ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-190/2013 от 24.12.2013 Большесельского районного суда (Ярославская область)

 Дело №2-190/2013

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 «24» декабря 2013 года Большесельский районный суд Ярославской области в составе: председательствующего судьи Киселевой Е.В.,

 с участием прокурора Большесельского района Ярославской области Бубнова Д.А.,

 представителей ответчиков Администрации Большесельского муниципального района Ярославской области ФИО2, ООО «Знамя» ФИО3,

 при секретаре Алексеевой Е.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда с. Большое Село гражданское дело по иску прокурора Большесельского района Ярославской области в интересах Российской Федерации к Администрации Большесельского муниципального района Ярославской области, Обществу с ограниченной ответственностью «Знамя», ФИО4, Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Ярославской области о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка от 29.06.2012г., признании недействительным соглашения об отступном от 09.04.2013г., исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей о регистрации договора купли-продажи и соглашения об отступном, возложении на Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Ярославской области обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке, по иску Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области к Администрации Большесельского муниципального района Ярославской области, Обществу с ограниченной ответственностью «Знамя», ФИО4, Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Ярославской области о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок, признании недействительным договора купли-продажи земельного участка от 29.06.2012г., признании недействительным соглашения об отступном от 09.04.2013г., признании недействительной записи о государственной регистрации права № в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним,

 у с т а н о в и л :

 Прокурор Большесельского района Ярославской области, действуя в интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском к Администрации Большесельского муниципального района Ярославской области, ООО «Знамя», ФИО4, Филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Ярославской области о признании недействительным договора № купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, площадью 40520000 кв.м, расположенного по адресу: Ярославская область, Большесельский район, ГУ Ярославской области «Большесельское лесничество», Большесельское участковое лесничество, кварталы 401 - 418, СПК «Знамя», от 29.06.2012г., заключенного между Администрацией Большесельского муниципального района Ярославской области и ООО «Знамя», признании недействительным соглашения об отступном от 09.04.2013г., заключенного между ФИО4 и ООО «Знамя», исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей о регистрации договора купли-продажи и соглашения об отступном, возложении на Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Ярославской области обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости сведений об указанном земельном участке.

 В обоснование иска прокурор указал, что в соответствии с Постановлением Главы Администрации Большесельского района Ярославской области № от 14.10.1992г. были утверждены проекты землеустройства (перераспределения земель), в том числе, совхоза «Знамя», реорганизованного впоследствии в ПСК и ООО «Знамя», совхозу «Знамя» были переданы прочие угодья, кроме сельскохозяйственных угодий, общей площадью 4026 га (площадь в дальнейшем была уточнена), СПК «Знамя» было выдано свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования несельскохозяйственными угодьями площадью 4079 га, 28.12.2005г. земельный участок площадью 4052 га, расположенный по адресу: <адрес>, был поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера №, также была установлена категория земельного участка - земли сельскохозяйственного назначения.

 На основании постановления Администрации Большесельского муниципального района Ярославской области № от 28.06.2012г. было прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ООО «Знамя» на данный земельный участок, он был предоставлен в собственность за плату ООО «Знамя», являющемуся правопреемником совхоза «Знамя».

 На основании договора купли-продажи земельного участка № от 29.06.2012г., заключенного между Администрацией Большесельского муниципального района и ООО «Знамя», указанное ООО зарегистрировало право собственности на данный земельный участок, на основании соглашения об отступном от 09.04.2013г., заключенного между ФИО4 и ООО «Знамя», с 30.04.2013г. право собственности на спорный земельный участок перешло к ФИО4

 Предоставление земельного участка с кадастровым номером № в собственность за плату ООО «Знамя» является незаконным, поскольку согласно ранее действовавшим Основам лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденным Законом СССР от 17 июня 1977 года, леса в СССР являлись государственной собственностью и предоставлялись только в пользование. Все леса в СССР образовывали единый государственный лесной фонд, который состоял из лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников, а также колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.

 Согласно Основам лесного законодательства Российской Федерации, введенным в действие с 15.04.1993г., все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации. В состав земель лесного фонда входят лесные земли (покрытые лесом, а также не покрытые лесом - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и нелесные земли (болота, дороги, квартальные просеки и другие).

 Согласно ст. 10 Основ лесного законодательства РФ во владении колхозов, совхозов находится лесной фонд, ранее переданный колхозам в бессрочное пользование, а также закрепленный за совхозами. При реорганизации колхоза или совхоза в другое сельскохозяйственное формирование ему передается во владение лесной фонд этого колхоза или совхоза.

