ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-190/2016 от 29.01.2015 Североморского районного суда (Мурманская область)

Мотивированное решение изготовлено 29.01.2015

Дело № 2-190/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 января 2016 года ЗАТО г. Североморск

Североморский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Ревенко А.А.,

при секретаре Власовой Ю.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Мурманской области в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области в ЗАТО Североморск, ЗАТО Александровск, ЗАТО Островной, ЗАТО Заозерск в защиту неопределенного круга лиц потребителей к индивидуальному предпринимателю Лепилову В.П. о признании действий противоправными,

Установил:

Управление Роспотребнадзора по Мурманской области в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области в ЗАТО Североморск, ЗАТО Александровск, ЗАТО Островной, ЗАТО Заозерск (далее по тексту – истец) обратилось в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела в защиту неопределенного круга лиц потребителей в порядке ст. 46 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" к индивидуальному предпринимателю Лепилову В.П. (далее по тексту – ответчик) о признании действий противоправными, указав, что истцом на основании обращения гражданина проведена внеплановая выездная и документарная проверка ответчика, осуществляющего деятельность по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств на станции технического обслуживания – «***» по адресу ***.

В ходе проверки установлено, что в нарушение требований ст. 8 ч. 1 Федерального закона «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 (далее по тексту – Закон) и пунктов 4, 8 Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.11.2001 № 795 (далее по тексту – Правила) на станции технического обслуживания - «***» не размещена и не доводится до сведения потребителя в наглядной и доступной форме в удобном для обозрения месте информация о себе, об оказываемых услугах (работах), а именно отсутствует перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) и форм их оказания: наименования стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать оказываемые услуги (выполняемые работы); сведения об обязательном подтверждении соответствия оказываемых услуг (выполняемых работ) установленным требованиям, в случае если такие услуги (работы) подлежат обязательному подтверждению соответствия (номер и срок действия документа, подтверждающего соответствие, орган, его выдавший); цены на оказываемые услуги выполняемые работы, а также цены на используемые при этом запасные части и материалы и сведения о порядке и форме оплаты; гарантийные сроки, если они установлены; сведения о сроках выполнения заказов; указание на конкретное лицо, которое будет оказывать услугу (выполнять работу) и информацию о нем, если это имеет значение исходя из характера услуги работы.

В нарушение требований пункта 6 Правил на станции технического обслуживания - «Avtobox sever» не предоставляет потребителю для ознакомления такую информацию, как Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.11.2001 № 795 адрес и телефон подразделения по защите прав потребителей органа местного самоуправления; образцы договоров, заказ-нарядов, приемо-сдаточных актов, квитанций, талонов и других документов, удостоверяющих прием заказов потребителем, оформление договора и оплату услуг (работ) потребителем.

Ответчик до сведения потребителей не доводит информацию о правилах и условиях эффективного и безопасного использования результатов оказания услуги (выполнения работы), информацию о сроке службы и сроке годности, а также о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях невыполнения таких действий, если автомототранспортные средства по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования их по назначению, что является нарушением п. 7 Правил.

Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об изготовителях (исполнителях, продавцах).

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ.

Постановлением правительства РФ № 290 от 11.04.2001 утверждены Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, которые разработаны в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» и регулируют отношения, возникающие между потребителем при оказании услуг (выполнении работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств и их составных частей (далее именуются автомототранспортные средства), а также обеспечивают права потребителей на получение услуг надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, информации об услугах и исполнителях услуг, определяющие порядок реализации этих прав.

В соответствии с п. 4 Правил исполнитель обязан до заключения договора предоставить потребителю необходимую информацию об оказываемых услугах (выполняемых работах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Эта информация должна быть размещена в помещении, где производится прием заказов, в удобном для обозрения месте и в обязательном порядке содержать соответствующий перечень информации.

Аналогичные требования содержаться в п. 6 Правил.

Исполнитель обязан сообщать потребителю по его просьбе другие относящиеся к договору и соответствующей услуге (выполняемой работе) сведения.

Пунктом 7 Правил предусмотрено, что после оказания услуги (выполнения работы) до сведения потребителя должна быть доведена путем предоставления технической документации, нанесения маркировки или иным способом, принятым для отдельных видов услуг (работ) информация: а) о правилах и условиях эффективного и безопасного использования результатов оказания услуги (выполнения работы); б) о сроке службы или сроке годности, а также о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях невыполнения таких действий, если автомототранспортные средства по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования их по назначению.

Статьей 8 Закона закреплено право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах).

