ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-190/2018 от 10.05.2018 Юрьянского районного суда (Кировская область)

Дело № 2-190/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пгт Юрья Кировской области 10 мая 2018 года

Юрьянский районный суд Кировской области в составе

председательствующей судьи Братухиной Е.А.,

при секретаре Козловских О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к КОГКУ «Управление социальной защиты населения в Юрьянском районе» о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и возложении обязанности по предоставлению субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с иском к КОГКУ «Управление социальной защиты населения в Юрьянском районе» о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и возложении обязанности по предоставлению субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В обоснование заявленных требований указал, что 15.03.2018 он обратился к ответчику с заявление о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по месту жительства по адресу: <адрес>. Решением ответчика от 26.03.2018 ему было отказано в предоставлении субсидии на том основании, что у истца отсутствует постоянная регистрация по указанному адресу, по месту пребывания субсидия не предоставляется. Считает отказ в предоставлении субсидии необоснованным, поскольку адрес проживания сменён из-за пожара, произошедшего 22.01.2018 в доме по месту его постоянного жительства <адрес>. Вместе с семьёй проживает на основании договора возмездного владения и пользования жилым помещением от 24.01.2018 по адресу: <адрес>, где имеет временную регистрацию, несёт расходы на оплату коммунальных услуг.

Просит признать незаконным отказ ответчика от 26.03.2018 в предоставлении ему субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и обязать ответчика предоставить субсидию по месту пребывания: <адрес> с 01.03.2018.

КОГКУ «Управление социальной защиты населения в Юрьянском районе» в возражениях на исковое заявление указало на несогласие с заявленными требованиями. Истец ФИО1 получает компенсацию расходов на оплату ЖКУ по льготной категории «Ветеран боевых действий», супруга истца ФИО2 получает компенсацию расходов на оплату ЖКУ по льготной категории «Многодетная малообеспеченная семья». Поскольку сумма компенсации на оплату ЖКУ, полученная в феврале 2018 года, превышает фактические расходы за февраль 2018 года, в назначении субсидии отказано. Истец зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>. Заявитель обращается за предоставлением субсидии на оплату ЖКУ по месту пребывания: пгт <адрес> Действующим законодательством не предусмотрено предоставление субсидии по месту пребывания. Отмечает, что истцу отказано в предоставлении субсидии по двум основаниям: получение субсидии на оплату ЖКУ по месту пребывания, а также превышение суммы компенсации на оплату ЖКУ над фактическими расходами. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Стороны в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в своё отсутствие.

При наличии данных обстоятельств суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является одной из мер по реализации гарантий социальной защиты.

В соответствии со статьей 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями.

Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг регламентировано статьей 159 Жилищного кодекса РФ.

Согласно частям 2 и 3 статьи 159 Жилищного кодекса РФ, право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений.

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

На основании части 7 статьи 159 Жилищного кодекса РФ порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761, субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Закона Кировской области от 17.09.2005 № 362-ЗО «Об установлении областного стандарта нормативной площади жилого помещения» областной стандарт нормативной площади жилого помещения устанавливается в размере: 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного члена семьи из трех и более человек; 21 квадратный метр – на одного члена семьи из двух человек; 33 квадратных метра – на одиноко проживающего человека.

В соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 20.11.2017 № 81-П «О внесении изменения в постановление Правительства Кировской области от 09.06.2017 № 299-П «Об установлении областного стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг для предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по муниципальным образованиям области на 2017 год» размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг для пользователей жилых помещений муниципального жилищного фонда семью, состоящую из 3-х и более членов семьи, составляет на одного члена семьи 3679 руб. 47 коп.

Постановлением Правительства РФ от 29.08.2005 № 541 установлен федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 22 процентов.

Для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов, указанных в пункте 8 Правил.

Приказом Министерства регионального развития РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.05.2006 № 58/403 утверждены Методические рекомендации по применению правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Решением Верховного Суда РФ от 09.10.2015 г. № АКПИ15-885, положения п.п. 7.3, 24, 25 Методических рекомендаций, касающиеся предоставления субсидии при наличии регистрации по месту постоянного жительства, в жилом помещении, для оплаты которого гражданин обращается за субсидией, признаны недействующими со дня принятия.

Из материалов дела следует, что 15.03.2018 ФИО1 обратился к ответчику с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: <адрес>

Решением КОГКУ «Управление социальной защиты населения в Юрьянском районе» от 26.03.2018 № 10 истцу отказано в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по двум основаниям, а именно: законом не предусмотрено предоставление субсидии по регистрации по месту пребывания, а также компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, полученных заявителем, превысила фактические расходы (л.д. 9).

В судебном заседании установлено, что ФИО1 и члены его семьи зарегистрированы по месту пребывания по адресу: <адрес> на срок с 12.02.2018 по 23.01.2019 в жилом помещении, предоставленном по договору срочного возмездного владения и пользования жилым помещением от 24.01.2018 (л.д. 10, 32-37). В указанном жилом помещении проживают ФИО1, его супруга ФИО2, их дети: <данные изъяты> (л.д. 31).