 В соответствии с п. 1 Положения о колхозных лесах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР 04.03.1968 № 144, колхозные леса являлись частью государственного лесного фонда СССР, колхозные леса находились в бессрочном пользовании колхозов, площадь колхозных лесов определялась при проведении внутрихозяйственного землеустройства колхозов и лесоустройства колхозных лесов. Земельный участок с кадастровым номером № покрыт лесом, что подтверждается материалами лесоустройства, проведенного в 2002 году Западным государственным предприятием <данные изъяты>, согласно указанным материалам на территории Большесельского участкового лесничества, кварталы № (СПК «Знамя»), расположены защитные и эксплуатационные леса.

 Лесным кодексом Российской Федерации, введенным в действие с 04.02.1997г., определялось, что все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд.

 Согласно ст.ст. 8, 19 ЛК РФ лесной фонд находится в федеральной собственности.

 Земельный участок, кадастровый номер №, относится в настоящее время к землям лесного фонда, распоряжение данным земельным участком путем предоставления в собственность за плату органом местного самоуправления Большесельского муниципального района является незаконным.

 Согласно ч. 2 ст. 15 Федерального закона № 172-ФЗ от 21.12.2004 г. «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

 Органами государственной власти Ярославской области закон, устанавливающий полномочия органов местного самоуправления по переводу земель из одной категории в другую, не принимался, решения об изменении категории указанного земельного участка не имеется, в связи с чем, кадастровая запись о присвоении данному земельному участку категории - земли сельскохозяйственного назначения, содержащаяся в государственном земельном кадастре, является незаконной.

 В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.

 Согласно ч. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

 Недвижимое имущество признается принадлежащим добросовестному приобретателю на праве собственности с момента государственной регистрации, за исключением случаев, предусмотренных ст. 302 ГК РФ, устанавливающей условия истребования имущества у добросовестного приобретателя, полученного им на основании возмездной сделки. К таким условиям относится отсутствие воли собственника или иного законного владельца на отчуждение спорного имущества. Российская Федерация, собственник земельного участка с кадастровым номером №, решение об отчуждении указанного имущества не принимала. Органы местного самоуправления не имели полномочий по распоряжению спорным земельным участком.

 В силу положений ч. 1 ст. 302 ГК РФ ФИО4 не может быть признан добросовестным приобретателем, сделка в отношении спорного земельного участка, заключенная между ООО «Знамя» и ФИО4, является недействительной.

 В уточненном исковом заявлении прокурор Большесельского района Ярославской области в обоснование своих требований также указал, что действовавшим законодательством РФ, в том числе, положениями Федерального закона №137 –ФЗ от 25.10.2001г. «О введении в действие Земельного кодекса РФ», Указом Президента РФ от 27.12.1991г. №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», Постановлением Правительства РФ от 29.12.1991г. №86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» не было предусмотрено право муниципального образования осуществлять полномочия собственника в отношении земельных участков, относящихся к категории колхозных лесов, не являющихся муниципальной собственностью.

     Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица на стороне истца, предъявило исковые требования к Администрации Большесельского муниципального района Ярославской области, Обществу с ограниченной ответственностью «Знамя», ФИО4, Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Ярославской области о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок, кадастровый номер №, площадью 40520000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, признании недействительным договора купли-продажи земельного участка от 29.06.2012г., заключенного между Администрацией Большесельского муниципального района Ярославской области и ООО «Знамя», признании недействительным соглашения об отступном от 09.04.2013г., заключенного между ФИО4 и ООО «Знамя», в отношении земельного участка с кадастровым номером №, признании недействительной записи о государственной регистрации права № в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

 В обоснование исковых требований Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области также указывало, что в соответствии со ст.19 ранее действовавшего Лесного кодекса РФ, введенного в действие 04.02.1997г., и ст. 8 Лесного кодекса РФ, действующего с 01.07.2007г., все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные и нелесные земли), образуют лесной фонд, который находится в федеральной собственности. Земельный участок, кадастровый номер №, площадью 40520000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, относится к категории: земли лесного фонда, в силу прямого указания закона он является собственностью Российской Федерации, органы местного самоуправления не наделены полномочиями по распоряжению земельными участками лесного фонда, находящимися в федеральной собственности, следовательно, ответчик Администрация Большесельского муниципального района Ярославской области, предоставляя ООО «Знамя» спорный земельный участок за плату, действовала за пределами своих полномочий. Согласно ст.168, ч.1 ст.167 ГК РФ указанные сделки являются недействительными, ничтожными. На основании положений ст. 302 ГК РФ указанный истец, представляющий интересы собственника недвижимого имущества, вправе истребовать данное недвижимое имущество, решение об отчуждении которого собственником земельного участка - Российской Федерацией, не принималось.

