлению жилья детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на территории муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области» и Главу администрации МО «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области» восстановить Д.Н.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку села Бортницы Родниковского района Ивановской области, в льготном списке сирот, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых вне очереди.

Обязать Администрацию МО «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области» предоставить Д.Н.Г. на территории муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области» жилое помещение по договору социального найма согласно норме предоставления.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Родниковский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья: подпись Н.А.Созинова