Дело №2-1910/2016 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 26 сентября 2016 года г. Троицк Троицкий городской суд Челябинской области в составе: председательствующего: Сойко Ю.Н. при секретаре: Николаевой Е.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жила Н.А., Жила А.А. к Министерству строительства и инфраструктуры Челябинской области, администрации г.Троицка Челябинской области, Управлению жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации г.Троицка Челябинской области об установлении факта признания нуждающимися в жилом помещении, возложении обязанности, признании ненормативных актов органа местного самоуправления недействительными, взыскании компенсации морального вреда, УСТАНОВИЛ Жила Н.А., Жила А.А. обратились в суд иском (с учетом уточненных требований) к Министерству строительства и инфраструктуры Челябинской области, администрации г.Троицка Челябинской области, Управлению жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, транспорта и связи администрации г.Троицка (далее Управление ЖКХ) об установлении факта признания Жила А.Н. с составом семьи 2 человека, Жила А.А. с составом семьи 1 человек нуждающимися в жилом помещении с 26 февраля 2001 года, возложении на Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области обязанности включить Жила Н.А. в составом семьи 2 человека, Жила А.А. с составом семьи 1 человек в Сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на получение государственных жилищных сертификатов в 2017 году по категории граждан, признанных вынужденными переселенцамис даты постановки на учет -26 февраля 2001 года, признании недействительным постановления администрации г.Троицка от 14 июля 2016г. № 1384 «Об отмене постановления от 01 июля 2015г. № 1281 «О включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» Жила Н.А.», признании недействительным постановления администрации г.Троицка от 14 июля 2016г. № 1385 «Об отмене постановления от 01 июля 2015г. № 1280 «О включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» Жила А.А.», признании недействительным постановления администрации г.Троицка от 01 июля 2015г. № 1279 «О снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, исключении из состава участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» Ж.Р.Т.», возложении на администрацию г.Троицка Челябинской области обязанности включить Жила Н.А. в составом семьи 2 человека, Жила А.А. с составом семьи 1 человек в Сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» на получение государственных жилищных сертификатов в 2017 году по категории граждан, признанных вынужденными переселенцамис даты постановки на учет - 26 февраля 2001 года, взыскании с администрации г.Троицка Челябинской области, Управления жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации г.Троицка Челябинской области в равных долях компенсации морального вреда в пользу семьи Жила Н.А.в составе двух человек в сумме 666 000 рублей, в пользу Жила А.А. 333 000 рублей. взыскании с ответчиков в равных долях расходов по оплате услуг представителя в размере 18 000 рублей по 9000 рублей в пользу каждого истца, расходов по оплате государственной пошлины в размере 1200 рублей. В обоснование исковых требований указали, что решением миграционной службы при администрации Челябинской области семья в составе: отца Жила А.Н., матери Ж.Р.Т., несовершеннолетних истцов, была признана вынужденными переселенцами. Постановлением главы г.Троицка от 26 февраля 2001г. № 99 «Об утверждении протокола № 3 заседания жилищной комиссии от 26 февраля 2001г.» семья Жила в составе 4 человек поставлена на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий. Постановлением администрации г.Троицка от 29 июня 2012г. № 1144 «Об утверждении протокола заседания жилищной комиссии администрации г.Троицка № 3 от 29 июня 2012г.» внесены изменения в учетное дело № 5232, в части изменения состава семьи, определен состав семьи : Жила А.Н. - 1 человек, с присвоением номера учетного дела 5232/2, Ж.Р.Т. - 4 человека, с присвоением номера учетного дела - 5232/1 с включением в состав семьи Ж.Д.Н., <данные изъяты>. Решением Управления Федеральной миграционной службы по Челябинской области от 19 мая 2015 года Ж.Р.Т. отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца. Постановлением администрации г.Троицка от 01 июля 2015г. № 1279 Ж.Р.Т. снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, исключена из сводного списка граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы (далее Подпрограммы»). Истцы считают данное постановление незаконным, поскольку Ж.Р.Т. заявление о снятии с учета нуждающейся в жилом помещении не подавала, отсутствуют основания, предусмотренные ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ. Постановлением администрации г.Троицка Челябинской области от 01 июля 2015г. № 1280 Жила А.А. с составом семьи 1 человек включен в состав участников «Подпрограммы» с даты постановки на учет 26.02.2001г. и внесен в сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на получение государственных жилищных сертификатов в 2016 году по Челябинской области, категория - граждан, признанных вынужденными переселенцами под порядковым номером № 3. Постановлением администрации г.Троицка Челябинской области от 01 июля 2015г. № 1281 Жила Н.