     В судебном заседании прокурор Большесельского района Ярославской области Бубнов Д.А. поддержал предъявленные им исковые требования, а также поддержал требования, предъявленные к ответчикам Территориальным Управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области, пояснил, что изначально спорный земельный участок относился к категории земель – земли лесного фонда, участок покрыт лесными насаждениями, из Постановления Главы Администрации Большесельского района Ярославской области от 14.10.1992г. № следует, что в муниципальную собственность района были выделены прочие угодья в реорганизуемом совхозе «Знамя» - леса, площадью 40260000 кв.м.

 Документов, подтверждающих, что спорный участок относился к категории земель сельскохозяйственного назначения, не имеется. На кадастровый учет в качестве земельного участка, относящегося к данной категории земель, он был поставлен ошибочно. Согласно п.2 ст.77 Земельного кодекса РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Исходя из положений п.2 ст.77 Земельного кодекса РФ, земельный участок, находящийся в настоящее время в собственности ФИО4, к категории земель сельскохозяйственного назначения не относится.

      Спорный земельный участок являлся объектом лесоустройства, место расположение его определяется лесными кварталами, как участка, относящегося к лесному фонду. Прокурор просил признать недействительными указанные сделки, совершенные между Администрацией Большесельского муниципального района Ярославской области и ООО «Знамя», а также указанным ООО и ФИО4, применить последствия недействительности сделок, обязать стороны возвратить все полученное по сделкам, передав земельный участок, кадастровый номер №, в федеральную собственность.

     Представитель истца Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании не присутствовал, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

 Представитель третьего лица на стороне истца Департамента лесного хозяйства Ярославской области, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании не присутствовал.

 В судебном заседании 06.08.2013г. представитель третьего лица на стороне истца Департамента лесного хозяйства Ярославской области ФИО5, действующий согласно доверенности, поддержал предъявленные прокурором района исковые требования, пояснил, что согласно ранее действовавшему законодательству РФ земельные участки колхозных лесов предоставлялись в пользование колхозам с целью ведения лесоустройства, защиты лесных насаждений, для удовлетворения внутренних потребностей хозяйств, указанные участки входили в государственный лесной фонд. По целевому назначению спорный земельный участок относится к категории защитных и эксплуатационных лесов. Согласно Проекту организации и ведения лесного хозяйства Большесельского сельского лесхоза, составленному в отношении СПК «Знамя» в 2003г. ФГУП <данные изъяты>, общая площадь лесов, находящихся в пользовании указанного СПК, по состоянию на 01.01.2002г. по данным земельного баланса составляла 4052 га. В соответствии со ст.8 Лесного кодекса РФ спорный земельный участок, находящийся в составе земель лесного фонда, относится к федеральной собственности.

 В судебном заседании представитель ответчика ООО «Знамя» ФИО3, действующая согласно доверенности, исковые требования не признала, пояснила, что согласно п.7 ст.10 Федерального закона от 24 июля 2002г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», п.3 ст.6 Закона Ярославской области от 23 октября 2003г. № 55-з «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области» предоставление сельскохозяйственным организациям земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в собственность было обусловлено принадлежностью таких земельных участков данным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования. Право постоянного (бессрочного) пользования является ограниченным вещным, что предполагает его возникновение в связи с оформлением правоустанавливающих документов и государственной регистрацией права после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также признание данного права в случае возникновения его на основании правоустанавливающих документов, изданных до вступления в силу указанного закона.

 Согласно свидетельству о праве постоянного (бессрочного) пользования данный земельный участок, состоящий из прочих не сельскохозяйственных угодий, был предоставлен СПК «Знамя» для производственный целей, участок был поставлен на государственный кадастровый учет 28.12.2005г. с присвоением кадастрового номера №. Согласно ч.1 ст.45 Федерального закона от 24 июля 2007г. №221 -ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» данный земельный участок имеет статус ранее учтенного объекта недвижимости, государственный кадастровый учет земельного участка признается юридически действительным, постановка спорного земельного участка на кадастровый учет до настоящего времени никем не оспаривалась. ООО «Знамя» считает, что спорный земельный участок ранее относился к колхозным лесам, колхозные леса были изъяты из государственного лесного фонда, имели самостоятельное правовое регулирование, спорный земельный участок находился в пользовании совхоза «Знамя» с момента создания совхоза, вещное право постоянного (бессрочного) пользования на этот участок является ранее возникшим правом, участок предназначен для сельскохозяйственного производства, относится к землям, право государственной собственности на которые не разграничено, правом распоряжения данным земельным участком наделены органы местного самоуправления.

