Дело № 2-190/2014 Мотивированный текст изготовлен 28.01.2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Мончегорск 23 января 2014 года
Мончегорский городской суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Двойнишниковой И.Н.,
при секретаре Андреевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Государственного автономного образовательного учреждения Мурманской области дополнительного образования детей «Мончегорская специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по горнолыжному спорту» об оспаривании решения инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Мончегорску Мурманской области,
установил:
ГАОУМОДОД «Мончегорская СДЮСШОР по горнолыжному спорту» обратилось в суд с заявлением об оспаривании решения инспекции ФНС России по городу Мончегорску Мурманской области. Требования мотивирует тем, что 26.12.2011 ГАОУМОДОД «Мончегорская СДЮСШОР по горнолыжному спорту» в инспекцию ФНС России по г. Мончегорску было ошибочно подано заявление-уведомление о начале процедуры реорганизации по форме №.... без соответствующего решения о реорганизации.
29.12.2011 инспекцией принято решение №.... о государственной регистрации внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений о том, что учреждение находится в процессе реорганизации в форме преобразования, на основании которого в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись за государственным регистрационным номером №....
06.04.2012 ГАОУМОДОД «Мончегорская СДЮСШОР по горнолыжному спорту» обратилось в регистрирующий орган с заявлением, в котором просило считать заявление от 26.12.2011 ошибочным и исключить из ЕГРЮЛ сведения о том, что учреждение находится в стадии реорганизации в форме преобразования.
Однако в удовлетворении заявления ГАОУМОДОД «Мончегорская СДЮСШОР по горнолыжному спорту» инспекцией было отказано.
Ссылаясь на пп. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», ст.ст. 254 - 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ГАОУМОДОД «Мончегорская СДЮСШОР по горнолыжному спорту» просило признать недействительным решение инспекции ФНС по г. Мончегорску №.... от 29.12.2011 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи №.... и обязать регистрирующий орган исключить из Единого государственного реестра юридических лиц запись в отношении учреждения о реорганизации в форме преобразования.
В судебном заседании представитель заявителя - ГАОУМОДОД «Мончегорская СДЮСШОР по горнолыжному спорту» - Л.Н.В. настаивал на удовлетворении заявления по указанным в нем основаниям. Просил признать решение инспекции ФНС России по городу Мончегорску №.... от 29.12.2011 о государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что Государственное областное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Мончегорская специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по горнолыжному спорту» находится в процессе реорганизации в форме преобразования - незаконным и обязать регистрирующий орган исключить из ЕГРЮЛ запись о начале процедуры реорганизации в форме преобразования за государственным регистрационным номером №.... от 29.12.2011. Кроме того, просил восстановить пропущенный процессуальный срок для обращения с настоящим заявлением в суд, ссылаясь на то, что срок, установленный ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, был пропущен ГАОУМОДОД «Мончегорская СДЮСШОР по горнолыжному спорту» в связи с обращением в Арбитражный суд Мурманской области. Указывает на то, что сведения, необоснованно внесенные инспекцией в ЕГРЮЛ о том, что учреждение находится в процессе реорганизации в форме преобразования, не соответствуют действительности, нарушаются права и законные интересы учреждения.
Представитель заинтересованного лица - инспекции ФНС России по г. Мончегорску - Н.С.А. возражала против восстановления процессуального срока для обращения в суд ГАОУМОДОД «Мончегорская СДЮСШОР по горнолыжному спорту» с данным заявлением, находя причины пропуска срока неуважительными, а также против удовлетворения заявления.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению.
На основании ч. 1 ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
В судебном заседании установлено, что 29.12.2011 на основании представленных ГАОУМОДОД «Мончегорская СДЮСШОР по горнолыжному спорту» документов инспекцией ФНС России по г. Мончегорску было принято решение №.... о государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что учреждение находится в процессе реорганизации в форме преобразования, на основании которого в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись за государственным регистрационным номером №.... (л.д. 26-35).
06.04.2012 ГАОУМОДОД «Мончегорская СДЮСШОР по горнолыжному спорту» обратилось в инспекцию ФНС России по г. Мончегорску с заявлением, в котором просило считать заявление от 26.12.2011 ошибочным и исключить из ЕГРЮЛ сведения о том, что учреждение находится в стадии реорганизации в форме преобразования (л.д. 36, 37).
Письмом инспекции ФНС России по г. Мончегорску от 28.04.2012 №.... заявителю было разъяснено об отсутствии у налогового органа права на исключение записи о начале процедуры реорганизации из государственного реестра и рекомендовано обратиться в суд для принятия решения об отмене (признании недействительной) внесенной записи о начале процедуры реорганизации за ГРН №.... от 29.12.2011 (л.д. 38-39).
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 15.08.2012 в удовлетворении заявления ГАОУМОДОД «Мончегорская СДЮСШОР по горнолыжному спорту» к инспекции ФНС России по г. Мончегорску о признании недействительным решения, изложенного в письме от 28.04.2012 №...., отказано (л.д. 64-69).
Определением Арбитражного суда Мурманской области от 16.09.2013 производство по делу по заявлению ГАОУМОДОД «Мончегорская СДЮСШОР по горнолыжному спорту» к инспекции ФНС России по г. Мончегорску о признании недействительным решения от 29.12.2011 №.... прекращено в связи с неподсудностью Арбитражному суду (л.д. 70-74).
23.12.2013 ГАОУМОДОД «Мончегорская СДЮСШОР по горнолыжному спорту» обратилось в Мончегорский городской суд с настоящим заявлением (л.д. 3).