А. с составом семьи 2 человека включен в состав участников «Подпрограммы» с даты постановки на учет 26.02.2001г. и внесен в сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на получение государственных жилищных сертификатов в 2016 году по Челябинской области, категория - граждан, признанных вынужденными переселенцами под порядковым номером № 2. 12 мая 2016 года истцам отказано в оформлении государственных жилищных сертификатов, в связи с отсутствием в учетных делах решения органа местного самоуправления о постановке истцов на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Постановлением администрации г.Троицка от 14 июля 2016г. № 1384 отменено постановление от 01 июля 2015г. № 1281 «О включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» Жила Н.А.». Постановлением администрации г.Троицка от 14 июля 2016г. № 1385 отменено постановление от 01 июля 2015г. № 1280 «О включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» Жила А.А.». Вышеуказанные постановления истцы считают незаконными, поскольку они являлись членами семьи Ж.Р.Т., постановлением главы г.Троицка от 26 февраля 2001 года признаны нуждающимися в жилых помещениях в составе семьи вынужденного переселенца Ж.Р.Т.. Считают, что незаконными действиями ответчиков администрации г.Троицка и Управления ЖКХ истцам, в том числе несовершеннолетней Ж.Д.Н. причинены нравственные страдания. Истец Жила Н.А., действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетней Ж.Д.Н., истец Жила А.А., их представитель Жила А.Н. в судебном заседании участвовали, исковые требования поддержали. Представитель ответчика- администрации г.Троицка Челябинской области Шиндина О.Б. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Представитель ответчика - Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области Карловская А.Ю. в судебном заседаниивозражала против удовлетворения исковых требований. Представитель ответчика - Управления жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, транспорта и связи администрации г.Троицка Челябинской области в судебном заседании не участвовал, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом. На основании ст.167 Гражданского кодекса Российской Федерации суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления ЖКХ. Заслушав объяснения сторон, исследовав доказательства, суд решил в удовлетворении исковых требований отказать по следующим основаниям. Жилищные правоотношения возникают из юридических фактов, с которыми закон и иные нормативные правовые акты связывают возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей, составляющих содержание этих правоотношений, и из действий участников этих правоотношений, которые в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности (статья 10 Жилищного кодекса Российской Федерации). Статус вынужденных переселенцев, экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации устанавливает Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4530-I «О вынужденных переселенцах ». Статьей 5 приведенного Закона определено, что решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных данным Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (абзац третий пункта 2). В силу п. 1 ст. 7 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4530-I федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий включают вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации в список граждан на получение жилья независимо от срока проживания в данной местности; предоставляют вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений, социальные выплаты на их приобретение. Указанные социальные выплаты за счет средств федерального бюджета предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (подпункты 2, 4). Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 ноября 2000 года N 845 утверждено Положение "О жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации", в соответствии с которым федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют в соответствии с жилищным законодательством и настоящим Положением учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставляют им жилые помещения для постоянного проживания (подпункт "б" пункта 3 Положения). Органы местного самоуправления по месту жительства вынужденных переселенцев в соответствии с жилищным законодательством осуществляют учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), независимо от срока их проживания в данной местности (пункт 37). В силу п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. N 153 (ред. от 18.02.2013, действовавшей до 15 июля 2016 года) "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Указанным ваше Постановлением утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы. С 16 июля 2016 года выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов осуществляется в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы (Постановление Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 (ред. от 05.07.2016)). Подпунктом "ж" пункта 5 Правил (ред. от 18.02.2013) предусмотрено, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в том числе, граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений Подпунктом "ж" пункта 5 Правил (ред. Постановления Правительства РФ от 05 июля 2016г. № 629) предусмотрено, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в том числе, граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и включенные территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; В соответствии с пп. "б" п. 17 Правил (ред. от 