 В судебном заседании представитель ответчика Администрации Большесельского муниципального района Ярославской области ФИО2, действующая согласно доверенности, исковые требования не признала, пояснила, что между Администрацией района на основании Постановления № от 28.06.2012г. «О продаже земельного участка в собственность ООО «Знамя» и указанным ООО был заключен договор купли-продажи № от 29.06.2012 г., согласно которому земельный участок с кадастровым номером № был передан в собственность ООО «Знамя». Указанные действия орган местного самоуправления осуществил в соответствии с п.2 ст.3 Федерального закона от 25.10.2011г. №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

 09.10.2008г. Правительством Ярославской области было принято Постановление №537-п «О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда» с Приложением «Перечень земельных листков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда». Подпунктом 87 указанного Приложения к Постановлению № разрешен вопрос о переводе земельного участка, кадастровый номер №, площадью 40520000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда. Решением Ярославского областного суда от 28.03.2011г. указанный подпункт признан недействующим со дня вступления в силу данного решения в законную силу. Спорный земельный участок на момент совершения сделки купли-продажи относился к категории земель сельскохозяйственного назначения, оснований для признания указанных сделок недействительными не имеется.

 Ответчик ФИО4, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании не присутствовал, сведений о причинах своей неявки суду не представил.

 Согласно ч.3, ч.5 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных участников процесса.

 Представитель ответчика Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Ярославской области ФИО6, действующая согласно доверенности, в судебном заседании предъявленные исковые требования не признала, пояснила, что кадастровый учет спорного земельного участка был произведен в соответствии с требованиями действующего законодательства, на основании представленных сторонами правоустанавливающих документов.

     Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования, предъявленные прокурором в интересах Российской Федерации, и исковые требования Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

 Согласно Постановлению Главы Администрации Большесельского района Ярославской области от 14.10.1992г. № «Об утверждении проектов землеустройства (перераспределения) земель реорганизуемых совхоза «Знамя» и колхоза <данные изъяты> были утверждены проекты землеустройства (перераспределения) земель совхоза «Знамя», при этом в муниципальную собственность района выделено прочих угодий 4026 га.

     Как следует из Постановления Главы Администрации Большесельского района Ярославской области от 31.10.1995г. № «О передаче в пользование колхозам и сельхозкооперативам земельных участков, покрытых лесом, ранее отнесенных к муниципальной собственности района», СПК «Знамя» было передано в пользование из муниципальной собственности района земельных угодий площадью 4079 га, в том числе лесов, площадью 3187 га.

     01.02.1996г. Сельскохозяйственному кооперативу «Знамя» было выдано свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования несельскохозяйственными, прочими угодьями площадью 4079 га.

     28.12.2005г. земельный участок площадью 40520000 кв.м был поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера №, категория земли - земли сельскохозяйственного назначения.

 На основании Постановления Главы Администрации Большесельского муниципального района Ярославской области от 28.06.2012 г. № был принят отказ ООО «Знамя» от права бессрочного пользования земельным участком, кадастровый номер №, площадью 40520000 кв.м, постановлено продать спорный земельный участок в собственность ООО «Знамя» для сельскохозяйственного производства.

 Согласно договору № купли-продажи указанного земельного участка от 29.06.2012г., заключенному между Администрацией Большесельского муниципального района Ярославской области и ООО «Знамя», ответчик ООО приобрело спорный земельный участок, расположенный на землях сельскохозяйственного назначения, в собственность, цена земельного участка составила <данные изъяты>

     В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним произведена запись № от 26.01.2013 г. о государственной регистрации договора купли – продажи от 29.06.2012г.

 Как следует из соглашения об отступном от 09.04.2013г., заключенного между ФИО4 и ООО «Знамя», между сторонами 17.06.2012г. был заключен договор денежного займа №, согласно которому ООО «Знамя» приняло на себя обязательство в срок до 31.12.2013г. уплатить ФИО4 денежные средства в сумме 200000 руб., указанное обязательство ООО исполнено не было, взамен исполнения данного обязательства ООО «Знамя» предоставило в собственность ФИО4 принадлежащий ООО на праве собственности земельный участок, кадастровый номер №, площадью 40520000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, размер отступного по соглашению сторон был определен в сумме <данные изъяты>

     В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеется запись № от 30.04.2013г. о государственной регистрации соглашения об отступном от 09.04.2013г., заключенного между указанными сторонами.

 В соответствии со ст. ст. 3, 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.06.1977г., все леса в СССР состояли в исключительной собственности государства и предоставлялись только в пользование.

 Все леса в СССР образовывали единый государственный лесной фонд, который состоял из лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников; а также колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.