В силу п. 1 ст. 8 Закона потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Указанная в п. 1 ст. 8 Закона информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов РФ и родных языках народов РФ.

Исходя из изложенного, следует, что ответчиком нарушено право, предоставленное гражданам – потребителям услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств на информацию, предусмотренное ст. 8 Закона РФ «О защите прав потребителей».

С учетом изложенного, истец просит признать действия ответчика по предоставлению услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств на станции технического обслуживания - «***» по адресу *** без предоставления необходимой и достоверной информации об услугах, обеспечивающей возможность их правильного выбора, об исполнителе услуг противоправными в отношении неопределенного круга потребителей.

При удовлетворении исковых требований обязать ответчика в установленный судом срок через средства массовой информации ЗАТО г. Североморск – печатное издание газету «Североморские вести» довести по потребителей решение суда.

Представитель истца Соколовская И.А. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, просила их удовлетворить. В части требований, предъявленных к ответчику о размещении «Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.04.2001 № 290, отказалась в связи с добровольным исполнением, о чем представила соответствующее заявление.

Производство по делу в части требований, предъявленных к ответчику о размещении «Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств», прекращено определением суда.

Ответчик ИП Лепилов В.П. в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме, о чем представил заявление.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 46 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей" орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

При этом под неопределенным кругом лиц (потребителей) понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процессе в качестве истцов, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении спора.

Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей указанными лицами могут быть заявлены лишь требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика (ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 46 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей").

Пунктом 1 ст. 40 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей" предусмотрено, что федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу Положения о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 мая 2012 года № 412, федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Как указано в подпункте 7 пункта 4 статьи 40 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей", должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.

Таким образом, право Территориального отдела Управления Роспотребнадзора обращаться в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей в установленных законом случаях закреплено в указанных нормах материального права.

Как установлено судом, с *** Лепилов В.П. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с выпиской из единого государственного реестра, основным видом деятельности индивидуального предпринимателя Лепилова В.П. является техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, которую он осуществляет на станции технического обслуживания – «***» по адресу ***.

Закон РФ «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об изготовителях (исполнителях, продавцах).

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ № 290 от 11.04.2001 утверждены Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, которые разработаны в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» и регулируют отношения, возникающие между потребителем при оказании услуг (выполнении работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств и их составных частей (далее именуются автомототранспортные средства), а также обеспечивают права потребителей на получение услуг надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, информации об услугах и исполнителях услуг, определяющие порядок реализации этих прав.

В соответствии с п. 4 Правил исполнитель обязан до заключения договора предоставить потребителю необходимую информацию об оказываемых услугах (выполняемых работах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Эта информация должна быть размещена в помещении, где производится прием заказов, в удобном для обозрения месте и в обязательном порядке содержать: а) перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) и форм их оказания; б) наименования стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать оказываемые услуги (выполняемые работы); в) сведения об обязательном подтверждении соответствия оказываемых услуг (выполняемых работ) установленным требованиям, в случае если такие услуги (работы) подлежат обязательному подтверждению соответствия (номер и срок действия документа, подтверждающего соответствие, орган, его выдавший); г) цены на оказываемые услуги (выполняемые работы), а также цены на используемые при этом запасные части и материалы и сведения о порядке и форме оплаты; д) гарантийные сроки, если они установлены; е) сведения о сроках выполнения заказов; ж) указание на конкретное лицо, которое будет оказывать услугу (выполнять работу) и информацию о нем, если это имеет значение исходя из характера услуги (работы).

Согласно п. 6 Правил исполнитель обязан также предоставить потребителю для ознакомления: а) настоящие Правила; б) адрес и телефон подразделения по защите прав потребителей органа местного самоуправления, если такое подразделение имеется; в) образцы договоров, заказов-нарядов, приемосдаточных актов, квитанций, талонов и других документов, удостоверяющих прием заказа исполнителем, оформление договора и оплату услуг (работ) потребителем; г) перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг (выполнении работ), в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Исполнитель обязан сообщать потребителю по его просьбе другие относящиеся к договору и соответствующей услуге (выполняемой работе) сведения.

В силу п. 7 Правил после оказания услуги (выполнения работы) до сведения потребителя должна быть доведена путем предоставления технической документации, нанесения маркировки или иным способом, принятым для отдельных видов услуг (работ), следующая информация: а) о правилах и условиях эффективного и безопасного использования результатов оказания услуги (выполнения работы); б) о сроке службы или сроке годности, а также о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях невыполнения таких действий, если автомототранспортные средства по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования их по назначению.

