ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1911/2015 от 04.12.2015 Тверской районного суда (Город Москва)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 декабря 2015 года <адрес>

Тверской районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Москаленко М.С.,

при секретаре ФИО3,

с участием представителя истца ФИО4,

ответчика ФИО1,

представителя ответчика ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Домодедовской таможни <адрес> к ФИО1 о взыскании таможенных платежей,

УСТАНОВИЛ:

Домодедовская таможня <адрес> обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании таможенных платежей в размере <данные изъяты> руб. 17 коп. и пени в сумме <данные изъяты> руб. 37 коп., согласно прилагаемого расчета.

В обоснование требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ гражданин Российской Федерации ФИО2, прибывший рейсом № сообщением Вена - Москва, подал пассажирскую таможенную декларацию на товар, в которой указал: комиссионное охотничье ружье с нарезным стволом калибра 6,5х 65R № 28584производство фирмы <данные изъяты> в количестве 1 шт. и и 300 шт. патронов к нему, стоимостью <данные изъяты> евро; комиссионные охотничьи ружья гладкоствольные калибра и производства фирмы «Koschat» в количестве 2 шт., стоимостью <данные изъяты> евро. При декларировании товаров, ФИО1 предъявлены разрешения МВД РФ ГУОООП МВД России серия РВГ от ДД.ММ.ГГГГ, серия РВГ от ДД.ММ.ГГГГ. На основании представленных разрешений товар ДД.ММ.ГГГГ был выпущен таможенным органом в свободное обращение. На момент пересечения таможенной границы Таможенного союза ФИО1 была подана пассажирская таможенная декларация в которой указано, что стоимость ввезенных товаров составляет 6 566 евро. Главным управлением по борьбе с контрабандой ФТС России (далее - ГУБК России) проведен анализ таможенного декларирования ввезенного оружия ФИО1, направлен международный запрос в таможенную службу Австрии с целью получения экспортных товаросопроводительных документов, позволяющих установить реальную стоимость товара. Согласно полученного ответа от ДД.ММ.ГГГГ, стоимость охотничьего ружья с нарезным стволом калибра 6,5х 65R производство <данные изъяты> в количестве 1 шт., купленного в Австрии, ФИО1ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты> евро, а не <данные изъяты> евро, стоимость двух единиц охотничьих ружей гладкоствольных калибра 20/70 и производства фирмы <данные изъяты>» приобретенных в Австрии, ФИО1ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты> евро, а не <данные изъяты> евро, как задекларировал их ФИО1 Таможенная стоимость ввезенных товаров на момент пересечения границы ФИО1 составляет <данные изъяты> руб. 89 коп. Сумма подлежащих уплате таможенных платежей при ввозе ФИО1 указанных ружей и патронов к ним для личного пользования, с учетом полученной от Австрии ценовой информации, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> руб. 17 коп. Гражданин РФ ФИО1 заявил недостоверные сведения о стоимости ввозимых товаров, что повлекло за собой неуплату таможенных платежей в размере <данные изъяты> руб. 17 коп. Таможенным органом проведена камеральная таможенная проверка по вопросам исчисления, полноты и своевременности уплаты таможенных платежей в отношении ФИО1 по результатам которой составлен акт камеральной таможенной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлено превышение стоимостных норм ввоза товаров ФИО1ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с решением по результатам таможенной проверки <данные изъяты>, актом камеральной таможенной проверки /А0042 таможенным органом составлен акт таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей , а также выставлено требование об уплате таможенных платежей , которое письмом таможни от ДД.ММ.ГГГГ направлено в адрес ФИО1 Письмо таможни от ДД.ММ.ГГГГ с требованием об оплате таможенных платежей направлено в адрес ФИО1 Вышеуказанное письмо возвращено, в связи с истечением срока хранения. В соответствии с требованием об уплате таможенных платежей от ДД.ММ.ГГГГ, а также актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей от ДД.ММ.ГГГГ, за ФИО1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ числится задолженность по уплате сумм таможенных платежей/пеней/процентов в размере <данные изъяты> руб. 32 коп.