23.09.2015г.) применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются в отношении граждан, указанных в подпункте "ж" пункта 5 настоящих Правил - постоянно проживающие совместно с ним лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, а также несовершеннолетние дети независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца. В силу пп. "б" п. 17 Правил (ред. от 05 июля 2016г.) членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются в отношении граждан, указанных в подпункте "ж" пункта 5 настоящих Правил, - проживающие с гражданином - участником подпрограммы независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем. Согласно пунктам 19, 21, 24, 26 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в подпункте "ж" пункта 5 настоящих Правил, подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявление об участии в подпрограмме, а также предоставляют определенный подпунктом "д" пакет документов, по результатам проверки которых принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Судом установлено, что 29 апреля 1997 года решением миграционной службы при администрации Челябинской области Ж.Р.Т., <данные изъяты> Жила А.Н. были признаны вынужденными переселенцами. В удостоверении вынужденного переселенца Ж.Р.Т. также включены <данные изъяты> Жила Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Жила А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. 06 февраля 2001 года Ж.Р.Т., являясь вынужденным переселенцем, обратилась с заявлением на имя главы г.Троицка о предоставлении ее семье, состоящей из четырех человек (супруга Жила А.Н., дети Жила Н.А., Жила А.А.), жилья, приобретенного за счет средств, выделенных ФМС России из федерального бюджета. Решением жилищной комиссии, утвержденной постановлением главы г.Троицка Челябинской области № 99 от 26 февраля 2001 года, Ж.Р.Т., с составом семьи 4 человека, как вынужденный переселенец поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, заведено учетное дело. На момент постановки на учет членами семьи Ж.Р.Т. являлись <данные изъяты> Жила А.Н., несовершеннолетние дети Жила Н.А.. Жила А.А.. 01 июня 2005 года удостоверение вынужденного переселенца выдано Жила Н.А., 11 мая 2010 года удостоверение выдано Жила А.А.. Статус вынужденных переселенцев продлен до 29 апреля 2017 года. Решением жилищной комиссии администрации г.Троицка, утвержденной постановлением администрации г.Троицка Челябинской области № 1144 от 29 июня 2012 года, на основании заявлений Жила А.Н. и Ж.Р.Т. внесены изменения в учетное дело № и список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" по категории вынужденных переселенцев, в связи с расторжением брака разделена очередность и определен состав семьи : Жила А.Н. - 1 человек, с присвоением номера учетного дела №, Ж.Р.Т.- 3 человека, с присвоением номера учетного дела №, в состав семьи Ж.Р.Т. включена Ж.Д.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (<данные изъяты> Жила Н.А.). Данные обстоятельства подтверждаются удостоверением вынужденного переселенца Ж.Р.Т. (л.д.6-8 т.1), удостоверением вынужденного переселенца Жила А.Н. (л.д.9-12 т.1), удостоверением вынужденного переселенца Жила А.А. (л.д.13-15 т.1), удостоверением вынужденного переселенца Жила Н.А. (л.д.16-20 т.1), постановлением главы г.Троицка Челябинской области № 99 от 26 февраля 2001 года об утверждении протокола заседания жилищной комиссии № 3 от 26.02.2001г. (л.д.21-23 т.1), постановлением администрации г.Троицка Челябинской области № 1144 от 29 июня 2012 года об утверждении протокола № 3 заседания жилищной комиссии от 29.06.2012г. (л.д.24-26 т.1), заявлением Ж.Р.Т. от 06.02.2001г. (л.д.225 т.2). Решением УФМС России по Челябинской области от 19 мая 2015 года Ж.Р.Т. отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца (л.д.27 т.1). 28 мая 2015 года Ж.Р.Т. в Управление ЖКХ представлено заявление об исключении ее из состава семьи и включении в программу "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" по категории вынужденных переселенцев ее сыновей как самостоятельных участников программы с сохранением очередности, в связи с тем, что ей отказано в продлении статуса вынужденного переселенца. Постановлением администрации г.Троицка № 1279 от 01 июля 2015 года Ж.Р.Т. снята с учета нуждающихся в жилых помещениях и исключена из состава участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», по категории - граждане признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений. На основании постановления администрации г.Троицка № 1280 от 01 июля 2015 года Жила А.А. включен в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», по категории - граждане признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, с составом семьи 1 человек, с даты постановки на учет 26 февраля 2001 года. Постановлением администрации г.Троицка № 1281 от 01 июля 2015 года Жила Н.А. включен в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», по категории - граждане признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, с составом семьи 2 человека, с даты постановки на учет 26 февраля 2001 года. 12 мая 2016 года истцам отказано в выдаче государственных жилищных сертификатов в связи с отсутствием в их учетных делах решений органа местного самоуправления о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Постановлением администрации г.Троицка № 1385 от 14 июля 2016 года отменено постановление № 1280 от 01 июля 2015 года о включении Жила А.