 Согласно Положению о колхозных лесах, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР N 144 от 04.03.1968г, колхозные леса являлись частью государственного лесного фонда СССР. Колхозными лесами признавались леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование. Площадь колхозных лесов определяется при проведении внутрихозяйственного землеустройства колхозов и лесоустройства колхозных лесов. Ведение хозяйства в колхозных лесах осуществляется колхозами непосредственно или через межхозяйственные предприятия (организации) по ведению лесного хозяйства.

 Согласно ст. 3 Лесного кодекса РСФСР, утвержденного Законом РСФСР от 08.08.1978г., леса состояли в исключительной собственности государства и предоставлялись только в пользование. Действия в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на леса, запрещались.

 В соответствии со ст. 4 Лесного кодекса РСФСР единый государственный лесной фонд состоит из лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников; колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование. В соответствии с Земельным кодексом РСФСР землями государственного лесного фонда признаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства. Границы земель государственного лесного фонда, отделяющие их от земель иных категорий, определяются в установленном порядке.     Согласно ст. 5 Лесного кодекса РСФСР в государственный лесной фонд не входят, в том числе деревья и группы деревьев, а также иная древесно-кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения.

 Как следует из положений ст. 25 Лесного кодекса РСФСР, леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование, и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах, признаются колхозными лесами. Колхозные леса находятся в бессрочном пользовании колхозов.

 В соответствии с Основами лесного законодательства Союза ССР и союзных республик ведение лесного хозяйства в колхозных лесах осуществлялось колхозами в соответствии с Положением о колхозных лесах, утверждаемым Советом Министров СССР. Колхозы могут вести лесное хозяйство совместно с другими колхозами, совхозами и иными предприятиями, учреждениями и организациями в порядке, определяемом законодательством Союза ССР и РСФСР. Руководство организацией и ведением лесного хозяйства в колхозных лесах осуществляется государственными органами сельского хозяйства (ст. 26 Лесного кодекса РСФСР).

 Положениями ст. 116 Лесного кодекса РСФСР было установлено, что для организации рационального пользования лесами, их воспроизводства, охраны и защиты, планирования развития лесного хозяйства и размещения лесосечного фонда за счет государства проводится государственный учет лесов и ведется государственный лесной кадастр по единым для Союза ССР системам.

 В соответствии со ст. 118 Лесного кодекса РСФСР лесоустройство включало систему государственных мероприятий, направленных на обеспечение рационального использования, повышения продуктивности, воспроизводства, охраны и защиты лесов, а также, повышения культуры ведения лесного хозяйства. Лесоустройство включало следующие лесоустроительное действия: определение границ территорий лесохозяйственных предприятий, внутрихозяйственную организацию территорий лесохозяйственных предприятий государственных органов лесного хозяйства, а также территорий, занятых лесами, ведение лесного хозяйства в которых возложено на иные предприятия, учреждения и организации.

 Согласно ст. 2 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом РФ 06.03.1993г. N 4613-1, все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации. В состав земель лесного фонда входят: лесные земли (покрытые лесом, а также не покрытые лесом - вырубки, гари, редины, прогалины и другие); нелесные земли (болота, дороги, квартальные просеки и другие). В лесной фонд не входят: защитные лесные насаждения и другая древесная и кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения; защитные лесные насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог и каналов; озеленительные насаждения и группы деревьев в городах и других населенных пунктах, произрастающие на землях, не отнесенных к городским лесам; деревья и группы деревьев на приусадебных, дачных и садовых участках.

 В соответствии со ст. 10 Основ лесного законодательства РФ лесной фонд находится во владении лесхозов, колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных формирований, осуществляющих ведение лесного хозяйства. Во владении колхозов, совхозов находится лесной фонд, ранее переданный колхозам в бессрочное пользование, а также закрепленный за совхозами. При реорганизации колхоза или совхоза в другое сельскохозяйственное формирование ему передается во владение лесной фонд этого колхоза и совхоза.

 Ведение лесного хозяйства и пользование лесным фондом в лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований осуществляются с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса. Колхозы, совхозы, другие сельскохозяйственные формирования были обязаны организовать ведение лесного хозяйства в лесном фонде, находящемся в их владении через межхозяйственные лесхозы или по договорам с государственными органами управления лесным хозяйством в соответствии с Основами, положением по ведению лесного хозяйства в лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

 В соответствии со ст. 74 Основ лесного законодательства РФ при лесоустройстве осуществляются, в том числе, определение границ и внутрихозяйственная организация территории лесного фонда лесхоза, колхоза, совхоза, другого сельскохозяйственного формирования.

 Согласно ст. 75 Основ лесного законодательства РФ при лесоустройстве для владельцев лесного фонда составляются проекты, в которых дается комплексная оценка ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом за прошедший период, разрабатываются основные положения организации и развития лесного хозяйства. Указанные проекты и другие материалы лесоустройства после утверждения их государственными органами управления лесным хозяйством являются обязательными нормативно-техническими документами для ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом, прогнозирования, перспективного и текущего планирования.