Представитель истца Домодедовской таможни <адрес> по доверенности ФИО4 в судебном заседании требования поддержала, по доводам, изложенным в иске.

Ответчик ФИО1 и его представитель ФИО5 в судебном заседании возражали против удовлетворения требований по доводам, изложенным в отзыве и пояснениях к нему, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ ответчиком ввезен товар (три охотничьих ружья, патроны) через пассажирский таможенный пост Домодедовской таможни, задекларирован в порядке, установленном таможенным законодательством, запреты и ограничения, связанные с ввозом оружия соблюдены. Данный товар должностными лицами таможенного органа отнесен к товарам для личного пользования и выпущен в свободное обращение без уплаты таможенных платежей, так как общая стоимость трех ружей составляет согласно представленным таможенному органу документам <данные изъяты> евро. С целью выявления нарушений таможенных правил таможенным органом проведена в отношении ФИО1 камеральная таможенная проверка, составлен акт камеральной таможенной проверки. Таможенный орган не наделен полномочиями по проведению таможенных проверок, в том числе камеральных, в отношении физических лиц, и сведения, полученные в ходе данного мероприятия, не могут быть использованы с целью взыскания таможенных платежей. На основании незаконно, с явным превышением должностных полномочий, проведённой камеральной таможенной проверке вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ/Т0042, согласно которому необходимо обеспечить принятие мер, направленных на довзыскание таможенных платежей с ФИО1 Указанным решением таможенная стоимость товаров определена истцом на основании Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза". Ни положения ТК ТС, ни положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", ни положения Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза", устанавливающие методы определения таможенной стоимости товаров к товарам, ввезенным для личного пользования не применяются, каких-либо норм, регулирующих решение о принятии мер, направленных на довзыскание таможенных платежей таможенное законодательство Таможенного союза и РФ не содержит, в связи с чем, решение таможенного органа от ДД.ММ.ГГГГ не основано на законе и исполнению не подлежит. Решение не содержит конкретную сумму, подлежащую к взысканию с ответчика, а акт обнаружения неуплаты или не полной уплаты таможенных платежей, налогов от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого выставлено требование об уплате таможенных платежей от ДД.ММ.ГГГГ, составлен на его основании, сумма подлежащих к взысканию таможенный платежей с ответчика установлена, помимо указанных ранее нарушений, безосновательно и взысканию с ФИО1 не подлежит. Кроме того, согласно заключению эксперта по культурным ценностям Министерства культуры РФ перемещаемые ответчиком ружья представляют историческую ценность для Европы и России, являются культурными ценностями, их возраст составляет более 100 лет. Перемещение указанных ружей, являющихся культурными ценностями, не подлежат обложению таможенными платежами и налогами. В связи с отсутствием специальных юридических знаний ответчиком заключен договор по оказанию юридических услуг, произведена оплата <данные изъяты> руб., которые просит взыскать с истца.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, находит требования подлежащими отклонению, по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 352 ТК ТС товары для личного пользования перемещаются через таможенную границу в соответствии с положениями главы 49 ТК ТС "Особенности перемещения товаров для личного пользования", а в части, не урегулированной настоящей главой, - в соответствии с порядком, установленным таможенным законодательством Таможенного союза.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что гражданин Российской Федерации ФИО1ФИО1, приобрел в Австрии охотничье ружье с нарезным стволом калибра 6,5х 65R производство фирмы <данные изъяты> в количестве 1 шт.и и 300 шт. патронов к нему комиссионные охотничьи ружья гладкоствольные калибра 20/70 и производства фирмы <данные изъяты> в количестве 2 шт.

