ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-190/2023 от 11.08.2023 Петропавловского районного суда (Алтайский край)

Дело №2-190/2023

УИД-22RS0039-01-2023-000217-47

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Петропавловское 11 августа 2023 года

Петропавловский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Полетайкиной А.В.,

при секретаре Заздравных Л.Ю.,

с участием представителя Территориального отдела Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Алтайскому краю в г. Белокуриха, Алтайском, Быстроистокском, Петропавловском, Советском, Смоленском, Солонешенском районах Нохашкиева А.Н.,

ответчика ИП Жуковой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Алтайскому краю в лице Территориального отдела Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Алтайскому краю в г. Белокуриха, Алтайском, Быстроистокском, Петропавловском, Советском, Смоленском, Солонешенском районах в интересах неопределенного круга лиц к Индивидуальному предпринимателю Жуковой М.А. о признании действий противоправными и возложении обязанности по предоставлению необходимой и достоверной информации,

УСТАНОВИЛ:

Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в г.Белокуриха, Алтайском, Быстроистокском, Петропавловском, Смоленском, Советском и Солонешенском районах (далее – ТО Роспотребнадзора), действуя в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к ИП Жуковой М.А. с требованиями о признании действий противоправными, возложении обязанности прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей на получение необходимой и достоверной информации о товарах легкой промышленности путем реализации товаров легкой промышленности без маркировки средствами идентификации либо с нарушением установленного порядка маркировки товаров.

В обоснование исковых требований указано, что согласно информации (обращение), размещенной в Государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров (далее – ГИС МТ) (http://gov.crpt.ru), ИП Жуковой М.А. осуществляется реализация товаров легкой промышленности (постельное белье) с нанесением средств идентификации, не зарегистрированных в системе ГИС МТ.

За период с начала осуществления наблюдения за соблюдением обязательных требований в системе ГИС МТ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ИП Жуковой М.А. установлено 8 отклонений, связанных с нанесением средств идентификации, не зарегистрированных в системе ГИС МТ. Продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п.8 перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 №792-р, белье постельное подлежит маркировке6 средствами идентификации с ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 6 постановления Правительства РФ от 31.12.2019 №1956 «Об утверждении Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении товаров легкой промышленности» установлено, что на территории Российской Федерации ввод в оборот товаров легкой промышленности, без нанесения на них средств идентификации и передачи в информационную систему мониторинга сведений о маркировке товаров легкой промышленности средствами идентификации не допускается с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.9 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 №515 участник оборота товаров, обеспечивающий нанесение средств идентификации на товары, до ввода в оборот товара, направляет сведения о нанесении средств идентификации на товар в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации эмиссии. Несоответствие реализуемого товара нанесенным на него средствам идентификации свидетельствует о том, что сведения о товарах были переданы в информационную систему мониторинга с нарушением.

Каждой единице товара, введенной в оборот, присваивается уникальный код. Товары, сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации) не переданы в информационную систему мониторинга или переданы с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, считаются немаркированными.

Учитывая постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», а так же то, что действия ИП Жуковой М.А. не создали непосредственную угрозу или причинение вреда жизни, здоровью граждан, 28.03.2023 №13/3/50 было вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, в котором ей предложено не производить реализацию товаров с незарегистрированными средствами идентификации и принять меры по устранению нарушений с течение 60 дней с момента получения предостережения. Предостережение ответчиком получено лично ДД.ММ.ГГГГ.

Однако ИП Жуковой М.А. не были приняты меры по устранению нарушений и более того, допущены новые нарушения.

За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ИП Жуковой М.А. установлено еще 2 отклонения по реализации товаров легкой промышленности, связанных с нанесением средств идентификации, не зарегистрированных в системе ГИС МТ.

Таким образом, индивидуальный предприниматель Жукова М.А. осуществляет продажу товаров легкой промышленности без маркировки средствами идентификации, тем самым нарушая права неопределенного круга потребителей на получение необходимой и достоверной информации о товарах.