 Согласно ст. 19 Лесного кодекса РФ, введенного в действие 04.02.1997г., лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. В соответствии с федеральными законами допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов РФ.

 Положениями ст.7 Лесного кодекса РФ, введенного в действие 04.02.1997г., было установлено, что все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд. Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель. Включение земель в состав лесного фонда и их изъятие из него осуществляются в порядке, установленном лесным и земельным законодательством Российской Федерации.

 В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса РФ в состав земель лесного фонда входят лесные земли и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные). К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли).

 Согласно ст. 72 Лесного кодекса РФ лесоустройство включает в себя систему мероприятий по обеспечению рационального использования лесного фонда, повышению эффективности ведения лесного хозяйства и осуществлению единой научно-технической политики в лесном хозяйстве. При лесоустройстве осуществляются, в том числе, определение в установленном порядке границ участков лесного фонда и внутрихозяйственная организация территорий лесного фонда.

 Согласно ст. 8 Лесного кодекса РФ, введенного в действие с 01.01.2007г., лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

 Нормами действующего законодательства РФ, в том числе, Лесного кодекса РФ, Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003г. №131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органам местного самоуправления не предоставлены полномочия по распоряжению участками лесного фонда, расположенными в пределах соответствующих муниципальных образований.

 Исследовав доказательства в судебном заседании, суд приходит к выводу о том, что земли лесного фонда как согласно ранее действовавшему законодательству, так и в настоящее время находятся в государственной (федеральной) собственности, на землях лесного фонда проводится лесоустройство; ранее документальным подтверждением отнесения земель к лесному фонду являлась лесоустроительная документация; государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно или через уполномоченные им органы исполнительной власти, в том числе через лесничества (ранее лесхозы и лесничества); участки лесного фонда могут находиться во владении и пользовании сельскохозяйственных организаций и использоваться для сельскохозяйственного производства.

 В судебном заседании свидетель ФИО1 пояснила, что с 1984 года она работала в должности <данные изъяты> в Большесельском сельском лесхозе, с 1985 года работала в указанном лесхозе инженером лесного хозяйства, с 2008 года является <данные изъяты> ГКУ <данные изъяты>, на спорном земельном участке ранее велась заготовка древесины гражданами на основании ордеров, затем на основании договоров купли-продажи древесины. Спорный земельный участок никогда не использовался для целей сельскохозяйственного производства, изначально он относился к лесному фонду, лесоустройство указанного земельного участка было проведено в 2002 – 2003г.г. <данные изъяты>, учитывая, что спорный земельный участок относился к землям лесного фонда, лесные участки разделены квартальной сеткой, адрес его местонахождения определен кварталами. Материалы лесоустройства, составленные Западным государственным предприятием, должны быть утверждены в установленном порядке. В ГКУ Ярославской области <данные изъяты> не имеется никаких данных о том, что земельный участок, кадастровый номер №, площадью 40520000 кв.м, был передан в муниципальную собственность Большесельского района Ярославской области, изъятия спорного земельного участка у <данные изъяты> не производилось.

 Согласно п.2 ст.77 Земельного кодекса РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

 Как следует из представленного Проекта организации и ведения лесного хозяйства Большесельского сельского лесхоза филиала ФГУ «Ярсельлес», составленного в отношении СПК «Знамя» в 2003 г. ФГУП <данные изъяты>, в пользовании указанного СПК по состоянию на 01.01.2002г. находились леса, общая площадь которых по данным земельного баланса составляла 3195 га, в том числе леса, площадью 117 га, относящиеся к категории защитных, лесные земли, площадью 3078 га, относящиеся к категории эксплуатационных, сведений о наличии в составе указанных лесов лесных насаждений, предназначенных для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, которые в силу п.2 ст.77 ЗК РФ могут располагаться на землях сельскохозяйственного назначения, в проекте лесоустройства не имеется.

 Исходя из положений п.2 ст.77 Земельного кодекса РФ, указанный земельный участок не относится к землям сельскохозяйственного назначения.

 Как следует из сведений от 21.05.2013г., представленных Департаментом лесного хозяйства Ярославской области, на землях СПК «Знамя» по состоянию на 01.04.2013г. находится лесной участок, кадастровый номер №, площадью 40520000 кв.м, в том числе площадью 1170000 кв.м, относящийся к категории защитных лесов, и площадью 39350000 кв.м, относящийся к категории эксплуатационных лесов.

