Устиновский районный суд города Ижевска
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Устиновский районный суд города Ижевска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-1910/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 сентября 2010 года г. Ижевск
Устиновский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Соснина К.В., при секретаре судебного заседания Любимовой Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонной ИФНС России № 8 по Удмуртской Республике к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу, пени и штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 8 по Удмуртской Республике (далее – МРИ ФНС № 8) обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании недоимки по уплате налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) в сумме # руб., пени в сумме # руб. и штрафа в размере # руб..
Свои требования истец мотивирует следующими обстоятельствами. В # году ФИО1 получила доход от реализации недвижимого имущества, а именно доход от продажи следующих квартир: однокомнатная квартира, расположенная по адресу <...> #-#, продана ФИО2 по цене # руб.; двухкомнатная квартира, расположенная по адресу <...> #-#, продана ФИО3 по цене # руб.; трехкомнатная квартира, расположенная по адресу <...> #-#, продана по 1/4 доле ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО6 по цене # руб.. Общая сумма дохода, полученная ФИО1 в # году от продажи квартир составила # руб.. Все квартиры находились в собственности ФИО1 менее трех лет, следовательно, налогоплательщик может воспользоваться либо имущественным вычетом в размере не более # руб., либо документально подтвердить расходы на приобретение имущества. В ходе выездной налоговой проверки от ФИО1 поступило заявление о том, что документы, подтверждающие произведенные расходы по приобретению квартир представить не может. Просит во время проведения выездной налоговой проверки принять расходы, связанные с реализованными ею квартирами. На основании данных Управления Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике по договору б/н от # однокомнатная квартира по адресу: <...> #-# была приобретена ФИО1 в # году у ФИО7 за # руб.. В ходе опроса ФИО7 подтвердила, что квартиру по адресу <...> #-# продала в # году по цене # руб.. Расчет за проданную квартиру произведен в полном объеме. На основании данных Управления Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике по договору б/н от # года двухкомнатная квартира по адресу: <...> #-# была приобретена ФИО1 в 2006 году у ФИО8 за # руб.. На основании данных Управления Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике по договору б/н от # года трехкомнатная квартира по адресу: <...> #-# была приобретена ФИО1 в # году у ФИО9, ФИО10, ФИО11 за 2 550 000,00 руб.. В ходе опроса ФИО9 подтвердила, что квартиру по адресу #А-61 она, ее муж и сын продали в # году по цене # руб. ФИО1. Расчет за проданную квартиру произведен полностью. Представлен акт передачи от # года без номера, согласно которого ФИО1 покупает квартиру у ФИО9 и ее семьи. В связи с произведенными расходами, связанными с получением доходов ФИО1 предоставлен имущественный налоговый вычет за # год в размере # руб., в том числе: # руб. по приобретенной квартире по адресу: <...> #-#; # руб. по приобретенной квартире по адресу: <...> #-#; # руб. по приобретенной квартире по адресу: <...> #-#. В результате проведенной проверки установлен, доход от продажи квартир подлежащий налогообложению в сумме - # руб.. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за # год составила # руб.. В связи с полученным доходом у ФИО1 возникла обязанность по представлению налоговой декларации по НДФЛ за 2006 г. с налогом, исчисленным к уплате. В нарушение пункта 1 статьи 229 НК РФ ФИО1 налоговая декларация по НДФЛ за # год в налоговый орган в установленный законодательством срок до # года не представлена. В соответствии с п. 1 ст. 122 части 1 НК РФ неуплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога и составит в сумме # руб. (# руб. х 20% = # руб.). Непредставление налоговой декларации по НДФЛ за # год влечет привлечение к налоговой ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 119 НК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговую инспекцию в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня. За непредставление ФИО1 в установленный п. 1 ст. 229 НК РФ срок налоговой декларации по НДФЛ за # год сумма штрафа составляет # руб. (# руб. х 30% + # руб. х 10% х (23 полных месяца + 1 неполный месяц). На основании п. 3 ст. 114 НК РФ сумма штрафа, за непредставление налоговой декларации по НДФЛ за # год уменьшена в десять раз и составила # руб. На основании ст. 75 Налогового Кодекса РФ на дату вынесения данного решения за несвоевременную уплату НДФЛ начислены пени в сумме # руб.. Указанные нарушения законодательства о налогах и сборах установлены должностными лицами МРИ ФНС № 8 и подтверждаются материалами выездной налоговой проверки. По факту выявленного правонарушения налогоплательщику направлен акт №# от # г. По результатам рассмотрения материалов проверки # г. вынесено решение №# о привлечении ФИО1 к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Обстоятельства, отягчающие налоговую ответственность либо исключающие привлечение налогоплательщика к ответственности не установлены. На уплату задолженности по налогу, пени и штрафу ответчику направлено требование №# от # г.. В установленный срок должник задолженность не погасил.