В судебном заседании представитель истца ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в г.Белокуриха, Алтайском, Быстроистокском, Петропавловском, Смоленском, Советском и Солонешенском районах Нохашкиев А.Н., требования искового заявления поддержал, просил удовлетворить по доводам, изложенным в иске.

Ответчик ИП Жукова М.А. в судебном заседании признала исковые требования, представила письменное заявление о признании исковых требований ответчиком, из содержания которого усматривается, что последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, им разъяснены и понятны.

В силу положений ч. 1, 2 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии со ст. 173 ГПК РФ, признание иска ответчиком заносится в протокол судебного заседания и подписывается истцом, ответчиком или обеими сторонами. В случае, если признание иска выражено в адресованном суду заявлении в письменной форме, это заявление приобщается к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.46 Закона Российской Федерации №2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей», уполномоченный орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №322, является федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, защиты прав потребителей.

Пунктом 6 постановления Правительства РФ от 31.12.2019 №1956 «Об утверждении Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении товаров легкой промышленности» установлено, что на территории Российской Федерации ввод в оборот товаров легкой промышленности, без нанесения на них средств идентификации и передачи в информационную систему мониторинга сведений о маркировке товаров легкой промышленности средствами идентификации не допускается с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.9 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 №515 участник оборота товаров, обеспечивающий нанесение средств идентификации на товары, до ввода в оборот товара, направляет сведения о нанесении средств идентификации на товар в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации эмиссии. Несоответствие реализуемого товара нанесенным на него средствам идентификации свидетельствует о том, что сведения о товарах были переданы в информационную систему мониторинга с нарушением.

Согласно п. 26 правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 № 515) (далее – Правила) участники оборота товаров, определенные правилами маркировки отдельных товаров, в отношении которых вводится обязательная маркировка, представляют информацию о выводе из оборота товаров в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации выбытия, предоставляемых и обслуживаемых оператором на безвозмездной основе.

Код маркировки - уникальная последовательность символов, формируемая оператором, состоящая из кода идентификации и кода проверки; код идентификации - последовательность символов, представляющая собой уникальный номер экземпляра товара (п. 2 Правил).

Таким образом, каждой единице товара, введенной в оборот, присваивается уникальный код.

Товары, сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации) не переданы в информационную систему мониторинга или переданы с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, считаются немаркированными (п. 10 Правил).

В судебном заседании установлено, что в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований, проведенного в соответствии с п.4 ст.20, пп.1 ст. 56, ст.74 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», пп.22, 35 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 №1005, приказом Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю от 17.01.2023 №12 «Об осуществлении наблюдения за соблюдением обязательных требований в «Государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров» (ГИС МТ) за непродовольственной продукцией», согласно информации (обращение), размещенной в Государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров (далее – ГИС МТ) (http://gov.crpt.ru), ИП Жуковой М.А. осуществляется реализация товаров легкой промышленности (постельное белье) с нанесением средств идентификации, не зарегистрированных в системе ГИС МТ.За период с начала осуществления наблюдения за соблюдением обязательных требований в системе ГИС МТ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ИП Жуковой М.А. установлено 8 отклонений, связанных с нанесением средств идентификации, не зарегистрированных в системе ГИС МТ. Продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, индивидуальным предпринимателем Жуковой М.А. осуществляется продажа товаров легкой промышленности без маркировки средствами идентификации, тем самым нарушая права неопределенного круга потребителей на получение необходимой и достоверной информации о товарах.

Согласно предисловию к Закону РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Под продавцом понимается организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.

В силу ст.8 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В данном случае, размещение необходимой информации дополнительно регулируется постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 № 1956 «Об утверждении Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении товаров легкой промышленности» (далее Правила).