А. в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», по категории - вынужденные переселенцы. Постановлением администрации г.Троицка № 1384 от 14 июля 2016 года отменено постановление № 1281 от 01 июля 2015 года о включении Жила Н.А. из состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», по категории - вынужденные переселенцы. Изложенное подтверждается постановлением администрации г.Троицка № 1279 от 01 июля 2015 года (л.д. 28 т.1), постановлением администрации г.Троицка № 1280 от 01 июля 2015 года (л.д.29 т.1), постановлением администрации г.Троицка № 1281 от 01 июля 2015 года (л.д.30 т.1), информацией администрации г.Троицка от 12 мая 2016г.(л.д.31,32 т.1), Сводным списком граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на получение государственных жилищных сертификатов в 2016 году по Челябинской области (л.д.40-21 т.1), постановлением администрации г.Троицка № 1384 от 14 июля 2016 года (л.д. 85 т.1), постановлением администрации г.Троицка № 1385 от 14 июля 2016 года (л.д. 86 т.1), заявлением Ж.Р.Т. от 28 мая 2015г. (л.д.145 т.2). Оспаривая постановления администрации г.Троицка № 1384 и № 1385 от 14 июля 2016 года об исключении из состава участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», по категории - вынужденные переселенцы, истцы в обоснование исковых требований ссылаются на то, что были поставлены на учет нуждающихся в жилых помещениях 26 февраля 2001 года в составе семьи Ж.Р.Т. и являясь вынужденными переселенцами, имеют право на получение государственных жилищных сертификатов. Суд не может согласиться с данными доводами истцов исходя из следующего. Для предоставления гражданам государственных жилищных сертификатов необходима совокупность следующих обстоятельств: признание в установленном порядке вынужденными переселенцами и включение территориальными органами Федеральной миграционной службы в Сводные списки вынужденных переселенцев, нахождение в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. В соответствии со ст.6 Закона Челябинской области от 16 июня 2005 года № 389-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления в Челябинской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» граждане считаются принятыми на учет со дня принятия решения органом местного самоуправления о принятии на учет. При рассмотрении заявлений, поданных несколькими гражданами одновременно (в один день), их очередность определяется исходя из времени подачи заявлений о принятии на учет и необходимых документов. В судебном заседании достоверно установлено, что истцы Жила Н.А. и Жила А.А. являлись членами семьи Ж.Р.Т. в момент постановки 26 февраля 2001 года ее на учет нуждающихся в жилых помещениях как вынужденного переселенца. С 2010 года Жила Н.А. совместно с Ж.Р.Т. не проживает, Жила А.А. не проживает с матерью с 2014 года. При этом истцы с заявлениями о признании их нуждающимися в жилых помещениях для самостоятельного улучшения жилищных условий не обращались, органом местного самоуправление решения о постановки на учет Жила Н.А. с составом семьи двух человек, в том числе <данные изъяты> Ж.Д.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Жила А.А. с составом семьи 1 человек принимались. Данные обстоятельства подтверждаются объяснением сторон, заявлением Ж.Р.Т. от 03 июня 2014г. (л.д. 157 т.2),заявлением Жила А.А. от 03.06.2014г.(л.д. 222 т.2). 01 июля 2015 года Ж.Р.Т. снята с учета нуждающихся в жилых помещениях и исключена из состава участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, в связи с утратой статуса вынужденного переселенца. При принятии органом местного самоуправления решения о снятии с учета Ж.Р.Т. с учета нуждающихся в жилых помещениях, исключении из состава участников подпрограммы, снятию с учета подлежали все лица, указанные заявителем в качестве членов семьи, поскольку разделение учетного дела гражданина, принятого на учет нуждающихся в жилых помещениях, между его членами семьи на несколько учетных дел, с сохранением первоначальной даты постановки на учет жилищным законодательством не предусмотрено. В соответствии со ст. 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов. Органом местного самоуправления решение об отказе в признании Жила А.А. и Жила Н.А. нуждающимися в жилых помещениях не принималось, право на обращение с заявлениями о признании нуждающимися в жилых помещениях у истцов не утрачено, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения требований об установлении факта признания Жила А.Н. с составом семьи 2 человека, Жила А.А. с составом семьи 1 человек нуждающимися в жилом помещении с 26 февраля 2001 года. При отсутствии решений о признании семьи Жила А.А. и семьи Жила Н.А. нуждающимися в жилых помещениях, администрацией г.Троицка обосновано принято постановление № 1384 от 14 июля 2016г. «Об отмене постановления от 01 июля 2015г. № 1281 «О включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» Жила Н.А.», а также постановление от 14 июля 2016г. № 1385 «Об отмене постановления от 01 июля 2015г. № 1280 «О включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» Жила А.А.», оснований для признания данных постановлений недействительными не имеется. Поскольку на момент рассмотрения спора истцы не состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, оснований для возложения на администрацию г.Троицка и Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области обязанности включить Жила Н.