ДД.ММ.ГГГГ прибыв рейсом сообщением Вена - Москва, подал пассажирскую таможенную декларацию на товар, в которой указал: комиссионное охотничье ружье с нарезным стволом калибра 6,5х 65R производство фирмы <данные изъяты> в количестве 1 шт.и и 300 шт. патронов к нему, стоимостью <данные изъяты> евро; комиссионные охотничьи ружья гладкоствольные калибра 20/70 и производства фирмы «Koschat» в количестве 2 шт., стоимостью <данные изъяты> евро (л.д. 28-30).

При перемещении через таможенную границу Таможенного союза произведен таможенный досмотр четырех мест багажа, принадлежащих ФИО1, в результате которого установлено, что товары, указанные в пассажирской таможенной декларации, соответствуют товарам, ввезенным гражданином ФИО1, о чем составлен акт таможенного досмотра (л.д. 31-32).

При декларировании товаров, ФИО1 предъявлены разрешения МВД РФ ГУОООП МВД России на ввоз из Австрии в Россию оружия (патронов) серии РВГ от ДД.ММ.ГГГГ, серии РВГ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 34).

ДД.ММ.ГГГГ Домодедовская таможня выпустила охотничье ружье с нарезным стволом калибра 6,5х 65R производство фирмы «Holland & Holland» в количестве 1 шт.и и 300 шт. патронов к нему комиссионные охотничьи ружья гладкоствольные калибра 20/70 и производства фирмы <данные изъяты> в количестве 2 шт. на таможенную территорию РФ в свободное обращение.

Главным управлением по борьбе с контрабандой ФТС России проведен анализ таможенного декларирования ввезенного оружия ФИО1, направлен международный запрос в таможенную службу Австрии с целью получения экспортных товаросопроводительных документов, для установления реальной стоимости товара.

Согласно полученного ответа от ДД.ММ.ГГГГ, стоимость охотничьего ружья с нарезным стволом калибра 6,5х 65R производство <данные изъяты> в количестве 1 шт., купленного в Австрии, ФИО1ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты> евро (л.д. 43), стоимость двух единиц охотничьих ружей гладкоствольных калибра 20/70 и производства фирмы <данные изъяты> приобретенных в Австрии, ФИО1ДД.ММ.ГГГГ составила - <данные изъяты> евро (л.д. 41).

Таможенная стоимость ввезенных ФИО1 товаров на момент пересечения границы РФ, согласно прилагаемого истцом расчета, составила <данные изъяты> руб. 89 коп. Истцом произведен расчет суммы таможенных платежей, с учетом полученной от Австрии ценовой информации, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ которая составила <данные изъяты> руб. 17 коп.

Таможенным органом проведена камеральная таможенная проверка по вопросам исчисления, полноты и своевременности уплаты таможенных платежей в отношении ФИО1 по результатам которой составлен акт камеральной таможенной проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23-28).

ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с решением по результатам таможенной проверки <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ(л.д. 19-22), актом камеральной таможенной проверки от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 23-28) таможенным органом составлен акт таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей (л.д. 18), а также выставлено требование об уплате таможенных платежей в размере <данные изъяты> руб. 32 коп. (таможенная пошлина <данные изъяты> руб. 17 коп. и пени - <данные изъяты> руб. 37 коп.) (л.д. 12-14), которое письмом от ДД.ММ.ГГГГ направлено в адрес ФИО1 Письмо возвращено, в связи с истечением срока хранения (л.д. 15-17).

Данный факт и послужил основанием для обращения Домодедовской таможни <адрес> с настоящим иском в суд.

Ответчик полагает, что у таможенных органов не имелось оснований проводить в отношении него, как физического лица, таможенную проверку.

Суд не может согласиться с данным доводом ответчика.

Согласно ст. 99 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. Таможенный контроль после выпуска товаров проводится в формах и порядке, которые установлены главами 16 и (или) 19 Таможенного кодекса Таможенного союза.

В соответствии со ст. 131 Таможенного кодекса Таможенного союза (глава 19) одной из форм таможенного контроля является камеральная таможенная проверка документов и сведений, включающая в себя изучение и анализ сведений, содержащихся в таможенных декларациях, коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом, сведений контролирующих государственных органов государств - членов таможенного союза, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов, о деятельности указанных лиц.