Принимая во внимание изложенное, суд находит обращение ГАОУМОДОД «Мончегорская СДЮСШОР по горнолыжному спорту» в Арбитражный суд Мурманской области уважительной причиной пропуска срока для обращения в Мончегорский городской суд с заявлением об оспаривании решения инспекции ФНС России по городу Мончегорску, поэтому считает необходимым восстановить пропущенный процессуальный срок на предъявление настоящего заявления в суд.
На основании ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно п. 1 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В силу п. 5 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации преобразование подразумевает собой изменение организационно-правовой формы юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида.
Пунктом 1 ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлено, что юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации.
В силу пп. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона № 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных указанным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 12 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», действовавшего на дату внесения спорной записи в ЕГРЮЛ, образовательное учреждение является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пп. 8 п. 4 ст. 12 Закона № 3266-1 учреждение дополнительного образования детей является общеобразовательным учреждением.
Пунктом 6 ст. 12 Закона № 3266-1 установлено, что тип и вид образовательного учреждения устанавливаются учредителем (учредителями) при создании образовательного учреждения и изменяются по решению учредителя (учредителей).
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 34 Закона № 3266-1 создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений относятся к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Образовательное учреждение может быть реорганизовано в иную некоммерческую образовательную организацию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок реорганизации государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Мурманской области от 27.01.2011 № 20-ПП утвержден Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации государственных областных учреждений, а также утверждения уставов государственных областных учреждений и внесения в них изменений».
Как установлено судом и следует из материалов дела, 17.12.2002 инспекцией ФНС России по г. Мончегорску в ЕГРЮЛ внесена запись о Государственном областном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Мончегорская специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва по горнолыжному спорту», как о юридическом лице, зарегистрированном при создании до 01.07.2002, регистрационный номер №.... (л.д. 26-35).
Правительством Мурманской области 21.12.2011 в соответствии с Федеральным Законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» и Постановлением Правительства Мурманской области от 27.01.2011 № № 20-ПП «Об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации государственных областных учреждений…» принято распоряжение № 483-РП «О создании государственных областных автономных учреждений дополнительного образования, подведомственных Комитету по физической культуре и спорту Мурманской области, путем изменения типа существующих государственных областных учреждений», на основании которого изменен тип Государственного областного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Мончегорская специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по горнолыжному спорту» на Государственное автономное образовательное учреждение Мурманской области дополнительного образования детей «Мончегорская специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по горнолыжному спорту», действующее в настоящее время (пункт 1.5) (л.д. 6-18).
В силу пункта 4.1 вышеуказанного Порядка № 20-ПП изменение типа государственного областного учреждения не является его реорганизацией.
26.12.2011 ГАОУМОДОД «Мончегорская СДЮСШОР по горнолыжному спорту» обратилось в инспекцию ФНС России по г. Мончегорску с заявлением-уведомлением о начале процедуры реорганизации в форме преобразования, приложив вышеуказанное распоряжение №.... от 21.12.2011 (л.д. 20-25).
29.12.2011 налоговой инспекцией на основании представленных ГАОУМОДОД «Мончегорская СДЮСШОР по горнолыжному спорту» документов было принято решение №.... о государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что Государственное областное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Мончегорская специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по горнолыжному спорту» находится в процессе реорганизации в форме преобразования, на основании которого в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись за государственным регистрационным номером №.... (л.д. 26-35, 81).
06.04.2012 ГАОУМОДОД «Мончегорская СДЮСШОР по горнолыжному спорту» обратилось в инспекцию ФНС России по г. Мончегорску с заявлением, в котором просило считать заявление от 26.12.2011 ошибочным и исключить из ЕГРЮЛ сведения о том, что учреждение находится в стадии реорганизации в форме преобразования (л.д. 36, 37).
Письмом инспекции ФНС России по г. Мончегорску от 28.04.2012 №.... заявителю было разъяснено об отсутствии у налогового органа права на исключение записи о начале процедуры реорганизации ГАОУМОДОД «Мончегорская СДЮСШОР по горнолыжному спорту» из государственного реестра (л.д. 40, 41).
Анализируя установленные по делу обстоятельства, а также учитывая, что ГАОУМОДОД «Мончегорская СДЮСШОР по горнолыжному спорту» не было представлено в налоговый орган решения о реорганизации, а представленное распоряжение №.... о создании учреждений путем изменения типа существующих учреждений не было направлено на реорганизацию учреждения в форме преобразования, суд приходит к выводу о том, что у инспекции ФНС России по г. Мончегорску не имелось правовых оснований для принятия решения №.... от 29.12.2011 о государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что учреждение находится в процессе реорганизации в форме преобразования, на основании которого в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись за государственным регистрационным номером №....
При установленных обстоятельствах решение инспекции ФНС России по г. Мончегорску №.... от 29.12.2011 – является незаконным, запись за государственным регистрационным номером №...., внесенная на основании данного решения, подлежит исключению из ЕГРЮЛ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Заявление Государственного автономного образовательного учреждения Мурманской области дополнительного образования детей «Мончегорская специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по горнолыжному спорту» об оспаривании решения инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Мончегорску Мурманской области – удовлетворить.
Признать решение инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Мончегорску Мурманской области №.... от 29.12.2011 о государственной регистрации внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что Государственное областное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Мончегорская специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по горнолыжному спорту» находится в процессе реорганизации в форме преобразования - незаконным и обязать регистрирующий орган исключить из Единого государственного реестра юридических лиц запись о начале процедуры реорганизации в форме преобразования за государственным регистрационным номером №.... от 29.12.2011.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Мончегорский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста.
Судья И.Н. Двойнишникова