А. в составом семьи 2 человека, Жила А.А. с составом семьи 1 человек в Сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на получение государственных жилищных сертификатов в 2017 году по категории граждан, признанных вынужденными переселенцами, не имеется. В силу ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным, в случае если не соответствует закону или иным правовым актам, нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица. В соответствии со ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; 6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке. Судом не установлено оснований для признания постановления администрации г.Троицка от 01 июля 2015г. № 1279 «О снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, исключении из состава участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» Ж.Р.Т. недействительным, поскольку 28 мая 2015 года Ж.Р.Т. представлено заявление об исключении из состава участников программы, в связи с утратой ею статуса вынужденного переселенца (л.д.145 т.2).. Ж.Р.Т. была поставлена 26 февраля 2001 года на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как лицо, относящееся к категории вынужденных переселенцев. При утрате статуса вынужденного переселенца у Ж.Р.Т. отсутствовали основания состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. При наличии заявления Ж.Р.Т. от 28 мая 2015г., утраты ею статуса вынужденного переселенца, администрацией г.Троицка в силу пункта 1 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации принято законное решение о снятии Ж.Р.Т. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении. Суд не может согласиться с доводами истцов о том, что заявление Ж.Р.Т. об исключении из числа участников программы для предоставления государственного жилищного сертификата от 28 мая 2015 года не содержало волеизъявления о снятии ее с учета нуждающейся в жилом помещении, поскольку Ж.Р.Т. была поставлена на учет как вынужденный переселенец (л.д.225 т.2), с заявлением о предоставлении жилья по договору социального найма Ж.Р.Т. не обращалась, органом местного самоуправления решение о постановке на учет Ж.Р.Т. по данному основанию не принималось. Доводы истцов о том, что в постановлении администрации г.Троицка № 1279 от 01 июля 2015 года не указано основание для снятия Ж.Р.Т. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении нельзя признать обоснованными, поскольку основанием для принятия оспариваемого постановления указано заявление Ж.Р.Т., что соответствует п.1 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации. Истцами заявлены также требования о взыскании с ответчиков администрации г.Троицка Челябинской области, Управления жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, транспорта и связи администрации г.Троицка Челябинской области денежной компенсации морального вреда. Разрешая исковые требования о компенсации морального вреда, суд исходит из положений ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Требования о взыскании денежной компенсации морального вреда истцы обосновывают нарушением их прав на предоставление жилых помещений. Оснований для возмещения морального вреда вытекающего из нарушений имущественных прав истцов, прямо предусмотренных законом, суд не усматривает. Доказательств того, что действиями ответчиков были нарушены личные неимущественные права истцов, суду представлено не было, оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется. В связи с отказом истцам в удовлетворении исковых требований, оснований для взыскания в их пользу судебных расходов не имеется. Руководствуясь статьями 14, 56, 194 и 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации РЕШИЛ Жила Н.А., Жила А.А. в удовлетворении исковых требований к Министерству строительства и инфраструктуры Челябинской области, администрации г.Троицка Челябинской области, Управлению жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации г.Троицка об установлении фактов признания нуждающимися в жилом помещении, возложении обязанности о включении в Сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на получение государственных жилищных сертификатов в 2017 году по категории граждан, признанных вынужденными переселенцами, признании недействительным постановления администрации г.Троицка от 14 июля 2016г. № 1384, признании недействительным постановления администрации г.Троицка от 14 июля 2016г. № 1385, признании недействительным постановления администрации г.Троицка от 01 июля 2015г. № 1279, взыскании компенсации морального вреда отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Троицкий городской суд. Председательствующий: Определением Судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 19.01.2017 решение Троицкого городского суда Челябинской области от 26 сентября 2016 года отменено, по делу принято новое решение: Иск Жила Н.А, Жила А.А. удовлетворить частично. Признать недействительным постановление администрации г. Троицка от 14 июля 2016 года № 1384 "об отмене постановления от 01 июля 2015 года № 1281 "О включении в состав участников подпрограммы "выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы Жила Н.А." Признать недействительным постановление администрации г.Троицка от 14 июля 2016 года № 1385 "Об отмене постановления от 01 июля 2015 года № 1280 "О включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы Жила А.А." |