На основании обращения гражданина 12.11.2015 истцом проведена внеплановая выездная и документарная проверка ответчика, в ходе которой установлено, что в нарушение требований ст. 8 ч. 1 Закона и пунктов 4, 8 Правил на станции технического обслуживания - «***» не размещена и не доводится до сведения потребителя в наглядной и доступной форме в удобном для обозрения месте информация о себе, об оказываемых услугах (работах), а именно отсутствует перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) и форм их оказания: наименования стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать оказываемые услуги (выполняемые работы); сведения об обязательном подтверждении соответствия оказываемых услуг (выполняемых работ) установленным требованиям, в случае если такие услуги (работы) подлежат обязательному подтверждению соответствия (номер и срок действия документа, подтверждающего соответствие, орган, его выдавший); цены на оказываемые услуги выполняемые работы, а также цены на используемые при этом запасные части и материалы и сведения о порядке и форме оплаты; гарантийные сроки, если они установлены; сведения о сроках выполнения заказов; указание на конкретное лицо, которое будет оказывать услугу (выполнять работу) и информацию о нем, если это имеет значение исходя из характера услуги работы.

Кроме того, в нарушение требований п. 6 Правил на станции технического обслуживания - «***» не предоставляет потребителю для ознакомления такую информацию, как адрес и телефон подразделения по защите прав потребителей органа местного самоуправления; образцы договоров, заказ-нарядов, приемо-сдаточных актов, квитанций, талонов и других документов, удостоверяющих прием заказов потребителем, оформление договора и оплату услуг (работ) потребителем.

Ответчик до сведения потребителей не доводит информацию о правилах и условиях эффективного и безопасного использования результатов оказания услуги (выполнения работы), информацию о сроке службы и сроке годности, а также о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях невыполнения таких действий, если автомототранспортные средства по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования их по назначению, что является нарушением п. 7 Правил.

На основании распоряжения начальника Территориального отдела № *** от *** была проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля за исполнением предписания от ******, по результатам которой составлен акт от *** о том, что ИП Лепиловым В.П. исполнено предписание в части размещения Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, в остальной части предписание не исполнено.

При таких обстоятельствах, действия ответчика в части не доведения до сведения потребителей информации о перечне оказываемых услуг (выполняемых работ) и форм их оказания; наименовании стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать оказываемые услуги (выполняемые работы); сведений об обязательном подтверждении соответствия оказываемых услуг (выполняемых работ) установленным требованиям, в случае если такие услуги (работы) подлежат обязательному подтверждению соответствия (номер и срок действия документа, подтверждающего соответствие, орган, его выдавший); ценах на оказываемые услуги (выполняемые работы), а также ценах на используемые при этом запасные части и материалы и сведения о порядке и форме оплаты; гарантийные сроки, если они установлены; сведений о сроках выполнения заказов; указании на конкретное лицо, которое будет оказывать услугу (выполнять работу) и информацию о нем, если это имеет значение исходя из характера услуги (работы), а также адреса и телефона подразделения по защите прав потребителей органа местного самоуправления, если такое подразделение имеется; образцов договоров, заказов-нарядов, приемосдаточных актов, квитанций, талонов и других документов, удостоверяющих прием заказа исполнителем, оформление договора и оплату услуг (работ) потребителем – являются противоправными в отношении неопределенного круга потребителей.

В соответствии с ч. 2 ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Таким образом, суд обязывает ответчика в 30-дневный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, довести его текст до сведения потребителей через печатное издание газету «Североморские вести». Указанный срок исполнения решения суда суд считает достаточным и разумным для выполнения этой обязанности ответчика.

Суд в соответствии со ст. ст. 39, 173 ГПК РФ принимает признание иска ответчиком, так как оно не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц.

Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом требований ст. 56 ГПК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Мурманской области в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области в ЗАТО Североморск, ЗАТО Александровск, ЗАТО Островной, ЗАТО Заозерск, – удовлетворить.

Признать действия индивидуального предпринимателя Лепилова В.П. по предоставлению услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств на станции технического обслуживания - «***» по адресу *** без необходимой и достоверной информации об услугах, обеспечивающей возможность их правильного выбора, об исполнителе услуг – противоправными в отношении неопределенного круга потребителей.

Обязать индивидуального предпринимателя Лепилова В.П. в 30-дневный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, довести его текст до сведения потребителей через печатное издание газету «Североморские вести».

Взыскать с индивидуального предпринимателя Лепилова В.П. (***) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере *** рублей.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий А.А. Ревенко