Согласно ч. 4 ст. 98 Таможенного кодекса Таможенного союза в целях проведения таможенного контроля после выпуска товаров таможенные органы вправе запрашивать и получать коммерческие и бухгалтерские документы, иную информацию, в том числе в электронной форме, относящуюся к перемещению товаров через таможенную границу, их выпуску и использованию на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами.

Согласно ч. 1 ст. 122 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенная проверка проводится таможенными органами в целях проверки соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.

При таможенной проверке таможенными органами проверяются достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров (п. 2 ч. 3).

В силу указанных норм права Домодедовская таможня была вправе провести камеральную проверку и действовала в пределах своих полномочий.

Возражая против удовлетворения требования, ответчик указывает на то, что ввезенные им ружья представляют историческую ценность для Европы и России, являются культурными ценностями, их возраст составляет более 100 лет.

В подтверждение доводов представлено заключение эксперта по культурным ценностям Министерства культуры РФ ФИО6, который подтвердил, что ввезенные ФИО1 на территорию Российской Федерации предметы являются культурными ценностями.

Согласно заключения эксперта пара комиссионных охотничьих ружей гладкоствольные калибра 20/70 и производства фирмы <данные изъяты> год выпуска до 1910 года являются антикварными, с момента их производства прошло более 100 лет, представляют собой произведение искусства 18-19 веков и имеют историческую ценность как для Европы, так и для России. Охотничье ружье с нарезным стволом калибра 6,5х 65R производство фирмы <данные изъяты> в количестве и 300 шт. патронов к нему, год выпуска 1908, является антикварным, с момента его производства прошло более 100 лет представляет собой произведение искусства 18-19 веков и имеет историческую ценность как для Европы, так и для России.

У суда нет оснований не доверять представленным ответчиком заключению эксперта по культурным ценностям Министерства культуры РФ ФИО6

Согласно ст. 5 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О вывозе и ввозе культурных ценностей" - ввоз культурных ценностей представляет собой перемещение любыми лицами в любых целях через Государственную границу Российской Федерации культурных ценностей, находящихся на территории иностранного государства, без обязательства их обратного вывоза.

В соответствии с Приложением 3 к Соглашению между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском", культурные ценности независимо от веса и таможенной стоимости, являясь товарами для личного пользования, перемещаются через таможенную границу с освобождением от уплаты таможенных платежей.

В соответствии со ст. 12 закона "О вывозе и ввозе культурных ценностей" федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, выполняют в пределах своей компетенции осуществляет функции органов государственного регулирования вывоза и ввоза культурных ценностей и контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее - Таможенный союз) и законодательством Российской Федерации.

Ответчик ФИО1 имеет лицензию на коллекционирование оружия и патронов (л.д. 33). Судом установлено, что при ввозе товара - охотничьих ружей таможенные правила соблюдены: товар задекларирован, представлен должностным лицам таможенных органов в целях осуществления возложенной на них функции таможенного контроля.

Учитывая, что ввезенный ответчиком товар: комиссионное охотничье ружье с нарезным стволом калибра 6,5х 65R производство фирмы <данные изъяты>» и 300 шт. патронов к нему, комиссионные охотничьи ружья гладкоствольные калибра 20/70 и производства фирмы <данные изъяты> в количестве 2 шт. являются культурными ценностями, то они перемещаются через таможенную границу с освобождением от уплаты таможенных платежей

При таких обстоятельствах суд находит требования о взыскании таможенных платежей в размере <данные изъяты> руб. 17 коп. и пени в сумме <данные изъяты> руб. 37 коп. не обоснованными и подлежащими отклонению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске Домодедовской таможни <адрес> к ФИО1 о взыскании таможенных платежей – отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Апелляционная жалоба подается через Тверской районный суд <адрес>.

Судья М.С. Москаленко