В судебном заседании представитель истца ФИО12 исковые требования поддержала в полном объеме по обстоятельствам, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что в отношении ответчика в # году проводилась выездная налоговая проверка, после чего ей было выставлено требование об уплате налога, которое она не исполнила. Акт выездной налоговой проверки был ответчику вручен, и в случае не согласия с ним она могла представить возражения. Проверка была проведена потому, что в # году из Управления Федеральной регистрационной службы по УР поступили сведения о том, что ответчик продала квартиру. В # году она еще только приобрела эту квартиру и в 2007 году должна была представить налоговую декларацию. Факт неуплаты налога установлен только в # году в результате проведения выездной налоговой проверки.
Ответчик ФИО1, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела по последнему известному месту жительства, в судебное заседание не явилась, ее фактическое место жительства не известно.
Установив, что место жительства ответчика не известно, суд в порядке ст. 50 ГПК РФ назначил ей представителя – адвоката Стерхова А.С..
Представитель ответчика адвокат Стерхов А.С., действующий на основании ордера № 862 от 16.09.2010 года, исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, установил следующие обстоятельства.
# года начальником МРИ ФНС № 8 принято решение № # о проведении выездной налоговой проверки по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты ФИО1 налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) за период с # года по # года. Поводом для проведения проверки послужили представленные в МРИ ФНС № 8 сведения Управления Федеральной регистрационной службы по УР о продаже ФИО1 квартиры.
Согласно Акту выездной налоговой проверки № # от # года в результате проведенной в отношении ФИО1 проверки было установлено, что в соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ ФИО1 является плательщиком налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ).
Согласно п. 5 п. 1 ст. 208 НК РФ к доходам от источников Российской Федерации относятся доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации и принадлежащего физическому лицу.
Согласно п. 1 и п. 3 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика. Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 НК РФ.
В ходе выездной налоговой проверки установлено, что ФИО1 в # году получила доход от реализации недвижимого имущества, а именно доход от продажи следующих квартир:
- однокомнатная квартира, расположенная по адресу <...> #-#, продана ФИО2 по цене # руб.;
- двухкомнатная квартира, расположенная по адресу <...> #-#, продана ФИО3 по цене # руб.;
- трехкомнатная квартира, расположенная по адресу <...> #-#, продана по 1/4 доле ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО6 по цене # руб.
Общая сумма дохода, полученная ФИО1 в # году от продажи квартир составила # руб.
В соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ налоговая база для исчисления налога на доходы физических лиц, в отношении которой применяется налоговая ставка 13 процентов, определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 НК РФ.
В соответствии с положениями п.п. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, полученной им в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом # рублей.
Вместо использования права на получение имущественного налогового вычета, налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.
Все квартиры находились в собственности ФИО1 менее трех лет, следовательно, налогоплательщик может воспользоваться либо имущественным вычетом в размере не более # руб., либо документально подтвердить расходы на приобретение имущества.