Также установлено, что ФИО1 и члены его семьи на основании договора безвозмездной передачи квартиры в собственность от 16.02.2015, являются собственниками жилого помещения (по 1/6 доле в праве общей долевой собственности) по адресу: <адрес>, где проживали до 22.01.2018 (л.д. 11-16, 17). По указанному адресу ФИО1 являлся получателем субсидии на оплату ЖКУ (л.д. 39). В результате произошедшего в данном доме пожара 22.01.2018, проживание по указанному адресу стало невозможным (в результате пожара пострадали спальная комната и коридор квартиры № 2) (л.д. 38).

Суд, оценивая доводы и требования истца, выражающие его несогласие с отказом ответчика в предоставлении субсидии, приходит к следующему.

В качестве одного из оснований для отказа истцу в предоставлении субсидии ответчиком указано на отсутствие постоянной регистрации по месту жительства истца по адресу: <адрес>, где ФИО1 и члены его семьи зарегистрированы по месту пребывания.

Суд не может согласиться с доводами ответчика по следующим основаниям.

В соответствии со ст.1 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», в соответствии с Конституцией РФ и международными актами о правах человека каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ.

Местом жительства гражданина, исходя из положений ст. 20 Гражданского кодекса РФ, понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» даны определения понятий места пребывания и места жительства.

При этом под местом пребывания подразумевается временное пребывание гражданина в различного рода учреждениях (в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, больницах и других подобных учреждениях), а также в жилых помещениях, не являющихся местом постоянного жительства.

Под местом жительства подразумевается постоянное или преимущественное проживание гражданина в жилых помещениях в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также проживание в специализированных домах (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие).

Исходя из положений ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Проанализировав приведенные нормы, суд приходит к выводу о том, что регистрация не входит в понятие «место жительства», не может служить условием для реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, законами субъектов РФ.

Регистрация по месту жительства носит уведомительный характер, является актом административного характера и не свидетельствует об отсутствии либо наличии права пользования жилым помещением.

Судом установлено, что истец владеет и пользуется жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, по договору срочного возмездного владения и пользования жилого помещения от 24.01.2018. По адресу этого жилого помещения ФИО1 и члены его семьи зарегистрированы по месту пребывания по 23.01.2019, указанное жилое помещение является местом их постоянного жительства, по которому истец оплачивает жилищно-коммунальные услуги (л.д. 40-43).

По месту постоянной регистрации по адресу: <адрес>, истец получателем субсидии являлся до 31.01.2018 (л.д. 39). В настоящее время проживание в указанном жилом помещении невозможно в силу объективных причин.

Правовое значение при решении вопроса о праве на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют факты постоянного проживания и пользования жилым помещением.

Данные факты установлены судом при рассмотрения настоящего дела.

При этом положения Жилищного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 г. № 761 и Методические рекомендации по применению правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не содержат запрета на возможность предоставления субсидии гражданам, имеющим на неё право, на жилое помещение в котором они постоянно проживают и пользуются им.

При таких обстоятельствах суд полагает, что доводы ответчика о невозможности предоставления субсидии в связи с отсутствием постоянной регистрации истца по адресу: <адрес>, несостоятельны.

Вместе с тем, требования истца удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Законом предусмотрено предоставление льготы только при документальном подтверждении права на эту льготу при обращении в уполномоченный орган.

Как следует из представленных документов, совокупный среднемесячный доход семьи истца за период с сентября 2017 г. по февраль 2018 г., т.е. за 6 месяцев, предшествующих дню обращения с заявлением, составил <данные изъяты>

Из документов дела усматривается, что размер понесённых истцом расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг составил <данные изъяты> (л.д. 40-43).

Расчёт субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на момент обращения истца составил <данные изъяты>

С = 3679 руб. 47 коп. * 6 – (27010 руб. 11 коп. * 22% * 0,4469), где 3679 руб. 47 коп. – размер регионального стандарта на семью из 3-х и более человек на одного члена семьи; <данные изъяты>. – среднедушевой доход семьи в месяц; 22% - стандарт максимально допустимой доли расходов; 0,4469 – поправочный коэффициент с учетом уровня прожиточного минимума.

С учётом изложенного сумма рассчитанной субсидии <данные изъяты>. больше фактически начисленных расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг с учётом компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг (<данные изъяты> (компенсация расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, полученная ФИО2 и ФИО1 в феврале 2018 года) = - 30494 руб. 32 коп.).

Таким образом, поскольку сумма компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, полученная в феврале 2018 года, превышает фактические расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг за февраль 2018 года, истцу обоснованно было отказано в назначении субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг по данному основанию.

При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований истца и признании незаконным отказа в предоставлении субсидии, возложении обязанности по предоставлении субсидии по приведенным выше мотивам.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к КОГКУ «Управление социальной защиты населения в Юрьянском районе» о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и возложении обязанности по предоставлению субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кировский областной суд, через Юрьянский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения.

Судья Е.А. Братухина