 Стороны не оспаривали, что спорный земельный участок, кадастровый номер №, площадью 40520000 кв.м, ранее располагался на землях <данные изъяты>, в настоящее время расположен по адресу: <адрес>, территория указанных кварталов покрыта лесными насаждениями, что подтверждается материалами лесоустройства, показаниями свидетеля ФИО1

 Суд приходит к выводу о том, что спорный земельный участок на дату заключения договора № купли – продажи земельного участка от 29.06.2012г. между Администрацией Большесельского муниципального района Ярославской области и ООО «Знамя», располагался на землях лесного фонда и относился к категории земель лесного фонда и соответственно, в силу прямого указания закона, действовавшего в указанный период времени, принадлежал на праве собственности государству.

 Согласно ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 21.12.2004г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Органами государственной власти Ярославской области закон, устанавливающий полномочия органов местного самоуправления по переводу земель из одной категории в другую, не принимался. Ответчиками также не представлены суду доказательства, достоверно подтверждающие, что спорный земельный участок в соответствии с установленным законом порядком был переведен из категории земель лесного фонда в категорию земель сельскохозяйственного назначения либо в иную категорию земель.

 Достоверных доказательств, подтверждающих, что спорный участок лесного фонда передавался из государственной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципального образования – Большесельского муниципального района Ярославской области, также не имеется.

 С учетом изложенного, кадастровая запись о присвоении данному земельному участку категории: земли сельскохозяйственного назначения, является незаконной.

 Как следует из положений ст.3 Федерального закона «О введении в действие лесного кодекса Российской Федерации» от 04.12.2006г. №201 – ФЗ, земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.

 Суд приходит к выводу о том, что спорный земельный участок до настоящего времени относится к категории земель лесного фонда и принадлежит на праве собственности Российской Федерации.

 Администрация Большесельского муниципального района Ярославской области в отсутствие установленных законом полномочий распорядилась не принадлежащим ей имуществом.

 Как следует из показаний свидетеля ФИО1, из собственности Российской Федерации спорный земельный участок не выбывал, границы его были установлены лесоустроительными документами, категория земельного участка в установленном законом порядке не изменялась.

 Согласно положениям ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности осуществляется в порядке, установленном законом.

 Согласно ст. 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.

 В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

 Таким образом, федеральная собственность на лесные участки признана в силу закона, а не в силу зарегистрированного права собственности Российской Федерации, следовательно, право распоряжаться лесными участками действующим законодательством закреплено за Российской Федерацией даже в случае отсутствия государственной регистрации права собственности на земли лесного фонда.

 Согласно положениям ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.

 Статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 С учетом норм указанного законодательства РФ границы земель лесного фонда в данном случае следует считать определенными.

 Учитывая изложенное, суд считает несостоятельными доводы представителей ответчиков о правомерности оспариваемых сделок.

 Доводы представителя ответчика ООО «Знамя» ФИО3 о том, что спорный земельный участок относится к категории земли сельскохозяйственного назначения, поскольку государственный кадастровый учет земельного участка никем не был оспорен и признается юридически действительным, суд также считает необоснованными по указанным основаниям.

 В судебном заседании было установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, покрыт лесом, что подтверждается материалами лесоустройства, проведенного в 2003 г. ФГУП <данные изъяты>, на территории Большесельского участкового лесничества, кварталы № (СПК «Знамя»), расположены защитные и эксплуатационные леса.

 Судом установлено, что СПК «Знамя», правопреемником которого согласно Уставу является ООО «Знамя», изначально в пользование предоставлялись, в том числе, земли несельскохозяйственного назначения, распорядительные документы, подтверждающие отнесение указанного земельного участка в установленном порядке к землям сельскохозяйственного назначения, отсутствуют.

 Суд считает, что при подготовке сведений для внесения данных в кадастр недвижимости в отношении ранее учтенного спорного земельного участка ошибочно была указана категория: земли сельскохозяйственного назначения, данные, имеющиеся в кадастровом учете в отношении земельного участка площадью 40520000 кв.м., не соответствуют фактической категории земель.

 С учетом изложенного, положения п.2 ч.3 Федерального закона от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», предусматривающие обязанность юридических лиц переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, в данном случае применяться не могут.

 У суда не имеется оснований для признания недостоверными и недопустимыми доказательствами Проекта организации и ведения лесного хозяйства Большесельского сельского лесхоза, составленного в отношении СПК «Знамя» в 2003 г. ФГУП <данные изъяты> а также сведений от 21.05.2013г., представленных Департаментом лесного хозяйства Ярославской области, о спорном земельном участке. Указанный Проект был направлен для применения в <данные изъяты>, на его основании составлены сведения государственного лесного фонда в отношении спорного земельного участка, представленные ГКУ <данные изъяты>

 В судебном заседании было установлено, что площадь спорного земельного участка, относящегося к землям лесного фонда, неоднократно уточнялась и составляет 40520000 кв.м.     Согласно решению Департамента лесного хозяйства Ярославской области от 04.03.2010г. были внесены изменения в сведения о земельных участках по разрешенному использованию земель лесного фонда, в федеральной собственности значился земельный участок лесного фонда, кадастровый номер №, площадью 40520000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования: использование, охрана, защита и воспроизводство лесов.