В ходе выездной налоговой проверки от ФИО1 поступило заявление о том, что документы, подтверждающие произведенные расходы по приобретению квартир она представить не может, в связи с чем она просила во время проведения выездной налоговой проверки принять расходы, связанные с реализованными ею квартирами (Приложение 11 Акта).
На # Союзная, #-# была приобретена ФИО1 в # году у ФИО7 за # руб.. В ходе опроса МРИ ФНС № 8 ФИО7 в качестве свидетеля (приложение 9 Акта) она подтвердила, что квартиру по адресу <...> #-# продала в # году по цене # руб.. Расчет за проданную квартиру произведен в полном объеме.
На основании данных Управления Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике по договору б/н от # года двухкомнатная квартира по адресу: <...> #-# была приобретена ФИО1 в # году у ФИО8 за # руб..
На основании данных Управления Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике по договору б/н от # года трехкомнатная квартира по адресу: <...> #-# была приобретена ФИО1 в # году у ФИО9, ФИО10, ФИО11 за # руб.. В ходе опроса МРИ ФНС № 8 ФИО9 в качестве свидетеля (Приложение 7 Акта) она подтвердила, что квартиру по адресу <...> #-# она, ее муж и сын продали в # году по цене # руб. ФИО1. Расчет за проданную квартиру произведен полностью. Представлен акт передачи от # года без номера, согласно которому ФИО1 покупает квартиру у ФИО9 и ее семьи.
В связи с произведенными расходами, связанными с получением доходов, ФИО1 был предоставлен имущественный налоговый вычет за # год в размере #., в том числе: # руб. по приобретенной квартире по адресу: <...> #-#; # руб. по приобретенной квартире по адресу: <...> #-#; # руб. по приобретенной квартире по адресу: <...> #-#.
Следовательно, в результате проведенной проверки установлен, доход от продажи квартир подлежащий налогообложению в сумме # руб. (# – # – # – # = #). Отсюда, сумма налога, подлежащая уплате ФИО1 в бюджет за # год составила # руб. (# руб. ? 13% = #).
В связи с полученным доходом у ФИО1 возникла обязанность по представлению налоговой декларации по НДФЛ за # г. с налогом, исчисленным к уплате. В нарушение пункта 1 статьи 229 НК РФ ФИО1 налоговая декларация по НДФЛ за # год в налоговый орган в установленный законодательством срок до # года не представлена.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно п. 4 ст. 228 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть НДФЛ за # год должен быть уплачен не позднее # года.
Указанную обязанность ФИО1 также не исполнила.
В связи с обнаружением изложенных фактов # года заместителем начальника МРИ ФНС № 8 принято решение № # о привлечении ФИО1 к налоговой ответственности по ст. 119 п. 2 НК РФ и по ст. 122 п. 1 НК РФ:
1) по ст. 119 п. 2 НК РФ за непредставление налоговой декларации в налоговый орган более 180 дней с назначением штрафа в размере # руб..
В соответствии с п. 2 ст. 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговую инспекцию в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня. За непредставление ФИО1 в установленный п. 1 ст. 229 НК РФ срок налоговой декларации по НДФЛ за # год сумма штрафа составляет # руб. (# руб. х 30% + # руб. х 10% х (23 полных месяца + 1 неполный месяц). На основании п. 3 ст. 114 НК РФ сумма штрафа, за непредставление налоговой декларации по НДФЛ за # год уменьшена в десять раз и составила # руб..
2) по ст. 122 п. 1 НК РФ за неуплату (неполную уплату) суммы НДФЛ за # год в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога и других неправомерных действий (бездействия) с назначением штрафа в размере # руб..
В соответствии с п. 1 ст. 122 части 1 НК РФ неуплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога и составляет в сумме # руб. (# руб. х 20% = # руб.). Непредставление налоговой декларации по НДФЛ за # год влечет привлечение к налоговой ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 119 НК РФ.
