Беломорский районный суд Республики Карелия Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Беломорский районный суд Республики Карелия — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-191/2011 г.
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ30 ноября 2011 г. г.БеломорскБеломорский районный суд Республики Карелия в составе: председательствующего судьи Сидорова А.А.,
при секретаре Павлюк Н.Н.,
с участием: истца ФИО1, представителя ответчика ГУ Управление ПФ в Беломорском районе М., представителя ответчика ФГУ «Беломорско-Онежское Государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ФГУ «Беломорско-Онежское Государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» (далее ФГУ «Беломорканал») и ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Беломорском районе (далее УПФ РФ в Беломорском районе) о включении периода его работы в СРГС в должности старшины-моториста катера тральной бригады с ХХ.ХХ.ХХХХ г. по ХХ.ХХ.ФИО2 стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости и назначении ему пенсии по старости с ХХ.ХХ.ХХХХ г.,
у с т а н о в и л:
ФИО1, ХХ.ХХ.ХХХХ г. рождения, обратился в суд с иском к ФГУ «Беломорканал» и УПФ РФ в Беломорском районе по тем основаниям, что ХХ.ХХ.ХХХХ г. он представил в УПФ РФ в Беломорском районе заявление о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 ст.27 и п.2 ст.28.1 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», как постоянно занятому в качестве плавающего состава судна и занятому на работах в плавсоставе судна, которое не относится к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородным и внутригородского сообщения.
Однако, из ответа УПФ РФ в Беломорском районе от ХХ.ХХ.ХХХХ г. следовало, что в льготный стаж его работы могут быть включены периоды работы: с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ г. - в качестве сменного капитана на теплоходе ; с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ г. - в качестве старшего моториста на теплоходе ; с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ г. - в качестве первого помощника капитана на теплоходе «Грач»; с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ г. - в качестве сменного капитана на теплоходе , общей продолжительностью .
Его работа в СРГС ФГУ «Беломорканал» (СРГС) в период с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ФИО2 качестве старшины-моториста не была зачтена в льготный стаж, по причине отсутствия справки работодателя, уточняющей особый характер его работы или условий труда, и документов, подтверждающих тип, класс и порт приписки катеров, а также нахождение судов в собственности СРГС.
Ранее он обращался к работодателю с заявлением о выдаче справки, уточняющей особый характер его работы, но получил отказ со ссылкой на отсутствие документов, подтверждающих отнесение к плавсоставу должности старшего моториста катера тральной бригады.
Истец считает, что он необоснованно лишен права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Катер тральной бригады, на котором он работал, - стальной моторный бот , не относится к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения. По своим техническим характеристикам он относится к категории судов речного флота и его статус в период времени с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ г. не изменялся.
Под плавсоставом понимается экипаж судна, обеспечивающий управление, движение, живучесть и безопасность эксплуатации судна. К рядовому составу относятся мотористы. В плавсостав включаются лица, работающие на основании договоров, заключенных с судовладельцем.
Истец. считает, что его работа в спорный период осуществлялась в условиях, соответствующих п.п.9 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». При зачете указанного стажа, общая продолжительность его специального трудового стажа в льготном исчислении на день его обращения в УПФ РФ в Беломорском районе превысила бы 12 лет 6 месяцев, что дает ему право на назначение пенсии с момента обращения.
Истец просил:
обязать УПФ РФ в Беломорском районе включить период его работы с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ФИО2 качестве старшины-моториста катера тральной бригады СРГС в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости; обязать УПФ РФ в Беломорском районе назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п.9 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с ХХ.ХХ.ФИО2 судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования поддержал и пояснил, что тральная бригада предназначена для контроля габаритов судового хода Беломорско-Балтийского канала и работа на участке протяженностью около км. от до шлюзов. Он работал на катере, который является маломерным судном, аналогом морского рыболовецкого бота (МРБ). Их катер был подконтролен инспекции по маломерным судам. При работе катер толкал перед собой пантон с трубой, с помощью которой определял глубину судового хода. Команда катера состояла из двух человек. На их судне не было условий для отдыха и приготовления пищи. Ему приходилось работать сверх установленной продолжительности рабочего времени, иногда ночевать на судне. Суда , работа на которых является льготной, работали на том же расстоянии, у берега, но их команда находилась в лучших условиях, так как, эти суда были оборудованы местами для отдыха и приготовления пищи.