 В соответствии с ч.1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

 Согласно ст.168 ГК РФ, (в редакции, действовавшей в период до 01.09.2013г.), сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

 Учитывая, что сделки, предметом которых являлся спорный земельный участок, совершены с нарушением требований закона, являются ничтожными, следует признать недействительными договор № купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, площадью 40520000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, от 29.06.2012г., заключенный между Администрацией Большесельского муниципального района Ярославской области и ООО «Знамя», а также соглашение об отступном от 09.04.2013г., заключенное между ФИО4 и ООО «Знамя», в отношении указанного земельного участка.

 Согласно ч.2 ст.167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

 В соответствии с ч.1 ст. 302 ГК РФ, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

 В судебном заседании было установлено, что спорный земельный участок, относящийся к федеральной собственности, выбыл из владения государства против воли собственника, Российская Федерация в лице органа, уполномоченного распоряжаться имуществом, находящимся в федеральной собственности, не принимала решение об отчуждении указанного недвижимого имущества, согласно ч.1 ст.302 ГК РФ указанный земельный участок может быть истребован у ответчика ФИО4

 Согласно ч.2 ст.167 ГК РФ следует применить последствия недействительности ничтожной сделки: обязать Администрацию Большесельского муниципального района Ярославской области возвратить ООО «Знамя» полученные по договору № купли-продажи земельного участка от 29.06.2012г. денежные средства в сумме <данные изъяты>, обязать ООО «Знамя» передать ФИО4 размер отступного по соглашению от 09.04.2013г. в сумме <данные изъяты>.; обязать ФИО4 возвратить в федеральную собственность Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером №, площадью 40520000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.

     С учетом изложенного, следует удовлетворить исковые требования Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, признать право собственности Российской Федерации на земельный участок категории: земли лесного фонда с кадастровым номером №, площадью 40520000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, ГУ <адрес> «Большесельское лесничество», Большесельское участковое лесничество, кварталы 401 - 418, СПК «Знамя».

     В связи с признанием указанных сделок недействительными следует исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись № от 26.01.2013 г. о государственной регистрации договора купли – продажи от 29.06.2012г. указанного земельного участка, а также признать недействительной и исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись № от 30.04.2013г. о государственной регистрации соглашения об отступном от 09.04.2013г., заключенного между ФИО4 и ООО «Знамя».

     Учитывая, что спорный земельный участок, являющийся федеральной собственностью, относится к категории земель: земли лесного фонда, ответчика Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Ярославской области следует обязать внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части сведений о земельном участке с кадастровым номером №, площадью 40520000 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>, установив категорию земель: земли лесного фонда, вид права: федеральная собственность, правообладатель: Российская Федерация.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 198 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Признать недействительным договор № купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, площадью 40520000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, от 29.06.2012г., заключенный между Администрацией Большесельского муниципального района Ярославской области и Обществом с ограниченной ответственностью «Знамя».

 Обязать Администрацию Большесельского муниципального района Ярославской области возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Знамя» полученные по договору № купли-продажи земельного участка от 29.06.2012г. денежные средства в сумме <данные изъяты>

     Исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись № от 26.01.2013 г. о государственной регистрации договора купли – продажи от 29.06.2012г.

 Признать недействительным соглашение об отступном от 09.04.2013г., заключенное между ФИО4 и Обществом с ограниченной ответственностью «Знамя», в отношении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 40520000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.

 Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Знамя» передать ФИО4 размер отступного по соглашению от 09.04.2013г. в сумме <данные изъяты>

      Обязать ФИО4 возвратить в федеральную собственность Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером №, площадью 40520000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>

     Признать недействительной и исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись № 535 от 30.04.2013г. о государственной регистрации соглашения об отступном от 09.04.2013г.

     Признать право собственности Российской Федерации на земельный участок, категории: земли лесного фонда, с кадастровым номером №, площадью 40520000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>

      Обязать Филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Ярославской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части сведений о земельном участке с кадастровым номером №, площадью 40520000 кв.м, расположенном по адресу: <адрес> установив категорию земель: земли лесного фонда, вид права: федеральная собственность, правообладатель: Российская Федерация.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Большесельский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Мотивированное решение составлено «17» января 2014г.

 Судья