Кроме того, на основании ст. 75 Налогового Кодекса РФ на дату вынесения решения о привлечении ФИО1 к налоговой ответственности за несвоевременную уплату НДФЛ начислены пени в сумме # руб. (Приложение 2 Решения).
По факту выявленного правонарушения налогоплательщику направлен акт №# от # г..
# года ФИО1 выставлено требование № # об уплате налога в размере #, пени в размере # руб. и штрафа в размере # руб. и предоставлен срок для исполнения до # года.
В указанный срок данное требование ФИО1 не исполнила.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Учитывая, что в установленные ст. 229 п. 1 НК РФ сроки обязанность по уплате НДФЛ ФИО1 исполнена не была, у нее образовалась недоимка по уплате указанного налога.
В соответствии со ст. 69 Налогового кодекса РФ при наличии у налогоплательщика недоимки по уплате налога налоговым органом в его адрес направляется требование об уплате налога, которым признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Во исполнение указанных предписаний закона # года МРИ ФНС № 8 в адрес ФИО1 заказным письмом было направлено требование № 234 об уплате налога, пени и штрафа по состоянию на # года (реестр направления заказной корреспонденции от # года), которым ей предоставлен срок для его исполнения до # года.
Требование считается полученным ФИО1 # года, однако в установленный им срок она данное требование об уплате НДФЛ не исполнила.
В силу ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Указанной норме Конституции РФ корреспондируют положения ч. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ, согласно которым каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В силу ч. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ сумма налога, не уплаченная налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок, является недоимкой.
В соответствии с п.п. 9, 14 ч. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки и пени; предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о взыскании недоимок и пеней.
Согласно ст. 48 п.п. 1, 2 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования МРИ ФНС № 8 о взыскании с ФИО1 недоимки по уплате НДФЛ за # год в размере # руб. и пени за просрочку его уплаты в размере # руб. являются обоснованными, поскольку предъявлены в суд в надлежащие сроки с представлением достаточных доказательств, подтверждающих факт возникновения такой недоимки, а также размер недоимки, период задолженности, а расчет размера указанной недоимки и пени является арифметически верным, соответствует требованиям закона.
Также суд считает обоснованным и требование МРИ ФНС № 8 о взыскании с ФИО1 штрафа за совершение налоговых правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. 119 п. 2 НК РФ и ст. 122 п. 1 НК РФ, на общую сумму # руб., поскольку представленными документами в полном объеме подтверждено наличие события и состава указанных правонарушений, а расчет суммы штрафов произведен в соответствии с требованиями санкций соответствующих статей, является законным и арифметически верным.
Таким образом, установив, что требования МРИ ФНС № 8 к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу, пени и штрафа являются обоснованными, суд считает необходимым удовлетворить их в полном объеме.
Возражения представителя ответчика, назначенного судом в порядке ст. 50 ГПК РФ, суд считает несостоятельными, поскольку в их подтверждение не были приведены какие-либо обоснованные доводы и доказательства.
В соответствии со ст. 333.17 п. 2 п.п. 2 НК РФ плательщиками государственной пошлины признаются физические лица, если они выступают ответчиками в судах общей юрисдикции и если при этом решение суда принято не в их пользу, а истец освобожден от уплаты государственной пошлины. С учетом суммы удовлетворенных судом требований размер подлежащей взысканию с ответчика государственной пошлины составляет # руб..
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Межрайонной ИФНС России № 8 по Удмуртской Республике к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу, пени и штрафа удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета Российской Федерации задолженность в сумме # руб., в том числе: недоимку по уплате налога на доходы физических лиц за # год в сумме # руб., пени в сумме # руб. и штраф в размере # руб..
Взыскать с ФИО1 в доход Муниципального образования «Город Ижевск» государственную пошлину в размере # руб..
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики через Устиновский районный суд г. Ижевска в течение 10 дней.
Судья К.В. Соснин