Истец не согласен с тем, что катер, использовавшийся тральной бригадой, отнесен экспертом к служебно-вспомогательным судам, и считает, что он должен быть отнесен к судам технического флота. Заключение экспертизы условий труда он считает незаконным, в связи с тем, что в нарушение требований ст.85 ГПК РФ, эксперт самостоятельно собирал материалы для проведения экспертизы. Кроме того, эксперт в своем заключении сделал вывод о том, что к плавсоставу относятся лишь те лица, работа которых связана с длительным отрывом от берега и проходит в тяжелых погодно-климатических условиях, что опровергнуто судебной практикой.
Представитель ответчика ФГУ «Беломорканал» Г. исковые требования не признал, пояснив, что мотокатер не отвечает требованиям понятия «судно» согласно нормам Устава внутреннего водного транспорта СССР от 1972 г., не подлежит включению в судовой реестр бассейновых судоходных инспекций Министерства речного флота (приписке). Мотокатер был закреплен за организацией на праве оперативного управления. По типу относится к самоходным, моторным катерам. У этого катера нет порта приписки, так как он не подлежит внесению в судовой реестр. На мотокатере нет штатного расписания, отсутствует капитан и прочие старшие лица судового экипажа, не предусмотрено проживание и питание. Тральная бригада выполняла работы по контролю габаритов судового хода на участке от до шлюза Беломорско-Балтийского канала.
Представитель ответчика УПФ РФ в Беломорском районе М. исковые требования не признала, пояснив, что истец не представил в Пенсионный Фонд документы, подтверждающие, что его работа в качестве старшины моториста тральной бригады относится к работе в качестве плавсостава судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности в соответствии с пп.9 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». В справке работодателя, уточняющей особый характер работы истца, спорный период не включен в работу, которая дает ФИО1 право на льготную пенсию. Она считает, что надлежащим ответчиком по иску является работодатель.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
ХХ.ХХ.ХХХХ г. истец ФИО1 обратился в УПФ РФ по Беломорскому району РК с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании пп.9 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
ХХ.ХХ.ХХХХ г. УПФ РФ направило истцу письмо, в котором сообщило, что в его льготный стаж работы по пп.9 п.1 ст.27 ФЗ-173 подлежат зачету периоды работы с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ г. и с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ФИО2 качестве сменного капитана (механика) на теплоходе , старшего моториста на теплоходе , первого помощника капитана, первого помощника механика, мастера пути на теплоходе . Период работы истца с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ФИО2 качестве старшего моториста катера тральной бригады не был включен в льготный стаж. ФИО1 было предложено представить уточняющую справку от работодателя о работе в обозначенный период.
В судебном заседании установлено, что в период с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ г. ФИО1 работал в качестве старшины-моториста катера тральной бригады Сосновецкого района гидросооружений ФГУ «Беломорканал» на стальном моторном катере (боте) проекта . Катер г. постройки длинной м., шириной м., высотой борта м., пассажировместимостью человека, грузоподъемностью кг, район плавания - высота волны м., удаление от берега до км., тип двигателя , мощность двигателя л.с. Катер был принят на баланс СРГС на основании приказа Управления ББК № от ХХ.ХХ.ХХХХ г., и которому было присвоено имя . В настоящее время судно состоит на балансе СРГС как «мотокатер».
Указанное судно относится к маломерному флоту, поэтому он не имеет приписки к какому-либо порту, не внесен в судовой реестр бассейновой судовой инспекции Министерства речного флота и не имел паспорта судна. Катер имеет судовой билет маломерного судна. На мотокатере не велись и не ведутся судовые и вахтенные журналы.