П.15 Правил, представление участниками оборота товаров информации в информационную систему мониторинга осуществляется с использованием стандартных протоколов передачи данных и разработанных оператором интерфейсов электронного взаимодействия путем обмена электронными документами (заявление, уведомление, квитанция и прочее), формат которых определяется оператором и размещается на официальном сайте оператора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Обязанность по представлению в информационную систему мониторинга предусмотренной настоящими Правилами информации, передаваемой в составе универсальных передаточных документов, универсальных корректировочных документов, исполняется участником оборота товаров путем направления таких универсальных передаточных документов, универсальных корректировочных документов оператору электронного документооборота на основании заключенного между ними договора, который должен предусматривать следующее:

передача подписанных обеими сторонами сделки универсальных передаточных документов, универсальных корректировочных документов участника оборота товаров оператором электронного документооборота в информационную систему мониторинга осуществляется в режиме реального времени;

передача оператором электронного документооборота участнику оборота товаров уведомлений (квитанций) оператора, указанных в пункте 19 настоящих Правил, осуществляется в режиме реального времени;

датой исполнения обязанности участника оборота товаров по представлению сведений в информационную систему мониторинга считается дата получения универсального передаточного документа, универсального корректировочного документа оператором;

ответственность за корректность сведений, содержащихся в универсальных передаточных документах и универсальных корректировочных документах, несет участник оборота товаров, а ответственность за неизменность и своевременность передачи оператору универсальных передаточных документов, универсальных корректировочных документов, предоставленных участником оборота товаров, несет оператор электронного документооборота.

До ДД.ММ.ГГГГ участник оборота товаров легкой промышленности вправе представлять в информационную систему мониторинга предусмотренную настоящими Правилами информацию, передаваемую в составе универсальных передаточных документов, универсальных корректировочных документов, путем направления таких универсальных передаточных документов, универсальных корректировочных документов оператору системы самостоятельно.

Участники оборота товаров несут ответственность за достоверность представляемых в информационную систему мониторинга сведений с ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с п.17 Правил все документы и сведения, направляемые участниками оборота товаров в информационную систему мониторинга, соответствующие требованиям настоящих Правил, подлежат отражению в информационной системе мониторинга.

Таким образом, ИП Жуковой М.А. допущены нарушения прав потребителей неопределенного круга лиц на получение необходимой и достоверной информации о товарах.

В соответствии с положениями пп. 7 ч. 4 ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривают, в том числе и обращение в суд с заявлениями в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей.

Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями и дополнениями от 27.03.2023) учреждена Федеральная Служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Федеральная Служба), ей переданы функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора, надзора на потребительском рынке и в сфере защиты прав потребителей.

На основании п. 8.19 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю, утвержденное Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения от 10.07.2012 г. №754, Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю осуществляет федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, в том числе, предъявляет иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

В соответствии с ч.3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Учитывая вышеизложенное, заявленные Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю исковые требования подлежат удовлетворению.

Выявленные нарушения в сфере реализации товаров без маркировки средствами идентификации, нарушают права неопределенного круга лиц потребителей на получение необходимой и достоверной информации о товарах.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании п.3 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, суд взыскивает с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, государственную пошлину в размере 300 рублей 00 копеек.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Алтайскому краю в лице Территориального отдела Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Алтайскому краю в г. Белокуриха, Алтайском, Быстроистокском, Петропавловском, Советском, Смоленском, Солонешенском районах в интересах неопределенного круга лиц к Индивидуальному предпринимателю Жуковой М.А. (ИНН , ОГРН ) о признании действий противоправными и возложении обязанности по предоставлению необходимой и достоверной информации удовлетворить.

Признать противоправными действия Индивидуального предпринимателя Жуковой М.А. осуществляющей розничную реализацию товаров легкой промышленности (постельного белья), в части нарушения прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации о товарах легкой промышленности.

Обязать Индивидуального предпринимателя Жукову М.А. прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей на получение необходимой и достоверной информации о товарах легкой промышленности, направленные на реализацию товаров легкой промышленности без маркировки средствами идентификации либо с нарушением установленного порядка маркировки товаров.

Взыскать с Индивидуального предпринимателя Жуковой М.А. государственную пошлину, от уплаты которой истец был освобожден, в размере 300 (триста) рублей в доход местного бюджета.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Петропавловский районный суд Алтайского края.

Решение суда в окончательной форме принято 17 августа 2023 года.

Судья А.В. Полетайкина