Как следует из приказов об укомплектовании навигационными штатами и введении в эксплуатацию судов технического и обстановочного флота, а также новигационных постов, и утверждении штатных расписаний за период с по г.г., персонал тральной бригады утверждался отдельно и предусматривал должности старшины-моториста катера и помощника старшины-моториста катера.
Тральная бригада в навигационный период выполняла работы по контролю габаритов судового хода на участке от шлюза до шлюза Беломорско-Балтийского канала протяженностью около км. В ходе работы катер на жесткой связке толкал перед собой понтон, с помощью которого производил необходимые замеры. В виду большой протяженности обслуживаемого пути катер не имел возможности ежедневно возвращаться к месту своей стоянки. Результаты выполненной работы оформлялись актами о выполнении тральных работ. Указанные обстоятельства подтверждаются отзывом ответчика, образцами актов о выполнении тральных работ, показаниями свидетелей Я. и П.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 ст.27 и пунктом 2 ст.28.1 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается мужчинам при достижении 50 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения), имеющих страховой стаж не менее 25 лет, проработавших не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях.
На основании указанной выше нормы, право на льготное пенсионное обеспечение имеют лица, осуществлявшие свою трудовую деятельность в качестве плавсостава определенного вида судов. При этом, законодательно не установлено четких критериев для отнесения судов к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным и разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения.
Из заключения экспертизы условий труда № от 31.10.2011 г. следует, что условия и характер труда ФИО1, работавшего в качестве старшины моториста катера тральной бригады СРГС не соответствовали требованиям подпункта 9 пункта 1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ. При этом эксперт основывался на том, что катер тральной бригады выполнял работы служебно-вспомогательного флота.
Оценивая указанное заключение, суд приходит к выводу, что оно в целом соответствует требованиям ст.86 ГПК РФ, а именно содержит описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответ на поставленный судом вопрос.
Эксперт указал в заключении, что при выполнении экспертизы использовал документы, ранее представляемые в Министерство труда и занятости РК ФГУ «Беломорканал». При этом в заключении эксперт не сослался на какие-либо документы, собранные им самостоятельно, а свои выводы обосновал представленными ему материалами гражданского дела и различными нормативными актами. В связи с этим, суд не находит оснований для признания заключения эксперта недопустимым доказательством.
Исходя из характера деятельности истца в спорный период, работа которого проходила на маломерном судне и была связана с управлением судном и его обслуживанием, названия занимаемой им должности - «старшина-моторист», суд отмечает, что его должность имеет сходство с понятием «плавсостава». Однако, из документов ФГУ «Беломорканал» следует, что должность старшины моториста катера тральной бригады была отнесена к должностям производственного персонала СРГС. Учитывая, что специфику деятельности экипажей судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности, которая отличается от работы на судах маломерного флота особыми требованиями к формированию, закреплению, дисциплине и режиму труда экипажа, установленными специальным нормативным регулированием (кодексами и уставами), суд находит указанные выше действия ответчика обоснованными.
Из заключения эксперта следует, что к «служебно-вспомогательным судам» относятся суда, выполняющие работы по обслуживанию и обеспечению эксплуатации других судов, буксировке плавучих средств, дебаркадеров и т.д., если эти работы не включались в план перевозок грузов, береговых сооружений и акваторий портов.
Из характера работы катера тральной бригады следует, что его основная работа - контроль габаритов судового хода, была направлена на обеспечение безопасного судовождения иных судов, т.е. обеспечение эксплуатации других судов. В связи с этим, суд считает обоснованными выводы эксперта об отнесении катера тральной бригады к категории служебно-вспомогательных судов.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что работа истца в качестве старшины моториста катера тральной бригады СРГС в период с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ г. не соответствовала требованиям подпункта 9 пункта 1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ. В связи с этим, исковые требования ФИО1 являются не обоснованными и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.197-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении иска ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Карелия в течение 10 (десяти) дней через Беломорский районный суд со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий Сидоров А.А.